Внеклассное занятие "Профессия – водитель". Профессия шофёр

В мире стремительного технического развития и прогресса во всех сторонах общественной жизни, все чаще становится востребованной профессия водителя, растет ее престижность, становятся все более высокооплачиваемыми эти услуги. Нет ни одной жизненной сферы, где на сегодняшний день не требуются услуги водителя.

Значение слова «водитель» и немного истории

Происхождение слова «водитель» вызывает давние споры, ведь нет достоверных данных, когда и где оно возникло. Если посмотреть любой толковый словарь, а также современные правила дорожного движения, то «водитель» означает человека, который управляет транспортным средством (самоходным и наземным). Сам термин уже непосредственно указывает на сущность этой профессии – «водитель» от слова «водить».

Кроме того, водителя часто отождествляют с шофером (слово «шофер» – французского происхождения – «chauffeur»), но такое отождествление не совсем правильно, ведь изначально шофер означал «истопник или кочегар», который был призван следить за уровнем топлива в паровом автомобиле. Современное же толкование слова «шофер» давно воспринимается, как синоним «водитель автомашины».

Не меньшие дискуссии вызывает и непосредственное происхождение самой профессии водителя. Большинство историков связывают ее происхождение с появлением самих автомобилей – а это 1768 г., когда изобрели и стали собирать первые паросиловые автомашины, способные перевозить людей. Время шло, автомобили менялись конструктивно и по дизайну, а профессия водителя не потеряла актуальности и по сегодняшний день.

Основные требования к личности водителя

Как и любая другая, требует конкретных личностных характеристик. К таковым относятся как психофизиологические особенности человека, так и определенные личностные качества – внимание, усидчивость, реакция, способность ориентироваться и концентрироваться, память, правильное различение цветов и т.д.

Человек, который выбрал профессию водитель должен обладать следующими необходимыми качествами:

  • отличной реакцией, при возникновении нестандартных ситуаций;
  • вниманием и высоким уровнем концентрации;
  • умением координировать свои движения;
  • способностью прогнозировать неожиданные ситуации;
  • умением принимать быстрые решения;
  • пространственным воображением;
  • хорошим глазомером и точностью;
  • исполнительностью;
  • трудолюбием;
  • ответственностью;
  • психологической устойчивостью и т.д.

Безусловно, вышеуказанные качества не являются исчерпывающим перечнем, но они играют значительную роль при выборе такой ответственной профессии, как водитель.

Немаловажным фактором, влияющим на выбор данной профессии, считается и состояние здоровья. Не рекомендуется профессия водителядля людей, которые имеют заболевания нервно-психического характера, проблемы с позвоночником, дальтонизмом, нарушение координации, эпилепсией и т.д. Обусловлены такие «жесткие» требования объективными причинами – ведь водитель несет ответственность не только за себя, за целость и сохранность автомобиля, но и пассажиров, а также всех, кто участвует в процессе дорожного движения.

Мотивация (причины) для выбора профессии водителя

Водителем не может быть случайный человек, эту профессию чаще всего выбирают люди, которые чувствуют к этому призвание. Те, кто выбирает профессию водителя, еще в юном возрасте имели особые пристрастия к технике. Профессиональные водители именно это и считают определяющим фактором при выборе их профессии. Другим, но не менее важным условием, является желание управлять автомобилем.

Необходимые навыки (знания, умения) в профессии водитель

Помимо отменного здоровья и хорошей физической подготовки, водитель должен иметь элементарные навыки и умения, такие как:

  • знания правил дорожного движения;
  • способность к маневренному передвижению на дороге;
  • умение разобраться в элементарной поломке транспортного средства и принять участие в ремонте транспортного средства;
  • умение осуществлять ежедневное техническое обслуживание;
  • наблюдение за данными и показателями приборов технического средства во время движения и т.д.

Именно эти навыки характеризуются, как технический склад ума и техническое мышление человека, что немаловажно для выбора профессии водителя.

