Как крепится суппорт. Эксплуатация тормозных суппортов

Суппорт тормозной — это деталь, которая является одной из самых важных деталей , мотоцикла и любого другого транспортного средства, имеющего дисковые тормоза. Ведь эта именно та деталь, которая прижимает тормозные колодки к вращающемуся на огромной скорости тормозному диску, чтобы остановить его вращение, и соответственно остановить вращение колеса.

В этой статье, больше рассчитанной на новичков, я постараюсь описать всё (ну или почти всё), что связано с тормозными суппортами, а если какой то важный нюанс я уже подробно описывал в другой статье, то я разумеется не буду повторяться, а просто поставлю соответствующую ссылку, перейдя по которой уважаемый читатель попадёт на мою другую статью и там уже сможет ознакомиться с интересующими его нюансами более подробно.

Суппорт тормозной — устройство и предназначение.

Суппорт ВАЗ 2108 — 09 и его детали: А — смотровое окошко; Б — скоба; 1 — корпус (скоба); 2 — штуцер для прокачки (выпуска воздуха); 3 — противопыльный защитный колпачок; 4 — тормозной шланг; 5 — корпус рабочего цилиндра; 6 — направляющий палец; 7 — контрящая пластина; 8 — тормозной диск; 9 — тормозные колодки; 10 — корпус направляющего пальца; 11 — кожух тормозного диска; 12 — пыльник направляющего пальца; 13 — гайка пальца.

Тормозной суппорт, это деталь, которая на самых современных автомобилях и мотоциклах выполнена в виде скобы (если поршни и рабочие цилиндры расположены с каждой стороны суппорта), которая установлена на транспортном средстве, имеющем дисковые тормоза.

Тормозной суппорт и его детали для современного мотоцикла.

Эта скоба на современных машинах и мотоциклах как бы обнимает тормозной диск (сверху и с обоих сторон), чтобы иметь возможность (при нажатии водителем на тормозной рычаг или педаль) выдвижения поршней из рабочих цилиндров суппорта с обоих сторон и развития огромного давления этих поршней на тормозные колодки, которые в свою очередь давят на тормозной диск (с одной или с обеих сторон диска в зависимости от конструкции суппорта), тем самым замедляя вращение тормозного диска с помощью трения фрикционного материала колодок о поверхность тормозного диска (вплоть до полной остановки диска и колеса) .

То есть проще говоря, тормозной суппорт предназначен для замедления и остановки тормозного диска (дисков) и жестко связанных с ним колёс транспортного средства. Огромное давление поршней на тормозные колодки и в свою очередь давление колодок на диск, развивается за счёт давления тормозной жидкости в гидравлической тормозной системе транспортного средства. Как это происходит я подробно описал в статье про устройство тормозной системы, ссылка на которую дана в самом начале этой статьи.

Шести поршневой фиксированный тормозной суппорт и вентилируемый диск от авторитетной фирмы «Брембо».


Устройство суппорта довольно простое, если внимательно рассмотреть рисунок или видеоролик выше, где показан суппорт автомобиля ВАЗ 2108, ну или посмотреть рисунок чуть ниже, где показан суппорт современного мотоцикла. Сам суппорт (его ещё называют рабочим цилиндром тормозной системы) отливается из стали, чугуна, а на более современных или спортивных машинах из алюминиевых сплавов, и после отливки корпуса суппорта, в нём с особой точностью растачиваются, шлифуются и полируются отверстия рабочих цилиндров (количество отверстий зависит от количества поршней).

Установлены сразу два тормозных суппорта на один диск.

Количество рабочих цилиндров в суппортах (и соответственно количество поршней) на старых машинах как правило делали по одному, а на более современных автомобилях количество рабочих цилиндров и работающих в них поршней может быть от двух до шести, а на спортивных автомобилях ещё больше.

И тормозные суппорта с большим количеством поршней почти на половину обнимают тормозной диск, или для улучшения эффективности тормозов устанавливают не один, а два суппорта на один тормозной диск (смотрите фото справа).

Кстати, подробнее об этом я написал в статье «Тюнинг тормозной системы» . Ещё следует отметить, что на более современных суппортах от именитых авторитетных фирм, поршни и колодки расположены с каждой стороны тормозного диска и соответственно давят на диск с противоположных сторон, что существенно увеличивает тормозное усилие и равномерность давления (ведь давление происходит с каждой стороны тормозного диска) и это конечно же увеличивает эффективность тормозов.

