Вождение на Крите: полезные советы для исследования Крита на автомобиле. Дороги Крита — ограничения скорости, радары, советы

ВАШ БРАУЗЕР НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ JAVASCRIPT

1. Несмотря на строгие правила и крупные штрафы, дорожное движение в Греции является довольно стремительным и опасным. В особенности это относится к крупным городам, где ситуацию на дорогах существенно осложняет двухколесный транспорт.

2. Во время движения водителям рекомендуется чаще смотреть по сторонам. Даже если мопед или мотоцикл не виден в зеркало заднего вида, он может оказаться в «слепой зоне», поэтому перед совершением маневра нужно убедиться в отсутствии каких-либо помех.

3. В крупных городах планировка дорог довольно сложная и предусматривает массу опасных поворотов, развязок, а также улиц с односторонним движением. Самыми трудными для перемещения на автомобиле городами считаются Афины и Салоники, неопытным водителям здесь следует быть особенно внимательными.

4. Во многих крупных городах водители могут ощутить нехватку привычных дорожных знаков. Крайне редко встречаются знаки «Уступи дорогу» и «Главная дорога», что также осложняет ориентирование во время движения. На подъезде к перекрестку водителям рекомендуется всегда притормаживать, независимо от того, есть вблизи перекрестка какой-либо знак или нет.

5. Внимательнее следует быть на перекрестках, на которых установлены светофоры. Не стоит трогаться сразу после того, как переключился зеленый свет. Дело в том, что многие местные водители любят «проскакивать» перекресток на только что включившийся красный.

6. Место для парковки следует выбирать с особым вниманием и учитывать, что в центре некоторых крупных городов парковка запрещена.

7. Максимальная скорость при движении в черте города должна составлять 50 км/ч, на загородных трассах допускается скорость 80 км/ч, а на автобанах максимальная скорость может составлять 130 км/ч. Стоит отметить, что местные водители часто нарушают скоростной режим, практически никто из местных жителей не будет передвигаться по автобану со скоростью меньше 150 км/ч.

Тонкости проката машины в Греции

Для экономии средств, бронировать автомобиль стоит загодя, за несколько недель или даже месяцев до поездки. Прокатные пункты в Греции поднимают цены, полагаясь на динамику внутренней логистики - на количество оставшихся автомобилей на учетный период.

При поиске кабриолета, минивэна или лимузина, советуем искать в пунктах расположенных в аэропортах, так как выбор там разнообразнее, чем в городских пунктах.

При получении счет-фактуры и документов на машину, обязательно сравните все данные с вашим ваучером. Сотрудники пунктов в Греции иногда пытаются добавить опциональные страховки или сервисы без ведома клиента.

Очень важно грамотно принять машину. Перед отправкой, внимательно осмотрите авто на предмет всевозможных дефектов, и убедитесь что все найденные дефекты скрупулезно отмечены в вашей карточке проката. В случае несоответствия - настойчиво требуйте коррекции.

Вы всегда можете просмотреть наше предложение машин в Греции напрокат, используя форму вверху страницы. Уверяем вас - дешевле вы не найдете!

8. Местные дороги отличаются высоким качеством покрытия. Самыми лучшими считаются крупные магистрали, но даже небольшие загородные трассы приятно удивят водителей уровнем покрытия и оснащения.

9. Автобаны в Греции являются платными, стоимость проезда зависит от конкретного маршрута и типа автомобиля. В среднем, за проезд по автобану водителю придется заплатить от 2,5 до 6 евро, оплата обычно производится наличными, поэтому следует заранее запастись монетами и купюрами мелкого номинала.

10. Дорога, связывающая Патры и Коринф, на картах также обозначается как автобан, хотя на самом деле таковым не является. Трасса Патры – Коринф, проходящая вдоль залива, считается одной из самых экстремальных в стране.

11. Главную опасность на этой дороге представляют дальнобойщики, которые совершают очень опасные обгоны и иные маневры, спокойно реагировать на которые не могут даже очень опытные автомобилисты.

12. Значительная часть заправок, расположенных вдоль загородных трасс, работает до 19:00. Круглосуточные заправки есть в больших городах, а также рядом с крупными и оживленными трассами, связывающими большие населенные пункты.

