Новый «китаец» в России: все подробности о Borgward BX7. Новый Borgward BX7 – серийная версия кроссовера Европейский дизайн китайца Боргвард ВХ5

Возрожденный немецкий автопроизводитель Borgward с китайской пропиской теперь можно уверенно называть «китайским премиумом»: компания, которая ранее заявляла о немецком сотрудничестве, переходит на более привычный вариант с местными специалистами. Ценник, впрочем, остаётся вполне европейским.

Первый кроссовер возрожденного бренда — , мировая премьера предсерийной версии которого состоялась на осеннем автошоу Франкфурта, а серийное исполнение которого обещали привезти на . Компанией новый кроссовер позиционируется как премиальный продукт, объявленная цена при этом тоже не самая демократичная: от 30 тыс. евро в базовом оснащении.

При этом назвать новый китайский кроссовер принципиально новым нельзя: в его основе (и подавляющем числе прочих компонентов) лежит уже знакомый . Изменения премиального кроссовера логично коснулись внешности, салон оформлен с использованием достаточно качественных материалов — это и стало определяющим пунктом «это — обычный, а это — премиум».

В оснащается турбированным 2-литровым бензиновым мотором на 224 л.с., состыкованный с 7-ступенчатым «роботом», а несколько позже будет представлена гибридная модификация на основе того же 224-сильного мотора и электродвигателя, в сумме вырабатывающие 401 л.с.

Среди достаточно амбициозных планов немецкой (почти, ага…) компании значится к 2020 году достичь планки выпуска в 500 тыс. автомобилей ежегодно что по понятным причинам сложно достигается за счет только одной модели. В скорых планах — презентация среднеразмерного кроссовера Borgward BX5 (предварительно — в 2017 году) и компактного Borgward BX3 (в 2018). Силовые агрегаты новых моделей пока не разглашаются, однако заранее обещана гибридная модификация средней модели и чисто электрическая — младшей.

Как и в случае с Borgward BX7, будущие кроссоверы бренда не будут собственной разработкой: в основе всё те же «китайцы»: в основе BX5 — , а в будущем BX3 — Beijing Senova X35.

Любопытный факт: несмотря на преемственность платформы от китайских товарищей, платформы кроссоверов Beijing Senova тоже совсем нельзя назвать собственной разработкой. Исторически сложилась картина следующая: в 2007 году концерн BAIC выкупил права на устаревшую морально «тележку» Matrix у американского концерна GM. А еще раньше эта платформа была куплена у SAAB: там она использовалась в моделях 9-3 и 9-5.

Премиальный китайский кроссовер Borgward BX7 в первую очередь будет покорять рынок новой Родины, а в Европу он поедет к 2017 году, где и объявлена указанная выше базовая цена в 30 тыс. евро.

Совершенно непонятно, откуда немецкий автофабрикант Карл-Фридрих-Вильгельм Боргвард выкопал для своей новой модели среднего класса это имя. Матушка у него была София, супруга — Элизабет, дочь — Моника, среди старших и младших сестер тоже ни одной Изабеллы не замечено…

Какая-нибудь романтическая подруга детства? Едва ли: Карл-Фридрих-Вильгельм появился на свет в 1890 году, места для романтики в годы его детства было в Германии маловато. Разумеется, нельзя исключать, что фабрикант, сам получивший все три своих имени в честь германских императоров, начиная с Карла Великого, попросту назвал свою новинку в честь какой-нибудь исторической персоналии. Скажем, Изабеллы Кастильской, чей союз с Филиппом Арагонским положил начало современному испанскому государству. Но никаких достоверных данных на сей счет не существует.

Совершенно точно известно лишь то, что именно он, Карл-Фридрих-Вильгельм Боргвард, дал это имя автомобилю, в ходе разработок носившему совсем другое служебное обозначение — Erlkoenig. И еще один задокументированный факт: самый первый экземпляр изящного купе получила в подарок именно Элизабет Боргвард, причем за два года до того, как эта модель пошла в серию. Любящий супруг преподнес ей эксклюзивное авто в 1955 году, ко дню рождения и по случаю двадцатилетия совместной семейной жизни. Машина была выкрашена броским оранжево-красным («помидорным») цветом и имела автоматическую трансмиссию; фрау Боргвард ездила на ней до конца жизни, — автомобиль и сейчас остается собственностью семейства Боргвард, только цвет поменял на более скромный темно-синий.

