Виды работ ео. Планово-предуиредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирский федеральный университет

Политехнический институт

Кафедра транспорта

По дисциплине

Введение в специальность

Ежедневное обслуживание автомобиля

Студент: А.А. Головизин

Группа: ФТ 09-01

Преподаватель:

А.И. Грушевский

Красноярск 2009


План

Введение

1. Контрольные работы

2. Уборочные и моечные работы

3. Смазочные, очистительные и заправочные работы

4. Специфические работы по техническому обслуживанию газобаллонных автомобилей

4.1 При работе двигателя на сжиженном газе

4.2 При работе двигателя на сжатом газе.

5. Дополнительные работы по автомобилям-самосвалам и тягачам

6. Специфические работы по автобусам

Заключение

Список используемой литературы


Введение

В процессе эксплуатации автомобиля в результате воздействия на него целого ряда факторов (воздействие нагрузок, вибраций, влаги, воздушных потоков, абразивных частиц при попадании на автомобиль пыли и грязи, температурных воздействий и т. п.) происходит необратимое ухудшение его технического состояния, связанное с изнашиванием и повреждением его деталей, а также изменением ряда их свойств (упругости, пластичности и др.).

Изменение технического состояния автомобиля обусловлено работой его узлов и механизмов, воздействием внешних условий и хранения автомобиля, а также случайными факторами. К случайным факторам относятся скрытые дефекты деталей автомобиля, перегрузки конструкции и т. п.

Для предупреждения и устранения возможных проблем выполняют ежедневное техническое обслуживание автомобиля.


1. Контрольные работы

Таблица 1

Регламент технического обслуживания автомобиля

Обозначения в таблице:

П - проверка (при необходимости замена/доливка/регулировка/смазка);

З - замена.

Для начала необходимо осмотреть автомобиль (прицеп, полуприцеп), выявить наружные повреждения и проверить его комплектность, проверить состояние дверей кабины платформы, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей, запорного механизма опрокидывающейся кабины, запоров бортов платформы, капота, крышки багажника, заднего борта автомобиля-самосвала и механизма его запора рамы, рессор, колес, шин, опорно-сцепного (буксирного) устройств, опорных катков (полуприцепа), убедиться в надежности сцепки прицепного состава.

Исполнительская часть операций технического обслуживания производится по потребности, на основе результатов выполнения их контрольной части. Настоящие перечни являются обобщенными; уточняются для конкретных моделей автомобилей и их модификации во второй части Положения. На основе перечней основных операция разрабатываются мероприятия по организации и технологии контроля (диагностирования) технического состояния подвижного состава, выполнению других работ технического обслуживания. Техническое обслуживания специального оборудования автомобилей (насосы, холодильные установки и т. п.) осуществляется в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

Проверить правильность и целостность опломбирования спидометра и таксометра, действие приборов освещения и световой сигнализации, звукового сигнала, стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла и фар, системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции. Проверить внешним осмотром состояние гидроусилителя рулевого управления, проверить люфт рулевого колеса, состояние ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес.

Проверить осмотром герметичность гидроусилителя рулевого управления, привода тормозов и механизма выключения сцепления, систем питания, смазки и охлаждения, гидросистемы механизма подъема платформы автомобиля-самосвала, проверить состояние и натяжение приводных ремней.

Проверить работу агрегатов, узлов, систем, спидометра, таксометра и других контрольно-измерительных приборов автомобиля на ходу. Остановить двигатель и на слух проверить работу фильтра центробежной очистки масла.

2. Уборочные и моечные работы

Уборочные работы выполняются, как правило, в начале или в конце смены.

При уборке удаляется мусор, пыль, грязь вручную или механизированным способом. Для организации механизированного способа применяются электропылесосы и пылеотсасывающие установки.

Уборочно-моечные работы выполняются перед каждым ТО и ремонтом. После уборки мойка машины производится с целью удаления с его поверхности различных загрязнений. Трудность удаления загрязнений зависит от их состава.

Во-первых, нужно произвести уборку кабины (кузова) и платформы.

Во-вторых, вымыть и высушить автомобиль (прицеп, полуприцеп), а в необходимых случаях подвергнуть его санитарной обработке.

И наконец, обтереть зеркала заднего вида, фары, подфарники, указатели поворотов, задние фонари и стоп-сигнал, стекла кабины, а также номерные знаки.

От качества мойки зависит работоспособность машины. Важно исключить концентрацию грязи и влаги в металлоконструкциях машин коробчатого сечения и попадание влаги в электрические приборы и устройства.


