Как настроить зажигание если вытащил трамблер. Зажигательная физика — опережение, трамблер и УОЗ

Замена вышедших из строя деталей – это далеко не все, что может понадобиться для полноценного функционирования транспортного средства. Нередко, решение проблемы требует настройки тех или иных систем, но на практике, многие автолюбители сталкиваются с определенными трудностями. Так, к примеру, выставить (настроить) зажигание оказывается под силу далеко не каждому, поэтому, в данной статье, мы решили рассмотреть эту процедуру более внимательно. И так…

1. Что такое зажигание и зачем его настраивать?

Процесс зажигания на бензиновых двигателях предусматривает появление искр на электродах свечей, которые отвечают за возгорание горючей смеси в соответствующей камере. То есть, можно сказать, что напрямую влияет на процесс сгорания топлива, да и на работоспособность силового агрегата в целом. Поэтому, оно должно быть выставлено в положение, наиболее приемлемое для конкретного автомобиля.

Как Вы знаете, процесс возгорания горючего не происходит в один момент и смесь горит постепенно: начиная с воспламенения в верхних слоях и заканчивая охватыванием всего объема. Характер возгорания и последующего горения топлива является одним из множества факторов, которые самым прямым образом влияют на работу двигателя и, в частности, на его КПД. Так, если смесь не успевает вовремя сгореть (поршень уходит в низ), то все несгоревшие остатки уходят в выхлопную систему, где процесс продолжится, но энергию поршень уже не получает, в следствии чего, повышается расход топлива.

Примером своевременного зажигания могут послужить детские качели. Вот представьте себе, что раскачавшиеся качели – это поршень, а рука человека, которая их толкает, представляет из себя процесс воспламенения горючей смеси. И вот, когда качели достигают критических точек качения – толкающий их человек прикладывает силу. Если это сделать вовремя, то качели будут раскачиваться столько, сколько хватит сил у человека, но если начинать толкать раньше достижения критической точки подъема, то данное действие затормозит всю систему и сидящий на качели отчетливо это почувствует.

Более того, один может отбить руку, а второй просто улететь с петлями в любую сторону, так как данный процесс сравним с небольшой детонацией. Однако, совсем другое дело, когда толкающий оказывает влияние на качели уже после прохождения ими критической точки: во-первых , это не так эффективно (система сама уменьшит свою мощность до конкретного момента), а во-вторых – это не так опасно, хоть КПД, конечно, и сильно страдает.

С одной стороны, можно решить, что наиболее оптимальным вариантом будет зажечь смесь непосредственно при достижении поршнем ВМТ, но в реальности, такой сценарий не сработает, ведь должно существовать время на подготовку. Человек, толкающий качели, должен успеть положить руку и лишь в нужный момент передать энергию. Точно также себя ведут и газы топливной смеси: сначала расширяются, а уже потом, когда источник пламени разрастается до нужного состояния, начинают отдавать энергию. Для каждого рабочего режима существует свое начало воспламенения, свой конкретный угол.

Как правило, большинство современных автомобилей оборудовано системами электронного управления, контролирующими зажигание, которое не имеет никаких дополнительных регулировок. Но для эффективной работы представителей более старых моделей, обладающих четырехтактными моторами, необходимо иногда регулировать опережение зажигания, что гарантирует своевременность образования искры.

Если в процессе работы силового агрегата, появляются хоть малейшие признаки неполадок системы зажигания, то избежать повторной настройки уже не удастся. К таким признакам относятся детонация, слишком ранее или позднее зажигание, «стук пальцев» и т.п. В любом случае, не стоит оттягивать время и лучше сразу обратится за помощью к опытному мотористу, ну или взять дело в свои руки и выставить зажигание самостоятельно.

2. Что нужно для настройки зажигания?

Для установки момента зажигания на классических моделях двигателей, оборудованных кулачковым типом зажигания, а также на классических моторах с электронной системой зажигания, Вам понадобятся:

- рожковый ключ размером 12х13;

Храповичный ключ (его можно заменить кривым стартером);

Плоская отвертка;

Набор щупов;

Резиновая конусная пробка;

Свечной ключ.

Как нам уже известно, для работы двигателя необходимо, что бы в определенный момент, а конкретно за несколько секунд до того, как поршень достигнет верхней мертвой точки, между электродами свечей зажигания образовывалась искра, после чего расширившийся газ протолкнет поршень вниз.

Чтобы искра смогла появляться в нужный момент, в системе зажигания существует распределитель (трамблёр), основу которого составляют бегунок и контактная группа прерывателя. В кулачковом зажигании, наиболее важными регулировками являются зазор между кулачками прерывателя, момент появления искры (опережение зажигания) и угол замкнутого состояния контактов (УЗСК). Отрегулировав эти элементы, Вы настроите и всю систему зажигания.

3. Как настроить зажигания самостоятельно?

Прежде, чем переходить к повторной настройке зажигания, давайте сначала выясним, что может вызвать сбой стандартных, заводских настроек. Довольно часто, причиной выхода из строя налаженной работы зажигания есть сам водитель, который, с разных причин, демонтирует трамблер (распределитель зажигания). После проведения всех мероприятий, из-за которых устройство и было извлечено, владелец транспортного средства с удивлением обнаруживает, что работа двигателя уже не отличается былой эффективностью, а в отдельных случаях, завести автомобиль вообще невозможно.