Как я упомянул выше, некоторые называют тормозной суппорт рабочим цилиндром тормозной системы, но всё же настоящее название — это суппорт, так как рабочий цилиндр может быть и в барабанных тормозах (цилиндр служит для раздвижения колодок и прижатия их к внутренней поверхности тормозного барабана). Но рабочий цилиндр в барабанных тормозах намного проще по конструкции и существенно отличается по работе и внешнему виду от суппорта, который описывается в этой статье и который устанавливается на дисковые тормоза.

Тормозной суппорт — какие они бывают.

Суппорта бывают фиксированного (жёсткого) типа — на более дорогих, скоростных или спортивных машинах и мотоциклах; и плавающего типа — на более распространённых и не дорогих транспортных средствах.

Многопоршневой фиксированный суппорт и диск от авторитетной фирмы «Брембо».

Суппорт фиксированного типа состоит из металлического (или из алюминиевого сплава) корпуса и расположенных симметрично с двух сторон тормозного диска рабочих тормозных цилиндров и вставленных в них поршней. Корпус фиксированного суппорта жестко крепится на кулаке передней (задней) подвески транспортного средства.

При нажатии на педаль тормоза, поршень в главном цилиндре перемещается и давит на тормозную жидкость, которая начинает давить на поршень (поршни) в рабочем цилиндре суппорта и поршень перемещаясь давит на тормозные колодки, которые тут же прижимаются к тормозному диску одновременно с двух сторон.

Для обеспечения моментального и одновременного перемещения (выдвижения) поршней, тормозная жидкость из главного цилиндра, при помощи разветвленной системы трубопроводов высокого давления, одновременно поступает во все цилиндры суппорта, если их несколько (давление тормозной жидкости во всех цилиндрах суппорта одинаково — за счёт физического явления сообщающихся сосудов).

Так как в конструкции фиксированного тормозного суппорта используется сразу несколько рабочих цилиндров и поршней, давящих на кододки с обеих сторон, к тому же давящих равномерно на колодку с довольно большой площадью, то фиксированные тормоза обладают гораздо бóльшей эффективностью при торможении. Фиксированные тормозные суппорта устанавливают на спортивные скоростные машины и мотоциклы, или на транспортные средства, которые имеют гораздо бóльшую снаряжённую массу. Фиксированные суппорта изготавливают практически все авторитетные фирмы, например TOKICO или Brembo (см фото).

Ну и ещё одним преимуществом фиксированных суппортов является то, что в них нет постоянно закисающих направляющих пальцев и пыльников для пальцев, а это значит, что и проблем при эксплуатации и обслуживании с ними меньше.

Тормозной суппорт плавающего типа (с плавающей скобой) . Суппорта такого типа отличаются по конструкции от фиксированных суппортов тем, что в таких суппортах поршень и цилиндр (один или два) устанавливается только с одной стороны тормозного диска и соответственно поршень давит тоже только с одной стороны, а с другой стороны расположен упор скобы, предназначенный для второй колодки.

И чтобы обе колодки имели возможность давить равномерно с двух сторон, суппорт делают плавающим, то есть он имеет возможность перемещаться немного вправо-влево по направляющим пальцам 6 (см фото выше суппорта ВАЗ 2108 — 09). Благодаря этому, в момент торможения поршень выдвигается и давит сначала на ту колодку, которая расположена перед ним, и эта колодка первой начинает прижиматься к тормозному диску, и когда она прижмётся к нему, плавающий суппорт начинает перемещаться по направляющим пальцам в сторону поршня. И только после этого начинает прижиматься к тормозному диску вторая (внешняя) колодка, расположенная с другой стороны тормозного диска.

Суппорт плавающего типа обладает скромными размерами и дешевле в производстве (и устанавливается на более дешёвые машины с малыми диаметрами тормозных дисков, например наши восьмёрки, девятки, гольфы и т.п.), так как количество поршней и цилиндров в нём меньше (как правило один или два, а не 4, 6 и даже 8 цилиндров и поршней, устанавливаемых на более дорогих фиксированных суппортах). Хотя с размерами ещё можно поспорить, так как плавающие суппорта, даже имеющие всего один цилиндр и поршень имеют не такие уж и малые габариты, так как диаметры цилиндров и поршней довольно большие.

