Нормы машиноместа на парковке. Размеры парковки

С 2017 года на законодательном уровне установлен минимальный и максимальный размер парковочного места для автомобилей различной категории. Также машиноместо теперь является объектом недвижимости, то есть, его можно купить или продать.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятие

Парковка — это место для стоянки транспортного средства.

Оно специально оборудовано для безопасного нахождения ТС. Кроме того, осуществлять парковку можно на специально отведённых для этого местах.

Парковаться можно:

  • на специально отведённых для этого местах, обозначенных соответствующим знаком;
  • у края дороги, то есть параллельно проезжей части или с заездом на тротуар, если есть специальный дорожный знак;
  • на обочине.

Отличие парковки от места для стоянки в том, что она является частью дороги. Нельзя парковаться на газоне и на зеленой зоне, на местах для инвалидов, если на ТС нет специального значка.

Машиноместо – это часть здания или сооружения, границы которого чётко прописаны и зафиксированы. Это место предназначается для парковки транспортных средств.

Законодательство

  1. Основной закон, который регулирует движение всех транспортных средств – это .
  2. Также нужно ориентироваться на нормы .
  3. Также разработаны стандарты для стоянки ТС различных типов и категорий.

Как правильно подобрать место

Для того чтобы правильно выбрать парковочное место, необходимо ориентироваться на габариты ТС, а также на тип парковки.

Различают:

  • открытые парковки;

    То есть, это ровная площадка без навеса, которая покрыта асфальтом или другим дорожным покрытием.

  • открытая с поликарбонатным навесом, то есть площадка со специальным покрытием и навесом, который позволяет защитить ТС от осадков или солнца;
  • экологические – это парковки – газоны, то есть, при создании этой площадки сохраняется как можно больше зелени;
  • закрытая. Это гаражи, в которых можно провести отопление и свет.

Видео: нюансы

Какой размер предусмотрен законодательством

Любое парковочное место должно иметь определённые размеры, которые строго установлены и зафиксированы на законодательном уровне.

Положения, регулирующие нормы и размеры парковочных мест, зафиксированы в своде

Если стоянка располагается во дворе, то каждое парковочное место должно быть огорожено. Это не обязательно должен быть забор или сетка, это могут быть камни.

Если на стоянке ТС располагаются особо опасные предметы, например, линии электропередач или парковочное место находится в зоне водопровода, то они также должны быть огорожены специальным способом.

Размер парковки для автомобиля, согласно ГОСТу, составляет:

  • если водитель является инвалидом (у него есть соответствующее удостоверение и знак на ТС), то может рассчитывать на парковочное место размером 6,2 * 3,6 м ;
  • для остальных водителей легкового транспорта парковочное место предусмотрено размером 5,3 * 2,5 м .

Как правильно рассчитать

Собственник парковки должен самостоятельно рассчитывать размер каждого парковочного места, а потом уже наносить соответствующую разметку.

Для этого нужно знать:

  • для какого типа ТС будет предусмотрена парковка;

    Как правило, она предназначается для легкового транспорта.

  • правильно нужно рассчитать зазоры между каждым ТС;

    Как правило, между каждым ТС оставляют расстояние 1 м , чтобы человек смог пройти.

  • нужно решить, как именно машины будут парковаться – в длину или в ширину.

Для открытой парковки

Открытая парковка – это парковка под открытым воздухом.

Как правило, такие парковки располагаются возле торговых центров, супермаркетов и прочих мест большого скопления людей.

Чтобы организовать такую парковку, необходимо учитывать:

  • что здесь будут находиться, в основном, легковые машины. Для грузового транспорта предусмотрены отдельные места ;
  • стоит учитывать и тот факт, что рядом с машинами будут находиться люди, поэтому нужно выдержать безопасное расстояние;
  • для диагональной парковки нужно больше места;
  • иные факторы.

При подземной

Можно располагать парковочные места и под землёй. Это помогает сэкономить пространство и уместить больше машин.

Места для стоянки на подземных паркингах могут быть разделены друг от друга ограждениями, а могут располагаться без таковых.

Но стоит учитывать те же нюансы, что и при размещении авто на открытых парковках.