Почему же так происходит? А дело все в установленных заранее метках и когда водитель снимает трамблер, то даже не задумывается, что тем самым уничтожает штатные настройки. Конечно, когда это становиться явной проблемой, часто приходится жалеть о содеянном, но ничего уже не поделаешь и все что остается – это заново выставлять зажигание. Можно обратится в сервис, но иногда, в силу разных причин, приходится обходится собственными силами.

Первым делом, необходимо найти и правильно выставить вышеупомянутые метки. Для этого, нужно отыскать их шкалу, которая расположена на передней части маховика. Ее нумерация представлена в виде ряда цифр, убывающих до нуля, а затем опять возрастающихся до максимального значения. Обычно, штатные установки таковы, что когда первый цилиндр достигает верхней мертвой точки, то отметка находится в пределах «0», а как только обороты двигателя увеличиваются, угол опережения зажигания начинает меняться.

В результате, получившийся диапазон требует периодической проверки и регулировки, которая, зачастую, требует использования специального инструмента – стробоскопа. Цифры слева от «0», обозначают движение поршня вниз, а справа – наоборот, вверх. При перемещении маховика вправо, зажигание становится более ранним, в то время, как смещение влево приводит к более позднему его началу.

И так, как мы уже говорили, метки на шкиве коленвала и на штыре должны совпадать, а значит, их нужно выставить одинаково. Для этого необходимо взять ручку и прокрутить шкив коленвала в ручном режиме, или же установить высокую передачу и немного подтолкнуть машину вперед. Только следите, что б метки на шкиве вала и на штыре обязательно совпадали. Затем, следует снять крышку трамблера и запомнить положение бегунка, то есть, посмотреть на какой цилиндр указывает его разносная пластина. Разобравшись в ее расположении, можно снимать распределитель зажигания. Обратите внимание! Демонтировав трамблер, прокручивать шкив коленчатого вала уже нельзя, так как это вызовет полный сбой меток и работу придется начинать заново.

На разных автомобилях установка распределителя может проходить по-разному. Так, к примеру, в семействе ВАЗ, бегунок выставляют по первому цилиндру и перед установкой, а вот на автомобилях зарубежного производства, на корпусе трамблера имеется специальная метка, и при выставлении, бегунок ориентируют уже на нее. На некоторых других отечественных машинах («Москвичах», «ЗАЗах», «ГАЗах») имеются свои особенности, влияющие на способ настройки. Например, в хвостике распределителя зажигания, Вы можете заметить два разных полумесяца: один короткий, а второй длинный.

Такой же сектор находится и в приводе трамблера, размещенном в блоке мотора. Здесь следует держать такое же направление, как на приводе, после чего, распределитель возвращается на свое место и проверяется совмещение меток. Прокрутите двигатель на два оборота, если метки совпадут, значит все сделано правильно и можно уже хорошо фиксировать детали, параллельно проследив за проводами идущими на свечи (важно, что б они были правильно установлены и шли на свечи в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя, а главный – центральный провод должен идти на катушку зажигания).

Но что делать, если Вы не знаете порядок работы цилиндров, как выставить зажигание в этом случае? Узнать недостающую информацию несложно. Довольно часто, номера проводов отмечаются прямо на них или же на крышке распределителя. Порядок отсчета начинается от радиатора и имеет следующий вид: сначала первый, затем третий, потом четвертый и наконец, второй. Попробуйте завести мотор, если после проведенных манипуляций он не заводится или в его работе по-прежнему наблюдаются проблемы, проверьте подачу бензина, возможно, придется подкачивать бензин в ручном режиме. В завершении операции, не забудьте снять ручку со шкива коленчатого вала. Заведите мотор, в принципе, все должно заработать.

Если трамблер снимался с автомобиля целиком, то существует еще один вариант его обратной установки и настройки. Сначала надо найти один из цилиндров (обычно, первый или четвертый), в котором при совмещении меток на шкиве и на лобовой крышке, будет проходить такт сжатия. Выполнить указанную задачку совсем несложно: ищем конусную резиновую пробку и поплотнее помещаем ее в свечное отверстие. Как правило, на классических моторах, при совпадении всех меток ГРМ, такт сжатия проходит в четвертом цилиндре.

Отыскав нужный элемент, прокручиваем коленвал специальным храповочным ключом или же подготовленным заранее кривым стартером. Как только нужный нам цилиндр будет найден, резиновая пробка вылетит из него. Что бы ее не пришлось потом долго искать, деталь можно заранее привязать.

Теперь совмещаем метки на шкиве и на лобовой крышке (самая длинная) и вставляем распределитель так, что бы бегунок занял строго перпендикулярное положение по отношению к плоскости головки и смотрел в ее сторону. Затем следует немного вытащить трамблер, так, что бы можно было прокручивать коленвал, не задевая шлицы, и переставляем на один зуб, двигаясь по часовой стрелке. Это нужно для того, что б трамблер мог получить полный ход регулировки, поскольку, зачастую, после настройки, вакуумный привод опережения перекрывает доступ к свече первого цилиндра.

