Российские лёгкие штурмовые автомобили. Военные автомобили

В этом разделе собрана информация о различных видах боевых машин как отечественного производства, так и зарубежных. Любая современная армия имеет на своем вооружении большое количество боевой техники, которая выполняет самые разные функции. Мы собрали информацию как о существующей военной боевой технике, так и перспективных боевых машинах мира.

К современной боевой технике относятся не только танки. Все большую роль в ходе военных конфликтов играет легкобронированная техника: боевые машины пехоты (БМП) и бронетранспортеры (БТР). Боевые машины пехоты имеют более серьезную броневую защиту и служат не только для транспортировки бойцов, но и для их поддержки в бою. Основной функцией бронетранспортеров является доставка солдат к месту боя, их огневая мощь и броня слабее, чем у БМП.

Обычно БМП – это гусеничные машины, а бронетранспортеры – колесные. Масса боевой машины пехоты больше, чем у бронетранспортера, а стоимость – выше. Современные БМП оборудованы совершенными прицельными приспособлениями, системами стабилизации вооружения, противотанковыми средствами.

В этом разделе вы сможете ознакомиться с материалами об последних тенденциях развития подобной техники в других странах. Также вы найдете информацию о существующих БТР России и о новых БТР, над которыми только работает отечественный ВПК. Много материалов посвящено боевым машинам пехоты, современным БМП России и интересным зарубежным машинам.

Еще одним распространенным видом военной техники являются бронеавтомобили. Изначально они предназначались для поражения противника и не имели десантного отсека. Впервые эти машины появились на поле боя еще в начале прошлого века. С тех пор задачи, которые они выполняют, были значительно расширены. Современные бронеавтомобили могут использоваться и в качестве бронетранспортеров, и для непосредственной боевой поддержки или выполнения разведывательных и полицейских миссий.

Бронеавтомобили обычно создаются на базе серийных гражданских машин как легковых, так и грузовых. Новые бронеавтомобили, которые в больших количествах появились в разных странах в последние годы, имеют хорошую броневую защиту и мощное вооружение. Они отличаются высокой маневренностью и имеют противоминную защиту.

В последние годы запущены в серийное производство несколько интересных российских бронеавтомобилей, о них вы сможете узнать в этом разделе. Бронеавтомобили России соответствуют всем современным стандартам, существующим для этого вида боевой техники, в будущем они, без сомнения, серьезно усилят сухопутные части российской армии .

На сайте есть материалы и по другим видам боевой техники: самоходным артиллерийским установкам, разведывательным машинам, специальной боевой технике для десантных частей.

Мы уделили много внимания легендарным машинам прошлого, особенно военной технике периода Второй мировой войны.

Много материалов посвящено автомобильному транспорту, который используется для армейских нужд. Любая военная операция – это, прежде всего, логистическая задача, которая во многом решается с помощью автотранспорта.

Кроме машин, которые непосредственно участвуют в боевых действиях, существует еще множество видов специальной техники, выполняющей особые функции. Подобные машины известны гораздо меньше, чем танки и БТР, но их значимость нельзя недооценивать. Они выполняют инженерные функции, занимаются химической и радиационной разведкой, эвакуируют поврежденную боевую технику, обеспечивают связь и выполняют другие функции.

Военные автомобили и машины инженерного обеспечения изначально проектировались под «приземленные» задачи. Однако не стоит забывать о том, что «приземленные» задачи, решаемые военными автомобилями, могут отличаться от общепринятого представления о применении транспортных средств. История военного транспорта полна уникальными проектами, не уступающими в оригинальности проектам необычной бронетехники.

Например, машина Sd.Kfz. 302 Goliath B-III– один из первых образцов транспорта без водителя.

Этот уникальный автомобильчик на гусеничном ходу выпускался с 1942 года. В качестве силового агрегата использовался электромотор, что уже удивительно для того времени. Два двигателя концерна «Bosch» разгоняли Goliath до скорости 10 км/час. Управляющие команды от оператора поступали по кабелю. Запас хода этого 300-т килограммового устройства составлял 1,5 километра. Основным назначением Goliath B-III являлся дистанционный подрыв минных полей, ДОТов и сооружений противника. Необходимо заметить, что немецкие конструкторы не остановились на этой модели и развили идею транспорта без водителя в следующем проекте - Sd.Kfz. 301 B-IV Ausf – первом радиоуправляемом автомобиле.


В качестве двигателя использовался шестицилиндровый агрегат «Borward» 6B, разгонявший четырехтонную машину до 40 км/час. Запас хода B-IV Ausf превышал 200 километров, а дистанционное управление осуществлялось всего одним оператором. Предназначение B-IV Ausf аналогично задачам Goliath B-III – дистанционный подрыв и разведка.

Еще одним необычным проектом немецкого ВПК является Kugelpanzer – шарообразная, бронированная машина для разведки и наблюдения



В качестве двигателя использовался одноцилиндровый агрегат, мощностью 25 «лошадок». Мотоциклетный «движок» разгонял Kugelpanzer всего до 8 км/час, поэтому запуск в серию этого бронированного, трехколесного мотоцикла так и не состоялся.

