Какое масло в коробке передач ваз 2109. Проверяем объём и состояние масла

Трансмиссионное масло служит для смазывания механических компонентов коробки переключения передач. За счет него конструкция служит дольше, надежнее, предотвращается трение металлических элементов друг от друга.

Виды

Для КПП используют сегодня различные масла, каждое из которых имеет свои особенности.

Тип масла

Особенности

Синтетические

Наиболее дорогие, высокоэффективные трансмиссионные масла. Они обеспечивают надежную, длительную работу коробки. Но приобретать их для ВАЗ 2109 нецелесообразно, поскольку больше такое масло подходит для дорогих импортных автомобилей или более современных отечественных машин

Полусинтетические

Оптимальный выбор для ВАЗ 2109 и дешевых иномарок. Такое масло сохраняет работоспособностей шестерней КПП, продлевает срок их службы. При высоком уровне качества полусинтетика имеет привлекательную для владельцев девятки стоимость. Меняют каждые 75 тысяч километров пробега

Минеральные

Самые дешевые трансмиссионные масла, которых лучше избегать даже для ВАЗ 2109. В определенной степени они выполняют свои функции, но рекомендовать их нельзя. Если альтернативного решения нет, как временную замену синтетике или полусинтетике использовать можно.

Основной критерий выбора масла для КПП является класс. Поскольку ВАЗ 2109 является переднеприводным автомобилем, заливать в коробку передач рекомендуется смазки классов GL3 или GL4. Импортные масла имеют такие обозначения, а зарубежные — ТМ3 и ТМ4 соответственно. При этом смазки ТМ5/GL5 использовать не рекомендуется, поскольку они изнашивают синхронизаторы коробки передач.

Количество

Мы определили, какое масло лучше всего заливать в коробку передач девятки, теперь определим, сколько смазки в КПП модели ВАЗ 2109.

Во многом количество заливаемого масла зависит от того, проводите ли вы полную его замену или частичную. Объем смазывающей жидкости в КПП составляет примерно 3 литра. Между частичной и полной заменой советуем делать выбор в пользу полной.

Заливая смазку в коробку передач, ориентируйтесь по щупу. Оптимальное наполнение картера трансмиссии — это отметка между минимальным и максимальным уровнем на щупе.

Особенности замены

Теперь переходим непосредственно к процедуре по замене трансмиссионного масла. Задача не сложная, но и легкомысленно подходит к этому вопросу не стоит.

  • Всегда держите наготове сухую ветошь, чтобы протереть щуп, извлекая его из катера;
  • Перед проверкой уровня смазки прогрейте машину, попереключайте 1-2 передачи;
  • Проверять уровень смазывающего вещества необходимо перед и после замены;
  • Если ваш ВАЗ 2109 не оснащен щупом, ориентируйтесь по нижней кромке маслозаливного отверстия. Жидкость должна доходить до этой кромки, но не быть выше или ниже данной отметки.

Для коробки передач недолив смазки так же плох, как и перелив. Всегда старайтесь получить золотую середину, чтобы КПП могла работать максимально эффективно, долго и надежно.

Щуп. Есть или нет?

Автомобили ВАЗ 2109 производили в период с 1987 года по 2011 год. За это время вносились определенные корректировки в конструкцию автомобиля и в том числе это коснулось коробок передач.

Потому сейчас девятки встречаются как с щупом, так и без него. Из-за этого процедура замены смазки в КПП может несколько отличаться.

Более ранние версии ВАЗ 2109 не имеют щупа, но получили заливное отверстие, закрытое пробкой. Чтобы до него добраться, придется залезать под автомобиль. Поздние версии ВАЗ 2109 получили щуп и заливное отверстие, расположенные сверху. Чтобы залить смазку, необходимо просто поднять капот.

Этапы замены

Весь процесс замены смазывающего вещества в коробке передач можно разделить на три основных этапа:

  • Проверка уровня смазки;
  • Слив старого масла;
  • Заливка нового смазывающего вещества в коробку.

