Классификация автотранспортных средств по Соглашению, принятому Европейским экономическим комитетом ООН (Женевское Соглашение). Классификация транспортных средств по категориям Легковой автомобиль категории м1

Любой водитель должен иметь удостоверение, чтобы эксплуатировать транспортное средство. Документ выдается соответственно его категории либо подкатегории, что установлено Федеральным законом № 196-ФЗ. Он является основополагающим законодательным актом, регламентирующим вопросы относительно эксплуатации транспортных средств. На основе его нормативов разработаны все последующие подзаконные нормативно-правовые акты.

Что это такое

Под формулировкой «категория водительского права» обозначается группа транспортных средств, наделяющая водителя правом их управления на законном основании.

Он может управлять исключительно транспортное средство, указанное на оборотной стороне документа. В противном случае к нему применяется мера воздействия за административное правонарушение.

На кого распространяется

Законодатель не установил какие-либо ограничения в отношении лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Но они должны отвечать определенным требованиям, что отмечено в вышеназванном акте. Требования к физическим лицам:
Показатели Описание
Обладание российским гражданством
Достижение полных 16 лет отдельные типы транспортных средств можно управлять по достижению совершеннолетия, то есть 18 лет
Признание дееспособности в установленном законодателем порядке
Осуществление регистрации по местожительству либо по местопребыванию
Прохождение медицинского освидетельствования с целью выяснения вопроса о пригодности к управлению транспортным средством
Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками по управлению транспортным средством определенной категории

Обязательным условием является постановка на регистрационный учет эксплуатируемого физическим лицом автотранспортного средства.

Российские граждане могут претендовать на получение водительского удостоверения категории «А», «В», «В1», «С», «С1», если они достигнут 18 лет.

К вождению транспортных средств категории «М», «А1» допускаются граждане, которым исполнилось 16 лет. Если им исполнилось 21 год, то они вправе получить документ категории «D», «D1», «Tm» и «Tb».

Где можно посмотреть

Категории транспортных средств учреждены нормативами Федерального закона .
В него неоднократно вносились корректуры, изменения и дополнения, направленные на повышение безопасности дорожного движения. В нормативах акта разъяснены общие и частные вопросы, касающиеся их эксплуатации.
Каждый водитель обязан усвоить основы управления транспортными средствами категории В, куда входят все типы легковых автомобилей.
Водительское удостоверение указанной категории позволяет управлять транспортными средствами подкатегории «В1». В их число входят квадрициклы, трициклы, за исключением транспорта, имеющего мотоциклетную посадку. В акте приведен обновленный перечень категорий и подкатегорий, сообразно которому выдается водительское удостоверение.
Его указаниями на водителей возложена обязанность по получению документа, удостоверяющего право управления определенным транспортным средством.

Классификация транспортных средств по категориям

Законодатель новые виды категорий и подкатегорий ввел в 2013 года, что было продиктовано появлением в стране новых типов транспортных средств. На отдельные виды категорий чтобы получить право управления требуется прохождение дополнительного обучения.
Например, для управления квадроциклом сдается квалификационный экзамен на тракториста-машиниста.

Какие существуют категории

В соответствии с нормативами законодательных актов установлены десять категорий и шесть подкатегорий транспортных средств. Каждая из них соответствует определенному типу транспорта, который имеет свойственные только ему характеристики и отличительные признаки. К ним относятся:

Как расшифровываются

В категорию«А» транспортные средства, оборудованные двумя колесами. В группу «А1» входят мотоциклы с максимальной мощностью 11 кВт с рабочим объемом 50-125 м3.
Водительское удостоверение отдельной категории позволяет управлять только транспортными средствами, отнесенные к той или иной группе.

Например, категория «B» позволяет управлять исключительно легковыми автомобилями. Водитель лишен права вождения маршрутным такси либо автобусом. Указанными видами транспортного средства он может управлять, если станет обладателем водительских прав категории «D». В категорию «С» вошли грузовые автомобили, прямым назначением которых является перевозка грузов вне зависимости от их массы и габаритов.