Недостатки и достоинства профессии водитель

Достоинства профессии водитель трудно переоценить и они заключаются в следующем:

  • свобода передвижения и динамичность;
  • достойная оплата труда;
  • возможность общения с большим количеством людей;

Любая профессия имеет свои недостатки и водителя в том числе:

  • сидячая работа, которая чревата определенными заболеваниями, связанными с этим;
  • постоянное напряжение и регулярные стрессовые ситуации;
  • необходимость ремонта транспортного средства в любых погодных условиях;
  • чаще всего ненормированный рабочий графики т.д.

Недостатки, как и достоинства, являются результатом специфики выбранной профессии. Для того чтобы в последующем не возникало недовольства тем, что ты делаешь, необходимо тщательно взвешивать все плюсы и минусы профессии. Моральная готовность к трудностям профессии водителя также должна быть проанализирована и должен быть сделан вывод о том, подходит ли она индивидуально для человека, принявшего решение стать водителем.

Сфера применения профессии водитель

Водительский труд широко используется в различных областях современной жизни:

Водитель может управлять и грузовым, и легковым, и пассажирским, и специальным транспортом.

В последнее время очень актуальными разновидностями профессии водитель являются должности, сочетающие в себе помимо водительских функций и другие, например: , водитель-грузчик, водитель-курьер и т.д.

Умения и опыт водителей применяется в разных направлениях, это: водители скорой помощи, личные водители, офисные водители, семейные водители, водители автокаров, водители такси и т.д. Разнообразие областей и сфер использования труда водителя настолько обширны, что не существует ни одной области, в которой бы он не использовался.

Получение образования

Для того чтобы стать водителем, естественно, требуется получение водительских прав. Без этого непременного условия, может не состояться. Получают водительские права после обучения в специализированных автошколах либо профессиональных техникумах.

Однако, для того, чтобы стать профессионалом в этой области нужно помимо теоретических знаний приобрести практические навыки. Именно с опытом к водителю приходит профессионализм. Конечно же, дело не ограничивается только опытом и теоретическими познаниями, всегда можно стремиться к большему и получить специализированное высшее образование, например, в сфере автомобильной промышленности.

Профессия водитель во все времена занимает свое достойное место в рейтинге самых востребованных профессий. Несмотря на огромную конкуренцию, опытным профессионалам всегда есть на рынке труда высокооплачиваемое рабочее место.

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Практически все сферы деятельности современного человечества неразрывно связаны с транспортными средствами: личными или служебными легковыми автомобилями, автобусами, грузовым машинами и т.д. Поэтому можно смело сказать, что профессия водителя на сегодняшний день является едва ли не самой распространенной и востребованной.

Практически все сферы деятельности современного человечества неразрывно связаны с транспортными средствами: личными или служебными легковыми автомобилями, автобусами, грузовым машинами и т.д. Поэтому можно смело сказать, что профессия водителя на сегодняшний день является едва ли не самой распространенной и востребованной.

Мало того, сегодня каждый автовладелец не только считает себя профессиональным водителем, но и уверен, что он с легкостью сможет использовать свои навыки вождения для работы в сфере персональных, пассажирских или грузовых перевозок. Так или это на самом деле? Скорее всего, нет, поскольку профессия водителя – это не только умение управлять транспортным средством, но и целый ряд нюансов, о которых мы сегодня и поговорим.

Кто такой водитель?


– специалист, владеющий навыками управления транспортным средством и осуществляющий перевозки пассажиров или грузов на профессиональной основе. Также водителем принято называть инструктора по вождению (то есть, человека, который обучает вождению, находясь непосредственно в транспортном средстве).

Первых водителей называли шоферами (от французского "chauffeur" – истопник, кочегар), так как им приходилось не только управлять транспортным средством, но и постоянно следить за топливом (а это были дрова и уголь). В процессе совершенствования автомобилей менялись и обязанности шофера, в результате чего появился водитель – человек, который водит. Кстати, в обыденной жизни россиян оба названия профессии достаточно распространены. Шофером принято называть человека, который занимается вождением транспортных средств на профессиональном уровне, а к водителям относятся как профессиональные шоферы , так и автовладельцы.

