Принцип работы турбины. Как работает турбонаддув в автомобиле

Турбонаддув представляет собой разновидность наддува, позволяющий подавать воздух в цилиндры ДВС под высоким давлением, которое обеспечивается высвобождаемой от сгорания топлива энергией выхлопных газов.

За счет турбонаддува повышается рабочая мощность двигателя, при этом не увеличивается внутренние объемы цилиндров двигателя и количество оборотов, совершаемых коленвалом. Кроме всего прочего турбонаддув позволяет снизить прожорливость двигателя, а также уменьшить токсичность газов благодаря более эффективному сгоранию топливовоздушной смеси.

Турбонаддув довольно широко используется на ДВС, работающих как на бензине так и на дизтопливе. При этом использование системы турбонаддува на дизелях считается более выгодным благодаря высокому показателю сжатия ДВС и малой частоте оборотов коленвала.

В бензиновых двигателях высока вероятность возникновения детонирующего эффекта вследствие значительного увеличения количества оборотов двигателя и высокого температурного режима газов при сгорании топлива (до 1000 °C, у дизеля лишь 600 °C).

Устройство системы турбонаддува

Система турбонаддува состоит из следующих элементов:

  • воздушный заборник и фильтр;
  • дроссельная заслонка;
  • турбинный компрессор;
  • интеркулер;
  • коллектор впускной;
  • соединительные патрубки;
  • напорные шланги

Турбинный компрессор (нагнетатель)

Основной элемент устройства турбонаддува, который предназначен для увеличения рабочего давления воздушной массы в системе впуска. Турбокомпрессор состоит из турбинного и компрессорного колес, которые установлены на роторном валу. Все элементы турбокомпрессора находятся в специальных защитных корпусах.

Турбинное колесо используется для переработки энергии, выделяемой отработанными газами. Колесо и его корпус изготавливаются из высокопрочных и жароустойчивых материалов - стальных и керамических сплавов.

Компрессорное кольцо применяется для всасывания воздушной массы, с дальнейшим ее сжатием и нагнетанием в цилиндры ДВС .

Кольца турбокомпрессора установлены на роторном валу, который совершает вращательные движения в плавающих подшипниках. Для более эффективной работы подшипники постоянно смазываются маслом, которое поступает по канальцам, расположенным в подшипниковом корпусе.

Интеркулер

Интеркулер - воздушный или жидкостной радиатор, который применяется для своевременного охлаждения предварительно сжатого воздуха, вследствие чего происходит увеличивается давление и плотность воздушного потока.

Регулятор давления наддува

Ключевым элементом управления турбонаддувом является регулятор давления наддува, который по сути своей является перепускным клапаном. Основным назначением клапана является сдерживание и перенаправление части вырабатываемых газов в обход турбинного колеса для снижения давления наддува.

Перепускной клапан может быть оснащен приводом электрического или пневматического типа. Активация клапана происходит вследствие приема сигналов от датчика давления.

Предохранительный клапан

Клапан предохранительный используется для предотвращения скачков давления воздушной массы, которое часто возникает при быстром закрытии дроссельной заслонки. Избыточное давление либо стравливается в атмосферу, либо переподается на вход компрессора.

Принцип действия турбонаддува

Система турбонаддува использует энергию газов, которые образуются при сгорании топлива. Газы обеспечивают вращательные движения колеса турбинного типа, которое в свою очередь запускает компрессорное колесо, отвечающее за сжатие и нагнетание воздушной массы в систему. Далее происходит охлаждение воздуха при помощи интеркулера и подача его в цилиндры.

Очевидно, что хотя турбонаддув механически никак не связан с коленвалом двигателя, однако его работа и ее эффективность находится в прямой зависимости от скорости вращения коленчатого вала . Чем выше обороты двигателя, тем эффективнее работает турбонаддув.

Несмотря на свою практичность и эффективность, система турбонаддува имеет некоторые недостатки. Ключевым из них является появление турбоям - задержка в увеличении мощности ДВС.

Подобное явление проявляется вследствие инерционности системы - задержки в увеличении давления наддува при достаточно резком нажатии на газ, что может привести к разрыву между требуемой мощностью двигателя и производительностью турбины.

