Рынок компонентов систем торможения: кризиса нет, есть торможение. Анализ рынка автозапчастей Анализ динамики рынка автомобильных запчастей иностранного производства

Диаграмма 1. Устройство дискового тормоза и дисковые тормозные колодки
Диаграмма 2. Устройство барабанного тормоза и барабанные тормозные колодки
Диаграмма 3. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей ВАЗ 2101-07, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 4. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей ВАЗ 2108-099, 2113-2115, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 5. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей ВАЗ-2110-12, 1118, 2170, 2190, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 6. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей ВАЗ-2121-213, 2123 Chevy Niva, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 7. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей Toyota Corolla, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 8. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей Volkswagen Polo Sedan, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 9. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей Ford Focus, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 10. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей Renault Logan/Sandero, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 11. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей Hyundai Solaris/ Kia Rio New, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 12. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей Daewoo Nexia, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 13. Динамика объёмов импорта и динамика среднестатистических цен импорта тормозных колодок в РФ в 2011 - 2012 гг.; тонн, долл. США за 1 кг.
Диаграмма 14. Динамика объёмов импорта тормозных колодок в РФ в 2011-2012 гг.; тонн
Диаграмма 15. Динамика среднестатистических цен импорта тормозных колодок в РФ в 2011-2012 гг.; долл. США за 1 кг.
Диаграмма 16. Структура импорта тормозных колодок по странам в натуральном выражении в 2011 - 2012 гг.; тонн
Диаграмма 17. Структура импорта тормозных колодок по странам в 2011 - 2012 гг. в натуральном выражении, %
Диаграмма 18. Структура импорта тормозных колодок по странам в денежном выражении и среднестатистические цены импорта в 2012 г.; тыс. долл. США, долл. США за 1 кг.
Диаграмма 19. Структура импорта тормозных колодок по маркам производителей в натуральном выражении в 2011 - 2012 гг.; тонн
Диаграмма 20. Структура импорта тормозных колодок по маркам производителей в 2011 - 2012 гг. в натуральном выражении, %
Диаграмма 21. Структура импорта тормозных колодок по маркам производителей в денежном выражении и среднестатистические цены импорта в 2012 г.; тыс. долл. США, долл. США за 1 кг.
Диаграмма 22. Структура импорта дисковых и барабанных тормозных колодок в натуральном выражении в 2011 - 2012 гг.; тонн
Диаграмма 23. Структура импорта дисковых и барабанных тормозных колодок в 2011 - 2012 гг. в натуральном выражении, %
Диаграмма 24. Структура импорта дисковых и барабанных тормозных колодок в денежном выражении и среднестатистические цены импорта в 2012 г.; тыс. долл. США, долл. США за 1 кг.
Диаграмма 25. Динамика объёмов экспорта и динамика среднестатистических цен экспорта тормозных колодок из РФ в 2011 - 2012 гг.; тонн, долл. США за 1 кг.
Диаграмма 26. Динамика объёмов экспорта тормозных колодок в РФ в 2011-2012 гг.; тонн
Диаграмма 27. Динамика среднестатистических цен экспорта тормозных колодок в РФ в 2011-2012 гг.; долл. США за 1 кг.
Диаграмма 28. Структура экспорта тормозных колодок по странам в натуральном выражении в 2011 - 2012 гг.; тонн
Диаграмма 29. Структура экспорта тормозных колодок по странам в 2011 - 2012 гг. в натуральном выражении, %
Диаграмма 30. Структура экспорта тормозных колодок по странам в денежном выражении и среднестатистические цены экспорта в 2012 г.; тыс. долл. США, долл. США за 1 кг.
Диаграмма 31. Структура экспорта тормозных колодок по маркам производителей в натуральном выражении в 2011 - 2012 гг.; тонн
Диаграмма 32. Структура экспорта тормозных колодок по маркам производителей в 2011 - 2012 гг. в натуральном выражении, %
Диаграмма 33. Структура экспорта тормозных колодок по маркам производителей в денежном выражении и среднестатистические цены экспорта в 2012 г.; тыс. долл. США, долл. США за 1 кг.
Диаграмма 34. Структура экспорта дисковых и барабанных тормозных колодок в натуральном выражении в 2011 - 2012 гг.; тонн
Диаграмма 35. Структура экспорта дисковых и барабанных тормозных колодок в 2011 - 2012 гг. в натуральном выражении, %
Диаграмма 36. Структура экспорта дисковых и барабанных тормозных колодок в денежном выражении и среднестатистические цены экспорта в 2012 г.; тыс. долл. США, долл. США за 1 кг.
Диаграмма 37. Объёмы поставок тормозных колодок для легковых автомобилей на российские первичный и вторичный рынки в период 2008 - 2012 гг.; тыс. комплектов
Диаграмма 38. Доля поставок тормозных колодок для легковых автомобилей на российские первичный и вторичный рынки в период 2008 - 2012 гг., в количественном выражении; %
Диаграмма 39. Динамика ёмкости рынка тормозных колодок для легковых автомобилей в РФ в период 2008 - 2012 г.; тыс. компл.
Диаграмма 40. Российский парк легковых автомобилей в 2012 году, прогноз на 2013-2015 гг., тыс. штук
Диаграмма 41. Общий потенциал российского рынка тормозных колодок для легковых автомобилей в 2011-2015 годах, тыс. комплектов
Диаграмма 42. Прогноз поставок тормозных колодок для легковых автомобилей на первичный и вторичный рынки РФ в 2013-2015 гг., тыс. компл.
Диаграмма 43. Прогноз поставок тормозных колодок для легковых автомобилей на первичный и вторичный рынки РФ в 2013-2015 гг., в количественном отношении, %

Сегмент рынка тормозных дисков в последнее время активно расширяется. Это связано с увеличением парка автомобилей и с ростом числа машин, которые укомплектованы дисковыми тормозами на обеих осях. К сожалению, снижение контроля за прохождением технического осмотра негативно повлияло на вторичный рынок тормозных дисков. Многие автомобилисты эксплуатируют автомобили с изношенными дисками даже тогда, когда это некомфортно и небезопасно.

