Восстановление аккумулятора обратным током. Восстанавливаем аккумулятор автомобиля своими руками

Аккумуляторная батарея (АКБ) относится к важнейшим атрибутам технического оснащения современного автотранспортного средства, без которого его эксплуатация практически невозможна. Именно поэтому этот прибор требует повышенного внимания к своему содержанию и обслуживанию, а при отсутствии таковых быстро выходит из строя. Объясняется это сложными химическими реакциями, протекающими в его внутренних элементах, которые представляют собой довольно сложную конструкцию (смотрите рисунок).

Несмотря на указанные сложности, опытным автолюбителям удаётся разобраться со всеми этими нагромождениями деталей и даже научиться реанимировать ранее не заряжавшееся и, казалось бы, «загубленное» изделие. В связи с этим хотелось ознакомить всех заинтересованных пользователей с накопленным опытом, позволяющим восстановить аккумулятор в домашних условиях.

Перед тем, как восстановить или «вернуть к жизни» АКБ, необходимо знать, что существует несколько способов его реанимации, основными из которых являются:

  • Искусственное восстановление аккумулятора малыми зарядными токами;
  • Реанимация путём полной смены электролита в его банках;
  • Обратная зарядка АКБ;
  • Зарядка в специально подготовленной дистиллированной воде.

Особенности подзарядки малыми токами

Восстановление АКБ в домашних условиях может быть организовано с помощью известной технологии его многократной подзарядки токами небольшой величины. Порядок проведения таких процедур предполагает использование режима, при котором подзарядка осуществляется постепенно (с небольшими перерывами). При этом аккумулятор восстанавливается не сразу, а по завершению нескольких таких зарядных циклов.

Во всё время проведения реанимации необходимо внимательно следить за плотностью электролита и напряжением в каждой из его банок. В различных ёмкостях показания прибора не должны очень сильно отличаться одно от другого.

Дополнительная информация. Для контроля плотности электролита следует воспользоваться специальным измерительным инструментом, называемым ареометром.

Зарядка аккумулятора производится путём нескольких последовательных подходов, что позволяет выровнять потенциалы в отдельных банках до нормируемого значения и обеспечить в результате полноценное питающее напряжение 12 Вольт. Для реализации такого режима потребуется бытовое электронное устройство, способное выдавать токи, величина которых на порядок меньше, чем при обычной зарядке.

Помимо этого, применение такого прерывистого режима позволяет равномернее распределять плотность электролита в пространстве между его внутренними элементами (электродами). Для достижения требуемых показателей указанные циклические процедуры следует повторить не менее 8-ми раз. Специалисты советуют применять при этом зарядные токи, примерно в десять раз меньшие, чем ёмкость исправного аккумулятора.

Замена электролита

Нередко пользователи задаются вопросом о том, а можно ли восстановить АКБ путём полной замены в нём рабочей смеси (электролита). Оказывается, что подобный подход давно применяется на практике, более того он зарекомендовал себя как один из наиболее эффективных приёмов восстановления аккумулятора.

Для его реализации потребуется проделать следующие операции:

  • Сначала необходимо полностью слить старый электролит из банок аккумуляторной системы и промыть освободившиеся ёмкости тёплой проточной водой;
  • Одновременно с этим нужно подготовить три ложки пищевой соды и развести их в 100 миллилитрах дистиллированной воды;
  • Подготовленный таким образом раствор следует хорошо прокипятить и залить в тщательно просушенные ёмкости (смотрите рисунок ниже);

  • После этого необходимо, чтобы батарея спокойно постояла минут 20-30, после чего жидкость сливается, и эта процедура снова повторяется как минимум три раза;
  • По завершении всего цикла операций ёмкости тщательно промываются горячей водой.

Обратите внимание! Этим методом удаётся реанимировать большинство известных типов современных аккумуляторных изделий.

После окончательной промывки банок в них следует залить новый электролит и установить АКБ на предварительную зарядку, которая может продолжаться примерно сутки. После этого необходимо будет провести ещё целый ряд зарядок, осуществляемых в цикличном режиме (по 6 часов в день на протяжении 10-ти календарных суток).

Используемое при этом зарядное устройство должно обеспечивать выходное напряжение от 14-ти Вольт и силу тока в нагрузке не менее 10 Ампер.

Обратная зарядка

Для того чтобы вернуть в строй очень старый аккумулятор, можно воспользоваться методом так называемой «обратной зарядки». Для его реализации в домашних условиях потребуется мощный источник постоянного тока, подобный сварочному агрегату, например. Последний должен обеспечивать на выходе напряжение не менее 20-ти Вольт при зарядном токе до 80 Ампер.