Производство машин под маркой Isabella началось еще в 1954 году, — эта модель сменила на конвейере автомобиль Hansa 1500/1800, которым фирма Боргварда по праву гордилась как первой по-настоящему послевоенной западногерманской моделью. Все прочие автомобилестроители страны еще гнали на рынок свои довоенные образцы, — а в Бремене уже развернули серийный выпуск современной гладкобортной машины с «понтонным» (то есть трехобъемным) кузовом! Даже Mercedes-Benz поспел со своим «понтоном» лишь к 1953 году, — бременская Hansa к моменту появления этой модели уже три с лишним года как стояла на производстве и имела аж семь модификаций, в том числе три дизельные. Предлагались модели с двумя дверями и с четырьмя, открытые и грузопассажирские. Как выяснилось, такое разнообразие немецкому покупателю первой половины пятидесятых было вроде как и ни к чему, — от выпуска четырехдверной модификации при переходе на типажный ряд Isabella отказались, как и от дизельной тяги, оставив только бензиновый четырехцилиндровый мотор на 1493 куб. см рабочего объема.

Кабриолет, впрочем, пришлось оставить, — этот тип кузова продолжал пользоваться у немцев широким спросом, несмотря ни на что, — и грузопассажирскую модификацию тоже; другое дело, что эта версия поступила в продажу только с мая 1955 года, тогда как первый двухдверный седан торжественно сошел с главного конвейера 10 июня 1954 года. (Открытую модель выпускала кельнская кузовная фирма Karl Deutsch, срезая металлический верх со стандартного седана.) С сентября 1955 года начались поставки автомобилей Borgward Isabella в варианте TS (Touring Sport), — с 75-сильным двигателем взамен стандартного 60-сильного, — а в 1957 году линейка моделей пополнилась двухдверным купе, сделанным по образцу личного автомобиля супруги хозяина фирмы.

Ходовая часть новинки ничем не отличалась от исходных вариантов, — та же независимая подвеска спереди и сзади, та же четырехступенчатая трансмиссия, тот же рулевой механизм на основе пары «червяк и ролик», те же барабанные тормоза с гидравликой; даже колесная база осталась прежней, 2600 мм. Однако за счет укороченного салона, — машина относилась к классу «2+2», и полноразмерного заднего дивана ей не полагалось, — резко возросла длина багажника, в результате чего пропорции кузова изменились кардинально, а интенсивная пластика бортов еще более «вытянула» автомобиль по горизонтали, расчленив его объем ниже застекленного «чердака» размашистыми и смелыми росчерками световых линий. Новый силуэт весьма удачно дополнялся контуром верха, — машина получилась стильной и элегантной, сохраняя при этом «фамильное сходство» с остальными Изабеллами благодаря одинаковой фронтальной обработке.

Во второй половине пятидесятых годов немецкий автомобильный стайлинг вообще был на подъеме, в это время появились на свет и BMW 503, и BMW 507, и Mercedes 300 SL, и Mercedes 190 SL, и Volkswagen Karmann-Ghia; даже убогий социалистический Wartburg с его тремя цилиндрами — и тот выглядел подтянуто и щеголевато даже в серийной своей четырехдверной версии, не говоря об экспериментальных или мелкосерийных двухдверках… И все равно в 1957 году не было ни в Восточной Германии, ни в Западной автомобиля эффектнее и красивее, чем Borgward Isabella Coupe. На фоне этой машины терялись не только все прочие Изабеллы, но и Ford Taunus, и Opel Olympia Rekord с их новомодным «американским» стайлингом, не говоря уж о всякой мелкоте вроде DKW или NSU. Причем за всю эту красу просили менее 11 тысяч марок, в то время как «сто девяностый» Mercedes (W 121) обходился минимум в шестнадцать с половиной, а «трехсотый» с подъемными дверями (W 1981) вообще стоил под тридцать. Кстати говоря, в наши дни хорошо отреставрированная Isabella Coupe может стоить порядка 18 тысяч, — но уже не марок, а евро: «почувствуйте разницу»…

Единственный «фейслифт» машины, сугубо косметический, пришелся на август 1958 года: всем автомобилям Borgward Isabella поменяли переднюю облицовку, слегка уменьшив фирменный «ромбик», — теперь он был вписан в вырез фальшрадиатора, а не наложен поверх него. С мая 1960 года на всех моделях данного типажного ряда начали предлагать вместо стандартной трансмиссии четырехдиапазонный «автомат», — коробка эта носила гордое наименование Hansamatic, но на самом деле не была собственной разработкой фирмы, а закупалась по импорту — у английской компании Hobbs. Стоило это удовольствие довольно дорого, 980 марок сверх полной стоимости автомобиля, и потому особым спросом не пользовалось. Куда популярнее оказалась другая опция, — автоматическое сцепление Saxomat: центробежная муфта и вакуумная камера, действуя сообща, «выжимали» сцепление, как только водитель брался за рычаг трансмиссии, и включали его обратно с первым нажимом на акселераторную педаль.

