Проверить износ шаровой. Как проверить шаровую опору на своем автомобиле

Добро пожаловать!
Шаровые опоры - это очень серьёзный элемент передней подвески, автомобилей ВАЗ классика это касается особенно. Там шаровых опор присутствует вдвое больше, чем в переднеприводных автомобилях (4 штуки), за счёт чего автомобиль становится более опасным. Ведь если не уследить и ездить на автомобиле, на котором шаровые опоры вышли из строя, то колесо может просто завалиться на бок. Если Вы будете ехать в это время, то машина сразу же потеряет управление и остановить её будет очень и очень трудно. Яркий пример мы Вам хотим продемонстрировать на видеоролике ниже, где шаровая опора выходит из строя, а правое колесо у автомобиля просто заваливается на бок.

Примечание!
Чтобы осуществить диагностику шаровых опор, Вам потребуются монтировка либо монтажная лопатка, либо лом; кроме того, очень тоненькая палочка нужна будет либо металлическая, либо просто веточка, но, что очень важно, палочка должна быть ровная, без изгибов и тому подобного. (Лучше всего использовать металлическую палочку длиной 5,6 см). И кроме этого всего, будет нужна ещё линейка и небольшой ножичек. Или вместо палочки, линейки и ножа возьмите хороший штангенциркуль, который эти все инструменты заменит!

Всё зависит от местности, где автомобиль эксплуатируется. Если же он эксплуатируется у Вас в очень крупных городах (такие, как Москва), в самом центре города, в основном на идеальных дорогах, либо же в Санкт-Петербурге, где дороги явно не уступают, то с диагностикой подвески можете даже не заморачиваться. Просто раз в год или каждые 100 000 км поглядывайте туда, всё проверяйте и ездите дальше. Но, в основном, автомобили марки «жигули» эксплуатируются в небольших городах, сёлах и тому подобных местах, где дороги, как говорится, оставляют желать лучшего. В таком случае диагностику всей подвески в целом, а также диагностику шаровых опор нужно производить как можно чаще, примерно раз в 20 000 км. Или же после хорошего наезда в глубокую яму на скорости. Таким образом Вы всегда будете уверены в своём автомобиле и не побоитесь эксплуатировать его, так как после тщательной проверки будете с высокой точностью знать о том, что подвеска полностью исправна.

Примечание!
Мало кто придерживается этого, ведь каждые 20 000 км заглядывать в подвеску авто довольно накладно людям, которые чуть ли не каждый день ездят, а эти 20 000 км накатают за очень короткий период. В таком случае диагностику шаровых опор можно производить сразу же после появления глухого стука в передней части авто или при наезде на яму. Обычно такой звук и появляется, когда одна из опор выходит из строя, но пока этот звук не услышишь, не поймёшь, правильно ли работают шаровые опоры или же нет. Возможно, эти стуки даже могут померещиться. Поэтому, чтобы такого не произошло и просто так Вы не лезли в подвеску автомобиля, взгляните внимательно на ролик ниже, в котором демонстрируется автомобиль с неисправной и шумящей шаровой опорой.

Как продиагностировать шаровые опоры на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?

Примечание!
Диагностируются шаровые опоры несколькими способами, самым правильным из которых является последний (третий) способ. Если действовать согласно ему, то Вы сразу же поймёте, нуждается ли опора в замене или пока ещё нет. Но есть большой минус в этом способе, ведь чтобы осуществить его, нужно будет снять шаровые опоры с автомобиля, а для этого нужно время. Поэтому таким способом мало кто шаровые опоры проверяет на исправность. С другой стороны, если правильно выполнять другие два способа проверки, то они тоже дадут свой результат. И если шаровые опоры будут очень сильно повреждены, то, проверив их такими способами, можно будет тоже понять, что они неисправны и подлежат замене.

Способ первый (вывешивание автомобиля и нагружение передней подвески):

  1. Сперва сорвите все гайки крепления колеса к автомобилю, после чего приподнимите автомобиль с помощью домкрата. Как только он будет висеть в воздухе, полностью раскрутите гайки и снимите нужное колесо с автомобиля (читайте статью « »). После проделанной операции подложите под рычаг нижней подвески дощечки (указаны красной стрелкой) и опустите автомобиль на них. После этого у Вас должно будет получиться так, что автомобиль лёг полностью на подвеску, а если быть точнее, то на пружину. Та часть, на которую одевается колесо (указана синей стрелкой), должна будет повиснуть в воздухе. На этом всё, приступайте к проверке.
  1. Для осуществления проверки шаровых опор на автомобиле, посредством вывешивания автомобиля, проделайте следующее. Для начала возьмите в руки монтировку (как вариант, лом или монтажную лопатку), после чего вставьте её так, как показано на фотографиях ниже. На большом фото показывается то, как нужно фиксировать монтажную лопатку при проверке верхней шаровой опоры, на маленьком фото – то, как нужно фиксировать её при проверке нижней шаровой опоры. На маленьком фото мало что видно и трудно понять, куда монтажную лопатку нужно вставлять. Но когда будете вживую работать с автомобилем, то сразу всё поймёте и, использовав лопатку как рычаг, поперемещайте её то вниз, то вверх, то вниз, то вверх и т.д. Во время осуществления этой процедуры не повредите пыльник, будьте аккуратны. В том случае, если опора сильно повредится, то подвеска будет сильно гулять и от небольшого усилия уже перемещаться. В таком случае шаровые опоры подлежат замене.

Примечание!
Данным способом лучше всего проверять только верхние шаровые опоры, потому что нижние опоры проверяются чуть-чуть по-другому. Более подробно о том, как это сделать, читайте в способе 2 ниже!

