Самый первый трактор в мире. История гусеничных тракторов

Все русские изобретатели проходили через равнодушие и с трудом продвигали свои новаторские идеи, которые активно подхватывал Запад и внедрял в свою экономику. Такая же история произошла с вышедшим из народа механиком-новатором , разработавшим в 1877 году самодельный гусеничный трактор, радикально изменивший аграрную технологию не только России, но и всего мира. Его изобретение стало основой танкостроения и было широко использовано в техническом оснащении и космической техники, высаженной на Луне.

Первый представлял собой платформу для паровоза, двигающегося на нескончаемых рельсах-гусеницах. Фёдор Абрамович так и назвал его - вагоном-гусеницей. Гусеничные ленты были составлены из небольших секций и замыкались, образуя непрерывный круг. Учитывая российское бездорожье, этот вид транспорта имел преимущества и над колёсными машинами, и над поездами, так как мог двигаться в любом направлении по любой дороге, а также по болотистому бездорожью.

Состояние дороги для него не имеет никакого значения, потому что гусеничный трактор опирается всей своей массой на широкую ленту, что снижает величину давления на грунт. Это уникальное изобретение заслуживало внимания, но государственные чиновники без должного внимания отнеслись к изобретателю-самородку. Мелкие местные купцы пытались привлечь к изобретению интерес и даже похлопотали о выдаче патента на изобретение, но дальше дело не пошло.

В благодарность за хлопоты, изобретатель сконструировал одному из них самоходный буксир и металлический сельхозинвентарь вместо деревянных плугов и сох, и первый прицеп, представляющий такой же трактор гусеничный, только объединённый с другими в одну цепь (подобно поезду). Таким образом, появился паровой транспорт, имеющий несколько двигателей и достигающий мощности в несколько десятков лошадиных сил.

Правда, все эти паровые машины не использовались самостоятельно. Они были разработаны как вспомогательный механизм для лошадиной упряжки. Через три года изобретает первый нефтяной двигатель и только теперь конструирует абсолютно самоходный гусеничный трактор.

Денег не разработку этого сложного механизма у изобретателя не было, поэтому Блинов начал и сам заниматься предпринимательской деятельностью. Он сконструировал насосы для тушения пожаров и начал их производить. В деревянной России пожары случались постоянно, поэтому заказов на насосы было много. Вырученные средства он вкладывал в свой главный проект - усовершенствованный нефтяной гусеничный трактор.

Со временем он оснастил его кабиной для механика, являющегося одновременно кочегаром, водителем, тормозящим и останавливающим Кто проявлял неподдельный интерес к его тракторам, так это немецкие предприниматели. Они постоянно просили продать им гусеничный трактор. Но он этого не сделал, продолжая усовершенствовать устройство, пришёл к изобретению двигателя внутреннего сгорания, сделавшего ненужными дорогие моторы Р. Дизеля.

Позднее Блинов открыл собственное производство по выпуску гусеничных тракторов на нефтяных двигателях. После его смерти дети не продолжили его дело. Зато в западных странах началось гусеничных тракторов.

Трактора СССР были первыми машинами, выпуску которых придавалось большое значение. Спецтехнику поставляли в колхозы, задача которых состояла в выполнении продовольственной программы. Первые трактора обеспечили высокую производительность труда при выполнении сельскохозяйственных работ. Несмотря на малую мощность, они хорошо справлялись с поставленными задачами. Трактористы в союзе были почитаемыми людьми, считались грамотными и образованными.

В начале 20-х годов 20 века на ленинградском заводе «Красный Путиловец» приступили к выпуску российского трактора. Основой конструкции советской машины послужила американская модель, пользующаяся высоким спросом за рубежом. Поэтому Фордзон — прототип последующих колесных советских тракторов. От конструкторов завода требовалось усовершенствовать зарубежную модель в кратчайшие сроки.


Машина была безрамной, с поперечно установленным 4-цилиндровым двигателем. В качестве горючего служила сырая нефть. Весила около 2 т, развивала скорость до 3-х км/ч. Использовалась преимущественно на сельскохозяйственных работах и для перемещения грузов. Так было положено начало массовому производству колесных тракторов.

Первый трактор в СССР был выпущен в 1923 г. Это была универсальная машина, востребованная колхозами и промышленными предприятиями. Советские трактора во многом обусловили успех первых пятилеток, задачей которых был подъем народного хозяйства. Все модели спецтехники использовалась для выполнения широкого спектра работ:

  • вспашки полей;
  • буксировки тяжеловесных грузов на лесопильных предприятиях;
  • на строительстве дорог и зданий;
  • в коммунальном хозяйстве.

Минитрактора выпускались небольшими партиями, т. к. их конструкция непрестанно совершенствовалась.

Начиная с 1923 года в течение 6 лет на заводе тракторостроения в г. Коломна осуществлялось производство тракторов Коломнец 1. Это был почти полный аналог американского Могул. Но советские конструкторы отказались от нескольких узлов зарубежной машины и тем самым облегчили конструкцию российской. Это обеспечило ее более высокую скорость.


Коломенская модель имела рамный остов, была оснащена двухтактным одноцилиндровым двигателем мощностью 25 л. с. Силовую установку расположили вертикально, радиаторную систему охлаждения заменили градирней. Всего было выпущено 500 машин этой модели.

В 1923 году на заводе «Красный Прогресс» было запущено производство тракторов Запорожец. Это была облегченная модель, специально созданная для работы с двухкорпусным плугом. Отличительная особенность машины в том, что ее изготавливали из недорогих и доступных материалов. Двигатель работал на сырой нефти. Для запуска требовалось раскалить запальную головку. У машины было 3 колеса — 2 передних и 1 заднее. Агрегат мог развивать скорость не более 3,6 км/ч.


Карлик

В начале 20-х годов прошлого века талантливым российским изобретателем Я. В. Маминым были разработаны два трактора — Гном и Карлик. В отличие от иностранных моделей, это были легкие и маневренные машины, простые в сборке и ремонте. В конструкцию Карлика входил не имеющий аналогов одноцилиндровый двигатель высокого сжатия, изобретенный Маминым.


Несмотря на легкий вес (до 1,4 т) и невысокую мощность в 12 л. с., Карлик обладал большей тяговой силой, чем зарубежные тракторы, и превосходил по этому показателю даже американский Фордзон. Все это обеспечило высокий спрос на данную модель, и в течение 4 лет завод «Возрождение» ежедневно выпускал Карликов 1.

В 1924 г на заводе «Красный Путиловец» приступили к производству трактора Фордзон-Путиловец. Правительством было принято решение о выпуске машин на основе модели американского Фордзона, но адаптированных для российских условий. Тем самым сокращали время, требуемое для разработки отечественной модели.


Фордзон-Путиловец стал основой для всей колесной спецтехники. Машина оснащалась четырьмя колесами, задние из которых были ведущими. В передней части находился вертикально установленный двигатель. Сиденье оператора располагалось над задним мостом.

