Как поменять охлаждающую жидкость: пошаговая инструкция, особенности и рекомендации. Как правильно залить антифриз в систему охлаждения двигателя

Регулярная замена охлаждающей жидкости важна для оптимальной работы системы охлаждения двигателя. В статье раскрыты вопросы: как самостоятельно заменить антифриз и какие виды охладительной жидкости следует использовать.

Почему необходимо вовремя менять охлаждающую жидкость?

Известно, что серьёзный перегрев двигателя может привести к деформации поршней, образованию «задиров» на стенках цилиндров, утечки масла и разрушению межкольцевых перегородок. Именно для этого и нужна система охлаждения в автомобиле.

Со временем, антифриз перестаёт справляться с отводом тепла от основных узлов мотора, что приводит к его перегреву. Помимо этого, антикоррозионные присадки начинают разлагаться на базовые элементы. В ходе этой реакции, двигатель, радиатор и элементы системы охлаждения подвергаются электролитной коррозии. Состав антифриза становится более щелочным, что усугубляет коррозию. Частички ржавчины начинают разрушать крыльчатку и подшипник помпы, забиваться в термостат, радиатор и каналы двигателя. Всё это только усугубляет проблему перегрева двигателя.

Многие автомеханики и автомобилисты утверждают, что замену следует проводить каждые 50 тысяч километров или раз в два года. Однако в реальности, периодичность замены антифриза зависит от класса охлаждающей жидкости и условий эксплуатации автомобиля.

Так, например, срок службы классического тосола и антифриза класса G11 составляет вышеупомянутые два года. Более продвинутые охладительные жидкости класса G12 и G11+ прослужат порядка пяти лет, тогда как топовый антифриз класса G12++ и G13 способен выдержать до десяти лет эксплуатации. Впрочем, несмотря на все уверения производителей о долговечности их продукта, может случиться и так, что антифриз испортится раньше указанного срока. Обычно это связано с разложением химических присадок на базовые элементы.

Проверить антифриз можно с помощью специального комплекта для контроля состава, либо попытаться определить его состояние на глаз. Если антифриз окрасился в мутный белый цвет, значит он отработал свой срок в нормальных условиях. Рыжеватый окрас жидкости указывает на наличие в нём ржавчины и необходимость прочистки системы. Наличие в охлаждающей жидкости пены, хлопьев или плотных сгустков указывает на серьёзные неполадки в системе охлаждения.

Виды охлаждающей жидкости

Рассмотрим классы антифриза подробно.

Всего существует три типа:

  1. «Зелёный» G11. Самый распространённый и дешёвый вид охладительной жидкости на основе этиленгликоля с химическими присадками. Подобный антифриз долго не прослужит, однако стоит он относительно дёшево. Не подходит для латунных и медных радиаторов. Обозначения G11+ и G11++ указывают на повышенное содержание карбоновой кислоты. Охладители этих классов по своим свойствам приближаются к классу G12. Стоит отметить, что отечественный тосол условно относится к классу G11.
  2. «Красный» G12. Охладители на основе этиленгликоля с органическими присадками. За счёт высокого содержания карбоксилатных соединений, жидкости этого класса отличаются более высокой теплоёмкостью и гораздо лучше справляются с коррозией. Стоит подобный антифриз дороже, однако его хватит на пять лет. Не подходит для радиаторов из алюминия или его сплавов. Маркировка G12+ и G12++ указывает на наличие силикатных присадок, улучшающих качества жидкости.
  3. «Фиолетовый» G13. Антифриз на основе экологически чистого и нетоксичного пропиленгликоля. По своим свойствам он аналогичен классу G12++, однако стоит на прядок дороже. Подходит для всех видов радиаторов.

Стоит отметить, что разделение на цвета является условным. Оно никак не связано с составом жидкости и может разниться от производителя к производителю.

Прежде чем приступить к замене необходимо установить автомобиль на эстакаду или смотровую яму и дать ему остыть. Ни в коем случае нельзя проводить процедуру замены на «горячую». Иначе вы рискуете получить серьезные ожоги в результате контакта с раскалённой жидкостью или её парами.