Информация собрана маркетинговым отделом нашего журнала.

Впрочем, несмотря на это, компания ВладВнешСервис ещё в 2011 году оценивала емкость российского рынка тормозных дисков более чем в 10 млн. штук в год. При этом рынок, по оценке экспертов данной компании, делится примерно наполовину: 5,2 млн единиц тормозных дисков востребованы в сегменте автомобилей иностранного производства и около 5,1 млн. единиц - в сегменте российских автомобилей. Очевидно, что за прошедшие два года его емкость увеличилась, однако редакция не располагает более свежими данными.

Следует отметить, что в последнее время (вторая половина 2013 года - начало 2014 года) наблюдается снижение объемов продаж новых автомобилей. Если этот тренд окажется продолжительным, то продавцы тормозных дисков (впрочем, как и других автомобильных компонентов) могут столкнуться с замораживанием объемов продаж и даже со снижением спроса. Для того чтобы не столкнуться с этой ситуацией, необходимо уже сегодня начинать активную работу по поводу повышения культуры обслуживания данного узла и тормозной системы в целом с потребителями, которые обращаются на сервисы, ведь продажи дисков уже сегодня происходят преимущественно на автосервисах. Стоимость данного компонента довольно высока, поэтому прежде чем принять решение о замене, владелец автомобиля должен убедиться в невозможности его дальнейшей эксплуатации, а сделать это можно только по результатам диагностики на тормозном стенде и визуального осмотра автомехаником. Самодиагностика, как правило, неэффективна.

Ресурс современного тормозного диска составляет около 80 000 - 100 000 километров пробега (это в идеальных условиях). В России, из - за наличия на рынке тормозных колодок низкого качества и очень тяжелых условий эксплуатации, срок службы диска нередко заканчивается намного раньше. Применение дешевых колодок, а также привычка менять их только после полного износа, приводят к образованию желобков (глубоких рисок) на рабочей поверхности диска. В некоторых случаях эта проблема устраняется после проточки диска, если проблема обнаружена не слишком поздно и толщина диска позволяет выполнить эту процедуру.

Отсутствие качественного сервиса тормозных суппортов (смазка и очистка при каждой смене тормозных колодок) приводит к тому, что колодки не полностью возвращаются в своё положение, после того как водитель отпускает педаль тормоза. Это приводит к ускоренному износу диска.

Высокие риски для состояния диска создают российские дорожные условия, а именно - большое количество луж на дорогах. Внезапное попадание колеса в лужу создает опасность резкого переохлаждения диска, что со временем приводит к образованию трещин.

Что же касается задних тормозных дисков, которые сегодня всё чаще встречаются на иномарках, то для них наибольшую опасность представляет коррозия поверхности. Тормозные диски задних колес при неагрессивной манере езды работают в щадящем режиме. Если при этом и автомобиль эксплуатируется не часто, то задние диски могут покрыться ржавчиной, которая впоследствии отслаивается, и диск изнашивается неравномерно.

Менеджерам станций технического обслуживания необходимо рассказывать об этих рисках своим клиентам. Это позволит, с одной стороны, продлить средний срок службы тормозных дисков, с другой стороны, увеличить количество продаж, либо сервисных операций, которые связаны с обслуживанием этого узла, поскольку своевременное обслуживание диска, колодки и суппорта, как правило, позволяет избежать ранней замены. Так что СТО от проведения такой политики в любом случае будет в выигрыше, поскольку сможет заработать либо на замене, либо на обслуживании.

Целями нашего исследования является оценка доли присутствия в розничном сегменте основных торговых марок тормозных дисков, а также сравнение средних розничных цен на данную продукцию. По традиции исследование проводилось по трём наиболее массовым моделям автомобилей, которые давно представлены на российском рынке и запчасти для которых востребованы на российском вторичном рынке. Это ВАЗ 2110, Renault Logan и Ford Focus II.

Lada



По конкурентности этот сегмент рынка один из самых сложных. На рынке представлено 20 торговых марок тормозных дисков для ВАЗ. При этом наиболее высокие доли присутствия на розничном рынке (диаг.1) имеет одна из крупнейших компаний-импортеров данной продукции (Brembo) - товары ее представлены в 14% торговых точек, а на втором месте по этому показателю находится одна из ведущих российских марок - Автореал (8%). В целом, различия по представленности брендов в этом сегменте минимальны. Десятипроцентный рубеж преодолела только одна компания (Brembo). Подавляющее большинство всех остальных участников представлено в очень небольшом количестве торговых точек - от 8 до 4%. При оценке средних цен на российском рынке на данную продукцию мы были вынуждены использовать стоимость комплекта передних тормозных дисков на ВАЗ 2110 для колес диаметром 14 дюймов. Выбор в пользу комплекта из двух дисков обусловлен тем, что именно в такой фасовке данная продукция чаще всего встречается на рынке более чем у половины поставщиков. Что же касается компаний, которые не поставляют тормозные диски в данной упаковке, то мы были вынуждены взять стоимость их одного диска и умножить её на два, хотя такой подход и не совсем корректен. В верхнем ценовом сегменте (диаг.2) расположились два бренда - ATE и Zimmerman. Стоимость комплекта таких дисков превышает 3000 рублей. В средней ценовой категории (от 2000 до 2700 рублей) располагаются комплекты ещё семи брендов - Brembo, Alnas, TRW, Tornado, Тореро, A.B.S., Pilenga.

