Правила вождения механики. Как быстрее научиться водить: полезные советы и хитрости

Автомобили с механической коробкой передач имеют массу преимуществ перед автомобилями с автоматической коробкой. Они сложнее в управлении, но стоимость их ремонта гораздо ниже по сравнению с автоматом. К тому же, если вы научитесь пользоваться МКПП, то машина на автомате покажется вам в управлении очень простой. Сегодня рассмотрим, что такое механическая коробка и как научиться ею управлять.

Как устроена МКПП

Механическую коробку в отличие от автоматической водитель должен переключать сам. Большинство машин с механикой имеют 4-5 передних и одну заднюю скорость передачи. Чтобы научиться управлять МКПП, необходимо знать нахождение и назначение каждой из скоростей. Рассмотрим каждую подробнее:

    • нейтральная передача означает, что крутящий элемент двигателя не передается колесам. При включенном двигателе и нейтральной передаче при нажатии на газ движения не произойдет. Из нейтральной передачи можно переключиться в любое другое положение;
    • первая передача нужна для начала движения;
    • вторая и последующие передачи необходимы для скорости. Их количество зависит от конкретного автомобиля;
    • передача заднего хода необходима для разгона, но не для постоянного использования.

Перед тем, как сесть за руль, стоит выучить положение каждой скорости на рычаге управления. Это важно, потому что во время движения нужно смотреть на дорогу, а не на рычаг. Скорость переключения придет с опытом. По началу каждый водитель мысленно вспоминает, где находится нужная скорость. Со временем вы привыкните к местоположению, и переключение будет происходить без лишних мыслей.

Расположение педалей

В автомобиле с механической коробкой передач есть три педали:

  1. Левая педаль – это сцепление;
  2. Средняя педаль – тормоз;
  3. Правая – газ.

Расположение одинаково как для праворульных, так и для леворульных машин.

Педаль сцепления служит разделителем работы двигателя и колес и позволяет переключать КПП. Ее необходимо нажимать перед каждым переключением. Понятно, что педаль тормоза необходима для остановки, а педаль газа – для движения.

Для правильного переключения КПП необходимо полностью нажимать на педаль сцепления. В противном случае включение каждой скорости будет сопровождаться скрежетом, что неизбежно приведет к поломке.

Принцип переключения передач на механике

Принцип работы механической коробки основывается на соединениях между входным и выходным валом через сочетания шестеренок с разным количеством зубьев. Иными словами, работа двигателя происходит за счет изменения количества оборотов, регулируя усилие на ведущих колесах. Это позволяет добиться оптимального режима работы двигателя при начале движения, разгоне и снижении скорости. Принцип работы не зависит от привода, но в каждой модели будут свои особенности.

Механическая коробка предназначена для плавного и равномерного распределения крутящего элемента. МКПП включает в себя несколько передач, управление которыми происходит с помощью рычага. Связующим элементом между коробкой и двигателем является сцепление. Постоянно вращающийся коленчатый вал зацеплен с первичным валом коробки передач. А сцепление позволяет разъединять и соединять эти элементы, благодаря чему происходит движение.

Получить консультацию

Как научиться ездить на механике

1. Старт.

При первых попытках научиться вождению на механике важно не торопиться, а все делать последовательно. Перед началом движения первое, что необходимо сделать, это пристегнуть ремень безопасности. Если обучение происходит в теплое время года, можно открыть окна, чтобы лучше слышать и понимать двигатель
Далее следует отрегулировать сиденье, чтобы дотягиваться до педалей и нажимать на них без усилий. В этот момент можно поучиться плавно отпускать сцепление.

Затем нужно перевести рычаг переключения в нейтральное положение, из которого он может свободно двигаться в разных направлениях. После этого можно запустить двигатель с помощью ключа зажигания и нажатой до конца педали сцепления.

Для начала движения нужно нажать педаль сцепления, переключиться на первую передачу, немного поднять ногу со сцепления и нажать на педаль газа. Чтобы начать движение, машине нужно приложить много усилий, именно поэтому в этот момент может заглохнуть двигатель. Плавное начало движения обеспечивает одновременное нажатие педалей газа и сцепления.

Для того, чтобы включить передачу, нужно до конца нажать педаль сцепления и плавно подвинуть рычаг. В случае сопротивления и наличия непонятных звуков следует вернуть рычаг в исходное положение, отпустить сцепление и снова нажать. Когда нужное положение включится, усилие рычага снизится, а его движение остановится, поскольку он столкнется с ограничителем.

При морозной погоде можно стартовать со второй передачи, чтобы избежать пробуксовки или заноса. Для этого надо выбрать вторую передачу и плавно балансировать между педалями сцепления и газа.

2. Движение.

Для плавного движения автомобиля необходимо понять:

  1. в какой момент нужно переключать передачи;
  2. как достичь оптимальной динамики;
  3. что нельзя делать, чтобы не сломать коробку передач.

Грамотное переключение скоростей при движении обеспечивает правильную динамику всей системы механической коробки, продлевает срок ее службы и позволяет снизить расход топлива. Самая главная рекомендация для начинающих водителей, это следить за показателями тахометра. При показателях от 2,5 до 3,5 тысяч оборотов в минуту работа двигателя происходит наиболее правильно и нет необходимости переключаться на другую передачу.При более высоких показателях тахометра необходимо переключиться на более высокую передачу, чтобы снизить нагрузку. Педаль сцепления при этом стоит жать до конца. При снижении оборотов необходимо произвести переключение на более низкую передачу. Чтобы ехать без рывков.

При разгоне переключать КПП необходимо поочередно, начиная от первой и доходя до нужной. Переключаться через несколько ступеней в целом не запрещено, но стоит делать это, предельно обращая внимание на сцепление. При неполной выжатой педали вероятен риск повреждения валов коробки.