Сегодня профессиональных водителей можно разделить на несколько категорий, в число которых входят:

  • персональный (личный) водитель – занимается перевозкой определенного лица преимущественно на транспортном средстве работодателя.
  • водитель-экспедитор – не только осуществляет перевозку товара (груза), но и отвечает за его доставку из одного места на другое.
  • таксист – специализируется на пассажирских перевозках по требованию клиентов.
  • водитель общественного транспорта - к этой категории относятся как водители автобусов и маршрутных такси, так и водители трамваев и троллейбусов.
  • водитель грузового автомобиля – осуществляет транспортировку грузов на небольшие расстояния (как правило, в пределах города или области).
  • дальнобойщик – водитель большегрузного транспорта, который занимается перевозкой груза на большие расстояния.

К каждой из категорий предъявляются свои требования, продиктованные спецификой деятельности. Например, водителю бензовоза необходимо иметь разрешение на транспортировку опасных грузов, а водитель общественного транспорта обязан иметь права категории "Д".

В профессиональные обязанности современного водителя, помимо управления транспортным средством, входит: проверка исправности автомобиля и его техническое обслуживание (мойка, заправка, смазка и т.д.), устранение мелких неисправностей в дороге и регулярное проведение техосмотра.

Каким личностными качествами должен обладать водитель?


Работа водителя неизменно связана с жесточайшей концентрацией внимания, хорошей памятью, отменной реакцией и развитым пространственным и линейным глазомером. Именно эти качества позволяют водителю не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и обеспечивать безопасность дорожного движения. Кроме того, хороший водитель обязательно должен обладать такими личностными качествами, как:

  • техническое мышление;
  • любовь к технике;
  • аналитические способности;
  • психическая выносливость;
  • эмоциональная устойчивость;
  • ответственность;
  • терпение;
  • деликатность;
  • умение ориентироваться на местности;
  • самообладание;
  • коммуникабельность.

Несмотря на то, что практически все свое время водитель проводит в мягком и удобном кресле, он, помимо всего прочего, должен обладать физической выносливостью. Особенно это важно для дальнобойщиков, которым приходится сталкиваться с самыми неожиданными и подчас экстремальными ситуациями.

Преимущества профессии водителя


Профессиональные водители (шоферы) уверены, что в их профессии случайных людей не бывает. Поэтому основным преимуществом этой профессии принято считать возможность работать по призванию. Стоит также отметить, что работа водителем имеет и другие преимущества, а именно:

  • востребованность – хорошие водители нужны всегда и везде, поэтому у них практически никогда не возникает проблем с трудоустройством;
  • высокие заработки – в среднем, водитель в России получает от 30 тысяч рублей (в крупных городах, заработная плата водителей "стартует" от 50 тысяч рублей).
  • престижность – водитель – это пожалуй единственная рабочая специальность, которая не менее престижна, чем профессии юриста или экономиста.
  • отсутствие скуки и монотонности – работа водителя связанна с постоянным перемещением из одного места в другое, поэтому всегда присутствует новизна ощущений.

Недостатки профессии водителя

Не сложно догадаться, что как и в любой другой профессии, в работе шофера имеются и недостатки. К таковым можно отнести:

  • ненормированный рабочий график;
  • большая вероятность возникновения стрессовых ситуаций (например, при интенсивном дорожном движении);
  • зависимость условий труда от погодных явлений;
  • сидячий образ жизни.

Где можно получить профессию водителя?

Теоретически стать профессиональным водителем может каждый совершеннолетний человек, который прошел курс обучения в любой автошколе и получил права в ГАИ. На практике же, трудоустроится сразу же после обучения в автошколе и без наличия определенного опыта вождения очень сложно. "Спасти ситуацию" может наличие технического (что очень ценится среди работодателей) или профильного образования. Причем, говоря о профильном образовании мы имеем ввиду средне-специальное (то есть, полученное в техникуме). Почему? Потому что в этой профессии ценятся, прежде всего, практические навыки, и только потом теоретические знания.

Получить профессию водителя можно в одном из соответствующих техникумов. Например, местом обучения этой профессии может стать:

  • Нижегородский автотранспортный техникум;
  • Новосибирский техникум автосервиса и дорожного хозяйства;
  • Хабаровский дорожно-строительный техникум;
  • Красноярский автотранспортный техникум;
  • Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева.