Особенность модели в том, она имеет безрамную конструкцию. Такой прием был использован впервые в мировом машиностроении. Таким образом добились нескольких преимуществ:

  • более легкого веса;
  • маневренности;
  • экономии на материалах изготовления;
  • более высокой скорости перевижения.

Четырехтактный четырехцилиндровый двигатель карбюраторного типа обеспечивал мощность 20 л. с. Машина управлялась КПП с тремя передачами: двумя передними и одной задней.

Универсал

В начале 30-х годов прошлого века на Кировском заводе в Ленинграде приступили к производству мощного по тем временам трактора Универсал. Машина разрабатывалась с целью механизации посева и обработки пропашных культур. Прототипом послужил американский Фармолл. Но в процессе разработки российской машины конструкция зарубежной была настолько изменена, что Универсал считают самостоятельной моделью. Причем одновременно были сконструированы сразу две ее модификации, а через некоторое время третья и четвертая:

  1. «У-1» — для обработки высококостебельных пропашных культур.
  2. «У-2» — для низкостебельных.
  3. «У-3» — для междурядной обработки.
  4. «У-4» — для уборки хлопка.


Характеристики трактора Универсал позволяли использовать его и в качестве тяговой техники. В середине 30-х годов эти машины выпускали сразу на двух заводах: Кировском и Владимирском тракторном.

Т-150

Т-150, выпускаемый Харьковским и Минским тракторными заводами, стал самой мощной и быстроходной сельскохозяйственной машиной 60-х годов 20 века. Разработкой этой техники занимались ведущие конструкторы и изобретатели Советского Союза. Они решали задачу массовой поставки модернизированной спецтехники на смену устаревшим моделям.


Технические характеристики трактора:

  • мощность — 170 л. с.;
  • скорость оборотов коленвала — 2100 в минуту;
  • минимальный радиус поворота — 6,5 м;
  • дорожный просвет — 400 мм;
  • тяговое усилие — 6000 кгс.

Машина оснащалась бензиновым шестицилиндровым двигателем с турбонадувом СМД-60, запуск которого осуществлялся электростартером. Начиная с 1971 года на Т-150 начали устанавливать более мощные двигатели: ЯМЗ-236, 236НЕ, 238М2. Трансмиссия трактора гидромеханическая с 2-дисковым сцеплением и пневматическим приводом. Остов полурамный, коробка передач механического типа.

Гусеничные трактора СССР

Начиная с середины 60-х годов прошлого века в России активно проводились исследования по эффективности применения в сельском хозяйстве тракторов колесного типа.

В результате были сделаны выводы о том, что выгоднее и безопаснее в эксплуатации машины на базе гусениц.

В отличие от колесных, они не вызывают большого уплотнения почвы, влекущего снижение урожайности на 25%. Есть у гусеничных моделей и другие преимущества:

  • более высокая проходимость по рыхлым и вязким грунтам;
  • снижен риск пробуксовывания;
  • более высокие тяговые характеристики.

В связи с этим было принято решение о переходе крупнейших тракторостроительных заводов страны на производство машин на базе гусениц. К 80-м годам 20 века колхозы и совхозы России были полностью укомплектованы техникой этого типа.

Техника данного вида представлена следующими моделями.

Коммунар

Коммунар — первая модель гусеничного трактора, производство которой осуществлялось ХТЗ (Харьковским тракторным заводом) с 1924 по 1931 гг. В период Великой Отечественной войны эта техника использовалась в качестве тяговой для артиллерийских орудий. Всего было разработано 3 модификации базовой модели:

  • Г-50;
  • Г-75;
  • З-90.


Технические характеристики трактора Коммунар:

  • масса — 8,5 т;
  • мощность — 50 л. с.;
  • максимальная скорость — 7 км/ч;
  • коробка передач трехступенчатая (2 вперед и 1 назад).

Дт-54

В 50-х годах прошлого века было налажено производство первого дизельного гусеничного трактора Д-54. Его выпуск осуществлялся тремя крупнейшими заводами страны: Сталинградским, Харьковским и Алтайским. Эту мощную машину использовали для всех видов работ, где требовались выносливость, проходимость, большое тяговое усилие.


Д-54 был оборудован 5-ступенчатой механической коробкой передач, развивал скорость до 5,7 км/ч, обладал тяговой мощностью 2000 кгс.

Дт-75 — самый массовый гусеничный трактор СССР

Д-75 — спецтехника общего назначения, выпускаемая в России с 1973 года. Первые машины были оснащены дизельными двигателями мощностью 75 л. с. Трактор имеет рамную конструкцию, в первоначальном варианте был оборудован кабиной автомобильного типа с регулируемым по высоте сиденьем.

Начиная с модификации Д-75М высота и оснащение кабины регулярно претерпевали изменения в сторону повышения комфортабельности.

Для эксплуатации в регионах с суровыми климатическими условиями предусмотрена возможность холодного запуска двигателя. Конструкция машины позволяет присоединять к ней полунавесное оборудование бокового типа. Это предоставляет возможность использовать трактор как бетоноукладчик и погрузчик. Таким образом спектр выполняемых спецтехникой задач был расширен. В него вошли бурильные, дорожные и строительные работы. По сей день тракторы этой модели востребованы сельским хозяйством и промышленностью, активно эксплуатируются в самых разных условиях.

Трактора!

Трактора и тракторная техника!

Трактор - это самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, предназначенная для выполнения сельскохозяйственных, дорожно-строительных, землеройных, транспортных и других работ в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами, механизмами и приспособлениями.

Слово «трактор» происходит от английского слово «track». Трак - это основной элемент, из которого собирается гусеница.

История появления трактора.

Изобретатели трактора.

Первые машины подобные тракторам стали появляться в 19-ом веке, и были паровыми.

Первым паровым гусеничным трактором в мире можно считать изобретение англичанина Джона Гиткота.

В 1832 году Джон Гиткот получил патент, а в 1837 году построил машину с паровым двигателем для вспахивания и осушения английских болот.

В 1850 году английский изобретатель Уильям Говард начал использовать локомобиль для пахоты сельскохозяйственных земель.

В 1858 году американец W. P. Miller изобрел и построил гусеничный трактор, с которым, в 1858 году, участвовал в сельскохозяйственной выставке города Мэрисвилл, Калифорния США, и получил премию за оригинальное изобретение (патент от 1859 г. US N23853 Warren P.Miller).

В 1892 году Джон Фролих из округа Клейтон, штата Айова, США изобрел, запатентовал и построил первый трактор, работающий на нефтепродуктах.

Но все эти изобретения большого дальнейшего развития не получили.

Первой признанной практической гусеничной машиной, несмотря на свои габариты, стал Lombard Steam Log Hauler изобретателя Alvin Orlando Lombard в 1901 году.

