Правила буксировки транспортных средств. Правила буксировки транспортных средств Ограничения данного метода

Содержит общие указания по организации и технологии выполнения работ по буксировке самолетов в аэропортах ГА и предназначена для работников служб спецавтотранспорта аэропортов и инженерно-технического состава АТБ.

Предлагаю:

1. Ввести в действие с 01.01.80 "Типовую инструкцию по буксировке самолетов в аэропортах гражданской авиации".

2. Обеспечить своевременное изучение и выполнение Инструкции лицами, непосредственно связанными с работами по буксировке самолетов.

3. Контроль за выполнением требований данной Инструкции возложить на начальников управлений и республиканских производственных объединений гражданской авиации.

Ю.Г.МАМСУРОВ

Утверждаю

Заместитель Министра

гражданский авиации

Ю.Г.МАМСУРОВ

Согласовано

Начальник ГУЭРАТ

И.Е.МАШКИВСКИЙ

Зам. начальника УНС

В.С.СОКОЛОВ

Зам. начальника ГосНИИ ГА

Р.В.САКАЧ

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО БУКСИРОВКЕ САМОЛЕТОВ В АЭРОПОРТАХ ГА

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция определяет общую организацию и технологию выполнения работ по буксировке самолетов на аэродромах ГА.

1.2. Указания по буксировке конкретного типа самолета с учетом его особенностей определяются специальной инструкцией, изложенной в технологической документации по его эксплуатации.

1.3. Действие настоящей инструкции распространяется на весь комплекс работ по проведению буксировки самолетов во всех авиационных предприятиях ГА.

II. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО БУКСИРОВКЕ

2.1. Решение о возможности буксировки самолетов принимает начальник (инженер) смены АТБ.

2.2. Диспетчер спецавтотранспорта, получив от начальника (инженера) смены АТБ разрешение на выполнение буксировки самолетов, обеспечивает подачу тягача к самолету в соответствий с графиком полетов и технического обслуживания самолетов.

2.3. Движение буксируемого самолета должно производиться в соответствии со схемой движения самолетов и транспорта на данном аэродроме, утвержденной руководителем авиапредприятия. Скорость буксировки по сухой бетонированной дорожке не должна превышать 10 км/час, согласно приказу МГА N 155-75г.

2.4. В качестве средств, обеспечивающих необходимое тяговое усилие для буксировки самолетов, используются специализированные аэродромные тягачи типа БелАЗ, а также приспособленные аэродромные тягачи на автомобильных и тракторных шасси типа КрАЗ-255Б, ЯАЗ-214, "Белорусь" и др.

2.5. Самолеты на территории аэропорта буксируются в следующих случаях:

При установке на место стоянки после заруливания на перроне;

От места стоянки к перрону аэровокзала перед вылетом;

От перрона аэровокзала к месту стоянки после прилета;

От перрона аэровокзала на предварительный старт;

При изменении места стоянки самолета;

Буксировка в ангар и из ангара.

2.6. Буксировку самолета разрешается производить носом вперед (за переднюю опору) по бетонному и грунтовому покрытию аэродрома при помощи водила с предохранительными срезными болтами.

Комплект запасных предохранительных болтов должен храниться в специальной коробке на водиле. Разрешается устанавливать болты, выполненные строго по чертежу, только заводского изготовления.

2.7. При маневрировании на местах стоянок самолет можно буксировать хвостом вперед с помощью жесткого водила.

Запрещается разворачивать передние колеса на месте, т.к. это может привести к поломке узлов передней опоры.

2.8. Ответственным за буксировку является авиатехник (авиамеханик), который руководит действиями всех должностных лиц, участвующих в выполнении буксировки, и несет ответственность за безопасность буксировки. Авиатехник (авиамеханик), находящийся в момент буксировки в пилотской кабине, несет ответственность за своевременное принятие мер по остановке самолетов при возникновении аварийной ситуации.

2.9. Буксировка самолета производится специальной бригадой из четырех человек, назначенной приказом по авиапредприятию:

А) авиатехника (авиамеханика), ответственного за буксировку (или авиамеханика, исполняющего обязанности авиатехника);

Б) авиатехника (авиамеханика), специально обученного и допущенного к выполнению работ в кабине самолета при буксировке;

В) двух авиамехаников.

2.10. При буксировке самолета вблизи препятствий члены бригады распределяются следующим образом:

А) авиатехник (бригадир), ответственный за буксировку, руководит буксировкой самолета и находится в зоне видимости членов бригады и водителя тягача (спереди и слева на расстоянии 10 - 15 м от самолета);

Б) авиатехник (бортмеханик, командир корабля) находится в кабине самолета и выполняет команды бригадира;

В) авиамеханики сопровождают самолет, находясь у правого и левого концевых обтекателей крыла.

2.11. Пользоваться самолетными тормозами при буксировке разрешается только в случаях крайней необходимости: при угрозе наката самолета на препятствия, разрушении буксировочного приспособления и других аварийных ситуациях, требующих немедленного торможения.

2.12. Буксировку самолетов и расстановку их по стоянкам производить строго по разметкам, имеющимся на рулежных дорожках и стоянках.

Примечание: Перед буксировкой самолета ответственный за буксировку (авиатехник-бригадир) должен совместно с дежурным механиком вскрыть самолет согласно приказу N 169-71г и действующим инструкциям.

2.13. При буксировке самолета на специально оборудованную площадку для запуска авиадвигателей перед вылетом, командир экипажа, находящийся в момент буксировки в пилотской кабине, несет ответственность за своевременное принятие мер по предупреждению повреждений самолета.