3. Смазочные, очистительные и заправочные работы

Заправочные работы машин организуются в зависимости от места их нахождения. Заправка машин, ежедневно возвращающихся на базу, производится на топливозаправочных пунктах предприятия или топливозаправочных станциях, оборудованных высокопроизводительными автоматическими колонками. Заправка машин на участке производится механизированными агрегатами, установленными на прицепах или на мобильной технике.

Заправка машин должна производиться при наименьших количественных и качественных потерях топлива и смазочных материалов. Для исключения количественных потерь топлива важно на наконечнике заправочных устройств иметь клапан, отключающий подачу топлива при заполненном баке, а также наличие надежных устройств по точному определению объема топлива.

Замена моторного масла планируется через определенную наработку. Однако интенсивность старения в значительной степени зависит от технического состояния двигателя. Поэтому целесообразно оценивать работоспособность моторного масла в процессе эксплуатации машины и производить его замену при достижении предельного состояния. Пополнение системы смазки моторным маслом желательно также производить механизированным способом с возможностью контроля заливаемого объема. Для снижения потерь смазочных материалов и рабочих жидкостей необходимо обеспечить герметичность заливных и контрольных пробок, а также исправность воздушных фильтров.

Перед отправкой необходимо проверить уровень масла в картерах двигателя и гидромеханической коробки передач. У автомобилей с дизельным двигателем проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления (ТНВД) и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя. Проверить уровень жидкости гидроприводе тормозов и механизма выключения сцепления, в системе охлаждения.

При постановке автомобиля на стоянку слить конденсат из водоотделителя, воздушных баллонов пневмопривода тормозов, отстой из топливных фильтров, топливного бака (у автомобилей с дизельными двигателями в холодное время года). При безгаражном хранении в холодное время года слить воду из системы охлаждения двигателя и пускового подогревателя, а перед пуском двигателя заполнить систему охлаждения горячей водой или подключить двигатель к системе подогрева. Дозаправить автомобиль топливом. Заправить водой бачки омывателей ветрового стекла и фар.


4. Специфические работы по техническому обслуживанию газобаллонных автомобилей

4.1 При работе двигателя на сжиженном газе

Перед выездом автомобиля на линию проверить внешним осмотром крепление газового баллона к кронштейнам, состояние газового оборудования, газопроводов и герметичность соединений всей газовой системы. Проверить легкость пуска и работу двигателя на газе на холостом ходу при различной частоте вращения коленчатого вала. Проверить и при необходимости отрегулировать содержание СО в отработавших газах двигателя.

Проверить состояние, крепление и герметичность приборов бензиновой системы питания двигателя.

Смазать резьбы штоков магистрального, наполнительного и расходных вентилей; снять, очистить и установить на место фильтрующий элемент магистрального фильтра и сетчатый фильтр газового редуктора.

Проверить внутреннюю герметичность расходных вентилей и наружную герметичность арматуры газового. В случае не герметичности арматуры газового баллона автомобиль не может быть допущен на пост (линию) технического обслуживания до устранения выявленных неисправностей.

После возвращения автомобиля в автотранспортное предприятие внешним осмотром проверить герметичность арматуры, газового баллона и расходных вентилей. Проверить, нет ли подтекания бензина в соединениях топливопроводов. Очистить снаружи и при необходимости вымыть арматуру газового баллона и приборы газовой и бензиновой системы питания.

При постановке автомобиля на стоянку закрыть расходные вентили выработать весь газ, находящийся в системе; слить отстой из газового редуктора, а в холодное время года слить воду из полости испарителя (при заполнении системы охлаждения двигателя водой).

4.2 При работе двигателя на сжатом газе

Перед выездом автомашины на линию проверить внешним осмотром крепление газовых баллонов к кронштейнам, а кронштейнов к продольным брусьям платформы. Проверить внешним осмотром состояние газового оборудования, газопроводов. Проверить состояние крепление расходных и магистрального вентилей, а также газопроводов. Проверить состояние и крепление газовых редукторов высокого и низкого давления, карбюратора-смесителя, подогревателя и подводящих газопроводов.

Смазать резьбы штоков магистрального, наполнительного и расходных вентилей.

Проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом (азотом).

Проверить осмотром герметичность бензиновой системы питания.

Проверить работу электромагнитных запорных клапанов на газе и на бензине.

Проверить и при необходимости отрегулировать содержание СО в отработавших газах при работе двигателя на газе, а затем на бензине.