Способ второй (проверка нижних шаровых опор с помощью штангенциркуля):

Начнём сперва с того, что не у всех автолюбителей присутствуют штангенциркули. Если и Вы в оказались в этом числе, тогда возьмите нож, тоненькую проволочку и линейки и также приступайте к проверке. Вначале нужно будет воспользоваться гаечным ключом размером «на 7 мм» (или накидным) и выкрутить полностью с их помощью нижнюю пробку шаровой опоры (указана красной стрелкой). Затем в отверстие засуньте штангенциркуль (на некоторых штангенциркулях специальная тонкая часть есть) и замеряйте расстояние, на которое он войдёт. Если же не получается штангенциркуль засунуть (он упирается в землю например, а домкрата нет) или если его нет, то берите тоненькую проволочку, засовывайте её в отверстие до упора, делайте ножом надрез вровень с торцом шаровой опоры и вынимайте её. Потом измерьте расстояние от конца проволоки и до этого надреза при помощи линейки. Если это расстояние больше, чем 11,8 мм, то шаровая опора подлежит замене.

Способ третий (снятие шаровых опор и визуальных их осмотр):

Это самый долгий способ, но зато Вы будете точно знать, исправны ли шаровые опоры или уже есть в них люфт и они уже все разбиты. Для того, чтобы этот способ осуществить, снимите нужные для Вас шаровые опоры с автомобиля (Как это сделать, читайте в статье « »), после чего осмотрите внимательно пыльник шаровых опор. На нём не должны будут присутствовать трещины, разрывы и тому подобные дефекты. Затем снимите полностью пыльник; убедитесь, что смазка в шаровой опоре есть и что вода, грязь и тому подобное в шаровой опоре отсутствует. Следом возьмитесь рукой за кончик шарового пальца (см. фото ниже) и покачайте его из стороны в сторону. Палец должен будет перемещаться от усилия руки, но тяжело. Если палец болтается и легко перемещается, или же если Вы его даже с места сдвинуть не можете, то такая шаровая опора считается неисправной и подлежит замене.

Шаровая опора или шаровый шарнир - без преувеличения, гениальное изобретение, которое на протяжении многих лет используется в автомобилестроении и не только. Шаровые есть на разных типах подвески: это и , как .

Шаровая опора позволяет ступице колеса поворачиваться в горизонтальной плоскости. Не будь шаровых, скорее всего, поворот руля был бы невозможен. До появления этих шарниров их роль выполняли шкворневые шарниры или просто шкворни, которые требовали периодической смазки, были тяжелые и несовершенные, к тому же позволяли поворачивать колеса только по одной оси.

Конструктивно шаровая опора представляет собой шар, к которому крепится конусообразный "палец" с резьбой. Шар располагается в гнезде, которое обеспечивает возможность движения шаровой опоры и в то же время надежно удерживают ее. Другая, резьбовая часть шарнира крепится к рычагу ступицы.

Неисправность шаровой проявляется в виде появления хруста, глухого стука, а также люфта в соединении шарнира. Иногда "мертвая" шаровая опора имеет такие же признаки, как и , поэтому переде тем как купить и заменить необходимо точно знать, что именно у вас вышло из строя. Более тяжелые случаи, заканчиваются полным разрушением шарнира и приводят к тому, что во время движения колесо полностью отваливается. Последствия в данном случае могут быть самые разные, зависимости от скорости и дорожной обстановки... В общем с ремонтом затягивать ни в коем случае нельзя и при первых признаках необходимо принимать кардинальные меры.

Приводит к неисправности шаровых опор плохая дорога, а также отсутствие смазки. Второе чаще всего происходит после повреждения пыльника шаровой опоры. Езда по ровным дорогам без горбов и ям - залог исправности любой ходовой, однако в наших реалиях это вряд ли возможно. В этой статье я расскажу, как проверить шаровые опоры, чтобы понять необходима ли замена шаровых опор.

Способы проверки шаровых опор

Как проверить шаровую опору без подъемника?

Проверка шаровой опоры, как правило, проводится на яме, эстакаде или подъемнике, однако если ничего из перечисленного нет, можно попытаться произвести диагностику, как говорится, в полевых условиях. Для этого можно использовать или обойтись визуальным осмотром. Ваша задача обнаружить повреждение пыльника (трещины, разрывы, или полное его отсутствие) или любое другое отклонение от нормы, которое могло бы свидетельствовать о поломке шарнира.

Более тщательная проверка

Перед тем как проверить состояние шаровой опоры данным способом необходимо все же разжиться кое-чем. Так вам потребуется монтировка, смотровая яма или альтернативный вариант. Вывешиваем , после чего производим раскачку в разных плоскостях, таким образом, чтобы обнаружить люфт. Если ничего не обнаружили, берем монтировку и устанавливаем ее в проем между рычагом и ступицей. После этого пытаемся как бы взять на разрыв это соединение, люфта, а также стука при этом быть не должно.

Проверка шаровой опоры со снятием

Наиболее сложный и трудоемкий способ проверки шаровой предусматривает ее демонтаж. Для этого придется частично разобрать ступичный узел, после чего выпрессовать опору и произвести детальный осмотр шаровой. Кстати, не только люфт - признак неисправной опоры, легкое проворачивание шарнира вокруг оси также считается отклонением от нормы и признаком износа.

Что делать если шаровая неисправна?

Если шаровая "умерла", не спешите ее выбрасывать, ее цена нередко довольно высокая, особенно на автомобили "бизнес-" и "премиум-класса". Поэтому неудивительно, что эти элементы научились реставрировать и восстанавливать. В случае невозможности реставрации, вам не избежать полной замены узла. Процедура не сложная и довольно часто выполняется в условиях гаража, поэтому не спешите искать подходящее СТО и переплачивать за то, что можно попробовать сделать самостоятельно.