Наиболее массовый ценовой сегмент - нижний средний. Комплект таких дисков из двух штук обойдется потребителю в сумму от 1000 до 2000 рублей. Примечательно, что в данном ценовом сегменте мы видим отнюдь не новичков, а хорошо известные бренды автозапчастей (Valeo, Bosch, Alied Nippon, Trialli, Автореал и другие).

Renault Logan



Этот сегмент рынка тоже очень сильно насыщен. Наши специалисты насчитали 18 торговых марок тормозных дисков на данный автомобиль, представленных на российском розничном рынке. Однако, в отличие от сегмента российских автомобилей Lada, тут мы видим явного лидера - это диски TRW. Они представлены в каждом четвертом розничном магазине из тех, что принимали участие в нашем опросе. По представленности TRW обгоняет и оригинальные тормозные диски и продукцию марки Bosch, которая представлена в 15% торговых точек. Все остальные поставщики расположились ниже 10% - ного барьера. В данном сегменте есть несколько новых имен, которых не было в сегменте ВАЗ, перечислять их нет смысла — всё видно на диаграмме 3.

Теперь посмотрим на ценовую политику поставщиков. Сильно выделяется на фоне всех независимых брендов продукция OEM. Оригинальные тормозные диски на Renault Logan стоят дороже всех остальных конкурентов в два раза. Самые дорогие диски из сегмента независимых торговых марок поставляют компании Textar, Zimmerman и Valeo. Они составляют среднюю ценовую группу. Все остальные диски расположились в сегменте ниже среднего. Отметим, что, в отличие от предыдущего сегмента в этой диаграмме (№4) мы сравнивали цены не на комплекты тормозных дисков из двух штук, а стоимость одиночного диска.

Ford Focus



В данном сегменте конкуренция не так выражена. Уже не 20, а 14 торговых марок борются за внимание российского потребителя (диаг.5). Главным лидером по представленности в этом сегменте является компания Brembo. Диски этой марки добились такого же успеха, как и TRW в предыдущем сегменте. Почти в каждом четвертом магазине (23%) можно приобрести диски Brembo для Ford Focus. Помимо этого, десятипроцентный барьер представленности преодолели оригинальные тормозные диски, а также продукция таких торговых марок как Bosch и TRW. Таким образом, практически во всех сегментах мы видим один и тот же пул популярных брендов с одной лишь поправкой на то, что в сегменте Lada в этот пул вошли еще и торговые марки российских заводов.

Разброс цен на тормозные диски Ford Focus не такой большой, как в сегменте Renault Logan. Стоимость оригинальных дисков практически сравнялась с ценой на диски независимых брендов из верхнего ценового сегмента (TRW, Textar). Разница в цене между самыми дорогими и самыми дешевыми тормозными дисками на переднюю ось Ford Focus II составляет 1000 рублей.

Комментарии экспертов:


Сергей Хорьков, менеджер по маркетингу компании TRW Automotive :


— Ежегодно компания TRW производит 12 миллионов тормозных дисков. Ассортимент тормозных дисков компании TRW насчитывает около 1200 артикулов - это покрывает 98% автомобильного парка. Наряду с поставками запасных частей на независимый рынок автокомпонентов, мы поставляем тормозные диски на сборочные конвейеры мировых автопроизводителей. Всегда находясь впереди в области разработок, мы ни на минуту не прекращаем разработку самых современных технологий производства тормозных дисков. Благодаря этому наше подразделение по производству продукции для послепродажного обслуживания может предложить потребителю наиболее актуальную продукцию.


Отличительные особенности тормозных дисков марки TRW , которые являются конкурентными преимуществами наших изделий:

. Окрашивание нерабочей поверхности в черный цвет , что позволяет защитить её от коррозии. Ранее тормозные диски обрабатывались специальным составом против коррозии, и при монтаже, сервисы должны были очищать тормозной диск растворителем. Многие этого не делали, поскольку на это требовалось дополнительное время. С окрашенными дисками TRW экономится время при монтаже.

. При производстве дисков используется высокоуглеродистая сталь , что обеспечивает им высочайшую прочность и эффективность.

. Все 100% тормозных дисков TRW отбалансированы на заводе , что исключает биение дисков при эксплуатации.

Благодаря этим преимуществам и при условии правильной установки диска срок его гарантированной эксплуатации сопоставим с двумя сроками эксплуатации тормозных колодок. То есть, тормозной диск рекомендуется менять не реже, чем через одну смену тормозных колодок на автомобиле. Если соблюдать данное правило, то ваш автомобиль всегда будет безопасным как для вас, так и для окружающих.



Кирилл Шипота, директор по маркетингу компании TRIALLI :

— Тормозные диски можно отнести к категории расходных деталей. Конечно, в отличие от тормозных колодок и фильтров, которые требуют замены при прохождении ежегодного ТО, тормозные диски необходимо менять раз в два - три года — в зависимости от их износостойкости и стиля вождения конкретного автовладельца. Особенности спроса на тормозные диски в реалиях Российского рынка автокомпонентов напрямую зависят от количества автомобилей различных марок и моделей. Пока лидирующим спросом пользуются модели тормозных дисков для автомобилей ВАЗ, но уже заметна тенденция смещения спроса в сторону деталей для автомобилей иностранного производства, и с каждым годом этот спрос увеличивается.


Тормозные диски TRIALLI производятся на заводе полного цикла, на котором есть свой литейный цех, а механическая обработка проходит на полностью автоматизированных немецких линиях. Ассортимент тормозных дисков состоит из дисков стандартной (цельной) конструкции - STANDARD , вентилируемых тормозных дисков - VENTILATO , дисков с технологической выточкой - AQUATICO , перфорированные тормозные диски - PERFORATO и модели тормозных дисков с перфорацией и технологической проточкой - модель PERFECTO .


Тормозные диски TRIALLI обладают всеми качествами первоклассной продукции: высокой надежностью, минимальным моментом инерции и прекрасной балансировкой. Отлитые из модифицированного чугуна, прошедшие многочисленные стендовые испытания, тормозные диски TRIALLI являются отличным предложением в среднем ценовом сегменте.