III. ПОДГОТОВКА САМОЛЕТА К БУКСИРОВКЕ

3.1. Авиатехник (авиамеханик), находящийся в кабине, обязан:

А) подготовить самолет к буксировке согласно инструкции по его эксплуатации;

Б) доложить через форточку авиатехнику, ответственному за буксировку, о готовности к буксировке и по его команде выключить стояночный тормоз.

3.2. Убедившись в готовности самолета к буксировке, авиатехник, ответственный за буксировку, совместно с авиамехаником подсоединяют водило к самолету и сцепляют с тягачом.

Примечание: Порядок сцепления буксировочного водила с тягачом:

Авиатехник, ответственный за буксировку, подает команду "по местам, приготовиться к буксировке". По этой команде водитель занимает место в кабине тягача, авиатехник, ответственный за буксировку, совместно с авиамехаником, становится у незакрепленного конца буксировочного водила, а авиатехник (или бортмеханик) садится на левое сидение в кабине пилотов.

При сцеплении водила, оборудованного гидроподъемником, авиамеханик становится у незакрепленного конца водила, авиатехник - с левой стороны на расстоянии, обеспечивающем визуальную связь между водителем и механиком;

Убедившись, что все находятся на своих местах, ответственный за буксировку дает команду "на буксир". При этой команде водитель медленно подает тягач задним ходом к самолету. При подходе тягача авиатехник и авиамеханик (только авиамеханик, если водило оборудовано гидроподъемником) в нужный момент приподнимают конец водила и сцепляют его с крюком тягача, после чего авиатехник подает команду "стоп", по которой водитель немедленно прекращает движение тягача, после чего авиамеханик контрит крюк;

После присоединения водила авиатехник, ответственный за буксировку, подает команду "приготовиться к буксировке" и совместно с авиамехаником убирает упорные колодки и занимает свое место у самолета.

3.3. При буксировке самолета в ночное время на нем должны быть включены аэронавигационные огни.

IV. РУКОВОДСТВО БУКСИРОВКОЙ

4.1. Убедившись в полной готовности самолета к буксировке, авиатехник, ответственный за буксировку, подает команду "снять с тормозов". По этой команде авиатехник (авиамеханик), находящийся в кабине, растормаживает колеса самолета.

4.2. Получив ответ от авиатехника (авиамеханика) или бортмеханика, находящегося в кабине, "с тормозов снят", авиатехник, ответственный за буксировку, дает команду "вперед" или "назад" (в зависимости от положения самолета и направления движения), показывая рукой, а в ночное время фонарем в сторону буксировки, предварительно убедившись в возможности буксировки. По этой команде водитель тягача подает звуковой сигнал и плавно начинает движение.

Связь водителя тягача с кабиной самолета обеспечивается по переговорному устройству типа СПУ.

Примечание: Во избежание появления больших напряжений передней стойки следует первоначальное направление движения выбирать такое, которое составляло бы с продольной осью самолета угол не более 20°. В такое же положение должны устанавливаться тягач и водило.

4.3. При необходимости изменить направление движения, подаются команды "Разворот вправо!", "Разворот влево!".

4.4. Перед окончанием буксировки самолета (перед установкой на стоянку) авиатехник, ответственный за буксировку, указывает водителю место установки самолета, а затем совместно с авиамехаником занимают места у концевых обтекателей крыла.

4.5. При завершении установки самолета на место стоянки по команде "стоп" водитель плавно останавливает тягач.

После остановки самолета необходимо установить под его колеса спереди и сзади упорные колодки. Бригадир дает команду "на тормоза", и после ее выполнения и получения доклада из кабины "есть на тормоза", Дает команду "отсоединить водило". Буксировочное водило отсоединяется от тягача, а затем от передней ноги самолета.

После отсоединения водила проверить, не страгивается ли самолет с места, и принять меры, исключающие движение самолета.

4.6. В ночное время выключить БАНО и источник электропитания.

4.7. Закрыть самолет и передать его дежурному авиамеханику в установленном порядке.

V. БУКСИРОВКА САМОЛЕТА В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

5.1. Начальник (инженер) смены АТБ обязан перед началом проведения работ по буксировке самолетов в сложных условиях (гололед, сильный ветер) получить информацию от аэродромной службы о состоянии РД и перрона и принять решение о возможности буксировки самолетов, обращая особое внимание на случаи гололеда и снежные заносы.

5.2. При буксировке самолетов в сложных условиях начальник (инженер) смены АТБ должен на разборе предупредить ответственного за проведение буксировки о соблюдении повышенных мер предосторожности или проводить буксировку при своем личном участии.

5.3. При буксировке самолета зимой в гололед:

А) в хвостовой части кузова тягача должен находиться комплект колодок буксируемого типа самолета;

Б) в кузове тягача должны находиться лопата и песок, который при необходимости используется для устранения пробуксовки тягача в момент страгивания с места или в движении;

В) скорость буксировки не должна превышать 5 км/час.

VI. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ БУКСИРОВКЕ САМОЛЕТОВ

6.1. Основными условиями безопасности буксировки самолетов тягачами являются внимательность участвующих в работе и соблюдение ими требований техники безопасности, наставления по технической эксплуатации воздушных судов гражданской авиации (НТЭВС-71) и инструкции по эксплуатации самолета.