Для устранения эффекта турбоямы используются три основных метода:

  • Использование системы с двумя (и более) турбокомпрессорами. Турбины могут устанавливаться параллельно - это допускается на двигателях V-образного типа. При этом каждая турбина устанавливается на свой ряд цилиндров. Идея данного метода в том, что две турбины меньшего размера обладают более низкой инерционностью, чем одна большая турбина. Турбины так же могут устанавливаться и последовательно, причем их может быть от двух до четырех (Bugatti). Увеличение производительности и максимальная эффективность турбонаддува в этом случае достигаются за счет того, что при разных оборотах двигателя используется свой турбокомпрессор.
  • Использование турбины с изменяемой геометрией . Подобный метод обеспечивает более рациональное использование энергии отработанных газов за счет изменения площади сечения входного канала турбины. Данный метод весьма часто используется на дизельных двигателях, например всем известная система TDI от Volkswagen.
  • Использование комбинированного типа турбонаддува . Данный метод позволяет применять симбиоз двух систем - механического и турбинного наддува. Механический наддув эффективен на малых оборотах коленвала, при которых сжатие воздуха обеспечивается нагнетателем механического типа. Турбонаддув применяется при высоких оборотах коленвала, где функцию нагнетания воздуха берет на себя турбинный компрессор. Наиболее распространенной системой комбинированного наддува является наддув двигателя TSI от Volkswagen.

Что такое турбокомпрессор, принцип действия, из чего состоит турбина и для чего он нужен. Как помогает турбина вашему автомобилю. Вся информация в нашей статье.

Что такое турбокомпрессор, из его состоит и как работает. Подробная статья на тему устройства турбины и принципа действия. Какие бывают неисправности и проблемы при эксплуатации турбин, почему нельзя ремонтировать своими руками и многое другое.


Устройство турбокомпрессор в машине - что это такое

Предназначением такого автомобильного устройства, как турбокомпрессор является создание такого давления воздушных потоков в полости коллектора впуска, которое впоследствии позволяет отработавшим газам насытить топливно-воздушную смесь, необходимым, для осуществления горения, элементом - кислородом.

Это позволит развить силовой установке, расположенной в подкапотном пространстве, требуемую мощность. Величина этой мощности зависит от изменения положения дроссельной заслонки, находящейся в топливной системе. На нее, в свою очередь, производит воздействие акселератор, более известный, как педаль газа. Получение высоких показателей мощности, возможно, другими способами.

Повышение числа цилиндров двигателя, вследствие чего увеличивается объем мотора. Помимо этого можно увеличить объем самих цилиндров, что также приведет к увеличению объемных параметров камер сгорания топлива.



Однако эти варианты являются не очень приемлемыми, поскольку потребление топлива, а также количество выбросов выхлопных газов в атмосферу значительно увеличатся. Поэтому установка турбины является, на данный момент, самым оптимальным вариантом, позволяющим получить хорошие мощностные показатели двигателя внутреннего сгорания, при этом сохранив на прежнем уровне или даже преувеличив экологические и экономические результаты.

Подшипниковый узел - представляет собой корпус, вылитый из стали обеспечивающий место расположения плавающих подшипников на поверхности валов. Скорость вращения данной системы может достигать отметки в 170 000 об/мин. Агрегат обладает сложным геометрическим устройством системы охлаждения. Требования, предъявляемые к данному узлу: сопротивление износу, деформации и коррозии.



Колесо турбины - оно расположено в полости корпуса турбоустановки и имеет штифтовое соединение с крыльчаткой компрессора. Температура среды, в которой эксплуатируется данное изделие, достигает величины в 760 градусов Цельсия. Поэтому сплавы материалов, из которых оно выполнено, обладают высокой прочностью и стойкостью. Также изделия проходит этап покрытия поверхности сплавом из никеля.

Перепускной клапан - управление им осуществляет пневматический привод. Его назначение заключается в том, что бы обеспечить безопасной работы турбины и предотвратить перегрев элементов. Когда давление повышается до недопустимой величины, клапан обеспечивает отвод определенного количества воздушной массы по пути, проходящему за пределами турбины. Этот элемент обеспечивает защиту мотора внутреннего сгорания от получения избыточного давления в камерах сгорания. Это помогает предотвратить перегрузку двигателя.

Кожух турбированного устройства - материалом изготовления этого агрегата является сфероидированный сплав из чугуна. Тепловое воздействие не грозит изделиям, выполненным из этого материала. Обработка корпуса производится в полном соответствии с формой лопастей, расположенных на крыльчатке. В качестве установочной базы крепления турбины используется фланец впуска. Основными качествами, которыми должен обладать турбоагрегат:

  1. Ударная прочность.
  2. Антиокислительная стойкость.
  3. Прочность.
  4. Стойкость к жару.
  5. Возможность легкой механической обработки.