Благодаря МКПП можно заранее подготовиться к сложной дорожной обстановке. Например, если следовать правилам дорожного движения, переключение передач на более низкую ступень необходимо:

      • при приближении к крутому подъему;
      • при движении по опасному спуску;
      • при обгоне;
      • на крутых поворотах.

МКПП может помочь даже в тех ситуациях, когда нельзя воспользоваться тормозом. Например, по скользкой дороге или при движении под уклоном. В этих случаях можно тормозить с помощью двигателя. Нужно отпустить газ и переключаться с высокой передачи до низкой, пока скорость не снизится. Но не стоит сильно повышать обороты и, при возможности, использовать тормоз.

3. Снижение скорости и остановка.

Для снижения скорости нужно переключаться на более низкую передачу. При слишком медленной скорости для текущей передачи автомобиль будет вибрировать, как будто вот-вот заглохнет. Для снижения скорости нажмите сцепление, отпустите газ, сделайте переключение скорости, отпустите сцепление, надавив при этом на педаль газа. Чтобы остановиться, переключайте передачи поочередно, пока не включите первую передачу.

При необходимости остановки нажмите правой ногой на тормоз. Во время достижения скорости в 15 км в час машина завибрирует. В этот момент нужно до конца нажать сцепление, перевести рычаг в нейтральное положение и нажать на тормоз, чтобы окончательно остановиться.

Сделать остановку можно на любой передаче. Для этого необходимо до конца нажать на сцепление, нажать на тормоз и переключиться на нейтральную. Но в этом случае контроль за автомобилем ослабевает, поэтому пользоваться этим способом можно только в крайнем случае. В любом случаем можно посмотреть уроки вождения на механике для начинающих, как правильно трогаться с места на механике, пошаговая инструкция.

Важные правила управления МКПП

Машины с механической коробкой более выносливы и надежны, чем автомобили на автомате. Но управление МКПП также требует к себе особого внимания. Необходимо знать несколько простых правил, чтобы автомобиль на механике прослужил дольше:

    • нельзя оставлять ногу на нажатой педали сцепления. Нередко водители при переключении с одной передачи на другую оставляют ногу на педали сцепления, но так делать не рекомендуется. Снимайте ногу с педали сразу после переключения передачи, иначе вы рискуете повредить выжимной подшипник и диск сцепления;
    • запрещено включать 3,4 и 5 передачи на низких оборотах двигателя. При неравномерном включении передач на механическую коробку создается большая нагрузка, которая со временем неизбежно приведет к износу всех деталей сцепления. С самого начала привыкайте переключать передачи на нужных оборотах двигателя, чтобы потом не пришлось переучиваться;
    • не нажимайте на педаль сцепления при остановке на уклоне, иначе быстро произойдет износ диска. Для удерживания автомобиля от ската при подъеме следует нажимать педаль тормоза. А когда необходимо тронуться, уже нажимать сцепление, затем плавно на газ, отпуская сцепление;
    • на светофоре стоит переключаться на нейтральную передачу, а не нажимать на сцепление с включенной скоростью. Если оставлять скоростную передачу при остановке, то система сцепления находится под большой нагрузкой, что приведет к ее быстрому износу;
    • не стоит оставлять руку на рычаге переключения передач, поскольку такая привычка создает давление на коробку. Ненужное давление со временем может привести к износу механизма переключения передач и других деталей коробки;
    • на скользкой дороге не выключайте сцепление и не осуществляйте движение на нейтральной передаче;
    • в зимнее время нельзя оставлять автомобиль с включенной передачей;
    • регулярно проходите технический осмотр, не забывайте чистить коробку передач и поддерживать нужный уровень масла.

Основные ошибки начинающих водителей

Начинающие водители часто делают одни и те же ошибки:

  1. не понимают, когда нужно сменить передачу, из-за чего двигатель работает на очень высоких оборотах, машина теряет скорость, а водитель – контроль за движением;
  2. у новичков не получается начать движение по причине резкого бросания педали сцепления. Именно поэтому автомобиль глохнет. Со временем это может привести к износу всех деталей коробки;
  3. опоздание с включением второй скорости. При начале движения на вторую передачу можно переходить достаточно быстро, но новички забывают об этом;
  4. не убирают ногу с педали сцепления, из-за чего она быстрее изнашивается, а нога устает;
  5. при смене передач левая рука начинает поворачивать руль.

Когда вы знаете, чем грешат начинающие водители, вы заранее будете помнить и не допускать таких ошибок.

Получить консультацию

На занятия по вождению нужно приходить в одежде и обуви, не стесняющих движение. Наиболее предпочтительна одежда и обувь спортивного стиля.

ОБУЧАЕМЫЙ ОБЯЗАН ЗНАТЬ:
— правила дорожного движения и умело применять их требования на практических занятиях по вождению автомобиля;

— меры по технике безопасности на практических занятиях по вождению и техническому обслуживанию автомобиля и выполнять их;












1. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:
— внимательно слушайте и точно выполняйте указания инструктора, не спорьте и не пререкайтесь с ним во время занятий!
— запуск двигателя производите только с разрешения инструктора по вождению;
— перед запуском двигателя убедитесь, что рычаг КПП находится в нейтральном положении, автомобиль зафиксирован на месте ручным тормозом, около автомобиля никого поблизости нет;
— внимательно следите за показаниями контрольно-измерительных приборов;
— пользуйтесь органами управления плавно, без особых усилий и рывков, не ослабляя наблюдение за дорогой;
— в движении соблюдайте дистанцию не менее 25-30 метров, на остановках и стоянках - 5 метров, максимальная скорость движения 40-50 км/ч;
— обгон или объезд стоящего ТС производите только с разрешения мастера ПОВ;
— контролируйте обстановку вокруг автомобиля, используя зеркала заднего вида;
— при встречном разъезде и при проезде пешеходных переходов проявляйте особую осторожность и внимательность;
— не допускайте резких торможений, ускорений, поворотов;
— на скользкой дороге торможение производите путем снижения оборотов двигателя и, при необходимости, многократным нажатием на педаль тормоза (ступенчатое или прерывистое торможение) без выключения сцепления, исключая блокировку колес;
— в случае заноса автомобиля рулевое колесо поворачивайте в сторону заноса;
— остановку автомобиля производите плавно, в заранее намеченном месте.

2. ОБЪЕМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ ПРИ КОНТРОЛЬНОМ ОСМОТРЕ ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ:
Проверьте и устраните обнаруженные неисправности:
— чистоту автомобиля, стекол, зеркал и номерных знаков;
— уровень охлаждающей жидкости, моторного масла, тормозной жидкости, горючего. Нет ли потеков;
— отрегулируйте положение водительского сиденья, наклон спинки сиденья;
— отрегулируйте зеркала заднего вида;
— пристегните ремень безопасности;

3. ПОРЯДОК ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ:
— убедитесь, что стояночный тормоз включен;
— установите рычаг КПП в нейтральное положение;
— нажмите педаль сцепления до упора и удерживайте ее (выключение сцепления), включите зажигание, повернув ключ в замке зажигания по часовой стрелке на 45 градусов;
— включите стартер, повернув ключ еще на 45 градусов, удерживая его в этом положении 1-2 секунды до тех пор, пока не заработает двигатель (будет слышен звук работающего двигателя), после чего отпустите ключ (выключите стартер);
— еще раз убедитесь, что рычаг КПП находится в нейтральном положении и плавно отпустите педаль сцепления;
— глушение двигателя производится путем поворота ключа на 45 градусов против часовой стрелки (выключение зажигания).

4. ОСОБЕННОСТИ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ:
— в зимнее время, при низких температурах, перед запуском двигателя необходимо включить на несколько секунд (около 5) дальний свет фар для прогрева аккумулятора;
— включите зажигание и только на пол секунды включите стартер. В принципе достаточно только «цокнуть» стартером. Далее надо выждать секунды три - четыре. Запуская двигатель в два (или в три) приема, вы облегчите пуск холодного двигателя и сбережете аккумулятор;
— в холодное время года нежелательно ставить автомобиль на длительное хранение на стояночный (ручной) тормоз, во избежание примерзания тормозных накладок к тормозному барабану;
— при низких температурах в бачок омывателя заливается специальная жидкость, согласно температурному режиму окружающей среды.

5. АЛГОРИТМ ТРОГАНИЯ С МЕСТА:
— осмотритесь по сторонам, в том числе и в зеркала заднего вида;
— полностью выжмите педаль сцепления (выключение сцепления) плавно и быстро и сделайте паузу в 2-3 секунды;
— включите первую передачу;
— включите сигнал поворота;
— установите обороты двигателя на уровне 1 500 — 2 000 для обеспечения плавности трогания с места, нажав на педаль газа;
— отпустите рычаг стояночного тормоза;
— посмотрите в зеркала заднего вида;
— плавно отпускайте педаль сцепления (педаль газа при этом удерживается в одном положении), в момент начала движения автомобиля задержите ногу на педали сцепления (1-2 секунды), затем продолжайте плавно отпускать педаль сцепления, одновременно плавно нажимая на педаль газа.

ДОПУСКАЕМЫЕ УЧЕНИКАМИ ОШИБКИ:
— не просматривают дорожную обстановку;
— забывают включить или выключить указатель поворота;
— забывают снять автомобиль с ручного тормоза;
— резко отпускают и не фиксируют педаль сцепления (бросают сцепление), что приводит к резкому рывку при трогании автомобиля;
— смотрят на педали и рычаги, забывая о дороге;
— слишком сильно или слабо нажимают на педаль газа, не удерживают ее в момент трогания;

6. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ РЫЧАГОМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ:
Переключение передач производить только при полностью нажатой педали сцепления (выключенном сцеплении).
Когда рычаг КПП находится в нейтральном положении (N), то для того, чтобы включить:
— 1 передачу,необходимо перевести рычаг влево, до первого упора, затем вперед;
— 2 передачу - влево, до первого упора, затем назад;
— 3 передачу - вперед;
— 4 передачу - назад;
— 5 передачу - вправо до вторго упора, затем вперед;
— задний ход - влево до второго упора, затем вперед.
Данная схема справедлива для автомобилей ВАЗ-2108 - 2115.На других автомобилях она может несколько отличаться.
При неподвижном состоянии автомобиля педаль сцепления отпускается только когда проверите и убедитесь, что рычаг КПП находится в нейтральном положении.
Схема переключения передач:

Замечание. И6огда первая или задняя передачи сразу могут не включиться, но не надо применять излишнее усилие для их включения. Переведите рычаг КПП в нейтральное положение, отпустите педаль сцепления, снова выжмите педаль сцепления до конца и повторите включение передачи. При этом шестерни коробки передач повернулись и передача должна включиться легко.

7. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ В ВОСХОДЯЩЕМ РЕЖИМЕ:
Переключение передач в восходящем режиме (с низшей на высшую) производится с применением разгона.
— после достижения максимальной скорости для данной передачи (до 20 км/ч для первой передачи; 20-40 км/ч - для второй; 40-60 км/ч - для третьей; 60 км/ч и более - для четвертой) быстро нажмите на педаль сцепления левой ногой до упора (выключите сцепление);
— одновременно сбрасывайте обороты двигателя (нужно снять правую ногу с педали газа);
— переводите рычаг КПП в нейтральное положение, затем быстро включите высшую передачу;
— плавно отпустите педаль сцепления (включите сцепление);
— плавно нажимите на педаль газа.

ДОПУСКАЕМЫЕ УЧЕНИКАМИ ОШИБКИ:
— ручаг переключения передач переводят с применением больших усилий;
— производят недостаточный или затяжной разгон;
— несвоевременно отпускают и нажимают педаль газа;
— включают другую передачу, вместо намеченной;
— при переключении передач смотрят на педали и рычаг КПП.

8. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ В НИСХОДЯЩЕМ ПОРЯДКЕ:
— предварительно уменьшите скорость движения автомобиля путем уменьшения оборотов двигателя (отпустите педаль газа) или притормаживая;
— после достижения минимально допустимой скорости для данной передачи (с четвертой на третью - 50 км/ч; с третьей на вторую - 30 км/ч; со второй на первую - 10 и менее км/ч;
— нажмите на педаль сцепления до упора (выключите сцепление), отпустите педаль газа, включите низшую передачу, соответствующую скорости движения;
— быстро и плавно отпустите педаль сцепления, одновременно нажимая педаль газа.

ДОПУСКАЕМЫЕ ОШИБКИ:
— переключение передач производят на большой скорости движения, не соответствующей данной передаче, что приводит к скрежету в коробке передач и повышенным нагрузкам на детали трансмисси. Возникает опасность блокировки ведущих колес на скользком покрытии.
— не полностью выжимают педаль сцепления;
— несвоевременно отпускают и нажимают педаль газа.

9. ТРОГАНИЕ НА ПОДЪЕМЕ:
— необходимо, удерживая автомобиль на подъеме ручным тормозом, выжать педаль сцепления и включить первую передачу;
— плавно отпуская педаль сцепления, одновременно увеличивайте обороты двигателя, нажимая на педаль газа (1800 - 2000 оборотов);
— при начале движения отпустите ручной тормоз. Делать это следует так, чтобы тормоз перестал удерживать автомобиль в тот момент, когда двигатель соединится с трансмиссией и воспримет нагрузку.

10. ТОРМОЖЕНИЕ:
Каждый водитель должен стремиться к плавному движению автомобиля и избегать частых резких торможений, что сохраняет более длительную работоспособность автомобиля и водителя.
Торможение производить без нажатия на педаль сцепления и выключения передачи плавным нажатием на педаль тормоза. Резкое торможение может привести к блокировке колес, потере управления, заносу и опрокидыванию.
Для торможения на скользкой дороге применяют прерывистое или ступенчатое торможение, производя торможение в несколько приемов (нажимая - отпуская педаль тормоза) для избежания блокировки колес.

11. ОСТАНОВКА:
— выберите удобное место для остановки автомобиля;
— снижайте скорость движения автомобиля до 10 км/ч;
— выжмите на педаль сцепления;
— нажмите на педаль тормоза и остановите автомобиль в намеченном месте;
— выключите передачу и отпустите педаль сцепления;
— зафиксируйте автомобиль ручным тормозом, отпустите педаль тормоза.

12. ДВИЖЕНИЕ ЗАДНИМ ХОДОМ:
Движение задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц (п. 8.12 ПДД).

В настоящее время доля проданных автомобилей, оснащенных механической коробкой переключения передач (МКПП), неизменно падает, и в таких странах, как Соединенные Штаты Америки, составляет и вовсе приблизительно 10% (а по некоторым данным ещё меньше). Для Российской Федерации соотношение МКПП/АКПП составляет в среднем 50/50.

Из таких статистических данных нетрудно сделать вывод о том, что управление автомобилем становится всё более комфортным занятием и рассматривается автолюбителями как важный показатель, ведь тонкости и правила езды на механической коробке по сравнению с автоматической требуют углубленных познаний и определенных навыков.

У многих из новичков или тех, кто только-только приобрел машину с МКПП, встают закономерные вопросы, возникающие от отсутствия опыта или простого незнания устройства «механики»: как управлять машиной с механической коробкой? Как правильно осуществляется переключение передач?

Итак, обобщая вереницу вопросов на тему механической КП, начнём рассматривать тему: как водить машину с механической коробкой передач?

Для начала осветим важные моменты, касающиеся МКПП.

Наличие в вашем автомобиле механической коробки потребует умения самостоятельно осуществлять переключение передач. Вручную. Современный рынок автомобилей представлен преимущественно моделями с пятью или четырьмя ступенями, если не считать дополнительной задней передачи.

Важным моментом для автовладельца с «механикой» станет освоение двух нюансов: нахождение передач и их востребованность в тот или иной момент времени. Нужно знать вот что:

  • Машины с механической КП оснащены педалью сцепления. Она при нажатии предоставляет возможность провести переключение скорости при помощи рычага переключения. Важно учитывать, что правильным переключением можно считать такое, когда эта педаль выжата до упора.
  • О наличии нейтральной передачи. При активированной нейтралке крутящий момент с мотора не будет подаваться к ведущим колесам. Проще говоря, если рычаг переключения находится в положении, соответствующем нейтральной передаче, то при нажатии на педаль газа машина не придет в движение. Обычно из такого положения рычага происходит переключение и активация других передач.
  • Стоит понимать, что множество автомобилей с механической коробкой переключения имеют первую передачу в роли «трогательной». В том смысле, что она позволяет тронуться с места и набрать минимальную скорость, и лишь вторая передача позволит полноценно преодолевать препятствия типа склонов или ездить в пробках.
  • Передача для хода назад имеет наибольший диапазон действия по сравнению с другими передачами в механической коробке. Разгон на ней осуществляется куда быстрее, однако важно учитывать тот момент, что никакая «механика» не выдержит длительного движения на задней передаче. Чрезмерное использование её может привести к тому, что коробка переключения передач преждевременно износится и просто-напросто выйдет из строя.
  • Главная педаль – педаль газа делает возможным на любой из включенных передач набирать максимально допустимый крутящий момент, который для любой из скоростей установлен индивидуально.

Где находятся передачи

Любому, кто всерьез решился научиться управлять машиной, оснащенной механической коробкой передач, потребуется назубок выучить положение всех скоростей. Обычно они обозначены на рычагах переключения. Однако на то, чтобы по время управления обращать внимание на саму ручку, времени иногда не будет. В этом и заключается техника вождения автомобиля с механической коробкой переключения: крутить руль и жать педали, не отвлекаясь на рычаг. Ваша свободная от руля рука должна автоматически выбирать требуемую в нужный момент передачу.

