Какой объем масла в двигателе. Сколько масла заливать в двигатель? Рассматриваем на примерах иномарки и наших машин

Обслуживание автомобиля непременная обязанность его владельца. Для кого-то она является обузой, кто-то находит в этом удовольствие. Одна из обязательных процедур – контроль количества масла в двигателе и долив в случае необходимости. Опытные автолюбители давно уже решили для себя вопрос о том, сколько масла нужно заливать в двигатель. А вот для новичков эта проблема представляется довольно сложной.

Какое и сколько масла в двигателе должно быть, подробно написано в руководстве пользования транспортным средством. Но, процесс заливки содержит ряд тонкостей и нюансов, правильное решение которых приобретается в ходе эксплуатации и обслуживания автомобиля. Разумеется, можно доверить ТО транспортного средства опытным специалистам автосервиса. Но, согласитесь, не все из нас хотят, а подчас и могут, потратить значительную сумму на процедуру, с которой легко можно справиться самостоятельно. И в этом случае вопрос: «Сколько масла нужно заливать в двигатель?», становится актуальным.

Функции масла

Для чего и сколько заливается в двигатель масла? Оно исполняет сразу несколько разнородных функций.

  • В процессе работы силового агрегата его детали подвергаются высоким механическим нагрузкам, трению. Это вызывает их преждевременный износ. Смазочные жидкости способны значительно снизить это воздействие, ослабить трение рабочих поверхностей друг о друга.
  • В ходе эксплуатации выделяется большое количество теплоты, что ведет к перегреву мотора, его деталей, узлов. В этом случае масло способно охладить их, принять часть тепла.
  • Работа агрегата связана с образованием на его внутренних поверхностях нагара, грязевых отложений. Производители добавляют в смазку специальные присадки, химически активные вещества, которые способны растворять их, увеличивая эффективность работы, продлевая срок эксплуатации.
  • Защита от коррозии – еще одна задача, которую решают, заливая масло в двигатель.

Эти, и ряд других функций смазочные материалы исполняют благодаря специально подобранному, сбалансированному составу. Однако со временем свойства жидкостей меняются, протекающие химические реакции приводят к ухудшению характеристик, снижению защитных качеств, да и объем масла в двигателе уменьшается. Перед автолюбителем встает вопрос о необходимости долить или полностью заменить расходный материал. В этом случае нужно знать, какой объем масла в моторе должен находиться и сколько еще литров масла заливать в двигатель.

Факторы расхода масла

В руководстве к транспортному средству производитель обязательно указывает среднюю величину расхода и сколько литров масла заливать в агрегат. Периодичность замены жидкости также можно найти в техпаспорте. В большинстве случаев она указывается в километрах пробега и составляет около 15000-20000 км.

Но это средняя (идеальная) величина. В действительности все зависит от интенсивности использования автомашины, условий при которых она эксплуатируется. Количество масла в двигателе может уменьшаться быстрее, если:

  • агрегат испытывает повышенные нагрузки, при езде в горных местностях, по бездорожью;
  • в условиях города, когда приходится подолгу стоять в пробках, на светофорах;
  • изношенный двигатель также потребляет больше смазочных веществ.

Кроме того, на периодичность замены и то, сколько масла в двигателе остается в процессе эксплуатации, влияет и его тип: «синтетика», «минералка», «полусинтетика».

Выбор масла

Прежде чем решать, сколько масла заливать в двигатель, нужно правильно выбрать жидкость. Каждый производитель в инструкции к ТС рекомендует определенный вид расходных материалов, оптимальных по своим свойствам для данного агрегата и указывает, сколько лить масла в двигатель. Для современных новых моторов это обычно синтетические и полусинтетические средства. А для агрегатов старшего поколения лучше приобрести минеральные вещества. Конечно, менять их придется чаще, но благодаря меньшей текучести они не будут проникать сквозь неплотно прилегающие сальники.

На полках магазинов представлены марки, различающиеся по сезонности: летние, зимние, универсальные (всесезонные). К последнему типу относятся наиболее дорогостоящие материалы. Но их использование позволит сэкономить, так как с наступлением нового сезона не придется менять жидкость. Достаточно будет замерить остаток, узнать, сколько литров масла в двигателе находится и долить недостающее количество.

Замена масла

Сколько входит масла в двигатель зависит от его объема. Для российских автомашин эта величина находится в пределах 1,8-2,5 л. В этом случае потребуется приблизительно 3,5 л жидкости. Для иномарок она колеблется в пределах 4,2-4,5 л. У каждой марки свой норматив, сколько масла лить.