Среди отечественных проектов необычных автомобилей военного времени необходимо отметить оригинальную идею грузовика-снегохода, конструируемого на базе автомобиля ГАЗ-АА. Хотя проект ГАЗ-СХ остался исключительно виртуальным, его идеи были реализованы в постройке бронированного снегохода БА-64-З.

В качестве гусеничной системы использовалось решение русского конструктора Неждановского. Передняя колесная пара уступила место лыжным опорам. Начало работ над проектами ГАЗ-СХ и БА-64-З относится к 1943 году, однако уже в 1944 году от создания подобных конструкций отказались. Основной причиной этого решения стала низкая управляемость подобных аппаратов и плохая проходимость.

Неудачи со снегоходами компенсировались в другой области автомобилестроения – создании машин-амфибий. Среди оригинальных проектов амфибий уже послевоенного времени можно отметить изделие Луцкого автомобильного завода – транспортер переднего края ЛуАЗ-967.


Этот малогабаритный вездеход-амфибия предназначался для транспортировки раненых и разведки на передовых позициях. Интересна компоновка места водителя – центральное расположение рулевого узла и угол наклона рулевой колонки позволяли управлять автомобилем ЛуАЗ-967 даже лежа. Вездеход двигался с весьма резвой скоростью – до 90 км/час по земле и до 3 км/час по воде. Масса ЛуАЗ-967 не превышала 1 тонны, что позволяло транспортировать этот внедорожник на дальние расстояния при помощи авиации.

Еще одной удачной амфибией советских конструкторов можно считать ГАЗ-46. Этот водоплавающий внедорожник строился из узлов другого «проходимца» - ГАЗ-69.


По своим формам ГАЗ-46 напоминал обычную лодку, к которой волей конструкторов прикрепили колеса. Несмотря на нелепый вид, ГАЗ-46 имел завидные ходовые характеристики – 9 км/час при форсировании водных преград и 90 км/час при движении по суше. Запас хода – 500 км. Впечатляющую скорость движения по воде обеспечивал гребной винт, а хорошую управляемость – водяной руль.

Но ни ЛуАЗ-967 и не ГАЗ-46 не могут сравниться с оригинальным изделием ЗИЛ – многоцелевой спасательной машиной ПЭУ-1, предназначавшейся для поиска и эвакуации приземлившихся космических аппаратов.


Этот автомобиль имел сразу шесть ведущих колес. В кабине водителя устанавливалось самое передовое навигационное оборудование. Конструкционным материалом герметичного корпуса ПЭУ-1 был стеклопластик. В грузовом отсеке спасательного автомобиля находились лебедка и кран (грузоподъемность – 3 тонны). Запас хода ПЭУ-1 первоначально равнялся 500 километров, но после модификации топливного бака и двигателя был увеличен до 700 км.

Среди редких автомобилей советского времени необходимо отметить проект грузового авто повышенной проходимости - НАМИ-020 – прототип всего семейства грузовиков «Урал».


Этот автомобиль не отличался какими-то особыми формами кузова. Основные преимущества проекта НАМИ-020 скрывались внутри. Только представьте себе отечественный грузовик 1955 года, который оснащался системой блокировки межосевого дифференциала, КП с синхронизаторами, централизованной системой контроля давления в шинах, гидроусилителем руля, системой предварительного прогрева мотора на старте и прочими «фишками» современных авто.


Специалисты Научно-автомоторного института (НАМИ) потрудились на славу, серийное производство этот проект попал только в 60-х годах. Именно НАМИ-020 стал прототипом для серий Урал-375 и Урал-377, а потом и пусковой установки БМ-21 РСЗО 9К51 Град. Подобная удача сопутствует редким изделиям и отечественного, и мирового автопрома.

Но, несмотря на удачи и неудачи в деле строительства снегоходов, амфибий и грузовиков, наибольший успех сопутствовал советским конструкторам военных автомобилей в деле создания многоосных тягачей, предназначавшихся для транспортировки баллистических ракет. Подобные проекты до сих пор не имеют аналогов в мировой практике автомобилестроения. Одним из первых «монстров» отечественного автомобилестроения стал МАЗ-529 – десятиметровый одноосный тягач с грузоподъемностью в 15 тонн.


Дата выпуска первого серийного образца – 1956 год. Использовался и в ракетных войсках, и для инженерно-тылового обеспечения. Опыт конструирования МАЗ-529 помог в создании следующего гиганта – четырехосного МАЗ-535. Этот тягач транспортировал на полуприцепах грузы массой до 65 тонн (модификация МАЗ-537).


В качестве двигателя использовался 12-цилиндровый агрегат, мощностью в 525 «лошадок», разгонявший 18-тонную машину до 60 км/час. Неплохие характеристики для 1960 года. Следующим шагом в деле конструирования тягачей для пусковых установок стал МАЗ-543.