6.2. Ответственный за организацию работ по буксировке самолетов обязан:

Перед началом работ познакомить членов буксировочной бригада с правилами по технике безопасности и постоянно контролировать выполнение этих правил;

Перед началом работы распределить обязанности между членами буксировочной бригады;

Во время работы лично подавать команда и сигналы (порядок подачи команд и сигналов дан в приложении) и контролировать соблюдение требований техники безопасности всеми членами буксировочной бригада, участвующими в работе;

Перед подачей каждой команды и сигнала убедиться в безопасности людей, участвующих в работе, и в невозможности повреждения буксируемого самолета.

6.3. При подготовке к буксировке самолета лицо, непосредственно руководящее работой, должно:

Проверить исправность технических средств связи;

Убедиться в исправности буксировочного приспособления, правильности подсоединения его к тягачу и самолету;

Убедиться в исправности заземляющих устройств самолета;

Убедиться в том, что все технические средства наземного обслуживания отсоединены от самолета и не находятся в зоне движения;

Убедиться в том, что крышки всех люков на самолете закрыты;

Убедиться в наличии давления в тормозной системе и ее исправности.

6.4. Страгивание самолета с места "раскачиванием тягача" запрещается.

6.5. При буксировке самолета запрещается:

Находиться на поверхности самолета (крыле, фюзеляже, двигателе);

Находиться на бортах кузова тягача, на подножках и крыше тягача, стоять в кузове, садиться в кабину или кузов и высаживаться при движении даже на самой малой скорости;

Сидеть на буксировочном приспособлении;

Поправлять во время движения крепления буксировочного приспособления к самолету или тягачу;

Буксировать самолет с зачехленным фонарем пилотской кабины;

Толкать самолет при помощи водила хвостом вперед задним ходом тягача;

Вытаскивать самолет, застрявший в грунте, с помощью буксировочного водила за переднюю стойку опоры.

6.6. Каждый член буксировочной бригады, участвующий в буксировке самолета, заметивший опасность, обязан подать команду "стоп".

6.7. Во время буксировки форточка в пилотской кабине должна быть открыта.

Инструкция по охране труда
при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей

1. Общие требования охраны труда


1.1 К буксировке, сцепке и расцепке автомобилей допускаются водители или специально назначенные лица, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, имеющие соответствующую квалификацию.
1.2 Персонал, выполняющий работы по буксировке, сцепке и расцепке автомобилей обязан:
1.2.1 Выполнять только ту работу, которая определена рабочей инструкцией.
1.2.2 Выполнять правила внутреннего трудового распорядка.
1.2.3 Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
1.2.4 Соблюдать требования охраны труда.
1.2.5 Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
1.2.6 Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда.
1.2.7 Проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
1.2.8 Уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим от электрического тока, от лазерного излучения и при других несчастных случаях.
1.2.9 Уметь применять средства первичного пожаротушения.
1.3 При буксировке, сцепке и расцепке автомобилей возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов:
- движущиеся машины и механизмы;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенная влажность воздуха;
- острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;
- недостаточная или излишняя освещенность рабочих мест;
- появление в зоне работы взрывоопасных, пожароопасных и ядовитых сред;
- физические перегрузки.
1.4 При проведении работ по буксировке, сцепке и расцепке автомобиля необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:
- работе с ненадежно заторможенным автомобилем, прицепом;
- при нахождении работника между буксирующим автомобилем с работающим двигателем и прицепом или буксируемым автомобилем во время сцепки или расцепки;
- несогласованных действиях водителей буксирующего и буксируемого автомобилей;
- использовании случайных предметов в качестве буксира.
1.5 Каждый работник должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и Коллективным договором.
1.6 В случаях травмирования или недомогания необходимо прекратить работу, известить об этом руководителя работ и обратиться в медицинское учреждение.
1.7 За невыполнение данной инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно законодательству Российской Федерации.


2. Требования охраны труда перед началом работы


2.1 Надеть спецодежду, специальную обувь.
2.2 Подготовить необходимый для работы инструмент, приспособления и убедиться в их исправности. Проверить исправность прицепов, их буксирных устройств.
2.3 Удалить из зоны работы посторонних лиц.
2.4 Обо всех недостатках и неисправностях инструмента, приспособлений, обнаруженных при осмотре, доложить руководителю работ для принятия мер к их устранению.


3. Требования охраны труда во время работы


3.1 Перед сцепкой и расцепкой автомобиля и прицепа (полуприцепа) последний необходимо затормозить стояночным тормозом, подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).
3.2 Во время подачи автомобиля - тягача к прицепляемому транспортному средству не допускается нахождение людей между этим транспортным средством и движущимся автомобилем.
3.3 Сцепку или расцепку следует производить на ровной горизонтальной поверхности, причем продольная ось сцепляемого полуприцепа должна совпадать с продольной осью автомобиля-тягача.
3.4 Перед сцепкой прицепа (полуприцепа) водитель должен убедиться в том, что:
- соединительные шланги и электропровода не мешают сцепке;
- борта закрыты;
- седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепления исправны;
- передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло.
3.5 При сцепке или расцепке дышло прицепа, не имеющее удерживающих пружин, следует устанавливать на стойку, предохраняющую его от падения.
3.6 Растормаживать прицеп или полуприцеп и убирать упоры из-под колес разрешается только после окончания сцепки.
3.7 До того, как производящий сцепку или расцепку, станет между автомобилем и прицепом, водитель автомобиля должен затормозить свой автомобиль стояночным тормозом, заглушить двигатель и поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение.
3.8 Не допускается осуществлять буксировку транспортных средств методом толкания.
3.9 Буксировка автомобиля на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.
3.10 При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м, а при буксировке на жесткой сцепке - не более 4 м.
3.11 Буксировка не допускается:
- транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);
- двух и более транспортных средств;
- транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса больше половины фактической массы буксирующего транспортного средства; при меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
- в гололедицу (на гибкой сцепке).
3.12 При буксировке на гибкой или жесткой сцепке не допускается нахождение людей в буксируемом автобусе, в кузове буксируемого грузового автомобиля.
При буксировке путем частичной погрузки не допускается нахождение людей в кабине или кузове буксируемого автомобиля, а также в кузове буксирующего автомобиля.
3.13 При буксировке на гибкой сцепке не допускается натягивание троса рывками. Не допускается нахождение людей ближе 6 м от натягиваемого троса.
3.14 Буксируемые металлические тросы должны иметь на концах петли со специальной заделкой.