Но при замене старого расходного материала новым слить отработку полностью не удастся, часть ее останется. Для того чтобы максимально сократить величину этого остатка, перед сливом нужно прогреть мотор. При этом вязкость снижается, жидкость становится более текучей, что обеспечивает не только более полное удаление отработанного материала, но и способствует ускорению самого процесса. Открутив пробку горловины и нижний винт-заглушку, подождите около получаса. За это время объем масла в двигателе снизится до минимума, оно стечет в поддон.

Закройте нижнее отверстие и, заменив масляный фильтр новым, аккуратно залейте новый состав. Так как вы не знаете, сколько масла в двигателе осталось, то выполнять весь процесс нужно очень осторожно. Сначала залейте примерно три четверти необходимого объема. После этого нужно выждать минут двадцать и замерить щупом уровень, чтобы узнать, сколько литров масла в двигателе находится теперь. При помощи воронки, небольшими порциями приблизительно по 150-250 мл доливайте жидкость, каждый раз проверяя уровнем, сколько заливается вещества. Процедуру выполняют до тех пор, пока высота жидкости не достигнет среднего значения между метками щупа.

Закройте пробку горловины. Проверьте, не попало ли вещество на поверхность агрегата. Тщательно удалите его при помощи салфеток, ветоши, бумажных полотенец, иначе при нагреве во время работы мотора оно будет выгорать, и неприятный запах может попасть в салон. Уберите все инструменты, салфетки и закройте капот.

Заведите мотор и прислушайтесь к звуку: появление посторонних шумов, стука будет сигнализировать о наличии неисправности. В этом случае следует обратиться на станцию ТО. Если агрегат работает ровно, значит, вы правильно определили, сколько заливать масла в агрегат и верно выполнили весь процесс.

Сталкиваясь с необходимостью замены моторного масла, автолюбители не всегда знают, емкость какого объема нужно покупать. Объем масла в двигателе для каждой марки автомобиля индивидуальный. Поговорим о том, каким способом определяется уровень масляной пленки, зачем производится ее замена и в каком объеме масло заливается под капот автомобиля.

Прежде чем перейти к главному вопросу, определим, для чего под капот машины льется моторное масло. Дело в том, что во время работы всей двигательной системы каждый ее металлический элемент подвергается большим температурным перегрузкам: быстрое взаимодействие деталей вызывает высокую силу трения, которая разрушающе действует на весь мотор. Смазка, имеющая определенную производителем вязкость, заполняет все зазоры между элементами, активируя тем самым защитный слой между ними. Таким образом, сила трения снижается, температура внутри корпуса приходит в норму, и весь агрегат работает с максимальным ресурсом.

Замена моторного масла

Проведение технического обслуживания автомобиля без замены масляной жидкости не разумно. Ее обновление необходимо проводить регулярно, причем периодичность такой процедуры зависит от многих факторов. К примеру, если вы собрались лить под капот минеральное масло, его полезные действия, при соблюдении спокойного стиля вождения, улетучатся через 5-6 тысяч км пробега. Любите агрессивную езду? Масло прослужит гораздо меньше. Полусинтетика откатывает чуть больше 8 тысяч км, ну а высококачественная синтетика в лучшем случае прослужит автомобилю не более 15 тысяч км. Таким образом, интервал замены зависит от химической основы, стиля вождения, условий эксплуатации и “возраста” авто.

Как производится смена жидкости?

Если вы столкнулись с этой задачей первый раз, то вот вам несколько советов:

  1. Устанавливайте машину на ровную поверхность. Идеальный вариант – гаражная яма или эстакада.
  2. Перед сливом жидкости погоняйте автомобиль по городу или трассе в течение 30-40 минут, чтобы внутри двигательной системы установилась рабочая температура.
  3. При каждой замене масляной смазки меняйте масляный фильтр.
  4. Удаление старого масла производится путем откручивания маслозаливочной горловины в верхней части двигателя и вытаскивания сливной пробки под машиной. Защиту картера перед заменой необходимо снять.
  5. Пользоваться аппаратами для “экспресс-замены” слишком часто не рекомендуется: они вытягивают далеко не все количество смазки, оставляя часть рабочей жидкости на дне агрегата. В результате, происходит смешивание устаревшей и новой жидкостей, что приводит к снижению ресурса двигателя.

Как правильно проверить уровень масла

Измерять масло в любом двигателе нужно специальным масляным щупом, который располагается в отведенном для него герметизированном отверстии на блоке цилиндров. С внешней стороны он имеет пластиковую рукоять, предназначенную для легкости извлечения инструмента. С другой его стороны, погруженной в масляную ванну картера, отражены метки для измерения уровня жидкости.