Именно этот тягач получает особую водительскую кабину, изготовленную из прообраза будущего карбона – полиэфирной смолы, скрепляющей нити стеклоткани. Низкий удельный вес кабины позволяет перераспределить центр тяжести МАЗ-543 и гарантирует особые условия для операторов пусковой установки (термо и звукоизоляцию). С технической стороны МАЗ-543 представляет собой клон 537 модели.

В 1966 году в серии тягачей МАЗ выходит принципиально новая машина – основа ракетного комплекса РТ-21 Темп-2С. В качестве шасси этой пусковой установки используется МАЗ-547 – многоосный тягач (6 колесных пар), транспортирующий 82 тонны смертоносного груза на любую пусковую площадку страны.


В конструкции 547 модели использовался опыт МАЗ543 (неметаллическая кабина и компоновка двигателя в корпусе) и МАЗ537 (ходовая часть и система амортизаторов). Десять из двенадцати колес МАЗ547 были ведущими, а первые три колесных пары еще и управлялись. Впоследствии из этой модели «выросли» и шасси для ракетного комплекса «Тополь», и МоАЗ-7915 – аэродромный тягач, буксирующий грузы свыше 250 тонн.

МоАЗ-7915, тягач длинной более 14 метров и грузоподъемностью 275 тонн.


Комплекс «Тополь – М». Длина – 22 метра. Количество колесных пар – 8 штук. Управляемыми из них являются только первые 6 пар, что позволяет развернуть автомобиль на круге с диаметром в 16 метров.

Подобные «монстры» советского автомобилестроения, сочетавшие в себе и высокую проходимость, и надежность в эксплуатации, и солидную грузоподъемность, не встречаются среди продукции ни европейских, ни американских автопроизводителей.

Автомобили являются самым массовым транспортным средством в российской армии и используются во всех видах и родах Вооруженных сил РФ. Причем в каждой воинской части имеется некоторое количество автомобилей различных классов. В войсках в целом их количество многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники.

Общий парк военной автомобильной техники в ВС РФ составляет более 410 тысяч единиц. В последние годы около 90% автопарка идет под монтаж различного вооружения и военной техники, около 10% используется как средства буксировки различных комплексов вооружения и под другие цели.

"YouTube/Минобороны России"

По данным Минобороны России, ключевым требованием войск к автомобилю XXI века является защита экипажа и оборудования. В настоящее время в этом направлении ведутся работы в проекте "Тайфун", где воплощены в железо требования по противопульной и противоминной защищенности.

Только за последний год прошли испытания 37 образцов военной автомобильной техники, на них проведено около 540 лабораторных работ. В настоящее время ведутся 31 научно-исследовательская и 21 исследовательско-испытательная работы.

ТАСС рассказывает о самых популярных военных автомобилях российской армии.

Новейшие бронеавтомобили "Тайфун" - семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности. Первые образцы были представлены на показе военной техники на полигоне в Бронницах в 2011 году.

Предназначены для перевозки личного состава, а также для установки на модульные варианты различного оборудования или систем вооружений. Семейство послужит единой унифицированной платформой для "легких" бригад Сухопутных войск.

Все автомобили этого семейства имеют гидропневматические, независимые подвески, коробку-автомат, двигатели нового, революционного образца и бортовые информационные системы.

В данный момент "Тайфуны" находятся в войсках на опытной эксплуатации.

Бронеавтомобиль "Тайфун-К"

Предназначен для Сухопутных войск и ВМФ. Представляет собой бронированный автомобиль, созданный на базе шасси КамАЗа. Может перевозить до 16 человек в модуле для транспортировки личного состава воинских подразделений к месту проведения боев.

Максимальная скорость - 80 км/ч. Для него не являются препятствием склоны с углом до 23º и броды глубиной до 1,75 м (при этом водитель сидит уже по пояс в воде, а машина продолжает двигаться).

Имеет противопульную и противоминную защиту экипажа, груза, а также основных узлов и агрегатов. На машинах применена комбинированная броня, состоящая из лайнера, стальной основы и керамических броневых плит на основе керамических элементов. Лоб кабины обладает усиленным бронированием, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов.

Автомобили этого семейства защищены от подрыва мины весом не менее 8 кг в тротиловом эквиваленте в любом месте под днищем и колесом.

Бронеавтомобиль "Тайфун-У"

Производится на Уральском автомобильном заводе.

Шасси автомобиля капотное, рамное, полноприводное, трехосное. Может быть использован в качестве разведывательной, командно-штабной машины, машины РЭБ/РТР или связи, санитарной машины или для ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, осуществления грузоперевозок.

"Тайфун-У" бронирован и выдерживает обстрел из снайперской винтовки и автомата Калашникова. Более того, днище машины имеет V-образную форму - стенки, расположенные под углом к земле, рассеивают ударную волну, если "Урал" наедет на мину. Большинство сидений в салоне подвешены к потолку, что снижает риск травмы при подрыве, а те, что привинчены к полу, стоят на противоминных опорах.

Коробка передач - гидромеханический "автомат" МЗКТ белорусского производства с кнопочным включением блокировки дифференциала и понижающего ряда в "раздатке". Подвеска - гидропневматическая, которая способна "поджимать" колеса при прохождении неровностей, как на Range Rover последнего поколения.

Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 "Выстрел"

Легкобронированный бронеавтомобиль, применение возможно в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного автомобиля.

Бронеавтомобиль по проходимости препятствий не уступает танку Т-80УК. Одновременно на борту "Выстрела" может находиться до 10 бойцов, включая водителя и старшего машины.

16-миллиметровая броня обеспечивает экипажу и десанту полное локальное бронирование при обстреле по 6-му классу защиты. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С, при относительной влажности воздуха 98%, скорости ветра до 30 м/с, в горной местности на высотах до 4500 м.

Существует пять модификаций, для Сухопутных войск ВС РФ используется БПМ-97. В 2009 году несколько машин приняли участие в крупномасштабных учениях "Запад".

По данным из открытых источников, в РФ находится более 100 единиц в эксплуатации.

Бронеавтомобиль СБА-60-К2 "Булат"

Специальный бронированный автомобиль предназначен для перевозки по дорогам всех категорий в различных климатических условиях и защиты личного состава.

Защищен от подрыва безоболочных взрывных устройств массой до 1 кг в тротиловом эквиваленте под днищем и взрыва гранаты Ф-1 на поверхности крыши. Внутри бронеавтомобиль может быть оснащен антиосколочной и антирикошетной защитой.

Бронеавтомобиль создан на базе агрегатов автомобиля КамАЗ с колесной формулой 6 х 6. В передней части бронекорпуса расположены две боковые распашные двери (водителя и командира), в кормовой части - две распашные двери, а в крыше - шесть люков. Лобовое стекло с электрообогревом.

Вместимость - 10 членов экипажа. Кресла десанта подвесные со встроенными амортизационными устройствами, позволяют снизить нагрузку на человека при подрыве автомобиля на мине.

Пригоден к эксплуатации по дорогам всех категорий в любых климатических условиях в диапазоне температур от –45 до +50 °С.

Автомобиль "Урал-4320"

Грузовой автомобиль повышенной проходимости двойного назначения с колесной формулой 6 × 6, производящийся на Уральском автомобильном заводе в Миассе (Россия).

Был разработан для транспортировки грузов, людей и трейлеров на всех типах дорог.

Обладает значительными преимуществами по сравнению с аналогичными автомобилями: он легко преодолевает заболоченные участки, брод до 1,5 м, канавы до 2 м, рвы, подъемы до 60%.

На сегодняшний день серия "Урал-4320" производится с дизельными двигателями ЯМЗ мощностью 230–312 л. с. экологического класса "Евро-4".

Грузовики и шасси этой линейки начали выпускать в 1977 году и производят по настоящее время в существенно модернизированном виде. В 2014 году автомобиль "Урал-4320ВВ" с усиленной бронезащитой был представлен на выставке "Оборонэкспо".

Защищенный модульный автомобиль "Волк"

Полноприводная легкая колесная платформа модульного типа для создания бронетранспортеров, грузовиков, тягачей, шасси для ПТУР и ЗРК ближнего действия, командно-штабных, разведывательно-дозорных, медицинских автомобилей.

Автомобили ВПК-3927 "Волк" предназначены для перевозки личного состава (от 8 до 18 человек), грузов, буксирования прицепов массой до 2,5 т. Максимальная скорость - 120 км/ч.

Они не имеют цельносварного корпуса, что является важным отличием от бронеавтомобиля "Тигр". Модульное исполнение семейства является основой в создании унифицированных транспортных платформ нового поколения.

Навесная броня обеспечивает круговую защиту экипажа от всех основных видов стрелкового оружия (даже при стрельбе бронебойной пулей из винтовки СВД) и осколков снарядов.

Одна из особенностей машины - возможность изменения дорожного просвета от 250 мм до 550 мм.

Бронеавтомобиль "Рысь"

Совместная разработка российских и итальянских компаний, российская вариация итальянской бронемашины Iveco LMV M65.

Автомобиль предназначен для использования в качестве средства обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности разных родов войск и силовых структур. Также применяется в качестве транспортной базы легких систем вооружения, связи и военной техники.

Машина обладает высоким уровнем защиты от огня стрелкового оружия калибров 5,56 и 7,62 мм, импровизированных взрывных устройств и инженерных мин, а дополнительно установленные навесные модули пассивной брони способны обеспечить защиту от огня крупнокалиберных пулеметов.

"ТАСС/Минобороны РФ"

Разработчик заявляет, что бронемашина может защитить экипаж от подрыва взрывного устройства мощностью 6 кг тротила под днищем или колесом. При этом развивает скорость до 130 км/ч и имеет запас хода 500 км.

По данным открытых источников, договоренность о лицензионном производстве "Рысей" в России была достигнута в 2011 году. В конце 2012 года замминистра обороны Юрий Борисов сообщил о контракте на сборку 358 бронеавтомобилей.

В начале 2013 года он заявил, что контракт будет выполнен, хотя уже стало известно о претензиях к этим бронемашинам. Тогда министр обороны генерал армии Сергей Шойгу потребовал сравнить "Рыси" с аналогичными машинами российской разработки, например "Тигром".

