Осмотр VIN номера своими силами. Что делать, если купил автомобиль с перебитыми номерами

Идентификационные номера в легкодоступных местах обычно перебивают аккуратно, а вот на скрытых поверхностях - с погрешностями, а порой и вообще не трогают их. Представители правоохранительных органов такое поведение нарушителей объясняют не их небрежностью, а вполне логичным расчетом на обычную человеческую лень.

Перебивка номеров - процесс трудоемкий и филигранный. Но встречаются и грубые подделки, которые можно легко определить. Если графика символов похожа, то новые знаки просто наносят поверх старых. Например, цифру 0 легко переделать в 6 или 9, цифру 1 могут заменить на 4, символ W выбить в виде двух V, а букву P исправить на R. Например, год выпуска по номеру кузова определяется всего лишь одним символом. Если мошенники перебили этот символ, то год выпуска автомобиля определить сложно.

Не редко сами производители дают лазейку дельцам преступного авто-бизнеса, изменяя технологию нанесения регистрационных номеров и облегчая нарушителям исправление Vin-кодов. Например, в старых Ford Scorpio номер, находящийся рядом с порогом двери на полу, раньше не выбивался, а наносился путем заводской штамповки. Надпись имела рельефный вид, и подделать ее было сложно. На новых Scorpio номер наносится без деформации стального листа. Нарушители легко счищают заводскую надпись и набивают новые символы. Такой подарок от автомобильной фирмы угонщики оценили быстро и не преминули воспользоваться.

Идентификационный номер также выбивается на табличке, которая привинчивается или приклепывается в моторном отсеке на доступном месте. Если производитель закрепил маркировочную табличку с помощью заклепок, то имеет смысл осмотреть ее внимательнее. Следует осмотреть места где расположен вин код , вокруг заклепок - на самой табличке и на кузовном листе не должно быть вмятин и царапин. А вот закрепление винтами, как это делается на некоторых моделях Mercedes, можно считать хорошим подарком угонщику - определить замену невозможно.

Безопасность автомобильного рынка порой подрывается различными видами махинаций со стороны угонщиков и мошенников. Очень важно знать некоторые хитрости, благодаря которым можно обезопасить себя от приобретения машины с перебитыми номерами. Особенно это нужно знать новичкам, которым не приходилось покупать машину.

Мы расскажем об основных правилах проверки машины, а также как расторгнуть договор, если вы всё-таки купили автомобиль с перебитыми номерами.

Подозрения «нечестности» со стороны продавца

Узнать, есть ли повод для подозрения продавца в обмане или нет, помогут внешние факторы, к которым прибегают почти все аферисты - на них важно обратить внимание. Вас должно насторожить:

  • Продавец продаёт машину по генеральной доверенности (то есть, не является хозяином автомобиля, а в качестве хозяина может выступать родственник или знакомый продавца). Конечно, это не показатель, что автомобиль «проблемный», но в любом случае нужно быть осторожным.
  • Заявленная стоимость ниже рыночной, и продавец в добавок обещает «хорошо уступить». Рекомендуется перед покупкой авто ознакомиться со среднестатистическими ценами автомобиля, чтобы примерно знать его реальную стоимость. Сделать это несложно, достаточно «пройтись» по автомобильным сайтам и доскам объявлений.
  • Продавец пытается провернуть махинацию с частичной оплатой машины. Иногда недобросовестные продавцы могут предложить покупателю внести задаток, а оставшиеся деньги говорят отдать уже после оформления сделки. Кажется, в этом нет ничего опасного, но за этот период времени может перебить номер, если машина на него не зарегистрирована (такое может случиться, если машина находится в угоне или разыскивается) - такое случалось крайне редко, но нужно знать все махинации, чтобы не попасть впросак.
  • Продавец отказывается предоставить свои документы под любым предлогом.

Как определить подлинность автомобильных номеров?

Чтобы не купить машину с перебитыми номерами нужно проверить подлинность государственных знаков, сделать это можно следующими способами:

  1. Перейдите на сайт ГИБДД и в правой колонке обратите внимание на вкладки под названиями «Проверка автомобиля» и «Проверка штрафов». Здесь вы проверите всю информацию об автомобиле, исключая только наличие залога. Кстати, сейчас после обновления сайта есть возможность даже найти информацию о происшествиях, в которых «засветилась» машина.
  2. На сайте судебных приставов выполните проверку, не установлен ли приставами запрет на машину.
  3. В ближайшем отделении полиции попросите проверить, не заведено ли на владельца авто уголовное дело.
  4. Тщательно осмотрите номер, нет ли дефектов на нём, хорошо ли прикручен. Нет ли «подозрительных» царапин и несоответствие краски.