На фотографии гусеничный трактор - Lombard Steam Log Hauler. 1901.

Изобретатели трактора в России.

В России первая заявка на «экипаж с подвижными колеями», то есть на гусеничный ход, была сделана в 1837 году русским крестьянином, впоследствии штабс-капитаном русской армии, Дмитрием Загряжским. Вот как Дмитрий Загряжский описал своё изобретение:

«Около каждого обыкновенного колеса, на котором катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колёсами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колёс равняются звеньям цепи; цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность» (из привилегии, выданной в марте 1837 года).

Первый русский паровой гусеничный трактор был построен уроженцем села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии крестьянином Фёдором Абрамовичем Блиновым.

В 1879 году Федор Блинов получил патент («привилегию») на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Постройка прототипа была завершена Блиновым в 1888 году.

Готовой паровой машины малых габаритов ещё не существовало, и Фёдор Блинов сам собрал её из листового железа и труб сгоревшего вблизи Балаково парохода. Затем он изготовил такую же вторую машину. Обе они делали по сорок оборотов в минуту. Каждая из них управлялась раздельно. Скорость движения трактора соответствовала скорости движения быков - три версты в час. Таким образом, устройство приводилось в действие двумя паровыми машинами (по одной на каждую «гусеницу») мощностью в 10-12 лошадиных сил каждая.

Федор Блинов продемонстрировал свой вагон с бесконечными рельсами в 1889 году в Саратове, и в 1897 году на Нижегородской ярмарке.

Однако трактор Блинова, также как и другие трактора с паровым двигателем, так же не стал востребованным ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве, и дальше прототипа тракторов в Российской империи дело не пошло.

Трактора с двигателем внутреннего сгорания.

В 1896 году Чарльз В. Харт и Чарльз Парр разработали двухцилиндровый бензиновый двигатель. К 1903 году их фирма построила 15 тракторов с бензиновым двигателем.

Первым практически пригодным был трехколесный трактор «IVEL» Дэна Элборна 1902 года. Трактор «IVEL» был легкой и мощной машиной, которую можно было использовать для сельмкохозяйственных и других работ. Таких тракторов было собрано около 500.

На фотографии колесный трактор IVEL.

Трактор! Неутомимый труженик!

С начала 20-го века, тракторная техника стал играть большую роль в сельском хозяйстве многих стран. Трактора стали выпускать массово, выпускались новые более совершенные модели.

В течение 10-15 лет, в США и Западной Европе, трактор взял на себя приблизительно 80-90% всех пахотных работ в фермерских хозяйствах.

Помимо этого тракторный двигатель использовался для приведения в действие различных сельскохозяйственных машин (для этого он снабжался специальным шкивом). К нему могли подключаться молотилки, косилки, мельницы, лесопилки, маслобойки, соломорезки и другие вспомогательные механизмы.

Трактор также взял на себя более половины работ, связанных с уборкой урожая. В дальнейшем благодаря созданию различных прицепных машин сфера применения трактора расширилась в несколько раз.

Развитие тракторостроения в России.

В России важность тракторов для страны и её хозяйства оценило только Советское правительство, практически сразу после революции 1917 года.

Несмотря на трудные для Страны Советов годы иностранной интервенции, начиная с 1918 года, по указанию В. И. Ленина начинает осуществляться подготовка производства для выпуска тракторов.

В 1919 году изобретатель Я. В. Мамин создал трактор «Гном» с нефтяным двигателем мощностью 11,8 кВт.

На фотографии трактор «Гном». 1919.

Производство тракторов было признано настолько важным, что по этому вопросу был издан Декрет Совета Народных Комиссаров от 1 апреля 1921 года о признании сельскохозяйственного машиностроения делом чрезвычайной государственной важности.

В 1922 году начинают выпускаться тракторы «Коломенец-1» конструкции Е. Д. Львова.

На фотографии трактор «Коломенец-1». 1922.

В 1922-1923 годах создается трактор «Запорожец» под руководством инженера Л. А. Унгера.

На фотографии трактор «Запорожец». 1923.

В 1924 году на Харьковском паровозостроительном заводе начал выпускаться гусеничный трактор «Коммунар» (копия германского трактора Hanomag WD Z 50).

На фотографии трактор «Коммунар».

В 1924 году также налаживается производство тракторов «Карлик» конструкции Я. В. Мамина с двигателем мощностью 8,8 кВт (12 л. с), в двух вариантах: трактор «Карлик-1» (трехколесный, с одной передачей вперед, со скоростью движения 3-4 км/ч) и «Карлик-2» (четырёхколёсный, с одной передачей и реверсом).

На фотографии трактор «Карлик-1». 1924.

С 1924 по 1932 годы Ленинградский завод «Красный путиловец» освоил и выпустил около 50 тысяч тракторов «Фордзон-Путиловец», а с 1934 года на этом заводе стал выпускаться трактор «Универсал» (копия трактора Farmall F-20 американской фирмы International Harvester) с керосиновым двигателем и металлическими колесами. «Универсал» был первым отечественным трактором, экспортируемым за границу.

На фотографии трактор «Фордзон-Путиловец». 1924.

На фотографии трактор «Универсал». 1934.

Первые советские тракторы «Гном», «Коломенец-1», «Карлик», «Запорожец», «Коммунар» выпускались относительно небольшими партиями, но они многому научили, воспитали первые кадры тракторостроителей и по праву вошли в историю отечественного тракторостроения.

Дальнейшее развитие страны требовало большого количества тракторной техники, в связи с этим было принято решение о строительстве крупных специализированных тракторных заводов.

Используя полученную от продажи зерна валюту, с помощью американских и европейских инженеров и поставок оборудования нескольких сотен иностранных компаний, были построены: в 1930 году Сталинградский тракторный завод (выпускал тракторы СТЗ-15/30 (McCormick Deering 15-30, фирма International Harvester), в 1931 году Харьковский тракторный завод в (выпускал тракторы ХТЗ, подобные тракторам СТЗ), в 1933 году Челябинский тракторный завод (выпускал гусеничные тракторы С-60 (Caterpillar Sixty).

На фотографии трактор СТЗ-15/30. 1930.

На фотографии трактор ХТЗ. 1931.

На фотографии трактор С-60. 1933.

За десять предвоенных лет советская отечественная промышленность произвела для сельского хозяйства порядка 700 тысяч тракторов. Общий выпуск отечественных тракторов составил 40 % их мирового производства.

В годы Великой Отечественной войны был построен Алтайский тракторный завод.

В послевоенные годы в СССР были построены тракторные заводы в Минске, Владимире, Липецке, Кишинёве, Ташкенте, Павлодаре.

Первая новая послевоенная модель колесного трактора - ХТЗ-7 - появилась в 1950 году.