Измерение уровня жидкости происходит по следующей схеме:

Проверка уровня моторного масла

  1. устанавливаем автомобиль на ровную поверхность. Это важно, т.к. при его наклоне уровень жидкости может быть искажен.
  2. извлекаем масляный щуп и протираем его чистой тряпочкой. Тряпочка не должна иметь загрязнений, шерстяных ниточек и прочих “мелочей”, которые впоследствии могут попасть в мотор со щупом.
  3. опускаем щуп в отверстие до упора, ждем 3-5 секунд и вытаскиваем на поверхность.
  4. оцениваем результат.

Какой уровень моторного масла должен быть в двигателе? Независимо от марки машины, оптимальным уровнем считается его положение посередине, между отметками щупа “min” и “max”.

Важно! Производить замеры толщины масляного слоя следует на холодном или слегка остывшем моторе. Если вы колесили по городу целый день, остановились и сразу решили замерить уровень ГСМ, результат будет далек от реальности. Дело в том, что в горячей системе масло распределено по рабочим узлам, а не сконцентрировано в нижней части картера. Таким образом, измерение даст неверную информацию о его количестве. Дайте автомобилю отдохнуть 15-20 минут, а уж после этого вооружайтесь щупом.

Кстати, после извлечения щупа можно также оценить состояние самого масла. Если в нем имеются сторонние примеси, или его вязкость не соответствует требуемой, значит, пора задуматься о техническом обслуживании мотора.

Проверять состояние и уровень масла при ежедневной эксплуатации рекомендуется не реже раза в неделю. Такая мера позволит своевременно предотвратить возможные проблемы в работе системы и устранить неполадки.

Чем опасен минимальный уровень масла в двигателе?

Измерив при помощи щупа объем залитого масла, вы можете обнаружить, что его количество не дотягивает до отметки “min”. Чем это опасно? Дело в том, что низкий уровень смазывающей жидкости не может обеспечить необходимой защитой все элементы двигательной конструкции. Иными словами, толщина масляной пленки будет гораздо меньше требуемой, а, возможно, и вовсе не сможет образовываться, повышая тем самым “сухое” трение механизмов. Быстрый износ рабочих узлов, повышение температуры внутри корпуса агрегата и заклинивание коленвала – вот основные последствия недостаточного уровня масла.

Резкое снижение жидкости из-за возникших моторных неполадок помогает диагностировать лампочка давления масла, расположенная на приборной панели любого автомобиля. Однако, ее активация происходит только в том случае, если утечка – масштабна. Если же в корпусе не хватает 200-300 мл смазки, узнать об этом можно только с помощью щупа.

Симптомы низкого уровня масла следующие:

  • появление посторонних шумов в работе автомобиля,
  • явно различимый стук в гидрокомпрессорах,
  • чрезмерное повышение температуры масляной жидкости и постоянная работа радиаторов охлаждения.

Если причина низкого заправочного объема кроется в элементарном недоливе масляной жидкости, то решить ее просто – долейте нужный объем таким образом, чтобы уровень масла на щупе находился между отметками “min” и “max”. Однако, если вы заметили регулярную нехватку горюче-смазочного материала, значит, здесь имеет место скрытая неполадка. Диагностировать ее можно самостоятельно либо прибегнув к помощи автомастерских.

Почему двигатель “ест” масло: основные причины

Моторное масло в двигателе

На чрезмерный расход масла нельзя закрывать глаза. Да, вы можете постоянно производить его долив, пытаясь отсрочить диагностику, но такая мера не решит проблемы. Более того, она может “трансформироваться” в дорогостоящий ремонт. Как же понять в чем причина такой утечки?

Первым делом, следует обратить внимание на цвет выхлопных газов. Если в них присутствует еле заметная “синева”, то дело здесь – в маслосъемных кольцах. Замените их на новые, и необходимость в доливке масла исчезнет.

Если с кольцами все нормально, проверьте состояние уплотнителей и прокладок. Их неправильная установка или элементарный износ может вызывать протечки, обнаружить которые можно под клапанной крышкой или в месте соединения картера и блока цилиндров.

Объем масла в двигателе может постоянно снижаться и из-за повреждений сальников коленчатого или распределительного валов. В этом случае симптоматика дополнится и масляными следами на асфальте или полу гаража после длительного простоя автомобиля.

