Правила дорожного движения для пассажиров. Правила безопасности в автомобиле, поезде

| План проведения занятий на учебный год | Безопасное поведение пассажиров и пешеходов

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 13
Безопасное поведение пассажиров и пешеходов




В Правилах дорожного движения сказано, что пешеход - это человек, который находится на дороге вне транспортного средства и не производит на ней работу. К пешеходам относятся также люди, которые передвигаются в инвалидной коляске без двигателя, ведут велосипед, мопед, мотоцикл, везут санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Пешеходы являются наиболее уязвимыми участниками дорожного движения. Поэтому они должны знать и выполнять правила дорожного движения, уметь анализировать и прогнозировать ситуации на дороге, предвидеть возможные опасности.

Прежде всего они должны знать, что существуют дороги, по которым движение пешеходов запрещено. Это:

Двигаясь по другим дорогам, пешеходы должны соблюдать правила безопасности , указанные на схеме.

Особое внимание пешеходы должны обращать на строгое соблюдение правил перехода дороги. Главные правила безопасного пересечения проезжей части пешеходами представлены на схеме.

Если на пешеходном переходе или перекрёстке движение машин и пешеходов регулируется светофорами или регулировщиком, то нужно подчиняться их сигналам.

При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода или перекрёстка пешеходы должны оценить расстояние до приближающихся транспортных средств и их скорость. Переходить дорогу можно в том случае, если это будет безопасно.

На проезжей части пешеходы не должны задерживаться и останавливаться (если это не связано с обеспечением безопасности). Если они не успели закончить переход, то должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Закончить переход проезжей части они могут, только убедившись в безопасности дальнейшего движения или по сигналу светофора (регулировщика).

Кроме того, следует помнить, что нельзя выходить на проезжую часть, если приближается автомобиль с включённым синим (синим и красным) проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом. Находящиеся на дороге пешеходы обязаны уступить путь этим транспортным средствам и немедленно освободить проезжую часть.

Человека , который совершает поездку в транспортном средстве и не является его водителем, называют пассажиром. Пассажиром считается также тот, кто входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Правила поведения пассажира автобуса (троллейбуса, трамвая)

Входить в транспортное средство и выходить из него разрешается только после его полной остановки. В салоне при наличии свободных мест надо сесть и держаться за поручни. Если такой возможности нет, нужно пройти на свободное место и встать так, чтобы не мешать проходить другим пассажирам, и тоже держаться за поручни. Нельзя отвлекать водителя от управления транспортным средством во время движения. Готовиться к выходу следует заранее, уточнив у стоящих впереди пассажиров, будут ли они выходить. Не надо забывать уступать место пожилым людям, инвалидам и пассажирам с маленькими детьми.

Правила поведения пассажира легкового автомобиля

Садиться в автомобиль и выходить из него можно только тогда, когда он стоит на месте. Делать это следует со стороны тротуара или обочины. Если такой возможности нет, то посадка и высадка допускаются со стороны проезжей части. При этом выходить на проезжую часть надо, только убедившись в отсутствии опасности.

Перед началом движения пассажиры легкового автомобиля должны пристегнуться ремнями безопасности. Дети, которым ещё не исполнилось 12 лет, на переднем сиденье легкового автомобиля могут ехать только в специальных удерживающих устройствах (детских креслах), которые крепятся к пассажирскому сиденью. Дети в возрасте до 12 лет и на заднем сиденье должны путешествовать с использованием специальных детских удерживающих устройств или других средств, позволяющих пристегнуть их ремнями безопасности. Детские удерживающие устройства должны соответствовать росту и весу детей.

При движении не разрешается отвлекать водителя от управления автомобилем, открывать двери машины во время движения, высовываться из окон, выбрасывать на дорогу мусор.

Правила поведения пассажира мотоцикла

Детям, которым ещё не исполнилось 12 лет, ездить на мотоцикле без коляски запрещено. Им можно ездить только в боковом прицепе мотоцикла, так в Правилах дорожного движения называется коляска.

