Госавтоинспекция запретила использование ручных радаров. В каких регионах РФ уже запретили ручные радары?

15.09.2016 10:14

Региональные управления Госавтоинспекции возобновляют использование ручных радаров для замера скорости на дорогах. Полицейские доработали мобильные комплексы: теперь инспекторы не могут самостоятельно стирать видеозаписи о нарушениях ПДД, а значит, вымогать взятки.


РИА «Новости»

Напомним, по указанию Владимира Колокольцева с 10 июля до «особого распоряжения» было прекращено применение инспекторами ГИБДД мобильных комплексов, фиксирующих нарушения ПДД в ручном режиме (радары типа «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М», «Бинар» и другие). Ранее приборы нередко использовались инспекторами для вымогания взяток, после чего записи с них стирались. В распоряжении министра оговаривалось, что использование устройств допускается только по решению руководства региональной полиции при условии, что будет утвержден порядок применения радаров и «обеспечены меры», исключающие возможность удаления записей.

Ставропольский край стал одним из первых регионов, где радары вернули инспекторам. Решение было принято еще в августе, после ДТП с девятью погибшими: в «исключительных случаях» приборы разрешили использовать сотрудникам 3-го спецвзвода спецроты ГИБДД. Речь идет о подразделении, обслуживающем трассу «Кавказ». Радары применяются только во время спецрейдов по контролю за нарушителями скоростного режима, причем останавливают водителей, превысивших лимит более чем на 40 км/ч. Как заверили “Ъ” в региональном УГИБДД, техника используется не просто в исключительных случаях, но и под особым контролем, «исключающем проявления коррупционного характера». Ранее начальник УГИБДД по Ставропольскому краю Алексей Сафонов заявлял, что за работой инспекторов следят сотрудники собственной безопасности.

В Кемеровской области сотрудники автоинспекции возобновили применение ручных радаров с середины августа: это произошло после того, как был разработан и утвержден порядок использования приборов. Документ, в частности, четко определяет действия инспектора и «исключает факты некорректной передачи или искажения показателей работы приборов», заявили “Ъ” в региональном УГИБДД.

Решение возобновить использование мобильных радаров принято и министром внутренних дел Татарстана Артемом Хохориным. «Анализ аварийности за истекший период показал, что количество ДТП по причине превышения установленной скорости движения увеличилось в два раза, количество погибших — в три раза, — объяснили в полиции. — В связи с этим было принято решение о возобновлении использования сотрудниками ГИБДД мобильных средств». Теперь инспекторы будут применять приборы «Амата» (всего их 145 в распоряжении ГИБДД): удалить сделанную запись можно только с помощью пароля администратора. «Инспектор во время несения службы или после не может корректировать информацию, которая хранится на жестком диске, — заверил замначальника регионального УГИБДД Рустам Ибрагимов.— Мы в данном случае исключаем возможность коррупционных проявлений».

«Не вижу связи между применением радаров и возросшим количеством аварий, — говорит представитель Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиль Хайруллин. — Если говорить про трассы, то там чаще причиной тяжких ДТП является не только превышение скорости, но и выезд на встречную полосу. Поэтому возникает вопрос, где все-таки больше будет мобильных камер — на трассах или в самой Казани? В городе с прошлой недели стали повально устанавливать знаки ограничения скорости "40 км/ч". Подозрительно, что это совпадает с объявлением об использовании ручных радаров».

«Совсем убирать мобильные комплексы с дорог нельзя, потому что стационарные камеры поставить везде невозможно. Водители запоминают их расположение и начинают тормозить только в одном месте, — говорит один из разработчиков ГОСТа для камер Григорий Шухман. — Если программное обеспечение действительно модифицировали и исключили стирание записей, будем надеяться, что их будут применять для отлова нарушителей, а не для пополнения кармана инспектора».

Важная новость для автомобилистов: инспекторам ГАИ вновь выдали ручные радары - специальные приборы, чтобы отслеживать превышение скорости. Почти год их не использовали, и вот теперь решили вернуть с обновленной «прошивкой», которая, как утверждается, позволяет избежать неправомочных действий со стороны полицейских. Раньше они могли манипулировать данными, и именно это послужило поводом для запрещения использования радаров.

Они вернулись! На российских дорогах без широкой огласки вновь появились ручные радары. Картина привычная – вооруженный прибором инспектор высматривает в потоке нарушителя. Измеритель скорости громко реагирует на превышение.

Радары старые, прошивка новая. Специальное программное обеспечение для ручных радаров разработчики выпустили после фактического запрета на пользование приборами. Распоряжение МВД появилось в июне прошлого года. Главной причиной повсеместного изъятия радаров назвали борьбу с коррупцией. Как следствие, с дорог на время исчезли так называемые «засады в кустах». Затем оборудование модернизировали и выдали инспекторам.