13. Одним из самых серьезных нарушений считается проезд на красный сигнал светофора. За него полагается штраф в размере 700 евро, а также временное лишение водительских прав сроком на 2 месяца. За серьезные нарушения правил у водителя также могут временно изымать технический паспорт автомобиля и номера.

14. Во время движения водитель и все пассажиры в автомобиле должны пристегиваться ремнями безопасности. За нарушение правила предусмотрен штраф в размере 350 евро, а также изъятие водительского удостоверения на 10 дней.

15. Серьезнейшим нарушением является управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, максимально допустимый уровень содержания алкоголя в крови составляет 0,5 промилле. При первом задержании водителю грозит штраф в размере от 200 до 2000 евро, а при втором задержании предусмотрен максимальный размер денежного взыскания.

16. Если оплатить штраф в течение 10 дней с момента его наложения, то можно получить «скидку» в размере 50%. Несмотря на крупные размеры штрафов, местные водители не утруждают себя соблюдением правил дорожного движения, часто виновниками аварий на местных дорогах становятся дисциплинированные туристы.

17. Дорожную полицию на местных дорогах можно увидеть не часто, особенно в прибрежном районе и в загородной местности. Полицейские дежурят на оживленных трассах больших городов, но местных нарушителей этот факт нисколько не смущает.

18. В целом, местная полиция довольно мягко и благосклонно относится к автомобилистам из других стран. Изъять права могут лишь за очень серьезное нарушение, но это вовсе не является поводом следовать примеру местных водителей и пренебрегать незначительными, на первый взгляд, правилами.

19. На платных автострадах почти никогда не бывает пробок. Связано это с тем, что местные водители движутся по ним с очень большой скоростью, затор возможен лишь в том случае, если на дороге произошла серьезная авария.

20. Самыми страшными для иностранных водителей дорогами являются местные магистрали. Несмотря на ограничение по скорости в 80 км/ч, местные водители редко движутся по ним со скоростью меньше 120 км/ч. Как правило, двухполосные дороги имеют дольно широкие обочины, многие осторожные водители предпочитают двигаться именно по ним.

21. Если на двухполосной дороге машина, движущаяся сзади, хочет совершить обгон, то нужно максимально съехать на обочину и пропустить спешащего водителя. Двигаться по обочине также следует осторожно, она может закончиться очень неожиданно из-за канавы, моста или брошенного на ней сломанного автомобиля.

22. Местные пешеходы также не отличаются прилежным соблюдением правил дорожного движения. Они могут начать переходить дорогу в неположенном месте, не обращая никакого внимания на стремительный поток машин. Приближаясь к светофору, также не следует рассчитывать на бдительность пешеходов, они далеко не всегда ждут, когда переключится нужный сигнал.

23. На дорогах можно увидеть довольно много необычных мемориальных сооружений, которые представляют собой миниатюрные храмы с установленной рядом свечкой и фотографиями погибших в авариях людей. Ежегодно на дорогах Греции погибает около полутора тысяч человек.

24. Во время движения нельзя разговаривать по мобильному телефону. В условиях напряженной обстановки, которая царит на местных трассах, это практически невозможно, поскольку водителю нужно непрерывно следить за остальными участниками движения.

Греция это страна, которая отличается высокими штрафами за нарушение правил дорожного движения, но на местных водителей это особого впечатления не производит, они водят авто достаточно агрессивно, нередко превышают скоростной режим и т.д. Самая сложная ситуация в крупных городах, где движение усложняют двухколесные транспортные средства. Самые сложные для передвижения города это Салоники и Афины. Водителям у которых нет достаточного опыта вождения лучше воздержаться от путешествия на авто по этим городам. Кроме этого во многих городах ощущается нехватка привычных для многих дорожных знаков, особенно редко встречаются такие знаки как «Главная дорога» и «Уступи дорогу». При подъезде к перекресткам нужно всегда притормаживать.

В случае если дорожное движение регулируется светофором не стоит сильно спешить и трогаться сразу же после включения зеленого сигнала. Связано это с тем, что у многих водителей есть привычка проскакивать на красный свет, что нередко приводит к серьезным дорожно-транспортным происшествиям. И при том, что данное нарушение считается самым серьезным, за него полагается заплатить штраф в размере 700 евро и лишение водительских прав на два месяца.