Пройдемся по каждому этапу отдельно.

Проверка уровня

Проверить текущий уровень масла в КПП не сложно вне зависимости от того, есть у вас щуп или нет.

Если щуп отсутствует, проверять будем пальцем. Делается это следующим образом:

  • Под машиной открутите заливную пробку с КПП;
  • Если после этого жидкость начала вытекать, уровень достаточный. Если нет, вставьте в отверстие палец. Почувствовав жидкость на уровне кромки заливного отверстия, можно говорить об оптимальном количестве смазки;
  • Наглядно можно слить всю смазку и по ее количеству в емкости определить, сколько жидкости было в системе.

При наличии щупа все просто:

  • Выкрутите пробку, на которой закреплен измерительный щуп;
  • Вытрите его сухой тряпкой;
  • Вставьте обратно в коробку. При этом машина должна быть на ровной поверхности и в состоянии покоя;
  • Доставайте щуп и смотрите, что показывает измеритель. На нем имеются отметки Min и Max. Оптимально, если масло окрасило щуп до максимальной отметки, но не выше нее.

Чтобы новая смазывающая жидкость в КПП работала эффективно, первым делом придется избавиться от старой. Сливается трансмиссионное масло достаточно легко.

Слив

Для слива смазки из КПП нужно:

  1. Снять с сапуна резиновую пробку, зачистить сапун проволокой и закрыть его пробкой. Так вы сможете выровнять давление внутри коробки передач.
  2. Открутить болтовую пробку слива. В старых и обновленных версиях ВАЗ 2109 эта пробка располагается одинаково — в нижней части коробки.
  3. Слейте масло в подготовленную заранее тару объемом около 5 литров.
  4. Слив всю смазку, надежно закрутите обратно сливную пробку.

На прогретом двигателе жидкость из КПП будет стекать быстрее и эффективнее. Но при этом соблюдайте меры безопасности. Все же вы работаете с горячим маслом.

Замена

Теперь мы дошли до момента, когда потребуется залить новую смазку. Какую именно, мы уже определили.

  • Открутите заливную пробку, расположенную снизу;
  • С помощью шприца заполните постепенно картер коробки передач свежим маслом;
  • Доливайте до тех пор, пока жидкость не окажется на уровне кромки заливного отверстия;
  • Закройте пробку.

Важное отличие имеют коробки передач на ВАЗ 2109 с 5 скоростями. Для них требуется заливать примерно на 300-350 миллилитров смазки больше. Иначе при работе в режиме 5 передачи КПП будет испытывать масляный голод.

Чтобы долить необходимое дополнительное количество смазывающей жидкости в пятиступенчатую коробку, сделайте следующее.

  1. С помощью домкрата приподнимите заднюю часть автомобиля. Так дополнительный объем смазки не будет выливаться.
  2. Пока машина приподнята, долейте необходимое количество масла.
  3. Закройте пробку и только после этого возвращайте автомобиль в горизонтальное положение.

Замена через щуп

Многие справедливо считают, что удобнее всего менять масло в коробке через щуп. Инструкция на этот случай такая.

  • Поднимите капот;
  • Открутите пробку со встроенным щупом;
  • Через воронку или с помощью шприца залейте в отверстие жидкость;
  • По мере наполнения проверяйте щупом, до какого уровня вы уже доли;
  • Когда получите масло на отметке МАХ, больше доливать смазку не нужно;
  • Закрутите щуп на место.

Отечественные автомобили марки ВАЗ 2109 славятся своими регулярными поломками, но ремонтные работы и сами запчасти стоят сравнительно недорого. При грамотной эксплуатации и регулярном обслуживании авто вы сможете поддерживать его в нормальном работоспособном состоянии. Важную роль при этом играет трансмиссионное масло для ВАЗ 2109. Сегодня мы расскажем вам, как правильно его выбрать с учетом всех основных параметров и характеристик.

