Как понять что нужно изменить в. Как понять, что шина изношена

Любимая и достойно оплачиваемая работа - одно из основных условий благополучия большинства из нас. И мы не стремимся ничего менять, не замечая, что что-то необратимо меняется вокруг нас: приходят новые люди, меняются условия труда, появляются новые задачи, обесценивается зарплата, которая когда-то казалась вполне приемлемой. Но многие из нас предпочитают не замечать, что пришло время менять работу и двигаться вперед, пока ситуация не становится абсолютно невыносимой.

Между тем, смена работы требует хорошей подготовки. И заниматься поиском лучшей вакансии надо не тогда, когда вы абсолютно выжаты физически и морально. А тогда, когда еще способны неторопливо обдумать свои действия и, опираясь на свой опыт, взяться за поиск такой работы, которая удовлетворит ваши профессиональные амбиции. Каковы же признаки того, что менять работу действительно пора?

Вам не хватает времени на жизнь

Предположим, вы планомерно поднимались по служебной лестнице, набираясь опыта и повышая свой материальный статус. И все, вроде бы, удавалось, только вот темп жизни рос так, что постепенно не осталось времени, и, главное, сил со вкусом тратить заработанные деньги и вообще получать хоть какие-то радости от жизни.

Или другая ситуация: вы никогда не стремились стать начальником, но в результате пертурбации, смены руководства компании, ухода опытных сотрудников и прихода молодых, вы им стали. И теперь буквально сгораете на работе. Чувствуете, что не можете ни на минуту расслабиться, что вся ответственность лежит на вас, а работы все больше и больше, и темпы только растут. И вот в какой-то момент вы понимаете, что вы принадлежите себе только в момент, когда принимаете душ утром и вечером. Но вы привыкли получать высокую зарплату, а мысль о том, что далеко не всем удается занять такую высокую должностную позицию, не дает вам остановиться, и вы продолжаете бежать, как белка в колесе. Подумайте, вы действительно хотите и дальше так жить?

Вас не продвигают по службе

Бывает так, что работа, в общем-то, устраивает, и задачи интересные, и все получается. Но проходит год-два, и более молодые сотрудники становятся вашими начальниками, а вас никто и не собирается продвигать по служебной лестнице. Еще досаднее, если вы готовились к тому, чтобы занять более ответственный пост, и начальство даже давало вам понять, что вас ожидает повышение, но, когда желанная должность освободилась, то ее занял кто-то другой.

Это серьезная причина найти такое место, где вас будут ценить больше. К слову, опытные кадровики советуют специалистам, нацеленным на карьеру, не засиживаться на одном месте больше 2-3 лет. Именно такой график смены работы, по их мнению, дает наиболее быстрый и надежный карьерный рост.

Ваше мнение не ценится, а самые увлекательные задания достаются другим

Предположим, что вы и не стремились стать руководителем. Вас вполне устраивала бы та позиция, на которой вы находитесь. Только вот в последнее время все перспективные и творческие задания, при выполнении которых вы в полной мере могли бы раскрыть свой потенциал, поручают не вам, а кому-то другому. Вам же достается самая рутинная и неинтересная работа.

Или еще хлеще: раньше вы входили в пул специалистов, которых руководители всегда приглашали на совещания для обсуждения стратегии развития компании. Теперь же на этих заседаниях обходятся без вас, а коллеги перестали интересоваться вашим мнением.

Не надо тратить свои нервы, доискиваясь, почему вы попали в немилость. Но, скорее всего, это четкий сигнал о том, что вам надо поискать другое место работы.

Вы получаете слишком низкую зарплату

Посмотрите правде в глаза: соответствуют ли ваши трудозатраты той зарплате, которую вы получаете. Иногда низкая зарплата вполне оправдана, если вы работаете из дома, удаленно, а ваш круг обязанностей таков, что вы успеваете сделать всю работу буквально за пару часов в день, а остальное время посвящаете своим делам и увлечениям. Если же вы полностью посвящаете себя работе по 8 часов в день, то и зарплата должна быть соответствующей.

Бывают, конечно, исключения. Иногда работа приносит столько удовлетворения, что люди готовы заниматься ею буквально за свой счет. Мой знакомый политолог, эксперт по терроризму, наркобизнесу и ядерному оружию, который постоянно мелькает на экранах телевизоров, честно признается: «Несмотря на то, что я не знаю более увлекательной работы, чем моя, нужно понимать, что политологическая деятельность и работа в Академии наук могут рассматриваться исключительно как досуг, если смотреть на все это с экономической точки зрения. Политология не приносит абсолютно никаких доходов. Поэтому я вынужден экономически реализовываться в какой-то другой сфере, вне политологии. Мне нравится преподавание. Я с 16 лет занимаюсь преподаванием английского языка и разработал собственную методику, которая сейчас распространяется через интернет. Это позволяет мне заниматься любимым делом - политологией».

Но если вы работаете все же не столько за интерес, сколько за деньги, то научитесь четко осознавать тот момент, когда оплата труда перестает вас удовлетворять. И тогда не тяните, а сразу же отправляйтесь искать другую работу!

