Подготовка мотоцикла к путешествию. Снятие байка с "консервации" Какие проверки следует выполнить перед выездом

Помнится, нынешней весной, одной из самых популярных тем на форуме samaramoto.ru была «Не могу завести мотоцикл». Эта тема адресована тем, кто хочет избежать подобных проблем после зимнего хранения, кто заботится о своем аппарате и делает все для его здоровья и долголетия:-)).
Итак, по пунктам.
1. Перед зимней спячкой необходимо залить полный бак. Бензин — это смесь углеводородов различной плотности, поэтому при долгом хранении имеет дурную особенность расслаиваться на фракции. Особенно активно этот процесс протекает в поплавковых камерах карбюраторов. Завести байк весной на таком топливе вряд ли получится. Залитые свечи, посаженный аккумулятор, прикуривание от авто и т.д. Чтобы избежать этой беды, в бензин добавляется Fuel stabilizer, химия, которая гарантировано препятствует расслоению бензина. Важно, чтобы эта штука попала и в карбюраторы, т.е. недостаточно просто залить ее бензобак, нужно, чтобы аппарат некоторое время поработал, предпочтительно не на холостом ходу, т.е. после добавления стабилайзера неплохо бы на мотоцикле прокатиться, хотя бы 1-2 км. Все эти меры позволяют также защитить бензобак и карбюраторы от внутренней коррозии.
2. Масло. Много дискуссий, много мнений. Даже в нашем коллективе нет конценсуса 🙂 по этому вопросу. Мы склоняемся к тому, что менять масло осенью целесообразно. Дело в том, что масло, которое отработало в двигателе, уже подверглось окислению, в нем растворены картерные газы. Предохранить детали от окисления при длительном хранении оно уже не способно. Кроме того, существует опасность, что все шлаки, примеси, металличесая и алюминевая стружка (куда ж без нее) за зиму отстоятся и опустятся на дно картера, т.е. к маслозаборнику… Последствия ясны. Поэтому мы считаем, что поменять масло осенью предпочтительнее, чем весной. Особенно это относится к форсированным движкам спортбайков и спорттуреров.
3. Цепь. Вымыть — почистить — смазать. Для здоровья О-рингов это будет очень полезно — не рассохнуться.
4. Цилиндры. Чтобы предохранить их от ржавчины, необходимо вывернуть свечи, залить в каждый по 5 — 10 мл моторного масла, прокрутить двигатель стартером 1 — 2 сек. Затем свечи закрутить.
5. Выпускной тракт. На глушители имеет смысл надеть полиэтиленовые пакеты, это предохраняет от выпадения конденсата и не только внутри них, но и во всем выпуске вплоть до клапанов. Надевайте пакеты только на остывшие глушители! 🙂
6. Резина. Обработать силиконовым спреем и при возможности вывесить колеса. Рекомендации по давлению в шинах противоречивы: кто-то говорит нужно стравить до 1 атм, кто-то считает, что надо поднять до 3.5 атм. Мы придерживаемся рекомендованных производителем значений.
7. Аккумулятор. Обязательно снять клемму массы. Лучше вообще снять аккумулятор и хранить его отдельно от мотоцикла в прохладном помещении с температурой чуть выше 0, например, в погребе. Очень желательно зимой 1 — 2 раза его «потренировать», т.е разрядить лампочкой, затем полностью зарядить. Если этого не сделать, то подуставшие аккумуляторы 2 — 3 лет от роду могут весной и не ожить:-(.
8. ЛКП и хром. Перед хранением байк нужно чисто вымыть, после чего обработать восковой полиролью (мы используем 3М Protect III). Популярную WD — 40 для этих целей использовать не стОит, она гигроскопична.

Вот, пожалуй, и все. Если педантично выполнить все эти нехитрые процедуры, то успешный пуск весной гарантирован на 95%. Да и в перспективе байк будет служить дольше. Если возникли вопросы или выполнить что-то из перечисленного по тем или иным причинам затруднительно (или лениво:-)), обращайтесь. Вся нужная мотохимия есть в наличии.

P.S. Неплохо также до зимы померять плотность антифриза, особенно если байк хранится в неотапливаемом гараже.

Наступила весна - пора готовить мотоцикл к новому сезону. Когда солнце начинает припекать, а снег на лужайках тает, многие мотоциклисты хотят побыстрее выкатиться на дорогу, и на правильную подготовку мотоцикла терпения может не хватить. Однако это чревато дальнейшими проблемами. Перед выездом из гаража стоит совершить несколько несложных действий, которые помогут сохранить мотоцикл в хорошем состоянии и минимизируют риски во время езды.
Ваши действия во время подготовки к мото сезону будут полностью зависеть от того, как вы подошли к консервации мототехники осенью.
Если вы подготовили мотоцикл к зимовке правильно: помыли его, обработали специальными средствами, заполнили свежим бензином, почистили фильтр и цепь и тд. (см. статью «Консервация мотоцикла»), то подготовиться к сезону не составит труда.


Какие проверки следует выполнить перед выездом?