4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях


4.1 При возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, необходимо:
4.1.1 Немедленно прекратить работы и известить руководителя работ.
4.1.2 Под руководством ответственного за производство работ опера-тивно принять меры по устранению причин аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям.
4.2 В случае возникновения пожара, задымлении:
4.2.1 Немедленно сообщить по телефону «01» в пожарную охрану. Оповестить работающих, поставить в известность руководителя подразделения и сообщить о возгорании на пост охраны.
4.2.2 Открыть запасные выходы из здания, обесточить электропитание, закрыть окна и прикрыть двери.
4.2.3 Приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни. Горящие части электроустановок и электропроводку, находящиеся под напряжением, тушить углекислотным огнетушителем.
4.2.4 Организовать встречу пожарной команды.
4.2.5 Покинуть здание и находиться в зоне эвакуации.
4.3 При несчастных случаях:
4.3.1 Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.
4.3.2 Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
4.3.3 Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).


5. Требования охраны труда по окончании работы


5.1 Убрать приспособления, инструмент в отведенное для хранения место.
5.3 Убрать спецодежду и средства индивидуальной защиты в специально отведенное место.
5.4 Вымыть руки и лицо с мылом и принять душ.
5.5 Сообщить лицу, ответственному за производство работ, обо всех недостатках, замеченных во время работы, и принятых мерах по их устранению.

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

ИНСТРУКЦИЯ
по обеспечению безопасности морских буксировок
судов и других плавучих сооружений


Утратила силу с 1 сентября 1996 года на основании
письма Росморфлота от 8 июля 1996 года N МФ-35/1921
____________________________________________________________________

Цель инструкции - улучшение организации буксировки морских плавучих объектов.

Инструкция содержит основные требования по организации и обеспечению безопасности морских и океанских экспедиционных буксировочных работ.

Настоящая инструкция распространяется на всех участников буксировочной экспедиции независимо от их ведомственной принадлежности, а также на лиц, осуществляющих надзор за безопасностью мореплавания (службы мореплавания пароходств, капитаны морских портов).

1.Общая часть

1. В целях обеспечения безопасности проведения дальних морских и океанских буксировок:

а) все дальние морские и океанские буксировки проводятся только спасательно-буксирными судами. Использование транспортных судов при таких буксировках допускается в исключительных случаях при отсутствии буксирных судов соответствующей мощности;

б) во всех случаях планирование и организация дальних морских и океанских буксировок согласовывается с В/О "Совсудоподъем"*;
________________

* Функции В/О "Совсудоподъема" переданы В/О "Мореплавания".

в) контроль за организацией и проведением вышеуказанных буксировок возлагается на В/О "Совсудоподъем"*.

2. В зависимости от сложности буксировки, определяемой дальностью перехода, конструктивными особенностями объекта буксировки, его размерами и состоянием, морская буксировка может быть осуществлена:

а) на буксире специального буксирного судна;

б) путем организации специальной экспедиции из нескольких судов;

в) на буксире транспортного судна.

Необходимость организации специальной экспедиции из нескольких судов определяется руководством Э/О АСПТР или службой мореплавания пароходства, которым поручена буксировка.

3. Руководство организацией и подготовкой экспедиции к морской буксировке, ее проведение возлагаются на начальника экспедиционного отряда АСПТР или службу мореплавания пароходства, которому поручена буксировка.

В их обязанности входит:

а) согласование сроков готовности буксируемого объекта и буксировщиков, а также срока начала буксировки с учетом наиболее благоприятного периода перегона;

б) контроль за подготовкой буксировщиков в установленные сроки;

в) обеспечение хорошего технического состояния судов-буксировщиков;

г) укомплектование судов-буксировщиков опытными экипажами;

д) проведение инструктажа начальника экспедиции (капитана основного буксировщика);

е) обеспечение необходимым снабжением судов-буксировщиков.

4. Владелец буксируемого объекта обеспечивает своевременную и качественную подготовку объекта к буксировке, его техническое состояние, укомплектование объекта экипажем (при необходимости), выполнение всех требований Регистра СССР, ВОХРа, портнадзора, санитарных органов и представителей организации, осуществляющей буксировку, необходимое и качественное снабжение и оформление всей требуемой документации.

Все необходимые документы, разрешающие буксировку объекта, должны быть владельцем своевременно предъявлены начальнику экспедиции (капитану основного буксировщика).

5. Начальник экспедиции (капитан буксирующего судна) назначается из числа наиболее опытных капитанов.

6. По получении задания или заявки на буксировку Э/О АСПТР (в случаях, когда буксировщиком является транспортное судно - служба мореплавания пароходства) разрабатывает "План перехода" и "Инструкцию по обеспечению безопасности морской буксировки". "План перехода" и "Инструкция утверждаются начальником Э/О АСПТР, а при буксировке транспортным судном - заместителем начальника пароходства по мореплаванию.