Это было вообще довольно распространенное в те времена устройство, — им комплектовались европейские автомобили самых разных марок: и BMW, и Opel, и NSU, и Glas, и фольксвагеновский Жук, и даже SAAB. Кельнские кудесники из фирмы Карла Дейча попробовали было и из купе Isabella сделать кабриолет, двухместный, — тем же самым способом «ампутации крыши», — однако эту их затею публика встретила с прохладцей: и вид у машины в открытом варианте был не ахти, и стоила она аж 15600 марок, тогда как их же обычный (то есть из седана сделанный) автомобиль с откидным верхом, вмещавший пятерых, продавался всего за 12535 марок в самом дорогом варианте TS. Так что компании Karl Deutsch удалось построить и продать всего полтора десятка таких «купе-кабриолетов», плюс еще один подобный автомобиль построила на заказ фирма Georg Autenrieth в Дармштадте. Сейчас-то такие машины попадаются нередко, но все это сплошь новоделы: невооруженным глазом видно.

Выпуск машин Isabella продолжался вплоть до полного прекращения компанией Borgward производственной деятельности в результате недружественного поглощения. Именно такой автомобиль последним сошел осенью 1961 года с заводского конвейера, увенчанный щемяще-горьким плакатом: «Прощай, Изабелла, ты была слишком хороша для этого мира...» Впрочем, тот прощальный экземпляр все-таки имел кузов седан, а не купе.

Собственно говоря, российское отделение последнего и занималось сертификацией кроссовера Borgward BX7, который позиционируется компанией в качестве… доступной альтернативы премиальному Audi Q5. Машины схожи по размерам, да и стилистика во многом пересекается.

В появившемся в базе Росстандарта Одобрении типа транспортного средства (ОТТС) говорится о том, что машина будет поставляться к нам в переднеприводном и полноприводном исполнениях в двух конфигурациях кузова: пяти- и семиместном.

Двигатель только один, это 2-литровый 4-цилиндровый бензиновый силовой агрегат в двух вариантах форсировки: 201 и 224 л.с. Немножко нелогичным выглядит сертификация первого силового агрегата: машины с двигателями как раз от 200 л.с. в России облагаются более высоким транспортным налогом. Оба варианта адаптированы к топливу АИ-92. Трансмиссия - безальтернативный 6-ступенчатый автомат Aisin.

Длина Borgward BX7 равна 4715 мм, колесная база составляет 2760 мм, так что при семиместной конфигурации на третьем ряду сидений смогут поместиться только дети.

В Borgward основным своим козырем считают довольно богатое оснащение при доступной цене. Однако нельзя сказать, что машина, получившая ОТТС, может похвастать расширенной комплектацией. Она имеет электростеклоподъемники, зеркала с электроприводом, две фронтальные подушки безопасности, кондиционер, сигнализацию, люк, систему мониторинга давления в шинах и систему вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС. Размер колесных дисков: 17 и 18 дюймов в зависимости от версии.

В Поднебесной же в базовой комплектации есть еще боковые подушки безопасности, кожаный салон, мультимедийная система с 8-дюймовым экраном и задний парктроник. Топовые же версии оснащаются 3-зонным климат-контролем, занавесками безопасности, электроприводом двери багажного отсека, системой кругового видеообзора и многим другим.

В сентябре прошлого года питерская «Объединенная автомобильная группа» (ОАК) объявила о том, что именно она будет продавать автомобили Borgward в России. Планы на этот год - 200–250 автомобилей. Причем в российской компании даже пообещали привезти в будущем электромобиль, который будет сделан по мотивам концепта Borgward Isabella.

  • На европейском рынке основным конкурентом Borgward машины созданного Geely суббренда Lynk&Co.
  • У Borgward может появиться и третий кроссовер - купеобразный BX6 TS, в качестве концепта в 2016 году.

Компания Borgward на автосалоне в Шанхае объявила, что собирается начать продажи своих автомобилей в России. Речь идет прежде всего о , который выпускается на заводе в пригороде Пекина и продается в Китае с июля прошлого года. Однако этой весной Borgward представил и более компактный (на заглавном фото), который вот-вот выйдет на китайский рынок - и который в перспективе тоже должен попасть в Россию.