Этот малогабаритный трактор был принят к производству одновременно на Харьковском тракторном и на Харьковском тракторосборочном заводах. Машина эксплуатационной массой 1,4 т оснащалась бензиновым двигателем мощностью 12 л.с.

Максимальная скорость достигала 12,7 км/ч. От довоенных моделей этот трактор отличался более комфортными условиями труда тракториста - ему полагалось мягкое сиденье со спинкой. Колеса имели пневмошины. Кабина была открытой. На тракторе применялась гидравлическая навесная система.

На фотографии трактор ХТЗ-7.

Дальнейшее развитие конструкция трактора ХТЗ-7 получила в моделях ДТ-14 и ДТ-20, выпускавшихся Харьковским тракторным заводом в 1956-1958 и в 1958-1969 годах соответственно. Трактор ДТ-14 отличался от своего предшественника главным образом одноцилиндровым дизельным мотором водяного охлаждения мощностью 14 л.с. На ДТ-20 массой 1,5 т стоял уже 20-сильный одноцилиндровый дизель. ДТ-14 представлял собой переходную версию и выпускался недолго. Зато ДТ-20 за время своего производства был растиражирован в количестве около 250 тыс. единиц. В числе строительных и дорожных «профессий» у ДТ-14 также значился бульдозер «задом наперед» и подметальная щетка.

В начале 1950-х годов, в СССР началось массовое производство колесных тракторов Беларусь.

Работу над первенцем - универсально-пропашным трактором МТЗ-2 - конструкторы Минского тракторного завода начали в 1948 году по техзаданию Минсельхоза СССР, а уже в 1949 году был готов первый опытный образец.

После всесторонних испытаний опытных образцов в 1953 году началось серийное производство тракторов МТЗ-2. Первая белорусская машина весила 3,25 т, комплектовалась 4-цилиндровым дизелем Д-36 мощностью 37 л.с. и 5-ступенчатой КПП, максимальная скорость достигала 13 км/ч. МТЗ-2 оснащался пневматическими шинами. Кабина отсутствовала.

На фотографии трактор Беларусь МТЗ-2.

На минском тракторном заводе с самого начала шла непрерывная работа по улучшению конструкции выпускаемых тракторов.

В 1956 году появился трактор МТЗ-5, на котором применялся 40-сильный мотор Д-40К.

В 1958 году было выпущено несколько опытных образцов нового трактора Беларусь МТЗ-50, по результатам испытаний которых его рекомендовали к серийному производству.

Трактор МТЗ-50 оснащался 50-сильным двигателем, эксплуатационная масса машины была снижена более чем на 100 кг. В трансмиссии устанавливалась 9-скоростная КПП, обеспечивающая диапазон скоростей в пределах от 1,65 до 25 км/ч. Трактор получил металлическую кабину, изменился также его дизайн.

На фотографии трактор Беларусь МТЗ-50.

Выпуск тракторов Беларусь осуществлялся одновременно на двух заводах - Минском тракторном и Южном машиностроительном - начиная с 1953 года. Производство на ЮМЗ год от года шло по нарастающей, к 1961 году годовой выпуск превысил 35 тыс. тракторов. В 1959 году с конвейера ЮМЗ сошел 100-тысячный трактор. Объемы производства на МТЗ еще более впечатляли: в 1961 году был собран 200-тысячный трактор, а 2 года спустя -300-тысячный.

С появлением первых тракторов Беларусь заводы - изготовители строительной и дорожной техники приступили к выпуску различных спецмашин на их базе. Причем год от года, от модели к модели номенклатура строительных и дорожных машин становилась все шире. Так, на базе МТЗ-2 был создан первый в СССР гидравлический экскаватор с жесткой подвеской стрелы. На его шасси также выпускались бульдозеры, траншейные экскаваторы, буровые машины, планировщики, кирковщики, плужные снегоочистители, подметальные щетки. Тракторы семейства МТЗ-5 были дополнены новыми видами оборудования: бурильно-крановым, снегоочистительным - фрезерно-роторным и плужно-щеточным, погрузочным. Весь этот шлейф оборудования перешел и на очередную модель МТЗ-50/МТЗ-52. Однако самым распространенным видом оборудования на тракторах Беларусь было экскаваторное.

В периоде 1950-1960-х годов, появилось и новое поколение владимирских тракторов.

В 1956 году на ВТЗ взамен трактора Универсал на конвейер встала модель ДТ-24. Эта машина комплектовалась 2-цилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения мощностью 24 л.с, ее масса составляла 2,59 т. Максимальная скорость достигала 19 км/ч.

В 1958 году на конвейер встал другой трактор - ДТ-28 Владимирец. ДТ-28 стал менее металлоемким, и мотор он получил более мощный - 28-сильный 2-цилиндровый дизель. Скорость трактора возросла до 25 км/ч.

С 1961 года Владимирский завод более чем 10 лет изготовлял исключительно хлопководческие тракторы. За все время производства на ВТЗ было собрано около 50 тысяч тракторов ДТ-24 и 82,5 тысяч тракторов ДТ-28.

На фотографии трактор ДТ-24.

Во второй половине 1950-х годов Харьковский тракторосборочный завод (впоследствии - Харьковский завод тракторных самоходных шасси, ХЗТСШ) приступает к производству малогабаритных тракторных шасси оригинальной компоновки - передняя часть машины представляла собой трубчатую раму, за ней располагалась кабина, двигатель стоял сзади. Первая модель - ДСШ-14 - увидела свет в 1956 году. На ней применялся 14-сильный дизельный мотор, унифицированный с двигателем трактора ДТ-14. Эксплуатационная масса трактора составляла 1,67 т. 6-скоростная КПП обеспечивала максимальную скорость 13,7 км/ч. На трактор могла устанавливаться самосвальная платформа. Кабина была открытой.

На фотографии трактор ДСШ-14.

Два года спустя завод переходит к выпуску усовершенствованного трактора ДВСШ-16. Масса трактора была снижена на 200 кг, скорость возросла до 17,2 км/ч. Дальнейшие конструктивные изменения привели к появлению в 1961 году модели Т-16. На этом тракторе применялся 2-цилиндровый дизель Д-16 мощностью 16 л.с. Максимальная скорость достигала 19,6 км/ч. Грузоподъемность платформы равнялась 750 кг. Эксплуатационная масса уменьшилась до 1,43 т.

На фотографии трактор ДВСШ-16.

В начале 1960-х годов появились трактора новой генерации сразу на трех предприятиях - на Липецком и Харьковском тракторных заводах, а также на ленинградском Кировском заводе.