И так, когда трамблер занял свое место, можно переходить непосредственно к процедуре настройки. Для начала, следует выставить зазор между контактами (как это сделать – Вам подскажет руководство по техническом обслуживанию автомобиля). Для классического двигателя, этот показатель соответствует 0,45. Что касается угла замкнутого состояния, то выставить его самостоятельно вряд ли получится, только время отнимет. Более точно, выполнить процедуру поможет специальный прибор, или же автомобильный тестер, обладающий нужной функцией.

Но вернемся к выполнению настройки. Подключив как положено всю проводку, выставьте регулировку момента ровно по средине ее хода и вставьте свечу нужного цилиндра в соответствующий свечной провод, включите зажигание. Дальше, шкив отводится против часовой стрелки на 450 и для свечи создается контакт с массой. Затем, следует плавно проворачивать шкиф за часовой стрелкой.

Как только между электродами проскочит искра, нужно тут же прекратить вращение . Посмотрите на метки, если присутствует некий разбег, то регулятор зажигания необходимо повернуть на несколько градусов в нужную сторону. Если метка шкива, по сравнению с меткой лобовой крышки сместилась вперед по направлению вращения, то это свидетельствует о слишком позднем зажигании. В данном случае, трамблер стоит повернуть против часовой стрелки. Если же метки расположены с точностью до наоборот, то зажигание считается ранним и трамблер нужно повернуть на несколько градусов по часовой стрелке. Дальше процедура повторяется: возвращаем шкиф назад и вновь ждем возникновения искры, сравниваем метки и выполняем соответствующую регулировку.

Конечно, в первый раз, с настройкой могут возникнуть некоторые трудности, но с каждым последующим разом, Вы будете приобретать нужный опыт и все действия будут выполнятся быстро и ловко. Заметьте, чем медленнее и аккуратнее Вы будете крутить шкиф, тем точнее будет проводится выставление зажигания. Как только получится добиться точного совмещения меток, затяните трамблер и проверните коленчатый вал на полных два оборота, после чего проверьте точность настройки еще раз. Если присутствует разбег – он устраняется и при достижении требуемой точности можно заводить мотор.

Все, прогрев машину, считайте, что зажигание установлено. Дальше, нужно разогнать автомобиль до 40-50 км/час и перейдя на четвертую передачу резко нажать педаль «газа». Если при этом Вы услышите резкий звук перебора клапанов, то зажигание стоит выставить на «попозднее». Как правило, если Вам удалось все точно настроить с первого раза, то возвращаться к этому вопросу больше не придется.

Регулировка зажигания ВАЗ 2106 начинается с того, что производится настройку угла замкнутого состояния контактов. Производить регулировку УЗСК необходимо в том случае, если Вы используете классическую или транзисторную систему зажигания. Если установлена тиристорная система, величина УЗСК не критична. Чтобы начать регулировку, снимаем крышку трамблера.

Как отрегулировать электронное зажигание на ВАЗ 2106 по искре

Регулировка зажигания

Если на автомобиле установлена , то перед тем как начать регулировку, желательно зачистить контакты трамблера надфилем. После зачистки проверяем состояние контактов - нужно убедиться, что контакты соприкасаются друг с другом всей плоскостью.

Если возникнет необходимость, контакты придется подрегулировать. Теперь поворачиваем коленвал до такого положения, при котором расстояние между контактами буде максимальным . Отворачиваем винт, которым фиксируется контактная группа на пластине подшипника,

теперь вводим щуп - его толщина должна быть примерно 0.4 мм между контактами,

после подбирается положение контактной группы , при котором щуп будет перемещаться с небольшим усилием , данное положение нужно зафиксировать.

Проверяем величину зазора двумя щупами, толстый щуп не сможет пройти в зазор между контактами, а тонкий будет перемещаться без всякого усилия. Для того, чтобы вращать коленвал, желательно использовать специальный ключ.

Если такого нет, то ставим четвертую передачу и аккуратно толкаем автомобиль. Стартер использовать не получится, потому что почти невозможно получить нужный угол поворота. Зазор , получившийся меж контактов трамблера, придает необходимое значение УЗСК , не забывайте, что критичен угол, а не зазор ! Вот именно из-за этого, нужно проверять регулировку, измерив угол, который примерно равен 55±3° .

Самый простой вариант-это воспользоваться электронным тахометром, который имеет функцию измерения УЗСК. Чтобы воспользоваться данным прибором, нужно собрать трамблер и запустить двигатель. Тахометр нужно перевести в режим измерения УЗСК.

В том случае, если УЗСК выйдет за пределы, рекомендуемые производителем, регулировку зазора придется повторить. Есть еще один способ, при этом вам понадобиться измерять угол. Первое, что мы делаем, это вытаскиваем из крышки трамблера центральный ВВ-провод и цепляем его к массе автомобиля, провод можно и не вытаскивать, но тогда будет риск возникновения пробоя в катушке к проводу , идущему от трамблера к катушке зажигания, понадобится подсоединить 12-ти вольтовую лампочку.

Лампочка будет загораться, если зажигание включено, а сами контакты трамблера разомкнуты, а при их замыкании гаснуть. Если на авто установлена тиристорная или транзисторная система, то лампочка при разомкнутых контактах гореть не будет , из-за того, что присутствует ограничитель тока. Тогда лампочку придется заменить вольтметром; в положении разомкнутых контактов он показывает 12 В, а на замкнутых - 0.