В отдельную группу объединены небольшие грузовые машины, которые представлены категорией «С1».
В отдельную группу выделен городской общественный транспорт, который занимается извозом людей. Категории для трамваев и троллейбусов обозначены соответственно – «Tm» и «Tb». В учебных комбинатах разработаны специальные образовательные программы для обучения лиц, желающих ими управлять. Что касается категории транспортных средств М1 М2 М3, то так обозначены транспортные средства, предназначенные для перевозки людей. Они различаются количеством посадочных мест для пассажиров.
Категория М1 означает, что на данный транспорт оснащен не более чем восьмью посадочными местами помимо места водителя.
К ним относятся некоторые виды легковых автомобилей, на которых перевозятся пассажиры. Например, микроавтобус, эксплуатируемый в качестве маршрутного такси. В категорию М2 входят транспортные средства с разрешенной массой, которая не должна превысить 5 тонн. На них оборудованоот 8 до 10 посадочных мест.
Категория M3 представлена транспортными средствами, которые используются для перевозки пассажиров.
Они оснащены посадочными сиденьями, число которых достигает до 20 мест, но могут возить и стоящих пассажиров.
Кроме того установлены специальные категории для автомобилей, оснащенных прицепами вес которых превышает 750 кг – «BE», «CE», «DE», «C1E», «D1E».

Как получить

Заинтересованное лицо может получить водительское удостоверение, обратившись с заявлением в ГИБДД по местожительству либо местопребыванию, по месту фактического проживания вне зависимости от места прописки.
Оно должно пройти обучение в учебном комбинате либо автошколе и сдать экзамены по пройденному курсу.
В их число входит:
Экзамен по практическим занятиям принимается в продолжение 6 месяцев после сдачи теоретического экзамена.

Что заслуживает особого внимания

Соответственно указаниям за выдачу водительского удостоверения необходимо уплатить . Ее размер обуславливается видом носителя, из которого оно изготавливается.

Например, за документ на бумажном носителе уплачивается 500 рублей, а на пластиковой основе – 2 000 рублей.
Автовладелец получает 30% скидку на ее оплату, если оформление водительского удостоверения осуществляется через единый портал Государственных и муниципальных услуг.

Чтобы получить документ нужно пройти регистрацию на его официальном сайте с целью получения доступа в личный кабинет. В нем осуществляется подача заявления. В ходе прохождения регистрации требуется заполнить форму, куда вписываются персональные данные заявителя. Они отправляются в систему сервиса обслуживания путем нажатия на кнопку «зарегистрировать». Она производит проверку предоставленных заявителем данных, после чего на его электронную почту система направляет код авторизации.

Он дозволяет получить все услуги, оказываемые электронным правительством.
Законодатель допускает получение водительского удостоверения через Многофункциональный центр обслуживания населения. Такого рода возможность у граждан появилось вслед за вступлением в действие новых правил. Но процедура может затянуться на неопределенное время.
Размер платы для автовладельцев, впервые получающих водительские права стоимость процедуры в среднем по стране составляет 6 500 рублей.
За оказание услуги районной экзаменационной комиссией по приему теоретической части платится – 1 000 рублей, практической части – 3 500 рублей. Кроме того на провождение медицинское обследование расходуется около 2 500 рублей. Водительское удостоверение считается действительным в продолжение 10 лет, по истечению которых оно подлежит обязательной замене. Его можно заменить до истечения срока действия на основании заявления в связи с изменениями, произошедшими в жизни автовладельца.
Обязанность по осуществлению замены водительского удостоверения возложена указаниями Федерального закона .
В них отмечено, что водители транспортных средств обязаны его заменить на предусмотренных законодателем основаниях. Повторной сдачи квалификационного экзамена ПДД и умения вождения транспортным средством не требуется.
При утере водительского удостоверении ГИБДД выдает его дубликат. Для его получения водитель должен повторно сдать правила дорожного движения.
Что касается утерянного документа, то он автоматически переходит в разряд недействительных документов.