На этом буду заканчивать, надеюсь, вы получили исчерпывающий ответ на вопрос, что такое шаровая опора и для чего она нужна. Кроме того, теперь вы знаете как проверить шаровую опору разными способами, а также выявить ее неисправность. Делитесь данной статьей, если, конечно, она вам понравилась, со своими друзьями в социальных сетях, таким образом вы внесете свой вклад в развитие нашего проекта. Мы ценим каждый репост и благодарны каждому из вас! Пусть хорошие люди читают хорошие статьи!

Как проверить шаровую опору видео

Шаровая опора есть на любых автомобилях – как на переднеприводных с подвеской типа Макферсон, так и на заднеприводных. Это элемент подвески, с помощью которого ступица переднего колеса поворачивается относительно кузова. Например, на стареньких ВАЗах классической серии присутствует две шаровые опоры – на верхнем и нижнем рычагах. Между ними установлена ступица, к которой присоединены рулевые тяги. Вид у этой детали довольно простой – нижняя часть выполнена в виде толстой шайбы из стали с утолщением шаровидной формы в центре. Внутри это утолщение полое, поэтому туда в процессе изготовления опоры помещается наконечник. С одной стороны он имеет форму шара, с другой же — конус и резьбу на краю.

А теперь постарайтесь представить неприятную картину – шаровая опора разлетается на две части. Что тогда произойдет? Ничего хорошего, так как колесо будет стоять не четко вертикально, а под углом к поверхности и упираться в кузов. И если вам кто-то вдруг расскажет историю, что после того, как распалась шаровая опора, он доехал благополучно до места ремонта, то не верьте этому человеку. Поможет только услуга эвакуатора или замена узла в полевых условиях. Если есть, конечно, он в запасе или в пределах видимости находится магазин с автозапчастями. Но чтобы не попасть в такую неприятность, необходимо следить за состоянием подвески и своевременно выявлять недочеты. Очень важно знать, как проверить шаровую опору самостоятельно.

Первые признаки поломки

Внешний вид шаровой опоры автомобиля

При движении автомобиля слышен небольшой хруст или легкое постукивание – это первый признак неисправности. Особенно он заметен при прохождении поворотов. Очень часто слишком легкий руль или его увеличенный люфт сопровождают стук. Главное – не спутать с поломкой ШРУСов, ведь они при вывернутом до упора руле в начале движения тоже издают неприятный хруст. Если верить книжкам, то шаровые опоры вечные (при условии, что в них всегда есть смазка, а эксплуатация проходит в нормальных режимах). Наверное, такой режим эксплуатации – это лежание на прилавке в магазине.

На деле же в процессе эксплуатации нарушается целостность пыльника. Резина, из которой он изготовлен, постоянно находится под воздействием грязи и воды. Со временем поверхность пыльника высыхает, он покрывается микротрещинами, которые потом превращаются в полноценные дыры. И дальше мелкие частицы попадают внутрь шаровой, постепенно разбивая металл. В итоге вы будете слышать неприятные хрусты и постукивания. По сути, ничего больше и не нужно для выхода шаровой из строя, достаточно постоянного попадания грязи и пыли. А результат такой поломки – это увеличение люфта и вероятность заклинивания. В последнем случае не получится повернуть руль, какое бы усилие вы ни прикладывали к нему.

Первичную проверку шаровой можно осуществить практически «голыми руками»

Диагностирование опоры

Можно выделить два способа проверки – визуальный и механический. В первом случае достаточно только осмотра. В его процессе выявляете на пыльнике трещины, дырки, оцениваете состояние. Если имеются повреждения, то необходимо провести замену резинового пыльника. Более полную информацию о состоянии подвески сможет дать лишь диагностирование механическим путем. Для этого придется использовать яму, подъемник или эстакаду. Сначала попробуйте руками подергать колесо, взяв его за верхнюю и нижнюю часть. Для более точного диагноза потребуется помощь монтировки – устанавливаете ее между ступицей и рычагом подвески. Если люфт есть, вы его сразу же почувствуете.

Последствия выхода из строя шаровой опоры, особенно на скорости, могут быть весьма плачевными

Можно с пальца шаровой опоры извлечь ступицу и проверить люфт. Если проблемы есть, то палец будет легко вращаться вокруг своей оси и из стороны в сторону. В таком случае лучше всего провести замену, причем не вздумайте на новой детали использовать старые пыльники. Замена и проверка шаровой опоры проста, трудностей не должно возникнуть ни у кого. Но если вы ни разу не сталкивались с подобной процедурой, то лучше в первый раз посетите СТО или попросите опытного знакомого помочь. Внимательно посмотрите, как проделывается эта работа, какие инструменты и приспособления необходимо использовать. А вот в следующий раз можно будет заняться этим делом и самостоятельно.

Шаровые опоры – самые недолговечные детали подвески «классики» АвтоВАЗа. Учитывая состояние отечественных дорог, шаровая опора на ВАЗ 2107 – первая деталь, которую приходится менять после определенного пробега автомобиля. У начинающих автолюбителей возникают вопросы как произвести замену шаровых опор и какие шаровые лучше ставить на ВАЗ 2107 .

