Самодельная электрическая станция для промывки инжектора. Чем и как промыть форсунки инжектора? Как самостоятельно промыть форсунки

Топливная система – одна из важнейших составляющих силового агрегата авто. Опытные автовладельцы знают, что если она корректно работает, двигатель прослужит долго, а расход топлива будет небольшим. Одним из ключевых элементов топливной системы являются , или, как их еще называют, инжекторы. Со временем, форсунки забиваются и перестают эффективно функционировать. Автолюбители часто задаются вопросом, почему и зачем нужна чистка инжектора своими руками на авто? Отвечая на данный вопрос, необходимо понять, какую роль выполняет форсунка и что она из себя представляет.

Конструкция

Инжектор или форсунка представляет собой устройство, с помощью которого осуществляется впрыск топлива. Основной задачей инжектора является распыление горючего для образования топливно-воздушной смеси в камере сгорания. В зависимости от метода распыления топлива, форсунки можно разделить на:

  • механические;
  • гидравлические;
  • пьезоэлектрические;
  • электромагнитные.

Как работают форсунки

Их принцип действия не имеет особых различий. Топливо под высоким давлением проникает в верхнюю часть инжектора. Далее, проходя через внутреннюю часть устройства, открывается клапан и происходит распыление горючего. Соответственно, чем равномернее распыляется топливо, тем качественнее получится топливно-воздушная смесь. Но в процессе эксплуатации отверстия, через которое происходит распыление, забиваются и засоряются: загрязнения затрудняют корректное распыление топлива, что впоследствии приводит к проблемам и неисправностям. Именно поэтому, необходимо производить чистку инжектора.


Но она в сервисных центрах может обойтись в “кругленькую” сумму. Обладая некоторыми знаниями, прочистить форсунки можно в «домашних» условиях, не прибегая к дорогостоящим услугам квалифицированных специалистов. В данной статье информация о том, как производится чистка инжектора своими руками.

Признаки забитого инжектора

Чтобы понять, когда нужно производить чистку топливных форсунок, необходимо разобраться в том, какие же отличительные признаки и индикаторы забитого инжектора.

Как правило, специалисты рекомендуют производить чистку как минимум раз в 30 тысяч километров. Но стоит понимать, что состояние каждого автомобиля индивидуально, а также каждый владелец машины по-разному относится к обслуживанию силового агрегата. Поэтому не всегда стоит придерживаться определенного регламента, так как чистка форсунок инжектора может понадобиться гораздо раньше. Среди основных признаков, говорящих о необходимости почистить форсунки, можно выделить следующие:

  • затруднения при силового агрегата
  • плавающие обороты холостого хода
  • заметное уменьшение мощности и тяги
  • рывки при разгоне
  • увеличение расхода топлива

Подобные признаки сигнализируют о забитых инжекторах. Но симптомы не могут наверняка сообщать о неисправности форсунок. Иногда это свидетельствует о проблемах в других узлах, агрегатах. Для вынесения «вердикта» рекомендуется отправиться на диагностику авто или провести визуальный осмотр элемента, вызывающего подозрение. Как правило, перечисленные признаки возникают не сразу, а через некоторое время. Особенно, если пробег автомобиля близок к 100 тысячам км или перевалил за эту отметку.


Как очистить инжектор

Существуют различные способы приведения форсунок в надлежащий вид. Каждый автовладелец индивидуально для себя выбирает тот или иной метод. Факторами при выборе метода могут выступать:

  • наличие свободного времени;
  • технические возможности.

Также при выборе стоит учитывать степень работоспособности устройства. Можно выделить 3 основные степени загрязнения инжектора:

  1. Незначительные. Они практически не отражаются на работе двигателя. Единственным признаком может служить небольшое увеличение расхода топлива.
  2. Загрязнения средней степени. В таком случае признаки наиболее выражены. Двигатель «затроит». Будет заметна потеря мощности и тяги автомобиля, а потребление топлива серьезно увеличится.
  3. Загрязнения, при которых эффективность функционирования форсунок будет потеряна на 40-50%. В таком случае двигатель будет буквально выпрыгивать из подкапотного пространства. Один из цилиндров может перестать работать на холостом ходу. В таком случае затягивать с чисткой форсунок просто невозможно.