У вас есть глубоко личные причины для смены работы

Есть множество других причин для смены работы и главное - хорошо отдавать себе отчет в них, предупреждает психолог Елена Леонтьева. Она советует подойти к проблеме смены работы абсолютно прагматично.

«Прежде чем менять работу, человеку стоит хорошо разобраться, является ли его желанной целью именно смена работы, - говорит она. - Бывает так, что человек, находящийся в кризисе, начинает все менять – разрывает отношения, меняет место жительства, работу. И может потерять важные жизненные опоры. Поэтому начать анализ стоит с того, является ли изменение места работы тем самым изменением, которое назрело. И точно не стоит торопиться и уходить с работы «на эмоциях», в результате конфликтов. Должно быть принято спокойное и абсолютно корыстное решение».

Если вы решили – да, именно профессиональная деятельность требует сейчас «прокачки», то следующим пунктом надо определить, что именно «качается»: условия труда, зарплата, новые опции в профессии, поиск новых людей? Возможно, на самом деле вы ищите пару или друзей (взрослые люди чаще всего находят себе пару на работе). Тогда идите туда, где есть выбор свободных мужчин и женщин, ведь всегда есть способы навести справке о коллективе, в котором вам предстоит работать. Не обманывайте себя в своей истинной мотивации! Честность с собой гарантирует успех.

Резюмируя, Елена советует: ищите именно то место, которое отвечает только вашему собственному желанию. Это могут быть очень простые вещи – например, удобный офис поближе к дому, или свободный график работы. Если вам скучно работать – идите туда, где нагрузка больше. Если Вы идете за профессиональным развитием – ищите место, где вы будете делать то, что раньше еще не делали, то, что станет для вас вызовом и обеспечит развитие. Не ленитесь тратить время на собеседования, это весьма полезный навык!

Уходить вовремя важно: жизнь конечна и времени для активной профессиональной деятельности у каждого из нас не так уж много. Поэтому не тратьте свое время зря и ничего не бойтесь!

Татьяна Рублева

Для того, чтобы автомобили работали бесперебойно и без поломок, требуется . К сожалению, многие плановые работы владельцы автомобилей не могут самостоятельно сделать по причине отсутствия знаний и опыта. К счастью регламентные работы, требующие квалицированной помощи, не требуется проводить так часто. Но есть ряд плановых проверок и работ, которые может самостоятельно сделать любой водитель. Самое простое это регулярно , чтобы Ваш автомобиль находился в исправном состоянии.

Вот какие жидкости в автомобиле Вы должны проверять, чтобы все системы машины работали без сбоев и поломок.

Большинство проверок жидкостей в автомобиле не требует Вашего мастерства и каких-либо особых знаний. Ведь не сложно же поднять капот, чтобы проверить необходимые жидкости. Делая регулярные проверки и плановую замену различных жидкостей, Вы будете содержать свой автомобиль в хорошем состоянии и избежите дорогостоящих поломок.

К тому же самостоятельная замена жидкостей в машине позволит Вам избежать недобросовестного отношения в автосервисах, где часто нам навязывают замену различных жидкостей, даже если в этом нет необходимости, и используют другие различные методы обмана.

Все что Вам нужно для самостоятельной проверки и замены это где искать и что искать. Наверняка Вы часто слышали, что для нормальной работы двигателя необходимо регулярно проверять уровень масла. Давайте более подробно узнаем, что это означает.

Имейте в виду, что каждая марка и модель отличается по своей конструкции и поэтому место расположения индикатора ("щупа") масла различное, поэтому наши необходимо воспринимать как универсальную инструкцию, которую Вы можете немного видоизменить под особенность вашего транспортного средства.

Моторное масло

Скорее всего, первое, что Вы узнали о своей первой машине это то, что в ней необходимо проверять уровень масла в двигателе и периодически делать его замену. Эти работы необходимо проводить в большинстве автомобилях в которых как правило есть возможность проверить уровень жидкости в .

В большинстве автомобилей чтобы проверить уровень масла необходимо заглушить двигатель, открыть капот, найти масляный щуп, который необходимо вытащить и протереть его. После этого необходимо вставить чистый щуп обратно в блок двигателя на короткое время и снова вытащить его, посмотрев уровень масла. Если уровень масла не соответствует минимальному разрешенному значению, то необходимо долить моторное масло до нормального уровня. Помните, что чем старше автомобиль, тем чаще Вам придется подливать масло. Если машина сжигает большое количество масла, то необходимо обратиться в автомастерскую для диагностики двигателя.

Как часто необходимо проверять масло в двигателе: Когда то производители автомобилей рекомендовали проверять уровень масла в моторе каждый раз, когда Вы заправлялись на АЗС. В наши дни в современных автомобилях такая частая проверка не нужна. Достаточна проверка 1 раз в месяц.

Как часто необходимо менять масло в двигателе: Это зависит от автопроизводителя, от манеры езды, от климатических условий эксплуатации ТС, от года выпуска транспортного средства и многого другого. Кто-то заявляет, что масло необходимо менять через каждые 5,000 километров или каждые 6 месяцев. Кто-то наоборот считает, что необходима каждые 15,000-20,000 км. Для того чтобы точно узнать как часто необходима замена масла нужно обратиться к руководству к автомобилю (или к сервисной книжке) где производитель рекомендует периодичность замены масла.