Конструкция и назначение шаровых опор

Конструкция передней подвески с шаровыми опорами сменила популярный ранее шкворневый механизм и является самой распространенной. Задача этих узлов – обеспечение вертикального перемещения и поворота колеса во время движения. Шаровые опоры постоянно подвержены сильным переменным нагрузкам во время движения автомобиля, а их поломка чревата серьезной аварией. Поэтому к материалу и качеству изготовления шаровых опор предъявляют особые требования. Быстрый износ шаровых во время эксплуатации даже вынудил конструкторов разработать варианты подвески без этого «нежного» узла. Но, как сказано выше, большинство автомобилей (а линейка автомобилей ВАЗ – полностью) включают в конструкцию передней подвески шаровые опоры.

Изготавливаются «шаровые» (как сокращенно называют) в двух вариантах: заливные конструкции и изделия с вкладышем из металлокерамики. Первый тип применяется в верхних, второй – в нижних шаровых опорах. Связано это с разными нагрузками, которым подвергаются вкладыши. В нижних узлах попеременно возникает сжатие и растяжение, в верхних – только сжатие.

Какой фирмы брать шаровые

На российском рынке более 30 компаний предлагают шаровые на ВАЗ 2107 . Из них особенно популярна продукция таких марок:

  • «БелМаг»;
  • «За рулем»;
  • «Трек»;
  • «Кедр»;
  • «Lemfoerder».

Данные марки, согласно отзывам специалистов автосервиса и результатам опроса покупателей, не вызывают нареканий по качеству и пользуются наибольшим спросом. Узлы от других компания занимают не больше 5% рынка этого вида запчастей.

Когда пора менять шаровые

Надежность шаровых опор крайне важна для безопасности, поэтому за их состоянием необходимо тщательно следить и менять при первых признаках неисправности, которые проявляются в следующем:

  • стук во время движения на малой скорости;
  • скрип при повороте руля, исходящий из района крепления колес;
  • неустойчивое удержание курса;
  • неравномерный износ шин;

Срок службы шаровых опор зависит от стиля вождения и состояния дорожного покрытия. Учитывая важную роль узлов, шаровые опоры необходимо осматривать перед дальними поездками, не ограничиваясь лишь проведением регулярного ТО.

При малейших признаках износа шаровую необходимо заменить, так как у изношенной шаровой может вылететь палец, в результате чего колесо вывернется и автомобиль непрогнозируемо изменит траекторию.

Замену шаровых опор можно провести самостоятельно, не привлекая механиков автосервиса.

Что необходимо для замены

Замену шаровых лучше проводить, подняв автомобиль на подъемнике или выставив его на смотровой яме. Это обеспечит свободный доступ к деталям и хороший обзор. Но можно обойтись и без этого.

Потребуются такие инструменты:

  • набор ключей;
  • разводной ключ;
  • съемник для шаровых;
  • молоток;
  • выколотка;
  • растворитель или жидкость WD-40;
  • шприц медицинский;
  • смазка.

Порядок замены шаровых опор

Замена шаровых опор не требует уникальной квалификации и доступна всем, кто умеет обращаться с гаечным ключом. Перед началом работ необходимо вывесить автомобиль на подъемнике или включить «ручник» и поставить противооткатные башмаки.

Порядок снятия такой:


Установка шаровых опор происходит в порядке, обратном снятию. Перед установкой в шаровые (под пыльник) надо заложить смазку. Следует обратить особое внимание на момент затяжки гаек шаровых и на целостность пыльников шаровых опор. При порванном пыльнике между пальцем и вкладышем шаровой опоры попадет грязь и опоры очень быстро выйдет из строя.

Теперь вы знаете, для чего нужны шаровые опоры на ВАЗ 2107, какие лучше покупать и как самостоятельно выполнить замену износившихся шаровых на новые.

За сто с лишним лет, прошедших с момента появления первых автомобилей, в их конструкцию было внесено тысячи изменений. В стремлении к совершенству, разработчики отвергали одни технические решения и заменяли их другими.

Постепенно, шаг за шагом, состоящий из множества узлов и агрегатов, надёжность устройства которых проверена годами. Одним из таких узлов является шаровая опора.

Эта деталь прижилась в конструкции шасси многих машин. Технологически простая и надёжная, она обеспечивает автомобильному колесу высокую степень подвижности. Её исправность одинаково важна для работы и подвески, и рулевого управления.

Что такое шаровая опора в машине

Устройство шаровой опоры легко понять, если посмотреть на размещённый для наглядности рисунок:

В наиболее часто встречающемся варианте исполнения шаровая опора состоит из следующих важных для её работы частей:

  1. Корпус шаровой опоры. Он выполняется из не слишком дорогостоящего металла, обладающего достаточной прочностью и вязкостью.
  2. Вставка из материала, обладающего высокой прочностью, способного выдерживать как ударные нагрузки и стойко противостоящего истиранию.
  3. Яблоко шаровой опоры. Именно эта деталь принимает на себя основные нагрузки.
  4. Стопорное кольцо , фиксирующее яблоко и прочную вставку внутри корпуса.
  5. Конической формы наконечник , через который опора соединяется с поворотной цапфой колеса. Он изготавливается заодно с яблоком.
  6. Пыльник , обеспечивающий защиту важных компонентов узла от попадания пыли и грязи. Внутрь пыльника помещается тугоплавкая смазка.
  7. Резьбовая часть конического наконечника , благодаря которой опора и поворотная цапфа надёжно соединяются.
  8. Фланец с отверстиями под болты. Он изготовлен заодно с корпусом и служит для фиксации всего узла на рычаге подвески.

В результате получается подвижный в трёх плоскостях шарнир. Он не требует обслуживания в процессе эксплуатации, в отличие от применявшихся ранее элементов шкворневой подвески, которые было необходимо регулярно смазывать.