Для того чтобы чистить форсунки своими руками, необходимо приобрести специальное средство для промывки инжектора, которое будет удалять все загрязнения.

Как самостоятельно прочистить инжектор

Рассмотрим существующие способы, с помощью которых можно самостоятельно почистить инжекторы автомобиля.

С использованием специальных средств

Этот способ является наиболее распространенным среди автолюбителей. Для выполнения процедуры необходимо подготовить:

  • промывочную жидкость в аэрозольных баллонах;
  • небольшой шланг, размером 10-15 сантиметров;
  • несколько хомутов;
  • зарядное устройство с напряжением в 12 Вольт: (такого напряжения достаточно для открытия клапана форсунки);
  • тумблер или кнопка с двумя контактами;
  • клеммы для соединения контактов;
  • ёмкость для слива жидкости.

Подготовив все перечисленные подручные средства, можно приступать к процедуре чистки:

  • Отключите минусовую клемму аккумулятора. Чтобы извлечь форсунки, демонтируйте блок дроссельной заслонки и коллектор. Затем отсоедините фишки инжекторов и все иные шланги. После этого будет видна топливная рампа.
  • Она закреплена на трёх болтах, которые нужно открутить. Далее поднимите рампу и вытащите форсунки.
  • Соберите электрическую схему, которая будет служить подобием двигателя для открытия клапанов инжекторов.
  • Возьмите отрезок шланга и с одной стороны при помощи хомута прикрепите к баллону с промывочной жидкостью, а с другой стороны — к верхней части форсунки. Низ инжектора помещается в заранее приготовленную ёмкость, которая будет наполняться промывочной жидкостью.
  • Оголите провод от зарядного устройства с помощью ножа. Красный (плюсовой) провод соедините с кнопкой, а синий (минусовой) прикрепите к контакту форсунки.
  • Для проверки работоспособности собранной схемы, необходимо запитать наше зарядное устройство от розетки. Если все сделано правильно, раздастся характерный щелчок. Это означает, что клапан форсунки открылся.
  • Приступаем к процедуре промывки. Надавливанием на аэрозоль с жидкостью, создаём давление в шланге, не открывая клапан форсунки. Стоит отметить, что хомуты, при помощи которых закреплён шланг, должны быть затянуты очень крепко.
  • Теперь включаем схему. Форсунка открывается и в бутылку распыляется промывочная жидкость. Данная процедура повторяется определенное количество раз, затем можно приступать к следующей форсунке.
  • После окончания промывки рекомендуется заменить уплотнительные кольца форсунок. В завершение процедуры возвратите их в топливную рампу и осуществите сборку в обратном порядке.


Метод заключается в промывке форсунок при помощи специального оборудования, что возможно лишь в сервисных центрах. Главным преимуществом такой промывки является то, что форсунки очищаются не по отдельности, а всем тандемом. Это позволяет сравнивать равномерность распыления и добиваться большей результативности.


Очистка без демонтажа

Для такого способа понадобится цилиндр, посредством которого можно промыть каждую форсунку, не снимая. Его роль может играть обычная пластиковая ёмкость. В её нижней части просверливается небольшое отверстие, к которому будет подсоединяться ниппель компрессора или воздушного насоса. В верхнюю часть ёмкости, где располагается крышка, вставляется шланг. В цилиндр помещается промывочная жидкость. Предварительно отсоединив топливный насос, шланг цилиндра подключается к топливной рампе. Затем заведите двигатель, и включите компрессор. После того, как цилиндр опустеет, производите обратную сборку.

Метод имеет ряд недостатков:

  • при прочистке форсунок без снятия, невозможно оценить их внешнее состояние;
  • способ требует участия второго лица, которое будет производить пуск двигателя и поддерживать обороты, чтобы автомобиль не заглох при работе без топливного насоса.

Использование ультразвука

Четвертый метод наиболее эффективный, но и самый сложный в плане применения. Форсунки промываются с помощью ультразвуковых волн. Самостоятельная чистка осуществляется в ультразвуковой ванне, сборку которой можно осуществить вручную.

Химия.