Часто задаваемые вопросы

Молодые люди интересуются вопросом о возможности получения водительских прав несовершеннолетним лицом.
Законодатель ввел изменения в постановление , которые обрели законную силу с апреля текущего года.
Сообразно нововведениям они могут получить водительское удостоверение на общих основаниях. Но они должны заручиться согласием законных представителей в лице родителей либо заменяющих их лиц, которое оформляется в письменной форме. Многие граждане интересуются относительно права управления транспортными средствами категории «М». Они должны принять во внимание, что нужно иметь водительские права соответствующей категории для управления транспортным средством оснащенным двигателем, рабочий объем которого превышает 50см3. Одним из вызывающих живой интерес у граждан является вопрос о сроках уплаты государственной пошлины. Она должна быть уплачена заблаговременно, до обращения в ГИБДД. Квитанция об уплате сдается вместе с заявлением и другими требуемыми документами. В противном случае его заявление о выдаче водительских прав не будет рассматриваться ГИБДД.
Госпошлину можно оплатить как в наличной, так и безналичной форме через терминал, размещенный в ГИБДД, в любом банке и в режиме онлайн на официальном сайте единого портала государственных и муниципальных услуг.
Видео: категории транспортных средств

Важные нюансы

Под понятием «водительское удостоверение» подразумевается официальный документ, допускающий к управлению транспортным средством определенной категории. Для его получения необходимо пройти обучение в специальном образовательном учреждении. Оно должно иметь лицензию на осуществление учебной деятельности в сфере дорожного движения, его безопасности.
Обучение позволяет обрести право управления транспортным средством определенной категории. Программа обучения состоит из теоретического курса и практических занятий.
Выдача удостоверение осуществляется на основании результатов экзамена по квалификации водителя инспекцией государственного органа безопасности движения дорог.
Водительское удостоверение оформляется на индивидуальный номер, который обозначен шестизначными цифрами, а его серия составлена из 4 цифр.
В нем содержится информация, касающаяся кандидата на получение права управления транспортным средством. К ним относится:
  • личные данные;
  • дата и место рождения;
  • дата выдачи с указанием срока действия;
  • права управления транспортного средства с указанием его категории и подкатегории, водительский стаж;
  • отличительных признаков состояния организма кандидата;
  • регион проживания.
Указанная информация размещена на лицевой и оборотной стороне удостоверения, включая сведения об организации, которая изготовила его. Оно изготовлено в виде пластиковой карты в розово-синей цветовой гамме со штрих-кодом, что позволяет сохранить его длительное время. К тому же, он имеет повышенную степень защиты, что предохраняет от подделки документа.
Кроме того, на оборотной стороне удостоверения размещена таблица, в которой приведены категории и подкатегории существующих транспортных средств.
Право управления указывается специальной меткой напротив разрешенной категории. Владелец транспортного средства может получить международное водительское удостоверение сроком до 3 лет. Он не должен превысить период действия российского национального документа.

В противном случае будет признан недействительным, что повлечет за собой применение меры воздействия. При отсутствии документа налагаются штрафы в размере, если водительское удостоверение:

Заинтересованное лицо должно пройти медицинское освидетельствование.
По его результатам выносится решение о его допущении к управлению транспортным средством, что отмечено нормативами Федерального закона № 196-ФЗ. К управлению транспортным средством допускаются здоровые лица, не имеющие отклонения в организме, психике. Перечень медицинских противопоказаний на управление определенным видом транспортных средств учрежден приказом Министерства здравоохранения и социального развития. В нем предусмотрены заболевания, наличие которых лишает гражданина возможности управлять транспортным средством.