Многоцелевой армейский автомобиль "Водник"

ГАЗ-3937 разработан изначально как высокомобильный колесный армейский автомобиль многоцелевого назначения. Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 года. Впервые был представлен широкой публике на выставке "Средства спасения - 1994".

Автомобиль полностью бронированный, двухосный с колесной формулой 4 х 4, с несущим открытым корпусом модульного типа. Предназначен для перевозки личного состава, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог и местности, а также монтажа вооружения и военной техники.

"Водники" способны быстро перемещаться по дорогам и по непроходимой местности на расстояния до 1000 км без дополнительной заправки горючим, нести вооружение от легкого стрелкового до 120-мм миномета, транспортировать экипаж в 10 человек.

Благодаря быстроразъемному соединению возможна быстрая замена различных модулей на одном автомобиле даже в полевых условиях. Такая конструкция значительно увеличивает срок жизни боевой машины. На машинах семейства широко использованы отработанные узлы и агрегаты БТР-80.

Автомобиль имеет водоизмещающий корпус, что позволяет ему преодолевать водные преграды не только вброд, но и на плаву за счет колесного движителя. Он рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.

Машины семейства "Водник" сочетают качества вездехода и скоростного маневренного автомобиля.

Бронеавтомобиль "Тигр"

Бронированные автомобили российской разработки производятся для Минобороны РФ группой ГАЗ на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах (входит в Военно-промышленную компанию, ВПК). Они предназначены для разведки, охраны колонн, патрулирования и огневой поддержки пехоты.

"Тигр" - многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Предназначен для перевозки людей (до 10 человек) и различных грузов по дорогам и бездорожью. Независимая торсионная подвеска всех колес и мощный двигатель обеспечивают машине исключительную проходимость на бездорожье и скорость до 140 км/ч на шоссе. "Тигр" способен форсировать водные преграды глубиной до 1,2 м.

Автомобиль оборудован гидроусилителем рулевого управления. В боковых стенках "Тигра" имеются бойницы, в крыше - два люка, в салоне, кроме размещения экипажа, предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств. Бронированный вариант автомобиля тяжелее обычного на 700 кг.

На "Тигр" дополнительно могут быть установлены: кондиционер, аудиосистема, электростеклоподъемники, дополнительный отопитель, антиблокировочная система.

Существуют более 20 модификаций этого автомобиля, в том числе с боевыми модулями и противотанковыми системами.

В 2016 году стало известно , что на базе "Тигра" ведется разработка новой машины. "Она будет отвечать всем современным требованиям Минобороны. Облик также изменится. Задача стоит в первую очередь сохранить шасси, а внешний вид корпуса будет изменен", - сказал директор департамента проектирования продуктов Военно-инженерного центра (входит в ВПК) Вячеслав Ершов.

Бронеавтомобиль "Скорпион"

Бронированный автомобиль "Скорпион", вмещающий восемь человек, является многоцелевым. Он может использоваться как для транспортировки личного состава и эвакуации раненых, так и для доставки грузов, ведения разведки, проведения спецопераций, буксировки вооружения и т. д.

Машина с 166-сильным "дизелем" выполнена по колесной формуле 4 х 4 со всеми ведущими колесами, имеет полностью независимую подвеску и способна передвигаться по любому типу покрытий, демонстрируя высокую скорость (до 130 км/ч) и маневренность.

На "Скорпионы" можно устанавливать различное вооружение, включая пулеметы "Корд", КПВТ, гранатомет "Пламя". Машина оборудована защитой шестого класса от стрелкового оружия (АКМ, СВД). Также имеет днище V-образной формы, выдерживает подрыв на минах и фугасах до 6 кг в тротиловом эквиваленте.

Бортовой тягач КамАЗ-6350 из семейства "Мустанг"

Автомобиль КамАЗ-6350 "Мустанг" используется для транспортировки личного состава, а также сопутствующих грузов и буксировки крупных прицепов практически по всем типам местности.

Температурный интервал, в котором можно эксплуатировать КамАЗ-6350, варьируется от –45 и до +40 °С включительно. Колесная формула 8 х 8 делает его практически незаменимым для несения военной службы. Машина способна работать при любых условиях, при этом практически полностью исключены отказы и перебои.

Основные отличия машины - увеличенная грузоподъемность, а также довольно большая длина рамы транспортного средства. Все направлено на обеспечение возможности установки дополнительных модулей и других специализированных надстроек.

На базовом шасси машины монтируются многие спецнадстройки для армии: кузов-контейнер, автомобильные кухни-столовые, опытный образец ЗРПК 96К6 "Панцирь-С1" и т. д.

Автомобиль "Гусар"

Боевой автомобиль создан на базе внедорожника УАЗ. По классификации НАТО относится к классу легких штурмовых автомобилей.

На усиленной раме, размещенной внутри салона, предусмотрена установка на турели пулеметов калибра 7,62 и 12,7 мм и автоматического гранатомета калибра 30 мм.