7. В плане перехода должны быть предусмотрены:

а) названия судов-буксировщиков, их мощность, скорость каждого судна в балласте и плановая скорость буксировки с объектом;

б) маршрут перехода и расстояния по маршруту следования с объектом и в балласте;

в) порты захода (в том числе порты пополнения запасов) и порты убежища;

г) контрольные сроки выхода из порта отправления и прихода в порт назначения, а также заходов в промежуточные порты;

д) расчет ходового и стояночного времени.

8. Инструкция по обеспечению безопасности морской буксировки составляется на основе проекта перегона и требований Регистра СССР. Ее выполнение является обязательным для всех участников буксировки.

Инструкция по обеспечению безопасности морской буксировки должна предусматривать:

а) перечень технических и эксплуатационных требований к буксируемым объектам и судам-буксировщикам, обеспечивающим проведение буксировки;

б) перечень требований к буксирному устройству буксировщиков;

в) перечень требований к буксирному, якорному, спасательному, противопожарному и др. устройствам буксируемого объекта;

г) общую характеристику морских качеств буксируемого объекта, его особенностей и рекомендации по его буксировке при различных условиях погоды;

д) требования по организации судовой службы;

и) требования по специальному оборудованию и снабжению;

к) требования по организации штурманской службы и специальных наблюдений за состоянием и поведением буксируемого объекта;

л) порядок движения судов и организацию связи судов между собой, а также порядок радиопереписки;

м) порядок выхода и входа в порты и порядок прохода узкостей, а также плавания в условиях шторма и плохой видимости;

н) порядок подачи, отдачи и крепления буксирных тросов на случай обрыва буксира.

Помимо Инструкции по буксировке начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) получает дополнительный инструктаж в Э/О АСПТР и службе мореплавания пароходства по особенностям данной буксировки.

II. Подготовка буксируемого объекта и судна-буксировщика

9. Подготовка предназначенного к буксировке объекта производится его владельцем на основе разработанного проекта перегона данного объекта и согласованного инспекцией морского Регистра СССР, которая после освидетельствования объекта дает свое заключение о пригодности его к буксировке.

10. Владелец буксируемого объекта представляет совместно с заявкой также и разработанный проект на перегон объекта (проект конвертовки, расчет и проект буксирного устройства, проект подкрепления корпуса судов с ограниченной мореходностью, проект устройства, уменьшающего сопротивление воды, и т.д.). Организация, осуществляющая буксировку, имеет право в случае необходимости потребовать от владельца объекта дополнительную техническую документацию, а также в целях безопасности имеет право выставлять разумные дополнительные требования по отдельным устройствам и оборудованию на буксируемом объекте.

11. Основной буксировщик должен подбираться с мощностью машин, обеспечивающей резерв не менее 15 % против расчетного, т.е. тягового усилия для плановой скорости буксировки.

Все суда-буксировщики должны обладать хорошими мореходными качествами, соответствовать району плавания, согласно документам Регистра СССР.

12. Основной буксировщик (когда им является транспортное судно) предъявляется к освидетельствованию инспекцией Регистра СССР на предмет проверки его технического состояния и пригодности к буксировке.

13. Для обеспечения живучести буксируемого объекта проектом перегона должен быть предусмотрен табель снабжения аварийно-спасательным имуществом и инвентарем, согласованный с инспекцией Регистра СССР и организацией, осуществляющей буксировку.

Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) перед началом буксировки проверяет наличие этого имущества на буксируемом объекте.

Выход в море без наличия перечисленного в табеле имущества и инвентаря не допускается.

14. Буксирующее судно, вспомогательные суда и буксируемый объект перед выходом в море должны принимать полный запас топлива, котельной и питьевой воды, а также запасы продовольствия и расходных материалов, обеспечивающие переход до порта назначения или порта захода, если он предусмотрен планом.

Организация, осуществляющая буксировку, заблаговременно дает заявки на гидрометеорологическое обслуживание экспедиции по маршруту перехода, на бункер и снабжение, а также, при необходимости, на право захода в порты, согласно плану перехода.

15. Основной буксировщик и вспомогательные суда должны быть обеспечены полным комплектом откорректированных карт и навигационных пособий по маршруту перехода. Все навигационные и электронавигационные приборы должны быть в полной исправности и подвергнуты тщательной проверке непосредственно перед выходом в море.

Перечень необходимых навигационных приборов и пособий для буксируемого объекта устанавливается организацией, осуществляющей буксировку. При всех случаях морской буксировки на буксируемом объекте, как минимум должны быть генеральные карты на переход и прокладочный инструмент.

16. Все суда экспедиции должны быть оборудованы средствами дальней радиосвязи согласно требованиям правил Регистра СССР. Кроме этого, на всех судах экспедиции, включая и буксируемый объект, устанавливается радиотелефонная аппаратура ближнего действия (типа УКВ).

17. Все суда, участвующие в буксировке, включая и буксируемый объект, должны иметь книгу Международного свода сигналов и быть снабжены средствами визуальной связи: двумя комплектами флагов Международного свода сигналов, семафорными флажками, сигнальными фонарями, прожекторами и клотиковыми лампами.

Исключения допускаются только для буксировок на небольшие расстояния в пределах одного моря, причем виды средств визуальной связи устанавливаются организацией, осуществляющей буксировку. Независимо от характера буксировки должны быть обеспечены флажная, семафорная и световая сигнализации.