При выборе масла для КПП ВАЗ 2109 вы можете использовать руководство по эксплуатации автомобиля или обратиться к опыту многочисленных владельцев этой машины. Завод-производитель советует заливать минеральные всесезонные смазки, среди которых:

  • Рексол Т — SAE 80W-85 класса GL-4;
  • Омскойл Транс П — SAE 80W-85 универсальной классификации GL-4/5;
  • Волнез ТМ4 — SAE 80W-90 класса GL-4.

Кроме того, можно подобрать трансмиссионное масло других импортных и российских марок. Ключевым критерием при выборе является класс жидкости.

Автомобиль ВАЗ 2109 является переднеприводным, поэтому для его коробки подходят масла GL-3 и GL-4 по иностранной классификации, а также ТМ-3 и ТМ-4 по российской. Соответственно, несмотря на советы некоторых автомобилистов, заливать в КПП трансмиссионки GL-5\ТМ-5 ни в коем случае нельзя, иначе пострадают синхронизаторы коробки.

На заводе в девятки заливали всегда минеральное масло для коробки передач от Лукойл. Разумеется, на первое время его вполне хватает, особенно если вы эксплуатируете авто в теплое время года. Для зимы минеральное трансмиссионное масло для ВАЗ 2109 подходит плохо, а с чем это связано мы разберемся ниже. Как заменить масло вы можете прочитать .

Минеральное масло в КПП Лукойл

Важнейшим и единственным преимуществом минерального масла для КПП ВАЗ 2109 является низкая цена, особенно по сравнению с полусинтетическими и синтетическими жидкостями. Например, 4-литровую канистру хорошего минерального масла можно купить за 400 рублей, а аналогичная по объему канистра с полусинтетики стоит не менее 1000 рублей.

У минерального масла весьма неплохие смазывающие свойства, поэтому даже на самом дешевом смазочном составе можно откатать до 50-70 тыс. километров. При этом в холодное время масло будет терять свои свойства и застывать, затрудняя запуск мотора в сильные морозы.

Полусинтетика и синтетика

Масло для КПП ВАЗ 2109 Ликви Моли

С такими типами масел для коробки передач ВАЗ 2109 все несколько иначе, а главный недостаток связан с высокой ценой. В общем, этот минус является единственным, а вот преимуществ у таких масел много:

  1. Масло для КПП ВАЗ 2109 такого типа является более технологичным и содержит множественные присадки, снижающие износ деталей трансмиссии и продлевающие ее срок службы.
  2. Температура промерзания масла ниже, поэтому даже в мороз вы можете запускать мотор и отпускать сцепление через несколько секунд.
  3. Масло быстро прогревается и обретает текучесть, в отличие от минералки.
  4. Версия о том, что синтетическое масло выдавливает сальники и течет через все соединения – это миф.

Моторное или трансмиссионное?

Некоторые владельцы отечественных авто покупают заливают моторное масло в КПП ВАЗ 2109, но это не всегда хорошо для трансмиссии.

Когда в 80-х годах появились переднеприводные ВАЗы, многие автолюбители и механики в сервисных центрах удивлялись, что в трансмиссию нужно было заливать обычное моторное масло. Объяснялось это необычное решение новой конструкцией коробки переключения передач, под которые в те времена просто не существовало подходящего масла, а точнее его было очень трудно достать.

Популярное масло ТАД-17И

Распространенная марка трансмиссионного масла для ВАЗ 2109 ТАД-17И было создано для прямозубых, гипоидных и косозубых высоконагруженных передач, которые работали с контактными нагрузками между зубьями более 3 000 Мпа, однако для трансмиссий ВАЗ 2109 оно не подходило.

Как залить масло в коробку ВАЗ 2109 – задача, которая возникает перед автовладельцем через каждые 35 тысяч километров пробега или после 5 лет эксплуатации машины. Рекомендуется воспользоваться услугами хорошо проверенной, желательно сертифицированной, станции технического обслуживания. Однако рецепт, как поменять масло в коробке «девятки», настолько прост, что это можно легко сделать самому. Достаточно слить старую жидкость и заполнить определенный объем новой.