Рынок автомобильной химии для промывки форсунок достаточно обширен. Отвечая на вопрос, чем лучше промыть форсунки, стоит рассмотреть наиболее известные средства, позволяющие чистить форсунки своими руками:

  • Liqui Moly – универсальное средство и удачный вариант для промывки в гаражных условиях. Не имеет агрессивного состава и чистит весьма деликатно, однако нагар удаляет не полностью. Стоит недорого.
  • Wynn’s – средство с очень агрессивным составом. Прекрасно удаляет загрязнения и отложения любой степени. Подходит для авто, дата производства которых не раннее 2002 года.
  • Carbon Clean – данное средство производит аккуратную, но при этом эффективную чистку. Жидкость можно назвать чем-то средним между конкурентами Liqui Moly и Wynn’s.
  • Лавр – средство, по составу схожее с промывочным средством Wynn’s, но более дорогое, поэтому применяется куда реже.

Профилактика инжектора

Чтобы поддерживать инжектора в рабочем состоянии, необходимо контролировать поведение своего автомобиля. Помимо этого важно производить своевременное и качественное обслуживание. Хорошее топливо позволит форсункам проработать длительный срок и сократить их чистку до 1 раза в 30000 км.

Также производители в качестве профилактического средства предлагают специальные присадки. Данный способ является самым лёгким. В чем суть процесса? В топливный бак заливается добавка в виде жидкости. Такие средства способны очищать не только форсунки, но и топливную систему в целом. Однако у такого метода есть негативные стороны. Очищенные такой присадкой отложения и нагар попадают в горючее и начинают своё следование по топливной системе. Это может привести к механическому загрязнению инжектора. Данный способ промывки эффективен только в том случае, если есть уверенность в чистоте бензобака. В противном случае возможно дальнейшее загрязнение топливной системы. Необходимо помнить, что качество российского бензина зачастую оставляет желать лучшего, поэтому степень загрязнения форсунок рекомендуется контролировать чаще, чем по регламенту.

Подводя итог вышесказанному, становится понятно, что форсунки можно прочистить и собственноручно. Процедура представляет собой несложный процесс, но требует знания некоторых нюансов: действуя по вышеописанной инструкции, вы сэкономите средства и время.

Многие начинающие автовладельцы часто задаются вопросами промывки форсунок в инжекторных двигателях. Вопрос состоит в том, можно ли очистить их самостоятельно или нужно обязательно обращаться на СТО к специалистам. Также многих интересует такая процедура, как без снятия с двигателя. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Работа грязных форсунок

Если элементы забиты, то это можно ощутить по сниженной удельной мощности двигателя автомобиля. Затем будет возникать детонация в момент набора скорости. Особенно ярко симптомы загрязненных форсунок выражены на холостых оборотах. Работа мотора становится нестабильной, ухудшается запуск силового агрегата, растет расход топлива. Выхлоп становится более токсичным. Диагностировать работу форсунок лучше всего на СТО.

Если на диагностике специалистами выявлено, что основная причина - это форсунки, тогда их необходимо промывать. Существует варианты, когда для очистки элементы снимают. Но возможна также промывка форсунок без снятия с двигателя. Для тех, кто будет делать это своими руками, лучше выбрать второй вариант. Естественно, если разобрать мотор и демонтировать детали, то процесс их очистки значительно облегчается. Но это не всегда удобно.

Дизельные форсунки

В таком моторе форсунки работают при более значительных давлениях и высоких температурах. Забиваются они чаще. Но эти способы очистки для них не эффективны. Здесь не подойдет промывка форсунок без снятия с двигателя. Дизель чистить без снятия - просто неэффективно. Нужно разбирать, снимать, диагностировать на стендах.

Причины загрязнений

Промывка форсунок - эта та операция, которая нужна любому двигателю.

Рано или поздно владельцам всех, и даже самых дорогих автомобилей придется через это пройти. Зная главные источники загрязнений, можно максимально оттянуть тот момент, когда проблему можно решить только при помощи промывки. Главная причина засоров в форсунках - это некачественное горючее с большим объемом тяжелых элементов. Они растворены в топливе и легко проходят через любые фильтры. Когда мотор остановлен, все эти элементы оседают на форсунках. А легкие - сразу же испаряются.

Способы очистки форсунок

На сегодня существует два эффективных метода для прочистки элементов. Чтобы выбрать тот, что будет максимально эффективным, придется изучить оба варианта. Итак, популярностью пользуется промывка форсунок на специальных стендах.