1. Общая характеристика профессии.

Автомобильный парк нашей страны огромен. Множество автомобилей используются в различных отраслях народного хозяйства - автобусы многих типов и марок, самосвалы, автокраны, холодильники и др.

Управление движением автомобиля осуществляет водитель. Характер и специфика труда водителя автомобиля зависит от типа автомобиля и его назначения, объекта перевозки, маршрута и др. Поэтому существует определенная специализация водителей по управлению тем или иным автомобилем, а также категории транспортных средств.

Работа водителя складывается из подготовки к поездке(техосмотр, заправка горючим, оформление путевого листа), собственно рейса (подача машины под погрузку, доставка на место назначения, разгрузка) и послерейсовой работы в гараже (ремонт, мойка, профилактика автомобиля).

Органические поражения клапанов и мышц сердца.

Артериальная гипертония 3 степени.

Язвенная болезнь в тяжелой форме.

Хронические заболевания почек и мочевыводящих путей.

Производить профилактику и ремонт автомобиля (устранение мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов).

Правильно оформлять путевые листы и другие документы.


5.Возможности получения профессии.


Профессии водителя автомобиля обучают в средних профессионально-технических училищах и на курсах ОСТО.

Практически все сферы деятельности современного человечества неразрывно связаны с транспортными средствами: личными или служебными легковыми автомобилями, автобусами, грузовым машинами и т.д. Поэтому можно смело сказать, что профессия водителя на сегодняшний день является едва ли не самой распространенной и востребованной.

Практически все сферы деятельности современного человечества неразрывно связаны с транспортными средствами: личными или служебными легковыми автомобилями, автобусами, грузовым машинами и т.д. Поэтому можно смело сказать, что профессия водителя на сегодняшний день является едва ли не самой распространенной и востребованной.

Мало того, сегодня каждый автовладелец не только считает себя профессиональным водителем, но и уверен, что он с легкостью сможет использовать свои навыки вождения для работы в сфере персональных, пассажирских или грузовых перевозок. Так или это на самом деле? Скорее всего, нет, поскольку профессия водителя – это не только умение управлять транспортным средством, но и целый ряд нюансов, о которых мы сегодня и поговорим.

Кто такой водитель?


– специалист, владеющий навыками управления транспортным средством и осуществляющий перевозки пассажиров или грузов на профессиональной основе. Также водителем принято называть инструктора по вождению (то есть, человека, который обучает вождению, находясь непосредственно в транспортном средстве).

Первых водителей называли шоферами (от французского "chauffeur" – истопник, кочегар), так как им приходилось не только управлять транспортным средством, но и постоянно следить за топливом (а это были дрова и уголь). В процессе совершенствования автомобилей менялись и обязанности шофера, в результате чего появился водитель – человек, который водит. Кстати, в обыденной жизни россиян оба названия профессии достаточно распространены. Шофером принято называть человека, который занимается вождением транспортных средств на профессиональном уровне, а к водителям относятся как профессиональные шоферы , так и автовладельцы.

Сегодня профессиональных водителей можно разделить на несколько категорий, в число которых входят:

  • персональный (личный) водитель – занимается перевозкой определенного лица преимущественно на транспортном средстве работодателя.
  • водитель-экспедитор – не только осуществляет перевозку товара (груза), но и отвечает за его доставку из одного места на другое.
  • таксист – специализируется на пассажирских перевозках по требованию клиентов.
  • водитель общественного транспорта - к этой категории относятся как водители автобусов и маршрутных такси, так и водители трамваев и троллейбусов.
  • водитель грузового автомобиля – осуществляет транспортировку грузов на небольшие расстояния (как правило, в пределах города или области).
  • дальнобойщик – водитель большегрузного транспорта, который занимается перевозкой груза на большие расстояния.

К каждой из категорий предъявляются свои требования, продиктованные спецификой деятельности. Например, водителю бензовоза необходимо иметь разрешение на транспортировку опасных грузов, а водитель общественного транспорта обязан иметь права категории "Д".

В профессиональные обязанности современного водителя, помимо управления транспортным средством, входит: проверка исправности автомобиля и его техническое обслуживание (мойка, заправка, смазка и т.д.), устранение мелких неисправностей в дороге и регулярное проведение техосмотра.