Особенности

Существует множество нюансов, которые стоит учитывать, располагая парковочные места.
Для инвалидов

Собственник парковочной площади должен выделить 10% или более от общего количества мест для стоянки ТС инвалидов. Они имеют преимущественное право оставлять свою машину ближе ко входу в здание.

Парковаться на таких местах могут граждане:

  • имеющие соответствующее удостоверение инвалида 1-ой или 2-ой группы ;
  • соответствующий знак на лобовом и заднем стекле машины.

Никто другой оставлять свои машины на этих местах не имеет права, даже если нет мест на стоянке для обычных водителей.

Стоит учесть, что инвалидам нужно большее пространство для стоянки.

Поэтому оно должно быть размером 6,2 * 3,6 м . Оно должно быть отмечено специальным знаком и иметь соответствующую дорожную разметку.

Елочкой

Схема парковки «ёлочкой» — это такое место для массовой стоянки ТС, когда они располагаются под углом друг к другу. Такой способ позволяет сэкономить пространство.

Там, где одно авто может стать параллельно проезжей части, может поместиться 2 или 3 машин «ёлочкой». Но, выступ от края будет несколько больше. Это не всегда безопасно.

Оставлять машин таким способом можно только прилегающей территории, то есть, во дворах и около магазинов, а также в тех местах, где есть специальный знак «парковка» с указанием разметки и способа. Если такого знака, то ставить машины можно только параллельно проезжей части на краю дороги.

Размер параллельной парковки

Такой способ парковки для легковых автомобилей не позволяет углубиться от проезжей части больше чем на 2 – 3 метра . Такой способ также удобен для экономии пространства.

До проезжей части должно быть не менее полуметра . Такой способ удобен для автодрома, но на обочине, а не на крайней правой полосе.

На тротуаре

Тротуар – это пространство для перемещения и передвижения пешеходов. Парковать здесь нельзя! Это считается правонарушением, и водителю будет выписан штраф.

Оставить авто на тротуаре можно только при технической его неисправности или при наличии форс-мажорных обстоятельств. Но эти аргументы нужно будет подтвердить и доказать.

Для велосипедов

Велосипедная парковка – это специальная конструкция, позволяющая оставить на время несколько велосипедов.

Существует 3 вида таких конструкций:

  • отсековые. Такой вариант наиболее удобен и встречается чаще всего;

    Он позволяет сэкономить пространство и вместить большее количество двухколёсного транспорта.

  • турниковые – это П-образные трубы, которые внешне напоминают турникеты в метро.
  • продольные.

    Это аналог отсековой парковки, только развёрнут на 90 градусов , то есть, вертикально.

    Этот способ менее популярен, так как из-за особенностей человеческого организма, сделать вверх более 3-ёх «этажей» не получится.

Парковка для велосипедов должна быть обозначена специальным знаком.

Для грузовых авто

Как правило, грузовой транспорт имеет специально выделенные места для стоянки.

Располагать большегрузы и легковые машины на одном парковочном пространстве нецелесообразно.

Для грузовиков создаются специальные парковочные места, с учётом следующих особенностей:

  • для ТС с прицепом (например , для фур или автобусов) должны быть созданы условия для сквозного проезда;
  • для ТС с полуприцепом идеальным будет парковочное место с возможностью выезда задним ходом;
  • грузовые машин могут иметь и иные составные части, поэтому расстояние между рядами должно быть максимально позволяющим.

Увеличивающееся количество автомобильного транспорта создаёт . Отведённых для этого площадей катастрофически не хватает, поэтому недобросовестные водители зачастую нарушают правила, бросая автомобили в неположенных местах. Оставленный транспорт создаёт проблемы на дороге, ограничению видимости дорожной обстановке, а иногда из-за таких авто случаются аварии.

Как определить размер парковочного места.

Что такое парковка (введение в терминологию)

В современных условиях основные наиболее употребляемые термины, связанные с автомобильной отраслью, регламентированы нормативными актами. Также стандартизированы физические параметры в случаях, когда это возможно. Парковка – специально отведённая территория для колесного транспорта, обладающая дорожным ограждением, чёткой разметкой на полотне и отмеченная специальным знаком. Место для автомобиля может предоставляться как на бесплатной основе (у общественно значимых мест, госучреждений и др.), так и на платной (частные паркинги либо муниципальные). С недавних пор учёт на муниципальных стоянках переводится в автоматизированный режим, чему помогает система «Паркон».