Масло в коробке передач

Ваша коробка передач выполняет сложную работу, передавая крутящий момент двигателя на привод колес. Благодаря ей автомобиль разгоняется плавно и быстро. Во многих автомобилях Вы также можете проверять масло в трансмиссии, точно также как проверяете масло в моторе. Отличие проверки масла в коробке передач от проверки масла в моторе - двигатель должен быть запущен.

В отличие от моторного масла, трансмиссионное масло находится внутри замкнутой системы, поэтому уровень масла в коробке не может быть низким.

Если уровень масла в трансмиссии низкий, то, не добавляя масло в коробку, обратитесь в специализированный автосервис для диагностики разгерметизации коробки и утечки масла. Во время проверки масла в коробке проверяется цвет жидкости, вязкость и запах.

Масло в коробке должно быть красного цвета и не содержать жженого запаха. Если жидкость имеет коричневый цвет и пахнет гарью, то необходимо поменять масло в коробке.

Как часто необходимо проверять масло в коробке: Ежемесячно.

Как часто необходимо менять масло в коробке: Это зависит от типа, марки и модели . Также периодичность замены зависит от типа трансмиссии. Но, как правило, в большинстве автомобилях периодичность замены масла в коробке составляет от 80,000 до 160,000.

Охлаждающая жидкость (антифриз)

Как следует из названия охлаждающая жидкость, которая иначе называется антифриз, охлаждает двигатель автомобиля от перегрева. Если уровень охлаждающей жидкости будет ниже нормы, то вероятнее всего что наша машина будет перегреваться. Охлаждающая жидкость находится внутри радиатора. Вы можете проверить ее уровень, просто отвернув крышку радиатора или крышку расширительного бачка антифриза (в зависимости от марки, модели машины крышка находится в разных местах под капотом). Помните, что проверка антифриза должна производиться на холодный двигатель, который должен быть выключен. Если уровень жидкости низкий, то необходимо долить антифриз до необходимого минимального уровня.

Как часто проверять уровень антифриза: Минимум два раза в год. Весной и осенью. Рекомендуем Вам проверять уровень охлаждающей жидкости каждый раз, когда Вы открываете капот автомобиля. Сделать это не сложно, но это поможет избежать неожиданных утечек жидкости в результате разгерметизации системы охлаждения двигателя.

Как часто менять антифриз: 1 раз в 2-3 года.

Тормозная жидкость

Также как и в коробке передач, тормозная жидкость находится внутри замкнутой системы, поэтому уровень жидкости в тормозной системе никогда не должен быть низким. Тем не менее, проверять уровень жидкости необходимо, чтобы избежать неожиданных поломок тормозной системы. Ёмкость с тормозной жидкостью находится под капотом автомобиля. В основном бачок с жидкостью расположен с левой части машины. Чтобы проверить уровень жидкости необходимо просто с боку посмотреть на уровень. Также проверяется цвет тормозной жидкости. Она должна быть золотистого цвета. Если цвет коричневый или темнее, то тормозную жидкость необходимо заменить.

Как часто проверять тормозную жидкость: Каждый раз, когда Вы меняете масло в двигателе.

Как часто делать замену тормозной жидкости: Каждые два года.

Жидкость гидроусилителя рулевого колеса

Ваш гидроусилитель рулевого управления помогает Вам сделать Ваш руль мягким и легким. Когда уровень жидкости гидроусилителя становится низким, то Вы можете слышать скрип в рулевом колесе или другие странные звуки. Чтобы проверить уровень жидкости гидроусилителя Вам необходимо найти под капотом специальный резервуар, где находится эта жидкость. Обычно чтобы проверить уровень жидкости гидроусилителя достаточно посмотреть внутрь резервуара. Обычно уровень жидкости в гидроусилителе не падает до минимальных значений. Поэтому если Вы обнаружите в резервуаре, где залита жидкость гидроусилителя, ее низкий уровень, то Вам необходимо сделать в автосервисе диагностику чтобы выявить возможную утечку жидкости из системы рулевого управления.

Как часто проверять жидкость в гидроусилителе: Раз в месяц.

Как часто нужно менять жидкость в гидроусилителе: Не ранее, чем 80,000 км или никогда. Обычно производители рекомендуют не менять жидкость в гидроусилители до тех пор, пока по каким-то причинам жидкость не станет ниже установленного уровня. Но не во всех автомобилях жидкость в гидроусилителе является не меняемой. Во многих моделях производители рекомендуют менять жидкость каждые 80,000 километров пробега автомобиля. Тщательным образом ознакомьтесь с инструкцией на автомобиль, чтобы выяснить, как часто необходимо менять в Вашем автомобиле жидкость гидроусилителя.

