Как управлять коробкой автомат урок. Особенности эксплуатации авто с акпп

23 ноября 2016

Автомат (автоматическая трансмиссия, АКП или АКПП) – это воистину революционное открытие в мире автомобилестроения, которое позволило в разы увеличить число автолюбителей по всему миру. Изначально она предназначалась для американских домохозяек. Сейчас на АКПП ездит большинство автолюбителей в США и менее половины водителей России. В Европе до сих пор предпочитают механику из соображений практичности езды по бездорожью, однако автомобили с автоматической трансмиссией здесь составляют порядка 20% от рынка новых машин.

Преимущества автоматической трансмиссии

В настоящей статье будет рассмотрено, как управлять автомобилем с классической гидромеханической АКП. При езде на автомате требуется минимальное участие водителя в переключении передач (скоростей). Чтобы поехать на такой машине, нужно всего лишь включить режим D (движение) с помощью рычага коробки передач. Машина при этом сразу тронется, если, конечно, не нажимать на тормоз. АКПП сама будет переключать передачи при поездке в зависимости от скорости движения автомобиля.

Ездить на автомате существенно легче, чем с механикой, поскольку на автомобиле с АКПП не нужно выжимать сцепление и переставлять рычаг для переключения передач во время движения. Это удобно в условиях больших городов с пробками на дорогах. При езде на автомате задействуется только одна нога (правая), которую достаточно лишь снимать с педали тормоза, чтобы двигаться в медленном темпе в режиме D.

Кроме этого, коробка на автомате приветствуется представительницами слабого пола по причине того, что позволяет ездить за рулем в обуви на каблуках. Это немаловажное для всех автоледи преимущество АКПП перед механикой.

Недостатки АКПП

Автомат имеет и свои минусы в эксплуатации:

  • более дорогой сервис по сравнению с машиной с механической трансмиссией (стоимость замены масла и ремонта будет существенно выше);
  • больший расход топлива;
  • слегка замедленная реакция при резком повышении или снижении скорости.

Режимы АКПП

АКПП снабжена следующими основными режимами:

  • движение вперед - D;
  • парковка - Р;
  • задняя скорость - R;
  • нейтральное положение - N.

Могут быть предусмотрены и другие режимы, (зависит от комплектации и модели кара). Так, довольно часто встречаются:

  • зимний (W);
  • пониженный режим (D3 и D2 или S и L).

Расшифровка схемы управления

Переключение режимов производится с помощью селектора (рычаг выбора диапазона). Он представляет собой рычаг с кнопкой сбоку или сверху. Для его переключения необходимо нажать (утопить) данную кнопку и передвинуть рычаг к нужному режиму, обозначенному соответствующей буквой.

Не рекомендуется переключаться на ходу на режим N, так как может произойти занос из-за потери связи двигателя с колесами. Допускается переключение на режим пониженной передачи в процессе движения для торможения двигателем.

Режим движения вперед обозначается буквой D от слова drive. При условии непродолжительных промежутков торможения во время езды (например, перед светофором), режим АКПП менять не нужно. Однако, если время ожидания начала движения затягивается, то желательно переключиться на режим N или P. Это позволить уберечь коробку от излишнего износа. Нежелательно также переключаться на режим N при езде под горку, как на механике. Это не снизит расход топлива на автомобиле с автоматической трансмиссией, а станет причиной лишней нагрузки на коробку.

В режиме парковки (P) блокируются колеса и можно оставить автомобиль с заведенным или заглушенным мотором даже на местности с уклоном. Однако производители рекомендуют не пренебрегать дополнительно ручным тормозом (ручником) при парковке под уклоном. Перед началом движения нужно не забыть снять машину с ручника.

Для езды задним ходом на автомобилях с АКПП предусмотрен режим R (от слова реверс). При переключении селектора в положение, обозначенное этой буквой, машина начинает двигаться назад. Если при режиме D имеется в среднем 4 передачи, то для езды задним ходом предусмотрена только одна (первая) передача. Задняя скорость АКПП позволяет автомобилю плавно двигаться назад в отличие от механической трансмиссии, для которой надо газовать, чтобы поехать назад.

Нейтральный режим (N) позволяет находиться автомобилю с автоматической трансмиссией в заведенном состоянии без движения, если она не расположена под уклоном. При этом колеса машины не фиксируются как в режиме парковки. Этот режим позволяет буксировать автомобиль на небольшие расстояния.

Водителю необходимо всегда держать нажатой педаль тормоза при заведении двигателя и установке режима АКПП . Нельзя оставлять автомобиль на стоянке на другом режим е, нежели Р , без включенного ручного тормоза. Если оставить автомобиль с коробкой автомат на любом другом режиме, машина может покатиться (при наличии уклона).