Подшипники скольжения специальной модификации - Высокие температуры, на которых им приходится работать, не сказываются на износе и долговечности работы подшипников. Также, на этапе производстве, большое внимание уделяется точности изготовления протоков масла и стопорных колец. Поглощение осевого давления осуществляется с помощью гидродинамического подшипника. На завершении производства подшипников скольжения проводится этап калибровки и центрирования.

Корпус компрессорный- он состоит из одного цельного элемента. В зависимости от типа, его производят с использованием сплавов алюминия. Литье может быть выполнено вакуумным способом, либо песочным. Конечным этапом является обработка, с помощью которой достигаются нужные габариты, необходимые для обеспечения корректного функционирования детали.

Колесо компрессора - так же как и кожух его, выплавляется из алюминия. Однако крыльчатки, которые размещённые на нем, в связи с большими показателями нагрузки и температуры при функционировании, выполняются из титанового сплава. Для обеспечения оптимального функционирования компрессорной установки, необходимо, что бы лопасти крыльчатки были выполнены с высокой точности и пошли повышенную механическую обработку. На конечном этапе происходит расточка и полировка, что позволяет повысить коэффициент сопротивления усталости. Располагается крыльчатка в центре вала. Основными требованиями, предъявляемые ко всем элементам компрессорного колеса является: способность сопротивляться растяжению и коррозии.

Компрессор турбоустановки плотно закреплен с выпускным коллектором силовой установки с помощью болтового соединения. Выхлопные газы из выпускной системы попадают в турбинный корпус с помощью специально отведенных каналов и производят раскрутку турбины, работающей по принципу газотурбинного двигателя. Вал осуществляет соединение турбины компрессорной установкой, расположенной на стыке воздушного фильтра и впускного коллектора.



Выхлопные газы попадают на поверхности лопаток турбины, тем самым осуществляя ее вращение. Чем больше объем потока выхлопных газов, тем выше скорость вращения турбоустановки. Компрессорная установка по типу напоминает насос центробежного действия.

Работа его осуществляется следующим образом: отработанные газы попадают на поверхности лопастей крыльчатки, после чего происходит разгон их в сторону центра компрессорного колеса и дальнейший выход их по воздухопроводам в полость впускного коллектора.

Который в свою очередь обеспечивает попадание их в цилиндры двигателя. Компрессор осуществляет сжатие воздуха и организацию последующего поступление его в рабочие камеры цилиндров.

Какие бывают неисправности и проблемы при эксплуатации турбин

Утечка масла из полости турбокомпрессора приводит к его сгоранию в цилиндрах двигателя. Проявляется данный дефект выбросом отработавших газов сизого оттенка в атмосферу при разгоне автотранспортного средства. На постоянной частоте вращения коленчатого вала это не наблюдается.

В рабочих камерах цилиндров силовой установки сгорает обогащенная топливно-воздушная смесь. Это явление наблюдается, когда происходит утечка части воздушной массы в одном из следующих элементов: воздушная магистраль или интеркулер. Также недостаток кислорода в смеси с топливом, может не хватать, поскольку система управления турбина неисправна либо вышла из строя. Признаком эту является выброс черных отработанных газов и трубы выхлопа.

Признаками того, что корпус турбины треснул или деформировался по причине касания лопастями поверхностей корпуса турбоустановки, является появление характерного скрежета во время работы турбокомпрессора.

Корпус оси турбины может за коксоваться и работа систем смазки поэтому может быть нарушена. Об этом свидетельствуют подтеки масла на поверхности турбинного корпуса, на стороне, где расположен компрессор.

Видео: какие бывают неисправности турбины

  • "Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры". Автор А.Б. Баренбойм
  • "Турбокомпрессоры". Автор Д.Н. Мисарек
  • "Турбокомпрессоры дизелей". Автор Межерицкий А.Д.

Принцип действия турбины ТГМ6

В ТГМ6 установлен турбокомпрессор марки ТК-30. Его принцип работы заключается в прохождении по каналам коллекторов выхлопных газов, последующее поступление их в турбированный компрессор. Внутри него движение осуществляется по сопловому аппарату, расположенному перед дисковыми лопастями.

Благодаря этому движению отработанных газов, ротор набирает частоту вращения вала пропорционально объему воздушного потока. Этот объем зависит от мощности всасывания компрессорного колеса, который в свою очередь работает по сигналу органов управления. После этого нагнетаемые газы поступают в воздухоохладительный агрегат, а после во впускной коллектор, который производит их распределения в полости цилиндров двигателя.