Почему нужна замена

Определенный срок эксплуатации коробки передач у этой «народной» легковушки – до 40 тысяч километров. Однако практика опытных автослесарей говорит о 35 тысяч км. Это – своеобразная гарантия того, что переключения передач будут зависеть не от уровня смазывающего материала, а, скорее, от степени изношенности шестеренок, дисков сцепления внутри корпуса устройства.

Любые неполадки при переходе на другую передачу – сигнал проверить уровень и качество смазывающей жидкости в коробке ВАЗ 2109.

На предприятии-производителе четко рассчитали, сколько и какого типа нагрузки масляный состав может принять на себя на протяжении всей эксплуатации:


Учтем, что у «девяток» с пробегом могут подтекать сальники, поэтому периодически нужно будет влить некоторое количество жидкости без предварительного слива отработанной. Необходимо также знать, что производитель ставит на эти машины четырехступенчатые и пятиступенчатые коробки. Сколько масла в коробке – во многом определяется этими параметрами.

Согласно заводским нормам, для 4-ступенчатой объем жидкости составляет 3 л. Для более популярной 5-ступенчатой – 3,5 литра. Для частой замены смазки положительным аргументом является то, что масло в КПП более дешевое, чем трансмиссионное.

В «девятку» устанавливают два вида КПП – обслуживаемую и необслуживаемую. Первая отличается наличием масломерного щупа, которым проверяют загрязненность смазочного состава. На его плоском конце светлого цвета хорошо видно, насколько грязное масло в КПП. Количество грязи, конечно же, влияет на цвет. У необслуживаемого устройства такого щупа нет.

В КПП обоих видов обязательно имеется сливное и предназначенное для заливки отверстия. Как уже упоминалось, объем масла в коробке ВАЗ зависит от количества передач и отличается на 0,5 л. Отметим, что при смене жидкости остается небольшая доля старой смазки, которая перемешивается с новой – это нормально. Тем более что при желании можно провести специальную промывку внутренностей КПП.

Масло в коробку ВАЗ 2108 заливается такое же, как и для модели 2109.

Процесс замены смазывающего состава

Исходя из того, сколько литров масла в коробке вашего авто предусмотрено изначально, необходимо приобрести новую смазывающую жидкость. Сливная емкость для отработанных ГСМ должна быть несколько большего объема. Также подготовьте:

Откройте крышку сливного отверстия, как показано на изображениях. Дождитесь слива отработки. Закройте слив и залейте свежее масло. Крышку входящего отверстия затем также тщательно зафиксируйте.

Какое масло лучше заливать в коробку ВАЗ 2109, решать вам. Производитель рекомендует использовать серию GL-4432, 80W-85.

Если допустить снижение уровня смазочной жидкости в механической коробке передач автомобиля ВАЗ 2109 и его модификациях, может возникнуть «масляный голод» компонентов КПП и, как следствие, поломка агрегата. Поэтому автовладельцу необходимо знать, сколько .

[ Скрыть ]

Периодичность замены

Инструкция по эксплуатации авто ВАЗ 2109 и его модификаций рекомендует производить смену смазочной жидкости в КПП машины через 75 тыс. км пробега. В случае когда годовой пробег незначительный, такую процедуру проводят через пять лет эксплуатации машины.

Некоторые водители меняют смазочную жидкость через 12 месяцев эксплуатации, это не противоречит рекомендациям производителя авто, но экономически нецелесообразно. Так как современные расходные жидкости за такой срок не теряют свои качества. Но иногда может возникнуть необходимость во внеплановой замене масла, если произошла его утечка по каким-то причинам, а тип смазки неизвестен.

Выбор масла

Первые экземпляры ВАЗ 2109 имели в системе питания карбюратор и выходили с КПП, которая была четырехступенчатой. В ее картер заливали рекомендованную моторную смазку, которая обеспечивала работоспособность агрегата как в летнее время, так и зимой. После замены главной гипоидной передачи деталями косозубого зацепления потребовалось улучшенное масло. В таком качестве хорошо себя зарекомендовали смазки ТМ-1 и ТМ-2. Кроме того, было разработана и внедрена в производство трансмиссионная жидкость Лукойл ТМ-5.