С 12 лет можно ездить на заднем сиденье мотоцикла. Во всех случаях, прежде чем сесть на мотоцикл, пассажир обязан надеть защитный мотошлем и надёжно застегнуть его.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Кто такой пешеход?
2. По каким дорогам движение пешеходов запрещено?
3. Перечислите основные правила безопасного движения пешеходов по дорогам.
4. Какие пешеходные переходы, по вашему мнению, наиболее безопасны?
5. Как правильно переходить проезжую часть, если в зоне видимости нет пешеходного перехода и перекрёстка?
6. Как должен поступить пешеход, находящийся на проезжей части, при приближении автомобиля с включённым синим (синим и красным) проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом?
7. Какого человека следует считать пассажиром?
8. Изложите основные правила поведения пассажиров автобуса (троллейбуса, трамвая).
9. Расскажите, как надо правильно садиться в легковой автомобиль.
10. С какого возраста разрешается ездить на заднем сиденье мотоцикла?

ЗАДАЧА 17. Вам необходимо перейти на другую сторону улицы по переходу, оснащённому пешеходными светофорами. Ступив на проезжую часть, вы заметили, что замигал зелёный сигнал светофора. Что вы будете делать?
1. Спокойно продолжу переходить проезжую часть.
2. Преодолею проезжую часть бегом.
3. Вернусь с проезжей части на тротуар.
4. Остановлюсь, когда на светофоре будет красный сигнал.
5. Продолжу движение и остановлюсь на разделительной полосе.

Автомобиль прочно укрепился в образе современного жителя. С каждым годом машина приобретает всё большую значимость в жизни человека, и он уже не представляет возможным передвигаться на городских видах транспорта. На автомобиле вы сможете совершать поездки именно тогда, когда вам удобно и не зависеть от расписания автобусов и троллейбусов.

Статистика показывает, что сейчас в России за рулем - каждый седьмой житель. Прогноз же сообщает, что через десять лет в автомобиль пересядет каждый третий. При этом, в результате дорожно-транспортных происшествий в 2009 году в России погибли 26 тыс. 084 человека. Не мало, скажу я вам. Никто не застрахован от попадания в ДТП, но данный риск можно снизить. Достаточно соблюдать элементарные правила эксплуатации автомобиля и дорожного движения. К проблемам надо подходить подготовлено: иметь необходимые инструменты в автомобиле, аптечку.

Объектом исследования является автомобиль.

Предметом исследования безопасность при эксплуатации автомобиля.

Цель исследования выявить правила грамотного использования автомобиля с целью обеспечения себя безопасностью.


Правила техники безопасности

Отработавшие газы токсичны! Если необходимо завести двигатель в гараже или другом помещении, обеспечьте хорошую вентиляцию или обязательно откройте ворота.

При движении накатом не выключайте зажигание - может сработать противоугонное устройство в замке зажигания, блокирующее вал рулевой колонки. Ваш автомобиль может стать неуправляемым!

Бензин, антифриз и незамерзающая жидкость токсичны, поэтому соблюдайте меры предосторожности при заправке автомобиля техническими жидкостями.

В системе выпуска отработавших газов установлен каталитический нейтрализатор. Учтите, что при работе двигателя он нагревается до температуры свыше 6000С. Поэтому во избежание пожара при парковке следите за тем, чтобы под днищем автомобиля не было сухой травы или горючих материалов.

Запрещается эксплуатация автомобиля с горящей сигнальной лампой аварийного падения давления масла: она должна кратковременно (не более 2с) загораться лишь при пуске двигателя. Это же относится к сигнальной лампе разрядки аккумуляторной батареи, так как иногда причиной ее загорания может быть короткое замыкание проводки, приводящее к пожару в моторном отсеке автомобиля.

Запрещается работать под автомобилем, поднятым домкратом. Обязательно подставьте под кузов опоры.

При подъеме автомобиля домкратом обязательно включите стояночный тормоз и подложите под колеса с противоположной стороны подходящие упоры.

Запрещается курить и пользоваться открытым пламенем при заправке автомобиля.


Следует иметь в виду, что даже автомобили одной модели, выпущенные практически одновременно, обладают выраженными индивидуальными особенностями поведения на дороге. Использовать полностью скоростные и динамические возможности автомобиля рекомендуется по мере «привыкания» к нему, постижения его характера и только после прохождения автомобилем первых 2000-3000 км с соблюдением ограничений, указанных в подразделе «Обкатка автомобиля».

Перед поездкой прогрейте двигатель на холостом ходу, поскольку работа непрогретого двигателя на повышенных оборотах уменьшает срок его службы. При включении стартера рычаг переключения механической коробки передач должен находиться в нейтральном положении, рычаг селектора автоматической коробки - в положении «N» («нейтраль») или «Р» (стоянка).