Видео — что такое шаровая опора и для чего она нужна:

Изготовители крепят такой узел к рычагу с помощью специальных заклёпок. Технология ремонта предусматривает их высверливание, чтобы новую деталь можно было установить на болты.

Особенности отдельных конструкций

Как уже было сказано выше, это лишь самый распространённый вариант исполнения шаровой опоры. Но могут быть и, что называется, варианты.

  • разборная шаровая опора.
  • шаровая опора, изготовленная заодно с рычагом.

Для всех вариантов исполнения применяется одинаковая методика обнаружения неисправности.

Видео — как работает шаровая опора при движении автомобиля:

Важно: несмотря на свою простоту и надёжность, шаровая опора имеет ограниченный срок службы. Чем хуже качество покрытия дорог, на которых эксплуатируется автомобиль, тем больше шансов, что деталь раньше времени выйдет из строя. Выход этого важного узла из строя может стать причиной серьёзной аварии. Следует выявлять неисправность на ранней стадии её появления.

Признаки неисправности шаровой опоры

Основными признаками неисправности шаровой опоры принято считать:

  • характерный стук, появляющийся при прохождении поворотов. В некоторых случаях может даже возникать ощутимое биение рулевого колеса;
  • боковое биение колеса, приводящее к износу протектора. В этом случае шина изнашивается неравномерно, как бы клоками;
  • нарушение параметров развала и схождения. Это приводит к равномерному одностороннему износу протектора;
  • возрастание усилия на рулевом колесе;
  • щелчки в подвеске и увод машины в сторону при торможении.

Но проблема в том, что аналогичные симптомы появляются при неисправности и других деталей подвески.

Видео — проверка шаровой опоры на Матизе:

Прежде чем приступать к ремонту, следует убедиться в необходимости замены именно шаровой опоры. Это поможет сберечь немало времени и средств.

Что потребуется для самостоятельной проверки

В ситуациях, когда специализированный сервисный центр по каким-то причинам недоступен, желательно знать, как можно самостоятельно проверить шаровые опоры на своём автомобиле.

Для этого понадобится следующее:

  • подъёмник или смотровая яма. На худой конец можно обойтись и без них, но это серьёзно затруднит проведение обследования;
  • домкрат. Он необходим в том случае, когда нет возможности воспользоваться подъёмником;
  • монтировка. Плоский конец такого инструмента должен легко входить в пространство между поворотной цапфой и шаровой опорой;
  • надёжный подпор. Его размер должен быть таким, чтобы подпор легко устанавливался в пространство между нижней точкой корпуса опоры и полом;
  • комплект гаечных ключей. Их тип и размер выбирается с учётом варианта исполнения узла;
  • съёмник шаровых опор. Его тип зависит от модели автомобиля.

В интернете можно найти информацию с прямыми указаниями на то, какого размера должны быть гаечные ключи и типы съёмников. Иногда такая информация вводит людей в заблуждение. Размер и характер крепежа может отличаться даже для деталей, устанавливаемых на автомобили одной модели. Всё зависит от конкретного производителя запасной части.

Осторожно! Производить работы, если автомобиль стоит на мягком грунте, бесполезно и небезопасно. Диагностика проводится на твёрдом покрытии.

Как проверить шаровую опору самостоятельно

На сегодняшний день наибольшее распространение получила . Шаровые опоры располагаются только в нижней её части. Такой вариант мы и возьмём для рассмотрения.

Для автомобилей, оснащённых подвеской на двух поперечных рычагах, следует применять тот же алгоритм поиска неисправности, с той лишь разницей, что придётся проверять не только нижние, но и верхние шаровые опоры.

Последовательность действий

Проверка шаровых опор производится в следующей последовательности:

1. Предварительно выполняется визуальный осмотр узла. Повреждение пыльника говорит о том, что деталь, скорее всего, придётся заменить. Ради экономии можно попытаться обойтись заменой пыльника. Но такой ремонт не всегда даёт желаемый результат. Попавшая внутрь шарнира пыль губительна для его конструкции. Если внешних признаков повреждений не обнаружено, следует перейти к следующему пункту диагностики.

2. С помощью подъёмника или домкрата автомобиль поднимают и размещают под корпусом опоры приготовленный заранее упор. Лучше всего использовать регулируемую по высоте подставку-треногу. После этого машину немного опускают вниз, создавая нагрузку на шаровую опору. Колесо при этом должно находиться в воздухе и свободно вращаться.

3. Взявшись за верхний и нижний края колеса, его покачивают в вертикальной плоскости. Лучше всего, если при этом кто-то будет осторожно и плавно поворачивать руль. Выработка может дать знать о себе только при определённом положении колеса. Обнаружив люфт, не торопитесь с выводами. Он может быть вызван выходом из строя или слабой затяжкой ступичного подшипника, повреждением сайлентблоков рычага или иными причинами. Это лишь повод для того чтобы перейти к следующему этапу проверки.

4. Вставив плоский конец монтировки в щель между поворотной цапфой и рычагом, давим на рукоять и наблюдаем за деталями шаровой опоры. Если узел исправен, никакого люфта быть не должно. Щелчки или постукивание при нажатии, передающиеся на рукоять монтировки, также сигнализируют о неисправности.

Видео — как проверить шаровую опору и рулевые наконечники:

Окончательный диагноз

Чтобы окончательно убедиться в том, что деталь вышла из строя, придётся разобрать подвеску, отсоединив шаровую опору от поворотной цапфы. Это делается следующим образом:

  • машина устанавливается на подъёмник или домкрат и поднимается;
  • снимается колесо, чтобы обеспечить свободный доступ к узлу;
  • отворачивается гайка, крепящая опору к цапфе. С этим могут возникнуть определённые трудности. Если на наконечнике нет захвата под ключ, он может проворачиваться вместе с гайкой. Приходится вставлять монтировку между рычагом и цапфой и, создавая давление, удерживать наконечник от вращения;

Внимание! Не стоит пытаться извлекать посадочный конус при помощи молотка. Результатом подобного ремонта может стать повреждение исправной детали.