1) Перед тем, как отправиться в гараж, не забудьте взять с собой заряженный аккумулятор (если вы сняли его после сезона). Хорошо заряженный рабочий аккумулятор должен показывать заряд 12,6В. Для зарядки гелевого аккумулятора используйте только импульсное зарядное устройство ! Если Вы забыли снять клеммы осенью, возможно, придется купить новый аккумулятор .

2) Тщательно смойте смазку, защищающую от коррозии, которую нанесли на мотоцикл осенью, иначе она соберет на себя всю дорожную пыль.

7) Проверьте на износ тормозные колодки, если не осмотрели их перед консервацией, при необходимости замените их. Качественные колодки – это безопасность. Большинство мотоциклистов отдают предпочтение таким известным производителям колодок, как Ferodo, Newfren, EBC , Nissin. Если колодки не заменить вовремя, начнется неравномерная выработка тормозных дисков, а их замена обойдется намного дороже. Если у вас возникли проблемы с выбором, обратитесь за помощью к нашим специалистам.

8) Проверьте наличие подтеков на вилке, их не должно быть. При отрицательных температурах резиновые сальники и пыльники могут потрескаться и вызвать течь масла. Купить сальники и пыльники для мотоцикла , а также вилочное масло можно в нашем магазине.

9) Проверьте давление воздуха в колесах. Осмотрите саму резину, насколько она изношена. Резину старше пяти лет стоит заменить на более свежую, так как она уже потеряла большую часть своих свойств.

10) Перед первым выездом проверьте все механизмы мотоцикла на работоспособность (тормоза, электрику, тросы и др.). Посмотрите, насколько затянуты болты, если они ослаблены, то могут самораскрутиться и выпасть во время движения. При длительном хранении электрические контакты иногда окисляются, их можно почистить специальным средством для контактов.


Что делать, если вы пренебрегли консервацией?

Если вы пренебрегли антикоррозионной консервацией осенью, на необработанных местах за зиму может появится ржавчина. В ненаполненном баке и карбюраторе может скопиться влага, а сам мотоцикл отказаться заводиться. В таком случае придется полностью очищать бак и карбюратор, а при сильной ржавчине заменять их.

Аккумулятор – одна из самых уязвимых частей мотоцикла во время зимнего периода. Разряженная батарея не даст мотоциклу ожить после холодов. Средний срок жизни аккумуляторов варьируется от 2 до 5 лет, но многое зависит от условий хранения и марки АКБ. Если батарею не удастся оживить с помощью качественного зарядного устройства , придется купить новый аккумулятор .

Проверьте состояние свечей. С испорченными свечами мотоцикл не будет заводиться, в таком случае стоит купить новые свечи . Мы рекомендуем японские свечи NGK .

Если после проведенных манипуляций мотоцикл не заводится и не оживает с помощью «толкача», стоит сразу же отвезти его в мотосервис на диагностику, понадобится помощь специалистов.

Итак, в этой статье мы разобрались, как произвести расконсервацию мотоцикла и начать мотосезон без проблем и поломок. Если вы хотите с наступлением теплых весенних дней сразу начать кататься на мотоцикле, не пренебрегайте простыми правилами консервации, ухаживайте за мотоциклом, следите за износом его деталей и механизмов, и храните его в защищенном месте. Тогда ваш байк будет служить вам долго, и сезон начнется для вас удачно. Помните, что после зимы на дороге могут находиться реагенты и прочая грязь, существенно влияющая на сцепление с дорожным покрытием, а асфальт будет недостаточно прогретым, будьте осторожны и соблюдайте скоростной режим.

Очередной мотоциклетный сезон подходит к концу - позади остались чумовые прохваты по городу, костоломные вылазки в лес и дальние вояжи. Остается подготовка к сезону следующему, а именно консервация мотоцикла на зиму - о ее тонкостях мы подробно расскажем в этом материале.

Итак, начнем с неоспоримого в этом плане утверждения: если оставить мотоцикл на зимовку, не выполнив ряд подготовительных операций, есть риск не то что испытать трудности со стартом двигателя весной, но и попасть на очень дорогостоящий ремонт.

Выбор места зимовки


Очевидно, что двор дома - далеко не идеальный вариант, и лучше заранее позаботиться об отопляемой, а еще лучше - охраняемой парковке. Если такой нет, то вполне сойдет обычный холодный гараж. Ключевой момент - важно, чтобы он был проветриваемым, с хорошей вентиляцией, не сырой.


Непосредственно перед постановкой мотоцикла в гараж, на хранение до весны необходимо очень тщательно его вымыть. Лучше не лениться и сделать это самостоятельно, столичные автомойщики сделают это «в допуске», вам же следует сделать это до состояния «идеально». Необходимо тщательно очистить хромированные детали от битумных пятен, а спицы, обода колес - от ржавчины и других загрязнений, которые к весне могут изрядно подпортить внешний вид байка. После мойки необходимо как следует просушить мотоцикл. Тут два варианта: либо продуть все труднодоступные места компрессором, либо, если погода еще сухая, можно как следует прохватить на мотоцикле на высокой скорости - под действием набегающего потока воздуха и высокой температуры работающего двигателя остатки воды испарятся сами собой. Нам ближе второй метод.