Не допускайте работу двигателя с частотой вращения коленчатого вала, при которой стрелка тахометра находится в красной зоне шкалы.

Запрещается начинать движение автомобиля с места «на стартере». Трогаться с места на автомобиле с механической коробкой передач можно только на первой передаче при полностью отпущенном рычаге стояночного тормоза, плавно отпуская педаль сцепления.

Не превышайте нормы грузоподъемности, указанные в технической характеристике автомобиля: перегрузка приводит к повышенному износу шин и деталей подвески, к потере курсовой устойчивости.

Не допускайте движения по дорогам с низким качеством покрытия на повышенных скоростях. «Пробои» подвески, которыми, как правило, сопровождается движение в таких режимах, приводят к повреждению и деформации узлов ходовой части автомобиля. В этом случае также могут возникать повреждения и деформации кузова.

Регулярно проверяйте давление воздуха в шинах: пониженное давление приводит к их интенсивному износу. Разница давления в шинах 0,2-0,3 атм становится причиной ухудшения управляемости автомобиля.

Регулярно проверяйте состояние защитных резиновых чехлов шаровых опор, шарниров равных угловых скоростей и шарниров рулевых тяг. Поврежденные чехлы надо заменить, поскольку вода и грязь быстро выведут механизмы из строя.

Для заправки используйте горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости, рекомендованные заводом-изготовителем.

Регулярно проверяйте состояние клемм аккумуляторной батареи и крепление проводов на них. Ослабленное крепление или окисление клемм может вывести из строя электронные приборы автомобиля.

Запомните, что клеммы аккумуляторной батареи разного диаметра: положительная клемма больше отрицательной. Следите за тем, чтобы провода были подсоединены в соответствии с указанной на их наконечниках и клеммах полярностью.

При заряде аккумуляторной батареи непосредственно на автомобиле от внешнего источника тока обязательно отключите ее от генератора (отсоедините провод от клеммы «+»аккумуляторной батареи).

Стиль вождения и удобство посадки водителя влияют на степень безопасности, поэтому выполняйте следующее:

Обязательно пристегивайтесь ремнем безопасности, даже если управляете автомобилем в городе;

Убедитесь в том, что все пассажиры, даже на задних сиденьях, пристегнуты ремнями безопасности. Пассажиры, не пристегнутые ремнями безопасности, в случае аварии подвергают опасности себя, водителя и других пассажиров;

Для перевозки детей в возрасте до 12 лет используйте специальные детские кресла, в которых ребенок надежно фиксируется относительно кресла, а кресло - относительно автомобиля;

Отрегулируйте водительское сиденье так, чтобы можно было дотянуться до любого ор­гана управления;

Отрегулируйте положение рулевого колеса так, чтобы были видны все приборы в комбинации, а руки на рулевом колесе находились в наиболее удобном положении;

Убедитесь в свободном перемещении всех педалей;

Не садитесь за руль в состоянии опьянения. Употребление алкоголя, наркотиков и некоторых медицинских препаратов негативно сказывается на органах чувств, скорости реакции человека, его водительских способностях и увеличивает риск создания аварийной ситуации и получения травмы;

Не садитесь за руль, если ощущаете усталость. Чаще останавливайтесь для отдыха (не реже чем через каждые два часа);

Ведите автомобиль со скоростью, соответствующей интенсивности движения, по­годным и дорожным условиям. Помните: управляемость автомобиля, его тормозные качества в большой степени зависят от сцепления шин с дорожным покрытием. Весьма опасны участки дорог со свежеуложенным асфальтом. На мокрой дороге может возникнуть эффект аквапланирования, в этом случае возможна полная потеря управляемости;

При повседневной эксплуатации

В настоящее время автомобили на заводе-изготовителе комплектуют минимально возможным набором инструментов (домкрат, ключ для гаек колес и отвертка), с помощью которого можно лишь заменить колесо или перегоревшую лампу.