Армейский внедорожник оснащен 2,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 203 л. с. (150 кВт). Весит автомобиль 1,8 т, развивает скорость до 180 км/ч, имеет запас хода 500 км, грузоподъемность машины - 1 т.

Роман Азанов

Автомобили являются самым массовым транспортным средством в российской армии и используются во всех видах и родах Вооруженных сил РФ. Причем в каждой воинской части имеется некоторое количество автомобилей различных классов. В войсках в целом их количество многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники.

Общий парк военной автомобильной техники в ВС РФ составляет более 410 тысяч единиц. В последние годы около 90% автопарка идет под монтаж различного вооружения и военной техники, около 10% используется как средства буксировки различных комплексов вооружения и под другие цели, пишет ТАСС.

По данным Минобороны России, ключевым требованием войск к автомобилю XXI века является защита экипажа и оборудования. В настоящее время в этом направлении ведутся работы в проекте "Тайфун", где воплощены в железо требования по противопульной и противоминной защищенности.

Только за последний год прошли испытания 37 образцов военной автомобильной техники, на них проведено около 540 лабораторных работ. В настоящее время ведутся 31 научно-исследовательская и 21 исследовательско-испытательная работы.

Новейшие бронеавтомобили "Тайфун" - семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности. Первые образцы были представлены на показе военной техники на полигоне в Бронницах в 2011 году.

Предназначены для перевозки личного состава, а также для установки на модульные варианты различного оборудования или систем вооружений. Семейство послужит единой унифицированной платформой для "легких" бригад Сухопутных войск.

Все автомобили этого семейства имеют гидропневматические, независимые подвески, коробку-автомат, двигатели нового, революционного образца и бортовые информационные системы.

В данный момент "Тайфуны" находятся в войсках на опытной эксплуатации.

Бронеавтомобиль "Тайфун-К"

Предназначен для Сухопутных войск и ВМФ. Представляет собой бронированный автомобиль, созданный на базе шасси КамАЗа. Может перевозить до 16 человек в модуле для транспортировки личного состава воинских подразделений к месту проведения боев.

Максимальная скорость - 80 км/ч. Для него не являются препятствием склоны с углом до 23º и броды глубиной до 1,75 м (при этом водитель сидит уже по пояс в воде, а машина продолжает двигаться).

Имеет противопульную и противоминную защиту экипажа, груза, а также основных узлов и агрегатов. На машинах применена комбинированная броня, состоящая из лайнера, стальной основы и керамических броневых плит на основе керамических элементов. Лоб кабины обладает усиленным бронированием, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов.

Автомобили этого семейства защищены от подрыва мины весом не менее 8 кг в тротиловом эквиваленте в любом месте под днищем и колесом.

Бронеавтомобиль "Тайфун-У"

Производится на Уральском автомобильном заводе.

Шасси автомобиля капотное, рамное, полноприводное, трехосное. Может быть использован в качестве разведывательной, командно-штабной машины, машины РЭБ/РТР или связи, санитарной машины или для ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, осуществления грузоперевозок.


"Тайфун-У" бронирован и выдерживает обстрел из снайперской винтовки и автомата Калашникова. Более того, днище машины имеет V-образную форму - стенки, расположенные под углом к земле, рассеивают ударную волну, если "Урал" наедет на мину. Большинство сидений в салоне подвешены к потолку, что снижает риск травмы при подрыве, а те, что привинчены к полу, стоят на противоминных опорах.

Коробка передач - гидромеханический "автомат" МЗКТ белорусского производства с кнопочным включением блокировки дифференциала и понижающего ряда в "раздатке". Подвеска - гидропневматическая, которая способна "поджимать" колеса при прохождении неровностей, как на Range Rover последнего поколения.

Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 "Выстрел"

Легкобронированный бронеавтомобиль, применение возможно в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного автомобиля.


Бронеавтомобиль по проходимости препятствий не уступает танку Т-80УК. Одновременно на борту "Выстрела" может находиться до 10 бойцов, включая водителя и старшего машины.

16-миллиметровая броня обеспечивает экипажу и десанту полное локальное бронирование при обстреле по 6-му классу защиты. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С, при относительной влажности воздуха 98%, скорости ветра до 30 м/с, в горной местности на высотах до 4500 м.

Существует пять модификаций, для Сухопутных войск ВС РФ используется БПМ-97. В 2009 году несколько машин приняли участие в крупномасштабных учениях "Запад".

По данным из открытых источников, в РФ находится более 100 единиц в эксплуатации.

Бронеавтомобиль СБА-60-К2 "Булат"

Специальный бронированный автомобиль предназначен для перевозки по дорогам всех категорий в различных климатических условиях и защиты личного состава.


Защищен от подрыва безоболочных взрывных устройств массой до 1 кг в тротиловом эквиваленте под днищем и взрыва гранаты Ф-1 на поверхности крыши. Внутри бронеавтомобиль может быть оснащен антиосколочной и антирикошетной защитой.

Бронеавтомобиль создан на базе агрегатов автомобиля КамАЗ с колесной формулой 6 х 6. В передней части бронекорпуса расположены две боковые распашные двери (водителя и командира), в кормовой части - две распашные двери, а в крыше - шесть люков. Лобовое стекло с электрообогревом.