Заметное исчезновение ГСМ может быть также связано с несоответствием его вязкости установленным производителем транспортного средства требованиям. Если состояние автомобиля не вызывает сомнений, сальники и прокладки в рабочем состоянии, а расход масла продолжает увеличиваться, значит, проблема кроется в его индексе вязкости. Загляните в мануал автомобиля или свяжитесь с официальным представителем вашей автомобильной марки и уточните, жидкость какой маркировки необходимо заливать под капот.

Помимо перечисленных причин, регулярное снижение объема жидкости имеет место при следующих неисправностях:

  • нарушение герметичности датчика уровня масла,
  • масляный фильтр установлен не правильно,
  • сливная пробка вставлена не до конца или повреждена,
  • уровень вентиляции системы недостаточен для полного вывода выхлопных газов из картера (чрезмерное количество газа повышает давление в двигательной системе, вытесняя смазку).

На первый взгляд кажется, что проблемы не так уж критичны, однако долгая эксплуатация автомобиля с такими неисправностями может негативно отразиться на его ресурсе. Поэтому проще вовремя провести диагностику автомобиля и соответствующий ремонт при необходимости, чем в последствии копить средства на дорогостоящее восстановление железного друга.

На заметку! Проблемы с чрезмерным расходом масла могут оказаться вовсе не проблемами, а допустимой нормой. Такая ситуация имеет место в автомобилях, оборудованных турбонаддувом. Уровень смазки в турбированном моторе рекомендуется проверять с периодичность в 5-7 дней.

Слишком высокий уровень масла: хорошо это или плохо?

Поговорим о ситуации, когда уровень жидкости на щупе выше отметки “max”. И причиной этому может стать намеренный перелив ГСМ, невнимательность автолюбителя, недостаточный прогрев автомобиля перед заменой масла и т.д. Но, обо всем по порядку.

Многие водители считают, что чем больше масла в движке машины, тем большую мощность она выдает. Это мнение ошибочно. Если смазки слишком много, двигатель попросту “захлебнется”. Кстати, намеренный перелив масла имеет место и в ситуациях, когда конструкция имеет течи и водитель попросту пытается сразу компенсировать будущие потери.

Несоблюдение требуемого количества масла может быть вызвано невнимательностью или незнанием принципа его залива. Даже после того, как последняя капля (как вам кажется) вытечет из картера, в нем останется 200-300 мл масляной защиты (полностью удалить ее можно только при разборе двигателя). Поэтому заливать в мотор ГСМ (зная в теории, какой объем масла для данной марки необходим), ориентируясь только на метки канистры, не рекомендуется.

Недостаточно прогретый мотор может сыграть с вами злую шутку и “не отдать” вам всю жидкость во время ее слива. Рабочая температура внутри агрегата позволяет улучшить циркуляцию смеси и облегчить ее замену.

Моторное масло

Диагностировать перелив позволяет щуп или чрезмерное расходование топлива. Последняя причина может быть вызвана тем, что слишком толстый слой рабочей пленки будет оказывать сопротивление движущимся деталям двигателя. Затрудненное прокручивание коленвала станет причиной снижения крутящего момента и, как следствие, падения мощности автомобиля. Чтобы добиться быстрого разгона, водитель будет сильнее давить на педаль газа, но ничего, кроме повышенного расхода топлива, он не добьется.

Среди последствий перелива жидкости хочется остановиться на наиболее частых. К ним относятся:

  • затрудненный запуск мотора. Как говорилось выше, из-за большого количества смазки, двигатель будет “захлебываться”.
  • нарушение работы гидрокомпрессоров.
  • повышение давления внутри двигательной системы.
  • чрезмерная нагрузка на масляный насос, которая опасна его быстрым износом.
  • появление обильных отложений и копоти в рабочей зоне и дальнейшее загрязнение масла.
  • увеличение концентрации вредных примесей в выхлопных газах.
  • заливание свечей зажигания.

Как снизить количество масла в двигателе?

Снижения уровня жидкости можно добиться следующими способами:

  1. Сливаем ГСМ через сливную пробку. Здесь важно соблюдать осторожность. При ее выкручивании из горячего двигателя можно получить серьезные ожоги. Данный способ требует особой внимательности еще и потому, что можно упустить момент и слить гораздо больше требуемого объема. Производится процедура на яме или эстакаде.
  2. “Высасываем” масло через отверстие щупа. Делается это при помощи автономного откачивающего оборудования, предназначенного для “экспресс-замены”, или с помощью шприца и длинной резиновой трубки.
  3. Обращаемся за помощью в сервисный центр. Специалисты знают, сколько заливать масла в двигатель необходимо, поэтому они установят для вашего автомобиля его оптимальный уровень.