Важно помнить о том, что, как уже отмечалось ранее, во время переключения передач потребуется выжимать сцепление. Несоблюдение этого простого правила может привести к скорой деформации комплектующих КП, и как следствие, её полной поломке.

В принципе, в этом и заключается основа вождения автомобиля с механической коробкой передач: переключать передачи, выжимать сцепление и полностью контролировать ситуацию на дороге.

Начинающим и совсем неопытным водителям рекомендуется внимательно понаблюдать за более опытными автолюбителями и попытаться запомнить (хотя бы примерно) расположение той или иной передачи. Хотя в любом случае, если вы – новичок, то первое время будете обращаться к помощи картинки на рычаге. И лишь с опытом, с практикой, спустя, возможно, десятки часов вождения авто с механической КП, вы поймете, как ездить на ней и как правильно осуществлять переключение, а движение руки с рычагом станет машинальным.

Следует помнить, что любой из новичков и те, кто плохо знаком с «механикой», допускают распространенную ошибку: включают передачу, до которой время не дошло, либо сбавляют их слишком рано. Следует прислушиваться к звуку мотора. При низких оборотах и медленном разгоне первое, что должно приходить в голову, – то, что передача, включенная в данный момент, завышена, и требуется её понизить. И наоборот, при высоких оборотах потребуется включение передачи выше, чтобы скинуть лишнюю нагрузку с коробки переключения.

Отличным помощником в данном вопросе также станет тахометр. Ориентируйтесь по нему: при достижении мотором оборотов примерно в 3 тысячи, можете смело повышать передачу.

Существует простейшая памятка по переключению: для относительно слабых авто переключение передач осуществлять можно каждые 25-30 километров в час. Учесть стоит момент, что если машина мощнее, то переключать передачи потребуется с диапазоном в 30-40 километров в час.

Теперь рассмотрим более подробно конкретные ситуации и то, как должен вести себя в них водитель автомобиля с механической коробкой переключения.

Запуск мотора

Итак, рычаг переключения установлен в нейтральном положении. Предварительно потребуется нажать сцепление, а уже потом завести двигатель. Переключать передачи без нажатой педали сцепления строго не рекомендуется, ведь такие действия могут привести (и вполне возможно, что приведут) к поломке КП. Если двигатель запускается в холодное время года, то при прогреве машины первые пару минут сцепление после включения нейтралки рекомендуется не отпускать. Такой ход позволит маслу внутри механической КП прогреться быстрее.

Разумеется, двигатель строго-настрого запрещается запускать, когда включена любая передача, кроме нейтральной. Такой ход может привести к тому, что ваш автомобиль придет в неконтролируемое движение. Последствия будут хуже, чем вы можете себе представить, вплоть до аварии или нежелательного ремонта заднего или переднего бампера.

Дауншифтинг

Такой метод езды заключается в понижении передач до требуемого уровня, избегая простого нажатия педали тормоза, что позволяет остановить машину быстрее.

Рассмотрим красочный пример: при быстрой езде выжимаем сцепление и рычаг переключения устанавливаем на место 3-ей передачи, ногу с педали газа ставим на педаль тормоза. Для того, чтобы исключить высокие обороты, сцепление потребуется плавно отпустить. Важно помнить, что в качестве пониженной передачи ни в коем случае не должна выступать первая.

В целом применение такого метода торможения дает результаты лучше, чем простое торможение посредством тормоза.

Двигаемся на подъем

Зачастую дорожные покрытия находятся в неровной плоскости, что связано с рельефами местности, где прокладывалась дорога. Ввиду этого часто остановленный автомобиль начинает скатываться вперед или назад. Конечно, спасет ручной или обыкновенный тормоз. Однако не так всё просто, когда речь заходит о том, чтобы тронуться на покрытии, которое находится в наклонной плоскости.

Теория проста: находясь на подъеме или спуске в машине с возведенным ручным тормозом, включаем нейтральную передачу. Теперь важно постепенно ослабить ручной тормоз, передвинуть рычаг в положение первой скорости и выжать сцепление. Плавно снимая ногу со сцепления, нужно медленно жать на педаль газа. При соблюдении такой последовательности вы ощутите, что машина перестала скатываться, и почувствуете, что владеете ситуацией на все сто процентов.

Паркуемся

С учетом того, что мы говорили ранее, рассмотрим процесс парковки автомобиля. Потребуется заглушить мотор и выжать педаль сцепления. Затем нужно будет включить первую передачу. Чтобы придать надежности и уверенности лично вам, нужно будет поднять в рабочее положение рычаг ручного тормоза.

Пожалуй, основным моментом будет то, когда дело дойдет до пуска двигателя. Тут, как уже отмечено ранее, важно с первой передачи переместить рычаг в положение нейтральной, иначе… Авария или незапланированный ремонт.

Заключение

В данной статье мы детально рассмотрели тонкости и нюансы езды на автомобилях с механической коробкой передач, а также рассмотрели несколько типовых вариантов ситуаций на дорогах. Материал будет особенно полезен новичкам и тем, кто впервые приобретает машину с механической КП.

Хотелось бы отметить, что несмотря на кажущуюся сложность в управлении автомобиля с «механикой», всё же с точки зрения контроля такая коробка переключения более профессиональная и позволяет владеть ситуацией на дороге более полно, чем при езде на автоматических и вариаторных аналогах. Самое главное – исключить боязнь и страхи и просто-напросто начать практиковаться. Опыт и навыки езды на механической коробке не заставят себя долго ждать.

Удачи на дорогах!

Автомобиль — самое популярное в современной жизни средство передвижения. Однако езда на современных авто требует определённых навыков, которые приобретаются на курсах вождения (как правильно трогаться на "механике", например). Опытные эксперты-преподаватели посвятят вас в премудрости таинства укрощения стального коня.