Перед проверкой работы двигателя на бензине необходимо закрыть расходные вентили, выработать газ из системы питания (до остановки двигателя) и закрыть магистральный вентиль.

Открыть вентили передней и задней группы баллонов, открыть магистральный вентиль. Проверить (на слух) герметичность соединений газовой системы.

Проверить легкость пуска и работу двигателя на газе на холостом ходу и при различной частоте вращения коленчатого вала. Проверить работу двигателя на бензине

После возвращения автомобиля на автотранспортное предприятие очистить арматуру баллонов и приборы газового оборудования от пыли и грязи и при необходимости вымыть. Проверить герметичность трубопроводов высокого давления и соединений газовых баллонов; герметичность магистрального и расходных вентилей газовых баллонов. Проверить, нет ли подтеканий бензина в соединительных топливопроводов, электромагнитного клапана-фильтра. Закрыть расходные вентили передней и задней группы баллонов и выработать газ из системы; закрыть магистральный вентиль. Слить отстой из газового редуктора низкого давления.

5. Дополнительные работы по автомобилям-самосвалам и тягачам

Проверить осмотром состояние надрамника, брусьев надрамника и шарнирных соединений устройства подъёма платформы, опорно-сцепного и буксирного устройств.

Проверить состояние и герметичность соединений маслопроводов, шлангов, действие устройства подъема платформы, состояние предохранительного упора платформы.

Проверить состояние заднего борта и действие его запорного устройства.

Проверить осмотром состояние и крепление коробки отбора мощности, крышек осей опрокидывающейся платформы, соединений штока и цилиндра устройства подъёма платформы.

Проверить уровень масла в бачке механизма подъёма платформы: при необходимости долить или заменить его (по графику).


6. Специфические работы по автобусам

Проверить осмотром состояние каркаса, пола, обивки сидений, запоров окон и люков, поручней, кронштейнов.

Проверить состояние, крепление и действие габаритных фонарей, ламп освещения указателя маршрута и маршрутного номера.

Проверить осмотром состояние дверей и механизмов их открывания; проверить действие стеклоподъемников, замков дверей, капота, крышки багажника; проверить состояние панели приборов, обивки кузова (для легковых автомобилей); проверить действие сигнализации из салона к водителю.

Проверить исправность пневматической подвески и работу регуляторов положения кузова.

Проверить осмотром состояние ферм, лонжеронов основания кузова.

Проверить состояние и крепление компостеров и накопительных касс, а также исправность механизма подачи билетов.


Заключение

Определение технического состояния агрегатов особенно необходимо, когда узел или агрегат отказал. По отдельным практически установленным признакам можно найти сопряжение или узел, где нарушена работоспособность. Но это крайний случай. Желательно момент наступления отказа предвидеть заранее с тем, чтобы его исключить.

Для поддержания подвижного состава автомобильного транспорта в технически исправном состоянии, необходимом для нормальной эксплуатации, принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта, в неё входит и ежедневное техническое обслуживание (ЕО), которое путём проверки и устранения некоторых технических проблем помогает предупредить серьёзные (тяжёлые) неисправности.


Список используемой литературы

1. Круглов С.М. «Справочник автослесаря по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей». Высшая школа, 1990г. – 239с.

2. Карагодин В.И., Шестопалов С.К. «Слесарь по ремонту автомобилей»: Практическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 239с.

3. «Техническая эксплуатация автомобилей». Под ред. Е. С. Кузнецова. - 3- е изд., перераб. и доп. - Транспорт, 1991. - 413с.

4. Шестопалов С. К., Шестопалов К.С. «Легковые автомобили». - М.: Транспорт, 1995. - 240с.

Для каждодневного обеспечения безопасности движения, поддержания подвижного состава в чистом виде и заправки автомобилей эксплуатационными материалами проводится ежедневное обслуживание.

Он включает комплекс работ: контрольно-осмотровые; уборочно-моечные; заправочные. Его трудоемкость ЕО составляет от 0,3 до 1,8 чел×часа для разных моделей подвижного состава.

Контрольные работы включают визуальный осмотр автомобиля, прицепа (полуприцепа) и их основных механизмов и агрегатов. Проверяется исправность дверей кабины, стекол, зеркал заднего вида, оперения, номерных знаков, запоров бортов платформы, капота, крышки багажника и т.д. Проверяется работа приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей и омывателей ветрового стекла, в холодное время года – системы отопления кабины и обогрева стекол, правильность и целостность пломбировки спидометра (таксометра). Для более объективной оценки технического состояния агрегатов, узлов, систем автомобиля, щитковых контрольно-измерительных приборов, их проверяют небольшим контрольным пробегом по территории АТП.