Сколько масла нужно заливать в мотор?

Однозначного ответа на данный вопрос не существует. Дело в том, что, в силу конструктивных различий, все автомобили нуждаются в разном количестве смазывающей жидкости. Да, в руководстве по эксплуатации производители указывают, сколько масла надо заливать в двигатель. Но данная информация актуальна только для самой первой заливки, которая производится после выхода автомобиля с конвейера.

Моторное масло

Во время работы мотора большая часть масла распределена на поверхностях деталей, поэтому даже после полного слива в системе остается неизменная часть жидкости. Извлечь ее можно, только если вы рискнете разобрать мотор на части. Делать это при каждой замене масла не представляется возможным. И разумным.

Так что же делать, как определить, сколько масла нужно заливать в двигатель? Во время заливки нового горюче-смазочного материала нужно опираться не на метки канистры и параметры производителя, а на показания масляного щупа. Также нельзя ориентироваться “на глаз”, даже если вы “прекрасно помните, сколько масла нужно движку вашей машины”. Несоблюдение требуемого объема жидкости может в дальнейшем вызвать серьезную проблему с двигателем.

К сожалению, щуп не может сказать, какое количество жидкости нужно приобрести в магазине, чтобы произвести одно техническое обслуживание. Он лишь по факту информирует вас о достаточном или недостаточном количестве.

Для того, чтобы примерно прикинуть, емкость какого объема вам потребуется, нужно знать объем силового агрегата вашего автомобиля. В приведенной ниже таблице указано примерное количество защитной пленки необходимое для достижения ее оптимального уровня.

Объем силового агрегата, л Количество требуемого масла, л
1,6 3,3-4,0
1,8 3,7-4,2
1,9 3,9-4,3
2,0 3,9-4,5
2,2 4,0-5,6
2,5 4,0-5,7
3,0 4,7-7,7
4,0 7,0-9,5
4,4 7,4-9,7
5,5 7,5-10,0

И напоследок

Необходимый для продуктивной работы двигательной системы уровень масла всегда располагается между делениями максимума и минимума масляного щупа. Именно такое положение гарантированно повысит ресурс двигателя, защитит детали от быстрого износа и подарит автомобилю оптимальный расход топлива. Если вы заметили, что объем смазки постоянно снижается и регулярность доливки выходит за допустимые рамки, значит, пора заняться проверкой состояния автомобиля.

Также следует избегать превышения отметки “max”. Вы ведь не хотите оказаться без колес? Таким образом, в вопросе объема масляной жидкости следует придерживаться правилу “золотой середины”.

Объем масла в двигателе должен находиться в обозначенных, пределах. Вреден как его недостаток, так и избыток. Чтобы было понятно почему это так и сколько смазочного материала нужно заливать, разберем работу системы смазки.

Смазочная система двигателя

Смазочная система доставляет масло к трущимся поверхностям деталей двигателя для уменьшения трения между ними и их износа, а также для отвода тепла и продуктов трения. Автомобильные силовые агрегаты внутреннего сгорания имеют комбинированную смазочную систему. Шейки коленчатого и распределительного валов смазываются под давлением, а детали цилиндро-поршневой группы, кулачки распределительного вала, привод бензонасоса, и цепь газораспределительного механизма смазываются разбрызгиванием.

Состав системы:

  • Поддон картера двигателя является емкостью для моторного масла.
  • Насос с маслозаборником служит для забора смазки из поддона и создания давления в системе.
  • Масляный фильтр очищает смазку от продуктов трения и нагара.
  • Масляные каналы необходимы для подачи давления к точкам смазки.

Работа системы:

Смазка силового агрегата происходит по замкнутому кругу с непрерывным циклом.

  1. Маслонасос при помощи маслозаборника берет моторное масло из поддона и через фильтр под давлением нагнетает его в систему.
  2. По каналам масло доходит до нужных точек, смазывает их и стекает в поддон.
  3. Цикл замыкается и повторяется заново.

Из того как работает смазочная система видно, что когда мотор запущен, маслонасос, фильтр, и каналы подачи к точкам смазки постоянно заполнены. А из непрерывности смазочного цикла во время работы мотора следует что в поддоне должно быть еще какое-то количество смазки. Значит, минимальный объем масла в двигателе должен быть немного больше чем сумма объемов насоса, фильтра, и каналов подачи. Иначе как только смазочная жидкость из поддона будет выкачена двигатель перестанет смазываться, а работа мотора без смазки грозит ему серьезной поломкой.