Инструменты и аксессуары

1 - аптечка первой помощи (автомобильная), утвержденная приказом Минздравмедпрома России от 01.04.2002 г. №106;

2 - воронка для заправки бензином;

3 - запасное колесо;

4 - знак аварийной остановки;

5 - огнетушитель;

6 - набор инструментов:

Две отвертки - с крестообразным и плоским лезвиями;

Набор комбинированных (или в крайнем случае рожковых) ключей от «8» до «24»;

Пассатижи;

Свечной ключ;

Баллонный ключ крестообразной формы (он удобнее, чем штатный ключ);

Молоток;

Кусок изолированного провода длиной около метра;

7 - переносная лампа;

8 - упор под колесо;

9 - насос или компрессор (с манометром);

10 - монтажная лопатка;

11 - провода для пуска двигателя от внешнего источника;

12 - буксировочный трос.

Запасные части:

1 - флакон тормозной жидкости;

2 - шланг для прокачки гидроприводов;

3 - изолированный провод длиной около метра;

4 - набор всех ламп, применяемых на автомобиле (половина всех ламп, установленных на автомобиле, за исключением повторяющихся);

5 - набор предохранителей;

6 - ремень привода генератора;

7 - ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера;

8 - реле системы управления двигателем;

9 - катушка зажигания;

10 - свечи зажигания (можно неновые, но рабочие);

11 - высоковольтные провода с наконечниками (можно один, самый длинный).

Отправляясь в дальний путь

В дальней дороге, особенно если маршрут незнакомый, приходится рассчитывать только на себя и запчасти в багажнике. Ниже приведен полный перечень необходимых запчастей, инструментов и расходных материалов, которые могут пригодиться. Вы можете изменить его по собственным соображениям. Но даже если вы совсем не умеете ремонтировать автомобиль, не уменьшайте количество запчастей или инструментов. В экстренной ситуации, конечно, можно остановить проезжающую машину или обратиться на любую автобазу или в придорожный автосервис, но именно этой запасной части или такого инструмента там может не оказаться, а в магазине запчастей - выходной.

| Безопасность в общественном транспорте и автомобиле

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 14
Безопасность в общественном транспорте и автомобиле




Давайте рассмотрим, как безопасно вести себя в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и автомобиле .

Автобус - один из самых распространённых видов транспорта. Он легко маневрирует в транспортном потоке, может резко менять направление и скорость движения. Правда, при неблагоприятных погодных условиях и плохом состоянии дороги, в случае резкого торможения и в некоторых других ситуациях с ним может произойти авария. Причём удар даже на небольшой скорости часто приводит к травмам пассажиров. 

Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать двери, окна, вентиляционные люки.

В автобусах имеются специальные окна, которые могут служить аварийными выходами. Чтобы воспользоваться ими, надо вытянуть за специальную рукоятку шнур уплотнения, а затем выдавить стекло. Можно и просто выбить любое стекло при помощи твёрдого предмета: «дипломата» с металлическим ободом, огнетушителя, тормозного башмака. При этом надо следить, чтобы рядом не было людей, которых могут поранить острые осколки. Не забыть также отбить острые осколки по краям окна.

После того как авария произошла, первым делом надо определить, где и в каком положении вы находитесь и нет ли пожара. В зависимости от ситуации двигаться к выходу .

Ситуация затопления салона редка. Однако, оказавшись в ней, не следует спешить покидать салон, надо подождать, пока он частично наполнится водой - выбираться будет легче.

Троллейбус и трамвай из-за их сравнительно небольшой скорости и малой маневренности - наиболее безопасные виды общественного транспорта. Но надо помнить, что электрическая тяга создаёт опасность поражения током. При сильных ливнях, при оттепелях в зимнее время может произойти замыкание токонесущих проводов на корпус машины. В 1996 г. в Москве несколько раз по этой причине выходило из строя до 40% троллейбусов, что вызывало перебои в обслуживании пассажиров.

Иногда это приводило к травмированию людей.

Поражение током возможно и при сильном ветре, когда вероятен обрыв контактного провода и его падение на крышу машины. Покидать троллейбус (трамвай), находящийся под током, можно только прыжком, чтобы исключить удар током, когда пассажир, стоя одной ногой на ступеньке, касается другой ногой земли.

Метро - транспортное средство повышенной опасности. Чтобы избежать неприятностей, надо соблюдать правила пользования метрополитеном.

Первая зона опасности в метро - турникеты на входе. Попытка пройти бесплатно, создать давку и прорваться группой, перепрыгнуть через турникет чаще всего заканчивается ударом его створок. Для взрослых такой удар практически безопасен, ребёнку он может нанести серьёзную травму.