Для удаления комьев грязи, наледей, снега используют уборочные работы. При этом очищается шасси автомобиля, салон легкового автомобиля и автобуса, грузовая платформа – для грузовых автомобилей.

При выполнении уборочных работ применяются щетки, метлы, скребки, совки, лопаты, пылесосы, обтирочные материалы и другие вспомогательные материалы. Крылья, подножки автомобиля очищают деревянными молотками, ходовую часть – металлическими лопатками. Кузова специальных автомобилей периодически подвергают санитарной обработке – примерно 1 раз в 15…30 дней.

Пыль с обивки удаляют пылесосом. Загрязненную обивку промывают водой с мыльным раствором с помощью мягкой волосяной щетки. Жирные и масляные пятна удаляют с помощью хлороформа, эфира, авиационного бензина, скипидара или ацетона, нанесенных на чистую ветошь. Как правило, эти работы выполняют на первом посту линии ЕО или перед моечными работами.

Мойка автомобиля включает: предварительное ополаскивание; мойку спецсоставом и (или) водой; окончательное ополаскивание; сушку и протирку; нанесение защитных покрытий; полировку.

Мойка предназначена для тщательного удаления загрязнений с наружных частей шасси и кузова. Автомобили моют холодной и теплой водой (t в = 40…50 °С), паром и иногда специальными жидкостями. Чтобы не повреждалось лакокрасочное покрытие, температура поверхности автомобиля и моющего раствора не должны отличаться более, чем на 10…20 °С.

Предварительное ополаскивание необходимо для размягчения загрязнений. При мойке спецсоставом или водой осуществляется непосредственно очистка автомобиля от загрязнений. Окончательное ополаскивание необходимо для удаления оставшейся грязной воды или спецсостава с поверхности автомобиля.

В настоящее время для повышения эффективности мойки используются установки с повышенным давлением воды или щеточные установки. При струйной очистке физико-химический фактор воздействия водных растворов синтетических моющих средств (СМС) дополняется механическим ударом струи. Под действием струи в загрязнении возникают нормальные и касательные напряжения, приводящие к разрушению и размыву загрязнений.

Сила удара струи определяется

F = m × a , (2.1)

где m – масса воды, кг;

а – ускорение, м/с 2 .

Так как а = v / t , то для потока можно записать

где - секундная масса жидкости, кг/с;

v – скорость потока, м/с.

Поскольку m = w ∙r, то

где w – живое сечение набегающей струи (м 2);

r – плотность жидкости (кг/м 3).

Если струя направлена под углом a к омываемой поверхности, то

. (2.4)

Таким образом, сила удара зависит от плотности жидкости, формы и типа насадка, из которой вытекает жидкость, скорости истечения и угла наклона.

Скорость истечения жидкости определяется из уравнения Бернулли

, (2.5)

где Н – напор воды, м;

g = 9,815 м/с 2 ;

j = 0,475…0,98, зависит от формы насадки.

Для повышения эффективности мойки увеличивают напор и стремятся, чтобы a было близко к 90°. Однако даже при больших давлениях скорость потока жидкости у поверхности автомобиля не большая (рис.2.1).

1 – струя воды; 2 – поверхность автомобиля

Рисунок 2.1 – Эпюра скоростей омывающей жидкости

Поэтому используют синтетические моющие средства. Они снижают силы поверхностного натяжения воды, что обеспечивает ее проникновение в микропоры грязи и создание в них избыточного давления (рис.2.2). В результате происходит быстрое разрушение загрязнений. Для автомобилей рекомендованы СМС «Прогресс», МЛ-72 и другие.

1 – загрязнения; 2 – омываемая поверхность

Рисунок 2.2 – Схема воздействия моющего раствора на загрязнения

Расход воды составляет от 100 до 1300 литров на одну мойку в зависимости от типа подвижного состава и применяемого способа мойки. Увеличение напора и использование СМС способствует уменьшению расхода воды.

После окончательного ополаскивания чистой водой производится сушка кузова. У легковых автомобилей остатки воды удаляют вручную, используя гигроскопические материалы: фланель, замшу и т.д. При механизированной сушке применяют обдув кузова холодным или теплым воздухом.