Во многом безопасность поездок по Греции будет зависеть от соблюдения скоростного режима. В данном случае речь идет о том, что в пределах населенных пунктов максимальная скорость не должна превышать 50 километров в час, на загородных трассах – 80 км/ч, а на автобанах не более 130 км/ч.

Проезд по автобанам в Греции платный, стоимость зависит от типа автомобиля и конкретно взятого маршрута. Средняя стоимость проезда колеблется от 2,5 до 6 евро. Чаще всего оплата производится наличными, поэтому желательно, чтобы при себе было достаточное количество мелких купюр.

При передвижении по Греции нужно учитывать такой немаловажный фактор, что практически все заправки, которые расположены вдоль трасс, работают до 19 часов. Круглосуточные заправки встречаются преимущественно в крупных городах и на некоторых оживленных трассах.

Не забывайте во время движения пристегиваться, причем это требование касается не только водителя, но и всех пассажиров. Нарушение этого правила влечет за собой штраф в размере 350 евро и лишение водительского удостоверения на 10 дней.

Также как и во многих других странах мира, серьезнейшим нарушением является управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Согласно греческому законодательству допустимый уровень алкоголя в крови не должен превышать 0,5 промилле. В случае первого задержания придется заплатить штраф от 200 до 2000 тысяч евро.

Греческие полицейские преимущественно дислоцируются на оживленных трассах, но данный факт местных жителей нисколько не смущает и меньше они от того не нарушают. Нужно отметить, что к иностранным водителям местная полиция относится довольно благосклонно. За незначительные нарушения могут ограничиться устным предупреждением, а права забирают только за что-то серьезное.

В высокий туристический сезон для Греции характерны пробки, что обусловлено существенным увеличением туристического потока, но на платных автострадах их никогда не бывает (исключение составляют только какие-то серьезные аварии).

К сожалению, немало хлопот водителям доставляют и местные пешеходы, которые часто переходят дорогу в неположенном месте и тем самым создают аварийные ситуации. В пределах населенных пунктов не стоит превышать скоростной режим, иначе можно столкнуться с серьезными неприятностями.

Нельзя сказать, что ситуация с дорожным движением в Греции критическая, особенно с учетом того, что качество дорожного полотна там намного лучше, чем у нас. Проблема может быть только в том, что не все могут быстро адаптироваться в чужой стране, ее особенностям и далеко не последнюю роль играет языковой барьер. Если вы уверены в своих силах, то отказываться от путешествия по стране на арендованном автомобиле не стоит.

Внесла неоценимый вклад в европейскую культуру. Литература, архитектура, философия, история, другие науки, система государственности, законы, искусство и мифы Древней Греции заложили основу современной европейской цивилизации. Греческие боги известны во всем мире.

Греция сегодня

Современная Греция мало знакома большинству наших соотечественников. Страна находится на стыке Запада и Востока, соединяя Европу, Азию и Африку. Протяженность береговой линии составляет 15 000 км (с учетом островов)! Наша карта поможет найти самобытный уголок или остров , на котором еще не бывал. Мы предлагаем ежедневную ленту новостей . Кроме того, много лет мы собираем фото и отзывы .

Отдых в Греции

Заочное знакомство с древними греками не только обогатит Вас пониманием того, что все новое – это хорошо забытое старое, но и побудит отправиться на родину богов и героев. Где за развалинами храмов и обломками истории живут наши современники с теми же радостями и проблемами, как и их далекие предки тысячелетия назад. Вас ждет незабываемый отдых , благодаря самой современной инфраструктуре в окружении девственной природы. На сайт Вы найдете туры в Грецию , курорты и отели , погода . Кроме того, у нас вы узнаете как и где оформляется виза и найдете Консульство в Вашей стране или греческий визовый центр .

Недвижимость в Греции

Страна открыта для иностранцев, желающих приобрести недвижимость . Любой иностранец имеет на это право. Только в приграничных районах не гражданам ЕС необходимо получить разрешение на покупку. Однако поиск законных домов, вилл, таунхаусов, квартир, правильное оформление сделки, последующее обслуживание представляют непростую задачу, которую много лет решает наша команда.