По данным Авторевю, фирма уже начала процесс сертификации автомобилей в нашей стране, однако генеральный директор Ульрих Волкер во время интервью в Шанхае подтвердил лишь то, что сейчас идет изучение российского рынка и формирование стратегии продвижения. По словам Волкера, Borgward относит себя к сегменту «доступного премиума», а конкурентами на глобальном уровне в первую очередь видит Volkswagen. Правда, очертить ценовой сегмент глава компании отказался. В России Borgward сперва планирует продавать только импортные машины, но если объем продаж будет уверенно расти, то компания начнет работу по локализации.

Borgward BXi7 с электромотором

Напомним, что Borgward - это немецкий бренд, который был основан в 1919 году, однако в 1961-м фирма разорилась и была возрождена только в мае 2015 года. За проектом второго рождения стоит китайская компания Foton, которая входит в концерн BAIC и занимается выпуском коммерческих автомобилей, но в 2010 году начала разработку пассажирских машин, пригласив менеджеров, инженеров и дизайнеров из фирм Mercedes, BMW и Porsche.

Однако лишь в 2013-м Foton заключил соглашение о покупке бренда с Кристианом Боргвардом, который владел правами на имя Borgward и почти десять лет искал возможности возродить семейную марку. Еще спустя два года компания была зарегистрирована в Штутгарте как немецкое предприятие и устроила свой дебют на .

С 2016 года главным дизайнером стал бывший стилист Mini Андерс Варминг, однако модели BX7 и BX5, разумеется, были закончены до его прихода, при участии Эйнара Херейде, бывшего шеф-дизайнера фирмы Saab и автора автомобилей Saab 900 второго поколения и Saab 9-5. В разработке платформы Borgward сотрудничал с глобальными подрядчиками: двухлитровую турбочетверку помогла создать фирма FEV, преселективный «робот» и полный привод - марки BorgWarner, а электромеханический вариатор для гибридных версий - Aisin.

Иерархия моделей простая: BX7 выступает аналогом Audi Q5, почти идентичен ему по размерам и оснащается турбомотором 2.0 (221 л.с.). С июля прошлого года в Китае удалось продать 30 тысяч таких автомобилей - не самый выдающийся результат. Но Borgward возлагает надежды на более компактный BX5 c турбомотором 1.8 (190 л.с.) - это одноклассник таких гольф-кроссоверов, как Volkswаgen Tiguan или Hyundai Tucson. Кроме того, на основе BX5 создан и купеобразный кроссовер (он пока не добрался до конвейера), а в разработке находятся еще две платформы - для укороченного кроссовера и для электромобиля, который будет представлен через год.

Скромный результат на внутреннем рынке стимулирует Borgward к активности на экспортном фронте: по словам Ульриха Волкера, на данный момент процесс сертификации автомобилей запущен почти в 30 странах. Россия в списке приоритетов не на первом месте: Волкер пояснил, что сейчас фирма сконцентрирована на запуске продаж в странах Ближнего Востока и уже подписан контракт с импортером в Катаре. Следующий по приоритетности рынок - Южная Америка, а в 2018 году Borgward начнет строительство завода в Германии. Таким образом, появления в России следует ожидать не раньше следующего года.

К:Компании, упразднённые в 1961 году





История

Blitzkarren

Первым разработанным Карлом автомобилем стал небольшой трёхколёсный фургон Blitzkarren , оснащённый двигателем мощностью 2 л. с. (1,5 кВт), имевший успех на рынке. Он был популярен у ограниченных бюджетом небольших фирм как компактный развозной грузовик , а также использовался почтовыми службами.

Hansa Lloyd

В 1929 году Боргвард становится директором Hansa Lloyd AG и разрабатывает Hansa Konsul. В феврале 1937 года выпущен новый Hansa Borgward 2000, переименованный в 1939 году в Borgward 2000 . За моделью 2000 последовала 2300, остававшаяся в производстве до 1942 года . После окончания Второй мировой войны компания представила Borgward Hansa 1500. Одним из главных инженеров Borgward с по 1952 год являлся Хьюберт М. Мейнгаст (Hubert M. Meingast ).

Isabella и P100

В 1954 году началось производство модели Borgward Isabella . Она стала самой популярной моделью компании и выпускалась до конца её существования. В 1959 году добавлена модификация Borgward P100 с пневматической подвеской.