Чтобы быть уверенным, что покупаемый автомобиль в порядке, нет никаких запретов и ограничений и прочего, стоит комплексно выполнить все эти рекомендации.

Выполнить проверку можно с помощью VIN-кода и государственного номера, также не помешает проверка хозяина по водительскому удостоверению и его фамилии.

Что делать, если с машиной «не повезло»

«Купил авто с перебитыми номерами, как быть?» - если вам нужен ответ на данный вопрос, значит вы были непредусмотрительны и не следовали рекомендациям написанным выше, но даже из этой ситуации есть выход, но найти его не просто.

Если номера не соответствуют документам, недостоверные, то, скорее всего автомобиль был угнан или же на данный момент находиться в розыске. Обязательно обратите внимание и на государственные номера, и на кодировку VIN - и то и другое мошенники могут изменить.

Чаще всего эта проблема обнаруживается, когда новоиспечённый владелец оформив сделку купли-продажи идёт (на это даётся 10 дней) переоформлять авто в ГИБДД.

Как только сотрудники ГИБДД обнаружат несоответствие номерных знаков, в этот же час заберут машину и поставят на автомобильную стоянку до тех пор, пока не будут выяснены все обстоятельства.

Проверять автомобиль нужно не перед тем как поставить на учёт, а перед покупкой. Если всё-таки купили машину с перебитыми номерами, прежде всего не впадайте в панику. Вы спросите, что делать в этой ситуации, можно ли добиться переоформления авто или как вернуть деньги? Но выход всё-таки есть.

Покажите сотрудникам ГИБДД все документы, которые проходили по этой нелегальной сделке. Обратитесь к экспертам-криминалистам, чтобы они провели расследование по этому делу. После всего этого обычно советуют обратиться в отделение полиции и написать заявление для выяснения, не ищет ли кто автомобиль.

Если мошенника не удастся найти, а хозяин автомобиля не найдётся, то вам могут разрешить, как потерпевшему переоформить автомобиль на себя.

Можно ли получить свои деньги назад?

​Знайте, что если автомобиль всё-таки был угнан, а вы обратитесь в полицию, может объявиться истинный хозяин, который имеет полное право по закону забрать своё имущество (ст.302 ГК РФ).

Чтобы забрать автомобиль владелец сначала должен доказать, что он подлинный хозяин имущества. Для этого у него должен быть все документы и доказательная база в МВД, сотрудники которого занимались поиском автомобиля.

Вернуть свои средства в данном случае невероятно трудно, это и очевидно. Настоящий хозяин также является потерпевшим, как и новый владелец. Мошенника уже не поймать, а настоящий хозяин у вас деньги не брал, и он вам деньги возвращать не обязан. Но всё-таки вернуть свои деньги можно, действовать только придётся с умом.

Если у вас есть хотя бы какие-то данные мошенника - отлично, или хотя бы попытайтесь подробно описать его внешние данные. В судебную инстанцию подайте заявление с иском со всеми требованиями вернуть деньги за «левую» машину.

Если ответчика удастся найти, то с него в любом случае суд взыщет нужную сумму.

Любопытно то, что если настоящий владелец не найдётся, можно будет оставить машину себе, и дополнительно взыскать деньги с мошенника. Подробнее о том, сколько понадобится ждать, нужно уточнять у сотрудников ГИБДД. Машина обязательно должна пройти полную детальную проверку у криминалистов, их задача - определить маркировку буквально каждой детали автомобиля.

При выяснении всех обстоятельств недобросовестной продажи, в которой нелепо оказался честный покупатель, сотрудники ГИБДД могут пойти на уступку новому хозяину и перерегистрировать его автомобиль. Всё это говорится в новом регламенте, который был обнародован ещё в феврале 2016 года.

Все потерпевшие, которые пострадали от рук аферистов, очень ждут, когда будет обнародован новый регламент, дающий полное право покупать и продавать машины с перебитыми номерами.