Для перевода территории в официальный узаконенный статус парковки необходимо выбранную площадку оформить и провести её регистрацию, согласно установленным требованиям закона и госстандартов (ГОСТ). Одним из главных нормативных документов в данном случае является СНиП СП 113.13330.2016 «Стоянки автомобилей».

У водителя имеются права и обязанности, по которым он следующими способами:

  • на отведённых участках, где имеется соответствующий дорожный знак;
  • съехав на обочину;
  • на краю дороги, при этом авто должно располагаться параллельно направлению трафика, допускается частичный наезд на тротуар при наличии установленного спецзнака.


Виды парковок по типу размещения машин

Исходя из эксплуатационных характеристик легковушек, имеется возможность размещать их на специально отведённых участках тремя способами:

  • параллельно направлению движения;
  • перпендикулярно основной оси дороги;
  • «ёлочкой» (под углом к основному направлению трафика).

Каждый из вариантов обладает плюсами и минусами для конкретных дорожных условий. При этом стоит в каждом случае учитывать, что ширина парковочного места для автомобиля ГОСТ для легкового транспорта лимитирована значением 2,5 м. Подобный формат позволит свободно открыть дверь среднего авто, не касаясь стоящего рядом автомобиля.

Параллельный тип

Способ установки автомобиля предполагает размещение близко к тротуару вдоль основной проезжей полосы. Существенным недостатком подобной конфигурации является возможность припарковаться в определённом районе большому количеству автомобилей. Данный тип расположения авто актуален для узких городских улочек. Недостаток проявляется в том, что легковушку, стоящую параллельно тротуару, могут легко заблокировать машины, расположенные впереди и сзади. Из подобной ловушки новички-водители выбираются с трудом.

Автомобиль располагается под углом 90 градусов к тротуару или дороге. Формат позволяет втиснуть в небольшое пространство максимальное количество транспорта. Не у всех водителей получается легко ставить таким образом корпус ТС. Кроме позитива компактности, способ обладает минусом. Статистика доказывает, что именно при выезде с таких парковок случается значительное количество мелких ДТП. Особенно следует быть внимательным водителю при интенсивном трафике. Рекомендуем воспользоваться чьей-то помощью, кто подскажет своевременность маневра для выезда.


Для больших пространство владельцы парковок могут предлагать расставлять машины под углом примерно 45 градусов к разъездам. Сверху площадка с транспортом напоминает ёлочки. Считается, что такой тип расстановки наиболее удобен . Заехать на желаемый участок значительно проще, чем на перпендикулярную площадку. Однако даже при визуально высокой плотности загруженность у «елочки» на треть меньше, чем у перпендикулярного аналога.


На выбор места для расположения парковок накладываются определённые правила. Подобрав достаточную по размерам площадку, необходимо учитывать удаление её от общественных мест и каких-либо экологических объектов. При этом важно обеспечить максимальную безопасность парковки от внешних потенциально негативных факторов. По правилам паркингов норма для легкового автомобиля должна быть 5,3х2,5 м, а для инвалидов-колясочников 6х3,6 м. Если площадка вмещает 10 машин, то важно обеспечить удаленность от общественного здания или жилого дома на 10 м. Наименьшая удаленность в 25 м. должна соблюдаться в отношении следующих объектов:

  • больница;
  • детский сад;
  • игровая или спортивная площадка;
  • учебное заведение;
  • парк или сквер.

Если потенциальное число машин будет в пределах 10-50 единиц, то такая удалённость должна составлять не менее 50 м., а от жилых зданий располагаться нужно на расстоянии не менее 15 м. При увеличении числа машиномест до 100 ед., оба интервала обязаны быть не менее 25 м. Крупные площадки на 300 авто удаляют на 35 м. от домов и 50 м. от школ, садиков и др. До 500 машин можно ставить не ближе 50 м. от домов и учебных, воспитательных учреждений. От 500 парковочных мест рекомендуется располагать в промышленных зонах.