Для этого используют специальные очистительные жидкости. Данный метод вполне эффективен. Но в случае очистки старых и очень грязных форсунок, результата он не даст. На стенде эффективно очищаются керамические механизмы. Еще используют и обработку при помощи жидкостей. В данном случае возможна промывка форсунок без снятия с двигателя, так и со снятием. Но и это еще не все. Ниже рассмотрим еще один, не менее популярный способ.

Метод чистки при помощи присадок

Он считается наиболее простым. Так, нужно просто добавить в бензобак специальную присадку с моющими свойствами.

Эти жидкости изготавливаются всеми уважающими себя производителями автокосметических средств. Если стоит задача прочистить всю систему питания двигателя, тогда необходимо приобрести жидкость для промывки форсунок. Один флакон объемом 0,5 л заливается на 50 л горючего. Таким образом выполняется не только промывка форсунок без снятия с двигателя, но и всех элементов системы питания. Сюда входит топливный бак, система регулировки давления, бензонасос и форсунки. Выбирая такой вариант, стоит учитывать, что способ сопряжен с определенными рисками. Все загрязнения, отложения и другие вещества, которые отмылись при помощи присадок из бака и топливопроводной магистрали, могут еще больше засорить клапан в регуляторе давления.

Поэтому такая обработка может быть целесообразной только в случае профилактических мер. Это не самая эффективная промывка форсунок без снятия с двигателя. Отзывы тех, кто это проводил, скорее даже негативные. Еще один вариант - это промывка при помощи специальных систем для подачи промывочной жидкости. Процесс осуществляется при заведенном двигателе, а работает он на моющем сольвенте. Данный способ можно считать вполне эффективным. Результат его в большей части случаев оценивают как положительный.

Чистка без снятия: подготовка

Большинство автолюбителей пытаются заливать жидкость для промывки в бак - это ошибка, и так делать не нужно. В процессе должен быть отключен от общей системы питания. Важно помнить, что в топливной рампе есть давление. Эта промывка своими руками в том числе) подразумевает демонтаж шлангов. Поэтому нужно работать как можно аккуратней.

Далее необходимо подготовить временную систему питания двигателя. Для этого подойдет пластиковая бутылка. В нее заливают заранее подготовленный очиститель. Для мотора, рабочий объем которого составляет 2,5 л, следует заливать 1 л вещества. Можно использовать жидкость из расчета 100 гр. на 0,5 л объема двигателя. Далее в бутылку также добавляют немного горючего. Заливают половину от очистителя. Затем на горлышко бутылки надевается шланг и затягивается при помощи хомута. Патрубок необходимо врезать в отдельный, заранее подготовленный бензонасос.

Процесс очистки

Далее заводят и прогревают силовой агрегат. Также нужно вытащить предохранитель основного топливного насоса. Запусков потребуется несколько. Так сбросится давление в топливной системе. Снимают шланг, который подает горючее к форсункам, и на его место устанавливают только что собранную конструкцию. Демонтируют и с «обратки» (его «глушат»). Затем включают отдельный бензонасос и проверяют герметичность всех соединений. Если все в порядке, тогда можно приступать к основной части процесса. Мотор заводят и дают ему поработать около 5 минут. После этого он должен несколько минут «отдохнуть». За это время очиститель размочит все отложения. Далее двигатель заводится снова. На этот раз ему дают поработать около 30 минут.

Этого времени достаточно, чтобы все загрязнения выгорели. Все полчаса мотор должен работать на холстом ходу. Можно иногда поднимать обороты до 2,5 тысяч. После окончания процесса систему отсоединяют и подключают штатную систему питания. Теперь можно завести мотор и оставить его на 10 минут. За это время оставшийся очиститель выгорит. Заодно можно проверить герметичность всех соединений. Далее двигатель глушат, устанавливают новые свечи. Сбрасывают ошибки электронного блока управления, если они есть. Можно дополнительно провести диагностику и убедиться, что силовой агрегат работает, как положено. Эффективна ли промывка форсунок, своими руками сделанная? Да, вполне эффективна. Тем более она дает результат в российских реалиях, когда ее нужно делать каждые 20 тыс. км.

Народные методы

Не стоит останавливаться только на этих способах. Некоторым автовладельцам нравится, как работают присадки. Другие твердят, что заливают в бак немного керосина, и не знают о подобных проблемах. Третьи говорят, что использование присадок - это лотерея, а не промывка форсунок без снятия с двигателя. Советы опытных автовладельцев подтверждают, что самый действенный способ - это очистка при помощи бутылки и отдельного бензонасоса.