Русская Греция

Тема иммиграции остается актуальной не только для этнических греков, живущих за пределами своей исторической родины. На форуме для иммигрантов обсуждаются как юридические вопросы , так и проблемы адаптации в греческом мире и, вместе с тем, сохранения и популяризации русской культуры. Русская Греция неоднородна и объединяет всех иммигрантов, говорящих на русском языке. В то же время, в последние годы странане оправдывает экономических ожиданий иммигрантов из стран бывшего СССР, в связи с чем мы наблюдаем обратное переселение народов.

Настала пора поговорить про особенности вождения машины на Крите. Сейчас вам станет так страшно, что вы больше не рискнете сесть за руль автомобиля здесь на острове, и тем самым спасете нас, местных от повышенного движения в разгар сезона. Очень неловко рассказывать всю правду об этом, но лучше честно. На основе личного опыта. Вы можете в комментариях потом рассказать о своем.

Дороги Крита - праздник для любителей вождения. Здесь можно безнаказанно разогнать свой автомобиль, можно долго мчаться в кабриолете вдоль моря, можно потерзать машину и нервы попутчиков на резких поворотах или медленно сползти по грунтовой дороге на самые красивые пляжи в мире. Здесь можно все. Вот это-то и пугает.

Начнем с простого и понятного. Аренда машины на Крите. Самый часто задаваемый вопрос. Но это просто как дважды два. В любом селении, где есть отели, вы всегда найдете rent car. Идите и берите машину со спокойной душой, только обратите внимание на то, чтобы страховка покрывала ее днище и колеса. Если вы вдруг решитесь съездить на какой-нибудь дикий пляж, вам придется ехать по грунтовой дороге. Так что пусть она будет, эта страховка. Написано FULL. По рукам!

Автомат найти несколько сложнее. Возможно, придется обойти несколько rent-car. Но не оставляйте надежду. На Крите все знают, что люди с севера предпочитают не думать про смену передач, забираясь на гору. И с каждым годом автоматов становится все больше и больше.

Машины эконом класса, как правило, в меру потрепанные, с мелкими вмятинами, царапинами. Это нормально. Вы тоже можете ее чуть-чуть поцарапать. Вам вину за это предъявлять никто не будет. Сложнее с машинами более высокого класса. Могут потребовать зарезервировать сумму на карточке. Но зачем вам на Крите понадобилась крутая тачка, это вообще непонятно. Или вы планируете свадьбу?

А еще имейте ввиду, что машина, которую вы бронировали на сайте в реальности окажется чем-то совсем иным. Класс будет тот же, а машина другая. Попробуйте спорить. Но это, скорее всего, ни к чему не приведет. Так что забирайте машину и в путь!

Тут стоит обратить внимание на режим работы заправочных станций. Они работают ежедневно, но практически все закрываются в 22:00, некоторые в 23:00. На заправке всегда есть специальный человек, который подойдет к вашей машине, уточнит, на какую сумму вы планируете заправиться, и сам все сделает. Только заглушите мотор и откройте дверцу. Сдачу и чек вам тоже принесут. Можете продолжить распространять о русских добрую молву и оставить евро на чай. Но больше не надо!

Бензин 95, кстати, стоит дорого. Сейчас - 1,70 евро за литр, а летом наверняка опять вырастет до 1,90. Дизель дешевле - 1,20. Если вам попалась машина-гибрид, то мы вам завидуем.

Особенно приятно, что на Крите на машинах отсутствуют сигнализации. Ведь угонять машины на острове бесполезно. Портить свой облик в глазах суровых критских мужиков, тоже не каждый решится. Так что машину можно не закрывать, но вещи из нее все же лучше забирать. Чего только не случается в туристический сезон.

Теперь переходим к тонкостям и хитростям вождения на Крите.

1. На Крите можно водить машину выпивши. Официально это запрещено, но местных жителей такие законы мало касаются. Сами посудите: публичный транспорт на острове не развит, такси стоит дорого, машины есть почти у всех. Невозможно побывать в гостях у дяди Костаса на соседней горе и не выпить раки за его здоровье. Это неуважение, это куда страшнее, чем сесть за руль в нетрезвом виде. Так что подавляющее количество машин, на которых отсутствуют опознавательные логотипы rent car и которые составляют вам компанию на вечерней трассе, содержат в себе нетрезвого водителя.