Итак, мотоцикл чистый, сухой и уже в гараже, в котором ему предстоит провести всю зиму. Приступим.

Разборка и смазка


Для начала необходимо отсоединить клеммы и снять аккумулятор. Силовые провода и проводку обработать влаговытесняющим средством (WD-40) либо силиконом - это защитит их от окисления. Сам аккумулятор лучше забрать домой и периодически выполнять цикл разрядки-зарядки.

Следующим этапом будет тщательная чистка и смазка приводной цепи. Тут, пожалуй, обойдемся без подробных комментариев, надеясь на то, что вы делали это хотя бы каждые тысячу километров пробега в течение сезона.

Далее необходимо залить заранее заготовленный бензин с проверенной заправки в бензобак «под горлышко». Таким образом, чтобы под его крышкой оставалось как можно меньше воздуха. Не лишним будет воспользоваться стабилизатором топлива либо медицинским спиртом - он свяжет собой бензин и воду, так или иначе попавшую в бензобак в процессе эксплуатации. Делается это все для того, чтобы стенки бензобака не ржавели изнутри. Наверное, не нужно рассказывать, что сделает ржавчина, годами скапливавшаяся в бензобаке, с карбюратором или форсунками.

Цикл разрядки и зарядки особенно актуален для владельцев новых мотоциклов, так как чаще всего в них применяются литий-полимерные аккумуляторные батареи, полная разрядка которых навсегда выводит их из строя.

После выполнения этих, в общем-то, нехитрых процедур, предстоит заняться самым важным. Для этого пригодится немного моторного масла и шприц. Итак, выворачиваем свечу, набираем в шприц 5–20 мл моторного масла и впрыскиваем в цилиндр через свечное отверстие. Важно учитывать объем вливаемого масла: скажем, если у тебя мотоцикл с одноцилиндровым 500-кубовым мотором, например Yamaha SR500, то влить придется 15 мл, а если, к примеру, 500-кубовый V8 Moto Guzzi, то общую дозу из условных 20 мл следует распределить равными долями в каждый из восьми цилиндров. Для того чтобы вливаемое масло достигло цели, то есть попало в зазор между поршневыми кольцами и поршнем, нужно прокрутить коленчатый вал электрическим стартером либо с кика. После этого свечи можно ввернуть обратно.

К тому времени, когда возня со свечами закончилась, почти наверняка подошли к концу и запасы пива - самое время позвонить другу и попросить захватить еще. На самом деле, суть в том, что его помощь потребуется для выполнения заключительной стадии консервации пациента.

Делается это все для того, чтобы поршневые кольца за зиму не прикипели намертво к поршню и не пришлось тащиться в сервис в поисках компрессии.

Смазка резиновых элементов

Теперь самое время заняться смазкой основных резино-технических деталей. Речь в первую очередь о сальниках, пыльниках и манжетах вилки и амортизаторов, которые под воздействием мороза могут лишиться силики и потрескаться. Грозит это немедленным выходом из строя вилки и амортизатора, соответственно. И если выход амортизатора можно сразу и не заметить, то последствия вытекшего масла из вилки, которое неминуемо попадет на тормозные диски и колодки, вы заметите при первой же попытке остановиться. Итак, вооружившись силиконовым спреем следует тщательно смазать вышеупомянутые детали, а также патрубок карбюратора, виброгасители руля, если они имеются; тормозные шланги, резиновые демпферы ведомой звезды; манжеты главных тормозных цилиндров, а также цилиндров сцепления. По большому счету, предстоит смазать все резиновое, кроме шин, подготовку к зимовке которых можно ограничить понижением давления вполовину от рабочего (как правило до 1 бар).

Полировка


После этого почти на 100% поверхность мотоцикла будет абсолютно сухой. Самое время приступить к полировке. Крылья, бензобак, обтекатели - все то, что покрыто лаком и за зиму может помутнеть, необходимо отполировать. Можно вполне обойтись без полировочной машинки, пригласив, к примеру, своего приятеля. Пока один круговыми движениями губкой наносит тонким слоем полироль на поверхность деталей мотоцикла, другой вслед тщательно полирует ее тканью. В специализированном магазине вы найдете всевозможные наборы для неглубокой полировки. Процесс изнуряющий, но благодарный - весной придешь в гараж, протрешь влажной ветошью мотоцикл, и он как новый.

Упаковка

Финальный штрих - кусок хлопковой ткани в глушитель, чтобы защитить цилиндр двигателя от попадания влаги, и чехол. С ним тоже не все так просто. Мы рекомендуем использовать специальные чехлы для хранения мотоциклов изо льна или хлопка. Советуем избегать дешевых образцов из синтетики и полиэтилена. Ключевой параметр - вентилируемость.

Моторное масло и масляный фильтр рекомендуем поменять с приходом нового сезона. Тогда как озаботиться состоянием охлаждающей жидкости стоит до наступления морозов - из-за риска ее замерзания в системе, которая неизбежно повлечет за собой выход из строя шлангов системы охлаждения, водяной помпы или - еще хуже - блока двигателя.