Также стоит позаботиться о соответствующей защите глаз, дыхательных путей и кожи. Антифриз является крайне токсичным веществом, вызывающим ожоги при контакте с незащищёнными участками кожи. Помимо этого, его пары способны вызвать серьёзное раздражение слизистых глаза и верхних дыхательных путей. По завершении работы, необходимо слить отработанную ОЖ в герметичную тару и отправить её на переработку.

Несмотря на конструктивные особенности различных марок и моделей автомобиля, процедура замены антифриза проходит по одному и тому же алгоритму.

1 этап — слив

Алгоритм замены охлаждающей жидкости выглядит следующим образом:

  1. Устанавливаем тару на 8-10 литров под сливное отверстие. Обычно «слив» находится либо на бачке расширителе, либо в нижнем углу радиатора. Впрочем, на некоторых марках подобное отверстие отсутствует. В таком случае необходимо отсоединить нижний патрубок радиатора.
  2. Для полного слива антифриза завинчиваем сливную крышку бачка, включаем печку на максимум и запускаем двигатель на две минуты.
  3. Сливаем остатки охлаждающей жидкости.

2 этап - промывка радиатора

При полной замене антифриза необходимо совершить промывку системы дистиллированной водой. В случае если вы обнаружили ржавчину в слитом антифризе или следы коррозии и накипи в радиаторе, вам придётся использовать более мощный очиститель. Для этого подойдёт специализированный очиститель или раствор лимонной кислоты. Раствор можно приготовить, смешав лимонную кислоту и дистиллированную воду в отношении 15 грамм на один литр.

Процедура очистки проходит по следующему алгоритму:

  1. Заливаем очиститель в систему охлаждения, и запускаем мотор на 5-7 минут.
  2. Сливаем очиститель, заливаем дистиллированную воду и повторяем процедуру.
  3. Сливаем воду.

3 этап - залив новой охлаждающей жидкости

После слива старого антифриза и промывки системы, настало время залить новый.

Залив проходит по следующему алгоритму:

  1. Заливаем охлаждающую жидкость в расширительный бачок.
  2. Заводим двигатель на 15-20 минут.
  3. Проверяем метки на бачке. Уровень антифриза должен находиться выше отметки «MIN».

На этом процедуру замены антифриза можно считать завершённой.

Своевременная замена охлаждающей жидкости – это процедура, которой многие автовладельцы пренебрегают. И очень напрасно. Работоспособность двигателя напрямую зависит от системы охлаждения. В этой статье мы расскажем, как правильно менять антифриз своими руками, ведь для замены охлаждающей жидкости вовсе не обязательно ехать на автосервис.

Проще всего заменить охлаждающую жидкость будет при наличии гаража и смотровой ямы, хотя это и необязательные условия. Порядок замены антифриза на всех машинах примерно одинаковый:

  1. Необходимо полностью слить старую охлаждающую жидкость.
  2. Выполнить промывку системы охлаждения двигателя.
  3. Залить новую охлаждающую жидкость (тосол или антифриз).

В конце статьи, как всегда, смотрите видео-инструкцию по замене охлаждающей жидкости своими руками на автомобиле ВАЗ 2110. А мы пока рассмотрим все этапы замены антифриза по очереди.

Как слить охлаждающую жидкость

Для того чтобы полностью слить охлаждающую жидкость из системы без остатка, желательно чтобы передняя часть машины находилась ниже относительно задней. Например, задок можно немного поддомкратить.

Теперь приступим к сливу старого антифриза перед его заменой на новый. Большинство автомобильных двигателей имеют в своей нижней части краник либо специальную сливную пробку, через которую производится слив охлаждающей жидкости. Кроме блока цилиндров антифриз также нужно будет слить из радиатора и расширительного бачка.

Для этого необходимо:

  • Ослабить пробку расширительного бачка – это позволит охлаждающей жидкости стекать быстрей.
  • Вывернуть сливную пробку и слить антифриз из рубашки охлаждения двигателя в подходящую для этого ёмкость, подставленную под сливное отверстие.
  • Открутить сливной вентиль или нижнюю пробку радиатора и таким же образом слить старую охлаждающую жидкость из него.