Спортивные автомобили

В конце 1950-х годов Borgward выпускала спортивные автомобили с 16-клапанными двигателями объёмом 1500 см³, успешные в заездах Formula Two (некоторые машины участвовали и в в 1961 году).

Финансовые проблемы

Несмотря на то, что Borgward привнёс многие технические инновации в германском автомобилестроении, такие, как пневматическая подвеска и автоматическая коробка передач , компании становилось всё труднее конкурировать с такими крупными производителями, как Opel и , постоянно снижавшими цены. Borgward несла высокие расходы на поддержание четырёх независимых небольших компаний, что затрудняло разработку совместной продукции и обмен комплектующими. Также, многие машины страдали от частых проблем качества. Например, переднеприводный Lloyd Arabella с двигателем водяного охлаждения являлся технически совершенной моделью, но испытывал проблемы с протечками воды и коробкой передач.

Прекращение существования

Производство в Мексике

Модели

Легковые автомобили

  • Borgward 2000 (1938–1939)
  • Borgward 2300 (1939–1942)
  • Borgward Hansa 1500 (1949−1952)
  • Borgward Hansa 1800 (1952−1954)
  • Borgward Hansa 1800 D (1953–1954)
  • Borgward Hansa 2400 (1952–1958)
  • Borgward Isabella (1954–1961)
  • Borgward P100 (1959–1961)
  • Borgward 230 (1967−1970)

Грузовые автомобили (послевоенные)

Тип Годы выпуска Тип двигателя, рабочий объём, мощность Грузоподъёмность Всего выпущено
Borgward B 1000 1947-49 4-цил.,1394 cc. 33 л/с 1000 6669
Borgward B 1000Z
Borgward B 1250 1949-52 4-цил., 1498 cc, 48 л/с 1250 12007
Borgward B 1500 /B 511 1952-60 4-цил., 1758 cc, 60 л/с
или дизель 42 л/с
1600 36760 (с B 1500F)
Borgward B 1500F /B 611 1957-61 4-цил 1493 cc 60 л/с
или дизель 1758 cc 42 л/с
1650
Borgward B 2000 1951-59 4-цил., 2337 cc. 82 л/с
или дизель 3308 cc. 60 л/с.
(с 1958 3331 cc. 70 л/с)
2000-2500 11825
Borgward B 2500 /B 522 1954-61 2740 6047
Borgward B 3000 1941-44 и 1948-50 6-цил., 3745 cc, 78 л/с
или дизель 4962 cc, 75 л/с
3400 с бензиновым,
3125 с дизелем
4641
Borgward B 4000 /B 533 /B 544 1950-61 6 цил. дизель 4962 cc. 85 л/с.
с 1952 4962 cc. 95 л/с.
с 1957 4997 cc. 105 л/с
3500 - 4000 7663
Borgward B 4500 /B 555 1953-61 5000 10449
Borgward B 622 1959-61 4-цил. дизель 3321 cc 70 л/с 2850 2487
Borgward B 655 1959-61 5565

Автобусы

  • Borgward B 1250 (Bus 1) (1949–1952)
  • Borgward B 1500 (Bus 10), (с 1952/1953)
  • Borgward B 2000 (с 1951)
  • Borgward B 2500, (с 1954)
  • Borgward B 2500 F (Frontlenker - «COE», «Cab Over Engine»)(1954–1959)
  • Borgward B 3000 (с 1949)
  • Borgward BO 4000 (с 1951)
  • Borgward BO 4500 (с 1952)

Возрождение

В 2016 году были показаны концепты двух новых моделей BX5 и BX6 TS.

Напишите отзыв о статье "Borgward"