Перед Липецким тракторным заводом, выпускавшим в ту пору гусеничные тракторы, была поставлена задача по освоению производства колесных машин. В 1958 году конструкторы создали трактор Т-25, который после доводки получил обозначение Т-30 и в 1960 году был принят к серийному производству. На базе этого трактора была создана более мощная модель Т-35. Однако в массовое производство в 1961 году пошел трактор Т-40, представлявший собой дальнейшее развитие конструкции тракторов Т-30 и Т-35. Наряду с тракторами Беларусь липецкий Т-40 стал еще одним бестселлером в отечественном тракторостроении: за весь период производства - с 1961-го по 1995 год - было изготовлено около 1,2 млн. тракторов Т-40 разных модификаций. Трактор Т-40 эксплуатационной массой 2,75 т комплектовался 4-цилиндровым дизельным двигателем воздушного охлаждения Д-37М, развивавшим мощность 40 л.с. 7-ступенчатая КПП позволяла работать в скоростном диапазоне от 1,62 до 26,7 км/ч. Т-40 имел закрытую металлическую кабину.

На фотографии трактор Т-40.

В 1960-х Харьковский тракторный завод создал принципиально новую модель трактора Т-125. Его конструкция была нетрадиционной для той поры - колеса одинакового размера, шарнирно-сочлененная рама, позволившая обходиться без традиционного рулевого механизма (поворот колес происходил за счет «складывания» рамы). На Т-125 применялся 130-сильный дизель АМ-03, трансмиссия имела 16 передач переднего хода и 4 - заднего, привод переднего моста был отключаемым. В период с 1962 по 1967 гг. трактор выпускался небольшими партиями. Около 200 увидевших свет экземпляров Т-125 проходили всесторонние испытания в условиях реальной эксплуатации.

На фотографии трактор Т-125.

Параллельно с Харьковским ТЗ работы по энергонасыщенному полноприводному трактору с сочлененной рамой велись и на ленинградском Кировском заводе.

В 1961 году в кратчайшие сроки конструкторами был разработан самый мощный на тот момент в СССР колесный трактор К-700 Кировец, а в 1962 году завод выпустил первую партию тракторов К-700.

На тракторе К-700 устанавливался 8-цилиндровый V-образный двигатель ЯМЗ-238НБ с турбоннаддувом мощностью 200 л.с, эксплуатационная масса равнялась 12 т. Механическая КПП обеспечивала 16 передач переднего хода и 8 - заднего. Максимальная скорость трактора достигала 30,8 км/ч при движении вперед и 27,8 км/ч - назад. Трактор оснащался просторной цельнометаллической кабиной с эффективной системой отопления и вентиляции. В 1964 году было изготовлено 1200 тракторов, к 1971 году ежегодный выпуск превысил 11-тысячный рубеж. Всего до 1975 года, когда была снята с производства первая модель Кировца, с конвейера завода сошло 105 тысяч тракторов.

На фотографии трактор К-700.

В 1966 году Харьковский ТЗ подготовил к производству малогабаритный трактор Т-25, заменивший прежнюю модель ДТ-20. Новинку отличали: 2-цилиндровый дизель воздушного охлаждения мощностью 20 л.с, увеличенное число передач в трансмиссии (8 вперед и 6 назад вместо прежних 6 и 5 соответственно), таким образом, диапазон скоростей расширился с 5-17,7 км/ч до 1,8-21,6 км/ч. Из-за новой системы охлаждения передок трактора получил облицовку без жалюзи.

Т-25 выпускали в Харькове до 1972 года, после чего его производство передали на Владимирский тракторный завод.

На фотографии трактор Т-25.

На Харьковском тракторном заводе в 1972 году запустили серийное производство скоростного энергонасыщенного трактора Т-150К, являвшегося дальнейшим развитием конструкции Т-125. На новой модели был применен 165-сильный дизель СМД-62.

На фотографии трактор Т-150К.

Вторая половина 1970-х годов и 1980-е годы для советского тракторостроения характеризуются как период текущей модернизации ранее выпускаемых моделей.

В результате огромной работы многих конструкторских коллективов, к концу 20-го века тракторная техника в России и за рубежом стала более совершенной по технологии, мощной, надежной и многообразной по целевому назначению.

Трактора разных стран и разных фирм могут отличаться дизайном, но суть их не меняется - это надежный помощник и неутомимый труженик!

Современные трактора.

Трактора и разнообразная тракторная техника самого разного назначения изменили мир вокруг нас, и сами стали важной частью этого мира.

Тема трактор: трактор колесный, трактор гусеничный, трактор универсальный, мощный трактор, купить трактор, смотреть трактора, едет трактор, купить тракторы, купить трактор б у, тракторы все подряд, тракторы по полям, купить трактор, едет трактор.

В 1922 г. тракторов в СССР еще не было. До 1917 года было закуплено за границей и завезено в Россию около 1500 тракторов. Гражданская война внесла коррективы в их количество.
Крестьянский двор трактор купить не сможет. Крестьяне могут организовать кооператив, сброситься деньгами и купить трактор, скажем, на 10 дворов. Дневная производительность их труда резко возрастет, но годовая останется та же. Ведь от земли крестьянин все равно не сможет уйти, следовательно, промышленности от кооперации сельского хозяйства нет никакого толку: притока рабочих рук в город все равно не будет.

Идеологически неприемлемый выход - вернуть землю помещикам - был неприемлем не только по идейным, но и по государственным соображениям. Да, помещик, забрав у крестьян землю и купив трактора, оставил бы у себя только одного крестьянина из 5, а остальных выгнал бы в город. А куда их здесь, в городе, деть? Ведь рабочие должны поступать на предприятия в строго необходимом количестве - в таком, которое требуют уже построенные предприятия. А они от помещика повалят валом, ведь помещику плевать на то, построены в городах заводы или еще нет.
У нас разные Говорухины блеют, что, дескать, если бы не было революции, то Россия была бы богатой и счастливой. Черта с два! Даже если бы не было Первой мировой войны, то уже году к 1925-му в России был бы такой бунт, что Гражданская война показалась бы всем детской забавой. Ведь Генри Форд уже в 1922 году начал выпускать свои трактора «Фордзон» с темпом более миллиона штук в год и по такой дешевой цене, что их в России покупали бы не только помещики, но и средней руки кулаки. Из деревни в города России ринулась бы такая масса голодных безработных, что она снесла бы и царскую власть, и помещиков с капиталистами еще чище, чем это сделали большевики. Ведь царь работал без плана, он не развивал экономику России осмысленно, для него ход научно-технического прогресса был бы абсолютно неожиданным.


А посмотрите, как осмысленно действовали большевики! Они сначала развили промышленность в городах, т.е. создали рабочие места, а уж потом начали повышать производительность труда в сельском хозяйстве, заполняя рабочие места в городе высвободившимися крестьянами.
Но в 1922 г. тракторов в СССР еще не было. До 1917 года было закуплено за границей и завезено в Россию около 1500 тракторов. гражданская война внесла коррективы в их количество.
В том памятном 1922 году партийное руководство Запорожской губернии связалось с начальством завода «Красный прогресс» – крупнейшего промышленного предприятия в Кичкасском уезде Запорожья и поставило задачу: стране нужны тракторы. Много. Необходимо наладить производство в самые сжатые сроки.