«Главное отличие данного прибора в том, что в него внедрена новая система, он является антикоррупционным. То есть, внесение инспектором изменений или удаление какой-либо информации невозможно. Данный прибор сразу блокируется», - поясняет инспектор ДПС Евгений Васьков.

Прибор теперь работает в автоматическом режиме – запись сама включается, когда в кадре появляется нарушитель. Количество постановлений и протоколов должно соответствовать числу выявленных обновленным радаром превышений скорости.

Федеральная трасса «Кавказ». Ручной радар установлен на панели приборов в автомобиле. Машина без специальной раскраски стоит на обочине – так называемый скрытый патруль. Нарушения выявляет один экипаж, через пару километров останавливает другой.

Ставрополье, Ханты-Манскийский округ, Иркутская, Псковская, Тюменская области - регионов, где стали вновь использовать ручные радары, пока не так много. Реакция у большинства водителей одинаковая – автомобилисты не скрывают удивления. Многие уверены, что приборы все еще под запретом, и практически у каждого из них найдется история, когда продемонстрированные инспектором цифры вызывали сомнения.

«Они и сейчас могут мухлевать, это точно такой радар, вот точно такой радар под Екатеринбургом год назад был. У меня скорость была, я только с заправки вышел, 73 километра это максималка была, а он мне 103 показывает. Я говорю, это что такое? Он говорит – докажете, будете… так в тупую. Я достал флешку на планшет, показал ему, ребята, смотрите», - рассказывает водитель из Тюменской области Вячеслав.

«Я с этим столкнулся еще в Волгограде. Стоит инспектор просто на дороге. Как ему заблагорассудилось, так он его и направляет. Что он там показывает, как он там показывает, вообще не понятно», - недоумевает Роман из Ставропольского края.

Некоторым автолюбителям удалось доказать в суде, что недобросовестные инспекторы намеренно изменяли настройки. Например, выставляли на радаре режим попутного измерения скорости вместо встречного. В кадре был изображен один автомобиль – он ехал навстречу патрулю, а скорость фиксировалась у машины в соседней, обратной полосе. В обновленном приборе все манипуляции инспектора фиксируются, и подобные ситуации уже не должны повториться.

В региональных ГИБДД заявляют, что возвращение радаров – мера необходимая. Каждая третья авария отчасти происходит из-за превышения скорости. Только на Ставрополье за три месяца этого года погибло и пострадало больше людей, чем за весь 2016 год. Поэтому скрытые патрули с ручными радарами теперь будут на трассах появляться все чаще.

Региональные управления ГИБДД получили возможность самостоятельно определять дальнейшую судьбу ручных радаров, предназначенных для выявления нарушителей правил дорожного движения (ПДД). Основой для этого послужило письмо главы МВД Владимира Колокольцева «О мерах по профилактике и пресечению коррупционных преступлений среди личного состава подразделений госавтоинспекции» от 30 июня 2016 года, сообщает издание «Коммерсантъ» .

По данным издания, от ручных радаров отказались сотрудники госавтоинспекции в Самарской и Ростовской областях. В Краснодарском крае под запретом оказались все приборы, с которых вручную можно стереть информацию. При нарушении распоряжения местного руководства инспекторам грозит дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения из органов.

Ручные радары для замера скорости появились ещё во времена СССР в 1960 годах. Несмотря на их дальнейшую модернизацию, решение о наказании водителя по-прежнему принимал сотрудник ГИБДД. В результате возникала ситуация, когда обе стороны «договаривались» на месте. Автоматическая фиксация нарушений ПДД появилась в начале 2000 годов.

Не все эксперты за запрет

Эксперты разошлись во мнении по поводу использования ручных радаров. «Погрешности у них колоссальные, там можно накрутить всё что угодно. Странно, что запрет не ввели раньше», - считает Виктор Травин .

Его поддержал Григорий Шухман . По его мнению, запрет ручных радаров исключит «ситуации, когда сотрудник ГИБДД работает на свой карман».

Против запрета ручных радаров, в частности «Бинаров», выступил их производитель Илья Барский . По его мнению, современные ручные радары имеют хорошее качество, а информация на них защищена от изменений и удаления. В автоматическом режиме радары вообще могут использоваться без вмешательства человека. К тому же существуют участки дороги, где удобнее использовать только ручные радары, к примеру, горные дороги, отметил он.

Не все регионы могут позволить себе приобрести дорогие автоматические комплексы, центры обработки данных и рассылку уведомлений о штрафах, считает Владимир Фёдоров .

Всё об автомобиле на сайте ГИБДД

В этом году 3 июля запущена новая версия сайта Госавтоинспекции, позволяющая получить полную информацию об автомобиле: штрафах, наличии его в розыске, ограничения на его регистрацию, наличие ДТП с его участием и механических повреждениях и другую. При этом данные о владельце машины не публикуются.