Турбокомпрессор на автомобиль ВАЗ

Установленный, на автомобиле ВАЗ, турбокомпрессор, говорит о том, что автомобиль подвергался тюнингу и дополнительной модернизации. На них устанавливаются разные варианты турбокомпрессорных установок, однако самый распространённый турбокомпрессор имеет маркировку TD04HL.

Он устанавливается на двигатели, объем которых от 1.5 литра до 2.0. литров. При достижении давления избытка 1 бар, возможно достижение крутящего момента, равного 300Нм. Мощностные параметры также увеличиваются до 250 л.с.



Турбокомпрессор обладает следующими техническими параметрами. Рабочее число оборотов находится в диапазоне от 30 до 120 тыс. об/мин. Степень сжатия на максимальных оборотах достигает отметки в 2.9. Расходуемый воздух - 0,26 кг/с.

Максимальная температура газов, перед попаданием в полость турбины, равно 700 градусов. Масло при выходе может иметь давление от 0.3 до 7 МПа. Масса турбины не превышает 9,8 кг. Чтобы осуществить установить установку турбины на автомобиль Камаз, необходимо обладать следующим ремонтным комплектом: 4 шпильки, металлические прокладки, коллекторную прокладку и прокладку для трубы, по которой подводится масло.

Где купить турбокомпрессор и какая цена в Москве

Продажа турбокомпрессоров в Москве осуществляется во многих магазинах и рынках. В зависимости от, предъявляемых покупателем, требований к турбоустановке, цены на них могут сильно отличаться. Самый известный магазин по продаже компрессоров - это Турбоост.

Он занимается поставкой высококачественных агрегатов, на которые дается гарантия в 1 год. Цены варьируются от 20 000 до 70 000 рублей. Качество турбин, продаваемых на рынках и не специализированных точках продаж, вызывает сомнения. Однако и цены там, в среднем на 5-15 тысяч меньше на аналогичные товары, чем в оригинальных магазинах.

Почему нельзя ремонтировать своими руками

Турбина требует своевременного технического обслуживания и использования, качественных горюче-смазочных материалов и фильтров. На заводе-изготовителе изделия проходить несколько этапов контроля качества и соответствия размеров заданным параметрам.

Работа турбированного устройства напрямую влияет на динамические качества автотранспортного средства. Если ремонтировать турбину своими руками, можно деформировать ее элементы или засорить их посторонними предметами.

Это может вызвать некорректное функционирование и последующий выход их строя турбоэлемента. При резком ускорении автомобиля при обгоне или маневрировании, выход из строя турбины может подвергнуть опасности участников дорожного движения.

Предназначением устройства конденсации является: осуществление создания и последующего поддержания наиболее низких показателей давления отработавшего пара на выпуске из турбины, а также осуществление конденсации и возврата его в полости питающих систем паровых агрегатов. Принцип действия заключается в том, что кинетическая энергия получается путем преобразования потенциальной энергии сжатых и нагретых паров воды в лопатках парового колеса.

После этого происходит преобразование полученной кинетической энергии в механическую. Вследствие этого увеличивается частота вращения турбинного вала парового агрегата.

Физика движения отработанных газов может меняться с помощью переменного сопла. Работа его напоминает принцип действия щипцов. При движении автотранспортного средства в различные моменты необходимо получение отличающихся параметров мощности. Для этого и создали систему, которая изменяет геометрию движения воздушных потоков в турбине.

Данная система оснащается вакуумным приводом, направляющими лопатками, и механизмом управления. Принцип действия заключается в том, что изменение положения направляющих лопастей и потока движения выхлопных газов осуществляется по средствам смены угла сечения, по которому проходят газы выхлопа. Тем самым на выходе получается давление, которое обеспечивает получение производительного мощностного параметра.

Читая описания новых спортивных моделей от того или иного автопроизводителя, часто встречаешь термин "турбонаддув". Турбокомпрессоры, динамика, скоростные качества - это одна из самых будоражащих тем для каждого автолюбителя. Можно много говорить о респектабельности и комфорте, но классный спорткар просто притягивает к себе взгляды.

Давайте рассмотрим, в чём заключается главная особенность и как работает турбонаддув?

Различные производители постоянно внедряют новые технологии, направленные на повышение производительности двигательных агрегатов. И надо признать, что есть определённый прогресс, так как появляется всё больше и больше новых технологий. Хотя при этом многие признают, что суть остаётся та же.

Технология "наддува"

Термин "наддув" обозначает процесс повышения свежего заряда топлива в двигателе внутреннего сгорания, благодаря искусственному повышению давления. Данная технология предназначается в первую очередь для повышения мощности. При самых удачных раскладах, показатель улучшается до 45%.