Напор сливаемой жидкости можно регулировать, откручивая или закручивая пробку расширительного бачка. После слива охлаждающей жидкости не забудьте закрутить все сливные пробки обратно.

Промывка системы охлаждения двигателя

Прежде всего, промывка преследует две цели:

  1. Очистка системы от грязи и осадка, которые могут препятствовать передаче тепла и циркуляции охлаждающей жидкости.
  2. Удаление остатков прежнего антифриза. Эта операция необходима, так как при смешивании разных охлаждающих жидкостей их компоненты могут вступить в нежелательную реакцию, и тем самым ослабить антикоррозийные свойства свежего антифриза.

Еще лет 20-30 назад для очистки системы охлаждения от загрязнений автолюбители пользовались различными народными методами. Например, в радиатор заливали уксусную эссенцию или лимонную кислоту. На сегодняшний день существует множество специальных составов, которые намного эффективней справляются с этой задачей.

Лучше всего для промывки системы при замене охлаждающей жидкости подходят специальные промывочные концентраты. Перед использованием они разбавляются водой в пропорции указанной на упаковке. Это, так называемая, «мягкая промывка».

Её преимущество перед составами, заливаемыми в старый антифриз, заключается в том, что она выполняет функцию предварительной грунтовки. То есть определённое количество присадок из раствора ещё на этапе промывки оседает на металле, и когда вы при замене зальёте свежую охлаждающую жидкость, она в уже подготовленной среде будет работать намного эффективнее и не будет окисляться.

Заливка новой охлаждающей жидкости

Теперь мы можем приступить к заливке новой охлаждающей жидкости. Запомните, заливка нового антифриза при замене возможна только в чистую охлаждающую систему.

Однако перед этим важно понимать, что именно вы собираетесь заливать. Ведь такой запутанной классификации, как у охлаждающих жидкостей, нет больше нигде. Поэтому настоятельно рекомендуем сначала изучить, какие бывают виды и типы антифризов , и тогда вам станет понятно, что лучше заливать в систему охлаждения двигателя.

Если при замене вы используете концентрат антифриза, то он предварительно перед заливкой должен разбавляться дистиллированной водой в пропорции один к одному. При таком соотношении он способен выдержать мороз до -40 °C. Все пропорции и диаграммы обычно указаны непосредственно на упаковке с охлаждающей жидкостью.

Во избежание образования воздушных пробок в системе, автомобиль должен находиться в строго горизонтальном положении. Далее следуйте в таком порядке:

  1. Отсоедините самый верхний патрубок, подающий антифриз в двигатель (обычно он находится в районе впускного коллектора). Пример смотрите на видео ниже.
  2. Новую охлаждающую жидкость следует заливать через горловину расширительного бачка. Для удобства лучше использовать воронку.
  3. Заливайте антифриз до тех пор, пока он не начнёт вытекать из отсоединённого в первом пункте патрубка.
  4. Вставьте патрубок на место и зажмите его в месте соединения хомутом.
  5. Не стоит заливать антифриз в бачок под завязку. Оптимальным будет уровень между отметками MIN и MAX.

После заливки плотно закройте пробку бачка, заведите машину и прогрейте её до тех пор, пока не сработает вентилятор. Потом подождите когда остынет мотор, и проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. При необходимости антифриз следует долить до нормы, но делать это можно только на холодный двигатель!

На этом самостоятельная замена охлаждающей жидкости завершена.

Видео-инструкция по замене охлаждающей жидкости на автомобиле ВАЗ 2110

О жидкостях, потребляемых охлаждающей системой, информации написано достаточно много. Но вот о том, как правильно заливать и доливать эти жидкости в систему охлаждения, разговор пойдет впервые.

Напомним, что смешивание различных хладагентов недопустимо в большинстве случаев, так как на выходе смешенный коктейль может выпасть в осадок, который сам по себе не исчезнет, а начнет методично закоксовывать тонкие трубки радиатора и прочие нежные детали системы охлаждения. Поэтому стоит заливать только показанные к применению жидкости, которые получили одобрение производителя автомобиля, а доливать только тот же компонент, который наполняет своей основой уже действующую СОД.