Ряд этих, в общем-то, нехитрых операций позволит существенно сэкономить на услугах мотосервисов по подготовке мотоцикла к зимовке, а также уберечь технику от непредвиденных ремонтов к началу наступления теплых деньков в новом сезоне.

Текст: Адель Шангараев

Весна в России, как и все остальное, приходит неожиданно, и чтобы эта неожиданность не принесла неожиданных сюрпризов, мотоциклистам следует заранее позаботиться о готовности мотоцикла к сезону. Иначе первый выезд в наконец-то по-настоящему теплый и сухой весенний день может омрачиться какими-либо внезапно вылезшими неполадками, а то и вовсе не состояться.

В этом материале мы рассмотрим ряд простых, но важных вещей, которые необходимо проделать перед началом нового сезона. Если же вы не имеете ни малейших навыков механика, то имеет смысл обратиться за проведением предсезонной подготовки к специалистам в мотосервис.

Проверка резины:

Необходимо проверить протектор на степень износа, наличие трещин или проколов и порезов, отсутствие в нем посторонних предметов и целостность корда. Если шины заметно изношены или есть хоть малейшие сомнения в их целостности, то начало сезона -это лучшее время, чтобы .

Что касается давления: недокачанные или перекачанные относительно рекомендованного производителем значения шины, отрицательно влияют на управляемость, торможение и могут привести к аварийным ситуациям. Если после долгой стоянки шины потеряли слишком много воздуха, а резина внешне выглядит целой, то проверьте ниппель колеса - возможно дело в нем и он подтравливает.

Проверка тормозов:

Следующая по важности процедура - проверка исправности тормозной системы. Оцените толщину фрикционного покрытия на тормозных колодках и при значительном износе замените их на новые. Проверьте и при необходимости долейте тормозную жидкость в главном тормозном цилиндре. Убедитесь, что жидкость соответствует требованиям спецификаций и совместима с той, что заправлена в системе вашего мотоцикла. При манипуляциях с тормозной жидкостью избегайте ее попадания на окрашенные поверхности мотоцикла - она может их повредить.
Попробуйте нажать рычаг тормоза и если усилие на нем слишком мягкое и невнятное, то скорее всего в тормозной системе присутствует воздух и ее необходимо прокачать. Если вы не имеете опыта в проведении данной процедуры, то лучше обратиться к профессионалам в .
Проверьте тормозные шланги на отсутствие утечек и деформации при нажатии на рычаг. Очистите поверхность тормозных дисков щеткой и сухой тряпкой от продуктов износа, грязи или масла. Масло там может оказаться, если неисправны сальники вилки и за зиму вилка потекла. Убедитесь, что тормозные цилиндры и колодки обладают необходимой подвижностью и освобождают диски и барабаны при отпускании рычага.
При необходимости, отрегулируйте положение и свободный ход рычага и педали тормоза. Наконец, проверьте работу лампы стоп-сигнала, которая должна загораться при нажатиях на рычаг переднего и педаль заднего тормоза.

Главная передача:

На современных мотоциклах можно встретить цепную, ременную или карданную передачи на заднее колесо. Их обслуживание отличается настолько же, насколько они отличаются конструктивно друг от друга.

Карданный привод: Межсезонье - отличный повод поменять масло в заднем редукторе или хотя бы проверить его уровень. Прежде чем открывать заливную пробку тщательно очистите поверхность редуктора от грязи, чтобы не допустить ее попадания внутрь редуктора.
Помимо этого, смазке подлежат все пресс-масленки, имеющиеся на карданном приводе. При проведении данных работ используйте масла и смазки указанные производителем в руководстве по эксплуатации.
Указанных процедур, как правило, достаточно для долгой и безотказной работы карданной передачи, которая сама по себе требует гораздо меньше внимания, нежели цепная или ременная.

Ременный привод: Отличается тишиной, плавностью и надежностью работы, но для всего этого очень важно соблюдать его чистоту и поддерживать натяжение в пределах, рекомендованных заводом-изготовителем. Для чистки ремня следует применять только специализированные жидкости, такие например как H-D Sunwash, выпускаемую компанией Harley-Davidson. Внешний осмотр чрезвычайно важен при обслуживании приводного ремня. Обратите внимание на наличие трещин, отсутствующих зубцов и изношенность боковин и если таковые присутствуют, то ремень необходимо заменить.

Отдельно осмотрите зубья на предмет их износа, так как это основной признак большого пробега ремня и показание к замене вместе со шкивами.

Цепной привод. Звезды и цепи: Осмотрите цепь и на предмет износа. Если зубья имеют явный износ и форму отличающуюся от стандартной симметричной - это признак необходимости замены. Изношенная цепь отличается большим люфтом, причем износ может быть неравномерным и вызывать при движении рывки в трансмиссии. Заклинившие и неподвижные относительно друг друга звенья - это тоже признак явной неисправности цепи. Как правило, звездочки и цепь меняются вместе комплектом, так как старая цепь быстро износит новые звезды и наоборот.