Согласно установленным СНиП, для стандартного легкового автомобиля отводится площадка с габаритами:

  • ширина – до 2,5 м.;
  • длина – не менее 5,3 м.

Важно! При отведении площади для стоянки под машину в расчёт не берётся площадь, скрываемая разметкой, на которую дополнительно уходит около 0,1 м2.

Проектировщики предполагают, что обычный автомобиль имеет средние габариты 4,4х1,8 м. Соответственно под него отводится по ГОСТ пространства 13,25 м2. Площадь на одну машину в разных ситуациях может варьироваться лишь в большую сторону. Исходя из установленных параметров, легко рассчитать необходимое пространство для стоянки. При параллельном типе расположения и зазоре 1 м. два авто будут занимать 4,4+1+4,4+1=10,8 м. длины, а при перпендикулярном 4,4+1+4,4=9,8 м. Комфортный выход пассажира обеспечится при ширине 1,8+1=2,8 м., что согласуется с требованиями нормативов. Во время парковки «ёлочкой» под длину авто отводится 8,8 м., а занимаемый участок будет не менее 18 м2.


Основные технические требования включают в себя не только организацию рабочей зоны, где будут располагаться машины, но и подбор материалов, из которых предполагается изготавливать всю входящую инфраструктуру. К таким объектам относятся применяемые ограждения, а также используемая разметка. Важные тезисы заключаются в следующем:

  • в области придомовой территории обязаны быть четко различимы границы парковки, поэтому для зонирования применяются бортовые камни;
  • вертикальные элементы обязательно окрашиваются на парковках во дворах специальной светоотражающей разметкой, чтобы быть различимыми в тёмное время суток;
  • для разрисовки асфальта необходимо использовать нитрокраску или термопластик.

Не стоит применять дешёвую водоэмульсионную разметку. Она быстро от влаги и осадков стирается, не позволяя определять границы парковки. Места для людей с инвалидностью важно располагать максимально близко ко входам зданий. Благодаря расширенному пространству на них водитель сможет раскрыть коляску. Таких мест должно быть 10%. Ставить авто на такой площадке могут автомобилисты при наличии соответствующего знака на машине и удостоверения инвалидов 1 или 2 группы, в противном случае будет выписан штраф в размере 5000 руб.


Вывод

Организация парковки не должна создавать препятствий для остальных участников дорожного движения. В узких зонах стоит ставить авто вдоль трафика. Хотя проще ставить машину «ёлочкой», но не везде это допустимо, поэтому необходимо хорошо заранее тренироваться для выезда из стеснённых условий. С 2018 года парковочное место можно продавать или даже передавать по наследству.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6,5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

Количество парковочных мест и их размеры играют большую роль при выборе квартиры в многоквартирных домах.

Проблема с размещением машин во дворах дома актуальна не только в больших мегаполисах, но и в маленьких городах.

Каким образом оборудуется территория для стоянок во дворах?

Законодательная база

Федеральный закон № 131 говорит о том, что граждане имеют право самостоятельно распоряжаться объектами, находящимися в их совместном владении, на основе договоренности.

С 2017 года были внесены изменения в законодательную базу, регулирующую размеры мест для парковки. Теперь для легковых автомобилей предусмотрены максимальные и минимальные размеры .

В соответствии с российским законодательством любая стоянка должна соответствовать всем нормам безопасности и быть полностью огороженной . Все положения, касающиеся размеров и правил оборудования парковок, закреплены в своде правил СП 113.13330.2012 СНиП 21-02-99 .

Минимальные и максимальные размеры мест для парковки установлены с 1 января 2017 года на основании Приказа Министерства экономического развития. Приказ издан 7 декабря 2016 года под названием «Об установлении максимально и минимально допустимых машино-мест» .

Приказ был издан на основе Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Изменения коснулись не только размера парковочного места, но и его юридического статуса. Теперь место для автомобиля может быть признано объектом недвижимости. Это означает, что его можно будет купить, подарить, обменять.

Жилищный кодекс говорит о том, что парковочные места, расположенные во дворах многоквартирных домов, имеющиеся у жильцов в частной собственности, могут быть использованы и оборудованы по их усмотрению.