Ремень привода газораспределительного механизма (ГРМ) любого современного двигателя, как правило, рассчитан на небольшой срок службы. В среднем он работает 50-100 тыс. км пробега, после чего требует замены вместе с натяжными роликами, а нередко также с водяной помпой и шкивами. Сроки замены этой важнейшей детали строго регламентированы и прописаны в инструкции по эксплуатации каждого конкретного автомобиля. Однако, слепо следуя рекомендациям производителя, можно не заметить надвигающуюся беду и нарваться на серьёзный и дорогостоящий ремонт мотора. Существует несколько признаков, что ремень ГРМ нужно срочно сменить на новый.

Почему нужно менять ремень ГРМ

Для начала разберёмся, что такое ремень ГРМ и почему его надо менять. Эта недорогая и несложная, на первый взгляд, деталь нужна для того, чтобы синхронизировать работу системы зажигания с ходом поршней и клапанов. Зубчатый ремень вращается на шкивах коленчатого и распределительного (или распределительных) валов, параллельно приводя в движение водяной насос. Он имеет многослойную усиленную структуру и состоит из резины и нейлоновой основы. Правильное натяжение ремня задаётся специальным роликом. При обрыве ремня ГРМ на большинстве современных автомобилей впускные и выпускные клапаны встречаются с поршнями. Происходит серьёзная поломка, не совместимая с дальнейшим движением и требующая сложного дорогостоящего ремонта.

Сроки замены резинотехнического изделия и сопутствующих компонентов зависят не только от марки и модели конкретного автомобиля, но и от условий эксплуатации, которые в нашей стране весьма суровые. Однако это не мешает некоторым брендам устанавливать на свою продукцию запредельные сроки эксплуатации ремня ГРМ. К примеру, на отечественных «Ладах» данная операция должна осуществляться раз в 180 тыс. км. Эта цифра выглядит, мягко говоря, завышенной. Для сравнения, на автомобилях Renault даже самые качественные ремни от лучших мировых производителей работают 60 тыс. км в России и 120 тыс. км в условиях Европы. Эксперименты с несоблюдением этого регламента чреваты большими неприятностями.

Признаки износа ремня ГРМ

Главной проблемой, мешающей своевременно заметить надвигающуюся беду и предотвратить обрыв привода ГРМ, является затруднённый доступ к детали: в отличие от ремня навесных агрегатов, этот ремень тщательно закрыт всевозможными кожухами. Чтобы выполнить ревизию, нередко требуется частичная разборка двигателя, выполнить которую большинство автовладельцев не в состоянии. Однако помимо надрывов и трещин, видимых визуально, есть и иные симптомы надвигающейся беды. Мы попробуем перечислить наиболее часто встречающиеся.

1. Большой возраст ремня

В основном срок службы ремня ГРМ определяется пробегом автомобиля. По прошествии нескольких десятков тысяч километров он в обязательном порядке подлежит замене. Однако есть одно «но»: для этой детали критичен ещё и возраст - в среднем ремень сохраняет свои свойства не более пяти лет, после чего начинает терять эластичность и трескаться вне зависимости от пробега. Водителям, которые ездят на автомобиле относительно редко, стоит внимательно отнестись к данному моменту. Ремень состоит из материалов, подверженных быстрому старению, а значит, шутить с его возрастом не стоит. По той же причине рекомендуем в обязательном порядке менять ремень ГРМ на приобретаемых подержанных автомобилях - никто не гарантирует, что прежний хозяин соблюдал регламент и использовал качественные комплектующие.

2. Неуверенный пуск двигателя и падение мощности

Сильно изношенный или плохо натянутый ремень ГРМ может перескочить на один или несколько зубцов. Это приведёт к нарушению работы зажигания - горючая смесь будет воспламенять раньше или позже положенного. Главные симптомы такой неисправности - неуверенный пуск мотора, провалы в тяге и сильные вибрации двигателя. Автомобиль может длительное время работать в неоптимальных режимах. Это, в свою очередь, приведёт не только к дискомфорту, но и к другим поломкам.

3. Дым из выхлопной трубы

Одна из таких поломок - оплавление и разрушение катализатора. Происходит данная неприятность из-за неполного сгорания смеси в моторе. Часть топлива из-за сбитого зажигания попадает через клапаны в систему выпуска, что приводит к превышению допустимой температуры и спеканию сот. Выявить поломку можно, понаблюдав за выхлопом: при работе мотора он хлопает, в некоторых режимах из трубы идёт чёрный дым - верный признак переобогащения смеси и неполного её сгорания. Ремень ГРМ - одна из возможных причин неисправности.

4. Тикающий звук от мотора

При сильном износе или старении ремень привода ГРМ может начать разлохмачиваться и трескаться. В работе двигателя неисправность проявляется всевозможными тикающими, шаркающими или щёлкающими звуками, исходящими из-под кожухов системы. Все они имеют некую периодичность, зависящую от оборотов двигателя: чем она выше, тем чаще звуки. Эта неисправность вовсе не обязательно связана именно с ремнём. Звуки могут исходить от подклинивающего подшипника натяжного ролика или от водяной помпы. В любом случае тянуть с ремонтом не стоит. Локализовать и устранить проблему можно, сняв крышку привода ГРМ.