А самые современные фиксированные суппорта делают не такими уж и большими, так как поршни и цилиндры довольно малого диаметра, но их больше по количеству и равномерность давления на колодки лучше, да и устанавливают их на тормозные диски гораздо большего диаметра.

Следует отметить, что с суппортами плавающего типа больше возни при ремонте, так как часто пальцы закисают в своих направляющих отверстиях и эффективность тормозов падает (об это я подробнее напишу ниже, в разделе о неисправностях).

Основные неисправности тормозных суппортов.

К наиболее частым неисправностям практически любых суппортов (как фиксированных, так и плавающих) являются:

  • разбухание или растрескивание резиновых уплотнительных манжет, их износ и потеря упругости.
  • утечка тормозной жидкости (возникает из-за выше описанной неисправности).
  • попадание воздуха в цилиндры и приходящие к ним магистрали.
  • закисание направляющих пальцев и потеря подвижности суппорта (только на плавающих суппортах).
  • закисание поршней в рабочих цилиндрах тормозного суппорта и потеря подвижности поршней.
  • потеря эффективности тормозов.

Есть конечно и другие неисправности суппортов и всей тормозной системы, но о них подробнее можно почитать в статье об устройстве и основных неисправностях тормозов (ссылка на статью выше, в самом начале текста). А в этой статье мы разберём перечисленные мной выше основные неисправности суппортов и как с ними бороться.

Разбухание уплотнительных резиновых манжет может привести к утечке тормозной жидкости и к попаданию воздуха в систему. Как правило эта неисправность появляется после , из-за применения некачественной (или из-за смешивания одной марки жидкости с другой), или наоборот — из-за применения некачественных уплотнительных манжет, сделанных из некачественного материала (резины).

Разумеется эта неисправность устраняется только с помощью замены разбухших манжет новыми манжетами от проверенного авторитетного производителя, тоже самое касается и тормозной жидкости. Если проблема из-за некачественной тормозной жидкости, или из-за её смешивания, то прежде чем менять жидкость, необходимо слить жидкость и промыть всю тормозную систему изопропиловым спиртом и далее продуть сжатым воздухом.

Старение, износ и растрескивание уплотнительных манжет так же может привести к утечке тормозной жидкости и как правило происходит из-за некачественного материала (резины) манжет, или просто от естественной порчи от длительного применения (или от долгой стоянки машины). Естественно устраняется эта неисправность заменой манжет новыми, от авторитетного производителя.

Кстати, старение (растрескивание, износ кромок и потеря упругости) резиновых манжет не только приводит к потере герметичности тормозной системы и к попаданию влаги и грязи на подвижные детали (утечке тормозной жидкости), но ещё и препятствует нормальному возвращению назад поршня в цилиндре — смотрите рисунок. Это приводит к неполному растормаживанию колёс, а так же к неполной очистки от пыли, влаги и грязи поверхности поршня — если острые кромки манжет (пыльников) изношены. Поэтому за резинками следует следить и вовремя заменять их новыми.

Как работают манжеты и их кромки, возвращая поршень назад.

Утечка тормозной жидкости происходит как правило из-за выше перечисленных проблем с уплотнительными резиновыми манжетами, но так же утечка тормозной жидкости может возникнуть из-за повреждения трубопроводов, или их резьбовых штуцеров, или из-за повторного применения медных уплотнительных колец, в местах подсоединения трубопроводов к суппорту. Устраняется заменой негодных (повреждённых) деталей новыми.

Попадание воздуха в цилиндры суппорта или в тормозную систему (магистрали, главный цилиндр) проявляется вялыми тормозами (существенным уменьшением их эффективности) и как правило происходит при возникновении выше перечисленных неисправностей, которые устраняются заменой изношенных деталей, доливкой тормозной жидкости до нужного уровня и последующей .

Закисание направляющих пальцев (втулок) тормозных суппортов (на суппортах плавающего типа) проявляется уменьшением эффективности тормозов, так как при потере подвижности суппорта на направляющем пальце, на тормозной диск эффективно давит всего одна колодка (с одной стороны).