Прокручиваем коленвал по часовой стрелке , проворачивать его нужно до тех пор, пока контакты не замкнутся . Данное положение бегунка запоминаем , желательно отметить его трамблере. Коленвал нужно вращать до того, пока контакты не разомкнуться.

Запоминаем это положение бегунка, после меряется угол между этими двумя положениями. Это делается так: по корпусу трамблера измеряем длину дуги окружности, после рассчитываем угол в градусах по формуле:

(360pd)/l в которой:

  • p=3.14 - число Пифагора;
  • d=70 мм - диаметр корпуса трамблера;
  • l, мм - измеренная длина дуги по корпусу трамблера между отметками.

Если УЗСК выставлен правильно, длина дуги составит 33±2 мм.

Теперь приступаем ко второму этапу. Он заключается в произведении регулировки угла опережения.

Регулировка угла опережения зажигания

Для движков автомобилей ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 момент размыкания контактов распределителя-прерывателя, который соответствует искре 1-го цилиндра , опережает верхнюю мертвую точку поршня первого цилиндра на 0±1°. Ниже описано несколько способов регулировки .

Регулировка стробоскопом

Производится таким образом. Подцепляем стробоскоп к сети автомобиля. С трамблера нужно снять и заглушить шланг вакуум-корректора. Теперь двигатель нужно запустить и прогреть до температуры, при которой он устойчиво будет держать обороты на холостом ходу. После нужно ослабить болт, который фиксирует корпус трамблера. Свет стробоскопа нужно направить на шкив, который располагается на коленвале.

Теперь начинаем поворачивать трамблер , до тех пор, пока метка , нанесенная на шкив , не встанет относительно меток на крышке газораспределительного механизма . В таком положении корпус трамблера фиксируется.

Регулировка «лампочкой»

Регулировка зажигания с использованием лампочки

Этот способ считается классическим, так как его можно найти во всей автомобильной литературе. Берем лампочку на 12 В и присоединяем два проводка. Когда лампочка подготовлена, можно начинать. Коленвал нужно проворачивать так, чтобы метка шкива располагалась заданным образом, по отношению к меткам на крышке газораспределительного механизма , бегунок трамблера должен стоять напротив ВВ провода 1-ого цилиндра.

Повторюсь, что если отсутствует специальный ключ, то включаем четвертую передачу и толкаем авто . Один из проводков лампочки подключается к проводу, который идет от трамблера к катушке зажигания, второй проводок нужно присоединить к массе машины . Из крышки трамблера вынимается центральный провод, его присоединяем к массе. Болт, фиксирующий трамблер, необходимо ослабить.

Теперь включаем зажигание. Корпус трамблера нужно поворачивать по ходу часовой стрелки, поворачивать нужно до тех пор, пока лампочка не погаснет . Потом аккуратно нужно вращать в другую сторону, как только лампочка загорится, крутить перестаем - именно в таком положении нужно зафиксировать трамблер.

Регулировка по искре

Ставим коленвал в нужное положение, вытаскиваем центральный провод из крышки трамблера, и крепим на расстоянии примерно 5 мм от массы.

Ослабляем болт, которым фиксируется корпус трамблера, после включается зажигание. Корпус трамблера нужно повернуть по ходу часовой стрелки на 10-20 градусов . Затем нужно медленно вращать в обратном направлении , до тех пор, пока не пробьет искра , после закрепляем корпус трамблера.

Регулировка «на слух»

Есть еще способ регулировки, «на слух», но это неточный способ - Вы получите значительную ошибку, зато сможете доехать до населенного пункта. Такая регулировка производится так: запускаем двигатель, ослабляем болт, фиксирующий корпус трамблера. Поворачивая корпус, находим такое положение, в котором обороты двигателя будут максимальными, теперь поворачиваем на несколько градусов по часовой стрелке, после фиксируем трамблер.

Проверка результатов регулировки

Переходим к последнему этапу, нам нужно проверить полученные результаты. Результаты проверяются по поведению машины на дороге. Двигатель нужно прогреть, выехать на ровный участок дороги набрать скорость 40-50 км/ч, включить четвертую передачу и резко нажать педаль газа . В течение 1-2 секунд будет слышно характерные стуки похожие на цоканье, а автомобиль сразу начнет уверенно набирать скорость.

Если звуков не слышно, то нужно повернуть трамблер против хода часовой стрелки на одно деление, такая процедура должна повторяться до тех пор, пока не будет слышен звук.

Помните, что детонация должна быть не дольше 2 секунд. В том случае, если во время проверки слишком сильно пришлось изменить положение трамблера, то у Вас присутствуют неполадки.

Причина неполадок еще может быть в отклонении состава горючего от номинального, а так же в неправильной работе систем трамблера.

От бензинового является принцип поджига дизтоплива. Зажигание топливно-воздушной смеси в дизельном двигателе реализовано посредством самовоспламенения солярки от контакта с предварительно сжатым и нагретым в результате такого сжатия воздухом в цилиндрах.

Выставление зажигания на дизельном двигателе подразумевает изменение угла опережения впрыска топлива, которое подается в четко заданный момент в конце такта сжатия. Если угол выставлен отлично от оптимальных параметров, тогда топливный впрыск окажется несвоевременным. Результатом станет неполноценное сгорание смеси в цилиндрах, что вызывает разрушительный дисбаланс в работе двигателя.