Независимо от того, какого типа (X-ring, W-ring, O-ring или другая) используется на вашем мотоцикле, все они требуют регулярной смазки, чтобы нормально функционировать и отработать весь свой положенный срок службы. Существует множество наименований цепных смазок и при выборе следует руководствоваться рекомендациями производителя, а если нет конкретного указания, то ориентироваться на то, что смазки для мотоцепей подразделяются на дорожные и внедорожные, чьи свойства оптимизированы под особенности эксплуатации в тех или иных условиях.

В процессе смазывания цепи важно полностью покрыть резиновые уплотнения - именно от их состояния зависит герметичность втулок цепи и ее работоспособность и ресурс. Если цепь сильно загрязнена, то перед смазкой ее следует помыть и вытереть насухо. В процессе смазки важно не переусердствовать, так как несмотря на большую вязкость, излишнее количество смазки на первых же метрах отлетит и запачкает окружающее пространство. Поэтому закончив нанесение смазки, аккуратно оботрите цепь чистой тряпкой, убрав излишки. Примечание: Нанесение смазки после поездки, на разогретую цепь, позволит обеспечить ее лучшее проникновение.

В среднем, смазку цепи рекомендуется проводить через каждые 500 км, а также после каждой поездки по грязи или сильным дождем. Интервал следует сократить, если мотоциклы эксплуатируется в более загрязненных и пыльных условиях, чем обычный городской асфальт.

Моторное масло: Проверьте уровень масла в двигателе, используя смотровое окошко или измерительный щуп. На разных мотоциклах могут отличаться методики проверки уровня, поэтому уточните этот момент в руководстве по эксплуатации.

Если мотоцикл стоял несколько месяцев и за все это время масло не менялось, то начало сезона - хороший повод его заменить. Современные масла имеют тенденцию к разлаганию со временем, поэтому помимо пройденного пробега надо учитывать также и время использования масла. Разумеется, вместе с ним меняется и . Если мотоцикл оборудован масляным радиатором, то проверьте его и все сопутствующие соединения на предмет утечек.

На мотоциклах с отдельной коробкой передач проверьте в них уровень и состояние масла для КПП.

Система охлаждения: На мотоциклах с жидкостным охлаждением проверяются уровень антифриза и целостность радиатора и патрубков. При замене используйте антифриз того типа, который рекомендован производителем. При доливе не смешивайте разные типы охлаждающей жидкости. Не все автомобильные антифризы подходят для использования на мотоциклах.

Промойте и очистите радиатор снаружи от накопившихся загрязнений. Во избежание повреждений пластин радиатора, не используйте для чистки щетки с металлической щетиной и не направляйте на него струю из мойки высокого давления.

Воздушный и топливный фильтры: Если с момента предыдущей замены фильтров на мотоцикле прошел достаточно большой период времени, то начало сезона - хороший повод заменить их на новые или, в случае использования многоразовых воздушных фильтров - провести их очистку и “перезаправку”. При самостоятельной замене топливного фильтра редко удается избежать пролития топлива, поэтому убедитесь, что мотоцикл обесточен и поблизости нет потенциальных источников возгорания. Если с момента постановки на зимнее хранение в баке остался старый бензин, то его следует полностью слить и залить новый. Бензин, хранящийся несколько месяцев заметно теряет свои свойства и может затруднить запуск двигателя.

Визуальная проверка двигателя: Проверьте весь двигатель на наличие утечек и подтеков масла и охлаждающей жидкости. Оцените состояние свечей зажигания, а также свечных колпачков и проводов - на них не должно быть каких-то трещин или повреждений. При замене свечей используйте только те, что рекомендованы изготовителем мотоцикла. Допускается использование более совершенных аналогов с иридиевым электродом с аналогичными значениями калильного числа и физическими размерами самой свечи и ее электродов. Абсолютное большинство современных мотоциклов имеют электронное зажигание, не требующее обслуживания, но если вы обладатель раритета с классическим контактным зажиганием, то ему возможно потребуется дополнительная регулировка зазора и опережения.

Советы бывалых: Если мотоцикл стоял без движения очень долго, то выкрутив свечи для проверки или замены, имеет смысл впрыснуть в цилиндры немного моторного масла и прокрутить двигатель без свечей на несколько оборотов, чтобы масло попало на стенки цилиндров, прежде чем мотор заведется, чтобы он не молотил первые несколько секунд “насухую”. Это была довольно популярная процедура десятки лет назад, сейчас же чаще встречается рекомендация залить немного масла и без зажигания “пошевелить поршнями” ПЕРЕД постановкой мотоцикла на длительное хранение. Так или иначе, эти методики неофициальные и массово применять их точно не стоит, разве что при оживлении стоявшего несколько лет аппарата с давно не видевшим масла мотором.