Законодательная база

На федеральном уровне вопросы, связанные с управлением транспортным средством регламентируются рядом законодательных и подзаконных актов. Федеральный закон:

С 1 января 2017 года в России применяется новый нормативный документ - технический регламент Таможенного союза относительно безопасности передвижения дорожного транспорта. В этом регламенте к техническому состоянию колесных ТС будут применены обновленные требования. Стоит отметить, что данный технический регламент действует уже достаточно давно, но далеко не все автомобилисты воспользовались этим документом. Это обусловлено введением новых категорий ТС, ранее не указанных в используемых нормативных документах. Кроме того, многие водители считают, что категория транспортного средства аналогична категории водительского удостоверения. Однако на самом деле это не так. Чтобы разобраться с этим вопросом, прежде всего, стоит определиться с тем, что собой представляет дорожный транспорт.

Какие категории дорожного транспорта бывают?

В соответствии с действующим ПДД, дорожным транспортным средством принято считать автомобили, которые имеют такие габаритные параметры, как высота до 4 метров от уровня дороги, длина до 12 метров для автобуса, троллейбуса, грузовика, длина до 15-18 метров для сочлененных автобусов и троллейбусов, ширина до 2,6 метра для ТС, оборудованных изотермических кузовом, ширина до 2,63 метра для лесовозов, ширина до 2,55 метра для других типов дорожного транспорта, длина автопоезда до 20 метров. В техническом регламенте Таможенного союза описывается 4 основных категории - L, M, N и О. К первой категории относятся исключительно мототранспортные средства 7 видов. Соответствие подкатегории определенному виду транспорта отражено в таблице ниже.

Таблица - Типы транспортных средств категории L

Категория
Тип дорожного транспорта
L1
Мопеды, мотовелосипеды
L2
Трехколесные скутеры
L3
Мотоциклы, мотороллеры, трициклы
L4
Трехколесные мотоциклы с колесами, ассиметрично расположенными относительно продольной плоскости
L5
Трехколесные мотоциклы с колесами, симметрично расположенными по отношению к продольной плоскости
L6
Квадрициклы массой до 350 кг
L7
Квадрициклы массой до 550 кг

Согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»

Среди других требований к мототранспортным средствам этой категории стоит отметить ограничение в максимально допустимой конструктивной скорости (до 50 км/ч). Помимо этого, рабочий объем мотора не должен превышать 50 см³. Что касается соответствия категорий дорожного транспорта виду водительского удостоверения, то мототранспортные средства соответствуют категориям М (L1-L2), А (L3-L5) и В1 (L6-L7).

К категории транспортных средств M принято относить пассажирские ТС, общий вес которых равен 5000 кг или менее. Наиболее распространенным вариантом является М1. К этой категории относятся все без исключения легковые автомобили. М2 представлена троллейбусами, автобусами и прочими ТС, предназначенными исключительно для пассажирских перевозок. Чтобы причислить дорожный транспорт к этой категории, он должен быть оснащен более чем 8-ю посадочными местами. Общая масса такого ТС не должна превышать отметки 5000 кг. А вот к М3 относится такой же дорожный транспорт, но с максимальной допустимой массой более 5000 кг.

В категории ТС N представлены исключительно грузовой дорожный транспорт. Категория N делится на 3 подвида - N1, N2 и N3. В первом случае такой маркировкой обозначается дорожный транспорт, используемый для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает отметки 3500 кг. К N2 принято относить грузовики с максимальным весом до 12000 кг. Наконец, в третью категорию входят грузовые транспортные средства, технические возможности которых позволяют осуществлять перевозки грузов общей массой свыше 12000 кг.

К последней категории дорожного транспорта О относятся прицепы и полуприцепы с различной максимально допустимой массой. Так, О1 представлена прицепами, масса которых не превышает 750 кг. К О2 относятся прицепы, технические характеристики которых позволяют транспортировать грузы до 3500 кг. К О3 принято относить прицепы с максимально допустимой массой, равной 10000 кг. В последней 4-й категории представлены прицепы массой от 10000 кг.