Специалисты советуют использовать в трансмиссиях ВАЗ 2109 и их модификациях смазки, которые соответствуют стандартам API GL-4. Если владелец не знает, какая смазка в коробке его «Девятки», лучше всего использовать смазочную жидкость класса API GL-4. Соответствующим требованиям отвечают также масла ТМ-4 или ТМ-5-9П. К сожалению, последний тип смазочной жидкости найти в продаже проблематично, поэтому его можно успешно заменить маслом ТМ-4-12. Допускается использование жидкостей, которые соответствуют классу 75W-90, 80W-85, 80W-90 любых производителей, но при условии, что они имеют высокие показатели качества.

Контроль уровня и необходимый объем

Ремонт, вышедшей из строя КПП ВАЗ 2109, операция не из дешевых, поэтому проверять уровень смазочной жидкости следует регулярно. Специалисты рекомендуют делать это через каждые 5 тыс. км пробега или один раз в год. Если обнаружен низкий объем масла, его следует пополнить. Это позволит обеспечить длительный срок эксплуатации коробки.

Для проверки уровня масла в КПП нужно воспользоваться смотровой ямой или эстакадой. При этом разместить машину следует так, чтобы правая сторона несколько возвышалась. Это можно легко выполнить, если под колесо подложить доску, кирпич или другой подходящий предмет. После чего можно приступить к проверке уровня смазки в КПП «Девятки».

Обслуживаемые

Таким словом водители называют автомобили с пятиступенчатыми коробками передач, в которых имеется измерительный щуп, находящийся в моторном отсеке рядом с аккумуляторной батареей. Им контролируют уровень смазки. Перед извлечением щупа место вокруг него тщательно протирают от грязи и пыли, чтобы исключить возможность ее попадания в картер коробки. После этого щуп вынимают и протирают ветошью, далее его устанавливают на свое место. Теперь измеритель снова необходимо достать и посмотреть на след от трансмиссионной жидкости. Он должен находится между двумя метками, которые обозначены как MIN и MAX. Если это так, можно продолжать использование машины.


Проверка уровня смазки щупом в КПП ВАЗ 2109

Инструкция по эксплуатации этого автомобиля предписывает заливать в трансмиссионный механизм не менее чем 3,3 литра жидкости. Специалисты рекомендуют несколько увеличить данный литраж смазки до 4. Они объясняют это тем, что детали пятой передачи находятся отдельно от основного механизма и периодически для них может наступать «масляный голод».

Необслуживаемые

Такое название имеют КПП первых выпусков ВАЗ 2109, которые не оснащались пятой передачей. Для контроля уровня смазочной жидкости в таких авто служит заливное отверстие. Чтобы проверить количество смазки, ключом на 17 немного отворачивают заливную пробку для стравливания давления воздуха. Если из отверстия появится смазка, это значит, что ее уровень в норме. В противном случае следует долить смазочную жидкость. Кроме этого, проверить достаточное ли количество смазки в агрегате можно через отверстие для установки привода спидометра. В него хорошо виден уровень жидкости, и не требуется доступ под машину.

По инструкции в коробку передач четырехступенчатых ВАЗ 2109 входит 3 литра масла. Но приобретать смазку также желательно в количестве 4 литров. Небольшой остаток жидкости может понадобиться для доливки в картер КПП в процессе эксплуатации машины.

Доливка масла

Сколько масла заливается в коробку ВАЗ 2109, уже известно, можно приступить к доливке. Процесс добавления смазки в необслуживаемые и обслуживаемые коробки отличается, это связано с конструктивными особенностями этих узлов. Важно учитывать, что добавлять следует только тот тип смазки, который используется в этой КПП.