Вторая зона опасности - эскалатор. Причиной опасной ситуации на нём могут стать резкая остановка, неожиданный разгон или разрушение ленты эскалатора. Не удержавшись при резкой остановке на ногах, надо сгруппироваться и как можно быстрее встать. В случае резкого разгона или разрушения ленты эскалатора надо немедленно перебраться на соседний эскалатор, перепрыгнув или перекатившись через ограждение и не задерживаясь на нём. Не стоит и самим создавать опасные ситуации на эскалаторе: усаживаться на его ступени, устраивать соревнования по бегу, загораживая при этом проход, ставить на поручни предметы или бросать монеты, другие вещи и наблюдать, как они летят вниз. Тонкие каблуки на обуви девочек, слишком мягкие или рваные подмётки могут застрять в его гофрированных ступенях.

Третья зона опасности - перрон. Потоки входящих и выходящих пассажиров, к тому же с сумками, чемоданами, рюкзаками, могут создать опасную ситуацию. Зайдя за ограничительную линию и находясь у края платформы, можно упасть на пути. К такому же результату может привести попытка достать самостоятельно упавшую с перрона вещь. Упав на пути, нельзя сразу же подниматься на платформу (под ней находится высоковольтный контактный рельс), надо бежать по ходу поезда к её началу (там есть лестница). Если показался поезд, следует лечь между рельсами головой навстречу поезду, закрыв уши руками и открыв рот.

Четвёртая зона опасности - вагон поезда. Во время его движения возможны резкое торможение и остановка, отключение освещения, загорание электропроводки, задымление. В движущемся поезде эти ситуации становятся опаснее вдвойне. Надо помнить, что каждый вагон оборудован экстренной связью с машинистом. В любых опасных ситуациях надо пользоваться ею: нажать кнопку, не торопиться, сказать, что произошло, и назвать номер вагона.

Как вести себя в метро:

Не надо пытаться пройти в метро бесплатно: удар створок турникета может быть достаточно сильным;
не бежать по эскалатору, не ставить вещи на ступеньки, не садиться и не стоять по ходу движения спиной;
не задерживаться на выходе с эскалатора, не создавать давки;
не подходить к краю платформы;
не подходить к вагону до полной остановки поезда;
рюкзак или сумку снять с плеча: они помешают развернуться в вагоне;
не поднимать самостоятельно упавший на рельсы предмет, позвать для этого дежурного по станции;
не паниковать, если поезд остановился в тоннеле;
ждать объявлений и выполнять все распоряжения работников метрополитена;
не спешить заглянуть в оставленный кем-то чемодан или сумку, сообщить о них дежурному по станции;
помнить: от вашей воспитанности зависит безопасность других пассажиров (брошенная на платформу банановая кожура может для кого-то стать причиной травмы, не придержанная за собой входная дверь вестибюля ударит следующего за вами человека).

Легковой автомобиль. Большинство людей время от времени пользуются этим видом транспорта, даже если в семье нет автомобиля. Легковые автомобили наиболее опасны для пешеходов и пассажиров по нескольким причинам:

■ многие автолюбители, в отличие от профессионалов, не имеют хорошей подготовки;
■ автомобили обладают высокой скоростью движения;
■ в потоке машин легковой автомобиль может столкнуться с тяжёлым грузовиком, в этом случае его водитель и пассажиры подвергаются большей опасности, чем люди, находящиеся в грузовике.

Меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле:

■ во время движения нельзя открывать двери;
■ нельзя ездить без пристёгнутых ремней безопасности;
■ в машине надо иметь аптечку и огнетушитель;
■ во время движения надо следить за дорогой и не мешать водителю;
■ нельзя отвлекать водителя от управления во время движения автомобиля.

Иногда во время поездки пассажир пассивен, не следит за дорогой, и опасность столкновения для него - полная неожиданность. Поэтому следует развивать у себя очень полезную привычку: сидя в машине, воспринимать каждый необычный сигнал (звук гудка, нарастающий звук двигателя приближающейся машины, визг тормозов за окном) как предупреждение об опасности.

Увидев, что столкновение неизбежно, надо упереться ногами в пол, а руками - в панель или переднее сиденье. После столкновения надо постараться быстро покинуть машину.