А сейчас надо оговориться: старой, дореволюционной технической интеллигенции в руководстве завода не осталось. Ее вообще на заводе не осталось. Революции и гражданские войны даром не проходят… Кто-то из «бывших» угодил в расстрельный подвал, кто-то эмигрировал от греха подальше, кого-то кровавый вихрь гражданской занес на другой конец страны… В общем, ни одного старорежимного инженера.
Однако – нужны трактора! Идите и работайте! О результатах докладывать еженедельно!
Работяги поскребли в затылках. И осторожно поинтересовались: а что это такое, трактор? Как примерно выглядит и для чего предназначен?
Ну да… Не производились в царской России трактора в таких количествах, чтобы быть известными всем и каждому, – единичные, опытные экземпляры. Конского поголовья хватало… И закупались за границей считанные единицы – ни одна из тех единиц до Кичкасса не доехала.
Заводик (не так давно именовавшийся «Южным заводом общества А. Копп») после военной разрухи только-только задышал, спасибо нэпу – и сложнее корпусов для керосиновых ламп и станин для швейных машинок пока что ничего не производил. А тут сразу трактор…
Партийное руководство в вопросах тракторостроения было более подковано – они трактор, по крайней мере, видели. Один раз. Мельком. В кинохронике. Объяснили, как умели, словами и жестами.
Понятно, покивали работяги. Сделаем.
Проект, чертежи, расчеты? Ах, оставьте… Нам, как говаривал лесковский Левша, мелкоскопы ни к чему, у нас глаз пристрелямшись…
Технические руководители кичкасского завода инженеры Г. Ремпель и А. Унгер при поддержке запорожского Губметалла стали строить первый оригинальный трактор. Его строили без каких-либо чертежей, по эскизам, набросанным карандашом, из случайных материалов, а то и деталей других машин, оказавшихся под рукой.
И они сделали! Без чертежей и мелкоскопов!
За две недели до назначенного срока на заводском дворе стоял трактор, получивший гордое имя «Запорожец». Опытный экземпляр – концепт, как принято ныне говорить.
Вид концепт имел самый фантастичный. И не менее фантастично был устроен… Хотя к стим-панку отношения не имел: двигатель стоял все-таки не паровой, – внутреннего сгорания. Но и в дизель-панк никак не вписывалась чудо-машина, про детище Рудольфа Дизеля товарищ ничего не рассказывали запорожским левшам. А то бы они сделали…
Как известно, двигатели внутреннего сгорания делятся на два класса: карбюраторные и дизельные. Ни к той, ни к другой категории стальное сердце «Запорожца» не относилось. Как так? А вот так. Ноу-хау. Уникальная разработка. Прототипом послужил сломанный одноцилиндровый двигатель «Триумф», десять лет ржавевший на заводском дворе и лишившийся многих деталей. Изобретать утерянное заново кичкассцы не стали, упростив конструкцию до предела.


Не дизель – там воздушно-топливная смесь воспламеняется сама, от сжатия, здесь же имело место внешнее воспламенение (каким именно способом – отдельная песня). Но и не карбюраторный – карбюратор, как таковой, напрочь отсутствовал. И топливного насоса не было – горючее самотеком поступало из высоко расположенного бака, и смешивалось с воздухом прямо в цилиндре.
Какое именно горючее? А вот попробуйте угадать.
Керосин? Мимо…
Дизельное топливо, в просторечии солярка? А что это такое, спросили бы левши, слыхом не слыхавшие о Рудольфе Дизеле.
Мазут? Не то, но уже теплее…
Кто сказал: Аи-92? Двойка!
«Запорожец» работал на нефти. На сырой. Ни крекинга, ни очистки – что из скважины течет, то и в бак. Дешево и сердито.
Про дизайн кабины рассказать? Не стану. Кабины не было. Кабина, по большому счету, излишество, никто еще от дождя не растаял. Жесткое металлическое сидение под открытым небом, вынесенное далеко назад, тракторист сидел на нем, как птичка на жердочке, – ничего, работать можно. Ни одной педали – ни газа, ни сцепления, ни тормоза, – штурвал, и всё.
Однако склепать механического уродца, ничего не смысля в технических дисциплинах, – лишь начало. Но попробуйте-ка заставить заработать свое детище – поехать, поплыть, полететь.