В четырехступенчатые агрегаты смазку льют через заливное отверстие, до которого можно добраться только снизу моторного отсека. Процедуру выполняют шприцем для жидких масел. На его носик одевают гибкий шланг и фиксируют доступным способом на шприце. После чего приспособление вставляют в заливное отверстие и добавляют смазку. Лить масло в коробку необходимо до нужного уровня.

Для пятиступок этот процесс выполняется иначе. Добавить необходимое количество смазочной жидкости можно через отверстие измерительного щупа. Место его установки тщательно протирают ветошью от грязи, затем вынимают щуп из гнезда. Выполнять доливку удобно при помощи шприца, резиновой груши большого объема или воронки. Приспособление устанавливают в измерительное отверстие и добавляют нужное количество масла.

Замена масла своими руками

Выполнить эту операцию можно самостоятельно, так как особых сложностей при замене смазочной жидкости нет, специального оборудования или инструментов не понадобится.

Инструкцией о том, как поменять смазку в КПП ВАЗ своими руками, поделился канал ВАЗ 2101-2107 РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ.

Инструменты и материалы

Для замены необходимо приготовить следующее:

  1. Новую смазку для заливки в КПП. Объем жидкости зависит от конструкции механизма.
  2. Пустую емкость для сбора отработанной жидкости, вместимость которой должна быть немного более 3 литров.
  3. Ветошь.
  4. Ключи гаечные накидные на 12 и 17.
  5. Шприц со шлангом для КПП без щупа, воронку или резиновую грушу для коробок со щупом.

Перед началом работ надо прогреть смазку в трансмиссии, для этого достаточно проехать 10 км.

Сливаем масло

Прежде чем залить новую смазочную жидкость, необходимо слить отработавшее свой ресурс старое масло. Этот процесс занимает не более 15 минут.

Порядок действий будет таким:

  1. Машину устанавливают на подъемник или смотровую яму.
  2. Ветошью протирают пробки заливного и сливного отверстия.
  3. Ключом на 17 слегка отворачивают заливную крышку для выпуска воздуха из КПП.
  4. Пустую тару подставляют под сливное отверстие и отворачивают пробку.
  5. Сливают отработку, по окончании вытекания жидкости крышку устанавливают на место.

Пока сливается отработанная жидкость, осмотрите сливную пробку на наличие металлической стружки. Если она обнаружится, следует промыть картер КПП.


Слив масла из КПП ВАЗ 2109

Заливаем новое масло

Алгоритм по заливке масла в обслуживаемые и в необслуживаемые КПП ВАЗ 2109 такой же, как и при доливке масла.


Заливка свежего масла

Как еще можно залить смазку

Для того чтобы залить нужный объем свежей смазки, можно прибегнуть к еще одному способу.

Эта операция выполняется через место установки привода спидометра:

  1. Тщательно очищают место возле привода спидометра от различных загрязнений.
  2. Затем отворачивают гайку крепления троса спидометра.
  3. Привод спидометра отводят в сторону и прикрывают от возможного загрязнения.
  4. Выполняют заливку смазочной жидкости с помощью резиновой груши большого размера — чем она больше, тем быстрее пойдет процесс добавления.

Необходимый уровень трансмиссионного масла в коробке определяется по появлению смазки из заливного отверстия. Как только увидели струю жидкости, пробку заливного отверстия необходимо завернуть.

На видео от канала Домашний мастер можно узнать о процедуре замены масла в КПП ВАЗ 21099, которая аналогична процессу в ВАЗ 2109.

Цена вопроса

Если нет возможности самостоятельно заменить трансмиссионную смазку в «Девятке», владельцы обращаются в сервисные центры или СТО. Стоимость проведения такой операции определяется несколькими факторами и будет зависеть от типа смазки, количества жидкости, а также от категории сервисного центра. Цена 4 литров трансмиссионного масла на ВАЗ 2109 составляет примерно от 1300 руб. Плата за выполненную работу может варьироваться в пределах 300–500 рублей.