2. Тут уместно вспомнить обо всех этих часовенках, стоящих вдоль дорог в качестве напоминания о том, что когда-то здесь произошла авария. Они как бы предупреждают вас об опасном участке на дороге. Увы, вождение на Крите контролируется только самим водителем. Все под личную ответственность. Да здравствует самоконтроль!

3. За непристегнутый ремень вас никто ругать не будет, но в ваших интересах пристегнуться. Хотя бы чтобы от поворотов не тошнило. Детей можно возить без кресел безопасности. Мы так делали. Но лучше с креслом.

4. Скоростной режим соблюдают только туристы и пожилые критяне. Камеры никого не смущают. Камера не зафиксирует вашу машину, если та не превысит скорость 120-130 км/ч. А на все что выше, сможет и среагировать.

5. Фары днем критяне включают редко. Приехав из страны, где невключенные фары является нарушением ПДД, вы можете оказаться в затруднительной ситуации и с непривычки не обраащать внимания на объекты, которые внезапно вылетают из-за поворота. Включайте фары. Постепенно и на Крите к этому привыкнут.

6. Если что-то случилось, останавливайтесь на обочине, включайте "аварийку" и не стесняйтесь обратиться за помощью к проезжающим мимо. Критяне в беде не бросят. Только вы свою машину не бросайте, а то на следующий день найдете «привет от критской полиции» под дворником.

7. Вообще самым частым и самым наказуемым нарушением ПДД является неправильная парковка. Они почти все платные. Летом даже платные парковки в городах заняты. Приходится долго крутиться по улицам с односторонним движением, в какой-то момент начинает сильно хотеться в туалет, вы оставляете машину на «аварийке», возвращаетесь, а под дворниками уже прилепился розовый листочек с выписанным штрафом. Если вы его заплатите в течение 4-х первых дней, он составит 40 евро. А если позже, то уже все 80. Оплачивать его надо в мэрии, town hall любого селения. До 13:00. После этого часа работа государственных служащих прекращается.

Местные правила дорожного движения (ПДД) изложены в греческом Кодексе дорожного движения и в целом совпадают с российскими. Имеется ряд особенностей, которые следует учитывать:

- местные водители - как правило, знают дороги наизусть, и довольно часто движутся по ним с нарушением ПДД - превышение скорости, обгон через сплошную, разворот через двойную, проезд на красный свет и т.п. Очень рекомендую не следовать их примеру. Соблюдать правила дорожного движения на Крите чрезвычайно полезно для сохранения вашего здоровья и благосостояния.

- знаки . В основном установлены уже современные знаки европейского размера, однако кое-где встречаются старые, маленькие, плохо различимые, но действующие. Будьте внимательны. Многие знаки имеют повреждения, отверстия - расстреляны бравыми критянами, такая вот странная традиция (клик на знаке "Арадена" ниже справа откроет расстрелянный знак во всей красе)


- светофоры . Небольшого размера, в основном не имеют дублера на противоположной стороне перекрестка, поэтому, если стоите близко, не видно переключения с красного на зеленый. Вам тут же начнут сигналить стоящие за вами в очереди машины - не пугайтесь, проверьте - зеленый ли, потом трогайтесь. Прежде чем выезжать на перекресток на зеленый свет, убедитесь, что поперечный поток уже перестал ехать на красный. Это не шутка.

- указатели населенных пунктов. Либо сразу на греческом и английском, либо сначала на греческом (например, Μπαλί), метров через 100-200 - на английском (Bali), особенно это характерно для Новой нацдороги.

За пределами ННД/СНД довольно часто указатели стоят только и непосредственно на повороте, что крайне неудобно. А на второстепенных дорогах их может не быть вообще. Если у вас есть навигатор (ренткары обычно называют его просто "GPS") и хорошая бумажная карта, то это может серьезно уменьшить время поездки из пункта А в пункт Б. Многие ренткары предлагают GPS в качестве дополнительной опции, по разумной цене. Но карта в машине все же нужна - иногда GPS пытается увести на "козьи тропы".