Перед зарядкой обратным током обязательно следует выкрутить пробки АКБ, как это изображено на рисунке ниже.

Сразу вслед за этим необходимо подключить плюс зарядного устройства к отрицательной клемме восстанавливаемого АКБ, а к его плюсовому контакту подсоединяется отрицательный вывод прибора. При правильном проведении зарядки обратным током, которая по продолжительности не должна превышать 30-ти минут, удаётся продлить срок эксплуатации батареи на 2-3 года.

Важно! В процессе обратной зарядки аккумулятор может начать «закипать», чего не следует особо пугаться. Такое закипание предусмотрено самой технологией восстановления.

По завершении процесса (примерно через 30 минут) электролит из банок следует слить, а их внутренности промыть тёплой водой. Лишь после этого в ёмкости аккумулятора можно заливать свежую смесь и поставить его на прямую зарядку от домашнего ЗУ. При этом рабочий ток не должен быть более 15-ти Ампер, а время зарядки выбирается равным 24 часам.

Восстановление заряда в дистиллированной воде

Если вы не смогли окончательно определиться с тем, как восстановить аккумулятор, а также не выбрали наиболее подходящий способ его реанимации, предлагаем рассмотреть ещё один простой вариант. Воспользовавшись этой методикой, вернуть к жизни старый АКБ можно очень быстро (для этого потребуется примерно час времени).

Порядок операций в этом случае выглядит следующим образом:

  • Полностью разряженный аккумулятор сначала следует каким-то образом зарядить (по возможности);
  • Затем из него нужно полностью слить электролит, открутив предварительно все пробки на верхней панели;
  • Вслед за этим все внутренности банок следует промыть горячей водой и после просушки залить в них специальный раствор, подготовленный на основе аммиачного трилона;

Дополнительная информация. Посредством этой смеси осуществляется десульфатация пластин, проводимая примерно в течение часа.

  • Когда в электролите начнётся выделение газовых пузырьков, сопровождаемое небольшими брызгами, это будет означать, что процесс подходит к своему завершению. О полном окончании десульфатации можно узнать по прекращению выделения пузырьков.

По окончании этих процедур банки вновь промываются чистой водой или дистиллятом (сделать это следует несколько раз), после чего в них заливается электролит заданной плотности. АКБ снова заряжается до нужной кондиции, после этого считается, что он восстановлен. Останется лишь убедиться, что напряжение между его клеммами соответствует норме (смотрите рисунок).

Ремонт автомобильных аккумуляторов можно выполнить и самостоятельно, если разобраться в процессе и учесть состав и особенности АКБ.

Когда может потребоваться ремонт автомобильных аккумуляторов?

Мы перечислим основные виды неисправностей, при которых выполняется реанимация аккумулятора автомобиля:

  • разрыв (внутренний) сети в батарее - происходит когда механическое воздействие нарушает целостность выводящих клемм и пластин;
  • деформация в результате разбухания блоков пластин;
  • замыкание пластин, приводящее с течением времени к осыпанию в АКБ активных элементов;
  • сульфатация пластин, которая обычно обусловлена чрезмерным разрядом ;
  • повреждение корпуса или банок (а иногда и обоих из указанных элементов) АКБ.

Если речь идет о деформации блоков, ремонт автомобильного аккумулятора выполнять нет смысла.

Намного дешевле и проще будет приобрести новую батарею (в подобном случае не выполняется ни реанимация аккумулятора ноутбука, ни восстановление батареи мобильного телефона, ни какого-либо иного устройства).

Аналогичная ситуация наблюдается и при повреждении банок либо корпуса. Теоретически ремонт выполнить можно, но его стоимость будет примерно идентична цене новой батареи.

При замыкании пластин ремонтные работы потребуют меньших финансовых затрат. Но здесь стоит заметить, что восстановление емкости автомобильного аккумулятора при замыкании можно доверять только профи, которые работают в условиях хорошо оснащенных автосервисов. Специалистам желательно поручать и восстановление .

Восстановление автомобильного аккумулятора своими руками

Самостоятельно любой автомобилист способен выполнить операцию десульфатации пластин АКБ. Необходимость в ней возникает тогда, когда батарее требуется вернуть ее былую работоспособность, нарушенную в результате отложения на пластинах аккумулятора соли.