Вместимость - 10 членов экипажа. Кресла десанта подвесные со встроенными амортизационными устройствами, позволяют снизить нагрузку на человека при подрыве автомобиля на мине.

Пригоден к эксплуатации по дорогам всех категорий в любых климатических условиях в диапазоне температур от –45 до +50 °С.

Автомобиль "Урал-4320"

Грузовой автомобиль повышенной проходимости двойного назначения с колесной формулой 6 × 6, производящийся на Уральском автомобильном заводе в Миассе (Россия).

Был разработан для транспортировки грузов, людей и трейлеров на всех типах дорог.


Обладает значительными преимуществами по сравнению с аналогичными автомобилями: он легко преодолевает заболоченные участки, брод до 1,5 м, канавы до 2 м, рвы, подъемы до 60%.

На сегодняшний день серия "Урал-4320" производится с дизельными двигателями ЯМЗ мощностью 230–312 л. с. экологического класса "Евро-4".

Грузовики и шасси этой линейки начали выпускать в 1977 году и производят по настоящее время в существенно модернизированном виде. В 2014 году автомобиль "Урал-4320ВВ" с усиленной бронезащитой был представлен на выставке "Оборонэкспо".

Защищенный модульный автомобиль "Волк"

Полноприводная легкая колесная платформа модульного типа для создания бронетранспортеров, грузовиков, тягачей, шасси для ПТУР и ЗРК ближнего действия, командно-штабных, разведывательно-дозорных, медицинских автомобилей.


Автомобили ВПК-3927 "Волк" предназначены для перевозки личного состава (от 8 до 18 человек), грузов, буксирования прицепов массой до 2,5 т. Максимальная скорость - 120 км/ч.

Они не имеют цельносварного корпуса, что является важным отличием от бронеавтомобиля "Тигр". Модульное исполнение семейства является основой в создании унифицированных транспортных платформ нового поколения.

Навесная броня обеспечивает круговую защиту экипажа от всех основных видов стрелкового оружия (даже при стрельбе бронебойной пулей из винтовки СВД) и осколков снарядов.

Одна из особенностей машины - возможность изменения дорожного просвета от 250 мм до 550 мм.

Бронеавтомобиль "Рысь"

Совместная разработка российских и итальянских компаний, российская вариация итальянской бронемашины Iveco LMV M65.


Автомобиль предназначен для использования в качестве средства обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности разных родов войск и силовых структур. Также применяется в качестве транспортной базы легких систем вооружения, связи и военной техники.

Машина обладает высоким уровнем защиты от огня стрелкового оружия калибров 5,56 и 7,62 мм, импровизированных взрывных устройств и инженерных мин, а дополнительно установленные навесные модули пассивной брони способны обеспечить защиту от огня крупнокалиберных пулеметов.

Разработчик заявляет, что бронемашина может защитить экипаж от подрыва взрывного устройства мощностью 6 кг тротила под днищем или колесом. При этом развивает скорость до 130 км/ч и имеет запас хода 500 км.

По данным открытых источников, договоренность о лицензионном производстве "Рысей" в России была достигнута в 2011 году. В конце 2012 года замминистра обороны Юрий Борисов сообщил о контракте на сборку 358 бронеавтомобилей.

В начале 2013 года он заявил, что контракт будет выполнен, хотя уже стало известно о претензиях к этим бронемашинам. Тогда министр обороны генерал армии Сергей Шойгу потребовал сравнить "Рыси" с аналогичными машинами российской разработки, например "Тигром".

Многоцелевой армейский автомобиль "Водник"

ГАЗ-3937 разработан изначально как высокомобильный колесный армейский автомобиль многоцелевого назначения. Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 года. Впервые был представлен широкой публике на выставке "Средства спасения - 1994".


Автомобиль полностью бронированный, двухосный с колесной формулой 4 х 4, с несущим открытым корпусом модульного типа. Предназначен для перевозки личного состава, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог и местности, а также монтажа вооружения и военной техники.

"Водники" способны быстро перемещаться по дорогам и по непроходимой местности на расстояния до 1000 км без дополнительной заправки горючим, нести вооружение от легкого стрелкового до 120-мм миномета, транспортировать экипаж в 10 человек.

Благодаря быстроразъемному соединению возможна быстрая замена различных модулей на одном автомобиле даже в полевых условиях. Такая конструкция значительно увеличивает срок жизни боевой машины. На машинах семейства широко использованы отработанные узлы и агрегаты БТР-80.

Автомобиль имеет водоизмещающий корпус, что позволяет ему преодолевать водные преграды не только вброд, но и на плаву за счет колесного движителя. Он рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.

Машины семейства "Водник" сочетают качества вездехода и скоростного маневренного автомобиля.

Бронеавтомобиль "Тигр"

Бронированные автомобили российской разработки производятся для Минобороны РФ группой ГАЗ на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах (входит в Военно-промышленную компанию, ВПК). Они предназначены для разведки, охраны колонн, патрулирования и огневой поддержки пехоты.