При полировании на лакокрасочную поверхность наносится защитный слой, предохраняющий кузов от агрессивного влияния окружающей среды. Используемые для этого полироли состоят из водооткалкивающих веществ, эмульсаторов, растворителей и воды. Для старых покрытий, потерявших блеск более чем на 30…50 %, используют полироли, в состав которых дополнительно вводятся абразивные материалы.

При проведении дозаправочных работ проверяют уровень масла в картерах двигателя и гидромеханической коробке передач и при необходимости доводят до нормы. Также проверяется уровень жидкости в бачках гидропривода тормозов и механизма выключения сцепления, охлаждающей жидкости в системе охлаждения, стеклоочистителя в бачках омывателей стекла и фар. При уменьшении уровней осуществляют дозаправку соответствующими жидкостями.

Перед постановкой автомобиля на стоянку сливают конденсат из влагоотделителя, воздушных баллонов пневмосистемы. В холодное время года, если в системе охлаждения используется вода, ее сливают, а перед пуском двигателя - заполняют горячей водой. Перед выездом автомобиль заправляют топливом.

По автобусам проводятся дополнительные работы, включающие осмотр подножек, поручней, стекол окон и дверей салона, проверяется исправность механизма их открывания, состояние и работа компостеров, исправность громкоговорящего устройства. Если есть гидромеханическая передача, проверяют и при необходимости регулируют частоту вращения коленчатого вала двигателя так, чтобы незаторможенный автобус оставался неподвижным на горизонтальной площадке при включенной передаче и отпущенной педали управления подачей топлива.

Для автомобилей, работающих на газу, дополнительно проводятся осмотровые работы по газовой топливной аппаратуре, проверяют состояние их крепления и легкость пуска и устойчивость работы двигателя при работе на бензине и на газу.

При постановке автомобиля на стоянку закрывают расходные вентили и вырабатывают весь газ, находящийся в системе, сливают отстой из газового редуктора и, в холодное время года, из полости испарителя (для автомобилей, работающих на сжиженном газу).

Работы ежедневного обслуживания проводятся на специализированных линиях, если суточная программа воздействий превышает 100 автомобилей, и на универсальных постах при меньших суточных программах. Посты должны быть оборудованы пылесосами, моечными установками, устройствами для сушки и дозаправки автомобиля эксплуатационными материалами. Линия, как правило, состоит из 3-х постов. На первом посту проводятся контрольно-осмотровые, дозаправочные и уборочные работы. На втором посту – наружная мойка автомобиля. На третьем – протирка, сушка и полирование лакокрасочного покрытия для легковых автомобилей. Причем для синхронизации работы постов, время нахождения на 1-м и 3-м постах должно равняться времени выполнения наружной мойке автомобиля на 2-м посту, которое определяется пропускной способностью механизированной установки, составляющей 10…20 автомобилей в час.

Помещения для выполнения работ ЕО должны обеспечивать безопасное и рациональное выполнение всех технологических операций при полном соблюдении санитарно-гигиенических условий труда и должны быть оборудованы средствами пожаротушения в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Запрещается пользоваться на постах открытым огнем. Аппарель, трапы и дорожки на постах мойки должны иметь шероховатую (рифленую) поверхность. Все используемое при ЕО оборудование и инструмент должно быть исправно и отвечать требованиям безопасности. Стационарное моечное и другое оборудование должно надежно крепиться болтами к фундаментам. Оборудование с электроприводом и пульты управления должны быть надежно заземлены или занулены.

Слесари-ремонтники и мойщики подвижного состава обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в соответствии с «Инструкцией о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (Госкомтруда СССР и ВЦСПС 24.05.83) и в соответствии с коллективным договором на предприятии.

Что такое ТО, что оно в себя включает и какова периодичность проведения проверок автомобиля? Главная и первая задача ТО (технического обслуживания) автомобиля – поддержание его в исправном состоянии и надлежащем виде. Основное отличие ТО от ремонта – это то, что данное мероприятие является профилактическим, а не выполняется по необходимости.

Ремонт проводится только при возникновении поломки или неисправности, затрудняющей или исключающей возможность нормальной эксплуатации авто, а ТО (техобслуживание автомобиля) планируется заранее и регулярно.ТО обычно включает такие виды работ:

  • Регулировочные;
  • Смазочные;
  • Заправочные;
  • Контрольно-диагностические;
  • Крепежные;
  • Электротехнические.