Автолюбителям и тем, кто только решается на покупку поддержанного авто следует ознакомиться и постараться запомнить следующие довольно несложные правила:

  1. Поинтересуйтесь о наличии полного комплекта документов у продавца.
  2. Запишите номер кузова и регистрационные знаки для проверки на сайте ГИБДД.
  3. Возьмите данные паспорта продавца на случай, если появятся проблемы.
  4. Можно попросить продавца сфотографироваться на фоне продаваемого автомобиля.
  5. Проверить автомобиль на юридическую чистоту поможет независимая экспертиза, за неё придётся заплатить, но зато вы можете оставаться спокойными за автомобиль.

Если автомобиль чист также как и совесть продавца - проблем с вышеуказанными действиями возникнуть не может. Ведь если продавцу нечего умалчивать, он не побоится оставить вам свои данные.

Проверка автомобиля с пробегом перед его приобретением имеет очень важное значение. На нашем сайте сайт мы рассказывали, как можно проверить авто по VIN-коду, по регистрационным номерам и номерам агрегатов - шасси, кузова, двигателя.

Однако довольно часто случаются ситуации, когда покупатель не уделяет всем этим вопросам достаточно внимания и в результате выясняется, что машина проблемная. Такое авто вы вряд ли сможете поставить на учет в МРЭО. Более того, может оказаться, что транспорт находится в розыске, необязательно в России, или является так называемым «конструктором», то есть собран из частей старых авто.

Есть ли возможность как-то решить этот вопрос? Куда обращаться? Что вообще нужно делать, если вам пришлось на собственном примере столкнуться с подобной ситуацией?

Перебиты номера агрегатов: план действий

Согласно действующему на сегодняшний день регламенту все авто, в которых не совпадают выбитые номера, подлежат удалению с рынка, то есть утилизации. В МВД это прояснили еще в 2014 году: таким способом пытаются перекрыть все лазейки для криминального транспорта.

Различные мошенники часто использовали такие схемы:

  • угонялась машина, ее номера перебивали;
  • через некоторое время она «всплывала» в совсем другом регионе или даже стране;
  • заключался фиктивный договор купли-продажи;
  • покупатель в судебном порядке подтверждал с помощью этого договора прозрачность сделки;
  • машина ставилась на учет, а в ПТС вклеивали фото перебитых номеров.

Однако, тут была одна загвоздка - номер нужно было перебить таким образом, чтобы его первоначальный вариант не удалось установить, иначе предыдущего владельца можно было бы легко вычислить.

Широко используется и такая схема, когда мошенники покупают по дешевке битый после ДТП автомобиль. Одновременно с этим производится угон идентичного по марке и цвету авто. В нем-то и перебивают легальные номера, а потом выставляют на продажу.

Обо всех этих схемах и их вариациях в МВД хорошо известно. Тем не менее, в 2016 году начал действовать новый регламент, по которому поставить авто на регистрацию все же возможно, если вы являетесь добросовестным покупателем и транспортное средство не находится в розыске.

Если вы обратитесь к автоюристам, они вам посоветуют несколько вариантов действий:

  • сделать ничего нельзя, поэтому нужно составить претензию к продавцу и требовать возвращения денег через суд;
  • после отказа в регистрации опять же обращаться в суд с требованием о понуждении поставить авто на учет (данный вариант будет возможен, если будут на руках все документы на авто, то есть вы будете считаться добросовестным покупателем);
  • обращаться к экспертам, которые установят, что номера повреждены вследствие коррозии и поэтому их нельзя прочитать.

Конечно, действовать нужно исходя из ситуации. Так, если эксперт-криминалист из МРЭО установит первоначальный номер, машину не поставят на учет, а будут искать ее по базе угнанных авто. И если истинный владелец найдется, то по ст. 302 ГК РФ он будет иметь полное право забрать свое имущество. Все это время машина будет находиться на спецхранении на стоянке в ГИБДД. Вам же останется только в судебном порядке требовать компенсации от продавца, найти которого будет очень проблематично.

Если окажется, что авто было застраховано по КАСКО, и бывший владелец получил положенную ему компенсацию, транспортное средство переходит в собственность страховой компании.

При успешном для вас разрешении данного казуса, в ПТС будет внесена отметка о нечитабельности номеров или просто вам разрешат зарегистрировать ТС по перебитым номерам. В некоторых случаях указывается, что из-за коррозии и повреждений идентифицировать цифры не удается.