Коробка-"автомат" - это просто

Учитывая современные тенденции мирового автомобилестроения, все больше машин, которые попадают к нам на рынок, оснащены автоматической коробкой передач. Такое техническое устройство в значительной мере упрощает весь процесс - от обучения до вождения.

Водителю не нужно осваивать сложные комбинации переключения рычагов и педалей, как это происходит в случае с механической коробкой. Он может полностью сосредоточить свое внимание на более важных аспектах обучения: ситуации на дороге, чтении знаков движения и т. п. Поэтому довольно большой процент современных потребителей покупает автомобиль именно с автоматической коробкой передач, чтобы не учиться, как ехать на "механике".

Коробка-"автомат" - это недешево

Но здесь нужно учитывать несколько малоприятных в финансовом плане нюансов. Во-первых, изначальная стоимость такой машины существенно больше по сравнению с точно такой же, но оснащённой механической коробкой передач. Причем уровень комфортабельности такого автомобиля может отличаться только этим моментом. Во-вторых, факт наличия в вашем авто автоматической коробки существенно отразится на показателях расхода топлива. И как бы вас ни убеждали в автосалоне в обратном, ссылаясь на современные топливные системы, все равно посещать бензоколонки вы будете намного чаще владельцев аналогичных машин на "механике".

Поэтому если вы хотите сэкономить на первоначальной цене, которую предстоит заплатить в автосалоне, и не нести дополнительных расходов на топливо в процессе эксплуатации, лучше остановиться на варианте авто с механической коробкой передач. Тем более что понять, как быстро трогаться на "механике", не так уж сложно.

"Механики" бояться - за рулем не сидеть

Многих пугает возможная сложность управления таким автомобилем. Попытаемся рассмотреть и развеять основные страхи, связанные с "механикой".

Самый сложный процесс, связанный с осваиванием механической коробки, заключается в моменте начала движения. "Как научиться трогаться на механике?" - в панике думают будущие водители, и выбирают машину с "автоматом".

Новичкам действительно довольно сложно научиться контролировать свои руки и ноги одновременно. А именно эти движения нужны, чтобы начать движение. Не стоит забывать и про дорожную обстановку, ее тоже необходимо контролировать, одновременно нажимая педали и переключая селектор коробки передач.

Шаг первый: помним о сцеплении

Итак, как научиться трогаться на "механике"? Начнём с запуска двигателя. Перед включением зажигания крайне важно убедиться в том, что ручка переключения передач находится в нейтральном положении. Для этого необходимо отжать крайнюю левую педаль, которая называется сцеплением, до упора. После этого правой рукой переведите кулису в нейтральное состояние.

Никогда не пытайтесь "поставить на нейтралку" с неотжатым сцеплением. Это может серьезно повредить коробку передач. Ваша левая нога практически всегда должна быть готова нажать на эту педаль. В этом заключается сущность управления механической коробкой.

Шаг второй: включаем передачу

Вы завели двигатель, и теперь готовы начать движение. Комбинация, которую вы проделываете затем, довольно проста. Левая нога выжимает педаль сцепления до упора, при этом правой рукой вы включаете первую передачу.

Желательно, чтобы в этот момент левой рукой контролировался руль вашего автомобиля. Итак, вы включили первую передачу. Напомним, что схема включения, как правило, расположена на рычаге переключения. Чтобы усвоить, как правильно трогаться на "механике", неплохо потренироваться включать передачи без включённого двигателя, доведя это действие до автоматизма.

Шаг третий: отпускаем сцепление, начинаем газовать

Передача включена, левая нога отжала сцепление. Следующее действие - постепенное отжатие педали сцепления. При медленном и плавном ходе отжимаемой педали автомобиль начинает медленное движение. В этот момент вы получаете ответ на вопрос о том, как плавно трогаться на "механике".

Здесь все зависит от настройки механизма сцепления конкретного автомобиля. Как правило, сцепление "подхватывает" в самом начале или в середине хода педали.

Когда автомобиль начал движение, правой ногой необходимо начинать нажатие педали газа. Именно начинать - это не случайная описка. В отличие от педалей сцепления и тормоза, педаль газа довольно чувствительна, и резкое ее нажатие может привести к остановке мотора. Поэтому правой ногой необходимо постепенно увеличивать обороты двигателя, а левой все больше отжимать педаль сцепления.

Ни в коем случае при начале движения нельзя резко бросать педаль сцепления. Это тоже может привести к незапланированной остановке двигателя или неприятным рывкам. Именно эти рывки, как правило, вызывают опасения у новичков, которые не знают, как правильно трогаться на "механике".

Согласованная работа обеих ног при нажатии педалей газа и сцепления является залогом плавного движения с места. Руки после переключения селектора КПП должны находиться на руле, а внимание быть сосредоточено на лобовом обзоре или зеркалах.

А как остановиться?

Когда вы освоите, как правильно трогаться на "механике", вспомните о торможении. В этом случае задействованы педали сцепления и тормоза. Для того чтобы остановить автомобиль, его надо снять с текущей передачи. Это достигается нажатием педали сцепления и переводом правой рукой селектора КПП в нейтральное положение. Потом следует нажать педаль тормоза. Если возникнет потребность в экстренном торможении, то его можно осуществить путем одновременного нажатия педалей сцепления и тормоза.

В нашей стране существует огромное количество транспортных средств, оснащенных именно механической коробкой передач. По статистике на 2016 год, всего 30% всех авто в России оснащены автоматикой. Все остальные автомобилисты используют механику.

Ну а в Америке все наоборот, но цифры еще меньше. Автомобилей с механикой всего около 6%, остальные водители предпочитают машины оборудованные коробкой автомат. Поэтому американцам очень трудно водить транспорт, оснащенный обычной механической коробкой. Несмотря на то, что в России транспорта с МКПП намного больше, вождение автомобиля с механической коробкой передач для начинающих водителей вызывает также массу проблем.