18. Суда-буксировщики при дальних морских буксировках должны быть снабжены буксирными тросами длиной согласно проекту на данную буксировку.

На судах-буксировщиках должно быть два комплекта буксирных тросов.

Запасные буксирные тросы должны быть равноценны основным.

При буксировках, когда буксирный трос подается не с буксирной лебедки, трос должен быть размечен марками.

На все буксирные тросы должны быть сертификаты, а также тросы должны иметь соответствующий запас прочности.

19. На всех судах-буксировщиках должны быть в достаточном количестве растительные, синтетические или стальные тросы для использования их в качестве тросов-проводников, а также другое оборудование, необходимое для подачи буксиров в открытом море.

20. При проведении дальних океанских буксировок доков и других крупных плавучих сооружений на основном буксировщике для качественного и оперативного прогнозирования погоды по маршруту перехода в состав экспедиции включается синоптическая группа с оборудованной факсимильной аппаратурой.

Необходимость установки факсимильной аппаратуры и укомплектования экспедиции синоптической группой определяется организацией, осуществляющей буксировку.

21. Для выполнения морской буксировки должен заключаться договор между владельцем буксируемого объекта и организацией, осуществляющей буксировку. Образцы буксировочных контрактов прилагаются*.
________________
* Образцы в Сборнике не приводятся.

III. Буксировка

22. Начальнику экспедиции (капитану основного буксировщика) подчинены капитан (командир) буксируемого объекта и капитаны всех судов, участвующих в буксировке. В случае отсутствия начальника экспедиции его правами пользуется капитан судна-буксировщика.

23. Начальник экспедиции (капитан буксировщика) до выхода в море обязан:

а) тщательно ознакомиться с конструктивными особенностями буксируемого объекта и его техническим состоянием;

б) знать план перехода и изучить инструкцию на буксировку;

в) с капитанами всех судов экспедиции и со всем штурманским составом основного буксировщика проработать маршрут перехода, его особенности с целью выбора наиболее благоприятного пути следования и выполнения предварительной прокладки;

г) ознакомиться с гидрометеорологическими условиями плавания;

д) знать ширину территориальных вод иностранных государств по маршруту следования, правила плавания и пребывания в них; ознакомиться с характеристиками, особенностями и обычаями захода в порты-убежища;

е) изучить правила плавания проливами и каналами по морям следования экспедиции.

24. Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) до выхода в море обязан лично ознакомить командный состав судов, участвующих в экспедиции, с "Планом перехода", соответствующими инструкциями и разработанными им наставлениями, а также дать устный инструктаж по всем необходимым вопросам морской практики, судовождения и организации судовой службы на период рейса.

25. Капитаны всех судов экспедиции письменным рапортом докладывают начальнику экспедиции (капитану основного буксировщика) о готовности своего судна к рейсу с указанием:

а) готовности буксирного, якорного, спасательного и др. устройств и средств;

б) исправности водоотливных, пожарных и других систем;

в) исправности главных машин и механизмов;

г) наличия запасов топлива, воды, технического, аварийного и бытового снабжения;

д) наличия и качества запасов продовольствия и неприкосновенного запаса;

е) наличия полного комплекта корректированных карт, лоций и др. навигационных и электронавигационных пособий;

ж) исправности навигационных и электрорадионавигационных приборов и всех средств связи;

Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) лично проверяет готовность судов к буксировке и особое внимание должен обратить на исправность и готовность всего буксирного устройства.

О приемке объекта к буксировке составляется акт комиссией, назначаемой начальником экспедиции совместно с владельцем буксируемого объекта либо капитаном буксируемого объекта.

26. На всем протяжении буксировки начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) в части организации судовой службы и обеспечения безопасности плавания руководствуется "Уставом службы на судах Министерства морского флота СССР", "Правилами для предупреждения столкновения судов в море", "Правилами технической эксплуатации судов ММФ" и инструкциями по буксировке, КТМ СССР, условиями буксировочного контракта.

27. Если буксировка совершается через иностранные воды, начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) должен знать наименование фирм, которые будут агентировать суда в пути следования.

Во всех случаях затруднений во взаимоотношениях с иностранными властями начальнику экспедиции (капитану основного буксировщика) надлежит обращаться к представителям: Морфлота, Торгпредства СССР, консульских учреждений СССР, посольства СССР (в случаях, затрагивающих политические интересы Советского государства), смешанных советско-иностранных агентирующих компаний, а также иностранных морских фирм (агентам), агентирующим советские суда, представителям Ингосстраха или клуба взаимного страхования, если судно было застраховано по данному риску.

Примечание. Под представителями Морфлота понимаются зам.торгпреда по транспорту, уполномоченный ММФ, представитель ММФ, представитель морских пароходств, представитель В/О "Совинфлот", начальники агентств.

При отсутствии в данном месте перечисленных организаций и лиц начальник экспедиции должен по вопросу, к кому ему следует обратиться за оказанием помощи, запросить рекомендации у судовладельца.

28. Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) имеет право и обязан задержать выход судов в море из порта в случае получения неблагоприятного прогноза погоды.

29. Для прохода узкостями и каналами могут быть использованы местные буксиры и лоцманы, если в этом есть необходимость.

В тех местах, где лоцманская проводка обязательна, вызов лоцманов должен быть произведен заблаговременно, а суда должны ожидать прибытия лоцманов в безопасном месте, не входя в район обязательной проводки.

30. Стоянки в промежуточных портах и местах отстоя должны быть использованы для осмотра состояния буксирного устройства, буксируемого объекта, судов-буксировщиков и устранения всех обнаруженных дефектов.