Максимальные и минимальные размеры

Габариты парковочных мест указаны в СНиП 21.02.99 от 2011 года.

В соответствии с этим документом размеры для легкового автомобиля должны быть:

В размеры парковочного места не включается ширина разметки до 100 миллиметров.

Максимально допустимые размеры места для автомобиль должны быть не более 6.2 на 3.6 метров.

Для инвалидов , владеющих автотранспортом, существуют определенные льготы. Место для парковки должно быть обозначено специальным знаком. Льготная парковка распространяется только на инвалидов первой и второй группы. Граждане с третьей группой этой привилегией не владеют.

Особенности места парковки для инвалидов заключаются в следующем:

  1. Ширина парковки должна быть минимум 3,5 метра. Это больше на один метр, чем стандартное. Связано увеличение размера с тем, что пассажиру потребуется полностью открывать дверь.
  2. Если на парковке оборудуют более двух мест для людей с ограниченными физическими возможностями, они должны быть расположены рядом. Это поможет увеличить территориальное пространство между автомобилями.

Одним из самых распространенных нарушений в ПДД является парковка на местах для инвалидов. За это нарушителю выписывается штраф в размере 5000 рублей. В настоящее время активно рассматриваются законопроекты, по которым будет предусмотрено лишение водительских прав за такое нарушение.

Осуществление разграничений и разметки

Наиболее остро проблема парковок стоит перед жителями многоквартирных домов.

Количество машин увеличивается ежегодно. Часто на одну семью приходится по два автомобиля. По законодательству жителей домов не могут обязать ставить свой транспорт на платных автостоянках. Это действие будет признано незаконным.

Стоянки, которые организованы возле многоквартирных домов, должны обязательно соответствовать нормам законодательства. В первую очередь они не должны становится препятствием передвижения пешеходов и другого автомобильного транспорта.

При оборудовании стоянки должны учитываться следующие правила :

Особое внимание необходимо уделить правильной разметки парковочных мест . Парковка будет разрешена только в том случае, если будут установлены соответствующие знаки.

Прежде чем проводится разметка, необходимо выбрать место и рассчитать количество автомобилей. Во внимание принимаются следующие моменты :

Все эти факторы будут влиять на выбор места для организации стоянки и проведения разметки.

Парковочное место должно быть обозначено специальной краской . Для этого может быть использована термокраска, холодный пластик, ленты из полимера. При нанесении разметки, если до этого была нарисована старая, ее необходимо полностью удалить.

Чтобы обеспечить более удобный въезд на стоянку, можно сделать ее приподнятой. Для этого место парковки заливают асфальтом или засыпают щебнем.

Парковочные места в многоквартирных домах относятся к общей собственности. В связи с этим нельзя организовывать стоянку отдельными группами без учета мнения соседей.

О правилах организации мест стоянки автомобилей во дворах многоквартирных домов смотрите в следующем видеосюжете:

Определение площади при проектирование автомобильных стоянок. Организация автомобильных стоянок. Стоянки на улицах. Полосы для стоянки легковых автомобилей. Стоянки вне улиц. Стоянки для грузовых автомобилей в автобусов.

Рост автомобильного движения требует четкого отделения полос движения автомобилей от мест их стоянки. Определение площади и проектирование автомобильных стоянок на основе оценок местных потребностей ведется различными методами:

1. По числу жителей .

Число мест на автомобильных стоянках в деловой части города принимается в размере 0,5 - 1% общей численности населения города.

2. По числу автомобилей в городе .

В деловой части города предусматривается одна стоянка на каждые 5 - 8 легковых автомобилей, зарегистрированных в городе.

3. По транспортным потокам .

Одна стоянка на 7 - 9% автомобилей, ежегодно въезжающих в деловую часть города

Площадь для стоянки одного автомобиля 20 - 25 м2.

Стоянки на улицах

1. Стоянки и остановки автомобилей длинной стороной вдоль тротуара (рис. 1 - 3 и 5).