Восстановление направляющего пальца суппорта (палец до и после зачистки и смазки медной смазкой.

Эта неисправность чаще всего возникает при порче (растрескивании пыльника 12 направляющих пальцев — пыльник показан на рисунке выше, где показано устройство суппорта ВАЗ- 2108 — 09).

При порче пыльника влага и грязь попадает в зазор между пальцем и его направляющем отверстии, появляются окислы, коррозия, палец и его направляющее отверстие закисает (см. фото пальца до и после зачистки и смазки медной смазкой) и подвижность суппорта уменьшается, или вообще пропадает.

Поэтому ещё не дожидаясь повреждений пыльников, при появлении на них первых трещин, их рекомендуется заменять новыми.

Как проверить, что с направляющими пальцами всё в порядке (что они не окислены) и что суппорт нормально перемещается, советую посмотреть в видеоролике чуть ниже.

Смазка для направляющих пальцев тормозных суппортов от Liqui Moly

Так же перед сборкой суппорта рекомендуется смазывать пальцы специальной смазкой (например от фирмы Liqui Moly, как на фото) на основе медной пыли, которая защищает пальцы и их направляющие отверстия от окислов (коррозии). Подробно об этих операциях, а так же о восстановлении закисших направляющих пальцев и поршней суппортов я подробно написал в статье «Ремонт тормозных суппортов» и ссылку на статью я опубликую чуть ниже.

Закисание поршней в рабочих цилиндрах суппорта проявляется существенным уменьшением эффективности тормозов, то есть увеличением тормозного пути. Эта неисправность как правило появляется от всё той же банальной порчи резинок (уплотняющих манжет) которые предназначены защищать поршни и цилиндры от попадания на их поверхности влаги и грязи.

Чтобы не допустить эту неисправность, от которой не так просто избавиться, необходимо периодически проделывать то же самое, что и с резинками (пыльниками) направляющих пальцев. То есть нужно периодически осматривать резиновые уплотнители и не дожидаясь их разрывов, при появлении первых трещин менять их на новые. Поверьте — заменить уставшие резинки намного проще, чем восстановить испорченный коррозией суппорт.

Но если всё же влага проникла в зазоры между деталями (пальцами и их направляющими отверстиями и ли между поршнями и цилиндрами) и вы обнаружили закисание поршней, то следует как можно раньше снять и разобрать суппорт, удалить окислы (см. фото поршня до и после зачистки) и восстановить подвижность деталей.

Поршень (плунжер) суппорта до восстановительных работ и после.

Очень подробно о ремонте тормозных суппортов я написал вот в , где пошагово описаны все операции, связанные с восстановлением подвижных деталей тормозных суппортов. Так же ещё советую почитать о дефектовке тормозных дисков и ремонте главных и рабочих тормозных цилиндров.

Ну и последний пункт это потеря эффективности тормозов . Эта неисправность может возникнуть не только из-за описанных выше дефектов с уплотнительными манжетами, поршнями и пальцами, и от нарушения герметичности тормозной системы (утечки жидкости и попадания воздуха в систему), но ещё и от:

  • существенного износа фрикционного материала колодок.
  • существенного износа поверхности тормозных дисков.
  • попадание смазки на трущиеся поверхности колодок и тормозных дисков.
  • попадание тормозной жидкости на трущиеся поверхности.
  • от перегрева тормозных механизмов.
  • от уменьшения проходного сечения тормозных магистралей (например замята или забита тормозная трубка).
  • от неправильной регулировки свободного хода тормозной педали (обычно неполное растормаживание колёс).

О всех выше перечисленных неисправностях (и о других тоже) и об их устранении я уже подробно писал в статье о тормозной системе автомобилей, ссылка на которую стоит в самом начале текста (в верху). И конечно же почти все выше перечисленные неисправности устраняются выявлением негодных деталей и заменой изношенных деталей новыми.

Вот вроде бы и всё, что связано с такой важной деталью как суппорт тормозной и надеюсь эта статья будет полезна начинающим автовладельцам или любителем мото-техники с дисковыми тормозами, успехов всем.

Суппорт тормозной – это одна из наиважнейших деталей тормозной системы. От исправности данной детали зависит безопасность езды в машине. Суппорт представляет собой относительно небольшое устройство, которое прижимает тормозные колодки к диску во время торможения авто.