Примечания

Ссылки

  • Borgward в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Borgward

Наташа оставалась одна и с тех пор, как княжна Марья стала заниматься приготовлениями к отъезду, избегала и ее.
Княжна Марья предложила графине отпустить с собой Наташу в Москву, и мать и отец радостно согласились на это предложение, с каждым днем замечая упадок физических сил дочери и полагая для нее полезным и перемену места, и помощь московских врачей.
– Я никуда не поеду, – отвечала Наташа, когда ей сделали это предложение, – только, пожалуйста, оставьте меня, – сказала она и выбежала из комнаты, с трудом удерживая слезы не столько горя, сколько досады и озлобления.
После того как она почувствовала себя покинутой княжной Марьей и одинокой в своем горе, Наташа большую часть времени, одна в своей комнате, сидела с ногами в углу дивана, и, что нибудь разрывая или переминая своими тонкими, напряженными пальцами, упорным, неподвижным взглядом смотрела на то, на чем останавливались глаза. Уединение это изнуряло, мучило ее; но оно было для нее необходимо. Как только кто нибудь входил к ней, она быстро вставала, изменяла положение и выражение взгляда и бралась за книгу или шитье, очевидно с нетерпением ожидая ухода того, кто помешал ей.
Ей все казалось, что она вот вот сейчас поймет, проникнет то, на что с страшным, непосильным ей вопросом устремлен был ее душевный взгляд.
В конце декабря, в черном шерстяном платье, с небрежно связанной пучком косой, худая и бледная, Наташа сидела с ногами в углу дивана, напряженно комкая и распуская концы пояса, и смотрела на угол двери.
Она смотрела туда, куда ушел он, на ту сторону жизни. И та сторона жизни, о которой она прежде никогда не думала, которая прежде ей казалась такою далекою, невероятною, теперь была ей ближе и роднее, понятнее, чем эта сторона жизни, в которой все было или пустота и разрушение, или страдание и оскорбление.
Она смотрела туда, где она знала, что был он; но она не могла его видеть иначе, как таким, каким он был здесь. Она видела его опять таким же, каким он был в Мытищах, у Троицы, в Ярославле.
Она видела его лицо, слышала его голос и повторяла его слова и свои слова, сказанные ему, и иногда придумывала за себя и за него новые слова, которые тогда могли бы быть сказаны.
Вот он лежит на кресле в своей бархатной шубке, облокотив голову на худую, бледную руку. Грудь его страшно низка и плечи подняты. Губы твердо сжаты, глаза блестят, и на бледном лбу вспрыгивает и исчезает морщина. Одна нога его чуть заметно быстро дрожит. Наташа знает, что он борется с мучительной болью. «Что такое эта боль? Зачем боль? Что он чувствует? Как у него болит!» – думает Наташа. Он заметил ее вниманье, поднял глаза и, не улыбаясь, стал говорить.
«Одно ужасно, – сказал он, – это связать себя навеки с страдающим человеком. Это вечное мученье». И он испытующим взглядом – Наташа видела теперь этот взгляд – посмотрел на нее. Наташа, как и всегда, ответила тогда прежде, чем успела подумать о том, что она отвечает; она сказала: «Это не может так продолжаться, этого не будет, вы будете здоровы – совсем».
Она теперь сначала видела его и переживала теперь все то, что она чувствовала тогда. Она вспомнила продолжительный, грустный, строгий взгляд его при этих словах и поняла значение упрека и отчаяния этого продолжительного взгляда.
«Я согласилась, – говорила себе теперь Наташа, – что было бы ужасно, если б он остался всегда страдающим. Я сказала это тогда так только потому, что для него это было бы ужасно, а он понял это иначе. Он подумал, что это для меня ужасно бы было. Он тогда еще хотел жить – боялся смерти. И я так грубо, глупо сказала ему. Я не думала этого. Я думала совсем другое. Если бы я сказала то, что думала, я бы сказала: пускай бы он умирал, все время умирал бы перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь. Теперь… Ничего, никого нет. Знал ли он это? Нет. Не знал и никогда не узнает. И теперь никогда, никогда уже нельзя поправить этого». И опять он говорил ей те же слова, но теперь в воображении своем Наташа отвечала ему иначе. Она останавливала его и говорила: «Ужасно для вас, но не для меня. Вы знайте, что мне без вас нет ничего в жизни, и страдать с вами для меня лучшее счастие». И он брал ее руку и жал ее так, как он жал ее в тот страшный вечер, за четыре дня перед смертью. И в воображении своем она говорила ему еще другие нежные, любовные речи, которые она могла бы сказать тогда, которые она говорила теперь. «Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…» – говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием.
И сладкое горе охватывало ее, и слезы уже выступали в глаза, но вдруг она спрашивала себя: кому она говорит это? Где он и кто он теперь? И опять все застилалось сухим, жестким недоумением, и опять, напряженно сдвинув брови, она вглядывалась туда, где он был. И вот, вот, ей казалось, она проникает тайну… Но в ту минуту, как уж ей открывалось, казалось, непонятное, громкий стук ручки замка двери болезненно поразил ее слух. Быстро и неосторожно, с испуганным, незанятым ею выражением лица, в комнату вошла горничная Дуняша.
– Пожалуйте к папаше, скорее, – сказала Дуняша с особенным и оживленным выражением. – Несчастье, о Петре Ильиче… письмо, – всхлипнув, проговорила она.

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.
«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
– Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.