2. Полосы стоянки вдоль тротуара для поперечной или косой установки автомобилей в зависимости от ширины улицы (рис. 4, 6 и 7). Автомобили на таких стоянках не должны мешать обзору улиц на перекрестках, поэтому расстояние между полосой стоянки автомобиля у перекрестка и линией застройки (при наличии палисадников - до линии застройки поперечной улицы) должно быть ≥ 6м, желательно до 10 м (рис, 1 - 4).

Полосы для стоянки легковых автомобилей:

Следует по возможности избегать поперечной расстановки автомобилей, поскольку это опасно для проходящего транспорта. Между полосой стоянки для автомобилей и проезжей частью улицы желательно устройство защитных полос шириной 0,5 м.

1. Полоса для стоянки вдоль тротуара.

2. Полосы для стоянки вдоль двух сторон бульвара.

3. Полоса для стоянки в середине проезжей части.

4. Стоянка в два ряда в середине проезжей части.

5. Организация стоянок при непрерывном проезде и отъезде автомобилей (у театров, на стоянках такси и т.п.)

6. Поперечная расстановка автомобилей на стоянке.

7. Расстановка автомобилей на стоянке под углом.

1. Стоянка больших автобусов под углом 45°.

2. Стоянка грузовых автомобилей с прицепом.

3. Стоянка небольших автобусов длиной ≤ 8 м.

4. Стоянка грузовых автомобилей с прицепами под углом 90°.

5. Стоянка грузовых автомобилей с прицепами под углом 30°.

6. Стоянка грузовых автомобилей с прицепами под углом 90°.

7. Стоянка грузовых автомобилей под углом 90°.

Стоянки вне улиц

Границы площадки для длительной остановки автомобилей должны быть чётко обозначены, площадка должна быть разделена на проезды и полосы для стоянки. Для подъезда и отъезда автомобилей следует оставлять достаточно места, чтобы обеспечить проход пешеходам (рис. 10 и 13).

Площадь, необходимая для стоянки одного легкового автомобиля без учета подъездов к стоянке, но включая проезды в пределах стоянки (рис. 8 - 15):

при поперечной расстановке - около 20 м2;

при расстановке под углом - около 23 м2 (последний способ все же предпочтительней, поскольку удобнее въезд и выезд автомобилей).

Площадь стоянки для одного легкового автомобиля («Мерседес 300») без учета проездов и подъездов около 5 х 1,8 м.

На автомобильных стоянках общей площадью 800 м2 и более при наличии охраны и контроля около 20% площади отводится для больших автомобилей (площадь стоянки 6 х 2,1 м). В зависимости от местных условий предусматриваются отсеки для мотоциклов, мопедов и велосипедов.

Стоянки для грузовых автомобилей в автобусов

Разметка площади стоянки на отдельные места нецелесообразна из-за большого различия в габаритах автомобилей.

В нормативных документах определяющих проектирование парковок отсутствуют рекомендации по проектированию парковок для грузовых автомобилей. Действующий свод правил «Стоянки автомобилей» , который начал действовать с 1.01.13 года, распространяется «на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений для стоянки (хранения) автомобилей и других мототранспортных средств». В этом нормативном документе приведены размеры парковочных мест только для легковых автомобилей и микроавтобусов.

Ранее действовал СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей» (Parkings) , в котором отсутствовали данные о размерах расчетных автомобилей и не указано, какие автомобили должны быть рассмотрены при проектировании парковочных мест.

В МГСН 5.01-01 «Стоянки легковых автомобилей» тоже отсутствуют данные по определению размеров парковочных мест на парковочных площадях. Это норма разработана в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 в качестве территориальных строительных норм (ТСН), действующих на территории Москвы, и распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых парковок легковых автомобилей.

Размеры парковочных мест для всех типов автомобилей приведено в нормативном документе «Методические рекомендации по проектированию площадок для стоянок автомобилей и автобусных остановок». Методические рекомендации были разработаны в развитие СНиП 2.05.02-85 в разделе комплексного размещения сооружений обслуживания и совмещения площадок для парковки с сооружениями служб (каких служб???) или расположения их в зоне пересечений; уточнения расстояний между площадками; определения соотношения мест парковок различных типов автомобилей, которые следует принимать за расчетные при назначении размеров мест на парковке и при различной схеме расстановки автомобилей относительно проездов; уточнения основных требований по компактной планировке площадок. В соответствии с этим документом размеры расчетных автомобилей следует принимать из условия объема их производства и использования.