Следует помнить, что даже незначительные отклонения при выставлении угла впрыска топлива могут привести к серьезной поломке дизельного двигателя.

Получается, под системой зажигания дизельного двигателя стоит понимать важнейший элемент системы питания силового агрегата – . В большинстве дизелей именно данное устройство в комплексе с дизельными форсунками отвечает за своевременную дозированную подачу солярки в цилиндры мотора.

Читайте в этой статье

Как выставить угол опережения впрыска на дизеле

Необходимость установки зажигания на дизеле своими руками зачастую возникает в таких случаях:

  • зажигание дизеля требуется откорректировать параллельно замене зубчатого ремня ГРМ;
  • после демонтажа ТНВД нет возможности установить шкив топливного насоса согласно специальным меткам;

Одной из рекомендаций перед началом любых работ, связанных с разбором топливной аппаратуры дизеля, выступает острая необходимость четок отметить и освежить все метки. Для этого достаточно нанести небольшие штрихи при помощи краски или качественного маркера. Это облегчит последующую обратную сборку и установку шкива ТНВД, что автоматически исключит или сведет к минимуму потенциальные сбои зажигания.

Выставлять зажигание на дизеле можно несколькими способами:

  • строго по меткам (при условии наличия таковых);
  • методом подбора опытным путем;

Установка угла по меткам

Первый способ самостоятельного выставления угла зажигания дизеля (момента впрыска дизтоплива) по меткам подразумевает смещение топливного насоса. Такой способ подходит для дизельных ДВС, в которых установлена механическая топливная аппаратура.

Угол опережения впрыска регулируется благодаря повороту ТНВД вокруг оси. Также возможен способ, когда поворачивается зубчатый шкив распредвала по отношению к ступице. Этот способ подходит для тех конструкций, в которых насос и шкив не имеют жесткого крепления.

  1. Для регулировки зажигания на дизеле своими руками необходимо обратиться к задней части ДВС и добраться до , при необходимости демонтировать с него защитный кожух.
  2. Далее понадобится обнаружить стопор на маховике, который опускается в специальную прорезь.
  3. После этого маховик нужно проворачивать вручную (при помощи ключа или другого приспособления). Проворачивание маховика означает, что вращается коленчатый вал ДВС. Крутить нужно по часовой стрелке до момента, когда сработает верхний стопор-фиксатор.
  4. Затем обращаем внимание на вал привода ТНВД. Возможно, что шкала на приводной муфте, посредством которой передается вращение, занимает верхнее положение. В таком случае метка на фланце ТНВД совмещается с нулевой меткой на приводе.
  5. После совмещения меток крепежные болты можно затягивать. Отличное от верхнего положение установочной шкалы на приводной муфте означает, что стопор маховика нужно поднять, после чего коленчатый вал двигателя снова проворачивается на один оборот. Далее снова контролируется положение шкалы.
  6. После затяжки болтов приводной муфты стопор на маховике поднимается, коленчатый вал поворачивается на 90°, затем стопор размещается в пазу.

Завершающим этапом становится установка защиты маховика на место и затяжка крепежных болтов. Далее двигатель запускается, анализируется его работа. Агрегат на холостом ходу должен работать ровно и мягко, без провалов и дерганий. Жесткая работа дизеля, сопровождающаяся , недопустима.

Далее нужно проверить правильность настройки в движении, избегая серьезных нагрузок. Прогрейте двигатель до рабочей температуры и оцените приемистость силовой установки, реакции на нажатие педали газа. Также необходимо следить за цветом выхлопных газов, так как поздний угол опережения топливного впрыска будет сопровождаться .

Подбор правильного угла впрыска

Настроить угол зажигания на дизеле опытным путем можно следующим образом:

  1. После установки шкива осуществляются попытки завести дизель. Если мотор не заводится, тогда шкив ТНВД проворачивают относительно ремня на несколько зубьев (2-4). Затем мотор пробуют завести снова.
  2. Кода мотор после описанных выше манипуляций запустился, оцените его работу. Присутствие явных детонационных стуков означает, что шкив топливного насоса нужно проворачивать на зуб или два в противоположную вращению сторону. Появление густого серого дыма может указывать на поздний угол опережения впрыска. В подобной ситуации шкив насоса проворачивается на один зуб по направлению вращения.

Отсутствие положительных сдвигов в работе мотора потребует осуществления проворота топливного насоса вокруг оси. Путем таких проворачиваний необходимо вывести мотор на оптимальный режим работы. Лучшим вариантом станет работа дизеля в таком режиме, когда остается совсем немного до начала проявления детонации. Сами детонационные стуки хорошо заметны в звуке работы ДВС.

Второй доступный способ предполагает следующие шаги:

  • Осуществляется демонтаж трубки высокого давления с форсунки первого цилиндра. На снятую трубку необходимо плотно надеть прозрачный пластиковый шланг и расположить в вертикальном положении.
  • После этого можно включить зажигание и провернуть шкив насоса. Шкив вращается максимально мягко, медленно и аккуратно.
  • Далее необходимо следить за уровнем топлива в трубке и выявить верхнюю границу.
  • Заметив, когда уровень солярки в трубке самый высокий, на шкиве необходимо сделать метку.
  • Затем по меткам нужно выставить коленчатый и распределительный вал двигателя.