После того как опора извлечена, её состояние проверяют, взявшись за конический наконечник и пошевелив его из стороны в сторону. Шарнир может вращаться свободно, но при отсутствии люфта это не повод считать узел вышедшим из строя.

Видео — как проверить подвеску самому:

Особенно это касается элементов, изготовленных заодно с рычагом. Но если имеется даже незначительный люфт, узел необходимо заменить или, в случае с разборными шаровыми опорами, отремонтировать.

Научившись определять неисправность шаровых опор, автовладелец обезопасит себя от возможных поломок в дороге, и сможет перейти к освоению следующего этапа работ – замене вышедших из строя деталей.

Анализируя , можно сказать, что они могут могут возникать из-за неисправности различных деталей и все их нужно будет проверять.

Смотрите катушка зажигания и как ее проверить.

Как проверить датчик ABS тестером

Видео — замена шаровой опоры на Форд Фокус 2:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто


Выбор полезных принадлежностей для автовладельцев


Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    Сергей

    Зимой не езжу, но освежил свои знания по этому вопросу и нашёл для себя ряд новых моментов. Буду использовать при подготовке автомобиля к дачному сезону.

    Николай

    Прошлым летом менял шаровую впереди слева.Стучала очень сильно уже. Вроде дело не хлопотное, но требует сноровки. В следующий раз самостоятельно менять не буду, доверюсь спецам.

    Андрей

    Летом менял шаровую на семерке, угробил на них два дня, потому что сломал рычаги…в итоге сделал

    Петр

    Ох знакомая тема, не понаслышке. Купил как то автомобиль в половину зарплаты, из тех что продаются «на ходу». Кризис у меня был а машина нужна и приобрел копейку за четыре тысячи на одно лето. Вот осенью у меня шаровая и «слетела» благо при въезде во двор, не на скорости. Поменял и с тех пор слежу за ними более внимательно. Убиться на раз два можно.

    Степан

    Шаровая опора требует к себе особого внимания в эксплуатации авто, из-за повышенного риска, который она несет. Самое слабое место — это пыльник. Если порвался, то опору нужно менять не раздумывая. Проверяют целостность шаровых на домкрате, покачивая колеса. Стуки и люфт говорят о неисправности этого узла.

    Алексей

    Когда «класики» много было на дорогах, часто встречались авто с вырванными шаровыми. Сейчас конечно меньше. Вообще это вещь ответственная в подвеске автомобиля. Нужно за ними внимательно следить. Я всегда при стуках в подвеске заезжаю на яму или на подъемник для проверки подвески.

    Анатолий

    На наших дорогах, да еще и на отечественных автомобилях придется менять шаровые опоры постоянно. Однозначно лучше доверится специалистам во время замены, и приобретать только качественные комплектующие с завода.

    Надежда

    По своему опыту могу сказать, что лучше менять рычаг в сборе. Потому что шаровая в отдельности может немного болтаться в рычаге, который уже эксплуатировался. Мне ее подваривали, дак такой хенд мэйд отвалился через пару недель и снова началось небольшое биение.

    Сергей

    На Калине это болезнь, измучился менять шаровые. Тут вовремя заметить иначе печальные последствия

    Лёха

    10 лет проездил на Ниве — до сих пор эти шаровые снятся. Я к тому, что в современные авто лучше самим не лезть, даже когда речь заходит о чисто механических проблемах. Настоятельно рекомендую обращаться в автосервисы, не надо из себя строить «Великих ПРО», каждый должен заниматься своим делом.

    Олег

    Шаровые опоры менял на двух своих автомобилях, сначала на зубиле — ВАЗ 21083, потом на Шевроле Нива. Занятие не для слабонервных. Правда на зубиле менять было легче, но это все потому, что эксплуатировалась в основном по асфальту. А вот на Шевроле Нива, был геморой, условия эксплуатации самые экстремальные: рыбалка, зимняя охота, грибы и ягоды, да ещё дача с дорогой вброд через речку. Одним словом все приржавело намертво. Поэтому, когда окончательно убедился, что стуки в передней подвеске — это шаровая, пришлось снимать народными методами. ВД 40, не помог. съёмник тоже, только резьбу на нем сорвал. Поэтому пришлось купить газовую горелку и греть узел, только после этого стронул с места. Механику всю делаю сам, но к шаровым зарекся, больше времени потеряешь, чем денег сэкономишь.

    Влад

    Уже как месяц стучит левая сторона, вроде бы как по описаниям получается шаровая опора. Проверю по предложенной Вами последовательности. Спасибо!

    Сергей

    При замене или самостоятельной покупке шаровых опор, нельзя забывать про их качество. Небольшой ценник всегда должен настораживать, хотя товар может быть и хорошего качества. Это так, для любителей покупать по дешевке на рынке по своей не опытности. Желательно приобретать любые запчасти в проверенных магазинах с сертификатом качества, где даже на детали б/у дается гарантия. Так же данный момент касается по обслуживанию в автосервисах.

    Виталик

    Шаровые опоры уже давно стали расходным материалом, таким, как фильтры или свечи. Стоимость их не значительна, особенно на отечественные модели, значит и замена их не бьет по карману. Другое дело, когда речь заходит об иномарочных. Часто бывает, что шаровые опоры конструктивно выполнены в рычаге подвески (чаще всего нижнем) и если шаровая начинает стучать, то это уже замена рычага в сборе. А рычаг может стоить порой даже несколько сот долларов. Именно поэтому такие детали имеет смысл покупать оригинальными — ходят они значительно дольше дешевых аналогов. У меня еще родные стоят, а машине 12 лет!