Размеры парковки зависят от схемы расстановки автомобилей относительно проездов и принимаются в соответствии с таблицей 1.14 без учета маневра автомобилей при постановке их на парковочном месте.

Таблица 1.14

Размеры парковочных мест

Из действующих нормативных документов только в одном дана полная информация о проектировании парковочных мест для всех типов автомобилей (рис. 1.9, таблица 1.15). Следует обратить внимание на то, что данные были заимствованы из справочника «Автомобильные перевозки и организация дорожного движения» , изданного в СССР в 1981 году. Данный справочник является переводом американского «Справочника по организации дорожного движения» 1965 года. Аналогичные рекомендации приведены и в третьем издании «Transportation and Traffic Engineering Handbook» .

Рис.1.9. Основные схемы расстановки автомобилей на парковке :

а - прямоугольная; б – косоугольная

а – глубина парковочного места; b – ширина проезда между рядами парковочных мест; c – расстояние занимаемое полосой для парковки автомобилей с двухполосным проездом; d – расстояние занимаемое полосой для парковки автомобилей и проездом; е – полоса безопасности; f - полоса маневрирования; g – ширина парковочного места; h - ширина парковочного модуля.

Таблица 1.15

Размеры парковочных мест

Рис. 1.10. Схема разбивки парковочных мест и проездов

А – ширина парковочного места, измеренная параллельно оси проезда; В –длина парковочного места; С – глубина парковочного места, примыка­ющего к барьеру; D – ширина проезда между рядами парковочных мест; Е– глубина парковочного места, примыкающего к промежуточному модулю; F модуль, ограниченный слева барьером, справа – осевой линией массива состыкованных рядов парковочных мест; G промежуточный модуль; Н модуль, ограниченный слева осевой линией массива состыкованных парковок, справа – бортовой камень; I– свес автомобиля стандартных размеров; J – зазор; К неиспользуемая площадь; Lпоперечный проезд с односторонним движением; X– парковочное место, иногда не предусматриваемое; 1 граница парковки; 2 бортовой камень.

В «Методических рекомендациях по проектированию и оборудованию автомагистралей для обеспечения безопасности движения» упомянуто о том, что радиус поворота легковых автомобилей составляет 8 м, а грузовых 9 - 12 м. При ориентировочном расчете площади парковки, включающей площадь маневрирования и парковки, рекомендуется исходить из средней площади, приходящейся на один автомобиль – для легкового 25 м 2 и грузового 40 м 2 .

В типовом проекте «Поперечные профили автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам» (ТП503-0-47.86) приведены размеры парковочных мест для всех типов автомобилей (таблица 1.17) . В альбоме более детально дана рекомендации размеров и планировки парковочных мест с учетом маневрирования автомобиля и без учета, а также средняя площадь парковочного места для каждого типа автомобиля. В указанном альбоме средняя площадь парковки грузового автомобиля составляет 92,4 м 2 , а не 40 м 2 , как это указано в методических рекомендациях.


Таблица 1.17

Размеры и площади одного парковочного места при расстановке автомобилей

в один ряд по отношению к проезду

*п – ширина проезда


Из таблицы 1.17 можно сделать вывод, что принятые размеры парковочных мест и размеры площадок для кратковременной остановки и парковки автомобилей требуют уточнение. С учетом того, что эти методические указания были подготовлены в 80-х годах прошлого века, они вряд ли могут быть совершенными при учете состава транспортного потока, и требуют дополнительных исследований.

Актуальность данной проблемы вызвана необходимостью выполнения постановления Правительства Москвы от 15 ноября 2012 г. N 650-ПП «О внесении изменений в правовые акты правительства Москвы». Согласно постановлению, с 1 февраля 2013 г. введен транзитный запрет на движение по МКАД грузового автотранспорта с массой свыше 12 тонн с 7:00 до 22:00 . По данным Правительства, по улицам Москвы в дневное время движется более 150 тыс. грузовых автомобилей с максимальной массой более 3,5 тонны. Около 40 тыс. грузовых автомобилей ежедневно прибывает из регионов. На МКАД грузовые автомобили составляют до 30% потока, половина из них - транзитные и не обслуживают потребности столицы . Для перехвата грузовых автомобилей в Московской области планируется построить 20 площадок общей емкостью 3 тыс. автомобилей, где будут стоять грузовые автомобили днем.