5. Течи из-под кожухов привода ГРМ

Ещё одним симптомом неприятностей с ремнём ГРМ являются масляные потёки или утечки охлаждающей жидкости в районе привода. Масло может попадать на ремень из-под изношенного сальника коленчатого вала двигателя, а антифриз - из негерметичных стыков или из-под шкива помпы. В обоих случаях происходит повышенный износ ремня и сильно возрастает риск его перескакивания на шкивах. Без разборки и замены комплекта ГРМ здесь не обойтись.

6. Трещины и потёртости на ремне

Фото: Kasia Bialasiewicz/Rusmediabank.ru

Постоянное смутное предчувствие, что что-то не так, плохой сон, частое раздражение, желание все бросить… Возможно, вы и сами не до конца понимаете, что с вами происходит. Зато психологи, давно наблюдающие такие симптомы у множества людей, уверены, что подобное настроение и самочувствие – явный признак того, что что-то в жизни пора менять. Вы не уверены? Тогда проверьте себя – мы собрали самые распространенные и железные признаки того, что пора начинать новую жизнь.

1. Вас ничего не радует, а жизнь кажется «днем сурка», когда каждый новый день – точно такой же, как предыдущий. Если такое состояние длится не день-два-неделю, а месяцы – это серьезный повод задуматься.

2. Вы не чувствуете никаких эмоций. – нормальное явление в жизни человека. Речь не идет о том, что вы сдержанный человек и их не показываете, речь о том, что вы попросту их не ощущаете. Вам рассказывают плохую новость – а вам все равно, хорошую – результат тот же. Таким образом наш мозг реагирует на сильный стресс, постоянное напряжение и начало депрессии.

3. Вы живете в прошлом или в будущем. Вы или постоянно переживаете плохие моменты из прошлого, или вспоминаете прекрасные былые времена или живите только в мечтах о будущем – любой из вариантов заставляет вас полностью концентрироваться на любом другом отрезке времени, кроме как на настоящем. Нет, вспомнить приятные моменты и порадоваться, грустные – и извлечь полезные уроки или немного помечтать о планах на ближайшие годы – неплохо и даже полезно. Однако если мечты или воспоминания начинают занимать большую часть жизни, то в настоящем начинаются сложности.

4. Вы перестали заботиться о своем здоровье и внешности. Зуб требует лечения? Ай, подождет, пока же не болит! Поход в ? Нет времени! Погладить платье? Да и так сойдет! Кое-кто даже оправдывает свою неопрятность и нежелание заботиться о себе необходимостью заботиться о муже, детях, стареющих родителях…

5. Вы начали замечать за собой странные вещи – к примеру, берясь книгу, вы трижды перечитываете написанное, чтобы уловить суть, а написав важное электронное письмо, после отправки обнаруживаете в нем множество опечаток, хотя, кажется, проверяли все несколько раз. Да, один раз все можно списать на усталость и невнимательность. Однако если подобное повторяется от раза к разу – это повод задуматься.

6. Вы постоянно тревожитесь. Кажется, особых причин нет или раньше те же обстоятельства не вызывали у вас такого расстройства. Стоит мужу задержаться на десять минут с работы, как воображение рисует самые мрачные картины, а уж если сын или дочка не отвечают по мобильному – это вообще конец света. Даже самые обычные ситуации вызывают у вас приступы волнения и десятки вопросов «А что, если…» Перед лицом любых возможных неприятностей вы чувствуете себя беспомощной, а размышления о будущем просто парализуют.

7. Вы перестали развиваться как . Детские мечты уже забыты (ведь все равно нереальны!), желания узнавать что-то новое нет (а зачем?), никаких целей вы себе не ставите (мне хватает дома и работы)… Спешим вас огорчить: если вы попали в такую ловушку, значит дело плохо – ведь человек никогда не стоит на месте, он или идет вперед, или скатывается назад. Если на данный момент сериалы перед телевизором с тарелкой бутербродов на коленях кажутся вам лучшим времяпрепровождением, самое время что-то поменять.

8. Вы постоянно завидуете. Зависть – один из серьезных симптомов, указывающих на то, что вы недовольны своей сегодняшней жизнью. Если бы все вас устраивало в собственной доле, разве стали бы вы завидовать чужим успехам и радостям?!

9. Вы давно, очень давно не наводили порядок в своем жилище. Гора немытой посуды, куча вещей в кресле, потому что вы «не донесли» их до шкафа, грязные носки под кроватью, кошелек готов развалиться – но не от денег, а от чеков и квитанций полугодовой давности, флаконы в ванной комнате давно стали исполнять роль декора, поскольку вы забыли, когда в последний раз выкидывали пустые баночки в мусорное ведро... А еще вы до сих пор храните в шкафу свои шорты с подросткового возраста, зная, что никогда в жизни их не наденете, а также заношенный до дыр халат и спортивный костюм с лоснящимися коленками. Кажется, пора конкретно взяться за уборку – избавиться от всего ненужного, сломанного, неиспользуемого, рваного, испорченного, маленького, не в вашем стиле, безвкусного, а также раздражающего. Тогда и жизнь покажется лучше!