После запуска оценивается работа двигателя. В случае определения раннего или позднего угла топливного впрыска операцию по настройке следует повторить.

Читайте также

Признаки для определения правильности выставленного угла опережения зажигания. Последствия некорректно настроенного УОЗ, способы выставления зажигания.

  • Появление стуков на разных режимах работы дизеля. Диагностика неисправностей. Характер стуков кривошипно-шатунного механизма, ГРМ, топливной аппаратуры.


  • Работа двигателя напрямую зависит от исправности систем зажигания и подачи топлива. Они определяют мощность мотора, расход топлива, приёмистость, лёгкость пуска. Сбой в настройке момента зажигания карбюраторного двигателя приводит к появлению детонации, калильному зажиганию, увеличению температуры выхлопа и быстрому выходу агрегата из строя. Существует несколько способов, как выставить зажигание на ВАЗ 2106. Все они просты и доступны начинающему автолюбителю.

    Устройство системы зажигания на классических двигателях ВАЗ

    Моторы, устанавливаемые на ВАЗ 2106, отличаются рабочим объёмом, но имеют одинаковую конструкцию. Трамблёр, детали ГРМ, передняя крышка с метками и шкив коленвала взаимозаменяемы при ремонте. Встречается контактная (КСЗ) и бесконтактная (БСЗ) системы зажигания. В первом случае размыкание контактов происходит механическим способом при повороте вала трамблёра на 90 0 . Во втором варианте применён датчик Холла и контроллер, позволяющий точно определять момент подачи искры в цилиндры.

    Простейшая контактная система состоит из следующих элементов:

    • Замок зажигания, он же выключатель;
    • Катушка зажигания с двумя обмотками для получения высокого напряжения;
    • Механический прерыватель, размыкающий первичную обмотку катушки в нужный момент;
    • Ротор и контактная крышка для распределения напряжения к свечам зажигания;
    • Центробежный и вакуумный регуляторы;
    • Транзистор для снижения силы тока в первичной обмотке и продления срока службы;
    • Свечи зажигания;
    • Высоковольтные провода.

    Схема контактного зажигания: 1 - генератор, 2 - замок зажигания, 3 - распределитель зажигания, 4 - кулачок прерывателя, 5 - свечи зажигания, 6 - катушка зажигания, 7 - аккумуляторная батарея

    Принцип работы любой системы зажигания выглядит следующим образом. В момент, когда поршень в цилиндре находится в верхнем положении и максимально сжимает топливную смесь, происходит размыкание обмоток катушки. Высокое напряжение через крышку-распределитель попадает по высоковольтному проводу к соответствующей свече зажигания, на электродах которой возникает мощная искра. Происходит воспламенение. Этот процесс называется рабочим ходом поршня.

    С увеличением оборотов двигателя угол опережения зажигания (УОЗ) изменяется, а центробежный регулятор делает угол оптимальным. Вакуумный регулятор смещает угол в зависимости от разрежения во впускном коллекторе. Это позволяет добиваться оптимальной мощности на всех режимах работы двигателя.

    Признаки неисправности

    Регулировка зажигания на машине требуется после ремонта двигателя или снятия трамблёра. Как и любая механическая система, он имеет свойство изнашиваться, появляются характерные симптомы:

    • Двигатель не заводится или работает с перебоями. Если бензин поступает в карбюратор, то причина кроется в неправильной настройке угла зажигания или смещении меток на цепи ГРМ.
    • Снижение динамики разгона и ухудшение эластичности мотора. Воспламенение смеси происходит не в оптимальное время, поэтому КПД снижается.
    • Увеличение расхода топлива. Это бывает при позднем зажигании, когда для получения прежней динамики приходится активнее нажимать на педаль газа. Часть бензина не успевает сгорать и вылетает в выхлопную трубу.
    • Позднее зажигание является причиной хлопков в глушителе, когда воспламенение несгоревшей топливной смеси происходит в момент открытия выпускного клапана.
    • Жёсткая работа двигателя возможно при раннем воспламенении бензина в цилиндрах. Взрыв в момент недохода поршня до ВМТ является причиной характерного тарахтящего звука и звона.

    Внимание! Позднее зажигание часто становится причиной прогара выпускных клапанов, которые в этот момент перегреваются.

    Обнаружив неисправность, следует проверить правильность установки зажигания на ВАЗ 2106, а при необходимости отрегулировать его. Для работы понадобится свечной ключ, ключ на «13», лампочка или стробоскоп, пластинчатый щуп.

    Инструкция по выставлению зажигания ВАЗ 2106

    Разберём 3 известных способа регулировки угла зажигания на двигателях ВАЗ.