Процедура выполняется следующим образом:

  • В электролите растворяют присадку с десульфатирующими возможностями (найти указанную присадку в автомагазинах несложно). Плотность электролита должна быть 1,28 г/см3.
  • Заливают полученную смесь в АКБ.
  • Подключают зарядку и на небольшой величине тока заряжают батарею. После того, как на клеммах напряжение станет 13,8–14,4 В, необходимо еще больше снизить ток, произвести замер плотности смеси. Через 120 минут снова определяют плотность электролита. Если результаты обоих замеров идентичны, ваша батарея получила нужный ей заряд.

После всех этих операций следует осуществить разрядку аккумулятора, что обеспечит «реанимацию» емкости АКБ. Делается это так:

  • ограничивается подача тока;
  • подключается лампочка к батарее;
  • ждут, пока на клеммах не снизится напряжение (до 10,2 В);
  • перемножают показатели тока и времени разряда, определяя тем самым реальную емкость батареи.

Если при расчетах емкость АКБ «не дотягивает» до номинальной, повторяют цикл «зарядки-разрядки».

Быстрый метод восстановления аккумулятора транспортного средства

Если автомобильный аккумулятор не держит заряд из-за солевых отложений на его пластинах, можно использовать еще один способ реанимации АКБ. Схема его выполнения следующая.

Каждая деталь или узел, имеющийся в автомобиле, отвечает за определенный вид работы. Основным назначением аккумуляторной батареи является запуск силового агрегата, а также питание бортовой сети автомобиля при неработающем двигателе. Как и другие системы и устройства в транспортном средстве АКБ имеет ограниченный срок службы. При неполадках в электрической системе на авто или при затрудненном запуске мотора батарея может утратить свои качества. Однако не следует спешить в магазин покупать новый аккумулятор для автомобиля. Зная, как восстановить аккумулятор автомобиля, можно реанимировать АКБ и значительно продлить срок ее эксплуатации.

Многие проблемы в работе аккумуляторной батареи появляются после неправильного обслуживания или отсутствия заботы со стороны автовладельца. Поэтому водителям необходимо следовать рекомендациям производителей аккумуляторов, поддерживать чистоту прибора, а также выполнять периодическую зарядку стационарным устройством. Кроме того, автомобилисту необходимо иметь представление об конструктивных особенностях и принципе работы источника тока.

Устройство АКБ и принцип работы

С момента изобретения аккумулятора этот прибор неоднократно подвергался доработкам и усовершенствованиям. Все они преследовали главную цель — увеличить производительность и долговечность батареи. Сегодня многие производители используют особые материалы, которые улучшают свойства аккумулятора. Но простому автолюбителю достаточно знать общие представления об устройстве и принципе действия АКБ.

Внешне автомобильный аккумулятор представляет собой пластмассовую закрытую емкость, в которую спрятан набор отрицательных и положительных пластин из свинца или сплавов на основе никеля, кадмия и т. д. Внутри батареи залита серная кислота, благодаря которой образуется гальваническая пара. При подаче тока к клеммам аккумулятора происходит накопление электроэнергии. Набрав определенный предел емкости, аккумуляторная батарея способна сама стать источником тока напряжением 12 В. Каждый раз, включая стартер автомобиля, происходит разряд АКБ. Но как только мотор заработает, исправный генератор должен восполнить запасы электричества. Однако такая идиллия не всегда наблюдается в машине. Поэтому аккумулятор после каждого запуска мотора слабеет, а вскоре у него не хватает сил вращать стартер. Ремонт аккумулятора автомобиля производится только после тщательной диагностики выявив причину разрядки.

Распространенные неисправности аккумулятора

Существует несколько часто встречающихся неисправностей автомобильного аккумулятора. В каких-то случаях батарея не поддается ремонту, а иногда источник тока удается восстановить.

  1. Одной из наиболее популярных причин выхода АКБ из строя является сульфатация пластин. Симптомы данного «заболевания» выглядят так. Емкость батареи быстро падает, мощности прибора не хватает для вращения стартера. Кроме того, наблюдается перегрев пластин, кипение электролита и повышение напряжения на выводах.
  2. Распространенной причиной неисправной работы аккумулятора является нарушение целостности и осыпание угольных пластин. Эта неполадка легко определяется по темному цвету серной кислоты. Восстановить такую батарею не всегда удается.
  3. Следующая неисправность АКБ появляется при замыкании соседних свинцовых пластин, расположенных в одной секции. Такая проблема выявляется достаточно просто. Электролит в этой банке выкипает, а сама секция сильно нагревается. Для восстановления аккумулятора необходимо вскрывать батарею и заменять испорченные пластины.
  4. Неправильная эксплуатация батареи, как и ошибки при ее хранении, становятся причиной замерзания электролита в морозную погоду. В результате повреждаются не только свинцовые пластины, но и корпус батареи. При таких поломках аккумулятор ремонту не подлежит.