Наиболее распространённым является так называемый агрегатный наддув, известный в широких кругах как "турбонаддув". И ключевым элементом в данном случае является турбокомпрессор.

Правда механический компрессор постепенно уходит в прошлое, вместо него производители применяют турбину.

Он основывается на более продуманной утилизации отработанных газов. Их энергия за счёт нагнетания давления используется для повышения мощности. В итоге удаётся заметно повысить производительность.

При работе в двигателе сгорает топливо, за счёт чего вырабатывается энергия для движения. Однако выхлопные газы после этого просто выходят наружу. Турбонаддув позволяет использовать их для повышения мощности.

Для этого используется турбина.

    Газы попадают на крыльчатку, приводя её в движение.

    На одном валу с ней располагается компрессор, который непосредственно нагнетает давление в цилиндрах.

В обычной системе воздух попадает естественным путём, за счёт разрежения при открытии поршня.

Искусственное нагнетания приводит к тому, что внутрь цилиндра попадает больше воздушно-топливной смеси. А это в свою очередь приводит к выработке большей мощности при сгорании. Именно так работает турбонаддув в машине.

Агрегатный турбонаддув предназначается исключительно для того, чтобы повысить мощность двигателя и его КПД.

Технология применяется в тех случаях, когда требуется сделать мотор более мощным, сохраняя при этом его габариты и размеры. Главное достоинство заключается в том, что повышается мощность без повышения оборотов двигателя.

Компрессор позволяет искусственно нагнетать давление в системе, за счёт чего увеличивается объём сгораемого топлива, и соответственно повышается мощность. Автомобиль начинает на тех же оборотах двигаться гораздо быстрее.

Недостатки турбонаддува

У турбокомпрессора есть и свои минусы. За скорость необходимо платить. В первую очередь, конечно, это выражается в расходе топлива. В зависимости от регулировки наддува и особенностей той или иной модели расход топлива может значительно возрастать.

Повышенная мощность и увеличенный объём сгораемого топлива приводит к тому, что температура при такте сжатия повышается в разы. Это в свою очередь создаёт опасность возникновения детонации. И чтобы избежать этого требуется установка дополнительных элементов - промежуточных охладителей, регуляторы степени сжатия и т.д.

Система включает в себя несколько элементов:

    Турбокомпрессор;

    Интеркулер;

    Регулировочный клапан (поддерживающий заданное давление);

    Перепускной клапан;

    Выпускной коллектор.

Также современные системы турбонаддува оснащаются многочисленными датчиками, позволяющими лучше контролировать весь процесс.

Многие производители сейчас устанавливают свои собственные версии турбонаддува, в том числе и на дизельные версии. В целом они демонстрируют довольно неплохие результаты. Автомобилисты при покупке получают возможность выбрать ту версию, которая им подходит больше всего. Это касается не только наличия дополнительных опций, но и двигателя. Производители же постоянно работают над повышением эффективности - снижение расхода топлива и одновременное улучшение динамических характеристик автомобиля.

Видео

Подробнее о работе турбины смотрите следующий видеоматериал:

Часто новички мне задают вопрос – а как работает турбина? Конечно же, это применительно к машинам (однако они применяются много где). Интерес к этому агрегату растет день ото дня, все потому что сейчас на рынок выходит все больше турбированных моторов. Обусловлено это увеличение производительности, а также экологическими нормами. Как не прискорбно, но думаю — через лет так скажем 10 – 15, обычных атмосферников уже и не останется …


Для начала небольшое определение.

Турбина автомобиля – это агрегат, который призван повысить производительность двигателя внутреннего сгорания, за счет увеличения крутящего момента – следовательно, и лошадиных сил. Даже при малом объеме такая силовая установка может обойти обычный атмосферный двигатель большего объема.

Как видите устройство «вроде как» полезное, причем оно поднимает , примерно на 10 – 20%, что очень существенно!

Если сказать простыми словами — то при малом объеме, мы получаем больше мощности!


Отличить обычный и турбированный двигатель, можно даже на слух, достаточно запустить их и послушать. Турбина издает небольшой свист, который будет все сильнее, если обороты двигателя растут. Если положить руку на сердце, турбину, возможно установить на любой обычный атмосферный двигатель, главное правильно ее настроить, поэтому для начала давайте вспомним обычный вариант.

Двигатель внутреннего сгорания – атмосферный

Принцип давно уже изучен и я бы сказал «избит»! Большинство моторов имеют четырехтактный цикл, конечно есть и двухтактные, но они на автомобилях применяются редко. Как мы можем знать, работа основана на компрессии, вот почему это такой важный показатель, и он должен быть всегда в норме.