На большинство современных автомобилей в качестве системы впрыска устанавливают инжектор. Сама топливная система содержит в своём составе ряд различных устройств. В частности за попадание топлива в цилиндры отвечают форсунки. Фактически, это элемент, пропускающий через себя топливную смесь, он имеет небольшое отверстие и игольчатый клапан. Различные примеси, которые содержатся в автомобильном топливе, со временем образуют своеобразный налёт, который впоследствии приводит к засорению топливной системы.

Признаки загрязнения инжектора

С проблемой загрязнённого инжектора рано или поздно сталкивается каждый автовладелец. Ведь не смотря на то, что сам по себе узел достаточно надёжен, нет ничего вечного, да и эксплуатация как показывает практика, далека от идеальных лабораторных условий. Поэтому, загрязнение системы – это естественный процесс, который зависит от большого количества факторов. В частности это:

  • Естественный процесс загрязнения. Даже если система будет работать исключительно на чистом и качественном топливе, отложений будет не избежать, ведь в составе бензина содержится много химических веществ и в том числе тяжёлых составляющих, которые оседают на стенках элементов.
  • Некачественное топливо. В бензине низкого качества примесей содержится в разы больше, порой там даже может присутствовать вода, мелкий песок, хлопья ржавчины и т.д. Далеко не всё отсеивается топливным фильтром, и как следствие многое оседает на стенках форсунок, снижая их пропускную способность.
  • Прочие факторы. Серьёзное влияние на топливную систему может оказать возраст автомобиля, а в частности сказываются грязевые отложения, которые накаливаются в топливном баке. Негативную роль играют кратковременные поездки на непрогретом двигателе или продолжительная работа мотора на холостом ходу. Это значительно ускоряет процесс возникновения отложений.

Определить, что форсунки требуют чистки возможно по следующим признакам:

  • Повышенный расход топлива. Заметить это можно не сразу т.к. отложения возникают постепенно, и соответственно расход так же увеличится далеко не сразу.
  • Появляются проблемы с запуском двигателя, особенно это может быть заметно в холодную погоду.
  • На холостом ходу двигатель начинает работать неустойчиво, «троит», плавают обороты даже на прогретом моторе.
  • При движении автомобиля проявляются провалы, особенно это заметно при интенсивном вождении и резком нажатии педали газа.
  • Снижение скорости разгона, потеря мощности, может появляться детонация в двигателе и характерные хлопки в выхлопной системе.
  • Загрязнение в форсунках влияет на состояние кислородных датчиков и провоцирует их преждевременный выход из строя.
  • Появляются пропуски при воспламенении смеси в цилиндрах, что впоследствии провоцирует поломку свечей зажигания, высоковольтных проводов, катушек и т.д.

Как проводят чистку форсунок?

Производить чистку форсунок возможно как на специализированной станции технического обслуживания, так и своими руками. Однако во втором случае, потребуется некоторая подготовка и базовый набор специальных инструментов. Рассмотрим процесс чистки форсунок более детально.

Препараты для промывки

Естественно, что для осуществления данной процедуры активно выпускается специализированная автохимия, которую условно можно разделить на следующие категории:

  • Средства, которые предназначены для чистки форсунок путём непосредственного контакта. Для использования таких жидкостей форсунки будет необходимо снять с двигателя.
  • Так называемые присадки, которые добавляются в топливо, применять такие смеси гораздо проще, ведь фактически не нужно снимать форсунки, чистка будет производиться непосредственно в процессе эксплуатации автомобиля.

Благодаря применению специальных средств становится, возможно, добиться следующих результатов:

  • Прочищаются все каналы форсунки, и удаляет отложения, накопившиеся в полостях.
  • Ощутимо снижается расход топлива и повышается мощность двигателя.

Оборудование для самостоятельной чистки

В специализированных мастерских для чистки форсунок используется специальный стенд. Само собой, приобретать профессиональное оборудование для гаражного использования не целесообразно. Поэтому автолюбители


Инструменты для промывки

изготавливают оборудования для промывки форсунок из подручных средств. В частности понадобится следующее:

  • Пластиковая двухлитровая бутылка
  • Резиновый шланг длиной около двух метров
  • Два соска от бескамерной резины
  • Хомуты для крепления шлангов, клеммы и прочие мелочи
  • Насос для жидкости с манометром

Конечно, готовая система получается достаточно простой и даже примитивной, но в отдельных случаях по качеству оно не уступает профессиональному оборудованию.