Последствия несвоевременной замены

Если не соблюдать периодичность замены смазки в КПП ВАЗ 2109, могут возникнуть следующие проблемы:

  1. Когда наступает «масляное голодание» в агрегате, ускоряется износ шестеренок, синхронизаторов и подшипников в коробке.
  2. Превышение срока использования смазки приводит к ухудшению ее технических характеристик.
  3. Происходят изменения химического состава масла, что неизбежно сказывается на качестве смазывания трущихся элементов.
  4. В результате ускоряется выход из строя деталей, продукты их износа в виде металлической стружки могут привести к заклиниванию коробки передач.
  5. Низкий уровень масла ухудшает охлаждение механизма КПП во время движения автомобиля.

Фотогалерея

Масло Лукойл ТМ-4 Масло LIQUI MOLY 75W-90 Масло ZIC G-FF

Отсутствие смазочного материала в трансмиссии автомобиля ВАЗ 2109 приведет к «масляному голоданию» и появлению неполадок в работе КПП, вплоть до полного выхода из строя агрегата. В этой статье разберем процедуру смены смазочной жидкости в трансмиссии и расскажем, какое масло лить в коробку ВАЗ 2109.

[ Скрыть ]

Периодичность смены масла

Согласно инструкции, рекомендованный производителем интервал смены трансмиссионной жидкости в механической коробке передач машины ВАЗ 2109 составляет 75 тысяч километров пробега. При этом неважно, каким двигателем оборудован автомобиль — инжектором или карбюратором. Многие автовладельцы меняют смазку перед наступлением холодов на зиму. Делать это действительно можно, только каждый год производить смену вещества нецелесообразно. За 12 месяцев эксплуатации транспортного средства смазочный материал не потеряет своих свойств и сможет оптимально выполнять возложенные на него функции.

Необходимость внеочередной замены смазки может возникнуть в нескольких случаях:

  • если стала выбивать первая передача или другие скорости;
  • при наличии отложений и следов продуктов износа в коробке передач;
  • если от смазки чувствуется запах гари;
  • в случае когда произошла утечка жидкости, а какое именно масло было залито ранее, неизвестно;
  • при необходимости ремонта трансмиссионного агрегата.

Выбор смазки

Когда «Девятки» только стали выпускаться, в трансмиссионные агрегаты на заводах наливали моторное масло. Оно эффективно выполняло свои функции как зимой, так и летом. С развитием автомобильного производства в МКПП стали заливать смазочные вещества класса ТМ-1 и ТМ-2. Их использование позволило обеспечить более долгий срок службы внутренних компонентов трансмиссионного агрегата. Применение этих масел стало актуально, поскольку в более новых версиях ВАЗ 2109 устанавливалась главная пара на КПП не с гипоидным, а с косозубым зацеплением. Впоследствии инженеры концерна АвтоВАЗ стали использовать смазку от Лукойл ТМ 5. Поэтому если принято решение поменять и залить новую жидкость в коробку передач, то рекомендуется покупать именно это масло.

Оригинальная смазка для КПП ВАЗ 2109

По мнению многих специалистов, в трансмиссиях «Девяток» лучше использовать смазочное вещество, соответствующее стандарту API GL-4.

По ГОСТу, это и есть масла ТМ-4 либо ТМ 5-9П. Последний вариант сложно найти в продаже, поэтому его можно заменить смазкой ТМ-4-12. В соответствии с техническими характеристиками вязкости, специалисты рекомендуют использовать вещества класса 75W-90, 80W-90 или 80W-85. Допускается применение продуктов от любых изготовителей, главное — чтобы покупаемое масло соответствовало вышеуказанным стандартам.

Контроль уровня и необходимый объем

После решения вопроса о том, какое , нужно разобраться, как проверить уровень и при необходимости долить смазку в коробку передач «Девятки» старого и нового образца. Для полноценной замены потребуется около трех литров смазочного вещества. Такое количество войдет в четырехступенчатый агрегат, в случае когда он полностью пустой и все масло из него слито. Если машина оборудована пятиступенчатой трансмиссией, то в нее должно войти около 3,3 литра смазки. Точная информация об объеме указывается в техническом руководстве к автомобилю.