Если выбраться через двери невозможно, это надо сделать, выбив переднее или заднее стекло ногами. Поможет в этой ситуации какой-либо инструмент или другой предмет, находящийся в салоне автомобиля. Подручным средством может быть и противоугонное устройство - блокиратор руля. Выбравшись наружу, надо помочь выбраться остальным, достать из машины аптечку и огнетушитель.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите об одном из известных вам городских маршрутов автобуса, троллейбуса, трамвая. Опишите подробно маршрут, расскажите об опасных местах, через которые он проходит (перекрёстки, крутые подъёмы, спуски, эстакады на транспортных развязках), режим движения машин на этом маршруте в разное время дня и в различные дни недели.
2. Изложите правила безопасного поведения в автобусе.
3. Расскажите о правилах поведения в троллейбусе и трамвае в сырую, ненастную погоду.
4. Пользуясь городским транспортом, изучите конструкции входных дверей автобусов, трамваев. Расскажите, почему нельзя прислоняться к ним во время движения. Как можно использовать их в качестве аварийного выхода?
5. Расскажите о средствах безопасности в метро. Какие опасные ситуации могут возникнуть в вагоне поезда метро? Расскажите о своих действиях в этих случаях.
6. Изучите схему метрополитена в вашем городе. Найдите возможные варианты объезда для ситуации, когда один из участков перекрыт вследствие аварии. Знаете ли вы, каким видом наземного транспорта можно воспользоваться в случае аварии на станции, которой вы обычно пользуетесь?
7. Расскажите, какие устройства для обеспечения безопасности в легковых автомобилях вы знаете.

ЗАДАЧА 18. Вы едете вечером в поезде метрополитена. В вагоне кроме вас находится только спящий дедушка. Вдруг поезд остановился в пролёте между станциями. Проходит 20 минут, но поезд стоит. И тут вы заметили в конце вагона оставленную кем-то коробку. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Разбудить дедушку и удалиться вместе с ним в другой конец вагона или укрыться за сиденьями.
2. Открыть коробку и посмотреть, что там.
3. Сообщить машинисту.
4. Выкинуть коробку в окно.

ЗАДАЧА 19. Вы едете в школу в переполненном вагоне метрополитена и находитесь у двери. Вдруг у вас закружилась голова и заболел живот. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Выйти на ближайшей станции и посидеть.
2. Выйти на ближайшей станции и зайти к врачу.
3. Поехать в поликлинику.
4. Попросить кого-нибудь уступить вам место.

ЗАДАЧА 20. Вас с мамой пригласили на дачу отмечать Новый год. На улице -29 °С. От станции метрополитена вы должны ехать по шоссе 17 км. На остановке автобуса вы узнаёте, что автобусы начнут ходить только через два часа. Вам сказали, что вы можете дойти через лес за час. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия.

1. Стоять на остановке и ждать автобус.
2. Пойти через лес.
3. Попытаться доехать на какой-либо проезжающей мимо машине.
4. Вернуться домой.
5. Попробовать найти какой-либо другой способ добраться до нужного места (другой автобус).

ЗАДАЧА 21. Вы с другом едете в метро. В ожидании поезда вы замечаете, что один из пассажиров уронил на рельсы сумку и пытается прыгнуть за ней. Горит зелёный сигнал семафора. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Отправиться искать сотрудника транспортной полиции.
2. Остановить пассажира от необдуманного поступка.
3. Посмотреть, что будет дальше.
4. Подсказать этому человеку, чтобы он обратился за помощью к дежурному по станции.

ЗАДАЧА 22. Вы едете с друзьями в вагоне метро. Вдруг вагон начинает заполняться дымом, слезятся глаза. Люди начинают беспокоиться. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. По внутренней связи передать информацию машинисту.
2. Попытаться открыть двери вагона и окна, чтобы поступал свежий воздух.
3. Найти под сиденьем в вагоне огнетушитель.
4. Сохранять спокойствие, успокоить людей, обратиться за помощью ко взрослым.
5. При остановке поезда в тоннеле и открытии дверей не выходить на пути.

ЗАДАЧА 23. Вы едете со знакомыми в автомобиле зимой. Гололёд. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со столбом освещения. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Кричать, давать советы водителю.
2. Собраться, сгруппироваться, упереться ногами в спинку переднего сиденья.
3. Лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками.
4. Сидя упереться руками в спинку переднего сиденья.
5. Постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их.
6. При остановке покинуть машину.