Способы реанимации аккумулятора

Когда выяснены причины неисправной работы источника тока в машине, остается только их устранить. Начинать работу следует с самых простых шагов.

  1. В первую очередь после снятия клемм с АКБ необходимо сделать внешний осмотр прибора. Если свинцовые электроды покрыты слоем порошка белого, синего или зеленого оттенков, необходимо произвести очистку контактов аккумулятора автомобиля своими руками от данных окислов. Для этого ветошью удаляется рыхлая масса, а сами выводы зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой. Именно плохой контакт может стать причиной слабого вращения стартера.
  2. Следующим этапом становится зарядка аккумулятора с последующей разрядкой. Некоторые современные импульсные стационарные приборы способны одновременно выполнять заряд-разряд батареи, избавляя пластины от сульфатации на начальной стадии. Если зарядное устройство старого образца, то в этом случае автомобильный аккумулятор ставится на подзарядку длительностью не менее 10 ч при силе тока в 10 раз меньше емкости АКБ. Например, для батареи емкостью 75 А/ч устанавливается ток 7,5 А. После окончания процесса аккумулятор необходимо полностью разрядить. Для этого к нему подключается автомобильная лампочка. Как только она потухнет, батарею снова ставят на зарядку. В результате таких последовательных циклов удается реанимировать автомобильный аккумулятор.
  3. Для ликвидации короткого замыкания в АКБ можно воспользоваться специальной десульфатизирующей присадкой. Ее добавляют в электролит плотностью 1,28 г/куб. см. и оставляют на 2 суток для полного растворения. Затем электролит с добавкой заливается в батарею, после чего снова измеряется плотность. Если этот показатель остался в пределах 1,28, то необходимо несколько раз зарядить и разрядить АКБ. Если при зарядке электролит не кипит, а батарея не нагревается, то можно снизить величину тока вдвое. Спустя 2 часа необходимо измерить плотность электролита, и если она осталась на номинальном уровне, зарядка прекращается. Аккумулятор успешно восстановлен. При изменении плотности следует долить в электролит воду (если больше 1,28) или серную кислоту (если меньше 1,28). После корректировки плотности снова производится зарядка аккумулятора.
  4. Столь длительная реанимация может не подойти для некоторых автомобилистов. Вопрос: как восстановить автомобильный аккумулятор ускоренными темпами? Для этого батарея полностью заряжается, после чего сливается электролит. Аккумулятор промывается дистиллированной водой, а затем заполняется раствором, состоящим из 2% трилона Б и 5% аммиака. Через 1 час раствор сливается, иногда приходится процедуру очистки повторить. Снова АКБ промывается дистиллированной водой, заливается свежий электролит и выполняется полная зарядка.

Многие неполадки в автомобильном аккумуляторе проще предупредить, чем ликвидировать. Достаточно следить за чистотой клемм и выводов, а также раз в 6 месяцев осуществлять полную зарядку АКБ при помощи стационарного устройства, и аккумулятор отблагодарит своего хозяина исправной работой. А если стартер и двигатель будут легко вращаться и запускаться, то срок службы батареи удастся продлить до 5-7 лет.

Наверняка многие автомобилисты сталкивались с ситуацией, особенно с наступлением холодного периода года, когда еще вчера вполне работоспособный аккумулятор, внезапно перестал держать заряд.

Не стоит делать поспешные выводы и сразу же выкидывать его, поскольку в большинстве случаев можно довольно просто восстановить работоспособность устройства, которое прослужит на протяжении еще нескольких сезонов.

Прежде чем узнать, как оживить аккумулятор, необходимо установить причину, которая привела к его выходу из строя. Причин, которые вызывают неисправность, может быть несколько, и, как показывает практика, в основном, большинство из них вызваны неправильной эксплуатацией и хранением устройства.

Причины выхода из строя

Многим автолюбителям известна ситуация, что наполовину заряженный или полностью разряженный аккумулятор быстро замерзает в условии низких температур, при этом происходит повреждение не только пластин, но и корпуса агрегата.

Основная причина выхода из строя батареи заключается в перезаряде или недостаточном заряде устройства.