    Konstantin

    Всех приветствую. По шаровым опорам главное осозновать несколько вещей, это не покупать слишком дешевые аналоги, стараться заменить не самому, а при помощи специалиста с необходимым инструментом, это только с виду делается легко, быстро и просто. Обязательно вскрыть пыльник и набить туда смазки, без фанатизма только. При проверке качанием на стуки и т.п. как советовали выше, не обязательно может быть шаровая, люфт может быть у штока стойки, опорника, рычагов, а также люфт ступичного подшипника. И последнее, не скупитесь на замену шаровых опор, принимайте их как расходники, это уж не так дорого.

    Лёха

    Шаровые мне в кошмарных снах снятся. Когда была «Нива» приходилось менять чуть ли не через каждые три месяца, тем более 90-е годы, качество запчастей зачастую оставляла желать лучшего. У меня с тех времен два ведра ШО осталось. Сейчас качество улучшилось, но настоятельно рекомендую беречь заводские, такие в магазинах не продают. По проверке на неисправность здесь все классно и правильно рассказано, добавить нечего. Но, опять же настоятельно рекомендую за окончательным вердиктом обращаться на СТО. По неопытности можно одну неисправность принять за другую, а подвеска шуток не любит и ошибки не прощает.

    Николай

    Шаровые опоры это расходный материал. Вечного ничего нет и эти детали часто выходят из строя, при наших то, дорогах 🙂 С опытом начинаешь отличать какая деталь подвески выходит из строя. Менял и меняю всегда сам, сложного там ничего нет, главное — сноровка и прямые руки. У меня Нива Шевроле и если выходит из строя одна шаровая, меняю сразу обе — верх и низ. Беру Кедр или Трек, заметил одну особенность, силиконовые пыльники рвутся быстрее, чем резиновые. Хотя пишут, что первые надежнее. При замене съемником пользовался пару раз, мне проще выбить палец дедовским способом. Бьём не по пальцу сверху, а резким ударом в торец посадочного места, сбоку. Тяжелый молоток, мощное тупое зубило — вот и весь инструмент. Палец выскакивает после первого, второго удара.

    Иванович

    Неисправность шаровых опор в автомобиле, как говорится характерный стук, практически хруст, всегда покажет. А если дело по неисправности зашло далеко, то услышишь его на поворотах и неровной дороге и на руле. Мне приходилось покупать жигули, когда уже на второй день при покупке из автосалона, опора начинала клацать. Менял там же в салоне, оказывается стояла опора бракованная. При подборе опоры на замен, слесарю пришлось выбрать одну из нескольких. В неисправных невозможно было сдвинуть с места наконечник опоры. И так бывает.

    Сергей

    Симптомы повреждения шаровой следующие:
    При преодолении неровности на малой скорости слышен шум подвески, правда зимой это не показатель неисправности шаровых опор.
    Появление люфта в опоре, что очень опасно.
    Неравномерный износ передних и задних шин.
    Скрип при повороте рулевого колеса.
    Есть два способа проверки шаровых: 1 – на слух. Для этого нужен товарищ, раскачивающий авто с выключенным движком. Необходимо прислушаться к звукам от подвески в месте расположения шаровых.
    2 – проверка на качение. Поднять авто на домкрате и выжать тормоз. Раскачивать по очереди колеса на предмет люфта.
    Есть правда опоры со специальными отверстиями, через которые можно замерить износ пальца.

    Андрей

    Никогда не доверял свою безопасность непрофессионалам, застучало — залюфтило — езжай в сервис. Замена шаровой стоит копейки 🙂

    Дмитрий

    Шаровая опора необходима в устройстве современного автомобиля. Казалось бы простая деталь, но она обеспечивает высокую подвижность колесу.

    Сергей

    На шаровую опру автомобиля приходятся очень большие нагрузки, именно поэтому она часто «летит». И чаще всего мы узнаем о том, что ее пора менять когда слышим ее стук, что говорит о том что зазор между наконечником и корпусом шаровой уже значительно увеличен.
    Все мы, особенно в советское время видели машины с развалившейся шаровой. Если это произошло на скорости, то и последствия соответственные. Именно поэтом за ними надо следить.
    Чтобы дольше сохранить шаровые опоры, необходимо не носиться по неровностям, выбираю скоростной режим соответственно дороге. Необходимо следить за состоянием пыльника шаровой., если он порван необходимо его менять, а лучше и шаровую, ведь вы не знаете сколько пыли и грязи уже в нее попало. Шаровую проверяют на наличие люфта для чего надо заехать на эстакаду. Первый симптом износа шаровой – это выворачивание колеса на внешнюю сторону.
    Какую вы поставите опору взамен вышедшей из строя – это дело личное, но не гонитесь за дешевыми, ваша жизнь дороже. Я меняю их сам, и считаю самыми надежными «ТРЕК». Но это для Нивы Шевроле. Для иномарок считаются неплохими Lemforder, Sachs, HI-DRIVE. Для Хонды знаю, ставят шаровые опоры собственного производства, однако стоят они около 200$. Хорошими считаются шаровые: 555, Febest, Masuma, CTR, однако повторюсь, здесь дело опыта, и если его нет, то вперед на сервис.