Транспортная авария – авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде (ГОСТ Р 22.0.05–94).

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб (ГОСТ Р 22.0.05–94).

Основные причины возникновения:

нарушения правил дорожного движения, недостаточная квалификация водителей, внезапное ухудшение здоровья во время управления транспортным средством; неудовлетворительные организация движения и качество покрытия автомобильных дорог; негативное воздействие природных факторов; технические неисправности и износ транспортных средств; неправильное размещение груза в автомобиле.

Поражающие факторы и последствия

Основным поражающим фактором при ДТП является динамический удар, вызванный почти мгновенной остановкой транспортного средства.

Основными последствиями ДТП являются: гибель участников движения; травмирование обломками и частями транспортных средств; зажатие пострадавших частями транспортных средств; воздействие высокой температуры нагревшихся частей автомобиля и выделяющихся газов в случае возникновения пожара; воздействие опасных веществ при ДТП с участием спецтранспорта, перевозящего опасные грузы (химическое заражение, радиоактивное загрязнение местности).

Характерные травмы у людей

Травмы при ДТП разнообразны и часто связаны с многочисленными переломами, повреждениями черепа и головного мозга, ушибленными ранами и ранами мягких тканей, порезами и разрывами внутренних органов. Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые три часа из-за обильной кровопотери.

Правила безопасного поведения в легковом автомобиле

Правила дорожного движения предъявляют к пассажирам легковых автомобилей ряд требований:

При поездке пассажир должен быть пристегнут ремнями безопасности;

Дети до 12 лет в транспортных средствах, должны размещаться в специальных детских удерживающих устройствах (креслах);

Во время движения автомобиля пассажиру нельзя высовываться и выставлять руки из окон, люков;

Посадку и высадку пассажир должен производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства;

Правила безопасного поведения, если вы видите, что столкновение неизбежно :

Упритесь ногами в пол, защитите голову руками;

При нахождении на заднем сиденье лягте на бок, если позволяет место.

после столкновения:

Постарайтесь быстро покинуть машину;

Если выбраться через двери невозможно, сделайте это, выдавив лобовое или заднее стекло ногами;

Выбравшись наружу, постарайтесь помочь выбраться остальным.

при возгорании:

Следует помнить, что человек может находиться в загоревшемся автомобиле не более полутора минут, а салон выгорает примерно за 4 минуты, поэтому необходимо:

1. Немедленно покиньте загоревшееся транспортное средство. Если двери заклинило, откройте или разбейте окна (твердым предметом, либо ногами) и выбирайтесь через них.

2. В случае возгорания одежды, надо гасить пламя, сбивая его плотным материалом или катаясь по земле.

Правила безопасного поведения в общественном транспорте

При передвижении на общественном транспорте пассажиры должны соблюдать следующие правила:

Вход пассажиров в салон и выход из него разрешается только на остановочных пунктах после полной остановки транспортного средства;

Посадка в транспортное средство осуществляется через переднюю дверь;

Во время движения транспортного средства необходимо держаться за поручни или спинки сидений;

Нельзя высовываться из окон, находиться в дверном проеме кабины или в самой кабине водителя и отвлекать его во время движения;

Запрещено приводить в действие механизмы для открытия дверей, средства пожаротушения, механизмы для открывания аварийных люков, открывать аварийные выходы, а также препятствовать закрытию или открытию дверей, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев ;

Запрещается провозить огнеопасные, взрывчатые, легко воспламеняющиеся вещества, громоздкий багаж, мешающий другим пассажирам;

При обнаружении в трамвае, троллейбусе, автобусе забытых (оставленных) предметов, вещей, документов или каких-либо ценностей, а так же почувствовав в салоне запах гари, дыма или увидев возгорание (огнь), пассажир обязан незамедлительно сообщить об этом водителю.

При возникновении возгорания (пожара) в общественном транспорте выполняйте следующие правила:

1. Немедленно сообщите об этом водителю и пассажирам.

2. Как можно быстрее покиньте транспорт, используя для этого двери или запасные выходы, расположенные, как правило, в боковых окнах (при необходимости разбивайте стекло ногами или металлическим предметом).

3. В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, избегайте соприкосновения с ними.

4. Не паникуйте, окажите посильную помощь пострадавшим и детям, выполняй указания водителя.