Без устранения обнаруженных неисправностей дальнейшая буксировка не допускается.

Помимо осмотров в портах и местах отстоя надлежит использовать всякую возможность производить осмотр объекта, буксирного устройства особенно перед наступлением и после штормовой погоды, перед заходом в проливы, каналы, узкости, перед выходом в океан и т.д.

31. Во время стоянки на якоре и при лежании в дрейфе в ночное время и плохую видимость, должны быть приняты особые меры для обращения на себя внимания приближающихся судов с целью предупреждения столкновения и навалов.

32. В случаях, когда экспедиция будет застигнута штормом в открытом море, начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) обязан принять все меры предосторожности, рекомендуемые в таких случаях хорошей морской практикой и, в первую очередь, уменьшить ход, увеличить длину буксирных тросов, лечь на наиболее благоприятный для буксируемого объекта курс относительно ветра и волны либо следовать в пункты убежища или места укрытия.

33. Вся оперативная радиокорреспонденция, касающаяся работы экспедиции, передается за подписью начальника экспедиции (капитана основного буксировщика).

34. Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) сообщает в адреса: пароходств, Э/О АСПТР (по принадлежности), В/О "Совсудоподъем", управления ГМС, обеспечивающего переход, владельцу буксируемого объекта:

а) даты, время выхода и прихода в порты;

б) предполагаемое время подхода к портам, проливам, каналам;

в) ежесуточно на 08 и 18 час. московского времени координаты, скорость и курс, условия погоды, состояние всех судов и буксируемого объекта.

На 18 час. дополнительно сообщается остаток запасов (топлива, воды) и пройденное за сутки расстояние.

В случае неблагоприятной погоды, а также в случае аварийного происшествия текущая информация о положении, состоянии и координатах судов даются каждые четыре часа. В случае отклонения от намеченного "Плана перехода", начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) должен информировать о причинах изменения плана и о своих дальнейших намерениях.

Вся подаваемая информация должна быть краткой, но точной и понятной.

35. Прокладка и счисление пути судна должны вестись на всех судах, участвующих в буксировке объекта.

Основным счислением считается счисление основного буксировщика, которым руководствуются все остальные суда.

Если на буксируемом объекте не ведется счисление, в этом случае вахтенный начальствующий состав наносит на навигационные карты координаты, сообщаемые с основного буксировщика.

36. В случаях необходимости оказания помощи судам и людям, терпящим бедствие в море, в районе движения каравана, начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) обязан по согласованию с В/О "Совсудоподъем" и службой мореплавания пароходства или Э/О АСПТР приступить к оказанию помощи, предварительно обеспечив безопасность буксируемого объекта.

37. Наряду с изложенными в Инструкции требованиями все участники экспедиции должны использовать рекомендации хорошей морской практики.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
"Сборник нормативных актов о транспорте"
М., Юридическая литература 1983, ч.2

Инструкция вводится в действие с 27.02.96 г.

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа).

1.2. Водитель или специально назначенное лицо при выполнении работ по буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и придела (полуприцепа) должен:

соблюдать требования инструкции по охране труда, разработанной на основе данной типовой инструкции;

знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях;

выполнять также указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

Заметив нарушение требований безопасности другим работником, предупредить его о необходимости их соблюдения.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. К буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа допускаются водители или специально назначенные лица, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и обученные безопасным методам работы.

2.2. Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) не должен приступать к работе.

2.3. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

2.4. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

работе с ненадежно заторможенным автомобилем, прицепом, полуприцепом;

нахождении работника между буксирующим автомобилем с работающим двигателем и прицепом или буксируемым автомобилем во время сцепки или расцепки;

использовании случайных предметов в качестве буксира;

несогласованных действиях водителей буксирующего и буксируемого автомобилей.

2.5. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной типовой инструкции работник, производящий буксировку, сцепку, расцепку автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

3.1. Перед началом работы работник, производивший буксировку, сцепку, расцепку автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) должен:

проверить исправность прицепов (полуприцепов), их буксирных устройств, наличие и исправность приспособлений и инструментов;

удалить из зоны работы посторонних лиц.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

4.1. Перед сцепкой и расцепкой автомобиля и прицепа (полуприцепа) последний необходимо затормозить стояночным тормозом, подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

4.2. Во время подачи автомобиля-тягача к прицепляемому транспортному средству запрещается нахождение людей между этим транспортным средством и движущимся автомобилем.

4.3. Сцепку или расцепку следует производить на ровной горизонтальной поверхности, причем продольная ось сцепляемого полуприцепа должна совпадать с продольной осью автомобиля-тягача.

4.4. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и двух или более прицепов, должны производить три человека - водитель, лицо, производящее сцепку, и лицо, координирующее их работу.

В исключительных случаях (дальние рейсы, вывозка сельскохозяйственных продуктов с полей и т.д.) сцепку разрежается производить одному водителю.

4.5. Перед сцепкой прицепа (полуприцепа) водитель должен убедиться в том, что:

соединительные шланги и электропровода не мешают сцепке;

борта закрыты;

седельно-сцепное устройстве, шкворень и их крепления исправны;

передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло.

4.6. При сцепке или расценке дышло прицепа, не имеющее удерживающих пружин, следует устанавливать на стойку, предохраняющую его от падения.

4.7. Растормаживать прицеп или полуприцеп и убирать упоры из-под колес разрешается только после окончания сцепки.

4.8. До того, как производящий сцепку или расцепку станет между автомобилем и прицепом, водитель автомобиля должен затормозить свой автомобиль стояночным тормозом, заглушить двигатель и поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение.