Вопрос о том, как ведет себя антифриз или тосол при доливе в обычную воду можно оставить открытым. Концентраты этих веществ дают прекрасные показатели с водой в определенных допустимых пропорциях, опять же если залита дистиллированная вода, а не композиция из хлора, натрия, магния и калия, что чаще выходит из водопроводного крана.

Опять же напоминаем, что цвет охлаждающей жидкости никак не влияет на ее состав, — совместимы между собой могут быть зеленые, синие, красные жидкости, когда одинаковые по цвету, к примеру, желтые, могут иметь совершенно разную структуру, присадки и основу.

Как заливать антифриз в систему охлаждения?

В современных автомобилях в основном используется антифриз, на его примере мы расскажем, как правильно заливать и доливать это вещество для нормальной работы системы охлаждения.

Самая распространенная ошибка — это налив жидкости в раструб радиатора. Действительно, наливное отверстие у данного агрегата существует, но только в тех моделях, которые подлежат разбору.

Намертво спаянная система радиатора не предполагает налития и долития напрямую, антифриз в нее поступает через расширительный бачок, в который в основном и наливается хладагент, поступая затем равномерно во все узлы охлаждающей системы.

Кстати, когда ОЖ меняется полностью, основная причина которого является в простой смене марки или же замена старой на новую, то разборные модели радиатора сливаются отдельно, собственным нижним отверстием, а остальная жидкость стекает через дополнительную пробку, которая иногда прикрыта на днище защитой.

В данном вопросе инструкция всегда в помощь, так как различные модели авто могут иметь собственные модификации системы охлаждения и нестандартные сливные и заливные отверстия, особенно это качается автомашин английского производства. В остальном процедуру залива антифриза и прочих охлаждающих жидкостей можно разделить на несколько простых этапов. Сложного в этом ничего нет, поэтому смена хладагента может происходить самостоятельно.

Пошаговая инструкция по замене антифриза

1. Купить нужный качественный антифриз (характеристики и показания смотрим в инструкции по использовании авто, сверяя с этикеткой производителя).

2. Завести машину и дать ей поработать без нагрузок 10 минут, после чего перевести или выставить отопитель салона в предельно максимальное положение, иными словами на полную катушку включить печку. После этого заглушить двигатель.

3. Слить старый антифриз со всей системы охлаждения.

Для этого лучше выставить автомобиль так, чтобы передняя его часть была ниже задней, тогда ОЖ будет активнее стекать изо всех укромных уголков. Потом необходимо повернуть пробку расширительного бочка для того, что бы излишки давления нашли выход (в некоторых моделях необходимо провернуть пробку на радиаторе, а иногда требуется поворот двух пробок сразу). После того, как жидкость в системе не будет нагнетаться, она быстро остынет и не даст возможности обжечься. Как только до пробки можно будет дотронуться незащищенной рукой, ее следует открыть полностью. Затем так же открыть сливной выход внизу радиатора, предварительно подставив ненужные емкости, в которых позже можно будет произвести утилизацию отработанного антифриза.

4. Промывка системы.

После того. как вся ОЖ слита полностью, необходимо осуществить промывку системы охлаждения.

Делается это только при переходе на новые марки антифриза или же в том случае, когда система долго не проходила профилактику. Дистиллированная вода отлично смывает коррозийный налет, убирает накипь. Если же грязь накопившаяся, то следует воспользоваться специальными промывками для системы охлаждения, которые помогут выгнать грязь.

Если принято решение использовать обычную воду, то процедуру эту придется повторить два или три раза. А именно…залить промывку, закрыть краны, сделать эту операцию только на холодный двигатель. Затем закрыть все пробки и запустить на 10 — 15 минут промывку (или как указанно в инструкции) для очистки системы. После чего выполнить первых два действия в том же порядке, что и при сливе отработанного антифриза. Если хотите сэкономить, то первую промывку очень грязной системы охлаждения можно проводить под напором обычной воды, а уже потом использовать спецсредства или дистиллированную воду. В среднем трех очередей на мытье вполне хватает для того, что бы СОД стала, как новая. Да, еще момент. Именно в это время стоит проверить все прокладки, штуцеры и патрубки на предмет износа и заменить их при необходимости.