Власти запретили в некоторых регионах России инспекторам ГИБДД использовать ручные радары, чтобы фиксировать нарушения правил дорожного движения. На решение принять такие меры повлияло письменное обращение В. Колокольцева (глава МВД), в письме он закликает, таким образом, начать борьбу с коррупцией, которая процветает среди сотрудников Госавтоинспекции. Так в каких регионах ГИБДД запретили использовать ручные радары?

Первыми, кому пришлось прекратить использовать этот прибор, стали работники Госавтоинспекции Самарской и Ростовской областей, а также, Самарского края. Данный закон вступил в силу в нынешнем году больше месяца назад (10 июля). Наверняка, водителям новый законопроект пришелся по - душе, чего не скажем о самих работниках дорожной автоинспекции. Согласно постановлению, инспекторы не имеют права применять те радары, на которых можно стереть вручную всю информацию. В список запрещенных моделей вошли:

  • «Визир-2М»;
  • «Сокол-Виза»;
  • «Беркут-Виза»;
  • «Визир»;
  • «Бинар».

Те госавтоинспектора, которые ослушаются и будут продолжать использовать ручной радар, понесут дисциплинарную ответственность, либо их просто уволят с работы. Совсем неплохой вариант для уменьшения коррупционеров на отечественных дорогах.

С принятием нового закона, использование ручных радаров сегодня является серьезным правонарушением, и виновники будут наказаны, в случае нарушения данного соглашения. Согласно нововведениям, инспектора Ростовской и Самарской области не вправе штрафовать водителей с помощью вышеперечисленных моделей. В каких регионах ГИБДД запретили использовать ручные радары, теперь известно. Распространиться ли запрет на другие регионы России, пока не понятно. Эксперты разделились на два табора, и каждый из них имеет свое мнение по поводу использования этих приборов. Некоторые считают, что этот запрет давно уже нужно было ввести, ведь на ручных радарах можно накрутить любые показатели скорости. Что, собственно говоря, многие инспектора и делали, чтобы заработать как можно больше денег. Сейчас, «стражи дорог» не смогут зарабатывать деньги только для себя.


Против применения устройств выступили многие производители ручных радаров. Они утверждают, что современные устройства защищены от удаления и изменений. То есть, дорожный инспектор не сможет незаконно использовать аппарат против водителя. К тому же, есть места, где без такого оборудование не обойтись, в основном это горные дороги.

Первыми устройствами, позволяющими замерять скорость еще в конце 1960 в начале 1970 -гг. начинали пользоваться ГАИ СССР. С тех пор прошло много времени, и современные устройства усовершенствовались, получили функцию видеозаписи и привязку к GPS-координатам. Но, такие приборы помогали дорожным гаишникам зарабатывать немалые деньги. Вам известно в каких регионах ГИБДД запретили использовать ручные радары и если ситуация в других областях РФ не улучшится, там так же будут бороться с «нечестными» инспекторами. В 2000-х годах российские власти начали активно препятствовать коррупции, и предложили новые системы автофиксации правонарушений. Спустя восемь лет в КоАП РФ внесли новые изменения, согласно которым, работники ГИБДД обязаны были высылать на почту правонарушителя уведомление о штрафе, которое зафиксировал автоматический комплекс.


На сегодняшний день на отечественных дорогах используют больше десяти тысяч таких камер. Эти устройства фиксируют не только превышение скорости, но и выезд на встречную или выделенную полосу, проезд через железнодорожные пути и многое другое. В текущем году, с помощью таких автоматических систем наблюдения, водителям, которые нарушили, было выписано 26 млн. штрафов на основании данных, полученных с камер. Но, не смотря на это, многие гаишники до сих пор используют старые ручные приборы.

В Регионах ГИБДД запретила инспекторам использовать для выявления нарушителей правил дорожного движения (ПДД) ручные радары. Решение принималось в связи с письмом главы МВД Владимира Колокольцева о необходимости борьбы с коррупцией в рядах сотрудников Госавтоинспекции. Эксперты идею поддержали, производители приборов же считают, что ручные радары рано списывать со счетов.

О том, что ручные радары для фиксации нарушений ПДД (модели «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М», «Бинар» и др.) больше не используются Госавтоинспекцией, рассказали в управлениях ГИБДД нескольких регионов, в частности в Самарской и Ростовской областях. Запрет действует с 10 июля 2016 года. В Краснодарском крае на этот счет было выпущено распоряжение заместителя начальника регионального управления МВД Юрия Кузнецова, в котором уточняется: запрету подлежат все приборы, данные с которых можно стереть вручную. В случае если инспектор продолжает пользоваться радаром, его ждет дисциплинарная ответственность, если же и это не помогло - из органов. Господин Кузнецов ссылается на указание главы МВД РФ Владимира Колокольцева от 30 июня 2016 года «О мерах по профилактике и пресечению коррупционных преступлений среди личного состава подразделений Госавтоинспекции».