Техобслуживание автомобиля не обязательно должно включать все перечисленные работы. Многое определяется текущими потребностями и необходимостями, рекомендациями изготовителя, маркой машины и условиями её эксплуатации. Ваш ремонт будет реже случаться, чем грамотней вы будете подходить к диагностике вашего автомобиля. Ремонт генератора, поломки стартера, будет происходить реже, при правильной эксплуатации этих узлов вашего автомобиля. Техобслуживание автомобиля изменяется в зависимости от пробега автомобиля и его возраста. Существует несколько видов ТО автомобилей (в зависимости от периодичности проводимых работ, их трудоёмкости и сложности, количества):

  • Первое;
  • Второе;
  • Сезонное;
  • Ежедневное.


Первое и второе ТО нужно выполнять через определённый пробег авто, в полном соответствии с руководством по эксплуатации. Обычно пробег до первого техосмотра составляет около 10–15 тыс. км. Важным фактором времени проведения первого и второго осмотра являются и условия эксплуатации машины: к примеру, если приходится кататься по грунтовым покрытиям, воздушный фильтр надо менять чаще, чем при поездках по качественным асфальтовым дорогам.

Сезонное ТО

Сезонное Техобслуживание автомобиля производится дважды в год, чтобы подготовить транспортное средство к эксплуатации в тёплое и холодное время года. Часть сезонного ТО – «переобувание» в зимнюю резину при наступлении зимы, и в летнюю – по её окончанию. В некоторых северных регионах России меняют и моторное масло, с зимнего на летнее, а осенью – наоборот. Многие водители проводят также и антикоррозионную обработку кузова в преддверии зимнего сезона.

Ежегодное ТО

Задача ежедневного ТО – поддержание внешнего вида, отслеживание своевременности заправки топливом, маслом, другими расходными материалами, контроль обеспечения безопасности движения по дороге. Проверка наличия всего необходимого в вашем багажнике, осуществляется по необходимости. Что рекомендовано там возить я писал в статье Что нужно иметь в багажнике. Перед каждой поездкой проверяется:

  • Комплектность своего авто;
  • Государственные регистрационные номера и их читаемость;
  • Состояние кузова;
  • Зеркала заднего вида и их регулировка;
  • Исправность всех замков (дверных, багажника и капота);
  • Исправность электрооборудования («дворники», сигнализация, освещение);
  • Герметичность систем охлаждения, смазки, наличие расходных жидкостей в них;
  • Герметичность привода системы торможения;
  • Работу КИП (контрольно-измерительных приборов);
  • Свободу хода рулевого колеса.

Нужно помнить, что если авто попадёт в ДТП, к примеру, из-за нарушения герметичного состояния гидравлического привода системы тормозов или другой неисправности, которая не была своевременно обнаружена перед поездкой – водителя автомобиля однозначно признают виновником дорожного происшествия, со всеми вытекающими последствиями.

Каждые 2 года (20–30 тыс. км. пробега) нужно :

  • Заменять свечи зажигания (если этого не потребовалось раньше);
  • Подтягивать крепления агрегатов, деталей и узлов шасси, двигателя;
  • Проверять герметичность уплотнений агрегатов и узлов и др;
  • Смазка зажимов и клемм аккумулятора.

Каждые 3 года в эксплуатации (30–45 тыс. км.) :

  • Зачищать коллектор стартера, проверять прилегание и износ щёток;
  • Проверять работу вакуумного усилителя тормозов;
  • Смазывать и очищать детали привода стартера;
  • Регулировать направленность света фар.

Каждые 4 года (50–60 тыс. км.) :

  • Заменять охлаждающую и тормозную жидкость;
  • Зачищать кольца контактов генератора, проверять износ щёток.
  • Чистка дренажных отверстий порогов и дверей;
  • Чистка деталей карбюратора.

Каждые 5 лет в эксплуатации (60–75 тыс. км) нужно заменять :

  • Масло коробки передач;
  • Развал-схождение передних колес;
  • Промывка системы смазки;
  • Зубчатый ремень газораспределительного механизма.

Хорошо, когда автомобиль безотказно готов к поездкам на любые расстояния. И обеспечить эту безотказность позволяет техническое обслуживание — регулярное, тщательное, проводимое в соответствии с инструкцией производителя вашей модели.

Виды ТО

Все мероприятия по уходу за автомобилем подразделяются по степени серьезности на 3 основных категории, но (это важно!) все они являются частью целого. Надлежащее комплексное ТО состоит из:

  • ежедневного , в которое входят визуальный осмотр, устранение обнаруженных при нем неисправностей, пополнение рабочих жидкостей, проверка работоспособности рулевого управления и осветительных приборов, чистка кузова, салона, колес, воздушных фильтров и т. д.;
  • периодического , представляющего собой ряд мероприятий, направленных на выявление возможных неисправностей с устранением их причин, и подразделяющегося еще на две категории — ТО-1 и ТО-2;
  • сезонного , проводящегося дважды в год, перед началом летнего и зимнего сезонов, и заключающегося в подготовке автомобиля к ним.