Тормозные диски TRIALLI Standard выполнены из высококачественного сплава, соответствующего самым строгим требованиям к материалу. При предельных тормозящих нагрузках обладают высоким сопротивлением. Равномерный износ дисков гарантирует безопасность, исключает вибрацию и отсутствие биения рулевого колеса и педали тормоза.

Диски VENTILATO имеют так называемую конструкцию «сэндвича»: внутренние ребра обеспечивают усиленную циркуляцию воздуха между рабочими поверхностями диска, что позволяет избежать их чрезмерного нагрева.

Модель AQUATICO имеет на рабочей поверхности технологическую выточку, которая выполняет три функции: отводит грязь, воду и продукты износа к периферии диска, что исключает появление биения и вибрации; предотвращает возникновение фединга («воздушной пленки») при сильном нагреве рабочих поверхностей диска и колодки и служит индикатором износа тормозного диска.

Перфорированные тормозные диски Trialli обеспечивают быстрое рассеивание тепла при интенсивном торможении с высоких скоростей и предназначены для спортивного тюнинга серийных автомобилей. Рекомендованы водителям, предпочитающим агрессивный стиль езды на обычных дорогах как в условиях города, так и на автострадах.

Тормозные диски Trialli Perfecto , разработанные с применением инновационных технологий, обладают всеми преимуществами моделей Aquatico , Ventilato и Perforato . Для улучшения механических свойств и повышения трещиностойкости, исходный сплав модифицируется никелем и кальцием. Тормозные диски Trialli Perfecto были разработаны специально для автоспорта, прошли испытания перегрузками на предельных скоростях и экстремальными погодными условиями. Вентилируемые, с технологической выточкой и перфорацией тормозные диски Trialli Perfecto обладают повышенными характеристиками теплообмена, обеспечивают надежное сцепление диска с тормозными колодками и лучше отводят грязь, воду, продукты износа.

Анализ тормозных систем автомобилей

К тормозному управлению автомобиля, служащему для замедления движения, вплоть до полной остановки и удержания его на месте на стоянке, предъявляются повышенные требования, так как тормозное управление является важнейшим средством обеспечение активной безопасности автомобиля. Требования к тормозным системам регламентированы ГОСТ 22895-95 и международными правилами дорожного движения.

Требования к тормозным системам следующие:

    Максимальный тормозной путь максимальное установившееся замедление в соответствии с требованиями ГОСТ 22895-95 г., для пассажирских автомобилей и грузовых автомобилей в зависимости от типа испытаний.

    Сохранение устойчивости при торможении (критериями устойчивости служат: линейное отклонение, угловое отклонение, угол складывания автопоезда.)

    Стабильность тормозных свойств при неоднократном торможении.

    Минимальное время срабатывания тормозного привода.

    Силовое следящее действие тормозного привода, то есть пропорциональность между усилием на педаль и приводным моментом.

    Малая работа управления тормозными системами - усилие на тормозные педали в зависимости от назначения автотранспортного средства должно быть в пределах 500….7ОО Н, ход тормозной педали 80…180мм.

    Отсутствие органомптических явлений (слуховых).

    Надежность всех элементов тормозных систем, основные элементы (тормозная педаль, главный тормозной цилиндр, тормозной кран и др.) должны иметь гарантированную прочность, не должны выходить из строя на протяжении гарантированного ресурса, должна быть также предусмотрена сигнализация, оповещающая водителя о неисправности тормозной системы.

В соответствии с ГОСТ 22895-95 тормозное управление должно включать следующие тормозные системы:

Рабочую

    запасную

    стояночную

Вспомогательную (тормоз-замедлитель), обязательную для автобусов полной массой свыше 5 т. и грузовых автомобилей массой свыше 12 т., предназначенную для торможения на длительных спусках и поддерживающих скорость 30км/ч на спуске с уклоном 7% протяженностью 6км.

Принудительное замедление может осуществляться различными способами: механическим, гидравлическим, электрическим, внеколесным.

Наиболее широко используется фрикционные тормозные механизмы. На легковых автомобилях большого класса часто используются дисковые тормозные механизмы на передних колесах и барабанные колодочные на задних колесах.

На грузовых автомобилях независимо от их грузоподъемности устанавливаются барабанные колодочные тормозные механизмы. Лишь в последние годы наметилась тенденция использования дисковых механизмов для грузовых автомобилей.

Барабанные ленточные тормозные механизмы в качестве колесных в настоящее время не применяются совсем. В редких случаях их применяют как трансмиссионные для стояночной тормозной системы (МАЗ, БелАЗ-540).

Гидравлические и электрические тормозные механизмы используют как тормозо-замедлители. На ряде автомобилей тормозом-замедлителем является двигатель, впускной коллектор перекрывается стальной заслонкой.

Механический привод, состоящий из тяг и рычагов, применяют в основном в тормозных системах с ручным управлением (вспомогательная тормозная система – “стояночный - тормоз’’).

В данном приводе для включения тормозного механизма используется мускульная энергия водителя. Простота конструкции и неизменная во времени жесткость механического привода делают его наиболее применяемым для стояночной тормозной системы.

Гидравлический привод применяется в рабочей тормозной системе легковых автомобилей и грузовых малой и средней грузоподъемности. В данном приводе усилие оси педали к тормозным механизмам передается жидкостью. Для включения тормозов используется мускульная энергия водителя. Для обеспечения водителю работы по включению тормозов нередко применяют гидравлический привод с вакуумным (ГАЗ-66) или пневматическим усилителем (Урал-4320).

В настоящее время начинают получать распространение гидравлический привод с насосом. В этом случае для включения тормозных механизмов и создания, необходимых для быстрого торможения автомобиля тормозных моментов на колесах используется энергия двигателя приводящего в действие гидравлический насос непосредственно, или через какой-либо агрегат силовой передачи автомобиля.