Фактически только эта деталь является подвижной частью тормозной системы авто, поэтому работоспособность системы в огромной степени зависит от исправности этого элемента.

В процессе улучшения дисковых тормозов были выявлены два отдельных пути развития тормозных суппортов: с фиксированной конструкции и с «плавающей скобой».

Суппорт фиксированной конструкции

Суппорта такого типа хронологически появились раньше, чем его современная альтернатива. Он состоит из корпуса, изготовленного из металла, и расположенных симметрично с 2 сторон от тормозного диска цилиндров. Его корпус закреплен на задней подвеске или на кулаке передней очень жестко.

Во время нажатия на тормоз колодки прижимаются к диску с двух сторон одновременно. Когда колодки разведены, они удерживаются на своих местах пружинами особой формы. Для того чтобы обеспечить одновременное срабатывание поршней тормозная жидкость подается одновременно по разветвленной системе трубок во все цилиндры.

Так как в таком механизме используется сразу несколько цилиндров, то фиксированные тормоза считаются очень эффективными. Их по сей день ставят на машины, обладающие большим весом и/или спортивные автомобили.

Суппорт с плавающей скобой


Такие тормозные механизмы отличаются от тем, что на одной стороне колодка находится на одном месте все время. Такой суппорт состоит из кронштейна и корпуса цилиндра, непосредственно закрепленного с внутренней стороны колеса. В корпус цилиндра устанавливается один или два поршня.

Во время торможения поршнем надавливается на вторую колодку, что находится перед ним: вначале двигается колодка, а после, когда она прижалась к плоскости диска, плавающая скоба перемещается навстречу поршню по направляющим пальцам.

Вторая внешняя колодка прижимается к тормозному диску. Суппорт с таким механизмом проще и дешевле и он относительно небольшой. Такая деталь активно используется на недорогих авто.

Тормозной суппорт: каков же принцип его работы?


Схема суппорта не сложная и одинакова в большинстве представителей модельного ряда. Нажатие на тормоз способствует появлению давления в области тормозной магистрали. Это давление способствует сдвижению поршней суппортов, которые и подталкивают колодки к закрепленному на колесе тормозному диску, одновременно прижимая их с 2 сторон.

Возникающее из-за этого трение и является эффектом торможения авто. Устройство суппорта нельзя назвать сложным. По факту он состоит из поршней, подключенных к гидравлической системе, к ним крепятся тормозные колодки.

Количество тормозных колодок, способ крепления к ступице могут быть различными, зависит от конкретной модели автомобиля. Самая распространенная и привычная схема – две колодки на одно колесо, двухточечное крепление к ступице.

Как определить, что суппорт неисправен?


Обязательное условие для соблюдения безопасности – это исправность суппорта, поэтому он обязан быть качественным. Важно помнить, что из-за возникающего в процессе торможения трения колодки и суппорт нагреваются. Это является причиной серьезных требований к качеству детали: она должна быть не только механически прочной, но и теплостойкой, а также обладать достаточно высокой скоростью теплоотдачи.

Благодаря этому можно избежать заклинивания поршней и/или деформации частей тормозной системы. Для примера пыльник направляющей – очень неприметная и незначительная, на первый взгляд, деталь, но ее дефект может стать причиной заклинивания суппорта.

Кроме тех ситуаций, когда тормозная система авто уже не работает явственно, о том, что суппорт тормозной в скором времени перестанет работать могут «говорить» и другие признаки. Такими признаками могут быть и скрип, и стук в зоне суппортов.

Появление характерного скрипа говорит об значительном усилении процессов трения в механизме, что постепенно его разрушает. Проблемы, которые могут стать причиной этого, разнообразны. Это и перекос тормозных колодок и/или их неправильная установка, это и чрезмерно изношенные тормозные диски (может появиться даже биение в руль).

Замена суппорта может стать необходимой даже в том случае, если на нем разорван пыльник поршня. Явление чревато тем, что внутренности суппорта, а именно его цилиндр, становится беззащитными перед проникновением грязи, которая способна повышать трение между поршнем и цилиндром, и провоцирующей образование ржавчины. Ржавчина в ближайшем будущем приведет к неизбежному заклиниванию поршня.