- дороги . В целом неплохие. После российских можно считать хорошими, но критские - они узкие, разъезжаться с самосвалами или туристическими автобусами в горах с непривычки нелегко. Исключением является Новая национальная дорога (ННД) вдоль северного побережья (на картах она обозначается как "ВОАК" от греческого " Βόρειος Οδικός Άξονας Κρήτης " т.е. "Северная Дорожная Ось Крита", или ЕО90, или , или А90 . Ее все еще строят, когда-нибудь она станет автомагистралью от Киссамоса до Ситии.

Есть несколько современных трасс на юг. Но и они местами весьма извилисты и имеют существенные перепады по высоте. На крутых "слепых" поворотах принято подавать звуковой сигнал, особенно, если дорога превратилась в одну-единственную полосу. Услышите сигнал сами - остановитесь, дайте проехать встречной машине.

Бывают на Крите дожди, и после дождей на дорогах очень скользко , количество аварий, в том числе "перевертышей", резко возрастает.
Кое-где на дорогах попадаются выбоины, местные стараются их объезжать на полном ходу, будьте (морально) готовы к резкому маневру идущей впереди и даже сбоку машины.

- скорость . Официально в Греции такие ограничения скорости: 50 км/ч в населенных пунктах, 90 км/ч вне населенных пунктов, 110 км/ч на скоростных дорогах, 130 км/ч на автострадах (). Спрашивал у знакомых на Крите, они говорят "а у нас по прежнему - 50 км/ч в населенных пунктах, 90 км/ч вне населенных пунктов". Однако Новая национальная дорога частично стала "скоростной". Сам видел знак "100" на одном из обновленных участков ННД.
Все же очень рекомендую не превышать 90 км/ч за городом и 50 км/ч в городе и смотреть на знаки ограничения скорости. Соответствующая функция навигатора очень помогает.
Привычка к особенностям рельефа возникает только через 5-7 дней ежедневной езды. Берегите себя и пассажиров. Во многих местах установлены "нереальные" знаки ограничения скорости, к тому же хорошо замаскированные придорожной растительностью - например, 40 или 60 км/ч на Новой нацдороге в безлюдном месте. По мере возможности, надо их соблюдать. Наверно. Хотя местные идут в этих местах со скоростью 90-100 км/ч. Но штрафуют-то почти исключительно туристов на арендованных машинах... Учтите, использовать радар-детекторы запрещено законом, если поймают - дикий штраф (до 2000 евро) и лишение прав на месяц.

Кроме того, в конце 2008 г. на Новой нацдороге установили кучу видеокамер, перед каждой есть аж по два предупреждающих знака.


Есть информация (сентябрь 2015), что они работают, хотя включены не постоянно. В основном они, как говорят, работают в июле-августе, "стреляют" в задний номерной знак.

- развязки на Новой национальной дороге отличаются непривычной организацией движения. Вот пример (кликнуть для увеличения) пересечения Новой национальной дороги с дорогами Пеза-Ираклион и Армени-Ретимно:


Если ехать из Пезы в сторону Ираклиона (левая карта, едем "снизу вверх") и задаться целью свернуть на Новую национальную на Херсониссос (по ННД направо) или на Ретимно (по ННД налево), то сразу возникают всякие горячие пожелания тем, кто проектировал эту развязку. Хорошо, что пока таких головоломок немного и все-таки там установили светофоры, вот только они работают не всегда.

- обгон . Если Вас хотят обогнать, то либо "приклеются" к бамперу (как на МКАД), либо начнут подавать сигнал обгона левым поворотником, а иногда и включением фар, но самого маневра обгона не будет (значит, "просит дать возможность обогнать") - сдвиньтесь вправо (если возможно) и дайте возможность обогнать без пересечения обгоняющим сплошной полосы. Можете при этом ехать по асфальтированной части обочины, это нормально.

Проблемой могут быть камни на обочине из-за камнепада , или запаркованный на обочине автомобиль, который вы не видели из-за поворота. Если уступать дорогу для обгона кажется вам в данный момент опасным, не проявляйте супервежливость, располагайте машину на проезжей части, как считаете нужным. Когда маневр обгона станет, по вашему мнению безопасным, дайте сигнал левым поворотником пару раз ("безопасно, обгоняй") и уйдите вправо.