Чаще всего владелец авто даже не задумывается, что пополняя бак и наводя порядок в салоне, на самом деле проводит ежедневное ТО, а меняя зимнюю резину на летнюю, выполняет часть сезонного, которое, кстати, можно успешно совместить с очередным ТО-2. Но если разница между ежедневным и сезонным обслуживанием очевидна, то отличия двух видов периодического нередко остаются загадкой, особенно для водителей-новичков. Чтобы понять, в чем заключаются основные отличия ТО-1 и ТО-2, необходимо четко представлять, какие мероприятия входят в каждое из них.

Особенности ТО-1

ТО-1 (первое техническое обслуживание) проводится через каждые 8-10 тыс. км пробега. Точные сроки проведения указываются производителем в сопроводительной документации к автомобилю. Важно помнить, что эти указания являются лишь рекомендациями и касаются только щадящего режима эксплуатации транспортного средства. То есть при использовании машины в неблагоприятных условиях, агрессивном стиле вождения, повышенных нагрузках на автомобиль, частых поездках по бездорожью и при других условиях, которые приводят к быстрому износу деталей, узлов, механизмов, следует сократить промежутки между очередными ТО-1. Проще говоря, хотите, чтоб ваше авто было всегда на ходу — проводите ТО-1 регулярно и как можно чаще.

Перечень работ, входящих в ТО-1, довольно обширен, но многие из них не требуют особых трудозатрат: их вполне можно проводить своими силами — если есть опыт, время и желание. В первое ТО входят следующие мероприятия:

  • весь комплекс ЕО (ежедневного обслуживания);
  • проверка и, при необходимости, корректировка хода педалей, надежности креплений, состояния рулевого управления, колес, тормозной и других систем;
  • регулировка на холостом ходу частоты вращения коленвала;
  • контроль уровня и состава выхлопных газов;
  • регулировка ремней генератора, замена износившихся;
  • устранение выявленных в ходе проверок неисправностей.

Каждое второе ТО-1 следует расширить:

  • проверив работу аккумулятора и очистив его;
  • проверив состояние креплений глушителя и подвески;
  • проверив герметичность системы охлаждения;
  • подтянув фланцы полуосей и ступиц;
  • очистив воздушные и заменив масляные фильтры;
  • отрегулировав фары.

Особенности ТО-2

ТО-2 (второе техническое обслуживание) проводится реже первого, но отличается от него трудоемкостью и масштабностью необходимых работ, так как целью является выявление всех возможных неисправностей, изношенных деталей, сбоев регулировки и устранение обнаруженных недочетов. Для максимальной эффективности таких мероприятий рекомендуется предварительная полная диагностика автомобиля.

Периодичность ТО-2 — приблизительно через каждые 16-20 тыс. км пробега. При наличии неблагоприятных факторов рациональнее будет уменьшить эти промежутки.

Перечень обязательных при ТО-2 работ включает в себя полный список мероприятий ТО-1, а также тщательный осмотр, проверку, регулировку всех узлов и систем автомобиля с последующим устранением обнаруженных неисправностей. Трудоемкость и ответственность второго технического обслуживания требуют опыта, профессионализма, а главное — наличия специальных оборудования, инструмента и условий, поэтому ТО-2 рекомендуется проводить в сервисных автоцентрах, имеющих хорошую репутацию.

Таким образом, ТО-1 и ТО-2 это ступени одной лестницы, а не взаимоисключающие элементы. Необходимо четко следовать графику прохождения ТО, который в перспективе может выглядеть следующим образом:

Своевременное и тщательное проведение очередного ТО — гарантия долговечности и безотказности вашего автомобиля!