Тонкости ремонта суппорта


Основываясь на том, что суппорты по праву считают условно доступными деталями, автолюбители выполняют в домашних условиях их ремонт. Будет верно заметить, что первичная проверка и ремонт – мероприятия несложные.

Для примера: стандартный ремонт суппорта состоит из переборки, смазки направляющих и замене пыльников направляющих.

В самом начале необходимо разобрать саму деталь, вычистить его полностью от старой смазки и затем нанести новую. После нужно проверить в какой степени износа и старения резиновые уплотнители (при необходимости заменить) и обратно собрать всю конструкцию.

Первым делом устанавливаем на подпорки авто и снимаем колесо. Если вам необходимо заменить тормозную колодку на тормозном суппорте, как правило, достаточно отвинтить всего один винт, который расположенный в нижней части, тот, что крепит суппорт к скобе. Чрезвычайно важно вместо уже изношенных устанавливать новые колодки в аналогичном положении, в каком находились и старые.

В процессе такого ремонта суппорта не следует отключать от детали канал с тормозной жидкостью во избежание образования протечки при дальнейшей эксплуатации. Если же при разборе детали была обнаружена проблема с поршнем, другими важными деталями суппорта, лучше сразу отправиться на профессиональное СТО.

Во время процедуры самостоятельной сборки нужно следить за уровнем тормозной жидкости. Это важно, так как вам необходимо будет вытолкнуть оставшиеся поршни. Кроме того в тормозную систему не должен попадать воздух.

Периодически нужно проверять уровень тормозной жидкости, если это необходимо доливать до максимального уровня. После окончания всех манипуляций, на свободной чистой поверхности должны лежать корпус суппорта и скобы, которые в последствие разбираются до последнего винтика.

После достаточно тщательного осмотра, все элементы необходимо вычистить до блеска, обязательно используя чистящие жидкости. Исключительно в чистом виде вы сможете оценить состояние тормозного суппорта, и в особенности вам будет нужно внимательно осмотреть поверхности цилиндра, поршней.

Перед началом процесса сборки, вам будет нужно заблаговременно подготовить ремкомплект тормозного суппорта (заднего и переднего). Если нового ремкомплекта под рукой не оказалось, стоит привести в порядок старые детали. Это можно делать только при одной важнейшем условии: они должны быть целыми!

В статье пойдет речь о том, как устроен суппорт тормозов и как в выполнить ремонт суппорта своими руками в домашних условиях.

Когда водитель нажимает на педаль тормоза, колодки прижимаются к дискам и таким образом происходит остановка автомобиля. Но к сожалению еще не придумали механизмов, которые могли бы отводить тормозные колодки в исходное положение. Они просто перестают плотно прижиматься к дискам. Зачастую, после длительной эксплуатации тормозной механизм приобретает некоторые неисправности, что существенно сказывается на быстром или неравномерном износе тормозных колодок и дисков, повышенного шума и неприятного запаха. Колодки перегреваются и при этом теряют свои сцепные свойства. Одним словом становится неэффективной.

Причин, по которых возможны такие неисправности, на самом деле не так уж и много. Это или повреждённые направляющие, по которым перемещается суппорт, или грязь на рабочей поверхности, мешающая свободному перемещению колодок

Ну или сам суппорт. Последний вариант будет рассмотрен в данном материале:

Небольшая поправка: таки есть в суппорте деталь, которая способствует именно возвратному движению поршня после пропадания давления – это манжета. С одной стороны она обеспечивает герметичность, с другой – является своеобразной пружиной. Квадратная в сечении, при перемещении поршня она деформируется, а потом стремится принять форму покоя, попутно слегка утапливая поршень в корпус.

Со временем эластичность манжеты теряется, колодки остаются прижатыми к дискам, повышенное трение, перегрев и все прочие прелести. Не всегда это очевидно. Как можно выявить неисправность?

Прежде всего, вывешенное колесо должно свободно крутиться, даже сразу после нажатия и отпускания педали тормоза.

Тормозные диски не должны иметь следы перегрева

наружная и внутренняя колодки не должны иметь разницу в толщине

поршень тормозного суппорта должен легко утапливаться в корпус.

Если же есть повод для беспокойства, начинаем искать проблему. Чаще всего она происходит из-за повреждённого пыльника

но даже если внешне цел, загляните под него

поверхность поршня должна быть идеально ровной, без каких-либо следов ржавчины или грязи.