После очистки системы заливается свежий рабочий антифриз, который был приобретен ранее.

Залитие происходит в горловину радиатора (только для разборных моделей), а в основном в расширительный бачок. Кстати стоит внимательно выполнять эти действия и не перепутать расширительный бачок с омывательным, расположены они, как правило рядом, и очень похожи друг на друга.

Заливать антифриз следует без спешки, но и без остановок, которые могут вызвать попадание воздуха в систему, потом придется долго прокачивать.

Так же необходимо следить за уровнем жидкости при заливе антифриза:

  • для радиатора — это нижняя отметка (риска);
  • для сливного бочка — максимум, так как жидкость потом будет расходится по всем уголкам системы охлаждения и объем ее в бачке уменьшится.

6. Стравить воздух. Когда закачка антифриза завершена, следует стравить воздух из системы.

Делается это посредством крана — винта, расположенного на блоке цилиндров двигателя. Как только появятся первые капли жидкости — это будет сигналом к тому, что весь воздух ушел, и кран можно опять завернуть до упора.

После этой конечной процедуры необходимо вновь завести двигатель машины и дать ему поработать, допуская через пять минут после старта подгазовку. После чего заново заглушить авто, подождать несколько минут и проверить уровень антифриза в расширительном бачке. При необходимости произвести долив жидкости до нормы. Так же после полной замены антифриз стоит проверять на протяжении недели ежедневно, так как именно в это время могут быть выявлены скрытые неполадки в системе, которые ранее были незаметны.

Как правильно доливать антифриз?

Любой долив антифриза в систему охлаждения и прочих хладагентов происходит только через отверстие расширительного бачка.

Для этого необходимо снять крышку и проверить наличие жидкости. Уровень минимум должен насторожить, а максимум на протяжении месяца то же выходит из рамок нормы, поэтому лучше, что бы была золотая середина.

Как уже говорилось выше, доливать антифриз можно только таким же составом не взирая на цвет, но лучше использовать одинакового производителя, так как существует разница в присадках даже у совершенно одинаковых ОЖ, в зависимости от партии.

Доливы осуществляются наиболее часто в зимнее время года. Сопряжено это с потерей жидкости во время остывания и нагревания (простой машины, завод на холостую). Такие доливы нормальны и пугаться их не стоит. Если расход антифриза становится велик, а проверка системы не показала неисправностей, то стоит подумать над сменой хладагента с более устойчивой формулой к замерзанию и расширению.

Своевременная замена антифриза, является очень важной процедурой для поддержания работоспособности автомобиля и в частности для увеличения срока эксплуатации охлаждающей системы. На первый взгляд процесс замены не представляет особой сложности, но при этом имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать. Как известно, охлаждающая жидкость выполняет важную функцию поддержания температурного режима двигателя. В связи с этим необходимо понимать с какой периодичностью следует заменять жидкость в охлаждающей системе.

Как часто необходимо заменять охлаждающую жидкость.

Большинство производителей современных автомобилей советуют производить замену антифриза каждые сорок пять тысяч километров во избежание перегрева элементов двигателя. Немалая часть специалистов по ремонту автомобиля, рекомендуют производить замену охлаждающей жидкость не меньше чем два раза в год, для того чтобы избежать образование коррозии в охлаждающей системе. Наиболее уязвимыми в данном вопросе считаются автомобили с головой блока цилиндров и радиатором выполненными из алюминия.

Современные разработчики охлаждающих жидкостей не стоят на месте и постоянно совершенствуют состав смеси. Уже сегодня в автомобильных магазинах можно встретить усовершенствованную формулу антифриза, которая, согласно инструкции производителя увеличивает срок службы охлаждающей жидкости и не требует замены на протяжении ста тысяч километров. При этом современная жидкость сохраняет срок службы только при заливе в полностью обслуженную и очищенную систему охлаждения. Если смещать новый состав с ранее используемым антифризом, охлаждающая жидкость также утратит большинство антикоррозийных свойств.