Пошаговая инструкция самостоятельной промывки

Есть несколько весьма эффективных способов чистки форсунок, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками. Рассмотрим каждый способ промывки более детально.


Заключение

Топливная система – один из важнейших элементов автомобиля, и для беспроблемной эксплуатации транспортного средства потребуется тщательно следить за состоянием системы и производить периодическую профилактическую чистку.

Стоимость чистки форсунок в авто сервисах составляет примерно 1500 рублей, но почистить их под силу и своими руками.

Для чистки форсунок своими руками понадобится:

Средство для чистки карбюратора (примерно 2 баллончика);

Тормозной шланг;

Изолента;

Пластиковые хомутики для электропроводки;

Кусок 2-х жильного провода;

Лампочка на 12 Вольт;

Нож (канцелярский или другой)

Стоимость всего выше перечисленного примерно 300-400 рублей.

Процесс очистки форсунок

Снятие топливной рампы для чистки форсунок:

1. Отсоединяем "минусовой" провод от аккумуляторной батареи.
2. Снимаем рампу с регулятором давления топлива.
3. Отсоединяем вакуумный шланг от регулятора.
4. Двумя ключами "на 17" отворачиваем штуцеры топливных трубок, стравливая давление топлива.

5. Отсоединяем электрический разъем рампы.

6. Крестообразной отверткой отворачиваем винт кронштейна крепления топливных трубок… и снимаем его.

7. Шестигранником "на 5" отворачиваем два винта крепления рампы.

8. Потянув рампу по оси форсунок, вынимаем все четыре форсунки из посадочных мест и извлекаем рампу в направлении левого борта автомобиля.

Снятие форсунок

1. Сжав пружинную скобу, отсоединяем электрический разъем форсунки.

2. Отверткой сдвигаем фиксатор форсунки вдоль рампы… и снимаем его.

3. Покачивая форсунку, вынимаем ее из рампы.

4. Поддев отверткой c тонким жалом, снимаем уплотнительные кольца…с распылителя и корпуса форсунки.

Изготовление самодельного приспособления для чистки форсунок

1) Обрезаем от резинового тормозного шланга металлическую запрессованную гайку с 1 стороны.
2) Обрезанный конец шланга надеваем на форсунку, и фиксируем с помощью пластикового хомута затяжкой.
3) В другой конец шланга вставляем трубку, входящую в комплект очистителя карбюратора (если в комплекте такой не имеется используем трубку от жидкости WD- 40). Оставшееся пространство между трубкой и тормозным шлангом можно заполнить фум лентой, унилоком или использовать остатки звукоизолирующего материала. После чего обматываем плотно изолентой.

Рис. 1, 2,3. Самодельное приспособление для чистки форсунок.

4) Чистка форсунок происходит при подаче на форсунку напряжения в 12 В, и чтобы не спалить обмотку форсунки запитываем последовательно лампочку на 12В на плюсовой провод, в проводе на массу делаем разрыв, вставив выключатель или зажимы типа крокодил, или использовав кнопку работающую, только тогда когда на нее нажимаешь. Вся схема подключается к аккумулятору.

Схема включения форсунки для чистки.

1) Создаем давление в тормозном шланге, для этого несколько раз нажимаем на пшикалку баллончика.
2) Нажимаем на кнопку, и подаем на форсунку напряжение, форсунка начинает распылять.
3) Незабываем нажимать и удерживать пшикалку очистителя для поддержания давления в шланге.
4) Чистку форсунки производим до тех пор пока распыление с форсунки не будет равномерным.

После чистки форсунок собираем их обратно на топливную рампу, использовав новые уплотнительные кольца на всех форсунках со стороны рампы.

Новые уплотнительные кольца устанавливайте предельно аккуратно, без применения какого либо инструмента, предварительно смазав их моторным маслом или жидкостью WD-40.