Однако : согласно ПДД, движение по обочине запрещено. Полиция на это внимания не обращает, а вот страховая компания обратит (если захочет) - если ваш автомобиль попал в аварию, двигаясь по обочине (столкнулся с припаркованным авто, с камнем от камнепада), то формально это результат умышленной или невынужденной небрежности (negligence) и страховка это не покрывает - не страховой случай. Если страховая компания "упрется" - платить придется очень много (см. " "). Но это в теории - по обочине на Крите ездят все.

- разворот и поворот налево в разрешенных местах. Опасны тем, что по встречной полосе, но в попутном вам направлении движется на обгон вашего авто другой автомобиль, не обращая внимания на включенный левый поворотный сигнал вашего автомобиля. Т.е. вы включаете левый поворотник, встаете к месту поворота/разворота, пропускаете встречный поток, начинаете поворот или разворот налево - и получаете удар в левую часть Вашего авто от этого попутного автомобиля. Вина будет ваша, если разделительная полоса до места разворота/поворота была прерывистая (обгон по встречной разрешен), или не ваша, если полоса была до места маневра сплошная (обгон по встречной запрещен). Как избежать: проверяйте перед маневром отсутствие не только встречных, но и попутных машин.

- движение задним ходом на ННД формально запрещено (как бы автомагистраль), т.е. если попадете в ДТП при таком маневре - вина будет ваша.

- круговое движение. Автомобиль, въезжающий на круг, имеет преимущество, а находящийся на круговом движении должен уступить ему дорогу, т.е. обычное правило "помеха справа". Однако перед многими круговыми развязками стоят знаки приоритета для машин, находящихся на круге, и тогда въезжающий на круг автомобиль должен уступать им дорогу. Обращайте внимание.

- сигнал светом фар . Может иметь несколько значений: за городом - "впереди полиция в засаде", "впереди помеха (авария, камни, козы)", в городе - "я еду, дай проехать", "я жду, давай проезжай", "привет" (это не вам, а знакомому в вашем потоке).

- ближний свет фар днем вне населенных пунктов греки не включают. С включенным светом ездят в основном туристы. Плохого в этом ничего нет, во всяком случае, если включите, местные будут с вами осторожнее.

- парковка . Парковаться под знаком "Остановка запрещена" и "Стоянка запрещена" не стоит - полиция штрафует, как правило, именно арендованные автомобили. В городе местные нередко паркуются в 2, и даже в 3 ряда. Включат аварийку, и пошли в таверну или супермаркет. ПДД это запрещает, не следуйте их примеру. Если для парковки вам требуется движение задним ходом, включите аварийку (требование ПДД).


- взаимоотношения на дороге. В целом критяне-водители довольно вежливы, дают втиснуться в поток с боковой улицы и т.д. Вот посмотрите, как это происходит (к счастью, таких сложных перекрестков немного).
Однако среди местных водил попадаются того же калибра придурки, что и в Москве - могут подрезать, не соблюсти приоритет, выскочить на красный. Не горячитесь, пропустите их - пусть едут, свой столб они найдут - Греция уверенно занимает ведущие места по ДТП в Европе, а Крит - первое место в ЕС (в 2010) по количеству погибших на 100 000 человек населения.
Случай из практики - возвращался из Агиос Николаоса в Ретимно на Хюндай Акценте, шел около 100, после Ираклиона обогнал БМВ. Этот... меня догнал, обогнал, развернулся и поехал обратно. Видимо, что-то хотел мне доказать.
Очень многие критяне разговаривают по мобильнику за рулем (что запрещено ПДД), поэтому их автомобиль может вести себя на дороге "неадекватно".

Ладонь " пятерней ", выставленная в окно, означает наш поднятый средний палец - не реагируйте, ваша задача не "ехать", а "доехать". "Погонялки" на Крите слишком опасны.

- с полицией никогда не спорьте и всегда платите штрафы. Штрафы необычно высокие - до 700 евро за проезд на красный, например. Вот почитайте. Однако, по словам "попавших" на штрафы, они выписываются не на максимальный размер, а поменьше, иногда существенно меньше. Полиция любит прятаться под мостами и в конце длинных участков - ловят превышателей скорости и пересекателей сплошной разделительной. Радары - лазерные. Детекторы радаров запрещены. Кроме того, на Национальной дороге есть машины скрытого патрулирования, без полицейской раскраски. Штрафы оплачиваются на почте, которая не работает в субботу и воскресенье. Штраф за неправильную парковку может быть выписан муниципалитетом, а не полицией. Мне сказали, что оплачивать его надо в этом же муниципалитете.