В пресс-службе ГИБДД РФ подтвердили наличие этого документа, но содержание его не раскрыли, уточнив, что оно «направлено на упорядочение процедуры применения сотрудниками подразделений Госавтоинспекции мобильных средств фото-, видеофиксации нарушений ПДД с целью обеспечения соответствующего контроля и законности при осуществлении правоприменительной практики». Знакомый с содержанием документа источник сайт рассказал, что господин Колокольцев позволил региональным управлениям ГИБДД самостоятельно определять судьбу ручных радаров, а те в ответ ввели запреты.

Приборы для замера скорости ГАИ СССР начала использовать в 1960-х и 1970-х годах (модели «Фара», «Барьер», ЛИДС). По мере совершенствования радаров появилась функция видеозаписи и привязка к GPS-координатам. Решение о наказании все равно принимал инспектор ГИБДД, что порождало ситуации, когда водитель мог на месте «договориться» с гаишником.

В начале 2000-х МВД в рамках борьбы с коррупцией активно начало работать над системой автоматической фиксации нарушений. В 2008 году была принята новая редакция РФ, разрешившая ГИБДД высылать штрафы по почте владельцу машины, если номер был зафиксирован автоматическим комплексом. Сейчас в РФ на дорогах применяется более 10тыс. таких камер (стационарных и мобильных), их количество растет, кроме скорости они фиксируют выезд на встречную или выделенную полосы, проезд через железнодорожные переезды и другие нарушения. За шесть месяцев 2016 года было выписано 26,2млн штрафных постановлений на основании данных с камер - на 17% больше, чем годом ранее. Несмотря на это, ручные радары до сих пор остаются в арсенале инспекторов.

Зампред общественного совета при ГУ МВД по Москве правозащитник Виктор Травин говорит, что разговоры о запрете ручных радаров ведутся последние два года. «Погрешности у них колоссальные, там можно накрутить все что угодно. Странно, что запрет не ввели раньше,- говорит он.- Это все равно, что объявить сейчас о выводе из оборота керосиновых ламп или катушечных магнитофонов. У меня ощущение, что гаишники очень долго держались за эти радары по вполне понятным причинам».

«Данное указание исключит ситуации, когда сотрудник ГИБДД работает на свой карман»,- считает один из разработчиков ГОСТа для стационарных камер (еще не введен в действие) Григорий Шухман. При этом, по его мнению, нововведение не защитит водителей от фальсификаций с помощью автоматических камер. Господин Шухман в связи с этим напомнил о скандале в Краснодарском крае: в 2013 году водителям по почте высылались штрафы за несуществующие нарушения. Представитель компании «Технологии распознавания» (комплекс «Автоураган») Сергей Кусов признает, что автоматика периодически сбоит, приведя в пример недавний инцидент в Ульяновске: там водитель 14-местной «Газели» получил штраф с камеры за движение со скоростью 233км/ч. Постановление было отменено, проверка показала, что камера вовремя не прошла поверку.

Действительно, попавшие под запрет радары - довольно современные устройства, говорит гендиректор петербургской компании «Симикон» (производитель «Бинаров») Илья Барский. «В ручном режиме работы решение о наказании нарушителя принимает инспектор, но подтасовать данные он не может, они защищены и от удаления, и от любых изменений,- объясняет он.- Есть и автоматический режим, в таком случае "Бинар” используется вообще без вмешательства полицейского. При установке на треногу он автоматически в зашифрованном виде записывает и видеоряд с дорожной обстановкой, и номер нарушителя крупным планом на флешку, а вечером эти данные загружаются в центры обработки данных. За шесть лет в регионы было продано несколько тысяч таких устройств, и они до недавних пор были крайне востребованы Госавтоинспекцией». Господин Барский отметил, что на отдельных участках фиксировать нарушения удобнее только ручными приборами - например, на горных дорогах, где водители часто совершают запрещенные обгоны.

«Допускаю, что приборы отозваны не насовсем, а для доработки программного обеспечения на защиту материалов от несанкционированного удаления, после чего приборы вернутся на дороги»,- предполагает господин Шухман. Сергей Кусов отмечает, что ручные радары используются полицейскими за рубежом. «Вероятно, там уровень доверия к инспекторам выше»,- говорит он. Сенатор от Карелии, экс-глава ГИБДД Владимир Федоров считает, что полностью запрещать ручные радары не надо, поскольку не у всех регионов есть деньги на дорогие автоматические комплексы, центры обработки данных и рассылку «писем счастья».