Установите форсунки в порядке, обратном снятию, закрепив их на рампе фиксаторами, предварительно немного их поджав.
Установите обратно топливную рампу, подключите топливопровод, закрепите клемму «масса» на аккумуляторе, поверните 3-4 раза ключ зажигания в замке с интервалами 2-3 секунды, чтобы создать в топливной рампе давление, и проверьте герметичность соединения трубопровода и форсунок.

P.S. Также следует после чистки форсунок менять топливный фильтр, и желательно сетку бензонасоса, да и заправляться следует только на проверенных АЗС, и лучше 95 бензином.

Александр Борисов, г. Самара

Инжекторная система питания двигателей экономичней карбюраторной системы. Она обладает рядом неоспоримых преимуществ по расходу топлива, мощности и динамике двигателя. Но она существенно сложнее в обслуживании, очень критична к качеству применяемого топлива и требует высокой квалификации механиков по обслуживанию, что в свою очередь повышает стоимость обслуживания и ремонта. Высокая цена всех узлов и плохая их ремонтоспособность, еще больше поднимает планку расходов по обслуживанию автомобиля.

Системой впрыска топлива и системой зажигания автомобиля управляет электронный блок управления (ЭБУ) двигателем, который с помощью соответствующих датчиков непрерывно контролирует нагрузку двигателя, скорость движения автомобиля, тепловое состояние двигателя, оптимальность процесса сгорания в цилиндрах. Топливо во впускной коллектор двигателя подается с помощью форсунок.

Форсунка – это высокоточный электромеханический клапан, в котором игла запорного клапана прижимается к седлу пружиной. При подаче электрического импульса от блока управления на обмотку электромагнита форсунки игла поднимается и открывает отверстие распылителя.

Стороной подачи топлива форсунки вставлены и зафиксированы пружинными фиксаторами в топливной рампе – пустотелой трубчатой детали с отверстиями для установки форсунок и компенсатора пульсаций давления топлива, служащей для подачи топлива к форсункам и закрепленной на впускном коллекторе. Давление топлива в рампе создается погружным топливным электрическим насосом роторного типа.

Стороной распылителя форсунки вставлены в гнезда впускного коллектора.

Форсунка предназначена для дозированного впрыска топлива в цилиндр двигателя. При поступлении электрического импульса игла открывает отверстие распылителя - топливо подается в виде распылённого конуса-облака во впускной коллектор автомобиля. Количество топлива, впрыскиваемого форсункой, зависит от длительности и частоты электрических импульсов.

Работают форсунки в сложных условиях:

  • высокие температуры – до 120 0 С;

  • высокое давление впрыска 1,0-6,0 кг/см 2 (топливный насос обеспечивает подачу топлива из топливного бака через топливную магистраль в топливную рампу под давлением около 380 кПа (примерно 360 кПа на режиме холостого хода);

  • смолистые и лаковые отложения на рабочих поверхностях клапана в результате применения топлива низкого качества;

  • образование нагара – сверхтонкий шлаковый слой в 5 мкм может изменять пропускную способность до 25%.


Если форсунки загрязнены:

  • неравномерно подается топливо по цилиндрам;

  • недостаточно топлива в переходных и мощностных режимах работы двигателя;

  • снижается мощность двигателя и приемистость;

  • возникают детонационные хлопки во время разгона автомобиля;

  • на холостом ходу работа двигателя становится более нестабильной, со временем ухудшается запуск двигателя;

  • повышается расход топлива;

  • повышается токсичность выхлопа.

Производители автомобилей рекомендуют производить чистку форсунок инжектора не реже 20000 – 40000 км пробега в зависимости от качества применяемого бензина.

Эта операция на СТО стоит 30-50$ в зависимости от конструктивных особенностей автомобиля и способа очистки.

Способов очистки существует несколько:

    химический способ – самый простой, но менее эффективный - заливка жидкости для промывки форсунок в топливный бак. Бак и топливопровод должны быть чистые иначе жидкость растворяет твердые отложения до взвешенного состояния и всю грязь насос сгонит в топливную рампу и форсунки. На СТО подают низкооктановое средство очистки непосредственно в топливную рампу под давлением и заводят двигатель. Но после такой чистки в сложное состояние попадает катализатор отработанных газов. Кроме того, после чистки придется заменить масло, а также масляный фильтр, так как низкооктановое средство очистки попадает и туда;