Правила вождения машины с АКПП

Необходимо учитывать следующие особенности вождения автомобиля с автоматической коробкой передач:

  1. Управляя машиной с АКПП, рекомендуется резко не давить на педали газа и тормоза без исключительной надобности (аварийной ситуации). На механике вручную можно быстро переключить передачу или сбросить ее, а автомату нужно чуть больше времени для такого действия. Автоматическая коробка постепенно и последовательно переключает скорости при наборе (снижении) мощности. Это дает преимущество для механической коробки передач в зимнюю пору. При заносе авто, на механике проще затормозить скоростями (резко переключиться на первую скорость). При частой езде рывками происходит ускоренный износ коробки автомат и возможно возникновение толчков и рывков при дальнейшей эксплуатации. Замена и ремонт автоматической трансмиссии требуют значительных затрат.
  2. Нельзя . Лучше, если случится такая необходимость, обратиться к услугам эвакуатора. Однако в безвыходных ситуациях можно буксировать машину с автоматической трансмиссией несколько километров в режиме N. При этом желательно, чтобы двигатель автомобиля был заведенным.
  3. Коробка автомат категорически не предназначена для езды по бездорожью. В случае пробуксовки нужно стараться не давить на газ и тем самым не усугублять ситуацию. Нужно постараться найти выход из такой ситуации без лишних нагрузок на АКПП, например, выехать плавно назад, подложить доски, ветки, любые другие подручные материалы.
  4. Не рекомендуется совершать резкие маневры и осуществлять быструю езду до полного прогрева двигателя и АКПП (первые несколько километров). Прогрев коробки передач происходит гораздо позднее, чем у двигателя. Для того, чтобы ускорить этот процесс можно до выезда со стоянки переключить попеременно различные режимы с нажатой педалью тормоза.

Зная, как управлять автоматической коробкой передач и соблюдая соответствующие правила эксплуатации, можно увеличить срок ее эксплуатации и избежать пробоины в семейном бюджете.

Наличие автоматического переключения передач значительно упрощает управление автомобилем. Ехать на машине, оборудованной АКПП, значительно удобней, особенно при частых остановках и сменах скоростного режима. Ошибки в использовании автомата приводят к ускоренному его износу, а в некоторых случаях могут полностью вывести узел из строя. Особое внимание инструкции «Как пользоваться акпп правильно» следует уделить водителям, чьи уроки вождения проходили на механике.

Преимущества автоматических КПП

Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач имеет свои особенности. Наиболее автомат подходит для размеренной, спокойной езды, без динамичных разгонов, экстремальных внешних условий и прочих перегрузок. Автомобилем с автоматической коробкой передач удобно пользоваться в мегаполисе. К основным преимуществам, которые получают владельцы машин с АКПП относятся:

  • новичок намного быстрее начинает чувствовать себя уверенно за рулем, так как нет необходимости правильно выбирать передачи;
  • простота управления в процессе езды;
  • упрощения трогания с места как на прямом участке дороги, так и если начало движения происходит под уклоном;
  • нагрузка на двигатель регулируется автоматически, что хорошо влияет на его ресурс;
  • невозможны ошибки с неправильным выбором передачи, что исключает работу двигателя на слишком больших или низких оборотах;
  • в связи с более редким воздействием на рычаг, его поверхность остается незатертой продолжительное время.

На заре своего массового появления автоматы имели значительно меньший ресурс, чем механика. В современных автомобилях сроки эксплуатации практически сравнялись, но только в случае если правильно пользоваться автоматической коробкой передач. Ошибки вождения и неправильное обслуживание способны вызвать поломки, после которых эксплуатация акпп становится невозможной без капитального ремонта.

Режимы работы автоматической коробки передач

Основные положения рукоятки коробки передач, а также режимы работы АКПП описаны на изображении ниже.

Режиму «Паркинг» соответствует положение рычага «Р». Колеса автомобиля находятся в заблокированном положении. Данный режим чем-то схож с действием ручного тормоза. Переводить селектор в положение «Р» во время движения авто запрещено, так как это приведет к механическим повреждениям и дорогостоящему ремонту. Применяется «Паркинг» в следующих случаях:

  • при необходимости завести автомобиль;
  • во время стоянки машины.

За движение автомобиля в задним ходом отвечает режим «Реверс». Он имеет обычно обозначение «R». Правила эксплуатации разрешают включать обратный ход только на неподвижном автомобиле. В случае движения машины даже на небольшой скорости, перевод рычага в положение «R» приведет к дорогостоящему ремонту.