- заправки . Нет смысла пытаться заправить машину самостоятельно - самообслуживания на критских заправках я не видел. Заправляют обычно на сумму денег (на 20 евро, например), а не на литры - чтобы со сдачей не заморачиваться. Деньги смело отдайте заправщику. Если нужна квитанция (зачем она Вам?), скажите, Вам ее принесут.


Однако однажды на заправке "Эко" в Сталиде заправщица сказала мне заплатить в офисе, после того, как заправила машину. Единственный случай.

Заправщику можно сказать "полный бак (full tank)", он сам отследит, чтобы по деньгам оказалась более-менее круглая сумма. Цены на бензин варьируются следующим образом: самые высокие цены - в центре города и на Новой нацдороге, причем в крупных городах (Ираклион) цены обычно пониже, чем в небольших (Ретимно). Самые низкие цены - в пригородах, однако с удалением на периферию цены быстро растут - из-за стоимости доставки туда бензина. Также цены ниже в не-брендах (Silkoil, Eko), по сравнению с брендами (ВР, Shell). К сожалению, далеко не все заправки круглосуточные. Текущую цену на бензин в Ретимно можно посмотреть .

Отдельно необходимо отметить схему мошенничества, практикуемую время от времени на некоторых заправках, особенно вблизи городов: машина подъезжает к заправочной колонке, водитель, не выходя из машины, открывает лючок бензобака или передает заправщику ключи от этого лючка. Заправщик вставляет заправочный пистолет в горловину бензобака без нажатия на рычаг. Колонка включается, шумит насос, бензин НЕ льется, затем колонка отключается, заправщих берет деньги, машина уезжает и только потом, когда датчик топлива "оживет", турист обнаруживает, что бензина нет. Естественно, этот вариант "отрабатывается" только на туристах, особенно на тех, кто спешит в аэропорт и/или не контролирует показания заправочной колонки в литрах и евро. Контролируйте - на дисплее колонки все видно.

- мотоциклы и мопеды . Мотоциклов мало, гоняют они быстро, но встречаются больше на загородных трассах, и вообще, по-моему, достаточно осторожны в движении. Мопеды, скутеры и квадроциклы - бич курортных городков на востоке Крита. На мопедах в основном местные, но попадаются и туристы, на квадроциклах в основном в меру трезвые туристы. Основная проблема - непредсказуемость их поведения на дороге. Будьте внимательны, они выскакивают перед вашим автомобилем, едут навстречу вам по улице с односторонним движением, резко останавливаются прямо на дороге поболтать с девушкой или движутся перед вами со скоростью 20 км/ч, т.к. отчаянно трещащий "мопедоконь" несет сразу двух упитанных молодцов (или молодиц).

- животные на дороге. Козы, овцы.

Попадаются регулярно, так что будьте внимательны.


- платные парковки . Есть в крупных населенных пунктах или в туристических точках (например, парковка у спуска к пляжу Превели) . Устроены обычным образом - или шлагбаум и талон на въезде после нажатия кнопки - оплата на выезде, или паркомат - набрал время - оплатил - квитанцию под дворник, или живой грек, принимающий деньги и выдающий талончик и, иногда, садящийся за руль Вашего авто для постановки на парковку. Соответствующий дорожный знак про платную парковку, как правило, стоит. В общем, нет ничего сложного в парковке за деньги, даже если не знаете греческого или английского.

Въезд на платную парковку в порту Ретимно

- карты и навигаторы . Есть хорошие , но купить их разумной цене можно только на Крите. В последнее время многие ренткары предлагают навигаторы за очень небольшие деньги. Мы ездим с навигатором с 2010, однозначно экономится время и бензин, так что рекомендую, хотя изредка может повести "козьими тропами".

- ремень безопасности . Пристегивайтесь как на передних, так и на задних сиденьях. Это нужно не только из соображений безопасности, но и из-за размера штрафа за не пристегнутый ремень. Но очень многие не пристегиваются, что имхо нехорошо.