Пневматический привод широко используется в тормозной системе тягачей, грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности и автобусов. В тормозной системе с пневматическим приводом тормозные механизмы включаются за счет использования энергии сжатого воздуха.

На длиннобазных автомобилях и тягачах большегрузных автопоездов часто используются комбинированный привод гидропневматический. В данном приводе для увеличения тормозных усилий используется энергия сжатого воздуха, а передача их к тормозному механизму осуществляется жидкостью.

Электрический привод необходим на автопоездах, так как при этом достигается наиболее простой способ передачи энергии на большие расстояния при весьма малом времени на срабатывания тормозной системы.

Для оценки конструктивных схем тормозных механизмов служат следующие критерии:

1)Эффективность

Для оценки эффективности тормозного механизма служит коэффициент его эффективности, который представляет собой отношение тормозного момента М тор, создаваемого механизмом, к моменту от первичной силы:

К э = М тор/(Р п.сr п),

где М тор –тормозной момент; P п.с – суммарная приводная сила тормозных колодок; r п – радиус приложения результирующей силы трения (r п = r б – радиус тормозной тормозного барабана в барабанном механизме; r п = r cр – средний радиус накладки в дисковом механизме).

Эффективность тормозных механизмов необходимо оценивать при движении автомобиля как вперед, так и назад.

В барабанном тормозном механизме коэффициент эффективности рассчитывается не только для механизма в целом, но и отдельно для каждой тормозной колодки:

где М тор1 и М тор2 – тормозные моменты, создаваемые колодками; P 1 и Р 2 – приводные силы колодок.

2) Стабильность

Стабильностью называется сохранение эффективности работы тормозного механизма при уменьшении коэффициента трения. Стабильность представляет собой зависимость коэффициента эффективности от коэффициента трения и может быть выражена графиком статической характеристики тормозного механизма. Лучшую стабильность имеют тормозные механизмы с линейной статической характеристикой.

От стабильности зависит достижение равных тормозных сил не только на колесах одного моста, но также и на правых и левых колесах автомобиля, что определяет безопасность при торможении.

3)Уравновешенность

Уравновешенным является тормозной механизм, в котором при торможении силы трения не создают дополнительную нагрузку на подшипники колес и другие детали. Неуравновешенным считается тормозной механизм, работа которого приводит к нагружению подшипников колес автомобиля.

4)Реверсивность

Реверсивностью называется равная эффективность тормозного механизма при движении автомобиля вперед и назад. Реверсивность тормозного механизма определяет независимость величины создаваемого им тормозного момента от направления движения автомобиля.

До настоящего времени считалось, что барабанные тормозные механизмы наиболее удовлетворяют требованиям безопасности движения, но в связи с возросшими скоростями движения автомобиля, повышаются и требования безопасности движения, во многом зависящих от тормозных качеств автомобиля.

Сравнительные стендовые испытания различных вариантов конструкций закрытых дисковых и барабанных тормозных механизмов для автомобилей выявили, что наилучшими показателями по стабильности выходных параметров, теплонапряженности и массе обладает дисковый тормоз с двумя поверхностями трения, пневматическим приводом и усилителем.

По конструктивному исполнению дисковые тормозные механизмы делят на открытые и закрытые, однодисковые и многодисковые.

В зависимости от конструкции диска различают тормозные механизмы со сплошным и вентилируемым, металлическим и биметаллическим дисками.

Сплошной диск – самый простой – применяется в случаях, если возможно активное охлаждение дискового тормоза. Вентилируемый диск выполнен в виде крыльчатки-турбины. В автомобилях применяются в основном однодисковые тормозные механизмы с вентилируемым диском и креплением по внутреннему диаметру.

В зависимости от способа крепления скобы различают дисковые тормозные механизмы с фиксированной и плавающей скобой. Тормозной механизм с плавающей скобой имеет лишь один колесный цилиндр. Его колодка нагревается меньше, чем в механизме с фиксированной скобой, но имеет существенный недостаток – при деформации, коррозии направляющих возникает одностороннее изнашивание накладок и диска. Эффективность торможения снижается, появляется вибрация скобы и тормозной колодки. А дисковым тормозом с фиксированной скобой обеспечивается большое приводное усилие и повышенная жесткость механизма.

Тормозные диски изготовляются из чугуна. В однодисковых механизмах сплошные диски имеют толщину 8…13 мм, вентилируемые 16…25 мм. Биметаллический тормозной диск может выполняться с алюминиевым или медным основанием. Фрикционный слой выполняется из серого чугуна.

Дисковые тормозные механизмы имеют следующие преимущества по сравнению с барабанными тормозами:

Меньшие зазоры между дисками и колодками в незаторможенном состоянии (0,005…0,1 мм) и ход колодки, что позволяет повысить быстродействие и передаточное число тормозного привода;

Меньшую массу и габариты:

Более равномерное изнашивание фрикционных материалов, так как распределяется равномерно давление по поверхности пары трения диск – колодка:

Больший тормозной момент, развиваемый за счет уравновешивания сил, действующих со стороны колодок на диск;

Возможность обеспечения эффективного теплоотвода от трущихся элементов;

Большую стабильность развиваемого тормозного момента;

Больший коэффициент тормозной эффективности;

К недостаткам дисковых тормозных механизмов относятся:

Трудность обеспечения герметизации (незащищенный диск может подвергаться абразивным воздействиям, окислению и коррозии, способствующим быстрому изнашиванию тормозных накладок);

Повышенная интенсивность изнашивания фрикционных накладок;

Недостаточная защищенность от грязи;

Проведенные дорожно-лабораторные испытания барабанных и дисковых тормозов Харьковским АДИ показали, что в случае нагрева тормозных деталей до 300С и V = 40 км/ч тормозной путь увеличивается при торможении дисковыми тормозами на 7%, а барабанными на 25%. Если нормальная скорость та же, но объемная температура достигнет 500С, тормозной путь увеличится на 21% и 55% соответственно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели и виды исследования товарного рынка. Основные методы сбора первичных данных. Метод оценки территориальной емкости рынка, его сегментация. Общая характеристика рынка сырной продукции. Предложение на рынке сыра России. Анализ рынка в Алтайском крае.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2016

    Группа парфюмерно-косметических товаров, их классификация по различным признакам. Показатели состояния рынка и его перспективы. Основные производители и поставщики. Создание собственной парфюмерной марки. Понятие сегмента рынка и класса продукции.