ИТАК (4 такта):

1 такт – поршень идет вниз, открываются впускные клапана и в цилиндры поступает воздушно-топливная смесь.

2 такт — сжатие – поршень идет «максимально» вверх, сжимая смесь.

3 такт – воспламенение – сжатая смесь воспламеняется от свечей зажигания, происходит мини взрыв, который толкает поршень вниз.

4 такт — выход отработанных газов – открываются другие клапана, которые выводят эти газы, выталкивает их поршень, который также идет наверх.


Эта «классика» работает вот уже много лет, с момента основания двигателя внутреннего сгорания. Сразу хочется отметить мощность у такого классического строения – повышается за счет увеличения объема цилиндров. ТО есть двигатель объемом в 1,4 литра будет заведомо слабее, чем вариант в 2,0 литра. Но относительно недавно (если брать историю моторостроения), появились первые турбины, которые устанавливаются на этот классический двигатель, и меняют расклад сил.

Как работает турбина?

Завораживающее слово «ТУРБО», для многих мальчишек это просто предел мечтаний – некоторые так и хотят прокачать свою ПРИОРУ и «лихачить» по городу. Однако чтобы тюнинговать свой автомобиль, нужно знать устройство турбины.


Итак – основная задача, этого аппарата нагнетать в двигатель как можно больше воздуха. Я бы даже сказал нагнетать с силой!

Для чего это делается – как мы уже поговорили сверху, поршни приводятся в движение за счет сжигания воздушно – топливной смеси, которая поступает в цилиндры. Чем больше ее поступило, чем больше мощность может развить силовой агрегат. Сам мотор может засосать ограниченное количество воздуха – вот бы было хорошо, если бы кто-то его туда закачал в большем объеме!

И этим как раз и занимается турбина. Она раскручивается до безумных значений, порядка 200 – 240 000 оборотов в минуту. И под давлением подает максимально много воздушной смеси в цилиндры двигателя. Это означает что при одинаковом объеме, можно сжигать намного больше этой смеси, что напрямую передается и мощности!

Если взять строение турбины – то здесь можно выделить две крыльчатки .


Первая вращается от давления отработанных газов, которые идут через глушитель, к ней жестко подсоединен вал.

Вторая крыльчатка, также сидит на валу, только с другой стороны и ей передается это вращение. Она начинает засасывать воздух (если хотите как пылесос), и под давлением нагнетать его в двигатель.


Вал, на котором сидят две крыльчатки (условно назовем их «горячая» и «холодная»), имеет подшипники, которые смазываются маслом двигателя (помимо смазывания, оно забирает и лишнюю температуру), чтобы масло не уходило в отсеки с крыльчатками, за подшипниками есть специальные изоляторы, которые тормозят его расход.


Как видите принцип работы очень простой. Если все же не поняли, посмотрите мое видео с разъяснением.

Турбо-яма

Минусом работы турбированного агрегата, является такое явление как «турбо-яма» (). При низких оборотах турбина раскручивается не сильно, а поэтому не способна нагнетать большое количество воздуха. Если вы резко давите на педаль газа — то нужно какое-то время чтобы отработанные газы дошли до крыльчатки турбины и раскрутили ее! Однако пройдет немного времени, 1 – 2 секунды, прежде чем произойдет «выстрел» динамики.

В народе это явление называется турбо-ямой, то есть прежде чем резко ускориться, нужно подождать 1 или 2 секунды, пока раскрутится турбина.

Конечно, сейчас есть такое понятие как – к обычной турбине подсоединяют еще одну, как правило – механическую (а с недавнего времени и ), которая работает на низких оборотах, нагнетая нужное количество воздуха на низах, затем когда обороты вырастают, включается основная. Таким образом, турбо – яма побеждается.


Про него также у меня есть статья (). Воздух, который нагнетается в цилиндры, под «бешеными» оборотами крыльчатки – нагревается. А при нагреве падает плотность и концентрация кислорода. Чтобы его охладить применяется такое устройство как – интеркуллер, он охлаждает поток, делая его более плотным, что положительно сказывается на производительности.


Минусы турбин

Минусы у этого агрегата также существенны:

1) Это более частая замена масла, потому как подшипники очень требовательны к качеству смазки (все же там просто огромные обороты).

2) Ресурс не такой большой, обычно ходят по 150 000 километров.

3) Дорогостоящий ремонт, если менять на немецком автомобиле, то это примерно от 70 000 рублей.