  • Одной из основных и распространенных причин выхода из строя старых аккумуляторов является засульфатированность пластин, что снижает предельную емкость устройства. При этом, показатель емкости может опускаться до нуля, в результате чего просто невозможно запустить стартер
  • Также одной из причин является разрушение целостности угольных пластин. В этом случае, вполне возможно восстановить работоспособность, при этом, дешевле будет попытаться восстановить аккумулятор, чем приобрести новый


  • К самым серьезным поломкам можно отнести замыкание пластин в определенных секциях. Данную проблему обнаружить довольно просто, вышедшая из строя секция очень быстро нагревается с последующим вскипанием электролита. Такой аккумулятор не подлежит восстановлению

И так, что делать - село устройство, как завести машину? Наверняка, этот вопрос является ключевым для многих автолюбителей, поэтому далее будут приведены полезные советы и рекомендации, которые помогут найти правильное решение.

Как решить проблему?

Прежде всего, необходимо проверить уровень заряда электролита. При низком показателе необходимо долить в банки дистиллированную воду и найти оптимальный способ для запуска автомобиля с «толкача».

Воздействие температур

В зимний период при срочной необходимости запуска аккумуляторной батареи, ее переносят в тепло. При этом допускается погружение аккумулятора в теплую воду комнатной температуры на несколько минут, но так, что бы уровень воды не доходил до крышки аккумулятора.


Под воздействием высоких температур появляется заряд, что дает возможность запустить двигатель транспортного средства. Лучше всего в такой ситуации оставить аккумулятор подзаряжаться еще на сутки

Воздействие тока

Довольно эффективный способ многократной подзарядки аккумуляторной батареи током невысокого напряжения через определенные промежутки временного периода. После первых нескольких непродолжительных подзарядок, уровень напряжения заряда начинает постепенно увеличиваться.


Электроды, которые находятся в глубине и на поверхности пластин начинают постепенно выравниваться. Во время циклического заряда постепенно повышается плотность электролита. Данную процедуру повторяют не менее пяти раз.

Замена электролита

Восстановить кислотные виды аккумуляторов также можно методом полной замены электролита:

  • Для этого полностью сливают электролит из устройства, хорошо промывают несколько раз горячей водой
  • Три чайных ложки соды растворяют в 100 мл воды кипятят на протяжении 15-20 минут, после чего заливают полученную смесь в аккумулятор и, хорошо несколько раз прополоскав, спустя полчаса сливают
  • После этого необходимо хорошо промыть устройство теплой водой
  • Теперь можно заливать новый раствор электролита. Зарядка должна составлять не менее суток


Привет друзья! Сегодня я хочу рассказать вам ещё один простой действенный способ, как продлить срок службы своей старой аккумуляторной батарее. Все мы прекрасно знаем, что кислотно-свинцовый аккумулятор вещь не вечная. И даже если бережно следить на ним, рано или поздно он все равно начнет выходит из строя. Причиной тому — сульфатация пластин, в результате которой батарея теряет свою емкость и уже не способна выполнять заданные функции.

Хочу уточнить, что метода описанный ниже подходит только для засульфатированных аккумуляторов. Он не подходит для батарей с замкнутыми или вздутыми банками, с осыпанными пластинами, и т.п.

Явные признаки сульфатации пластин

Самым явным признаком является то, что аккумулятор не держит нагрузку. То есть, при замерах напряжения на клеммах вольтметр показывает полностью заряженную батарею, а при подключении нагрузки напряжение значительно проседает.

Вторым признаком является быстрый саморазряд. К примеру, вы не пользовались машиной дня 3. Приходите в гараж и пытаетесь завести. А аккумулятор сильно разряжен, что даже электроника не показывает свои значения.

Все эти явления не происходят сразу, а приходят постепенно, обычно через 3-5 лет эксплуатации батареи.

Первым делом необходимо замерить начальное напряжение.



Я уже давно заметил увеличение саморазряда, поэтому сегодня она в обще разрядилась.

Не лишним будет проверить плотность электролита.


После того как батарея диагностирована и диагноз поставлен, переходим к восстановлению.
Ареометром сливаем сверху электролит насколько это возможно. Как видите, его цвет темный.


Теперь переворачиваем батарею и сливаем остатки в ведро. Это нужно делать особо осторожно и поворачивать корпус при сливе, чтобы ряд отверстий банок был горизонтален. Это нужно делать для того, чтобы выходящие струи электролита не замкнулись между собой.


Ну тут он совсем черный с большим количеством примесей.


Теперь необходимо найти емкость под аккумулятор. Я взял таз.


Используя проточную воду промоем все банки обычной водой. Заливаем доверху.


И сливаем.


Тем самым удалим остатки электролита и черный налет.


Разводим ее с 5 литрами обычной воды в канистре. И хорошенько перемешиваем.

Как восстановить аккумулятор автомобиля просто!