Для организации площадок для кратковременной остановки и парковки автомобилей на этих участках необходимо принимать в расчет размеры автомобилей с выбором расчетных автомобилей. Так как в нормативной документации не уточняются размеры парковочных мест и размеров парковки для кратковременной остановки и парковки автомобилей на автомобильных дорогах для грузовых автомобилей.

В «Методических рекомендациях по проектированию и оборудованию автомагистралей для обеспечения безопасности движения» указано, что парковки на крупных площадках отдыха, у придорожных предприятий питания, мотелей и кемпингов следует размещать между магистралью и зданиями с разделением автомобилей по типам и размерам. Зоны парковки для грузовых и легковых автомобилей должны быть разграничены и обеспечивать для каждого типа автомобилей отдельный въезд на соответствующую площадку для временной парковки.

При этом легковые автомобили и автобусы рекомендовано располагать слева, а грузовые автомобили справа по ходу движения. Рекомендовано парковки грузовых автомобилей располагать параллельно оси движения, а парковки легковых автомобилей преимущественно устраивать по косоугольной схеме под углом 45 - 60°. При продолжительном пребывании на парковке, а также в стесненных условиях, когда парковки имеют один выезд, рекомендована установка автомобилей перпендикулярно к направлению оси движения. Приводятся рекомендации к назначению средней площади покрытия приходящейся на один автомобиль учитывающей площадь зоны выезда и въезда непосредственно площадь парковочного места.

Приведенные в «Регламенте размещения многофункциональных зон дорожного сервиса на автомобильных дорогах» размеры парковочного места (таблица 1.18) хотя и учитывают размеры современных автомобилей, но является недостаточными разработки планировочного решения, т.к. не учитывают площадь необходимую для постановки автомобилей на парковочные места и въезд с него.

Таблица 1.18

Размеры мест для парковки

Применяемые в США схемы размещения парковочных мест для легковых и грузовых автомобилей и их размеры, представленные на рис. 1.11 и 1.12, дают информацию необходимую для выполнения проекта планировки парковок.

Размеры на схеме, представленной на рисунке 1.12, соответствуют углу парковки 45 0 , при этом указывается, что при углах 30 0 ширина проездов может быть уменьшена до 6,0 м, а ширина каждого парковочного места на 30 см.

Планировочное решение размещения парковочных мест для грузовых автомобилей, обеспечивающее наиболее простые условия въезда на парковочное место и выезда с него, рекомендуемое в США , представлено на рисунке 1.13.

По нормам проектирования автомобильных дорог США для расчетного автомобиля WB-20 (длина автомобиля 22 м) длина продольного парковочного места должна быть не менее 41 м.

Рис.1.14. Организация парковки для грузовых автомобилей под разными углами где ссылка по тексту????:

a – расположения поперечных парковочных мест; b – расположения продольных парковочных мест

а - поперечное расположение парковочных мест; б – продольное расположение парковочных мест

В нормах Германии приведены следующие схемы парковок для грузовых автомобилей :

Из рис. 1.16 следует, что при поперечном расположении парковочного места под углом 90 0 , для автопоездов длиной от 15 м до 21 м рекомендуется принимать ширину 4 м. Ширина проезда может достигать от 15 м до 20 м. Для грузовых автомобилей длиной 12 м длина парковочного места не должна быть менее 12 м, ширина 4 м. Ширина проезда составляет 12 м.

Доступность парковки, легкость въезда, маневрирование, постановка автомобиля, выезд с парковочного места и с территории парковки – факторы существенные как на этапе выбора местоположения парковок, так и на этапе разработки планировочных решений.

Габаритные размеры площадки могут оказаться такими, что расстановка автомобилей на парковке будет возможна только под углом к проезжей части .