4) Топливо – с турбиной нужно заправляться высокооктановыми бензинами, не ниже 95, что «бьет» по кошельку.

5) Охлаждение турбины – старые варианты таких устройств, нужно было правильно охлаждать. Иначе если вы просто заглушите машину, то от перепада температур, крыльчатку просто может «покоробить», далее ремонт. Поэтому, они не дают двигателю сразу заглохнуть, а несколько минут работают на низких оборотах – охлаждая крыльчатку.

Вот такой вот агрегат эта турбина, из сегодняшней статьи вы поняли – как она работает, теперь вы «подкованы».

НА этом заканчиваю, думаю было интересно.

В России панически боятся турбированных моторов, предпочитая менее мощные и эффективные "атмосферники". Разбираемся, как не "убить" турбину раньше срока и во сколько встанет ее обслуживание или замена.

В нашей прошлой публикации мы уже сравнивали турбированный и атмосферный моторы, пытаясь понять, в чем их отличие и какой из них лучше выбрать. Допустим, что вы уже приобрели машину с наддувным двигателем или вот-вот собираетесь ее купить.

Как устроена турбина?

В общем-то, турбокомпрессор устроен просто. Главная деталь - это картридж. Внутри него размещается вал, а с двух противоположных концов к этому валу прикреплены турбинные колеса. Для того чтобы вал нормально вращался и не грелся, к нему под давлением подается моторное масло. Также к картриджу идет и трубка с антифризом для дополнительного охлаждения.

По бокам к корпусу картриджа прикреплены две «улитки» - горячая и холодная, внутри которых вращаются турбинные колеса. В горячую поступают выхлопные газы, раскручивают колесо, а затем «улетают» в выхлопную трубу через боковое отверстие улитки. Турбоколесо в холодной улитке всасывает чистый атмосферный воздух из впускного тракта и гонит его под сильным давлением дальше во впускной тракт к цилиндрам мотора.

Такова общая схема турбины, и мы не будем сейчас вдаваться в тонкости конструкции и различные варианты компоновки. Впрочем, стоит упомянуть новое поколение турбин, где масло подается под более низким давлением, а вал вращается в очень дорогих и сверхпрочных шариковых подшипниках.


Будет ли турбина «есть» масло?

Как мы уже говорили, без масла турбина работать не может. Обычно для герметизации вращающихся валов используют резиновые сальники (как в двигателе и коробке передач), но никакие сальники не смогут выдержать режимы работы турбины. Рабочая температура в ней достигает тысячи градусов, а частота вращения валов - сотен тысяч оборотов в минуту. Это намного более суровые условия, чем в моторе.

Валы и втулки в турбине подогнаны друг к другу с очень высокой точностью, и за счет этого масло не должно сочиться сквозь них, если турбина исправна. Но как только зазоры увеличиваются, масло через «холодную» часть турбины засасывает во впускной коллектор двигателя вместе с нагнетаемым воздухом. В таких случаях говорят, что «турбина гонит масло».


Из-за чего это происходит?

  • Естественный износ рабочих поверхностей валов и втулок.
  • Пониженное давление масла в двигателе: турбине не хватает смазки, и она сильнее изнашивается.
  • Повышенное давление масла в двигателе: масло попросту выдавливает через щели между втулками и валами.
  • Повышенное разрежение во впускном коллекторе - масло из турбины туда засасывает. В результате двигатели, где зазоры в цилиндрах близки к идеальным, угар масла из-за неисправной турбины может достигать нескольких литров на сотню километров. Вот этого-то и боятся сторонники безнаддувных моторов.

Каков ресурс турбины?

Здесь все очень индивидуально и зависит от стиля езды. В среднем на бензиновых двигателях ресурс турбины составляет 150 тысяч километров. На дизельных двигателях - 250 тысяч километров. Однако если ездить быстро, перекручивая двигатель и турбину, то ресурс может сократиться и до 100, и до 60 тысяч.


Как понять, что турбина просится в ремонт?

Главный признак скорой кончины турбины - синеватый дым из выхлопной трубы. Его появление означает, что в цилиндрах вместе с топливовоздушной смесью сгорает масло. Весьма вероятно, что во впуск это масло попало именно через турбину. Чтобы провести диагностику, не нужно обладать дипломом автослесаря. Достаточно иметь книжку по устройству автомобиля, где нарисовано расположение узлов под капотом, и немного свободного времени.

  • Найдите впускной патрубок, по которому воздух попадает в турбину и открутите его. Засуньте руку в «улитку» турбины и нащупайте вал, на котором закреплена крыльчатка. Покачайте его, и если есть люфт, то через щели наверняка сочится масло.
  • Найдите интеркулер и загляните внутрь. Если внутри есть масло, то турбина его «гонит». Чем больше масла, тем выше износ.