Если вы стали участником или очевидцем ДТП, вызовите по мобильному («112») или стационарному телефону (с АЗС, кафе и т. п.) (01,03) спасателей и скорую медицинскую помощь . При этом необходимо сообщить точный адрес происшествия в городе или ориентиры места ДТП на загородной трассе (какое шоссе, ближайший населенный пункт или АЗС, кафе и т. п.), время происшествия, количество пострадавших и их состояние, наличие детей.

Собираясь с ребенком в автомобильную поездку, очень полезно будет его ознакомить с правилами такой поездки - объяснить ребенку, где именно он должен находиться, для чего предназначены ремни безопасности, удерживающие устройства.

Средства безопасности в автомобиле, такое как ремень безопасности, не рассчитан на маленького ребенка. Как быть? Взрослые должны позаботиться и приобрести специальные устройства безопасности - автокресла.

Конечно же, сидеть ребенок должен на своем месте и обязательно во всем слушаться старших. Ребенок не должен отвлекать водителя ни разговором, ни чем-то еще. Главная задача водителя - привезти всех пассажиров на место целыми и невредимыми, а для этого он обязательно должен быть сосредоточен только лишь на дороге.

А ещё, ни в коем случае, нельзя открывать окна или двери автомобиля во время движения. Это может быть очень опасно. Лучше взять в дорогу какую-нибудь игрушку и поиграть.

Детки совершенно по-другому переносят долгие поездки. Во время поездки с ребенком не стоит превышать скорость. Да и лучше не брать с собой малыша в слишком долгую поездку.

Поведение взрослого за рулем должно быть примером для малыша. В машине необходимо исключить курение, разговоры по мобильному телефону. Не нарушайте правила дорожного движения. Помните, что ребенок учится на вашем примере.

Многие родители считают, что их малыш в безопасности во время поездки, если находится на руках. Они глубоко заблуждаются. Если малыш будет на руках, то при резком торможении автомобиля или сильном ударе, взрослый просто раздавит его своим телом.

Часто родители оставляют детей в машине, когда им надо ненадолго отлучиться. Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка одно в машине даже ненадолго. Оставшись один, он может случайно заблокировать двери, что может привести к различным неприятностям. А оставшись в машине на солнцепеке, малыш может серьезно пострадать.

Самые опасные места для ребенка в машине

Переднее сидение − самое опасное место в машине. Дело в том, что все современные легковые автомобили снабжены подушками безопасности, которые предназначены для взрослого человека. Если случится авария, ребенок получит серьезную травму или погибнет, придавленный подушкой безопасности, даже если он будет в автокресле или на руках у взрослого.

А также если ребенок находится на заднем сидении, не пристегнутый ремнем безопасности. Достаточно, чтобы произошло незначительное столкновение, и малыш вылетит в лобовое стекло.

Если ребенок сидит на заднем кресле автомобиля и пристегнут ремнем безопасности, а рядом с ним взрослый не пристегнут, то при аварии он может придавить малыша.

Единственное безопасное для ребенка место в автомобиле - автокресло.

Маленькие дети могут перевозиться в машине лишь в специальном детском автомобильном кресле, если ребёнок уже достаточно крупный, но не достиг 12 лет, необходимо использовать специальное устройство Фест. Автокресло устанавливается исключительно на заднее сидение и крепится специальными фиксаторами, а также ремнями безопасности.

На каждого малыша должно быть отдельное место в машине. Все пассажиры автомобиля должны быть пристегнуты. Необходимо закрепить все твердые и тяжелые предметы в салоне машины

Соблюдая все вышеперечисленные правила перевозки детей в автомобиле, родители смогут сделать безопасной жизнь своего ребенка. Приятных вам поездок!

Подготовила воспитатель: Тюрина Елена Викторовна

Из истории светофора

Когда появился привычный для нас светофор? Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.

Первый электрический светофор появился в США, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала — красный и зелёный — и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением. Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный.

У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет. Позднее в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт- Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями. В 1937 году в Ленинграде появился первый пешеходный светофор. В Ярославле первый светофор появился в 60-хх годах 20 века. 5 августа - Международный день светофора. Вот такие интересные факты из истории. И хоть все машины важны и нужны, но подчиняются они светофору. Порядок на улице важнее всего!!! Все-таки светофор - великое изобретение.