    При помощи стробоскопа (по меткам)

    Данный способ позволяет очень точно выставить зажигание по меткам, и не требует снятия трамблёра и клапанной крышки. Весь процесс регулировки занимает 5 минут. Стробоскоп возможно найти в любом автомагазине. Порядок действий следующий:

    1. На заглушённом автомобиле ослабляем гайку крепления трамблёра, предварительно сделав на его корпусе отметку начального положения;
    2. На передней крышке двигателя находим две короткие и одну длинную метку, очищаем их от грязи и масла;
    3. Подключаем минусовой провод стробоскопа к «массе» двигателя, плюсовой - к катушке зажигания, а специальный зажим - на высоковольтный провод первого цилиндра;
    4. Пускаем двигатель и включаем стробоскоп. Свет от его лампы, направленный на шкив, покажет истинное положение момента зажигания;
    5. Медленно поворачивая корпус трамблёра, добиваемся совмещения метки на шкиве коленвала и приливов на передней крышке;
    6. Проверяем обороты двигателя по тахометру и при необходимости регулируем холостой ход на карбюраторе;
    7. Затягиваем гайку фиксации трамблёра.

    Метку «4» на шкиву необходимо совместить с нужной вам меткой на крышке. Метка «1» соответствует углу в 10 0 , «2» - 5 0 , «3» - 0 0

    Метки имеют значение в 0 0 , 5 0 и 10 0 относительно верхней мертвой точки (ВМТ). Для правильной работы на 92 бензине выбирают опережение 0 градусов.

    Установка по лампочке

    Если под рукой не оказалось стробоскопа, а зажигание требуется выставить точно, рекомендуют использовать простую автомобильную лампу на 12 вольт. К ней припаивают два провода с зачищенными контактами. Настройку производят в такой последовательности:


    Совет! Вместо сигнальной лампы используют вольтметр, который подключается аналогичным образом. Вращением корпуса трамблёра ищем положение, в котором напряжение отсутствует.

    Выставляем зажигание на слух

    Быстро настроить примерное положение трамблера возможно и без всяких приборов. Потребуется немного терпения и хороший слух. Этот способ применим только при условии исправности карбюратора и ГРМ. Действуем таким образом:

    • Пускаем двигатель, даём прогреться до рабочей температуры, ручка дроссельной заслонки в карбюраторе должна быть утоплена;
    • Немного ослабляем крепёж трамблёра и начинаем его аккуратно поворачивать;
    • При повороте на большие углы двигатель будет глохнуть или наоборот увеличивать обороты;
    • Необходимо добиться ровных холостых оборотов в диапазоне 700-800 об/мин без посторонних стуков и детонации;
    • В таком положении фиксируем распределитель.

    Такая регулировка на слух требует проверки на дороге или стробоскопом, но для первичной настройки - это оптимальный вариант.

    Видео: как выставить зажигание на ВАЗ 2106

    Как установить бесконтактное (электронное) зажигание

    Установка электронного зажигания – это самый простой способ улучшить работу мотора. Замена на бесконтактную систему даёт такие преимущества:

    • Уверенный холодный пуск;
    • Стабильная работа двигателя на любых оборотах;
    • Высокая надёжность;
    • Увеличивается срок службы свечей зажигания;
    • Мощная искра;
    • Не требуется регулировка зазора и центробежного регулятора.

    В состав готового набора входит трамблёр с датчиком Холла, специальная катушка зажигания и коммутатор. Высоковольтные провода возможно оставить и старые.

    Электронная система зажигания включает в себя: катушку зажигания, трамблёр, коммутатор и комплект проводов

    Чтобы установить бесконтактное зажигание взамен старого нам потребуется ключ на «13» и на «10», два винта для крепления коммутатора и стробоскоп для настройки угла опережения.

    Порядок выполняемых работ:


    Важно! Системы БСЗ могут отличаться длиной вала трамблёра для разных моделей двигателей классических «Жигулей», поэтому перед покупкой стоит уточнить у продавца о взаимозаменяемости компонентов.

    Проверка угла зажигания во время движения автомобиля

    Проверку работоспособности системы зажигания после любой регулировки лучше всего производить в движении. Это связано с особенностями конструкции трамблёра и октановым числом используемого бензина. Бывает так, что выставленные по меткам углы зажигания не дают достаточной динамики и приёмистости. Поможет регулировка на слух по началу детонации:

    • Разгоняем автомобиль до скорости 45-50 км/ч на ровном участке дороги;
    • Включаем прямую передачу (на ВАЗ 2106 четвёртую) и нажимаем педаль газа до упора;
    • Должен появиться характерный звон (детонация), который пропадёт через 2-3 секунды, а ускорение будет ровным и мощным без провалов;
    • Если детонация не исчезает на протяжение всего разгона, значит угол зажигания «ранний»;
    • Полное отсутствие звона и вялая динамика говорят о запаздывании искры в цилиндрах;
    • Регулируем положение трамблёра на месте, доворачивая его на 3-5 градусов;
    • Когда регулировка будет завершена, положение корпуса трамблёра относительно блока отмечают риской или краской.

    Работы по регулировке зажигания следует проводить регулярно. Интервал обслуживания простой контактной системы зажигания - 15000 км, для электронной - вдвое больше. Также регулярно проверяется состояние свечей зажигания и высоковольтных проводов. Все операции по настройке легко могут быть проделаны самостоятельно, гараж для этого не нужен. Навык самостоятельного ремонта зажигания ВАЗ 2106 всегда пригодится в дальней дороге или зимой, когда возникают проблемы с запуском.