Каким личностными качествами должен обладать водитель?


Работа водителя неизменно связана с жесточайшей концентрацией внимания, хорошей памятью, отменной реакцией и развитым пространственным и линейным глазомером. Именно эти качества позволяют водителю не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и обеспечивать безопасность дорожного движения. Кроме того, хороший водитель обязательно должен обладать такими личностными качествами, как:

  • техническое мышление;
  • любовь к технике;
  • аналитические способности;
  • психическая выносливость;
  • эмоциональная устойчивость;
  • ответственность;
  • терпение;
  • деликатность;
  • умение ориентироваться на местности;
  • самообладание;
  • коммуникабельность.

Несмотря на то, что практически все свое время водитель проводит в мягком и удобном кресле, он, помимо всего прочего, должен обладать физической выносливостью. Особенно это важно для дальнобойщиков, которым приходится сталкиваться с самыми неожиданными и подчас экстремальными ситуациями.

Преимущества профессии водителя


Профессиональные водители (шоферы) уверены, что в их профессии случайных людей не бывает. Поэтому основным преимуществом этой профессии принято считать возможность работать по призванию. Стоит также отметить, что работа водителем имеет и другие преимущества, а именно:

  • востребованность – хорошие водители нужны всегда и везде, поэтому у них практически никогда не возникает проблем с трудоустройством;
  • высокие заработки – в среднем, водитель в России получает от 30 тысяч рублей (в крупных городах, заработная плата водителей "стартует" от 50 тысяч рублей).
  • престижность – водитель – это пожалуй единственная рабочая специальность, которая не менее престижна, чем профессии юриста или экономиста.
  • отсутствие скуки и монотонности – работа водителя связанна с постоянным перемещением из одного места в другое, поэтому всегда присутствует новизна ощущений.

Недостатки профессии водителя

Не сложно догадаться, что как и в любой другой профессии, в работе шофера имеются и недостатки. К таковым можно отнести:

  • ненормированный рабочий график;
  • большая вероятность возникновения стрессовых ситуаций (например, при интенсивном дорожном движении);
  • зависимость условий труда от погодных явлений;
  • сидячий образ жизни.

Где можно получить профессию водителя?

Теоретически стать профессиональным водителем может каждый совершеннолетний человек, который прошел курс обучения в любой автошколе и получил права в ГАИ. На практике же, трудоустроится сразу же после обучения в автошколе и без наличия определенного опыта вождения очень сложно. "Спасти ситуацию" может наличие технического (что очень ценится среди работодателей) или профильного образования. Причем, говоря о профильном образовании мы имеем ввиду средне-специальное (то есть, полученное в техникуме). Почему? Потому что в этой профессии ценятся, прежде всего, практические навыки, и только потом теоретические знания.

Получить профессию водителя можно в одном из соответствующих техникумов. Например, местом обучения этой профессии может стать:

  • Нижегородский автотранспортный техникум;
  • Новосибирский техникум автосервиса и дорожного хозяйства;
  • Хабаровский дорожно-строительный техникум;
  • Красноярский автотранспортный техникум;
  • Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева.

Цель: познакомить детей с профессией водитель, дать некоторые знания о том, какими качествами и знаниями должен обладать человек, чтобы стать хорошим специалистом – водителем.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. <Приложение 1 > <Слайд 2>

2. Создание положительного эмоционального настроя.

Какое у Вас сейчас настроение? Нарисуйте на листе бумаги, который есть у каждого на столе, кружок того цвета, которого душа просит, какое сейчас у Вас настроение. (Дети рисуют.) <Слайд 3>

3. Вызов ассоциаций.

Отгадайте загадку:

Умело он ведёт машину –
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт. (Водитель ) <Слайд 4>

Правильно, водитель! Запишите на листочке слово “водитель” и слова, которые приходят вам на ум, когда Вы слышите это слово, т.е. ассоциации. (Дети записывают на листе бумаги.) <Слайд 5>

Назовите слова-ассоциации, которые Вы записали. (Запись слов учителем на доске.)