    ультразвуковой способ – проводится только на СТО, так как необходимо специальное оборудование. Этим способом нельзя чистить форсунки с керамическим распылителем, по причине того, что в ультразвуковой ванне есть риск растрескивание керамики в местах микротрещин, которые при значительных пробегах, присутствуют на данной детали. В обычных форсунках при значительном пробеге от ультразвука может разрушиться пересохшая изоляция провода катушки соленоида, что приводит к междувитковому замыканию и выходу форсунки из строя;

    чистка форсунок при помощи сольвентов – проводится на специальных стендах, принцип работы которых основан на том, что чистый сольвент подается непосредственно через топливную рампу на форсунку, а отработанный пропускается, через специальные фильтры, очищающие его. Устройство представляет собой закольцованную систему, которая имеет несколько режимов работы форсунок и возможность замера и сравнения производительности форсунок.

Среднее время операции по чистке инжектора 60-90 минут и зависит от конструктивных особенностей автомобиля.

Но вполне успешно можно почистить форсунки и самому с помощью простейшего приспособления, для изготовления которого понадобятся следующие компоненты:

  • аккумуляторная батарея или зарядное устройство 7 – 12В;

  • Разъем форсунки (от ВАЗ 2110) или разъемы узкие от автомобильных колонок;

  • отрезок бензостойкого шланга 10см и внутренним D 6-7мм, можно использовать отрезок вышедшего из строя тормозного шланга;

  • два хомута с винтовым зажимом D 12 – 15мм;

  • два провода (любой длины) сечением 1,0-1,5 мм 2 ;

  • лампочка 12В 21Вт;

  • кнопка на замыкание любая, можно от квартирного звонка;

  • спрей очиститель карбюратора Hi-Gear или подобный.

  • мерный стаканчик;

  • секундомер.

К отрезкам гибких проводов припаиваются разъемы от автомобильных колонок или разъем форсунки от ВАЗ 2110.


Торцы бензостойкого шланга ровно обрезаются острым ножом. На шланг размещаются хомуты. Внутрь шланга вставляется капроновая шайба подходящего диаметра. По внутреннему диаметру шланга подбирается или изготавливается резиновая пробка длиной 25мм. Внутри пробки сверлится отверстие диаметром 2 мм, куда будет вставляться трубочка от баллончика очистителя.




Все детали промазываются клеем «Момент» и просушиваются до полного высыхания клея. После высыхания клея детали промазываются повторно и сразу собираются. Трубка распылителя вставляется в резиновую пробку, а пробка – в шланг.



Один хомут сдвигается на конец шланга со вклеенной пробкой, обжимаем его и оставляем сушиться часов на 12.

С автомобиля снимается топливная рампа с форсунками.


Освобождаем пружинные фиксаторы, снимаем форсунки и тщательно все очищаем от грязи и масла. Форсунки нижнее частью (распылителями) помещаем в узкую емкость, стоя.

Наружная очистка форсунок – очистка сопла и воронкообразной поверхности вокруг сопла.

В емкость заливаем жидкость для очистки бензиновой инжекторной системы «WYNN*S» или смесь сольвента и растворителя 647 до уровня, чтобы сопла распылителей были полностью погружены.

Просто бросать форсунки в растворитель нельзя. Нельзя допускать попадание очистителя или растворителя в электрическую часть форсунки .

Оставляем форсунки в емкости на время в зависимости от степени загрязнения. Весь нагар должен раствориться или размягчиться. После этого расклепываем кусок алюминиевой проволоки диаметром 2,5-4 мм и этим скребком счищаем остатки нагара в соплах и на наружной поверхности распылителей.

Форсунки готовы к внутренней очистке.

На улице или в хорошо проветриваемом помещении собираем устройство для чистки форсунок. Шланг с трубкой распылителя желательно закрепить в тисочках или струбцине на высоте клапана баллончика очистителя.


Форсунка вставляется в свободный конец шланга и обжимается вторым хомутом.

К разъему форсунки подключаются провода с клеммами. Один провод от форсунки подключается последовательно через лампочку к плюсу аккумулятора или блока питания, а второй последовательно с кнопкой – к минусу.


Нажимаем на клапан баллончика очистителя. Форсунка в этом положении не должна пропускать ни капли. Нажимаем на кнопку, форсунка включается и по факелу распыла очистителя можно судить о степени загрязненности форсунки.