Пользователь Van4ik1985 в своем ролике продемонстрировал процедуру смены масла в коробке передач «Девятки».

Чтобы добавить смазку или произвести проверку уровня на инжекторной или карбюраторной «Девятке», необходимо найти щуп. По техническому руководству измеритель располагается в подкапотном пространстве, рядом с аккумуляторной батареей. Перед извлечением щупа его необходимо обработать чистой тряпкой. Затем вынуть из посадочного места и установить туда опять. Если объем смазочной жидкости в системе находится между двумя отметками минимум и максимум, то с количеством масла все в порядке. В случае когда уровень вещества более высокий либо низкий, потребуется слив или доливка смазки.

Как заменить своими руками?

Ниже рассмотрим, как осуществляется замена и заливка нового смазочного вещества в коробке ВАЗ 2109.

Подготовка

Прежде чем поменять и налить новую смазку в трансмиссию, нужно подготовить следующее:

  • набор гаечных ключей, потребуются инструменты на 10 и 17;
  • свежая смазка;
  • тара для сбора отработанного вещества, подойдет обрезанная канистра либо старое ведро.

Пользователь Домашний мастер обнародовал ролик, в котором показана процедура замены трансмиссионной жидкости в КПП ВАЗ 2109.

Пошаговая инструкция

Как заменить смазочное вещество в трансмиссии ВАЗ 2109:

  1. Нужно загнать транспортное средство в гараж с ямой либо на эстакаду. Под днищем автомобиля можно увидеть защиту силового агрегата. Гаечным ключом на 10 надо открутить болты, фиксирующие ее, они располагаются под передним бампером машины. Также необходимо демонтировать еще два винта, которые крепят защиту ближе к салону автомобиля.
  2. Подставить под сливное отверстие емкость, в которую будет стекать отработка. Используя гаечный ключ на 17, необходимо выкрутить болт, выполняющий функцию пробки слива. Важна аккуратность, поскольку смазочное вещество находится под давлением в системе, при откручивании пробка может выпасть в емкость.
  3. Нужно подождать около 10 минут, пока отработанная смазка полностью не выйдет из коробки передач. Затем пробку можно закрутить обратно. На ней есть резиновый уплотнитель, который со временем может изнашиваться. Когда прокладка сильно повреждена, потребуется ее замена.
  4. Необходимо оценить качество слитой жидкости. Если масло черное, в нем есть следы отложений или продукты износа в виде металлической стружки, желательно промыть коробку передач. Поскольку часть отложений могла остаться внутри. Для этого потребуется специальное .
  5. Надо извлечь из посадочного места измеритель уровня жидкости, который располагается в моторном отсеке машины. Затем залить через отверстие свежее промывочное масло. Когда жидкость добавлена, нужно установить щуп обратно и завести двигатель. Необходимо по очереди включить все передачи, что позволит промывке быстро разойтись по каналам масляной системы.
  6. Нужно слить промывочное вещество и оценить его состояние. Наличие стружки и отложений в отработанной жидкости говорит о необходимости выполнения еще одной процедуры. Если смазка практически прозрачная, то надо повторить слив и закрутить пробку отверстия.
  7. Затем в коробку передач заливается новое масло, объем вещества контролируется по щупу. Заводится двигатель и опять включаются все передачи по очереди. Нужно заглушить силовой агрегат и еще раз проконтролировать уровень. Если есть необходимость, то добавить смазку. После выполнения процедуры рекомендуем проверить нижнюю часть коробки передач на предмет утечек. Если не менялась прокладка, возможно, масло будет выходить из сливного отверстия.

Цена вопроса

Один литр трансмиссионного масла Лукойл в среднем стоит около 120 рублей. Для полной замены потребуется не меньше трех литров смазки. Также необходимо докупить уплотнительную резинку, ее стоимость составляет примерно 50-150 рублей.