Аккумулятор: Если мотоцикл стоит без движения несколько недель, то желательна периодическая подзарядка аккумулятора для поддержания его в форме, особенно если он уже не первой свежести. Независимо от того, делали вы это во время зимней стоянки или нет, при подготовке к сезону, первым делом аккумулятор стоит поставить на зарядку. Первый запуск двигателя после долгой стоянки, как правило, более длительный, не всегда удается с первого раза и недозаряженного аккума может просто не хватить.

Электрооборудование: Проверьте работоспособность всех световых приборов, стоп-сигналов, поворотников, звукового сигнала и различных кнопок на рулевых переключателях и приборной панели. Это займет буквально минуту, зато вы будете уверены в своей заметности и безопасности на дороге.

Прочее: Если на мотоцикле имеются те или иные кофры, сумки и какие-то другие аксессуары, проверьте состояние и затянутость их креплений.

Осмотрите свою и прежде всего мотошлем на предмет повреждений и общее состояние. В случае заметного износа возможно потребуется обновить мотогардероб. А шлем переживший падение, а тем более ДТП, подлежит обязательной замене.

Проверьте необходимый для езды на мотоцикле пакет документов - не пора ли заменить права, каков срок действия страховки и т.д.

Первую поездку лучше совершать не удаляясь слишком далеко от дома или гаража, на случай внезапных неисправностей. В ходе выезда прислушайтесь - нет ли каких-то посторонних и подозрительных шумов. Возможно потребуется что-то подтянуть или отрегулировать. Прокатившись, еще раз осмотрите мотоцикл - не появилось ли каких-то утечек.

Важно: Рекомендации в данном материале носят примерный и общий характер. При проведении элементарного технического обслуживания руководствуйтесь прежде всего требованиями Инструкции по эксплуатации конкретно вашего мотоцикла. При малейших сомнениях в своих возможностях по проведению данных работ и при подозрениях на ту или иную неисправность лучше обратиться в специализированный . Особенно это касается современных мотоциклов, насыщенных различными электронными системами, которые даже элементарно продиагностировать без специального оборудования практически невозможно

Подготовка мотоцикла к сезону, вывод из зимней консервации.

Зарядите АКБ, заряд должен быть не ниже 12,3-13 V

Если мотоцикл стоит без движения несколько недель, то желательна периодическая подзарядка аккумулятора для поддержания его в форме, особенно если он уже не первой свежести. Независимо от того, делали вы это во время зимней стоянки или нет, при подготовке к сезону, первым делом аккумулятор стоит поставить на зарядку. Первый запуск двигателя после долгой стоянки, как правило, более длительный, не всегда удается с первого раза и недозаряженного аккумулятора может просто не хватить.

Вымойте мотоцикл, очистив его от силикона. Замените топливо в бензобаке.

В связи с тем, что за время зимовки мотоцикла топливо в бензобаке может расслоиться, выпав в осадок на дне бака, запуск двигателя может привести к загрязнению фильтра, карбюраторов, выходу из строя двигателя. Чтобы это предотвратить необходимо слить топливо с бензобака полностью и залить свежее.

Замените свечи зажигания.

При подготовке мотоцикла к сезону необходимо заменить свечи на новые, так как из-за долгого простоя они могут выйти из строя. В случае выкручивания свечей перед консервацией, и если они в пригодном состоянии их необходимо обслужить и вкрутить на место.

Проверьте состояние воздушного фильтра, если светлые элементы фильтра замаслены или покрыты грязным налетом – замените фильтр.

Если с момента предыдущей замены фильтров на мотоцикле прошел достаточно большой период времени, то начало сезона - хороший повод заменить их на новые или, в случае использования многоразовых воздушных фильтров - провести их очистку и “перезаправку”.

Проверьте состояние покрышек, если шины спускались на зиму,накачайте их до рабочего давления, дайте мотоциклу постоять и через некоторое время проверьте давление – убедитесь, что шины не спускает.

Необходимо проверить протектор на степень износа, наличие трещин или проколов и порезов, отсутствие в нем посторонних предметов и целостность корда. Если шины заметно изношены или есть хоть малейшие сомнения в их целостности, то начало сезона - это лучшее время, чтобы купить новую резину.

Что касается давления: недокачанные или перекачанные относительно рекомендованного производителем значения шины, отрицательно влияют на управляемость, торможение и могут привести к аварийным ситуациям. Если после долгой стоянки шины потеряли слишком много воздуха, а резина внешне выглядит целой, то проверьте ниппель колеса - возможно дело в нем, и он подтравливает.

Проверьте состояние тормозов, замените тормозную жидкость.

Следующая по важности процедура - проверка исправности тормозной системы. Оцените толщину фрикционного покрытия на тормозных колодках и при значительном износе замените их на новые. Проверьте и при необходимости долейте тормозную жидкость в главном тормозном цилиндре. Убедитесь, что жидкость соответствует требованиям спецификаций и совместима с той, что заправлена в системе вашего мотоцикла. При манипуляциях с тормозной жидкостью избегайте ее попадания на окрашенные поверхности мотоцикла - она может их повредить.

Попробуйте нажать рычаг тормоза и если усилие на нем слишком мягкое и невнятное, то скорее всего в тормозной системе присутствует воздух и ее необходимо прокачать.