    Лора

    Сама проверкой ШО не занимаюсь, хотя принцип представляю, характерные признаки неисправности тоже. Главное — постоянно следить за состоянием, не стесняться обратится в автосервис при малейших подозрениях на проблему…

    Анатолий

    Кроме иномарки у меня имеется и отечественный автомобиль — жигули семерка. Когда я ее только купил, то еще не доехал от места продажи домой, услышал клацанье с правой стороны автомобиля, характерное для неисправности шаровой опоры. Удивился конечно сильно, еще не ездил а как говорится приехал. На следующий день возвратился к продавцам, не хотели, но всё таки заменили опору. При установке мне вынесли несколько опор и вместе с мастером мы выбрали исправную. Проездил вот уже 80 тыс. км опора работает хорошо. Оказывается бракованные изделия поставляют на заводскую сборку, как минимум каждая третья опора брак.

    Кирилл

    Шаровая опора — головная боль многих автовладельцев, особенно отечественного автопрома. Еще с советских времен помню стоящие на дороге жигули с вывернутым колесом. Лично я сейчас езжу по проселку в основном на Ниве, поэтому нагрузки на шаровые здесь очень большие. Всегда маеняю шаровые на отечественных машинах сам. Уже приспособился — довольно быстро, все что нужно ключи, гаражная яма, домкрат и сьемник, в наличии. Всегда проверяю состояние пыльника, вывернулся или порвался — шаровая под замену, это мой принцип. Снимаю довольно легко: сьемником поднапряг и резкий удар молотка, шаровая выскакивает. Поддерживаю Сергея, не надо гнаться за дешевизний, ставлю только «ТРЕК», убедился в надежности не раз. Особо модным и навороченным не доверяю.

    Сергей

    Проверять шаровую на слух достаточно сложновато, тому есть причины возникновения стука по другим причинам – к примеру износ сайлент блоков и перечесть можно еще множество, так же биение руля может происходить от ослабления тяги.

    Олег

    Я контролирую шаровую по трем признакам.
    1. при преодолении полицейского со скоростью около 30 км/час слышен стук.
    2. колесо начинает люфтить и возможен завал авто.
    3. скрип при повороте руля.
    Косвенным признаком является заметная разница в износе передней и задней шины.

    Виталий

    Шаровые на своей восьмерке менял несколько раз, самостоятельно. Когда видишь на дороге авто с вывернутым колесом, поневоле задумаешься и начнешь внимательно следить за их состоянием. Я часто езжу по щебенке и у меня любой посторонний шум вызывает желание проверить шаровые. Однако шум и стуки в районе колеса не всегда признак выхода из строя шаровой. Это может быть и рулевой наконечник. Поэтому всегда вывешиваю колесо и проверяю люфт пальца шаровой. после чего принимаю решение менять или искать причину дальше.

    Дмитрий

    Конечно замена шаровой у официалов дороговато, а процедура в принципе простая! Есть гаражные спецы, которые за скромную сумму заменят изношенный узел, я так поступаю уже давно, никогда не было никаких претензий! Может быть я и не прав?

    Анатолий Макаров

    Ходовая часть автомобиля, тем более отечественного, требует от водителя всегда заботы и внимания. Когда, сидя за рулем, начинаешь понимать, что там под тобой, внизу автомобиля, что-то работает не так, а сам ты уже не можешь понять, что не так, быстро обращайся в службу сервиса и делай диагностику ходовой части автомобиля. Шаровые опоры, то на чем крепится колесо, на них надо обращать особое внимание. Я стараюсь одновременно заменить все узлы ходовой, и тогда несколько лет езжу без проблем.

    Олег

    Проверить шаровую опору не сложно, гораздо сложнее ее будет заменить, даже на новой машине не говоря уж о старой.
    Я обычно проверяю ее в гараже, благо у меня есть смотровая яма. Конечно можно и без ямы, но тогда затруднен доступ к днищу авто.
    Дальше ставлю машину на ручник, включаю нейтралку и обязательно упоры под задние колеса.
    Поддомкрачиваю колесо и берусь одной рукой вверху шины, а другой внизу. Пробую шатать колесо вверх и вниз. Если слышен стук, пусть даже едва заметный и люфт, то стараюсь не тянуть с заменой шаровой. На трассу выезжать опасно с таким дефектом. Если все тихо и нет люфта, перехожу к следующему колесу.
    Можно проверить и по другому – надо штангельциркулем сделать замер в середине шаровой между торцом пальца и отверстием в середине шаровой. Для Шеви Нива, например этот размер не более 12 мм, у многих иномарок он указан в руководстве по эксплуатации.

    Иванович

    К ходовой части своего автомобиля Жигули у меня особое отношение. Когда был молодым, то на аналогичных отечественных машинах, на ходовую систему автомобиля обращал внимание, только когда появлялись реальные проблемы, появлялся стук, скрип, тяжелее вращался руль и другое. Замену или ремонт, также проводил только отдельных узлов и деталей. Сейчас стараюсь каждые два, три года, как правило, перед зимним сезоном использования автомобиля посетить автосервисное предприятие, сделать полное обследование ходовой части, и при выявлении неисправностей отдельных узлов и деталей, заменить их, устранив сразу все неисправности, после такого ремонта два три года комфортной езды обеспечено. Хочу сказать, что проведя такой ремонт, обязательно делаю регулировку развала и схождения колёс. В сервисных организациях в настоящее время имеется прекрасное оборудование, позволяющее делать компьютерную диагностику и регулировку. Вот только что, в начале месяца проделал такую работу, автомобиль управляться стал как новый, легко, приятно, без вибраций и всяких там постукиваний. Советую и вам подходить к обслуживанию ходовой автомобиля комплексно. Не только автомобиль запоет, но и ваше сердце.