Последствия завышенного уровня

Если наличие на масляном щупе риски с надписью min интуитивно понятно большинству водителей, то ограничение максимума количество масла в двигателе обычно понимается не всеми, так как мы привыкли к тому что «кашу маслом не испортишь». Все дело в том что смазка ДВС не каша.

Принцип приспособы для откачивания масла с ДВС

Выше поверхности масла, в работающим моторе, вращается коленчатый вал, который не должен касаться его. Так как, в противном случае вращающийся коленвал будет вспенивать его как миксер. Последствие этого вредны потому что пузырьки воздуха отличаются от жидкости тем, что могут сжиматься, тем самым снижая давление развиваемое насосом, ниже значения необходимого для нормальной работы двигателя. Если клапана ГРМ вашего двигателя оснащены гидрокомпенсаторами вы тотчас же услышите их стук, но это не самое тяжелое последствие вспенивания. Недостаток давления приведет к повышенному износу вкладышей и шеек коленвала, грозящему в ближайшем будущем капремонтом двигателя. Еще одна неприятность ― это выдавливание масляной пены давлением картерных газов наружу через все сальники и любые дефекты прокладок, что через некоторое время может привести к понижению уровня в поддоне ниже минимально допустимого.

Наименьший вред, который может нанести вспененное масло инжекторному двигателю - выход из строя датчика массового расхода воздуха. Происходит он из-за того, что вместе с картерными газами во впускной воздухопровод будет попадать пена, которая, пригорая на проволочных сопротивлениях датчика МРВ, выведет его из строя. Узнайте сколько стоит ДМРВ на вашу машину и вы не оставите в двигателе масло больше максимально допустимого.

Моторное масло – основной смазывающий элемент любого бензинового или дизельного двигателя внутреннего сгорания. Объем и характеристики смазочной жидкости зависит от механических особенностей мотора, его мощности и литража. Заправочный объем масла устанавливается производителем автомобиля с учетом всех технических характеристик, поэтому при замене смазочной жидкости необходимо следовать рекомендациям производителя и учитывать некоторые особенности.

1 Как правильно определить объем масла в двигателе?

Не существует никаких универсальных объемов, каждый двигатель требует того количества масла, которое прописано в его технических характеристиках. Различия по заправочному объему могут быть как для разных двигателей одного и того же объема, так и для агрегатов одного производителя, но разной степени форсировки. Дизельные моторы, особенно некоторые турбированные варианты, требуют на 1-1,5 литра больше масла, чем их бензиновые аналоги.

Самый правильный способ узнать, сколько литров масла входит в ту или иную модель мотора - прочитать информацию в руководстве по эксплуатации. Эта характеристика в обязательном порядке прописывается в документации компанией-изготовителем, также, как и рекомендованная марка и тип используемой жидкости. То есть, перед процедурой замены необходимо точно знать не только необходимый объем масла, но и его тип (синтетика или полусинтетика), и, по возможности, марку производителя смазочного материала.

Заглядывая в техническую документацию на автомобиль, следует понимать, что указанные там цифры по объему представлены для заливки в двигатель, в котором оно ранее не использовалось. Если на автомобиле пробег превышает 20-30 тысяч, то требуемое количество масла будет минимум на 400-500 г меньше, чем заявлено в руководстве по эксплуатации.

Это вызвано тем, что часть старого смазочного материала в процессе работы оседает на стенках различных металлических деталей, часть остается в поддоне, какое-то количество – в труднодоступных местах внутри силовой установки. Полностью удалить следы старой смазки в двигателе получится только после его полной прочистки с разбором основных деталей и конструкций. Если в руководстве прописан объем 4 литра, то после слива заливать следует не более 3,6-3,8 литров, учитывая тот факт, что часть масла (100-200 г) берет на себя масляный фильтр.

2 Замена масла на автомобиле, пошаговая инструкция

Для модельного ряда автомобилей ВАЗ с бензиновыми восьми или шеснадцатиклапанными моторами объемом 1,5 или 1,6 литра (типа 2111,21114,21124 и др.), которыми оснащается большинство популярных моделей, рекомендуемое количество масла - 3,5 литра. Но учитывая тот остаток, который имеется внутри мотора после слива и установку нового масляного фильтра, сначала надо лить 300-400 грамм в фильтр, а через некоторое время 3 полных литра в сам двигатель. Далее уровень корректируется посредством щупа, так, чтобы он находился на отметке между Min и Max. Непосредственно при замене, допускается небольшое увеличение объема (на 100-150 гр смазки) так, чтобы уровень был чуть ближе к максимуму.