Проверьте тормозные шланги на отсутствие утечек и деформации при нажатии на рычаг. Очистите поверхность тормозных дисков щеткой и сухой тряпкой от продуктов износа, грязи или масла. Масло там может оказаться, если неисправны сальники вилки и за зиму вилка потекла. Убедитесь, что тормозные цилиндры и колодки обладают необходимой подвижностью и освобождают диски и барабаны при отпускании рычага.

При необходимости, отрегулируйте положение и свободный ход рычага и педали тормоза. Наконец, проверьте работу лампы стоп-сигнала, которая должна загораться при нажатиях на рычаг переднего и педаль заднего тормоза.

Внимательно осмотрите состояние звезд и цепи, если зубцы изогнуты, изношены, имеют сколы – замените звезды. Натяните и смажьте цепь, если у цепи имеется не равномерный провис – замените цепь.

Осмотрите цепь и звезды на предмет износа. Если зубья имеют явный износ и форму, отличающуюся от стандартной симметричной - это признак необходимости замены. Изношенная цепь отличается большим люфтом, причем износ может быть неравномерным и вызывать при движении рывки в трансмиссии. Заклинившие и неподвижные относительно друг друга звенья - это тоже признак явной неисправности цепи. Как правило, звездочки и цепь меняются вместе комплектом, так как старая цепь быстро износит новые звезды и наоборот.

Независимо от того, какого типа мотоцепь (X-ring, W-ring, O-ring или другая) используется на вашем мотоцикле, все они требуют регулярной смазки, чтобы нормально функционировать и отработать весь свой положенный срок службы. Существует множество наименований цепных смазок и при выборе следует руководствоваться рекомендациями производителя, а если нет конкретного указания, то ориентироваться на то, что смазки для мотоцепей подразделяются на дорожные и внедорожные, чьи свойства оптимизированы под особенности эксплуатации в тех или иных условиях.

В процессе смазывания цепи важно полностью покрыть резиновые уплотнения - именно от их состояния зависит герметичность втулок цепи и ее работоспособность и ресурс. Если цепь сильно загрязнена, то перед смазкой ее следует помыть и вытереть насухо. В процессе смазки важно не переусердствовать, так как несмотря на большую вязкость, излишнее количество смазки на первых же метрах отлетит и запачкает окружающее пространство. Поэтому закончив нанесение смазки, аккуратно оботрите цепь чистой тряпкой, убрав излишки. Примечание: Нанесение смазки после поездки, на разогретую цепь, позволит обеспечить ее лучшее проникновение. В среднем, смазку цепи рекомендуется проводить через каждые 500 км, а также после каждой поездки по грязи или сильным дождем. Интервал следует сократить, если мотоциклы эксплуатируется в более загрязненных и пыльных условиях, чем обычный городской асфальт. ЦЕПЬ И ЗВЕЗДЫ МЕНЯЮТСЯ ТОЛЬКО КОМПЛЕКТОМ!

Если у вас кардан замените трансмиссионное масло.

Межсезонье - отличный повод поменять масло в заднем редукторе или хотя бы проверить его уровень. Прежде чем открывать заливную пробку тщательно очистите поверхность редуктора от грязи, чтобы не допустить ее попадания внутрь редуктора. Помимо этого, смазке подлежат все пресс-масленки, имеющиеся на карданном приводе. При проведении данных работ используйте масла и смазки, указанные производителем в руководстве по эксплуатации.

Указанных процедур, как правило, достаточно для долгой и безотказной работы карданной передачи, которая сама по себе требует гораздо меньше внимания, нежели цепная или ременная.

Замените охлаждающую жидкость.

На мотоциклах с жидкостным охлаждением проверяются уровень антифриза и целостность радиатора и патрубков. При замене используйте антифриз того типа, который рекомендован производителем. При доливе не смешивайте разные типы охлаждающей жидкости. Не все автомобильные антифризы подходят для использования на мотоциклах.

Промойте и очистите радиатор снаружи от накопившихся загрязнений. Во избежание повреждений пластин радиатора, не используйте для чистки щетки с металлической щетиной и не направляйте на него струю из мойки высокого давления.

Оцените состояние сальников и пыльников передней вилки. Если после раскачивания – на перьях остаются следы масла – вилка начинает «сопливить», произведите замену сальников и пыльников вилки.

Обычно перед тем, как сальники на вилке начинают пропускать масло, перо начинает “потеть” т.е. оставлять малозаметные частички масла, на которые при движении попадает пыль. После того как перо начало “потеть” примерно через 1-2 месяца вилка начинает пропускать масло.

Течь масла опасна не только отсутствием и/или снижением амортизационных свойств, наиболее опасен тот факт что вытекшее масло попадает прямиком на тормозные колодки переднего контура тормозов, что само по себе уже крайне опасно.

Сальники обычно портятся либо от возраста (нагрузок), от того, что пыльник начинает пропускать грязь, воду, сальник в таком случае начинает просто “гнить”, по этому крайне желательно растрескавшиеся и совсем “деревянные” пыльники заменить на новые, однако не на все мотоциклы можно найти пыльники, например на старые модели пыльников уже не найти т.к. их просто уже не выпускают.