10. Вы постоянно откладываете важные дела на потом. У вас нет ни желания, ни сил что-то решать сейчас, в итоге дела накапливаются по принципу снежного кома, а стремления разобраться с ним у вас тем более нет.

11. Вы чувствуете в отношении близких людей. Любимый муж, дети, родители и друзья вдруг стали вызывать у вас постоянное и непреодолимое раздражение. Любая мелочь способна вывести вас из равновесия, а приятные раньше беседы с родными и близкими теперь кажутся глупой и ненужной болтовней. Возможно, так ваш мозг реагирует на необходимость изменений в жизни – а чтобы осознать это и прийти к ним, требует некоторого уединения.

Цепной привод механизма газораспределения ассоциируется у большинства автомобилистов с надёжностью, долговечностью и безотказностью. Подобные убеждения подтверждаются практикой, хотя исключения тоже встречаются. На некоторых марках автомобилей он вытягивается довольно быстро, а иногда даже рвётся. Если это не привело к серьёзным последствиям, то владельцу авто вполне по силам сделать замену цепи ГРМ самостоятельно, хотя процедура разборки достаточно длительная и трудоёмкая.

Как определить неисправность цепного привода

В отличие от ременной передачи ГРМ, вынесенной за пределы двигателя, цепь с шестернями располагается внутри силового агрегата и полностью скрыта от глаз. С одной стороны, это плюс: механизм меньше шумит и обильно смазывается моторным маслом, что увеличивает его ресурс. С другой стороны, без снятия клапанной крышки невозможно визуально оценить техническое состояние узла.

Первым признаком неполадок цепной передачи является рокочущий звук, доносящийся из-под крышки при работе силового агрегата. Рокот ослабленной цепи ни с чем не спутаешь, он слышен с той стороны, где расположен механизм газораспределения.

Услышав подобный звук, владелец машины должен проверить состояние привода, чтобы не столкнуться с большими неприятностями, связанными с ремонтом мотора. Есть 2 пути: сразу же ехать на диагностику в ближайший автосервис, либо самостоятельно снять крышку клапанов и убедиться в прослаблении участка цепи около шестерни распределительного вала. Ухудшение натяжения вызывают такие причины:

  • вследствие растяжения до такой длины, что натягивающее устройство неспособно выбрать слабину;
  • из-за неисправности натяжителя;
  • изношена либо оборвана успокоительная пластина;
  • в связи с большим пробегом машины износились все детали механизма - цепь, шестерёнки, натяжитель и успокоитель.

Если в двигателе авто установлено механическое натягивающее устройство старого образца, то при появлении описанных симптомов первое действие - подтянуть цепь с его помощью. Для этого достаточно ослабить наружную гайку, удерживающую пружину плунжера, и вручную повернуть коленчатый вал на 1-2 оборота. После чего гайка снова затягивается.

Современные гидравлические натяжители автоматического действия не рассчитаны на ручную регулировку и в случае поломки подлежат замене. Убедиться в том, что элемент вышел из строя, можно только путём его снятия либо разборки всего узла ГРМ. То же касается и успокоителя - на большинстве автомобилей его износ можно оценить только при разобранном механизме.

Игнорирование рокочущего шума, издаваемого цепью, рано или поздно приведёт к поломке мотора. Серьёзность последствий зависит только от вашего везения.

Последствия неисправностей

Неполадки в цепной передаче ГРМ приводят к таким проблемам:

  1. Растянутая и ослабленная цепь перескакивает на несколько зубьев. Как правило, это происходит в момент запуска двигателя.
  2. Цепь, работающая с увеличенным свободным ходом, нередко обрывает успокоитель и даже «прогрызает» канавку в головке блока цилиндров, сделанной из алюминиевого сплава.
  3. В некоторых марках автомобилей, где в силовых агрегатах применена однорядная цепь, может произойти её обрыв.

Примечание. Цепные передачи узла ГРМ бывают одно - и двухрядными. Первые не столь надёжны и долговечны, как вторые, и нередко ломаются после пробега 50-80 тыс. км. Двухрядные приводы обрываются чрезвычайно редко, даже когда хозяин машины не уделяет ей должного внимания.

Последствия перечисленных неполадок могут быть такими:

  1. Самый безобидный вариант - смещение фаз газораспределения по причине перескакивания цепи на 1-2 зуба. Мотор плохо заводится и сильно вибрирует при работе, на ходу явно ощущается потеря мощности. При резком нажатии на педаль акселератора слышны выстрелы во впускном коллекторе либо выхлопной трубе.
  2. Когда есть смещение на 3 зуба, двигатель уже не заведётся. Другое дело, что на практике подобные ситуации встречаются редко, слишком свободная цепь проскакивает намного сильнее. Результат - удар поршнем по клапану, открывшемуся не вовремя.
  3. От сильного износа или обрыва успокоителя цепная передача ослабляется ещё сильнее, отчего наступают последствия, описанные выше.
  4. Нанесённый вред от разрыва однорядной цепи зависит от типа двигателя и момента, когда это произошло. Если все клапаны были закрыты, то поршни, продолжающие двигаться, не достанут до их тарелок.