Еще иногда на приборной доске турбированных автомобилей есть указатели температуры и давления турбины. Соответственно температура не должна быть повышенной, а давление - пониженным.

Все эти советы обязательно нужно учесть, если вы покупаете турбированную машину с пробегом. Турбина - вещь дорогостоящая, и ее дефект может обернуться для вас, как для будущего владельца, крупными затратами.


Сколько стоит ремонт турбины и что в ней ремонтируется?

Когда турбина выходит из строя, можно пойти тремя путями.

Поменять турбину целиком. Чаще всего это совершенно лишняя затея, потому как масло гонит картридж, а корпуса-«улитки» остаются целыми и менять их не нужно. Замену турбины в сборе любят предлагать официальные дилеры и мультибрендовые сервисы, мастера на которых плохо разбираются в турбинах и ставят задачу получить с клиента максимум денег.

Почем? Cнятие, отсоединение трубок подачи масла и антифриза и установка турбины обратно стоит около 4 000 – 5 000 рублей.

Поменять картридж турбины. Под замену идет исключительно сам рабочий элемент турбокомпрессора - корпус с валом и крыльчатками. Поменять готовый картридж может даже мастер, который не специализируется на турбинах. Задача состоит в том, чтобы открутить несколько гаек крепежа, а потом закрутить их обратно.

Почем? Стоимость картриджа с заменой - около 15 000 – 20 000 рублей.

Отремонтировать картридж. Такая работа под силу исключительно мастерам специализированных автосервисов. Турбину разбирают полностью, моют ультразвуком, выявляют изношенные элементы и меняют их. Корпус картриджа растачивают на токарном станке, а затем всю конструкцию балансируют в два этапа, чтобы на скорости до 150 200 тысяч оборотов в минуту не было вибрации. Затем еще в картридж закачивают под давлением масло, чтобы проверить на герметичность.

Почем? Цена ремонта турбины зависит от массы факторов и колеблется от 7 000 до 25 000 рублей. Важно понимать, что если мастера называют серьезную сумму, то зачастую проще купить новую турбину.


Расценки на новые и восстановленные турбины разных производителей

Модель турбины

Где ставилась

Стоимость новой, руб.

Стоимость восстановленной, руб.

Стоимость аналогов, руб.

(ККК)

Volkswagen Passat (1998-2005), Audi A4 (1999-2008), Audi A6 (1998-2005)

14000-16000

11000-25000

Mitsu bishi TD04

Volkswagen Crafter, Saab 9-5, Subaru Forester

28000- 55000

Garrett 760774-5003S

дизельные Ford Mondeo (2007-2014), Ford S-Max (2007-2014)

47000-76000

Аналогов нет


Обратите внимание: автомобильные концерны практически никогда не разрабатывают турбины самостоятельно и чаще всего прибегают к помощи компаний, которые на этом специализируются (например, KKK, Borg Warner или Garrett). При этом та же турбина Garrett 760774-5003S под брендом Ford будет стоить в полтора-два раза дороже, чем под собственным именем. Мораль такова: прежде чем платить огромные деньги за «оригинальные» запчасти, узнайте, кто их поставляет производителю и заказывайте у них.

  • После долгого стояния в пробке не ускоряйтесь резко. Понятное дело, что вам хочется на свободу после заточения в заторе, но помните: пока вы стояли без движения, двигатель, турбина и интеркулер нагрелись, и если их сильно раскрутить, то нагрев будет чрезмерным или даже критическим.
  • Следите за температурой масла и антифриза и почаще их меняйте. Грязное масло и антифриз, который плохо отводит тепло, ускорят износ турбины.
  • Своевременно обслуживать двигатель. Здесь для каждой модели рекомендации будут индивидуальными. На современных фольксвагеновских моторах 1.4 TSI нужно следить за чистотой интеркулера, который быстро загрязняется, так как находится прямо во впускном коллекторе. На старых продольно расположенных 1.8 TSI требует регулярной очистки трубка подачи масла…
  • У каждого мотора есть свои нюансы. Если хотите максимально обезопасить себя от преждевременной смерти турбины, узнайте эти тонкости у специалистов. При покупке новой машины помогут мастера дилерского центра, а если берете подержанную, то обратитесь на специализированную СТО, которая занимается конкретно этой маркой. Также весьма полезным будет поговорить с мастерами автосервиса, ремонтирующими турбины.