Срок службы охлаждающей жидкости в немалой степени зависит от насыщенности добавок предотвращающих коррозию. Пока охлаждающая жидкость насыщена фосфатами или аналогичными веществами, она надежно защищает систем и не требует замены. Как только количество веществ, защищающих систему от коррозии снижается, элементы системы становятся уязвимыми и жидкость требует оперативной замены. Как уже было сказано, в большей степени коррозии подвергаются алюминиевые компоненты системы. Поэтому, необходимо заменять отработанный антифриз до полной утраты защитных свойств. Только таким образом, можно надежно защитить систему и продлить срок ее эксплуатации.
Также важным фактором, влияющим на износ охлаждающей жидкости, является состояние охлаждающей системы. Если система засорена, антифриз может прекратить защиту раньше указанного производителем срока. Поэтому перед заменой антифриза необходимо проверить состояние охладительной совокупности и провести ее очистку при необходимости.

Указанная частота замены антифриза может увеличиваться в случаях:

  • Преждевременного выхода смеси из строя. При этом износ смеси можно определить путем визуальной диагностики. Если жидкость стала более густой и темной, она нуждается в оперативной замене. Также отработанный антифриз становится более мутным.
  • При реконструкции двигателя, в случае слива охлаждающей жидкости.
  • При механических повреждениях системы, в случае утечки рабочей смеси.

Одним из наиболее простых и действенных способов проверки состояния охлаждающей жидкости, является диагностика с помощью специальных тестеров. Тест полоски для охлаждающей жидкости, выпускает немалая часть производителей антифризов и найти их не составит особого труда. При взаимодействии с жидкостью, плоска изменяет цвет и согласно реакции можно определить состояние рабочей смеси. Полоска оснащена специально шкалой, по которой можно определить требуется замена антифриза или нет.

Как заменить антифриз своими руками?

Замена антифриза не представляет собой ничего сложного. При достаточном количестве желания и внимательности с процедурой справится как опытный, так и начинающий автолюбитель. В ходе проведения работ, необходимо соблюдать сложный химический состав антифриза и его токсичность. Поэтому основным правилом является соблюдение всех требований техник безопасности. Отработанную жидкость нельзя сливать рядом с источниками снабжения водой. Замена тосола на антифриз, подразумевает полный слив ранее используемой жидкости.

Смена жидкости охлаждающей системы производиться при холодном двигателе. Поэтому перед началом работы необходимо заглушить мотор и дождаться полного его остывания.
После этого, необходимо найти и вывернуть крышку радиатора.
Далее, предварительно подготовив емкость для отработанной жидкости, удаляем сливную крышку.
После слива отработанной жидкости в емкость, необходимо визуально диагностировать проводники охлаждающей системы. Все компоненты необходимо тщательно проверить на предмет механических повреждений и утраты герметичности. Если на элементах системы были обнаружены следы рабочей жидкости, необходимо найти шланг, потерявший герметичность и заменить его.

Перед тем как приступать к заливанию свежего антифриза, необходимо тщательно промыть системы удалив следы ранее используемой жидкости и образовавшийся налет. С загрязнениями системы обычная вода не справится, поэтому необходимо использовать специальные жидкости для промывки охлаждающей системы. Как правило, емкость жидкостью рассчитана на разовое применение. Заливаем все содержимое емкости в охлаждающую системы. При этом необходимо обратить внимание на инструкцию производителя, поскольку некоторые средства необходимо разбавлять водой.
Далее, закрываем крышку расширительного бочка и запускаем двигатель автомобиля. После этого, включаем радиатор печки на максимальную мощность и дожидаемся набора рабочей температуры.
Следующим шагом, глушим двигатель автомобиля и дожидаемся его остывания. После, можно сливать средство из системы.

Теперь необходимо провести аналогичную операцию с использованием обычной воды. Наливаем воду, заводим двигатель на пятнадцать минут. После остывания мотора, сливаем воду. Теперь можно приступать к заливанию свежего антифриза.