В силовых агрегатах на 8 клапанов встреча с поршнем случается довольно редко из-за технологических зазоров, предусмотренных конструкцией (кроме отдельных моторов). А вот открытый в момент обрыва или перескока цепи клапан двигателя 16V почти всегда получает удар от поршня. В результате изгибается его шток и клапан остаётся в открытом положении. В особо тяжёлых случаях последствия бывают такими:

  • повреждается даже седло клапана и направляющая втулка;
  • в верхней части поршня появляется сквозная пробоина;
  • на плоскости головки цилиндров около камеры сгорания появляется вмятина, отчего приходится менять её целиком.

Цепь, перескочившая или оборвавшаяся на ходу, даёт о себе знать резкой потерей мощности или полным отказом двигателя. Если вам удалось при этом расслышать металлический стук, означающий встречу поршня и клапана, то следует готовиться к серьёзному ремонту силового агрегата.

Какой срок службы цепей по регламенту ТО и периодичность замены

В среднем цепная передача ГРМ служит от 200 до 350 тыс. км пробега авто. Показатель варьируется в зависимости от стиля езды водителя и качества применяемого моторного масла, которым смазываются звенья и шестерни. Зависит от него и работа гидравлического натяжителя.

Справка. В автомобилях ведущих немецких и японских производителей двухрядная цепь нередко работает 450-500 тыс. км, а то и более.

В противовес немецким брендам, двухрядные приводы корейских малолитражек от производителей KIA и Hyundai работают на удивление мало. Нередко отмечались случаи растяжения и замены цепей при пробеге 60-90 тыс. км на моделях Hyundai Solaris (на Украине - Hyundai Accent) и KIA Ceed, что сравнимо с ресурсом ремней ГРМ. Отсюда и рекомендации по срокам замены цепной передачи:

  1. На корейских малолитражных авто необходимо прислушиваться и проверять состояние привода начиная с 60 тыс. км пробега. При хорошем исходе замена производится в интервале 120-150 тыс. км.
  2. То же касается однорядных цепей, устанавливаемых на многих европейских машинах эконом-класса, например, Peugeot, Opel и малых дизелях от Audi.
  3. Двухрядным передачам других марок авто следует уделять внимание спустя 150 тыс. км, периодически проверяя их состояние. Замена производится по мере износа, но в среднем - не ранее 200 тыс. км.

Чтобы избежать неприятностей, связанных с поломками привода ГРМ, нужно внимательно изучить инструкцию по эксплуатации авто и рекомендации производителя по обслуживанию конкретного автомобиля.

Как выбрать новый комплект запчастей

Как и прочие автомобильные запчасти, цепи ГРМ подделываются кустарными и китайскими производителями, после чего попадают в продажу. Хитрые дельцы постоянно придумывают новые способы обмана покупателей, например, укладывают свои некачественные изделия в оригинальные упаковки известных брендов родом из Западной Европы. Чтобы при покупке детали не нарваться на поддельную запчасть, выполняйте следующие рекомендации:

  • покупайте цепь у официальных торговых представителей, дилеров либо в магазинах, положительно зарекомендовавших себя среди других пользователей;
  • не старайтесь экономить, рассматривая изделия неизвестных производителей;
  • проверьте деталь на наличие меток и прогиб в горизонтальном положении;
  • посоветуйтесь со знакомым автомехаником, какой бренд лучше выбрать для вашей марки авто;
  • сделайте визуальный осмотр изделия на предмет небрежного изготовления или других признаков - заусенцев, люфта между звеньями и так далее.

На прогиб цепь проверяют так: берут её за один конец и держат плашмя. Второй конец должен провисать не больше, чем на 10 мм. Если удастся, то проверьте твёрдость металла, аккуратно подпилив его надфилем. Сталь в качественных изделиях закалена, а потому отличается повышенной твёрдостью и не поддаётся напильнику.

Совет. Основные технические характеристики цепи - её размер и количество звеньев, по ним и нужно подбирать деталь. Если вас одолевают сомнения, то не покупайте новую запчасть, не сняв старой, с которой её можно сравнивать.

Если вы обновляете цепную передачу при значительном пробеге авто (150-200 тыс. км), то придётся поменять все сопутствующие элементы - шестерни, натяжитель и успокоитель. Когда цепь растянулась после пробега 50-100 тыс. км, то шестерёнки менять необязательно, но натягивающее устройство нужно проверить на работоспособность. Также не забудьте купить расходные материалы - прокладки крышек, уплотнительные кольца и термостойкий герметик.

Замена цепи ГРМ

Сложность процедуры заключается в демонтаже навесного оборудования и разборке силового агрегата, занимающего до 3 часов. Снятие и установка нового привода достаточно проста. Если требуется замена всех элементов, то перед выполнением работ обязательно вникните в устройство привода ГРМ вашей машины. Пример: на том же KIA Ceed шестерёнка напрессована на коленчатый вал под нагревом, поэтому в домашних условиях демонтировать её вы не сможете. Тогда и разборка двигателя теряет смысл, поскольку удастся заменить одну цепь.