Так вот – ЭТО работало! ЭТО вполне бодро ездило – и ездило, и ездило, и ездило, и ездило… Потому что остановиться не могло. Никакого намека на коробку передач и на сцепление – вал двигателя наглухо соединен с колесами, вернее, с одним ведущим задним колесом, «Запорожец» был трехколесным. Хочешь остановиться – перекрой топливный кран и заглуши мотор, других штатных способов нет. Но завестись будет ох как непросто… Зато удобно – заправка на ходу, и трактористы-сменщики на ходу сменяют друг друга, благо скорость всегда одна и та же – чуть меньше четырех километров в час. Для того и сидение вынесено назад, за пределы трактора, – чтобы, сменяясь, не угодить невзначай под колесо. И никаких простоев техники. Вечно пашущий трактор – с одного поля на другое, третье, четвертое, а там уж и плуг пора менять на борону, затем на сеялку… Почти вечный двигатель.
Как завестись, если вдруг заглохнет? Да, это непросто… Стартера с аккумулятором нет, понятное дело; вообще нет никакой электрики (фары – на основе керосиновых ламп). Но и заводную ручку придется крутить не сразу. Зажигание смеси в нем происходило от запальной головки, которую перед пуском двигателя минут 15-20 разогревали до каления. Момент зажигания регулировался подачей воды в цилиндр, охлаждался двигатель водой. Из-за низкого КПД и негерметичности для вспашки одной десятины расходовалось 1,5 пуда черной нефти и 5 ведер воды.
Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус, предохранял шестерни от грязи и пыли. Вместо шариковых подшипников и баббитовых вкладышей применялись бронзовые втулки. В случае износа их можно было изготовить в любой мастерской. Мощность от двигателя к колесам передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из сыромятной кожи. Трактор передвигался только с одной скоростью - 3,6 км/ч. Правда, в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый регулятор изменения числа оборотов.
Фантастика… Бластер, скованный феодальными оружейниками. Глайдер, выпорхнувший из стен каретной мастерской.
А ведь среди них был гений – там, на Кичкасском заводе… Гений, имя которого мы никогда не узнаем…
Потому что у гениев есть – среди прочего – две особенности: невероятная, прямо-таки мистическая интуиция и не менее мистическая удачливость…
Дедал и его полет… Миф или отголосок реального события? Примитивный планер или дельтаплан вполне можно было построить в средние века, и даже раньше, в античности, – материальная база позволяла. И строили, и прыгали с обрывов и колоколен, и ломали ноги, и разбивались насмерть… Успешно полетел Лилиенталь – понятия не имея об аэродинамике и множестве других необходимых для полета дисциплин. Интуиция и удачливость. Гениальность…
Был гений и на «Красном прогрессе», иначе не выкатился бы «Запорожец» с заводского двора. Даже с места бы не тронулся.
Работу же на такой несложной машине, как «Запорожец», мог легко освоить даже малограмотный крестьянин и ухаживать за ней как за «механической лошадью». Протокол испытаний опытного образца (лето 1922 года) констатировал: «Трактор с 12-сильным двигателем, расходующим около двух пудов черной нефти на десятину, при глубине вспашки до четырех вершков свободно снимал пласт земли в 65 квадратных вершков. Трактор мог вспахать 1,5-3 десятины земли в день (в зависимости от глубины вспашки)
И поступил новый партийный приказ: запускаем в серию!
Это тоже фантастика… Какие только странные устройства не породила за века человеческая фантазия. Однако – на бумаге, в чертежах. В лучшем случае – пара опытных экземпляров. Но чтобы десятками, сотнями… Не бывает. Фантастика.
Но запустили! И наклепали за три года несколько сотен!
Более того – не разорились, невзирая на весь волюнтаризм затеи! Продукция исправно находила сбыт, спрос даже превышал предложение, – как-никак «Красный прогресс» стал всесоюзным монополистом. И сельхозартели, и товарищества по совместной обработке земли, и сельские коммуны (колхозов еще не было) желали приобрести чудо-технику. И даже зажиточные крестьяне, проще говоря, кулаки, – наивно надеялись, что бухаринский призыв «Обогащайтесь!» относится к ним тоже, и записывались в очередь на приобретение заветного трактора.
«Запорожец» решили усовершенствовавать и обеспечить его изготовление чертежами и моделями. Было построено 10 тракторов модернизированной конструкции. Образец прибыл на токмакский завод «Красный прогресс» 29 сентября 1923 года. Здесь предусматривалось освоить его серийное производство. Путь почти в 90 верст от села Кичкаса «Запорожец» проделал своим ходом без малейших поломок. В пути следования для крестьян несколько раз демонстрировалась вспашка земли «механическим конем»…
«Соревнования «Запорожца» первого выпуска и гусеничного трактора «Холт» Обуховского завода на полях Петровской сельскохозяйственной академии осенью 1923 года прошли в пользу отечественного первенца. На вспашку десятины земли при четырехвершковой глубине «Запорожец» в среднем тратил около 30 кг нефти. Трактор «Холт» - 36 кг керосина. За оригинальную конструкцию трактора применительно к условиям СССР, при хорошей сборке, производительности и тяговых усилиях госзавод №14 удостоился Почетного диплома I степени.
Спрос на трактор марки «Запорожец» был большой. Особенно он возрос после испытаний, проведенных вместе с американским «Фордзоном» весной 1925 года. Вспашку десятины земли «Запорожец», уже имевший 16 л. с., заканчивал на 25 минут раньше. При этом расход нефти составлял 17,6 кг. «Фордзод» сжигал 36 кг керосина. По всем показателям питомец «Красного прогресса» выглядел лучше заграничного коллеги. Программой-максимумом предполагалось довести к 1924-1925 годам выпуск «Запорожцев» до 300 штук в год. Однако ход дальнейших событий сложился не в пользу «Запорожца». Победило направление массового производства. К этому времени уже прояснились горизонты первой пятилетки, перед страной стояли грандиозные задачи, нужны были крупные предприятия.


На тракторе «Запорожец» №107, например, тракторист и механик М. И. Роскот из Черниговской области бессменно работал с 1924 по 1958 год. В годы немецко-фашистской оккупации он разобрал трактор, узлы и детали надежно спрятал. После освобождения. «Запорожец» пришел на помощь разоренной земле.
Не думаю, что покупка кого-либо разочаровала. Во-первых, сравнивать было не с чем. Во-вторых, управиться с «Запорожцем» было лишь чуть сложнее, чем с кувалдой: получасовой предпродажный инструктаж – и рули, пока нефти хватит. Наконец, исключительная надежность, – при отсутствии сервисных мастерских и магазинов запчастей качество весьма важное. А поломки, которые все же случались, мог устранить любой сельский кузнец. Нынешние автомобилисты, морально и материально измученные автосервисом, хорошо могут представить, каково ездить на машине, где сломаться ПРОСТО НЕЧЕМУ. Мечта…
И вот ситуация: в стране идет подготовка коллективизации и индустриализации, Госплан верстает планы первой пятилетки. Механизация сельского хозяйства не забыта, в числе первоочередных задач. Идут переговоры с лидерами американского тракторостроения: с компаниями «Форд» и «Катерпиллер», закуплены опытные образцы – технические специалисты (настоящие, высокого уровня) их вдумчиво изучают, проводят полевые испытания, прикидывают, лицензию на производство каких машин купить для Краснопутиловского завода в Ленинграде. Все обстоятельно, все по плану.
А тут весть из глухой провинции, из задрипанного Мухосранска: а мы трактора вовсю уже делаем! И по всей стране продаем!
Технические специалисты и причастные к делу ответственные товарищи из Тракторной комиссии ВСНХ, мягко говоря, удивились. Сначала не поверили, но весть подтвердилась. Отправили гонца на «Красный прогресс»: ну-ка, товарищи прогрессивные новаторы, что вы тут наизобретали? Может, ну их, капиталистов-кровососов, своими силами и техническими идеями обойдемся?
Так вот же он, трактор, по двору катается! Гонец впал в легкий ступор, не поверил: трехколесное ЭТО – трактор?! Трактор. Пашет, сеет, жнет. Покупать будете? Да нет, нам бы пакет технической документации для изучения… Ась? Что за пакет? Зачем он нам? Мы по первому образцу все делаем, размеры – вот они, измеряйте, записывайте…
(На самом деле серию лепили не по первому образцу, по второму. Первый торжественно отправили в подарок Ильичу, в Горки.)
Легкий ступор гонца сменился глубоким шоком…
Хотите верьте, хотите нет: никакой проектной документации после двух лет производства НЕ БЫЛО! Даже минимального комплекта чертежей – не было!
В архивах сохранился письменный запрос краснопутиловцев, не поверивших гонцу. (Да и как в такое поверить?! Запил в провинции по-черному, не иначе...) Пришлите, дескать, товарищи, чертежи для изучения. И гордый ответ «Красного прогресса»: нам чертежи с мелкоскопами ни к чему, у нас глаз пристрелямшись…
Той же осенью, когда проходила московская выставка, еще один трактор «Запорожец», построенный в Кичкасе, был представлен на первой Всеперсидской сельскохозяйственной выставке в Тегеране.
Советский Союз охотно принял в ней участие, получив приглашение тамошнего правительства. Уже в Тегеране рабочий Картавцев по просьбе посетителей выставки запускал двигатель «Запорожца», садился за рычаги управления и демонстрировал работу трактора возле павильона. Однажды он выехал в поле. После вспашки восторг присутствующих был неописуем. Трактором особенно интересовались местные крестьяне. Они ходили за ним, словно дети, плотно оцепив «чудо-машину» живым кольцом.
Так «Запорожец» стал первой сельскохозяйственной машиной, которая появилась на полях Персии. Его, а также некоторые другие советские экспонаты наградили золотыми медалями, почетными грамотами, дипломами. Отечественная промышленность получила солидные заказы. Для молодой Страны Советов это, разумеется, было крайне важно как с экономической, так и с политической точки зрения.
Что было потом? Потом – пятилетка, конец нэпа и относительно свободного рынка: выпуск «Запорожца» свернули волевым начальственным решением. В планах нет, так и нечего тут…
Потом были вновь построенные или перепрофилированные тракторные гиганты – Сталинградский завод, Челябинский, Харьковский… Была плеяда отечественных, оригинальных тракторов, переплюнувших западные аналоги. А трудяги-«Запорожцы» так и пыхтели на своей сырой нефти до самой войны, а кое-где и после нее – чему ломаться, если ломаться нечему? – но в конце концов все попали в переплавку.
Осталась легенда. Несколько сотен машин – на огромную страну капля в море. Мало кто видел первый советский трактор воочию, мало кто на нем работал. И рассказы про вечно пашущий трактор со сменяющимися на ходу трактористами передавались из уст в уста, обрастая самыми фантастическими подробностями…