После того как новый антифриз залит в систему, необходимо запустить двигатель и включить отопление на максимум. Таким образом, мы позволим антифризу равномерно распространиться по системе и избежим появление пузырьков воздуха в системе охлаждения. Первые дни после замены, необходимо особо внимательно следить за уровнем жидкости в системе.

Важным этапом обслуживания автомобиля и охлаждающей системы в частности является выбор охлаждающей жидкости. В данном случае необходимо обратиться к инструкции производителя и отдать предпочтение проверенным производителя.
В ходе эксплуатации автомобиля своевременно проверяйте и обслуживайте охлаждающую систему. Регулярно проверяйте состояние охлаждающей жидкости и не используйте состав с утраченными антикоррозийными свойства во избежание преждевременного износа системы.

Не смешивайте различные виды охлаждающих жидкостей в системе. Каждый состав имеет свои характерные особенности и при взаимодействии с другими жидкостями может утрачивать защитные свойства. Если возникла необходимость восполнить уровень охлаждающей смеси в системе, доливайте только используемым в настоящий момент антифриз.

Своевременное обслуживание охлаждающей системы позволит продлить срок ее эксплуатации и избавит от непредвиденных затрат на ремонт. Качественный антифриз позволит надежно защитить систему от коррозии на указанный производителем срок.
Замена антифриза несложная, но весьма важная процедура обслуживания транспортного средства. Внимательно изучив предоставленную инструкцию и грамотно подходя к вопросу смену ОЖ, вы обязательно добьетесь необходимых результатов.
Удачного обслуживания!

Каждый двигатель внутреннего сгорания в ходе своей работы выделяет тепло. Для того что бы добиться его устойчивой и длительной эксплуатации это тепло нужно как-то отводить.

Сегодня существует всего два способа охлаждения моторов, при помощи окружающего воздуха и, при помощи охлаждающей жидкости. В этой статье речь пойдёт о двигателях, охлаждаемых вторым способом и, о жидкостях, используемых для охлаждения, а точнее об их замене.

С самого появления двигателей внутреннего сгорания (ДВС), до середины 20-го века, их охлаждение осуществлялось при помощи обыкновенной воды. В качестве охлаждающего тела вода всем хороша, но имеет два недостатка, она замерзает при температурах ниже нуля и подвергает элементы силового агрегата коррозии.

Для того что бы от них избавится, были придуманы специальные жидкости – антифризы, что в переводе обозначает «незамерзайка».

Что собой представляют антифризы

Сегодня большинство антифризов делаются на основе этиленгликоля и делятся на три класса G11 – G13. В СССР в качестве охлаждающего раствора использовалась жидкость, которая получила название «Тосол».

В последнее время появились жидкости на основе пропиленгликоля. Это более дорогие антифризы, так как они имеют более высокие эксплуатационные свойства.

Конечно, самым главным свойством охлаждающего раствора является его возможность не замерзать при низких температурах, но это не единственная его функция, другой не менее важной функцией является смазка узлов системы охлаждения и предотвращения их коррозии.

Именно, для выполнения функций смазки и недопущения коррозии в состав антифризов входит широкий набор присадок, которые имеют, далеко не вечный срок службы.

И для того, чтобы охлаждающие растворы, не теряли этих свойств эти растворы нужно периодически менять.

Периодичность замены антифриза

Интервалы между заменами охлаждающей жидкости зависят, прежде всего, от вида антифриза.

Самые простые и дешёвые охлаждающие растворы класса G11, к которым относится и наш тосол, сохраняют свои свойства на протяжении 60 000 километров, или в течение двух лет. Антифризы более высоких классов служат дольше, и менять их нужно на много реже.

Например, жидкости класса G12, которые можно внешне отличить по красному цвету не теряют своих свойств 5 лет или 150 000 километров пробега. Ну и самые продвинутые, пропиленгликолевые антифризы, класса G13, служат не менее 200 000 км. А некоторые виды этих растворов можно вообще никогда не менять. Эти антифризы можно отличить по ярко-жёлтому или оранжевому цветам.