Изменения технического регламента таможенного союза

В 2017 году произошли изменения не только касающиеся категорий дорожного транспорта, но и требований к ним. В частности, в новой редакции технического регламента вводятся обязательные требования к уровню выбросов гибридного дорожного транспорта категорий M и N, а также транспортных средств категории М1, оснащенных дизельными и газовыми двигателями, а также к уровню шума от сопротивления качения шин дорожного транспорта категории М, N и О.

Заключение

Технический регламент, созданный в целях сохранения и защиты здоровья граждан, охраны окружающей среды, устанавливает требования к колесному дорожному транспорту, предназначенному для эксплуатации на дорогах общего пользования, и содержит сведения о его категориях. В соответствии с ними выдаются водительские удостоверения, дающие право управление тем или иным транспортным средством.

Повышение безопасности дорожного движения – это приоритетная задача органов государственной власти. С целью совершенствования системы транспортного сообщения, снижения рисковости автотрафика и аварийности пассажирских и грузовых перевозок Правительство Российской Федерации, а в частности, его структурные подразделения, возглавляемые Министерством транспорта, разработали комплекс мер, направленный на улучшение условий движения и поднятие культуры вождения граждан. Принимаемые меры касаются развития нормативно-правовой базы, совершенствования механизмов регулирования, повышения ответственности за совершаемые правонарушения.

По мнению разработчиков профильных программ активная работа по этим направлениям позволит добиться снижения негативных показателей по общему количеству дорожно-транспортных происшествий, тяжести их последствий, а также случаям летальных исходов аварий. Сокращение смертности (в том числе детской), повышение безопасности грузовых перевозок и оптимизация процессов, связанных с организацией коммерческих транспортировок – все это наиболее важные проектные задачи, от качества решения которых зависит достижение конечной цели.

На пути к безопасности автомобилей категории M2, M3, N2, N3

Одним из шагов на пути реализации программы стала ратификация Европейского соглашения, касающегося работы экипажа транспортных средств. В большей степени документ затронул автомобили категории М1, М2, N1, N2, N3. После подписания договора и вступления его положений в законную силу на территории Российской Федерации, появились нормы, регулирующие отдельные аспекты организации дорожного движения. Так, изменения коснулись правил технического оборудования автомобилей определенной тоннажности, выполняющих междугородные коммерческие перевозки.

Нормативный акт, который предусматривает обязательное оборудование ТС бортовыми устройствами (тахографами) с функцией регистрации показателей по ключевым параметрам движения, вышел в 2013 году. Тогда закон о приборах, которые фиксируют основную информацию о следовании автомобиля, вызвал множество негативных отзывов и комментариев. Однако после начала эксплуатации самописцев многие владельцы транспортных компаний оценили преимущества тахографов для бизнеса.

Задача контролирующих приборов заключается в индикации следующих характеристик перемещения машины:

    картины изменения скоростного режима на протяжении всего пути следования;

    фиксации пройденного расстояния по установленному маршруту;

    времени, проведенного ТС в автоматическом режиме.

Полученные при помощи тахографа данные помогают собрать информационную базу, критически важную для оптимизации бизнес-процессов.

Назначение средств измерения показателей

    Снизить ресурсозатратность перевозок: рационализировать маршруты и повысить контроль за расходом топлива.

    Минимизировать влияние субъективного фактора – повысить ответственность водителей, сократить количество нарушений правил дорожного движения и режима труда и отдыха управляющего ТС.

    Оценить профессионализм сотрудников транспортной компании – проверить качество исполнения работы, благонадежность и ответственность.

    Сократить общее количество издержек – за счет снижения износа автомобиля, сокращения числа аварийных ситуаций, защиты служебных машин от недобросовестных действий сотрудников организации (использования ТС в личных целях, манипуляций с топливом).