К словам, которые вы записали, добавьте слово-признак, имя прилагательное, чтобы получилось словосочетание. (Дети записывают на листе бумаги.)

Прочитайте словосочетания. (Дети читают, учитель добавляет слова-признаки на доске.)

4. Работа в группах.

Профессия, о которой мы сегодня говорим, всем очень хорошо знакома, так как Вы встречаетесь с ней почти ежедневно.

Составьте в группе рассказ о профессии водитель. (Дети составляют рассказ , затем один человек от каждой группы рассказывает о профессии водитель.) <Слайд 6>

5. Отрывок из произведения Н. Носова “Как Незнайка катался на газированном автомобиле” (сценка).

А легко ли быть водителем? Давайте посмотрим. <Слайд 7>

(Дети показывают отрывок из произведения Н. Носова. Можно использовать вместо инсценировки отрывок из мультфильма)

Незнайка: Дай мне поездить на автомобиле. Я тоже хочу научиться управлять.

Торопыжка: Ты не сумеешь. Это ведь машина. Тут понимать надо.

Незнайка: Чего тут ещё понимать! Я видел, как ты управляешь. Дёргай за ручки да верти руль. Всё просто.

Торопыжка: Это только кажется, что просто, а на самом деле трудно. Ты и сам убьёшься, и автомобиль разобьёшь.

Незнайка: (обиделся ) Ну ладно, Торопыжка! Попросишь ты у меня что-нибудь, я тоже тебе не дам.

Коротышки: (кричат ) Что ты делаешь? Убьёшься!

Незнайка: Не убьюсь…

Трах-трах! Будка рассыпалась в щепки. Хорошо ещё, что Булька успел выскочить, а то и его раздавил бы.

Знайка: (кричит ) Вот видишь, что ты наделал! Остановись сейчас же!

Автор: Незнайка испугался, хотел остановить машину и потянул какой-то рычаг. Но машина, вместо того, чтобы остановиться, поехала ещё быстрей. Трах-тарарах! Беседка рассыпалась на кусочки. Незнайку с головы до ног забросало щепками. Одной доской его зацепило по спине, другой треснуло по затылку. Незнайка ухватился за руль и давай поворачивать. Автомобиль носится по двору, а Незнайка кричит во всё горло:

Незнайка: Братцы, откройте скорее ворота, а то я тут всё во дворе переломаю!

Услышав шум, со всех дворов выбегали коротышки.

Легко ли быть водителем? Почему?

Как вы считаете, что должен знать и уметь делать водитель?

6. Обобщение устных ответов в виде краткого описания.

Итак, эта профессия связана с перевозкой грузов и пассажиров, что предусматривает умение управлять автомобилем и обслуживать его (заправлять горючим, смазывать детали, мыть, находить и устранять неисправности.)

7. Беседа.

Какие учебные предметы необходимо знать будущему водителю?

Зачем ему нужны математика, русский и иностранные языки, история и география?

Какими способностями должен обладать водитель? (Сначала ответы дают дети)

8. Задание на внимание.

Очень важно для водителя, находящегося на дороге, быть предельно внимательным.

Эту способность Вы сейчас у себя и проверите. <Слайд 8>

Задание 1.

На рисунке вперемешку нарисовано несколько машин. Необходимо определить их количество за 5 секунд и показать карточку с номером. (Цифры лежат на столе у каждой команды)

Задание 2. < Слайд 9>

На рисунке надо найти тень изображённой машины за 5 секунд и показать карточку с порядковым номером машины. (Цифры лежат на столе у каждой команды)

9. Задание “Восстанови план”.

Почему водитель быстро находит пункт назначения, то есть место, куда следует приехать? (Умеет ориентироваться по карте, имеет хорошую зрительную память.)

С помощью следующего задания Вы проверите у себя эти способности. <Слайд 10>

(Каждая команда имеет лист с планом и заданием на столе)

Задание3.

Вставьте в план недостающие фрагменты, чтобы Вы смогли проехать по дороге вдоль реки. (Проверка)

10. Игра “Виды транспорта”.