Промывка системы охлаждения

Самый простой способ очистки системы охлаждения, заключается в следующем. Нужно слить старый антифриз и вместо него на один два дня залить простой воды. После чего слить, если слитая вода будет чистой и прозрачной, то можно заливать свежий охлаждающий раствор.

Но так происходит крайне редко, если вообще происходит, поэтому после того как один раз промыли систему охлаждения, стоит промыть её ещё раз. Для ускорения этого процесса можно промывку проделать при помощи средства для очистки от накипи.

После того как это средство заливается в систему охлаждения, ДВС достаточно проработать в районе 5-и минут, после чего систему охлаждения можно считать очищенной.

Порядок замены охлаждающей жидкости

Ниже представлена мини инстркция для тех, кто сам решил сменить ОЖ в своём автомобиле.

  1. В начале, нужно найти сливную пробку. Обычно она находится в самой нижней части радиатора охлаждения;
  2. Подставляете под сливное отверстие, какую-то ёмкость объёмом не менее 5 литров;
  3. Отворачиваете пробку и начинам слив охлаждающей жидкости. Необходимо помнить, что сразу после выключения двигателя охлаждающая жидкость имеет очень высокую температуру и если начать сливать жидкость сразу после выключения мотора, то можно обжечься. То есть, перед началом процедуры слива, правильным будет дать некоторое время остыть антифризу.
  4. После того как слив жидкости закончен, сливную пробку нужно завернуть;
  5. Ну и последняя процедура – заливка антифриза.

В ходе проведения процедуры замены охлаждающей жидкости необходимо проверить состояния узлов системы охлаждения.

Прежде всего, нужно визуально оценить состояние всех соединений и убедиться в их герметичности. Далее нужно на ощупь проверить эластичность всех резиновых деталей охлаждающей системы.

Возможность смешивания разных видов жидкости

Ответ на этот вопрос очень простой и короткий, ни какие антифризы, разных видов смешивать нельзя.

Это может привести к появлению неких твёрдых или желеобразных осадков, которые могут забить каналы охлаждающей системы.

Кроме этого, в результате смешивание может произойти вспенивание охлаждающего раствора, что может привести к перегреву силовых агрегатов и очень серьёзным последствиям, и дорогостоящему ремонту.

Чем можно заменять антифриз

В ходе эксплуатации ДВС иногда происходит нарушение герметичности системы охлаждения, и двигатель начинает греться.

Если у вас нет возможности оперативно устранить неисправность, то нужно, до посещения станции техобслуживания, доливать охлаждающий раствор. В этом случае доливать можно простую воду, лучше дистиллированную.

Но нужно помнить, что такая доливка увеличивает температуру замерзания антифриза. То есть если разгерметизация системы произошла зимой, то нужно как можно быстрее устранить течь и поменять охлаждающий раствор.

Сколько нужно охлаждающей жидкости для замены?

Точный объём охлаждающего раствора указан в инструкции по эксплуатации каждой модели автомобиля. Однако есть некие общие моменты.

Например, в двигателях объёмом до 2-х литров, обычно используется до 10 литров охлаждающего раствора и не менее 5-и. То есть, если учитывать, что антифриз продаётся в канистрах по 5 литров, то для замены охлаждающего раствора вам нужно будет купить как минимум 2 канистры.

Однако если у вас малолитражка с объёмом в 1 литр или менее, то вам наверняка хватит и одной канистры.

Резюме

Надеюсь, в данной статье достаточно обстоятельно описан процесс замены охлаждающего раствора. Но, правда, при этом много операций осуществляется снизу автомобиля, и проводить их нужно или на яме, или на подъёмнике.

Так что, если у вас ни ямы не подъёмника в хозяйстве нет, то замена будет достаточно трудоёмкой. Вам нужно будет поддомкратить свой автомобиль и быть готовы к тому, что много операций вам нужно будет проводить лёжа на спине под автомобилем.

Если вы не готовы терпеть эти неудобства, то в этом случае вам лучше воспользоваться услугами станции технического обслуживания. Сама операция замены охлаждающего раствора одна из самых дешёвых в прейскуранте цен СТО.