    реферат , добавлен 22.01.2011

    Анализ хозяйственной деятельности организации и ее внешнего окружения. Структура ассортимента ООО "Хладокомбинат № 2". Основополагающие принципы работы компании. Основные финансовые результаты предприятия. Понятие и основные признаки сегментации рынка.

    отчет по практике , добавлен 10.06.2014

    Понятие "маркетинговое исследование рынка". Система информационного исследования рынка: метод сбора и анализа информации. Разработка стратегии и тактики выступления на рынках, целенаправленной товарной политики. Маркетинговая среда и сегментация рынка.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2011

    Исследование методологии анализа рынков. Теоретические аспекты анализа рынка и рыночной конъектуры на примере исследования рынка недвижимости: понятие, цели, основные направления, задачи, виды и методы анализа. Информационное обеспечение анализа рынка.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2011

    История возникновения и развития организации. Характеристика отделов предприятия и его кадрового состава. Обзор рекламного рынка г. Красноярска. Структура выпускаемой продукции, ее основные потребители и поставщики. Способы продвижения продукции.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2011

    Анализ макро- и микросреды обувного рынка. Экономические, социально-культурные и технологические факторы развития рынка обуви. Классификационные признаки сегментации рынка. Потребители и конкуренты. Оценка привлекательности рынка танцевальной обуви.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2015

Тормозная система автомобиля — одна из его главных составляющих. Более того, именно тормоза требуют постоянного внимания в силу регулярности износа и неотвратимости затрат на эксплуатацию. Так что брендов, которые занимаются таким выгодным делом, на рынке столько, что у автомобилистов порой разбегаются глаза от количества и качества предложений. Именно поэтому мы решили узнать у ведущих представителей отрасли, как не запутаться в сегменте тормозных механизмов, чем дорогие компоненты отличаются от дешевых, как распознать подделку и что ожидает этот сегмент рынка в ближайшем будущем.

Если спросить у первого попавшегося автомобилиста, какие компании — производители тормозных систем ему известны, с большой долей вероятности в числе первых будет Brembo. И немудрено: итальянская компания занимается разработкой и производством исключительно тормозных механизмов и всего, что с ними связано, не забывая при этом и об активном продвижении на различных рынках.

«На рынке множество продуктов, у которых привлекательная цена за счет низкого качества, и этот объем предложений, конечно же, представляет угрозу с точки зрения конкуренции. Если в цифрах, то на данный момент сотни компаний предлагают компоненты тормозной системы для вторичного рынка», — констатирует Сергей Васильков, выездной территориальный менеджер стран СНГ, ООО «Брембо Руссия».

«Тормозная группа бренда Ashika составляет около 40% нашего оборота в России. По тормозным колодкам и дискам существует наибольшее число конкурентов, но нам удалось создать спрос именно на нашу продукцию за счет соотношения цены и качества. Особое значение мы придаем партнерству с лучшими российскими дистрибьюторами и анализу конкурентного ландшафта»,— заявляет Алессандро Пьяцца, генеральный директор компании JapanParts.

Еще один известный представитель отрасли — компания Federal-Mogul и ее бренд Ferodo, выпускающий компоненты тормозной системы. Причем доля ассортимента по этому сегменту составляет у компании около 30% от оборота, включая продукцию для коммерческого транспорта, грузовиков и автобусов. С выводами коллег из Brembo в компании соглашаются, подтверждая, что количество фирм, занимающихся тормозами, идет на сотни.

«Из этих сотен лишь единицы являются крупнейшими производителями и поставщиками таких компонентов на первичную комплектацию ведущих автопроизводителей. Рады сообщить, что и фрикционные компоненты тормозной системы Federal-Mogul, поставляемые на конвейер, признаются автомобильными концернами одними из лучших в мире», — сообщает Максим Атаров, технический менеджер Federal-Mogul Motorparts в России и странах СНГ.

Значимую долю на рынке (около 15%) занимает и бренд TRW, предлагающий широчайшую линейку продукции по тормозным механизмам: колодки, диски и барабаны всех типов, датчики износа, суппорты, ГТЦ, рабочие цилиндры, вакуумные усилители, тросы стояночного тормоза и комплекты для монтажа тормозных колодок.

Не меньшим ассортиментом хвастает и один из старейших представителей отрасли — компания TMD Friction со своим брендом Textar, который вот уже около ста лет занимает одно из лидирующих мест среди производителей фрикционных материалов и компонентов для автомобильной промышленности и тормозных систем.

«Сегмент компонентов для тормозной системы традиционно делит верхние строчки по объему продаж с сегментом компонентов подвески. Такое положение дел привлекает большое количество производителей, что делает рынок максимально конкурентным. Легко убедиться в этом лично, просто зайдя в ближайший магазин запчастей: на популярный автомобиль продавец предложит вам более десяти комплектов колодок различных производителей на выбор», — подтверждает доводы коллег Евгений Сушилин, бренд-менеджер TMD Friction.

Стараются не отставать и отечественные производители. В группе ОАТ компоненты тормозной системы поставляют предприятия АО «ВИС» и ООО «ДЗА». Основой их деятельности по традиции являются поставки компонентов на конвейер отечественных производителей.