Замена масла для различных типов двигателя проводится по одному и тому же алгоритму:

  1. загнать автомобиль на смотровую яму, подъемник или эстакаду;
  2. заглушить мотор, дать время маслу стечь в картер и остыть;
  3. подготовить подходящую емкость для слива (не менее 5 литров в объеме);
  4. открыть капот и снять крышку с горловины на двигателе;
  5. открутить сливную пробку поддона на днище;
  6. дать жидкости вытечь в максимальном объеме (подождать 15-20 минут).
  7. установить новый фильтр (в него залить немного масла, 200-300 г);
  8. закрутить сливную пробку и залить рекомендуемый объем (в нашем случае 3 литра).

Через 2-3 минуты проверьте уровень залитого масла по щупу, при необходимости долейте до соответствующей отметки. После этого заведите двигатель, и пусть он поработает в течении 10-15 минут на новом масле. Заглушите мотор и снова измерьте уровень масла, если все в норме, процесс завершен. В случае отклонения в какую-либо сторону, слейте или долейте жидкость до достижения рекомендуемой отметки на щупе.

3 Недолив смазки в двигателе - возможные последствия

Любой современный мотор функционирует в условиях сильных механических нагрузок при высокой температуре. Рабочий процесс протекает под действием высокого трения и нагревания, поэтому для смазки соприкасающихся деталей, создания защитных поверхностей и частичного охлаждения процесса необходимо заливать в двигатель моторное масло, которое разбрызгивается по деталям под очень высоким давлением.

Недостаточное количество смазочного материала приводит к увеличению «сухих» участков трения, следовательно, увеличивается нагрев отдельных деталей и элементов системы, в несколько раз превышается уровень износа основных механизмов, что впоследствии приводит к заклиниванию или выходу мотора из строя.

Критическое понижение уровня масла отображается специальным индикатором на панели приборов. Он есть даже на старых автомобилях, наряду с датчиками уровня жидкости в тормозной системе и заряда аккумуляторной батареи. Но незначительное снижение уровня, если двигатель «съел» лишние 200-300 г, может пройти незамеченным счетчиками индикатора, при этом в двигателе увеличиваются нагрузки, что быстро снижает его ресурс.

В случае неисправности или низкой чувствительности датчика, верным признаком того, что уровень понижен до околокритических отметок, является шум в районе системы гидрокомпенсаторов и постоянное повышение температуры силового агрегата, из-за чего система охлаждения (вентилятор) срабатывает чаще обычного, а также появление других посторонних или нехарактерных шумов в районе мотора.

4 Повышенный уровень - допустимо, но нежелательно

Перелив масла не так критичен, как недолив, но тоже влечет за собой дополнительные нагрузки на различные системы внутри мотора, поэтому допускать повышенного количества жидкости в системе не следует. Высокий уровень масла повышает давление в двигателе, увеличивает нагрузку на масляный насос и фильтр, что способствует повышению расхода топлива. Избыток масла негативно воздействует и на прокладки, сальники и уплотнители, из-за чего со временем они могут начать протекать, нарушая герметичность системы, масло будет вытекать из двигателя, при этом может смешаться с антифризом, допускать чего строго не рекомендуется.

В турбированных двигателях с определенными конструктивными особенностями производитель допускает повышенный расход в процессе эксплуатации, поэтому долив осуществляется чаще, чем в обычные агрегаты, а при замене уровень должен быть приближен к максимальной отметке. Проверку количества масла на таких типах двигателя проводят не реже, чем каждые 2-3 дня.

На остальных типах моторов рекомендуется проверять уровень перед поездкой каждые 5-7 дней активной эксплуатации автомобиля. Проверка осуществляется на непрогретом моторе, помимо уровня масла обращайте внимание на изменение его цвета и структуры, в случае его быстрого загрязнения рекомендуется перед следующей заменой провести диагностику форсунок и клапанов, а при необходимости провести комплексную промывку агрегата или даже сменить тип используемого масла.

Доброго времени суток, друзья! Продолжаем серию публикаций, связанных с обслуживание двигателя. Каждому автовладельцу доподлинно известно, насколько важной является своевременная замена масла. Однако, кроме плановой замены, которая обычно происходит на каждые 10 тысяч километров пробега, может возникнуть необходимость в доливке масла в систему. Может ли Вы вспомнить, когда проверяли его в последний раз? Итак, сегодня будем говорить о том, каким образом и как часто нужно проверять масло в моторе своего автомобиля.