Водитель должен уметь быстро реагировать в непредвиденных ситуациях, быстро соображать. Эту способность можно проверить с помощью игры. <Слайд 11>

Игра

Один из Вас, бросая кому-нибудь мячик, должен сказать, например, “Воздушный транспорт” (варианты – наземный, морской).

Тот, кто мяч ловит, называет транспортное средство, относящееся к воздушному (наземному, морскому) виду транспорта, и даёт задание следующему ученику.

Тот, кто не сможет дать ответ, перебрасывает мяч и свой вопрос другому ученику, а сам выходит из игры.

(В конце игры подсчитывается количество оставшихся игроков, которые отмечаются как обладатели хорошей реакции.)

11. Работа с предметным материалом. <Слайд 12>

Чинит свою машину водитель не хуже слесаря. Хороший водитель – мастер на все руки!

Достаньте, не глядя, первый же попавшийся Вам в руки инструмент из коробки, скажите, как он называется и как его может использовать водитель.

(Каждая команда достаёт только один инструмент из коробки.)

(Зубило. Приставил к металлу острым концом зубило, ударил по другому концу молотком – кусок металла отрубил!

Напильник. Помогает сделать поверхность металла совсем гладкой.

Отвёртка. Вкручивает винты.

Гаечный ключ. Помогает отвинтить или завинтить болты и гайки.

Молоток. Им что-то забивают или используют с зубилом, чтобы отрубить кусок металла.)

12. Упражнения “Кто дольше? Кто больше?”. <Слайд 13>

Для Вас, я думаю, не секрет, что водитель должен безошибочно различать все световые сигналы и обладать отличным слухом. Водитель должен быть выносливым и сильным, иметь крепкое здоровье. Ведь он в ответе за жизнь многих людей.

(Приглашаются по 3 представителя от каждой команды)

Первые представители от каждой команды отжимаются от пола. Кто больше ?

Вторые представители прыгают на одной ноге. Кто дольше ?

Третьи представители приседают на одной ноге, держа вторую ногу выпрямленной вперёд. Кто сделал больше приседаний ?

13. Задания на знание правил дорожного движения. <Слайд 14>

Правила дорожного движения водитель обязан знать назубок и никогда не нарушать их! Давайте проверим, а как Вы знаете правила дорожного движения.

Задание 1.

Один человек из команды берёт карточку с загадкой . Команда читает её, отгадывает.

  1. Заболел живот у Ромы –
  2. Не дойти ему до дома.
    В ситуации такой
    Нужно знак найти какой? (“Пункт первой медицинской помощи)

  3. Красный круг, прямоугольник
  4. Знать обязан каждый школьник!
    Это очень строгий знак:
    И куда б Вы не спешили
    С папой на автомобиле –
    Не проедете никак! (Знак “Въезд запрещён” ) <Слайд 15>

  5. Едет мальчик Федя
  6. На велосипеде…
    Отгадайте, отчего же
    Недовольство у прохожих.
    Назовите мне тот знак,
    Что не видит он никак. (Знак “Движение на велосипедах запрещено” )

  7. Восклицательный знак
  8. Замечательный знак.
    Значит, можно здесь играть,
    Петь, шуметь, озорничать?
    Не попасть бы нам впросак –
    Это очень строгий знак! (Знак “Прочие опасности” )

  9. По полоскам чёрно-белым
    Пешеход шагает смело.
    Кто из Вас, ребята, знает,
    Знак о чём предупреждает? (Знак “Пешеходный переход” ) <Слайд 16>

Задание 2.

А теперь – блиц-опрос . Здесь требуется быстрее всех ответить на вопросы, но ответы должны быть верными. <Слайд 17>

1. Какой сигнал светофора запрещает движение? (Красный.)

2. Место пересечения дорог. (Перекрёсток.)

3. Человек, идущий пешком. (Пешеход.)

4. Часть улицы, предназначенная для транспорта. (Проезжая часть.)

5. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (По правой.)

6. Сколько всего существует поворотов? (Два: левый и правый.)

7. Как нужно поступить, если Вас кто-то окликнул в то время, когда Вы переходите улицу? (Продолжить путь.)

8. Сигнал светофора, разрешающий движение. (Зелёный.)