    Современный автомобильный мир полон новых систем и технологий. Но не перевелись ещё любители тольяттинской классики, которым доставляет удовольствие «копаться» . Эти авто привлекают тем, что в нём можно самостоятельно проводить регулировку, настройку и доводку двигателя, а также других агрегатов. Для опытных автовладельцев тольяттинских творений не составит проблем решить вопрос, как выставить зажигание на ВАЗ-2107 или какой-то другой модели.

    Зачем производится регулировка зажигания

    Если в автомобиле выставлен верно, то это только положительно влияет на большое количество рабочих характеристик двигателя. Случается так, что некоторые водители подолгу ездят со сбитым зажиганием, не подозревая об этом. А это является причиной увеличения расхода топлива, уменьшения динамики железного коня. Поэтому и учащаются разговоры о качестве и долговечности фиатовских двигателей, которые устаревают во всех отношениях и не могут нормально работать. Естественно, это не во всех случаях отражает действительность.

    Конечно, использование бесконтактного зажигания в авто гораздо надёжнее и точнее, а нынешние автомобили разработаны таким образом, что нуждаются в минимальных регулировках. А если они и будут производиться, то только с помощью компьютера. Именно поэтому сегодня не все могут справиться с таким весьма несложным процессом, как регулировка зажигания.

    Как же работает трамблёр

    Чтобы провести корректную регулировку зажигания нужно иметь определённый комплект инструментов:

    • плоскую отвёртку;
    • рожковый ключ 12 на 13;
    • комплект регулировочных щупов;
    • кривой стартёр;
    • свечной ключ.

    Если делать всё толково, то это займёт не более пятнадцати - двадцати минут. Вся суть регулировки заключается в том, чтобы изменить время проскакивания искры. Это нужно сделать не тогда, когда поршень «стоит» в мёртвой верхней точке и образовавшаяся искра не даёт должного результата, а на несколько мгновений раньше. Конечно, это образное значение в «несколько мгновений» у каждого владельца «ласточки» своё и определяется оно согласно заводским параметрам. Для моделей 2016 года угол опережения устанавливается в один градус, а для ВАЗ-2101 - три градуса. Именно с такими настройками происходит топливной смеси и её полное сгорание.

    Чтобы произвести регулировку, каждый цилиндр использует распределитель зажигания (трамблёр), подающий на свечи искру в том порядке, в котором срабатывают цилиндры. Схему срабатывания цилиндров необходимо знать точно - это один, три, четыре, два. Основными рабочими элементами трамблёра выступают бегунок и контакты. Бегунком напряжение распределяется с помощью крышки по цилиндрам, а с помощью контактов, в момент их размыкания и замыкания, определяется момент подачи искры.

    Что нужно предусмотреть, дабы произвести корректную регулировку

    Можно один раз за долгое время, например год-два, а можно это делать ежемесячно, а в некоторых случаях и чаще. Всё это зависит от того, выполняются ли условия, которые необходимы для успешного завершения затеянного:

    • До начала регулировки нужно убедиться, что весь комплект свечей находится в рабочем состоянии.
    • Вычистить контакты прерывателя, проверить его состояние и зазоры.
    • Должны быть в хорошем состоянии ВВ-провода. Они не должны иметь повреждений, колпачки свечей, катушки зажигания и контакты с трамблёром должны быть в полном порядке.
    • Должен быть подключён привод вакуумного зажигания, он должен иметь свободный ход.

    Только при выполнении всех этих указаний можно производить регулировку.

    Настраиваем угол опережения

    • Сперва нужно определить такт сжатия на четвёртом цилиндре. В головке блока перекрываем пальцем или чем-нибудь иным и производим кривым стартёром проворачивание коленчатого вала. Когда выскочит фиксирующий предмет, тогда и будет достигнут момент сжатия четвёртого цилиндра.
    • Далее, нужно совместить метки, которые нанесены на крышку двигателя и на .
    • Далее, необходимо трамблёр установить так, чтобы ГБЦ был расположен перпендикулярно бегунку. После этого следует очень важная манипуляция - нужно немного поднять корпус трамблёра и перекинуть бегунок с валом по часовой стрелке на один зуб. Затем нужно выставить угол зажигания по искре. Для этого вставить элемент зажигания в колпак, обеспечив плотный контакт с массой. Затем провернуть коленчатый вал на одну четверть против часовой стрелки. Дальше, при включённом зажигании провернуть коленвал до образования искры. Также желательно проверить положение, в котором находится шкив. Если он находится по меткам - всё хорошо, есть небольшое несоответствие - выполнить несложную регулировку, регулируя положение трамблёра до положения средней метки.

    Аналогичным образом можно произвести регулировку с помощью лампочки.

    Регулируем с помощью стробоскопа

    При наличии стробоскопа процесс регулировки будет выглядеть гораздо более простым и быстрым. Всего лишь необходимо подключить прибор к колпачку одной из свеч и подключить питание. Настройка производится на холостых оборотах. Чтобы определить момент зажигания требуется прибор направить на коленвал, а его лампочка продублирует появление искры, а также отобразит момент, в который совпадут метки крышки и шкива. При совпадении нужно тут же закрепить трамблёр.

    Подведём итоги

    Самостоятельная регулировка зажигания не только позволит сэкономить какую-то копейку для бюджета, но и поможет «сблизиться» со своим автомобилем. Верно отрегулированное зажигание - залог корректной работы двигателя.