"Тигр" - многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Предназначен для перевозки людей (до 10 человек) и различных грузов по дорогам и бездорожью. Независимая торсионная подвеска всех колес и мощный двигатель обеспечивают машине исключительную проходимость на бездорожье и скорость до 140 км/ч на шоссе. "Тигр" способен форсировать водные преграды глубиной до 1,2 м.


Во время вооруженных конфликтов случается, что обычные автомобили используются в военных целях. Но история знает множество примеров, когда машины , созданные изначально для армии , со временем обретали новую жизнь в гражданском автомобилестроении .

Jeep

Самым известным примером такой переквалификации можно назвать автомобиль . История этой марки начинается в 1941 году, когда американское армейское ведомство разместило на нескольких автозаводах заказ на производство военных внедорожников. Поначалу они выпускались под названиями Willys MB и Ford GPW, но со временем эта модель получила прозвище Jeep, ставшее в 1950 полноценной торговой маркой.



Во время Второй Мировой войны Jeep стал известным на весь мир, превратившись в один из символов участия Америки в конфликте. А в 1944 году появилась и первая гражданская модель под этим брендом – Jeep CJ (Civilian Jeep).



Сейчас под названием Jeep выпускается множество разнообразных моделей как гражданских, так и военных автомобилей в разной ценовой категории. Но каждый из них можно легко узнать благодаря решетке радиатора, доставшейся еще от модели 1941 года.

Hummer

В конце семидесятых годов в Пентагоне созрело решение инициировать разработку армейского автомобиля, который имел бы солидные размеры и был куда более проходимым, чем Jeep. Создание нового американского военного внедорожника было поручено AM General в 1979 году, а в 1981 HMMWV уже появился на вооружении.



HMMWV (Хамви) получил широкую известность во время Войны в Персидском заливе в 1990-1991 годах, и в 1992 началось серийное производство его гражданской модели – Hummer H1.



Всего было выпущено три варианта элитного внедорожника Hummer. И пусть в 2010 году его производство остановилось в силу экономических причин, военные Хамви выпускаются до сих пор.

ЛуАЗ-967

Относительно удачные попытки перепрофилировать военные автомобили в гражданские существовали и в Советском Союзе. Самым заметным примером такой трансформации считается плавающий автомобиль-транспортер ЛуАЗ-967. Эта несуразная по внешнему виду машина выпускалась на Луцком автозаводе в 1961-1989 годах по заказу воздушно-десантных войск. Она использовалась для эвакуации раненых и транспортировки боеприпасов, а также для буксировки и, редко, в качестве мобильной платформы для огнестрельного оружия.



А уже в 1967 году появился и гражданский вариант этого автомобиля – ЛуАЗ-969. Впоследствии он развился в целую серию пассажирских и грузовых модификаций, которые выпускались до 2001 года.



ЛуАЗ-967 во всех его вариантах был одной из самых уродливых машин в Советском Союзе, за что получил множество нейтральных и откровенно издевательских прозвищ, например, «Луиза», «Утюг», «Тушканчик», «Фантомас», «Луноход» и «Волынянка».

Тигр

За появление в России бронеавтомобиля нужно поблагодарить компании Bin Jabr Group Ltd из Объединенных Арабских Эмиратов и King Abdullah II Design из Иордании, которые выделили 60 миллионов долларов на разработку многоцелевого транспортного средства, предназначенного для военных нужд. Однако контракт с ними насчет серийного производства этого авто так и не был подписан, и Россия решила выпускать машины для собственных нужд.



Большинство модификаций Тигра имеет военное назначение. Это удобный бронеавтомобиль, который может защитить находящихся внутри людей от стрелкового оружия. Но вскоре после появления армейских авто, были разработаны и гражданские его варианты.



Первыми обладателями гражданских Тигров стали Никита Михалков, Валерий Шанцев, Владимир Жириновский и Андрей Михалков. Но сейчас возможность купить себе такой автомобиль появилась и у всех желающих заплатить за покупку 120 тысяч долларов.

Knight XV

Гражданский внедорожник Knight XV пережил целую серию переквалификаций, прежде чем предстать перед нами в нынешнем виде. Началось все с появления в 1999 году грузового авто Ford Super Duty (Ford F550). На его платформе канадская компания Terradyne Armored Vehicles Inc. начала выпуск бронированных машин для военных нужд с названием GURKHA. Они не стали столько популярными и массовыми, как автомобили Jeep или HMMWV, но все-таки состоят на вооружении в самой Канаде, а также в Австралии, Бахрейне, Болгарии, Ираке, Египте, Ямайке, США и некоторых других странах.



Более известной стала гражданская вариация GURKHA, получившее имя . Внешне этот гигантский внедорожник выглядит, как Hummer, наглотавшийся стероидов. Он имеет большие размеры и вес, а также обладает куда более мощной броней, выдерживающей попадание даже из гранатомета.



Внутри Knight XV расположено четыре комфортных места для пассажиров. Это не только самый безопасный автомобиль в мире, но и один из самых комфортных. Его стоимость составляет 629 тысяч американских долларов.