9. Самое опасное место на улицах города. (Перекрёсток.)

10. Человек, который едет в автобусе, трамвае. (Пассажир.)

11. Часть улицы, предназначенная для пешеходов. (Тротуар.)

12. По какой стороне дороги должен идти пешеход, если нет тротуара? (По левой, навстречу транспорту.)

13. Какой переход должен быть на перекрёстке с интенсивным движением? (Подземный.)

14. Что должны держать в руках люди, сопровождающие группу? (Флажки.)

15. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по проезжей части? (С 14 лет.)

Задание 3. <Слайд 18>

Каждая команда получает лист с изображением 5 дорожных знаков. Нужно правильно подписать название каждого дорожного знака и определить, к какой группе знаков они относятся.

1 группа – “Железнодорожный переезд без шлагбаума” (предупреждающий )

“Въезд запрещён” (запрещающий )

“Движение направо” (предписывающий )

“Подземный пешеходный переход” (информационный )

“Место отдыха” (сервиса)

2 группа – “Светофорное регулирование” (предупреждающий )

“Движение запрещено” (запрещающий )

“Велосипедная дорожка” (предписывающий )

“Надземный пешеходный переход” (информационный )

“Мойка автомобилей” (сервиса )

3 группа – “Неровная дорога” (предупреждающий )

“Движение на велосипедах запрещено” (запрещающий )

“Пешеходная дорожка” (предписывающий )

“Автозаправочная станция” (сервиса )

“Место стоянки” (информационный)

4 группа – “Пешеходный переход” (предупреждающий )

“Движение пешеходов запрещено” (запрещающий)

“Место остановки трамвая” (знак особого предписания )

“Тупик” (информационный )

“Пункт питания” (сервиса )

5 группа – “Дорожные работы” (предупреждающий )

“Подача звукового сигнала запрещена” (запрещающий )

“Жилая зона” (знак особого предписания )

“Техническое обслуживание автомобилей” (сервиса )

“Дети” (предупреждающий ))

Проверка: <Слайд 19, 20, 21, 22, 23>

14. Беседа. <Слайд 24>

На чём ездили люди раньше?

На чём ездят сейчас?

На чём будут ездить в будущем?

15. Задание в группах. <Слайд 25>

Попробуйте нарисовать автомобиль будущего. Опишите его. Как он будет передвигаться? Понадобится ли ему горючее? Если да, то какое? Какую скорость он сможет развить? На какие расстояния на нём можно будет передвигаться?

(Создание проектов транспорта будущего и защита проектов групп. Проекты вывешиваются в классе.)

Какой проект автомобиля будущего, на Ваш взгляд, наиболее удачный? Почему?

16. Обсуждение результатов. <Слайд 26>

Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?

Какие задания вызвали у Вас интерес?

Какие задания было легко выполнять?

Какие задания вызывали трудности и почему?

17. Рефлексия. <Слайд 27>

Составим синквейн о нашем занятии. Правила составления синквейна есть у Вас на столе. (Составляют и читают по цепочке) <Слайд 28>

А теперь мне хотелось бы знать, какое настроение у Вас в конце нашего занятия. Нарисуйте на листочке кружок того цвета, которого душа просит, какое у Вас сейчас настроение. (Дети рисуют.)

У кого к концу занятия настроение улучшилось? Почему, как Вы думаете? <Слайд 29>

(Вручение призов командам)

Наше занятие окончено.

18. Организационное окончание занятия.

Список используемой литературы

  1. Газета “Первое сентября”, Начальная школа, спецвыпуск “Профильное обучение” № 2, январь, 2007.
  2. Давыдова М.А., Оригинальные праздники в начальных классах, Творческий Центр Сфера, М., 2005.
  3. Комплект из газет “Педсовет” и “Шик”, ноябрь, 2006.
  4. Носов Н.Н., Рассказы о Незнайке, Как Незнайка катался на газированном автомобиле, издательство “Радуга”, М., 1983.
  5. Потапова Т.В., Беседы с дошкольниками о профессиях, Творческий Центр Сфера, М., 2005.
  6. Правила дорожного движения Российской Федерации (с иллюстрациями), М., “Третий Рим”, 2006.