4.10. Буксировка автомобиля на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

4.11. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м, а при буксировке на жесткой сцепке - не более 4 м.

4.12. Буксировказапрещается:

транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);

двух и более транспортных средств;

транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;

в гололедицу на гибкой сцепке.

4.13. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается нахождение людей в буксируемом автобусе, в кузове буксируемого грузового автомобиля.

При буксировке путем частичной погрузки запрещается нахождение людей в кабине или кузове буксируемого автомобиля, а также в кузове буксирующего автомобиля.

4.14. При буксировке на гибкой сцепке запрещается натягивание троса рывками. Запрещается нахождение людей ближе 6 м от натягиваемого троса.

4.15. Буксирные металлические тросы должны иметь на концах петли со специальной заделкой.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, работник должен немедленно сообщить администрации предприятия, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача, помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим работником, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся администрации предприятия или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

6.1. По окончании работы.

По охране труда при буксировке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа)

1. Введение.

1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при буксировке, сцепке и расцепке, автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа).

1.2. Водитель или специально назначенное лицо при выполнении работ по буксировке, сцепке и расцепке должен:

  • соблюдать требования данной инструкции;
  • знать и уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Заметив нарушение требований безопасности другим работником, предупредить его о необходимости их соблюдения.

2. Общие требования безопасности .

2.1. К буксировке, сцепке и расцепке автомобилей допускаются водители или специально назначенные лица, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и обученные безопасным методам работы.

2.2. Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) не должен приступать к работе.

2.3. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

2.4. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

  • работе с ненадежно заторможенным автомобилем, прицепом, полуприцепом;
  • нахождение работника между буксирующим автомобилем с работающим двигателем и прицепом или буксируемым автомобилем во время сцепки или расцепки;
  • использование случайных предметов в качестве буксира и запорных;
  • несогласованных действиях водителей буксирующего и буксируемого автомобилей.

2.5. За невыполнение требований инструкции, работник, производящий буксировку, сцепку расцепку автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) несет ответственность, согласно действующего законодательства.

3.Требования безопасности перед началом работы .

3.1. Перед началом работы водитель, производящий буксировку, сцепку, расцепку должен:

  • удалить из зоны работы посторонних лиц;
  • проверить исправность прицепов, (полуприцепов) их буксирных устройств, наличие и исправность приспособлений и инструментов.

4. Требования безопасности во время работы.

4.1. Перед сцепкой и расцепкой автомобиля и прицепа (полуприцепа), водитель обязан поставить на стояночный тормоз, при его наличии, прицеп (полуприцеп) и подложить под колеса противооткатные упоры.

4.2. Во время подачи автомобиля – тягача к прицепляемому транспортному средству запрещается нахождение людей между этим транспортным средством и движущимся автомобилем. Водитель должен убедиться в этом.

4.3. Сцепку или расцепку следует производить на ровной горизонтальной поверхности, причем продольная ось сцепляемого полуприцепа должна совпадать с продольной осью автомобиля тягача.

4.4. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и двух и более прицепов, должны производить три человека — водитель, лицо, производящее сцепку и лицо, координирующее их работу. В исключительных случаях (дальние рейсы, вывозка сельхозпродуктов с полей и т.д.) сцепку разрешается производить одному водителю.

4.5. Перед сцепкой прицепа (полуприцепа) водитель должен убедиться в том что:

  • соединительные шланги и провода не мешают сцепке;
  • борта закрыты;
  • седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепления исправны;
  • передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло.

4.6. При сцепке или расцепке, дышло прицепа, не имеющее удерживающих пружин, водителю следует устанавливать на стойку, предохраняющую его от падения.

4.7. Водителю растормаживать прицеп или полуприцеп и убирать упоры, из-под колес, разрешается только после окончания сцепки.

4.8. До того как производящий сцепку или расцепку станет между автомобилем и прицепом, водитель автомобиля должен затормозить свой автомобиль стояночным тормозом, заглушить двигатель и поставить рычаг переключения передач (контролера) в нейтральное положение.

4.10. Буксировка автомобиля на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства

4.11. Буксировку автомобилей разрешается осуществлять на жесткой и гибкой сцепке.

4.12. Скорость при буксировке автомобилей не должна превышать 50 км/час.

4.13. При буксировке с применением гибкой или жесткой сцепки за рулем буксируемого транспортного средства должен находиться водитель, за исключением случая, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает следование буксируемого транспортного средства по колее буксирующего.

4.14. При буксировке на жесткой сцепке у буксируемого автомобиля должно быть исправно рулевое управление, а при буксировке на гибкой – рулевое управление и тормоза. Водитель должен убедиться в этом.

4.15. Водитель должен обеспечивать расстояние, между транспортными средствами при жесткой сцепке не более, 4 метров, а при гибкой сцепке в пределах 4-6 метров.

4.16. При гибкой сцепке буксир через каждый метр обозначается водителем сигнальными щитками или флажками в соответствии с Правилами дорожного движения.

4.17. Водителю запрещается буксировать механические транспортные средства:

  • на гибкой сцепке в гололедицу;
  • два и более, одновременно;
  • с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства.

4.18. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки.

4.19. При буксировке механических транспортных средств, в светлое время суток на буксирующем транспортном средстве водитель должен включить ближний свет фар, а на буксируемом, в любое время суток – габаритные огни и аварийную сигнализацию.

4.20. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке водителю ЗАПРЕЩАЕТСЯ — перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки – нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.