Таким образом, приводим приблизительную последовательность действий:

  • сообщите сотрудникам ГИБДД обо всех обстоятельствах сделки, обязательно покажите ДКП и все остальные документы;
  • отправляйтесь в полицию и пишите заявление о продаже вам «левого» транспортного средства - они займутся как поиском продавца, так и пострадавшего собственника;
  • если найдется бывший владелец, он обязан доказать, что машина была украдена именно у него (а это удастся сделать, только если эксперты установят первоначальные номера агрегатов);
  • если хозяина не найдется, вам разрешат ставить машину на учет с внесением отметки в ПТС.

Как избежать покупки авто с перебитыми номерами?

Как свидетельствует юридическая практика, дела по постановке авто на учет с перебитыми цифрами могут длиться до полугода. При этом нет никакой вероятности, что оно будет решено в пользу доверчивого покупателя.

Исходя из этого вы должны знать о некоторых ухищрениях, к которым прибегают мошенники:

  • продажа по доверенности;
  • не хотят оформлять договор купли-продажи, якобы для того, чтобы не платить налоги;
  • цена ниже среднерыночной;
  • продавец не желает показывать документы, говорит, что привезет их уже к нотариусу.

Конечно, иногда бывают такие ситуации, когда автомобиль можно поставить на учет без проблем, а вот при снятии или перерегистрации всплывают проблемы с VIN-кодом. Если у вас возникают какие-либо сомнения, лучше отказаться от сделки, ведь выбор б/у автомобилей сейчас огромен, их можно купить даже в салонах трейд-ин, хотя и там сегодня могут обмануть.

VIN-код (Vehicle Identification Number) - код на кузове автомобиля, в котором с помощью букв и цифр зашифрована информация о машине. Номер кузова автомобиля является уникальным для каждого авто, и выбивается уже на протяжении 30 лет.

Номерка кузовов выбивают на несъемных частях кузова, которые наименее всего подвержены деформации и разрушению при аварии. В машине может быть до 20 мест, для нанесения номера кузова. Все эти места труднодоступны, и для их обнаружения приходится снимать некоторые детали. Для удобства идентификации, на современных автомобилях номер кузова дублируют под лобовым стеклом или на передней левой стойке двери.

VIN-номер состоит из 17 символов: цифр и букв латинского алфавита. Стоит отметить, что литеры I, O и Q не используются, из-за своей схожести с 1 и 0.

Мы не будем вдаваться в таинства заводских маркировок, а лишь уточним, как отличить перебитый номер кузова от настоящего.

У угонщиков есть только три варианта перебивки номеров:

1. Замена всей панели, на которую нанесен номер кузова. Старую панель вырезают, и на ее место приваривают совершенно новую, с "нужным" номером.

2. Перебивка, когда добавляются элементы, чтобы из 1 сделать 4, или из 3 сделать 8.

3. Обратная перебивка, кода "лишние" символы заваривают, получив 4 из 1 или из 8 6.

Выдают угонщиков, обычно, заметные сварочные швы на маркировочной панели. Но сейчас они научились полностью отрезать переднюю часть автомобиля, вплоть до лобового стекла, и приваривать новую - там швы никто не проверяет. Такая работа требует дорогостоящего оборудования и занимает сутки.

Также есть и визуальный осмотр. Так, угонщиков могут выдать нечеткое нанесение знаков, их смещение в разные стороны, разная глубина символов, большой слой краски, разная краска на месте соединения кузовных элементов.

Но, многие угонщики работают в этом бизнесе почти всю жизнь, и научились филигранно подделывать номера. В таком случае их может выдать лишь нелепая ошибка (кстати, бывает очень часто: так, на месте буквы иногда выбивают цифру и наоборот). Кроме того, в VIN-коде зашифрована информация о комплектации автомобиля, например, о наличие люка. Если машина с люком, а в номере кузова этого не указано - сто процентов, что машина угнанная.

Если и тут все гладко, то гаишники обрабатывают места сварки специальным раствором - если в местах сварки есть разные слои краски, или она имеет различный состав, там появятся пятна, что так же говорит о криминальном прошлом машины.

Эта статья посвящена теме «Как самому выявить перебитые VIN-номера автомобиля». Но прежде чем подойти к этому вопросу, нам необходимо узнать, что и как конкретно работает, как перебиваются и т.д. В этом случае вы без особого труда сможете самостоятельно (и безошибочно) определить – оригинальные номера на авто или нет. Итак, поехали…


Что такое VIN-номер

Все автовладельцы без исключения знают ответ на этот вопрос. Но далеко не все знают, какие есть стандарты, особенности и т.п. С ними мы и познакомимся.