Для разъединения двигателя от коробки передач используется режим нейтрали, которому соответствует расположение селектора напротив буквы «N». Колеса в таком режиме вращаются свободно и торможение двигателем невозможно. Переключать во время движения АКПП в режим нейтрали не рекомендуется, так как возможно возникновение заноса.

Режим, который обозначает движение вперед и говорит автовладельцу «езжай» называется «Драйв». Ему соответствует положение «D». В зависимости от усилия, прикладываемого на педаль управления подачи топлива, передачи выбираются автоматически. При снижении воздействия на акселератор автоматическая коробка передач осуществляет торможение двигателем. Особенностью режима «Драйв» является отсутствие необходимости пользоваться ручным тормозом при трогании с места при небольшом наклоне. На крутом склоне автомобиль в режиме «D» медленно будет откатываться назад, что может вызвать аварийную ситуацию.

Выбор диапазона передач

Для ограничения количества используемых передач имеется несколько подрежимов, обычно обозначаемые цифрами. Например, на акпп, изображенной ниже на рисунке, имеется возможность ограничить передаточные числа 2, 3 и 4 скоростью. Есть коробки, которые позволяют двигаться на первой передаче. Такой режим обозначается 1 либо «L».

Двигаться, используя лишь 3 скорости, рекомендуется на участках, требующих повышенного внимания. При эксплуатации автоматической коробки передач в данном режиме следует внимательно следить за показаниями тахометра. Попадание стрелки прибора в красную зону говорит о необходимости снизить обороты двигателя или переключить АКПП.

Использование лишь двух передач может быть вызвано движением машины по крутому склону. Инструктора по вождению автомобилей с акпп рекомендуют скользкие дороги также преодолевать при установке селектора в положение «2». Автомобиль в таком случае едет более плавно, и шанс попасть в занос уменьшается.

В рекомендациях о том как правильно пользоваться автомобилем с АКПП указывается, что езда на такой машине по бездорожью может повредить коробку. В реальной жизни бывают различные ситуации, поэтому для движения в тяжелых условиях автопроизводители предусмотрели возможность работы только на первой передаче. Это позволяет проехать как по ухабам, так и подняться на крутой склон. Максимальная скорость, которую способен развить автомобиль с селектором в положении «L», доходит до 40 км/час.

Выбор ограничения диапазона используемых передач при движении на скорости ведет к торможению двигателем. В случае слишком большого темпа замедления может произойти занос авто. Коробка автомат в таком случае будет испытывать повышенный износ.

Дополнительные режимы

Для повышения безопасности движения в зимнее время используется режим обозначаемый «*», «WINTER», «SNOW». При этом максимально устраняется пробуксовка колес как при смене скоростей, так и при трогание с места. В некоторых коробках начало движения происходит со второй передачи, что значительно уменьшает ускорение. Переключение между ступенями происходит с минимизацией перепадов ускорений, что уменьшает возможность попасть в занос. Инструктора по вождению машин с акпп не рекомендуют использовать зимний режим летом, так как это может привести к перегреву масла в коробке.

Для возможности управлять автоматической коробкой передач подобно механике, применяется селективная коробка передач. Водитель самостоятельно повышает либо понижает передаточное число в зависимости от дорожных условий. Автоматика подстраховывает водителя от ошибок, поэтому может самостоятельно поднять либо опустить передачу. Пример селективной АКПП изображен на рисунке ниже.

Проблему с тем, как ездить экономно, решает специальный режим «Е». Передачи в таком случае переключаются таким образом, чтобы двигатель расходовал как можно меньше топлива. Динамические характеристики автомобиля при этом ухудшаются.

Несмотря на то, что большинство автоматов не предназначено для спортивной езды, наличие режима «S» позволяет придать резвости автомобилю. Обороты коленчатого вала перед сменой передаточного числа достигают своего максимума. На трансмиссию при этом ложится повышенная нагрузка. Говорить об экономичности «S»-режима не приходится.

Управление движением автомобиля

До начала движения требуется выполнить следующие действия:

  1. Перед тем как завести машину требуется проверить положение рукоятки, и в случае необходимости переместить ее в режим «Р»;
  2. Запустить двигатель;
  3. Нажать на педаль тормоза и удерживать её;
  4. Нажать кнопку, предотвращающую случайное переключение селектора;
  5. В зависимости от направления движения выбрать «D» либо «R». Переключение следует производить быстро, не задерживаясь на промежуточных положениях. Это предотвратит лишние срабатывания механизма АКПП. Среднее время включения выбранного режима составляет 1-2 секунды.