Полученные при помощи тахографа данные помогают собрать информационную базу, критически важную для оптимизации бизнес-процессов. В частности, использование средств измерения показателей дает возможность:

В соответствии с законом оснащать приборами учета нужно не все машины. Помимо габаритов и тоннажности, требования предъявляются к назначению перевозок. Так, если у вас есть автомобиль категории М2, который вы используете исключительно в личных целях и не осуществляете на нем коммерческих перевозок, оснащать средство передвижения тахографами необязательно – вы не являетесь юридическим лицом, а значит, зарегистрировать прибор не сможете. С другой стороны, в таком случае вам придется доказывать сотрудникам органов ГИБДД, что выполняете перевозки в личных целях, а не занимаетесь частным извозом.

По закону в обязательном порядке приборами контроля показателей движения должны оснащаться следующие ТС:

    Многоместные машины M2 и М3 (более 8 площадок посадки), выполняющие пассажирские перевозки.

    Транспортные средства массой не более 15 т., выполняющие рейсовые перевозки между городами (N3).

За отсутствие тахографов в указанных средствах передвижения или эксплуатацию машины с нефункционирующим устройством контроля предусмотрена административная ответственность – придется заплатить денежный взнос, размер которого устанавливается в соответствии с законом. Исключения касаются поломки в рейсе, но этот факт придется подтвердить доказательствами.

Подробнее о разновидностях ТС: категория автомобилей М1, М2, М3

К этой группе относятся пассажирские транспортные средства. Причем в нее входят не только многоместные автомобили, рассчитанные на выполнение коммерческих рейсов, но и малогабаритные машины, имеющие не более 8 посадочных мест в салоне (помимо водительского кресла).

Признаками отнесения к указанной группе является модуль корпуса – не менее четырех колес, и назначение – перевозка пассажиров.

Классификация внутри группы

    М1 – легковые машины, используемые для перевозки людей. В салоне ТС этого типа должно быть не более 8 пассажирских мест.

    М2, М3 – безрельсовый электрический транспорт, автобусы, специализированные технические устройства, выполняющие трансферы людей. Признаком второй группы является наличие более 8 посадочных мест, а максимальная масса техники не должна превышать 5 т. Третья отличается габаритами – снаряженная масса этих машин больше 5 т.

Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств - это документ, в котором отражены все требования, которые планируется предъявлять к транспортным средствам. Категория М-1 в данном акте - одна из наиболее крупных групп ТС.

Основные положения

Особенностью нового регламента является разделение транспортных средств на особые категории, с которыми простые автолюбители раньше не сталкивались. Всего встречаются следующие разновидности:

  • L1-L2. Они включают двухколесные ТС с мотором до 50 кубов. Внимание уделяется и максимальной скорости такой техники: она не должна превышать 50 км/ ч. Если установлен электродвигатель, его максимальная мощность может быть до 4 кВт.
  • L3-L5 - мотоциклы и трициклы. Категория рассчитана на двух- и трехколесные транспортные средства, объем двигателя которых выше 50 куб. см, а скорость превышает 50 км/ч. По сути это все мотоциклы и иная техника, в простом ВУ относящаяся к категории A.
      • L6-L7 - квадроциклы. Это четырехколесное средство, масса которого не выше 350 кг, скорость не выше 50 км/ч, если установлен двигатель внутреннего сгорания, его объем не должен превышать 50 куб. см. Для электромотора предел мощности - 4 кВт. Сюда также относятся аналогичные ТС массой 400-550 кг, если последние рассчитаны на перевозку грузов. Мощность бензинового двигателя не ограничивается, электромотора - до 15 кВт.
      • M1- самая большая категория, обозначает легковые автомобили.
      • M2-M3- транспортные средства для перевозки пассажиров, в том числе и троллейбусы.
      • N1 - в нее входят автомобили для грузоперевозок, не имеющие дополнительных пассажирских мест, масса машин такой категории не должна быть более 3500 кг.
      • N2 - сюда вошли грузовики массой больше 3,5 тонны, но не выше 12 тонн
      • N3 - любые грузовики, масса которых превышает 12 тонн.
      • O1-O4 - прицепы к транспортным средствам. Основным критерием классификации эти подкатегорий является различие в массе прицепов и их максимальной грузоподъемности.