«ООО „ДЗА“ — традиционный поставщик гибких шлангов тормоза для OEM на все модели ПАО „АвтоВАЗ“ и ЗАО „Джи-Эм АвтоВАЗ“. Отдельными нашими деталями комплектуются все автомобили марки Lada и Chevrolet Niva. Ну а на вторичный рынок мы поставляем тросы ручного тормоза и вакуумные усилители тормозов для различных моделей Lada прошлых поколений. Что касается конкурентов, то, поскольку мы работаем с ограниченным сегментом продукции, мы, главным образом, соперничаем с иностранными компаниями, также выпускающими запчасти для отечественных автомобилей», — рассказывает Сергей Комиссаров, директор по экономике и финансам АО «ВИС».

Как несложно догадаться, самыми массовыми позициями в разделе тормозной системы остаются колодки и диски. Однако только из этих двух категорий номенклатура тормозной системы не состоит. Насколько востребованы у компаний другие компоненты?

«Во-первых, элементы тормозной системы постоянно испытывают критические нагрузки, во-вторых, тормозная система находится „снаружи“ автомобиля, поэтому подвержена неблагоприятному воздействию окружающей среды, в том числе различных реагентов. Эти факторы способствуют износу всех элементов тормозной системы и, соответственно, их замене. Несомненно, диски и колодки занимают львиную долю в обороте Brembo, но из года в год мы видим увеличение доли в общем объеме продаж таких компонентов, как датчики износа колодок, главные и рабочие тормозные цилиндры, тормозные шланги и тормозная жидкость», — продолжает представитель компании Сергей Васильков.

Представители Textar также отмечают, что, помимо различных датчиков и дополнительных комплектующих, востребованы на рынке и специальные химические составы, оберегающие элементы тормозной системы.

«Кроме тормозных колодок и дисков, у наших клиентов пользуются спросом датчики износа тормозных колодок, комплектующие для тормозных колодок (например, прижимные пластины или скобы), хотя большая часть комплектов тормозных колодок уже идет с необходимыми „расходниками“. Популярна также смазка Textar Ceratec, которую мы рекомендуем использовать при обслуживании тормозной системы и которая не содержит меди и алюминия, что важно во избежание возможных сбоев в работе ABS или возникновения электрохимической коррозии», — подчеркивает Евгений Сушилин, бренд-менеджер TMD Friction .

В компании TRW также отмечают хороший спрос именно на различные сопутствующие жидкости.

Менеджер по продажам и маркетингу компании TRW Сергей Хорьков также отмечает хороший спрос именно на различные сопутствующие жидкости: «Востребованы продукты для обслуживания тормозных систем: очиститель тормозов PFC105E, консистентная смазка PFG110 и, конечно, тормозные жидкости стандартов DOT4, DOT5.1».

Специалисты группы ОАТ оперируют конкретными цифрами.

«Среднемесячная потребность рынка составляет более 100 тыс. шт. гидравлических цилиндров заднего тормоза, более 100 тыс. шт. фрикционных колодок заднего тормоза для автомобилей классической компоновки и более 300 тыс. шт. колодок заднего тормоза для автомобилей переднеприводной компоновки. Другие комплектующие, входящие в „щит заднего тормоза в сборе“, не востребованы. Спрос на рынке запасных частей России на полный узел „щит заднего тормоза в сборе“ невелик — менее 1% от количества поставляемых на конвейер. Также на вторичном рынке хорошо известны и востребованы вакуумные усилители тормозов, гибкие шланги тормоза, тросы ручного тормоза», — продолжает Вадим Черданцев, ведущий специалист по маркетингу СА и СП АО «Торговый дом ОАТ».

Что касается перспектив развития этой группы товаров, то игроки бизнеса отмечают общую тенденцию на экологию производства — в частности, борьбу с асбестом и медью, снижение веса конструкции и полный переход на дисковые системы взамен устаревших барабанных. Хотя применение последних еще будет востребовано, поскольку упрощает и удешевляет процесс производства.

«После отказа от асбеста, продолжая экологические традиции, одной из задач, успешно решаемых инженерами компании, стало снижение использования меди или полный отказ от нее при производстве смесей для тормозных колодок. Среди инновационных продуктов TMD Friction для легковых автомобилей можно выделить линейку Textar epad. Сочетание ингредиентов фрикционной смеси позволяет достичь повышенной долговечности колодок и диска, а также уменьшения уровня шума до минимума при любых режимах торможения. Кроме того, загрязнение колесных дисков тормозной пылью при использовании тормозных накладок Textar epad значительно ниже по сравнению со стандартными колодками», — заявляет Евгений Сушилин, бренд-менеджер TMD Friction.

В том же фарватере движется и компания Federal-Mogul.

«При проектировании тормозной колодки Ferodo должны учитываться основные тенденции в современном автомобилестроении: снижение уровня шума, большой коэффициент статического трения, применение тормозных систем меньшего размера и веса, а также колодок с меньшим или нулевым содержанием меди — все эти тенденции были учтены в недавно внедренной Federal-Mogul новой технологии тормозных колодок Ferodo Eco-Friction с низким или нулевым содержанием меди. Хотя медь выполняет массу важных функций, необходимо помнить, что это тяжелый металл и в окружающей среде он окисляется, образуя вредные соединения.
Основой для Ferodo Eco-Friction стала комбинация 25 компонентов, в том числе сульфидов металлов, минералов, абразивов, волокон, керамических частиц и различных видов графита. Этот инновационный состав обеспечивает эффективность торможения, не уступающую медьсодержащим фрикционным материалам. Результаты независимого тестирования колодок по технологии Eco-Friction для популярных европейских моделей автомобилей подтвердили их превосходство по эффективности торможения в сравнении со стандартными медьсодержащими колодками Ferodo Premier, а также с продукцией конкурентов», — констатирует Максим Атаров, технический менеджер Federal-Mogul Motorparts в России и странах СНГ.