Так как зажата педаль тормоза, автомобиль будет стоять на месте. После ее отпускания начнется медленное движение машины. Направление зависит от выбранного режима «D» или «R». При этом уклон может препятствовать движению. В таком случае потребуется воздействие на педаль акселератора.

Управление автоматической коробкой передач происходит косвенно через интенсивность нажатия педали. Плавное воздействие приводит к неторопливому переключению скоростей и плавному разгону. Авто с автоматической КПП раскроет максимально свои динамические характеристики только при вжатии акселератора в пол. В результате вождения автомобиля в таком режиме происходит повышенный износ всех его узлов.

Автоинструктора, обучая езде с акпп, обращают внимание на кик-даун. Данный эффект появляется в результате особенностей алгоритма работы АКПП. Получая команду на максимально интенсивный разгон, происходит первоначальное понижение передачи. Это приводит к секундной задержке перед разгоном. Техника обгона учитывает этот провал, указывая на кик-даун в инструкциях о том, как управлять автомобилем безопасно.

Остановка автомобиля

Осуществление остановки автомобиля происходит при нажатии на педаль тормоза. После остановки инструктора по акпп рекомендуют придерживаться следующей инструкции «как управлять автоматической коробкой»:

  • при длительной остановке следует перевести рычаг из положения «D» в «P» или «N»;
  • При частых и кратковременных торможениях, например, при проезде через пробку, желательно оставлять селектор напротив «D».

Продолжительная работа заторможенного автомобиля без перехода на «P» или «N» ведет к повышенному износу двигателя, коробки и тормозной системы. Необходимость постоянно держать надавленной педаль тормоза вызывает усталость у водителя. В свою очередь, слишком частая смена положений рычага ведет к повышенному износу механизмов АКПП. Решение о том, как ездить, принимается лично автолюбителем, исходя из его предпочтений и водительского опыта.

Особенности эксплуатации авто с АКПП

Езда с высокой динамической нагрузкой либо на высокой скорости на непрогретой коробке передач ведет к быстрому ее износу. Выезжая на автомобиле, первые 5-10 минут следует двигаться в умеренном, плавном режиме. Решение о том, как водить машину с прогретым маслом, лежит на владельце, инструктора по акпп при эксплуатации автоматической коробки рекомендуют щадящий режим на всех этапах.

В холодное время перед началом движения следует произвести переключение скоростей, что дополнительно прогреет АКПП. Опытные инструктора по акпп начинают движение при включенном зимнем режиме. Это помогает ускоренно прогреть коробку даже в мороз. Инструкция «как правильно пользоваться автоматической коробкой» запрещает использовать положение «*» летом, поэтому ускорять прогрев масла в жаркие дни не стоит. Они и в обычном режиме движения прогреется быстро.

Буксировать машину с автоматической коробкой передач следует с большой осторожностью. Скорость движения не должна превышать 30-50 км/час. При возможности следует заводить двигатель, так как это улучшит смазку и уменьшит нагрев АКПП. Расстояние, на которое можно переместить автомобиль, часто ограничивается 30-50 км. Конструктивно в автоматической коробке передач может быть вообще недопустим режим буксирования. Некоторые производители разрешают перемещать автомобиль на сцепке только при работающем моторе.

Пробуксовка негативно действует на автоматическую коробку передач. Инструктор по вождению с акпп, обучая «как ездить на неоднородных поверхностях», рекомендует максимально плавно работать педалью акселератора. Рычаг желательно устанавливать в положение «2».

Конструктивные особенности, заложенные в автомате, не позволяют буксировать транспортное средство либо прицеп без вреда для машины. Даже небольшие расстояния, преодоленные с дополнительной нагрузкой, наносят удар по ресурсу коробки. При необходимости буксировки машиной дополнительного груза следует избегать перегрева КПП. Перед тем как начать движение необходимо задуматься, стоит ли буксировка чрезмерного износа трансмиссии, которого не удастся избежать при любом раскладе.

Ситуации, когда необходимо воспользоваться ручником

Наличие режима «Паркинг» привело к тому, что автовладельцы не пользуются ручным тормозом. Посмотрев в рекомендации как правильно управлять авто с АКПП либо самоучитель дорожного движения, можно увидеть требование всегда использовать ручник, не полагаясь на селектор. Пошаговая инструкция начала движения также упоминает необходимость использования стояночного тормоза.

Автолюбители, которые до этого ездили на механике и пользовались ручником крайне редко, забывают о нем при движении. Новички же могут забыть снять машину с ручного тормоза, проехав не один километр. С наступлением морозов начинается новая проблема в виде примерзания колодок, поэтому решение о необходимости использования стояночного тормоза при ежедневной эксплуатации каждый принимает сам.