Управление средством передвижения на механике требует отличной реакции и координации, ведь необходимо работать как руками, так и ногами, да еще и по сторонам смотреть. Также управление транспортным средством с обычной коробкой передач осуществляется тремя педалями, когда как в машинах с коробкой автомат всего двумя. Да, встречаются модели и с 3 педалями, но крайняя левая в них чаще всего является вторым ручным тормозом.

В нашей статье хотелось бы рассказать вам некоторые хитрости и правила, которые помогут улучшить навыки вождения авто с механической коробкой передач.

Основные преимущества автомобилей с механической коробкой передач

Средства передвижения с механикой по стоимости намного ниже транспорта оборудованного коробкой автомат того же типа и марки. Однако вождение автомобиля на механике не только экономит ваши деньги при обслуживании, но и сложных ситуаций на дороге с данной коробкой возникает намного меньше.

Несмотря на весь комфорт при использовании коробки автомат, большинство спорткаров до сих пор используют механику. Но даже обычный автомобиль на механике со средними данными и характеристиками подкапотного пространства позволит хорошо экономить на заправке, поскольку расход ощутимо сокращается, если сравнивать с автоматом. Механическая коробка переключения передач намного надежнее и проще в ремонте. Также отремонтировать ее можно и самому, да и стоимость ремонта АКПП и МКПП в разы отличаются. Также управлять автомобилем на механике в зимний период куда безопаснее, чем на автомате.

С чего начать новичкам автолюбителям?

Конечно, лучше начинать обучение вождению транспортного средства на безопасной площадке с самых простых упражнений, переходя к наиболее сложным. Идеальный вариант, это начинать вождение автомобиля с механической коробкой передач для начинающих с опытным водителем рядом. Он подскажет в проблемных ситуациях верное решение, укажет на недочеты при езде.

Безусловно, если вы хотите получить права и полностью изучить все нюансы вождения авто с МКПП, то лучше обратиться в автошколу к хорошим специалистам. Автоинструктор расскажет устройство и основной принцип работы механики, объяснит, как правильно переключать скорости, даст советы по уходу за коробкой и транспортом в целом. Научит ездить в гололед и на различных дорожных покрытиях. А так же поможет отработать все технические элементы, которые вызывают трудности при вождении автомобиля на механике.

Для чего нужна механическая коробка передач и скорости?

В первую очередь следует немного рассказать собственно о самой механической коробке передач. А механикой она называется потому, что вам самому приходится включать нужный скоростной режим. Служит коробка передач для переключения скоростей во время движения автомобиля. Чаще всего МКПП имеет 5 или 6 режимов движения вперед и один назад - реверс ход. Необходимые скорости включаются с помощью рычага переключения. Существует так же нейтральное положение, при котором крутящий момент не передается колесам вашего авто.

Новичкам следует внимательно изучить расположение передач, чтобы не путаться, а так же в целях безопасности. Подсказка по расположению скоростей находится сверху, над рычагом переключения. Во время движения по оживленным участкам смотреть на рычаг не допустимо. Но поначалу при обучении вы все равно будете это делать, здесь нет ничего страшного. Однако старайтесь как можно скорее привыкнуть включать нужную скорость не глядя, и не отвлекаться во время движения автомобиля.

Педаль сцепления и некоторые секреты

Не забывайте, что педаль сцепления (крайняя слева) разрешает вам включать нужную скорость. Чтобы переключать передачи необходимо до упора выжимать сцепление. Иначе новая скорость не включится или включится с сильным хрустом, что приведет к повреждению коробки передач. Тщательно выжимайте сцепление, и машина прослужит вам больше времени.

Начинающему автомобилисту следует запомнить, что левая нога нажимает только на муфту и все. За педали газа и тормоза отвечает правая нога. Так же не стоит держать выжатым сцепление в пробках или на светофорах, включайте нейтральную скорость. Чем дольше вы держите сцепление, тем сильнее левая нога устает, а давление на педаль все равно частично изнашивает механизм трансмиссии.

Во избежание поломок мы советуем вам сначала проследить за движениями опытного водителя. Понаблюдайте за движением ног, как синхронно вместе с выжатым сцеплением включаются необходимые скорости. Пройдет время, вы наберетесь опыта и отточите свои действия до автоматизма, и не будете вспоминать, куда нажать, как включить, где переключиться.

Смотрим видео, как правильно отпускать сцепление и работать с педалями:

Не расстраивайтесь, когда на первых порах у вас не получится правильно выжимать муфту во время переключения или трогания с места. Многие начинающие автомобилисты резко бросают сцепление. Старайтесь не допускать таких ошибок. Помните, опыт наш лучший учитель, со временем вы все изучите.

Запускаем двигатель

Перед первым запуском двигателя вам необходимо:

  • Полностью выжать педаль сцепления;
  • Установить рычаг скоростей в нейтральном положении;
  • И только тогда завести машину.

Никогда не заводите автомобиль, не убедившись, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении! Если включена какая-нибудь передача, транспорт начнет движение, а это может привести к столкновению с препятствием.

Во время зимних холодов первую минуту после запуска лучше подержать сцепление нажатым - это облегчит работу двигателя. Также в зимний период перед поездкой стоит всегда прогревать мотор, так вы сможете избежать много проблем с двигателем в будущем.

Научитесь правильно начинать движение

Во время обучения вождению на автомобиле с механической коробкой передач, это самая сложная работа. Новичку потребуется много времени, чтобы понять, как взаимодействовать с педалями.

Для начала движения выжмите педаль сцепления и тормоза, и запустите двигатель, оставив левую ногу на педали. Переведите рычаг в положение первой передачи (скорости включают правой рукой).

Помните, что первая передача служит только для начала движения автомобиля. А во время езды по городу большую часть времени мы передвигаемся именно на второй скорости.