Оцените состояние заднего амортизатора – никаких потеков иследов масла не должно быть на амортизаторе(амортизаторах). Проверьте уровень моторного масла.

Проверьте уровень масла в двигателе, используя смотровое окошко или измерительный щуп. На разных мотоциклах могут отличаться методики проверки уровня, поэтому уточните этот момент в руководстве по эксплуатации.

Если мотоцикл стоял несколько месяцев и за все это время масло не менялось, то начало сезона - хороший повод его заменить. Современные масла имеют тенденцию к разлаганию со временем, поэтому помимо пройденного пробега надо учитывать также и время использования масла. Разумеется, вместе с ним меняется и масляный фильтр. Если мотоцикл оборудован масляным радиатором, то проверьте его и все сопутствующие соединения на предмет утечек.

На мотоциклах с отдельной коробкой передач проверьте в них уровень и состояние масла для КПП.

Заведите мотоцикл. Замените моторное масло, используйте только мотоциклетное масло с параметрами рекомендованными производителем вашего мотоцикла.

Для замены моторного масла в мотоцикле вам потребуются следующие инструменты:

Моторное масло, подходящее для вашего двигателя: правильного класса и в необходимом количестве.

Перед использованием моторного масла необходимо ознакомиться с руководством по эксплуатации мотоцикла. Замена масла должна проходить в соответствии с рекомендациями производителя.

Средства защиты: защитные очки и резиновые перчатки.

Масляный фильтр.

Торцовый ключ для пробки слива масла.

Специальный ключ для масляного фильтра.

Контейнер для отработанного моторного масла и воронка.

Газетная бумага (или бумажные полотенца) и тряпки.

Уплотнительное кольцо, в случае необходимости.

Порядок замены моторного масла для мотоциклов:

Подготовьте мотоцикл:

Для того чтобы моторное масло было менее вязким и могло свободно стекать при замене, рекомендуется запустить двигатель мотоцикла и оставить его работать на 1-2 минуты. Затем убедитесь, что мотоцикл зафиксирован, стоит на ровной горизонтальной поверхности, и заглушите двигатель.

Замените моторное масло:

Найдите сливную пробку (см. руководство по эксплуатации), подстелите газетную бумагу или бумажное полотенце. Разместите поддон под пробкой и убедитесь, что его объема достаточно для того, чтобы слить в него все масло. Открутите сливную пробку с помощью торцового ключа. Не дотрагивайтесь до нее: она может быть очень горячей.

Не уроните пробку. Подождите несколько минут, пока отработанное масло стечет. Когда резервуар опустеет, осторожно очистите сливную пробку и ее уплотнитель.

В случае сильного износа уплотнителя замените его на новый и аккуратно закрутите сливную пробку.

Вытащите использованный масляный фильтр:

Определите место расположения масляного фильтра (см. руководство по эксплуатации).

Убедитесь, что новый фильтр, который вы собираетесь установить, той же модели, что и старый: существуют разные виды фильтров. Для снятия фильтра вам необходимо выбрать правильный инструмент в зависимости от вида фильтра. Фильтр, скорее всего, будет заполнен маслом – расположите поддон ближе к себе для того, чтобы слить в него оставшееся масло. Затем открутите масляный фильтр с помощью гаечного ключа для фильтра; обратите внимание на то, как все элементы располагаются относительно друг друга, чтобы правильно расположить их после замены фильтра.

Установите новый фильтр:

Перед установкой нового фильтра очистите его основание в том месте, где он крепится к двигателю. Нанесите небольшое количество масла на уплотнитель пальцем, чтобы снизить риск протечки. Осторожно, не слишком сильно, затяните новый фильтр.

Залейте в двигатель новое масло:

Перед тем как залить в новое масло найдите в руководстве по эксплуатации, сколько именно масла необходимо налить и какой тип масла следует использовать. После того как вы выбрали подходящее моторное масло, залейте масло в двигатель через воронку до максимального уровня на индикаторе измерителя или смотрового окна. После того как вы залили масло до максимального уровня, закрутите пробку и убедитесь, что все элементы установлены на место.

Проверьте уровень масла:

Запустите двигатель в режиме холостого хода на 5 минут. Заглушите двигатель, снова проверьте уровень масла и, при необходимости, долейте масло.

Сдайте отработанное масло в соответствующий центр для утилизации:

Внимание! Сливать отработанное масло в канализацию или в почву ЗАПРЕЩЕНО.

Масло вместе с использованным фильтром можно утилизировать (как привило, совершенно бесплатно) в сервисном центре или центре по переработке подобных отходов.

Проверьте работу электроприборов (фар, поворотников, звукового сигнала).

Проверьте работоспособность всех световых приборов, стоп-сигналов, поворотников, звукового сигнала и различных кнопок на рулевых переключателях и приборной панели. Это займет буквально минуту, зато вы будете уверены в своей заметности и безопасности на дороге.