Появление АКПП сделало вождение автомобиля более комфортным. Теперь нет необходимости выжимать сцепление и самостоятельно выбирать передачу, а знание особенностей работы коробки и правильность выбора режима движения позволяют продлить срок службы до уровня механики.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Многие считают, что управлять автомобилем, который оснащен автоматической коробкой передач – проще простого. Но это не совсем так. Дело в том, что АКПП требует особого обращения, особого способа управления, в сравнении с механической коробкой передач. В принципе, научиться правильно водить машину автомат совсем не сложно, просто, вам придется научиться немного по другому ездить, запомнить несколько простых особенностей, чтобы не сломать агрегат. Поэтому, в данной статье мы поговорим о том, как водить машину автомат?

В чем главное отличие АКПП от МКПП?

Дело в том, что на автоматической коробке отсутствует узел сцепления, как таковой. В отличие от механики, где водитель отпускает педаль акселератора, выжимает педаль сцепления и переключает передачи, на автоматической коробке всего этого делать ненужно, так как этим занимается компьютер. Стоит сказать, что управлять автомобилем с автоматической коробкой передач значительно комфортнее и проще, чем аналогом с механикой. Но и автомат обладает некоторыми недостатками. К примеру, автомобиль с автоматической коробкой имеет больший расход топлива, нежели с механической, в обслуживании и ремонте автомат также очень дорогой. На автомате запрещено буксировать прицеп и другие автомобили, так как это приведет к преждевременной поломке КПП.

Специфика эксплуатации автомобиля с АКПП

Если вы собираетесь водить машину на автомате, то должны знать, что автоматическая коробка передач оснащена программами P – парковка, R – движение задним ходом, N – нейтральная, D – драйв, автоматическое переключении передач. В редких случаях можно встретить программу L – что подразумевает эксплуатацию автомобиля в щадящем режиме, а также обозначения 1,2,3 – т.е. движение на определенной передаче. К тому же, на автомобилях с автоматической коробкой передач нет педали сцепления, т.е. имеются только педали «газ» и «тормоз». Помните почему? Ведь функцию сцепления и переключения передач выполняет электроника.

Для того чтобы начать движение на автомате, заводим автомобиль, при этом, рычаг переключения находится в режиме P. Перед тем, как начать движение, зажимаем тормоз, переводим рычаг КПП в позицию D и отпускаем тормоз, автомобиль начнет движение, жмем на газ и едем. Вся прелесть в том, что управление осуществляется только одной ногой, т.е. левую мы размещаем на полу, а правой ногой давим на педаль газа, либо же тормозим, когда возникнет необходимость. На автомате совершенно не нужно отпускать педаль газа в момент, когда осуществляется переключение, не нужно переключать рычаг КПП, в конце концов, не нужно плавно давить педаль газа и так же плавно отпускать сцепление, когда вы трогаетесь. На автомате ваш автомобиль никогда не заглохнет, как на механике, когда вы, к примеру, недостаточно сильно нажали педаль акселератора. Автомат значительно мягче и быстрее переключает передачи, делает это так плавно, что толчки практически не заметны. Ездить с коробкой автомат просто одно удовольствие.

Но если в управлении автомобилем для вас ничто, по сравнению с , мы поговорим о том, как можно экономить бензин на автомобиле с автоматической коробкой передач.

Как экономично ездить на автомате?

Научиться ездить на автомате,при этом экономично, совсем не сложно. Достаточно понять специфику работы этого узла и делать все плавно. Для начала запомните, что если вы хотите сэкономить бензин, максимальная скорость движения не должна превышать 110-120 км/час. Если впереди вы видите препятствие, перед которым необходимо будет тормозить, заранее уберите ногу с педали акселератора, чтобы сократить расход бензина и, таким образом, автомобиль двигался в накат. Трогаться и тормозить нужно плавно.

Если вы хотите , можно еще и перехитрить автомат, не давать ему переключаться на пониженную передачу. Предположим, на 3 передаче вы двигаетесь со скоростью 60 км час, двигатель работает примерно на 2.5 тыс. оборотов, достаточно просто отпустить педаль акселератора, а потом просто слегка нажать ее, чтобы автомат переключился на следующую передачу и, таким образом, обороты двигателя понизились. Кроме того, забыть необходимо и про такое баловство, как газ в пол, автомат, таким образом, переходит на спортивный режим, раскручивает двигатель до 4-5 тыс. оборотов, стараясь добиться максимально быстрого разгона. Разумеется, что при такой езде сэкономить вам не удастся.