Из специальных инструментов Вам пригодится приспособление для фиксации распределительных валов на 16-клапанном моторе (кондуктор). Остальной инструментарий - стандартный:

  • набор рожковых ключей и головок с удлиняющей насадкой;
  • домкрат, деревянные подставки и баллонный ключ;
  • ёмкости для слива моторной смазки и антифриза;
  • слесарные инструменты - молоток, отвёртка, пассатижи;
  • ветошь.

Для работы понадобится смотровая канава и переносная лампа (фонарик). Переднеприводную машину поставьте на яму таким образом, чтобы обеспечить доступ к переднему колесу со стороны узла ГРМ. Заднеприводный автомобиль ставится как удобно, там колёса снимать не придётся.

Порядок разборки и снятия растянутой цепи

Первым делом производятся следующие подготовительные операции:

  • зафиксировать авто противооткатными средствами;
  • отсоединить патрубок подогрева дроссельной заслонки и слить охлаждающую жидкость из рубашки двигателя;
  • в машине с задним приводом надо опорожнить радиатор;
  • слить моторное масло;
  • демонтировать нижнюю защиту мотора и брызговики, мешающие дальнейшей разборке;
  • отключить патрубки и трос от педали газа, препятствующий снятию клапанной крышки.

Примечание. Сливать масло нужно не всегда, это зависит от марки авто. Например, при замене цепи на ВАЗ 2101-07 смазка благополучно остаётся в картере и не мешает ведению работ.

В переднеприводном автомобиле придётся снять переднее колесо со стороны газораспределительного механизма и опереть машину на деревянную подставку. Домкрат понадобится позже, для подъёма силового агрегата.

Порядок разборки имеет смысл рассмотреть на примере корейского авто Hyundai Solaris 16V, в остальных машинах с передним приводом принцип ведения работ мало отличается:

Примечание. При разборке заднеприводной версии авто не нужно снимать колесо, приподнимать двигатель и раскручивать подушку. Вместо этого понадобится демонтаж радиатора вместе с вентилятором.

После разборки нужно очистить посадочный фланец блока цилиндров и крышку от остатков старой прокладки и герметика, а также протереть потеки масла и охлаждающей жидкости. Затем поворотом коленчатого вала совместить все метки, выбитые на шестерёнках, с рисками на корпусе мотора или другими ориентирами, указанными в документации автомобиля.

Есть 2 способа ослабить цепь для дальнейшего снятия:

  • сходу открутить 2 болта гидронатяжителя и снять его;
  • поддеть защёлку фиксатора в натяжителе, надавить на пластиковый башмак и ослабить цепь.

После ослабления цепная передача свободно демонтируется вручную, главное, - не сбить положение меток.

Видео разборки механизма ГРМ

Установка новой детали на двигатель

Перед сборкой механизма убедитесь, что у вас в наличии есть все расходные материалы:

  • прокладка под крышку ГРМ;
  • прокладка для помпы;
  • новые уплотнительные кольца из резины;
  • новый гидронатяжитель;
  • башмаки для натяжителя и успокоителя (при необходимости);
  • высокотемпературный герметик.

Если надо заменить износившиеся башмаки натяжителя и успокоителя, это делается до сборки цепного привода. Это не представляет проблемы, они крепятся на 2-3 болтах (в зависимости от марки машины).

Для удобства и безошибочной установки производители зачастую проставляют на звеньях цепи метки, совмещаемые с рисками на шестерёнках распределительных валов и коленвала. Первые две нарисованы жёлтым, третья - чёрным или другим цветом. Поэтому цепь надевается на шестерни с учётом этих меток, после чего натягивается.

Как менять цепь ГРМ правильно: видео

Как нужно проводить замену натяжителя

Гидравлическое натяжное устройство рекомендуется менять вместе с цепным приводом. Оно держится на двух болтах, которые надо открутить для замены детали. Новый натяжитель оснащён чекой, фиксирующей плунжер в исходном состоянии. Когда цепь установлена по меткам, а её слабина выбрана в сторону натяжного башмака, чека выдёргивается и пружина выталкивает шток, нажимающий на башмак с направляющей. Таким образом цепь натягивается.

Примечание. Пока двигатель не заведён и давление масла в системе отсутствует, цепная передача будет натянута только усилием пружины. Поэтому натяжка выйдет не слишком сильной.

После установки и настройки цепного привода ГРМ проверните вручную коленчатый вал на 2-3 оборота и сверьте положение меток ещё раз. Специально смазывать звенья цепи не нужно, это произойдёт автоматически после пуска мотора. Дальше выполняется обратная сборка двигателя с установкой новых прокладок на герметик.

Как работает гидравлический натяжитель: видео

От надёжности и долговечности цепи ГРМ зависит работа двигателя, поэтому её состояние нужно отслеживать, чтобы вовремя заменить и избежать плачевных последствий. Не менее важно своевременно менять моторное масло, смазывающее привод и создающее дополнительное давление в натяжителе. Когда моторная смазка не выполняет возложенные на неё функции, то цепь вытягивается быстрее, а в корпусе гидронатяжителя скапливается грязь, мешающая его нормальной работе.