Введение

Среди множества используемых человеком машин тракторы занимают одно из важнейших мест, так как представляют собой мобильные энергетические и транспортные средства, которые обеспечивают движение сельскохозяйственных, дорожно-строительных, мелиоративных машин и орудий. С появлением паровой машины началось строительство паровых повозок, автомобилей и тракторов. Первые колесные паровые тракторы появились в Англии и Франции в 1833г. Создание первого гусеничного трактора с паровым двигателем относится к 1888г. Гусеничный ход это изобретение столь же великое и фундаментальное, как и изобретение колеса. Но если имя создателя колеса затеряно в глубине веков, то изобретатель гусеницы от которого пошли тракторы, танки, известен. Это русский крестьянин Федор Абрамович Блинов.

История тракторов насчитывает более 200 лет.

В 1791 г. русский механик и изобретатель Иван Кулибин построил трехколесную коляску-самокатку с механизмами, характерными для современных тракторов: коробка передач, рулевое управление и тормоза. Человек своей силой приводил в движение эту «Самокатку».

В 1898 г. механик Федор Блинов соорудил самый первый гусеничный трактор. В роли двигателя был котел с двумя паровыми машинами, который стоял на раме длиной в 5м. Через шестеренные передачи от каждой машины передавалось вращение к ведущим колесам, которые были сцеплены с гусеницами. Управляли трактором два человека. Скорость движения была около 3 км/ч.

В 1897 г. немецкий ученый Рудольф Дизель построил экономичный двигатель внутреннего сгорания, позднее его стали называться дизельным, в честь его изобретателя. В 1910 г. изобретатель Яков Мамин создал первый отечественный колесный трактор с дизелем. Его назвали «русским трактором».

В начале 30-х годов начали свою работу Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторный завод (известный по всему миру ЧТЗ). За первые десять лет нашей промышленностью было выпушено приблизительно 700 тыс. тракторов - 40 % мирового производства. Они были оснащены карбюраторными двигателями. В последующие годы на тракторы стали устанавливать более экономичные дизели.

В шестидесятые и семидесятые годы начали выпускать тракторы повышенных рабочих скоростей: вначале 6...9 км/ч, а затем 9... 15 км/ч. Появились тракторы с более мощными двигателями, турбо-наддувом, комфортабельными кабинами. Сейчас тракторы оснащены дизелями, независимой подвеской и резинометаллическими гусеницами, широкопрофильными шинами, которые снижают удельное давление на почву, реверсивными двухскоростными валами отбора мощности и т.

История трактора

Значительный вклад в развитие и совершенствование конструкций тракторов внесли наши соотечественники. Первый прообраз трактора - "народный дилижанс" для работы по бездорожью - построил в 1817 г. В.П. Гурьев.

Еще раньше (в 1791 г.) И.П. Кулибин изобрел "самокатную тележку", в которой применил целый ряд механизмов и устройств, встречающихся в современном тракторе: коробку передач, рулевое управление, роликовые подшипники, тормоза, маховик и др.

В 1837 г. Д.А. Загряжский запатентовал "экипаж с подвижными колеями" (машину на гусеничном ходу), но изобретение не было оценено, и патент был аннулирован.

В 1879 г. Ф.А. Блинов запатентовал, а в 1888 г. построил первый в мире трактор с металлическими гусеницами, каждая из которых приводилась в движение своей паровой машиной, решив, таким образом, проблему поворота гусеничного транспорта.

Я.В. Мамин сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе, и в 1903 г. получил на него патент, а в 1911 г. построил трактор с двигателем собственной конструкции. Однако собственной тракторостроительной промышленности в России практически не существовало, и тракторы в основном ввозились из-за рубежа.

В 1918 г. на Обуховском заводе в Петрограде началось производство тракторов по типу американского трактора фирмы "Холт" (гусеничные тракторы этой фирмы послужили базой для создания первых танков), налаживается серийный выпуск тракторов на других машиностроительных заводах страны.

Массовое производство тракторов началось в 1930 г., когда вступил в строй первый в стране Сталинградский тракторный завод (ныне Волгоградский), затем в 1931 г. - Харьковский, которые изготовляли колесные тракторы. В 1933 г. Челябинский тракторный завод приступил к выпуску гусеничных тракторов С-60. В 1937 г. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы перешли на выпуск гусеничных тракторов общего назначения (СХТЗ-НАТИ). Тогда же на Челябинском тракторном заводе началось производство гусеничных тракторов С-65 с дизельным двигателем. С этой модели начался переход тракторного парка страны на дизельные тракторы.

В 1942 г. всего за 8 месяцев был построен Алтайский тракторный завод (АТЗ) в г. Рубцовске, выпускавший до 1952 г. тракторы АТЗ-НАТИ. В декабре 1944 г. на АТЗ был изготовлен первый опытный образец трактора ДТ-54.

В 1945 г. вступила в строй первая очередь вновь построенного Владимирского тракторного завода, в 1947 г. построен Липецкий тракторный завод.

В 1953 г. с конвейера Минского тракторного завода сошел первый колесный трактор МТЗ-2 с пневматическими шинами. Впоследствии по всей стране были построены тракторные заводы. В 70-е годы начался выпуск энергонасыщенных тракторов на Кировском (г. Ленинград) и других заводах страны.