Мы рассмотрели основные нюансы того, как научиться водить машину автомат. Разумеется, что некоторые из читателей и дальше будут утверждать, что механика практичнее и лучше, да и в обслуживании дешевле. Это лишь одна сторона монеты, но вот с тем фактом, что автомат на много удобнее и быстрее, уж точно не поспоришь.

Управление автомобилем, оснащенным автоматической коробкой передач достаточно простое, трудности возникают у новичков, не ознакомившихся с принципом работы АКПП и с её конструктивными особенностями.

Вы управляли автомобилем с МКПП и не относитесь к «чайникам»? Тогда на первых порах вождения АКПП следите за положением левой ноги. Приобретенная привычка нажимать педаль сцепления, которая отсутствует на авто, оснащенных АКПП может помешать во время езды. Очевидно: перед управлением машиной, оборудованной селектором, научитесь пользоваться только одной ногой — быстро перемещать правую ногу с педали «газа» на «тормоз», не вспоминая при этом про сцепление.

Рычаг переключения скоростей в автомобилях, оборудованных АКПП, называется селектором, он дополнительно оснащен кнопкой разблокировки, предотвращающей неправильное переключение передач. Основное достоинство указанного типа коробок - возможность подбора электроникой передаточного числа, соответствующего условиям езды, без участия водителя. Отсутствует необходимость учиться плавно переключать передачи: «умная» коробка справляется с этой задачей самостоятельно.

Вождение машины, оснащенной автоматической коробкой передач, начинается с изучения основных режимов работы агрегата, имеющих соответствующие обозначения:

  1. «Р» - парковочный, используется для пуска мотора. Селектор переключается в эту позицию при условии полной остановки ТС или при использовании ручника. Некоторые изготовители автомобилей с автоматическими коробками в инструкции по эксплуатации машины указывают необходимость использования ручного тормоза во время применения позиции «Паркинг».
  2. «D» - движение вперед, позволяет авто двигаться вперед. От степени нажатия педали «газа» и условий движения транспортного средства передачи будут подбираться автоматически. Находясь в указанном режиме, машина, стоящая на наклонной поверхности, не будет скатываться назад, если угол наклона поверхности не слишком крутой.
  3. «R» - задний ход, позволяет автомобилю двигаться назад. Включается это положение после полной остановки авто, плюс при выжатой педали «тормоза».
  4. «N» - нейтралка, применяется для прогревания мотора в холодное время года, не рекомендуется переключать селектор в указанное положение во время движения машины. Обеспечивает холостую работу силового агрегата без передачи крутящего момента на колеса.
  5. «D2» (или S) - понижение передачи, используется на спусках, подъемах. Остановить машину в этом режиме получится более эффективно, чем при положении «D». Коробка будет использовать только две передачи – первую и вторую.
  6. «D1»(или L) - последующий диапазон уменьшения передачи, используется при обледенении дорог, горном серпантине, в отдельных случаях можно использовать для торможения двигателем. В этом режиме автомобиль всегда будет двигаться на первой передаче.

Переключение селектора из положения «D» в позиции «D3»(D2), «D2»(D1) выполняется при движении машины. Усовершенствованные автоматические коробки переключения передач имеют дополнительные режимы разгона:

  • экономный - «Е»;
  • нормальный - «N»;
  • спортивный - «S».

Практические занятия

Установите селектор, в необходимый режим, выполнив следующие действия:

  1. Запустите двигатель (переключить рычаг получится только при заведенном двигателе).
  2. Выжмите педаль «тормоза».
  3. Нажмите нужную кнопку режима, расположенную на селекторе (если в этом есть необходимость).
  4. Выберите положение, соответствующее необходимому направлению движения машины: «D» - транспортное средство поедет вперед, «N» - нейтраль, машина будет стоять на месте, или покатится под уклон, «R» - поедет назад. При включении выбранной водителем передачи автомобиль не начнет движение, а когда отпустите педаль «тормоза» - машина поедет. Учитывайте этот нюанс, не убирайте ногу с «тормоза» раньше времени во избежание ДТП.

Автоматические коробки распознают команды водителя по нажатию педали «газа»: плавный разгон, постепенное переключение скоростей обеспечивается нажатием с небольшим усилием. Интенсивный разгон, необходимый при обгонах, достигается выжимом педали «газа» в пол, при этом АКПП сначала включит передачу ниже, затем авто начнет разгоняться. Учитывайте: от момента выжима педали «газа» до разгона транспортного средства происходит небольшая задержка, примерно одна секунда, это время неощутимо при неспешной езде, а в условиях обгона может быть фатальным.

Решив остановить движение автомобиля, нажмите педаль «тормоза». При кратковременной остановке, на светофоре, не переводите селектор с положения «D» - продлите ресурс внутренних механизмов АКПП.