Убедитесь, что вы включили нужную передачу, и рычаг в своем положении зафиксирован. Также перед началом движения не забудьте снять ручной тормоз. Далее начинается самый сложный момент для новеньких. Не снимая ногу с педали тормоза, медленно начинаем отпускать сцепление. Как только вы почувствуете, что звук мотора немного изменился (увеличилась нагрузка на двигатель), можно отпустить педаль тормоза, таким образом, вы защищены от нежелательного движения назад.

Если же автомобиль находится на ровной поверхности, то даже без нажатия на педаль акселератора машина плавно начнет движение. Далее все что от вас требуется это медленно нажимать на педаль газа и плавно продолжать отпускать сцепление. Постарайтесь, чтобы тахометр показывал около 1500 оборотов. Таким образом, вы почувствуете, как машина начнет ускоряться. Как только вы полностью выжмите сцепление, а стрелка тахометра будет показывать свыше 2000 оборотов, можно включить вторую передачу!

Смотрим полезное видео, три способа тронуться с места на механической коробке передач:

Ничего страшного если с первого раза у вас что-то не получится, попробуйте еще. А когда вы поедете, поздравляем! Теперь вы умеете начинать движение. Тот, кто научился трогаться с места на механике, изучил почти 90% умений требуемых для вождения данной трансмиссией.

Как трогаться в горку?

Многие новички часто сталкиваются с проблемой начала движения на холме или пригорке. При неправильном управлении можно скатиться назад, что приведет к печальным последствиям. Без сомнения начать движение на такой поверхности намного сложнее. Чтобы избежать трудностей, во всех автошколах на автодроме есть упражнение на эстакаде. Суть его в следующем:

  • Загоните авто на пригорок;
  • Поставьте его на ручник;
  • Включите нейтральную передачу.

Чтобы начать двигаться с такого положения, необходимо включить первую скорость и медленно отпускать педаль сцепления. Как только автомобиль начнет приседать, снимитесь с ручника и прибавьте газу, чтобы тронуться с места и переехать через пригорок. Часто новички сразу бросают сцепление – этого делать не нужно, отпускайте сцепление постепенно, по мере увеличения скорости автомобиля. Это упражнение требуется выполнить не один десяток раз, чтобы такая ситуация на дороге не вызывала проблем.

Еще видео, как трогаться в горку без ручника и без отката, обязательно смотрим:

Выбираем момент для переключения передачи

Газ (крайняя педаль справа) позволяет разгонять машину до необходимой скорости. Здесь тоже есть свои подводные камни. Новичок часто не знает, когда и какую передачу включить. То машина еле едет, или мотор слишком громко рычит. Важно уметь ориентироваться на звук. Если двигатель работает очень тихо, машина не хочет разгоняться при нажатии на газ, включите передачу ниже. Если наоборот мотор "рычит", а прибавление газа не разгоняет вашу машину, включите скорость выше.

Конечно, сейчас в каждом автомобиле есть тахометр, что упрощает переключение передач. В основном практически для каждого транспортного средства применимо правило:

  • Если показания на приборе достигли 3200 оборотов, следует повысить передачу;
  • Когда стрелка тахометра падает ниже 1500 об/мин, то следует переключиться вниз.

Правильная остановка автомобиля

Важно не только уметь просто ездить на механике, необходимо также уметь правильно останавливаться. Чтобы остановить автомобиль, следует выжать педаль сцепления и плавно начать нажимать на тормоз. Машина со временем полностью остановится.

Также кроме педали тормоза можно использовать торможение двигателем. По сути, это переключение скоростей автомобиля с более высоких на низкие передачи, только не используя педаль газа, что способствует замедлению движения авто. Такое торможение может помочь вам на крутом спуске или на скользкой дороге, когда замедление тормозами небезопасно, в то время как торможение двигателем делает машину устойчивой к заносу.

Автоматика и механика в этой ситуации работают по-разному, поэтому при управлении автомобилем с механической коробкой передач требуется помнить некоторые правила. Чтобы выполнить торможение двигателем, отпустите педаль газа, одновременно выжимая сцепление, и включите пониженную передачу. Когда включите необходимую скорость, медленно отпускайте сцепление.

Следует помнить, что не стоит сразу же переключаться на первую передачу или на слишком низкую при высокой скорости движения. Так как это может привести к перегреву двигателя или его поломке, возможно даже что двигатель заклинит.

Учимся правильно оставлять автомобиль на стоянке

Еще один неприятный момент - парковка. Не важно, параллельная, прямая, если нужно куда-то заехать задом, всегда будут какие-то проблемы. Однако заехав в нужное место, необходимо после остановки двигателя включить первую скорость. Если на автомате есть режим парковки, который блокирует колеса, то на механике требуется проделать вышеописанные действия. Это спасет машину от нежелательного движения.

Многие автомобилисты ставят своих железных коней только на ручник. Однако оставлять транспорт только на ручном тормозе все-таки не стоит, так как может порваться тормозной тросик, вытечь жидкость и автомобиль самопроизвольно начнет движение. А включенная первая передача надежно фиксирует авто даже на наклонной поверхности.

Заключение

Конечно, вождение автомобиля с механической коробкой передач для начинающих поначалу вызовет много затруднений. Некоторые маневры и действия будут сложными даже через год водительского стажа. Помните, никто не застрахован от различных ситуаций, никогда не теряйте самообладание. Чем больше вы будете передвигаться на автомобиле, тем быстрее начнете хорошо чувствовать себя на дороге. Изучайте маршруты, тренируйтесь - это придаст вам уверенности.

Много найдется тех, кто боится или не умеет управлять транспортным средством с МКПП, много кто скажет, что это прошлое неудобно и не комфортно. Не смейте слушать этих людей. Классика - одна из самых надежных трансмиссий в мире. В современном мире ситуации бывают разными, возможно вам придется сесть за чужой руль, а там окажется механика. Поэтому научившись ездить на обычной коробке, вас ничто не выбьет из колеи.