В данной статье речь пойдет только о легковых автомобилях, так как они являются наиболее распространенным видом техники, по которому чаще всего задают вопросы. В категорию M1 Таможенный союз относит легковые автомобили, которые имеют до 8 пассажирских мест. Если сравнивать с привычным водительским удостоверением, то это все машины, относящиеся к категории B.

Категория В дает право на управление любыми автомобилями, масса которых меньше 3500 кг. Пассажирских мест не может быть больше восьми, допустимо использование прицепа с грузоподъемностью до 750 кг. К таким ТС относятся легковые автомобили, внедорожники, микроавтобусы, грузовые машины малой массы. Под категорией М-1 будут находиться те требования технического регламента, которые интересны владельцам легковых автомобилей. При этом, если у вас транспортное средство, относящееся к категории B, но грузовое, Таможенный союз не относит его к М-1 и использует для идентификации другую группу - М-2.

Эта группа - достаточно обширная категория, включающая в себя все пассажирские виды транспорта. Она не совпадает с выделенными для них в ВУ категориями. Сюда включаются транспортные средства массой до 5 тонн, разрешенное количество пассажирских мест должно быть свыше восьми. Для техники, масса которой превышает 5 тонн, предусмотрена своя категория - М-3.

Стоит заметить, что автобусы и троллейбусы могут относиться как к М-2, так и к М-3 в зависимости от их массы. Если сравнивать с обычным удостоверением водителя, М-2 и М-3 будут соответствовать категории C и D в зависимости от типа транспортного средства, его массы. ГИБДД же пользуется другими правилами, которые регулируют процесс технического осмотра, а именно Требованиями к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации. Именно поэтому при растаможке техники представителей дорожной инспекции интересовать будет первый акт, а при постановке на учет - второй.

Категории транспортных средств — это их особые наименования, которые введены таможенными органами в рамках Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» № 877 от 9 декабря 2011 года (включая ТР ТС 018/2011). В этом нормативном документе изложены подробные технические требования к автомобилям и другому транспорту, которые используются, в том числе, и для проведения технических осмотров.

Хотя указанному таможенному регламенту уже много лет, не каждый водитель знаком с особыми категориями транспортных средств, которые он ввел в постоянный оборот. Это связано с тем, что в повседневной жизни обычному водителю использовать специальные категории нет никакой необходимости. Они нужны лишь для работников станций технической диагностики, для сотрудников таможни и некоторых других специалистов.

Автомобили категории М1

Осмотр автомобилей на специализированных станциях техосмотра происходит в четком соответствии с регламентом. Технический регламент содержит самую разнообразную информацию касательно требований к качеству транспортных средств, к состоянию их узлов и деталей. К каждой категории транспортного средства выдвигаются особые требования по прохождению техосмотра, результаты которого затем заносятся в диагностическую карту.

К одной из этих категорий и относятся автомобили, которым присвоено наименование М1. Это легковые механические транспортные средства, предназначенные для перевозки людей и имеющие не более 9 мест для сидения (включая водительское кресло). Категория М1 транспортного средства соответствует категории Bв водительских правах. То есть именно этими автомобилями чаще всего и пользуются рядовые водители.

Однако к списку машин категории М1 не относятся грузовые автомобили, хотя автовладельцы с водительской категорией Bи вправе управлять транспортными средствами категории М1.

Если водитель желает ознакомиться с техническими требованиями, которые предъявляются к его легковому автомобилю, то он должен ознакомиться с разделом таможенного регламента, описывающим транспортные средства категории М1.