Держите педаль тормоза нажатой после остановки машины в ситуациях:

  1. Длительные остановки (пробки), нажатая педаль тормоза позволит мотору отдохнуть, не будет зря сжигаться горючее, используйте положение «N».
  2. Машина стоит на уклоне, селектор не переведен в позицию «Р».

Вышеуказанная инструкция для «чайников» позволит управлять автомобилем с коробкой автомат. Учтите: лучше сразу научиться правильному вождению, чтобы не нанести вред АКПП. Исправить вредные привычки управления транспортным средством сложно.

Дополнительные режимы

К дополнительным режимам коробок автомат относят:

  1. Зимний режим, имеет обозначение «*», «W», «SNOW», «HOLD», «WINTER». Согласно ему исключается пробуксовка во время переключения скоростей и при начале движения транспортного средства. Производится начало движения машины со второй передачи. Переключение на другие передачи происходит при меньших оборотах привода - это позволяет исключить перепады в работе коробки во время ускорений, уменьшает вероятность заноса авто. Эксперты уточняют: не стоит использовать указанный режим летом - можно получить перегрев коробки из-за достижения максимальной нагрузки на агрегат.
  2. Подрежимы положения «D» ограничивают ускорение больше определенного диапазона передач:
  • «S» или «З» - обеспечение включения передачи не выше третьей. Указанные позиции используют на участках дороги, требующих от водителя повышенного внимания. Осуществляя вождение, используют режим «З», при этом следите за показаниями тахометра, его стрелка не должна попадать в красную зону.
  • «2» - ограничение включения передач не выше второй, движение автомобиля происходит со скоростью не более 80 км/час. Применяется на крутых уклонах, скользких дорогах.
  • «1», «L» - используется для тяжелых условий эксплуатации машины: езда по бездорожью, крутые уклоны. Только передача, скорость не более 40 км/ час.

Дополнительные режимы эксплуатации коробок автомат позволяют производить управление машиной при неблагоприятных условиях. Учитывайте: случайное включение подрежимов «1», «2» при большой скорости приведет резкому замедлению движения авто, спровоцирует занос транспортного средства.

Управлять коробкой автомат может неопытный водитель, нижеуказанные рекомендации позволят продлить ресурс АКПП:

  1. Нельзя давать большие нагрузки на непрогретую коробку. Трансмиссионное масло прогревается медленнее моторной жидкости. При управлении машиной с указанным типом коробки проезжайте несколько километров на небольшой скорости.
  2. Избегайте пробуксовки колес: не нажимайте резко на «газ», если покрытие дороги неоднородное.
  3. Старайтесь не буксировать прицепы, другие авто.
  4. Откажитесь от включения нейтрали при движении автомобиля.

Правильная эксплуатация автоматической коробки позволяет получать удовольствие от вождения и препятствует преждевременной поломке агрегата, позволяя механизму нормально работать.


Как проверить масло в коробке передач Коробка автомат при переключении передачи дергает машину

Автомобили, оснащённые АКПП, снабжены рычагом (РВД), позволяющим выбирать диапазоны, в которых переключаются передачи. Стоит такой рычаг на рулевой колонке или с правой стороны (для авто с левым рулём) от водителя на полу. Каждое положение на рычаге пронумеровано буквами латинского алфавита. А на рычаге есть фиксирующая кнопка, позволяющая блокировать опасные переключения, а также кнопка, для работы в режиме «OD». Рассмотрим подробнее то, как осуществляется переключение передач на автомобиле с коробкой «автомат». См. видео "Как правильно пользоваться АКПП? Самые частые ошибки водителей, ведущие к поломке коробки автомат" ниже.

  • Положение «P» означает парковку.

РВД, находящийся в данном положении, стопорит выходной вал АКПП, делая движение машины невозможным. Данное положение выставляют во время долгих стоянок машины. Переводить рычаг в положение «P» можно только при выключенном двигателе и неподвижности машины, иначе ремонта коробки передач не избежать.

  • Положение «R» означает задний ход или реверс.

Выставлять РВД в положение «R» можно только при полностью остановленной машине. В противном случае, можно сломать не только коробку передач, но и трансмиссию. Иногда может произойти и поломка мотора, если выполнить переключение передач в данное положение на ходу.

В положении «N» АКПП полностью отключается, и автомобиль может совершенно свободно двигаться. Применяют данную передачу во время буксирования машины на расстояния до 70 км;

  • Положение «D» (может быть обозначено и как «D4») буквально означает драйвер.