В большей степени на снижение веса и, как следствие, неподрессоренных масс автомобиля, которые влияют на комфорт управления, ориентирована компания Zimmermann.

«Следуя современным тенденциям и используя собственные разработки, которые частично запатентованы, Zimmermann расширяет линейку дисков облегченной конструкции. Помимо составных дисков, представленных на рынке под названием Formula Z, в ассортимент также планируется включить другие биметаллические диски. То есть диски, алюминиевая или металлическая ступица которых состыкована с литой тормозной поверхностью с помощью заклепок. Подобные компоненты уже используются, например, в ряде новых моделей BMW. Данные диски помимо меньшего веса имеют лучшее распределение тепла. Как и остальные диски Zimmermann, они идут с антикоррозионным покрытием Coat Z», — рассказывает Евгений Черноусов, представитель в России и СНГ «Отто Циммерманн ГмбХ».

Еще одна непростая для производителей тема — борьба с контрафактом. Насколько часто сталкиваются с такими проблемами производители и как с ними борются?

«Если говорить о дисках и колодках, то мы видим проблему не в наличии подделок, а во множестве брендов, которые зачастую не отвечают стандартам надежности и безопасности. Тем не менее крупнейшие производители элементов тормозной системы внедряют те или иные системы защиты от подделок. Brembo не стоит в стороне: нами была внедрена система проверки подлинности в онлайн-режиме. Конечный покупатель, отсканировав QR-код в режиме реального времени, получает ответ, приобрел ли он оригинальную продукцию Brembo или у него в руках подделка. Если обнаружилась подделка, то покупателю предлагается связаться с нами для разрешения этой неприятной ситуации. Если говорить о колодках, вы также можете увидеть специальный стикер, которым запечатана коробка. При вскрытии упаковки на стикере проявляется надпись, которая остается и свидетельствует об открытии упаковки до вас», — продолжает Сергей Васильков, выездной территориальный менеджер стран СНГ, ООО «Брембо Руссия».

«Нашу продукцию подделывали несколько раз, но это были отдельные малозначимые случаи. Данная проблема более актуальна и трудна для премиальных брендов, так как далеко не все меры борьбы с подделками эффективны. Мы маркируем нашу продукцию особым образом, что позволяет определить, действительно ли деталь пришла от одного из наших поставщиков и какая это партия», — подчеркивает Алессандро Пьяцца, генеральный директор компании JapanParts.

Технический менеджер Federal-Mogul Motorparts в России и странах СНГ Максим Атаров рассказывает : «Случаи подделки продукции Ferodo регулярно отслеживаются нашей компанией. Информация о выявленных случаях подделки продукции передается в соответствующие силовые структуры, которые в дальнейшем проводят работу по выявлению и борьбе с нелегальными производствами, выпускающими поддельную продукцию. Тормозные колодки Ferodo Premier, как и большинство деталей из ассортимента Federal-Mogul, используют специальные меры защиты от подделки. На наклейку с артикулом детали наносится уникальный буквенно-цифровой код, последние четыре символа которого дублируются на голографической метке, расположенной рядом с кодом. Подлинность детали можно проверить на сайте www.ferodoparts.ru» .

Евгений Сушилин из TMD Friction рекомендует защищаться от подделок покупкой товара у проверенных продавцов: «По нашему опыту основными каналами сбыта поддельных товаров являются небольшие интернет-магазины и рынки в различных регионах страны. Чтобы не купить поддельный товар, мы рекомендуем внимательно присмотреться к внешнему виду коробки: шрифтам, качеству полиграфии, штрих-коду и другой информации, к внешнему виду и качеству изготовления самой колодки и наличию аксессуаров внутри. Еще один удобный способ проверки подлинности колодки — мобильное приложение Textar Brakebook.
С помощью камеры на телефоне можно считать с коробки уникальный штрих-код, который имеется на упаковке каждого фирменного продукта. Если по этому коду на экране устройства не открывается соответствующая страница каталога или открывается другая деталь — перед вами подделка. Ну а чтобы гарантированно защититься от покупки подделки, мы рекомендуем покупать продукцию только у официальных дистрибьюторов бренда, список которых можно найти на нашем сайте».

«В данный момент мы столкнулись с подделками на российском рынке. В основном подделывают тормозные колодки. Объемы поддельных колодок достаточно внушительные. Для борьбы с подделками мы используем технологию нанесения уникального QR-кода на стикер коробки. Проверить подлинность можно с помощью программы ZF Part Finder», — информирует Сергей Хорьков, менеджер по продажам и маркетингу TRW.

Вадим Черданцев, ведущий специалист по маркетингу СА и СП АО «Торговый дом ОАТ»: «Традиционно, чем более известен и распространен продукт, тем больше его подделывают. Мы постоянно боремся с изготовителями подделок нашей марки. На наконечники изделий производства ООО „ДЗА“ наносится чеканка в виде косички и логотип завода. Защитой товарной марки производителя АО „ВИС“ также служит маркировка на колодках, наносимая методом чеканки. Кроме того, продукция предприятий группы ОАТ поставляется в фирменной упаковке, имеющей двухслойную защитную наклейку».

«Случаи откровенных подделок именно нашей продукции мы пока не фиксировали, хотя встречали упоминания о них в интернете. Для защиты нашей продукции, например, на всех оригинальных дисках и барабанах Zimmermann, выбита уникальная буквенно-цифровая последовательность. Она состоит из четырех цифр номера диска/барабана, стилизованного логотипа OZ, номера, позволяющего определить дату производства и оператора на момент производства, и цифр, обозначающих минимально допустимую толщину диска. В случае возникновения вопросов это позволяет отследить историю производства каждого изделия», — подытоживает Евгений Черноусов, представитель в России и СНГ «Отто Циммерманн ГмбХ».