Категория L1 (мототранспортные средства)

Существует целых 7 видов разнообразных мототранспортных средств, разобраться в которых подчас очень сложно. Опишем кратко каждый из них:

  • L1 — двухколесные транспортные средства, способные передвигаться со скоростью не более 50 км/ч и имеющие рабочий объем двигателя не более 50 куб.см. (с мощностью не более 4 кВт);
  • L2 — трехколесные транспортные средства с максимальной скоростью до 50 км/ч и с рабочим объемом двигателя не более 50 куб.см. (с мощностью до 4 кВт).

Если у мопеда два колеса, то он относится к категории L1, а если три — к L2.

  • L3 — двухколесные транспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб.см. и с максимальной скоростью более 50 км/ч;
  • L4 — трехколесные транспортные средства асимметричного типа (к примеру, мотоциклы с коляской), рабочий объем двигателя которых более 50 куб.см. и максимальная скорость более 50 км/ч;
  • L5 — трехколесные транспортные средства симметричного типа (к примеру, мотоциклы с кузовом, расположенном по центру) с объемом двигателя более 50 куб.см. и максимальной скоростью более 50 км/ч.

Для управления мотоциклами, трициклами и мотороллерами из категорий L3, L4 и L5 необходима водительская категория A.

К последним двум группам мототранспортных средств относятся квадрициклы:

  • L6 — маломощные квадрициклы с массой без нагрузки менее 350 кг и с максимальной скоростью не более 50 км/ч (по сути это мопеды, то есть водительская категория М);
  • L7 — мощные четырехколесные транспортные средства (квадрициклы) с максимальной массой до 400 кг или с массой до 550 кг в случае, если они используются для перевозки грузов. Мощность двигателя таких квадрициклов не должна превышать 15 кВт. Для управления мощными квадрициклами необходима водительская подкатегория B

Транспортные средства категорий L6 и L7 отличаются между собой почти исключительно мощностью двигателя.

Категории М2 и М3 (автобусы, троллейбусы)

К категории транспортных средств М2 относится весь пассажирский транспорт с количеством мест более восьми, чья масса не превышает 5 тонн. Если же масса этого пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов) превышает 5 тонн, то он относится к категории М3.

Для управления транспортом категорий М2 и М3 необходимо водительское удостоверение с открытой категорией D. Для более мелких автобусов с количеством пассажирских мест менее восьми требуется водительская категория B.

Грузовой транспорт (N1, N2, N3)

Грузовые автомобили в рамках таможенного технического регламента делятся на три категории, отличающиеся между собой по весу. Грузовики категории N1 имеют массу, не превышающую 3,5 тонн, грузовики N2 имеют массу от 3,5 до 12 тонн, грузовики N3 — более 12 тонн.

Для управления грузовыми транспортными средствами необходима водительская категорияB, а для более тяжелых грузовиков N2 и N3 — открытая категория C.

Прицепы транспортных категорий O1-О4

Прицепы и полуприцепы этих категорий отличаются также исключительно по своей максимальной массе:

  • О1 — масса до 750 кг;
  • О2 — масса от 750 кг до 3,5 тонн;
  • О3 — масса от 3,5 тонн до 10 тонн;
  • О4 — масса более 10 тонн.

Прицепы категории О1 можно использовать при открытой водительской категории Е. В отношении других, более тяжелых прицепов, необходима открытая дополнительная категория Е к основным категориям В, С и D(ВЕ, СЕ, DE).

Таблица соответствия водительских и технических категорий ТС

Для более удобного сравнения привычных категорий водительских прав и категорий транспортных средств, указанных в техническом регламенте, стоит обратиться к таблице.

Технический регламент был разработан и используется не только в узких целях диагностики транспортных средств, для выдачи водителям диагностической карты. Он специально создан для того, чтобы сохранять здоровье граждан и защищать их, а также охранять окружающую среду от вредного воздействия автомобилей и другого колесного транспорта.