Рычаг в положении «D» настроен на передвижение машины вперед. При этом передачи на АКПП, в данном случае, в автоматическом режиме переключаются то на первую передачу, то на повышенную и наоборот. Каждое такое переключение связано с силой, которую водитель прилагает для нажатия «на газ» и «на тормоз».

  • Положение «D3» (может быть обозначено и как «3») – три режима передачи.

Положение «D3» встречается только в 4-ёх и 5-ти ступенчатых автоматических коробках передач. В таком положении применяют только три передачи, для движения вперёд. РВД переводят в такое положение, при движении в пробках в городской черте, когда приходится то набирать скорость, то тормозить. Кроме того, положение «D3» применяют, при движениях по местности с большими уклонами.

  • Положение «2» – вперёд (на 1-ой ли 2-ой передаче).

Данное положение необходимо при движении по грунтовым дорогам, болотистой местности. Автомобиль в положении РВД «2», двигается со скоростью, не превышающей 50 км/ч. Так как появляется возможность тормозить двигателем, то в положении «2» увеличивается сохранность тормозных колодок.

  • Положение «L» или «1» означает бездорожье.

Данное положение РВД используется для езды, в условиях снежных заносов, бездорожья, при резких перепадах местности. С помощью этого положения РВД, автомобиль сможет своими силами выехать из колеи, при газовании всего на одну треть от допустимой траектории педали газа.

  • Кнопка «OD» означает включение повышенной передачи.

Непосредственно на ручке РВД расположена кнопка «OD», которая означает переключение на повышенную передачу. Включают кнопку «OD» при больших скоростях от 80 до 100 км/ч. Помимо этого, она нужна при обгонах, когда требуется быстро увеличить скорость машины. Перейти в положение «OD» можно только в том случае, если приборная панель показывает, что надпись «OD OFF» не светится.

Правила переключения передач на АКПП

АКПП имеет достаточно простое управление, ведь со стороны водителя не нужно предпринимать каких-либо действий по её переключению в дороге. АКПП в автоматическом режиме подстраивается под манеру езды водителя, меняя скоростные режимы так, чтобы сделать передвижение машины наиболее оптимальным.

Процесс переключения АКПП:

  • Включение определённой скорости в АКПП до начала движения, следует делать только после того как прогрелся мотор (не ниже 50°C). Определить такой прогрев можно по тому, когда прогревшийся двигатель сбросит обороты;
  • Для старта нужно переключить селектор из положения «Р» в положение «D». Во время этого действия, произойдёт небольшой толчок, говорящий о том, что включилась 1-ая скорость. Далее, нужно плавно отпустить тормоз и также плавно нажать «на газ», после чего машина поедет. По ходу движения, АКПП будет самостоятельно переключать передачи;
  • Если на АКПП есть копка «OD», то, нажав её, можно включить или выключить повышенную передачу. Особенность бензиновых моторов в том, что, после прогревания, включить «OD» на них невозможно. Зато у дизельных двигателей включить повышенную передачу можно в любое время. Если включить кнопку «OD» на АККП с четырьмя передачами, то она начнёт работать как трехступенчатая;
  • Резкие перепады местности (подъёмы, спуски) и участки с бездорожьем, предполагают использование АКПП в положении «L» («1»). После этого, все передачи автоматически будут включаться на одну ступень ниже;
  • При обгонах и езде на большой скорости, приходится нажимать «на газ». В тот же момент, включается режим «кикдаун», когда АКПП переходит на пониженную передачу, тем самым, способствуя уменьшению времени разгона. Если отпустить педаль газа, то скорость переключится обратно;
  • Селектор нужно использовать с особой осторожностью, в частности, на высокой скорости. Дело в том, что если случайно выполнить переключение рычага в положение заднего хода, то коробка передач, наверняка, поломается;
  • В зимнее время года, особенно на занесённых снегом дорогах и в гололедицу, нужно выставлять режим «2» (либо режим «2L»), чтобы исключить возможные заносы и пробуксовки. При этом нужно помнить о том, что в режиме «2», две последние передачи становятся недоступными;
  • Чтобы останавливаться в пробках или у светофоров (в условиях городской езды), селектор следует выставить в режим «N», при этом держа машину на ручнике. Во время остановок на подъемах, можно пользоваться только педалью тормоза;
  • Полностью останавливаясь, тормозите педалью тормоза, переведя селектор в режим «P», после чего используйте ручник;
  • Чтобы начать передвигаться задним ходом, нужно включить селектор в режим «R». Затем, после небольшого толчка, тормоз нужно отпустить и надавить «на газ».

ВАЖНО! При езде, не следует жать на фиксатор опасных переключений, переводя его из режима «D» в режимы «P» или «R». Такие манипуляции приведут к неминуемой поломке АКПП!