VIN-номер (оригинальное название- VehicleIdentification Number) – это идентификационный номер любого транспортного средства (далее-ТЗ), который присваивается оному на заводе изготовителя (сродни свидетельства о рождении). Основная цель номера – защита от подделок.

Единственного мирового стандарта по VIN номерам нет. Каждый производитель устанавливает номер на свое усмотрение, но при эскорте он должен придерживаться некоторых правил.

За основу взяты стандарты, которые на сегодня действуют в 24 странах ISO. Они построены так, что повторение исключается. Запрещается выпуск одинаковых номеров сроком с разницей менее 30 лет. Данные стандарты являются основой для российских стандартов всех прочих стран ЕЭС. Все ТЗ при поставке в эти страны маркируются согласно данным стандартам.

Расположение и оформление VIN-номера

Четких правил и стандартов по расположению номера не существует. Есть устные общепринятые – расположение на лобовом стекле, водительской двери, либо на приборной панели. Остальные варианты – по усмотрению производителя.

Защитный код пишется на сертифицированном ярлыке либо табличке. Способ нанесения тоже не имеет стандартов – может быть чеканка, лазер и т.д. Высота таблички для шасси, рамы, кузова составляет минимум 7мм, для ярлыков не менее 4мм. Наносится на ТЗ в один либо два ряда, в документах – один ряд без пробелов.



Как перебивают VIN-номера

Чтобы точно определить подлинность номера, нужно хотя бы в общих чертах знать, как проводится процедура перебивания.

В основном используются два способа изменения номеров (узкому кругу возможно и больше известно):

Непосредственно перебивка. В этом случае символы исправляют (например - 3 исправляют на 9);
- Замена всей площадки или части кузова.

Перебивка зависит от того, где эти номера набиты. В классических «Жигулях»/ «Москвичах» это достаточно сложно – необходимо снять двигатель, сточить старый номер, а уж потом «рисовать» новый. С «девятками» и им подобными все просто, ведь номера бьют на верхней части блока цилиндров.

Когда в ГАИ научились проверять сварочные швы, «спецы» начали отрезать весь передок авто и приваривать новый, там швы никто не проверяет. Но это могут позволить лишь единицы криминальных элементов, потому что необходимо дорогостоящее специальное оборудование (чтобы все было «гладко»).

Что же включает в себя экспертиза VIN-номера В первую очередь это визуальный осмотр. Если работа выполнена на высшем уровне, он ничего не даст. В этом случае наносят специальную жидкость на номерную площадку, которая проявляет сварочные швы. Также проводят анализ краски авто (вваренный элемент всегда подкрашивается). С таких основных этапов состоит экспертиза VIN-номера. О других способах можно узнать непосредственно у эксперта.

Как определить перебитые VIN-номера

Покупая с рук ТЗ (особенно по доверенности), можно очень легко стать владельцем ворованного авто. Прислушайтесь к рекомендациям, приведенным ниже.

Теория

Перед покупкой определенной модели авто, соберите максимум информации о ней. Желательно посетить салон, где есть аналогичные авто. В салоне внимательно осмотрите авто, выясните, где находится VIN-номер и дополнительные наклейки.

Практика

Во время покупки внимательно осмотрите область вокруг номеров. Обратите внимание на краску – по фактуре она должна совпадать с моторным отсеком и областью возле багажника. На ней не должно быть потеков. Если слой выделяется, и это заметно даже на глаз, значит, площадка была крашена. Такая покраска возможна в двух случаях – авария и подделка номера. Потрите растворителем, если краска при этом хоть немного растворяется, она явно не заводская.

Теперь о самих номерах. Если перебивка выполнена кустарным методом, она явно видна на глаз: металл может быть вогнутым ли выпуклым; знаки прыгают и имеют разную глубину; разные промежутки между символами.

Особое внимание уделите одинаковым символам – они должны быть идентичны. При заводской штамповке все цифры наносятся одновременно. В кустарном способе каждый символ наносят отдельно, поэтому дефект повторяется.

Намного сложнее определить «криминальную» машину, поскольку в ней заменяется вся номерная площадка. В этом случае используйте способ, описанный выше, в графе «Как перебивают VIN-номера».

Номерная площадка не должна дребезжать. В автомобилях места крепления площадки представляют точки 5 мм в диаметре каждая.

По всем вышеописанным признакам определить подлинность может даже непрофессионал. Есть и другие, более точные методы, но они используются только экспертами. Если же остались сомнения – вызовите эксперта, который точно определит