Низкий уровень смазки в двигателе должен послужить сигналом для принятия безотлагательных мер по исправлению ситуации. Работающие детали и элементы подвергаются усиленному износу в тех случаях, когда они не покрыты достаточным объемом смазки со всех сторон. Все это грозит привести в необходимости досрочного капитального ремонта, а это, в свою очередь, немалые расходы.

Вот Вам видео еще раз подтверждающее необходимость проверки масла. Здесь диагностика двигателя - метод “масляного пятна”.

Опытные автолюбители знают, что проверять масло в системе следует хотя бы раз в 2 недели эксплуатации. Даже, если транспортное средство простояло в гараже, это не значит, что объем смазки остается в нем неизменным. Происходит неизбежная его утечка через различные соединительные крепежи, хомуты и прочее, а также последующее испарение. Поэтому регулярный контроль состояния позволит не допустить преждевременного износа элементов поршневой группы. Особенно опасна эксплуатация автомобиля с нехваткой смазки для любителей резкой и динамичной езды или тем, кто проживает в горной местности.
Даже избыток масла может таить в себе определенные опасности. В этом случае излишки проникают в цилиндры и систему вентиляции картера. Многие автомобили на сегодняшний день оснащаются каталитическим нейтрализатором. Переизбыток масла обязательно окажется вместе со сгоревшим топливом в выхлопных газах. Впоследствии это может привести к поломке каталитического нейтрализатора и необходимости его замены.

Как производятся замеры - пошаговый алгоритм

Итак, давайте разберем с практической точки зрения, как именно проверяется уровень масла поэтапно:

  1. Если автомобиль только что эксплуатировался, то необходимо заглушить мотор и дать ему остыть в течение 10–15 минут, поскольку проверка делается на холодном двигателе или, по крайней мере, остывшем.
  2. После того, как масло стекло в картер, можно открывать капот. Возле головки блока цилиндров располагается масляный щуп, с помощью которого и производятся замеры.
  3. Его нужно извлечь и насухо вытереть любым куском чистой ветоши, приготовленной для этих целей заранее. Делается это для того, чтобы убрать следы старого масла, которые не дадут возможность объективно оценить объем смазки в системе двигателя.
  4. После этого щуп устанавливается до упора в свое прежнее положение и по прошествии пары секунд его можно извлекать наружу. За это время масло должно оставить контрольный след.
  5. Осталось оценить уровень смазки в системе, а точнее, ее объем. На каждом щупе есть две риски, которые обозначены «min» и «max» соответственно. Правильно, когда след будет располагаться между этими 2‑мя отметками. Если он находится выше уровня max, значит смазки в системе в избытке, если ниже уровня min, то его не хватает, и понадобится сделать доливку.

Кто-то может поинтересоваться, есть ли возможность проверять уровень масла на горячем двигателе? В некоторых автомобилях производители позаботились о такой возможности. Для этих целей предусмотрены отметки «cold» и «hot», которые обозначают, что в холодном и горячем режимах контрольный замер будет показывать разные результаты.

Почему смазка в двигателе пенится или покрывается пузырями

Еще одна типичная ситуация, с которой сталкивались многие владельцы автомобилей, связана с тем, что масло пузырится на щупе или пенится. Одной из наиболее опасных причин этого является нарушение герметичности в системе охлаждения. Другими словами, охлаждающая жидкость стала попадать в систему смазки, где и произошло ее смешивание с маслом. Происходит это явление из-за того, что прокладка головки блока цилиндров была пробита или изношена чрезмерно. Таким образом, она перестала выполнять свои защитные и герметизирующие функции.

При разрыве защитного кольца тосол проникает в камеру сгорания рабочей смеси, а оттуда попадает в картер мотора. Как только происходит смешивание охлаждающей жидкости и масла, последнее начинает вспениваться, от чего щуп во время контрольного замера и покрывается пузырями. Еще одно подтверждение этому факту - снижение компрессии в двигателе, которое особенно заметно зимой или на холодном моторе.
Однако такая же ситуация может проявить себя, если Вы пользовались одним сортом масла, а потом перешли на другое, но при этом недостаточно качественно промыли двигатель. Вот почему в этих случаях настойчиво рекомендуют произвести тщательную промывку с использованием специальных средств . В противном случае смазка потеряет часть своих особых свойств, и ее придется менять раньше положенного срока.

Таким образом, друзья, сегодня Вы смогли убедиться в необходимости регулярно проверять качество масла и его наличие в системе в достаточном объеме. Нельзя полагаться исключительно на показания датчиков. Регулярный уход и контроль за состоянием двигателя послужит гарантией его безотказной работы. Подписывайтесь на наши обновления, чтобы получать больше полезной информации из области автотематики. Пока!