Об особенностях обслуживания для конкретных моделей авто Вы можете узнать из серии наших статей "Готовимся к ТО":

  • CHEVROLET AVEO (с 2011 по настоящее время) |
  • Chevrolet Niva с 2009 г по настоящее время |
  • Chevrolet Cruze c 2009 года по настоящее время |
  • Ford Focus III с 2011 года по настоящее время |
  • Ford Focus III с 2011 года. Набор к ТО |
  • Ford Fusion c 2002 года по настоящее время |
  • Great Wall Hover H5 с 2010 г. по настоящее время |
  • Honda CR-V с 2013 года по настоящее время |
  • Hyundai Solaris с 2010 года по настоящее время |
  • Hyundai Solaris с 2010 года. Набор к ТО. |
  • KIA RIO с 2011 г по настоящее время |
  • KIA Sportage (с 2010 г. по настоящее время) |
  • LADA GRANTA с 2011 г. по настоящее время |
  • LADA Kalina |
  • LADA Priora |
  • LAND ROVER Freelander II с 2006 по 2014 гг |
  • Mitsubishi Outlander XL c 2006 по 2012 |
  • NISSAN Murano с 2007 по настоящее время |
  • OPEL Astra с 2010 г. по настоящее время |
  • Renault Sandero (с 2007 по настоящее время) |
  • Renault Logan с 2004г. Набор к ТО |

Технический осмотр автомобиля надо проводить ежедневно. Перед поездкой рекомендуется проверить ряд ключевых параметров, от которых напрямую зависит безопасность поездки и надёжная работа техники. Нельзя в моторном отсеке выполнять какие-либо работы, пока двигатель, радиатор, выпускной коллектор, глушитель или каталитический преобразователь не остынут. Перед началом технического обслуживания надо заглушить двигатель и дать ему остыть.

Ежедневный осмотр снаружи автомобиля

  • В шинах проверить давление, попутно убедиться в отсутствии повреждений любого характера: порезы, трещины, проколы, сильный, неравномерный износ и т. д.
  • Проверить, достаточно ли плотно затянуты гайки крепления колёс.
  • Проверить работу поворотников, головной оптики, стопсигналов, противотуманок, освещения в салоне и т.д.
  • Убедиться в отсутствии утечек воды, масла, горючего, прочих жидкостей.

Ежедневный осмотр внутри автомобиля

  • Убедиться, что вращение рулевого колеса происходит свободно, без заеданий, стуков, посторонних звуков.
  • Проверить работоспособность рычага стояночного тормоза.
  • Проверить работу поворотных и звукового сигналов, стеклоочистителей.
  • Проверить работу приборов и индикаторов на приборной панели.
  • Постоянно контролировать уровень горючего в баке, как перед выездом, так и в пути.
  • Настроить положение зеркал заднего вида, чтобы участок «слепой зоны» был как можно меньшим.
  • Проверить работу механизма блокировки дверей и окон.
  • Опробовать, свободно ли нажимаются педали тормоза и сцепления, на какой высоте они находятся и какова их работоспособность.
  • Осмотреть ремни безопасности, нет ли повреждений, чётко ли фиксируются.
  • В случае сомнений относительно пригодности автомобиля к движению, необходимо провести диагностику в сертифицированной мастерской.

Проверка уровня масла

Ежедневный технический осмотр немыслим без контроля уровня масла в движке. Падение уровня предупреждает о возможном наличии серьёзных поломок узлов и агрегатов. Особенно это актуально для транспортных средств с приличным пробегом.

  1. Для этого необходимо расположить машину на ровной, обязательно горизонтальной площадке. Даже небольшой уклон приведёт к искажению истинного уровня масла.
  2. Взвести рычаг стояночного тормоза.
  3. Если перед этим работал мотор, его требуется заглушить и выждать 6-9 минут, пока масло не стечёт, а агрегаты не остынут.
  4. Извлечь щуп и протереть его начисто. Вставить щуп на место до упора.
  5. Вновь аккуратно извлечь щуп и проверить, каков уровень масла. На щупе показания уровня моторного масла должно располагаться между нижней «Min» и верхней «Max» отметками. Доливать масло следует до того, как его уровень опустится ниже минимальной отметки.
  6. Если уровень слишком низкий, следует открыть крышку маслоналивной горловины, расположенной в верхней части блока цилиндров и долить необходимое количество масла. По техническому регламенту уровень масла должен чуть-чуть не доходить до верхней отметки.
  7. Минут через шесть перепроверить уровень масла.

Советы

  • Регулярно контролировать в моторе уровень масла, при необходимости доливать оригинальное моторное масло.
  • Всегда пред контролем уровня очищать маслоизмерительный щуп чистой ветошью, дабы не допустить попадания грязи в мотор.
  • Уровень масла не должен превышать верхнюю отметку на маслоизмерительном щупе.
  • Работа двигателя при низком уровне масла может привести к выходу двигателя из строя.
  • Если двигатель новый, то расход масла в период приработки может быть выше обычного.