VAG-ом предусмотрен ремкомлект, состоящий из резинок, есть и куча аналогов от сторонних производителей

но нет в продаже поршня. Однако это вовсе не проблема, можно спокойно использовать неоригинальные поршни, имеющиеся в свободной продаже для автомобилей предыдущих поколений

А теперь о самой процедуре ремонта:

Поддомкрачиваем автомобиль и откручиваем колесо, выворачиваем руль в крайнее положение

Снимаем фиксирующую пружину

Тщательно очищаем поверхность возле крепления тормозного шланга

Сполоснуть каким-нибудь очистителем, продуть воздухом

Что бы не потерять уровень тормозной жидкости, пережимаем тормозной шланг

Откручиваем полый болт, фиксирующий шланг,

Отводим шланг в сторону

Что бы грязь не попала внутрь, а жидкость не заливала всё вокруг, наживать в отверстие простой болт с резьбой 10*1,5

Снимаем защитные колпачки на направляющих

Откручиваем направляющие шестигранником на 7 мм.

Необходимо немного утопить поршень, для того с помощью толстой отвёртки отодвигаем корпус от диска

Снимаем суппорт, помогая себе отвёрткой (отвёртками)

Одна колодка может остаться в скобе, одна фиксируется пружинкой к суппорту

тормозной суппорт в руках. Плоской отвёрткой снимаем чехол

Чудеса, но даже при внешнем благополучии внутри могла оказаться влага

Поршень из корпуса можно вынуть тремя способами:

Не отсоединив ещё суппорт от шланга, снять его с диска, и нажимать на педаль тормоза, пока поршень не выпадет. И сразу пережать шланг.

Зажать корпус в тисках, а поршень вытягивать большими “крокодилами”, совершая одновременно круговые движения

–но проще всего вынуть его с помощью воздуха. Однако не забудьте обеспечить упор, для безопасности собственных частей тела

Слив остатки тормозной жидкости, вынимаем старую манжету

Необходимо тщательно очистить посадочную поверхность защитного чехла

А так же канавки для манжеты

Перед сборкой необходимо всё ещё раз промыть (ELSA рекомендует спирт, но не внутрь) и продуть воздухом.

Чистыми (!) руками укладываем новую манжету

Слегка смазываем её свежей тормозной жидкостью

Немного т.ж. проливаем на поверхность поршня (та же ELSA для этого предусматривает специальную пасту)

Кладём поршень в корпус строго вертикально, и слегка раскачивая, усилием пальцев, вдавливаем

Утопив почти до середины, надеваем защитный чехол

Убедившись, что резинка нигде не замята, напрессовываем чехол на корпус. В нём вварено проволочное кольцо, для ровной посадки VAG-ом предусмотрена специальная оправка

Но можно обойтись и без неё, главное – равномерное усилие

Утопить поршень полностью, а потом выдвинуть с помощью воздуха, и убедиться, что пыльник сел ровно, нигде не перекручен и не порван

Снова утопить поршень полностью, и можно приступить к сборке. Однако, раз уж мы дошли до ремонта и профилактики тормозов, делать всё нужно правильно. А значит – откручиваем скобы суппорта

И тщательно вычищаем все поверхности, по которым перемещаются колодки

Убеждаемся, что не повреждена резьба, в которую ввинчиваются направляющие

*слабое место на VW последнего поколения. Часто при выкручивании направляющей, грязь и ржавчина, образовавшиеся на торчащей части, вытаскивают за собой и нити резьбы

Прикручиваем скобу на место (болты перед повторным применением очистить, затягивать с усилием 190Nm ),

кладём колодку и убеждаемся, что она нигде не застревает

Очищаем направляющие от грязи. При следах ржавчины их лучше вообще заменить

Вставляем внутреннюю колодку пружиной в поршень,надеваем суппорт на скобу, пальцами (!) наживляем направляющие

обязательно убедитесь, что болт пошел по резьбе, и только потом затягиваем (30 Нм)

Надеваем колпачки, что бы потом не забыть, вставляем пружинку

Тормозной шланг крепится к тормозному суппорту полым болтом, и уплотняется двумя кольцами.

Можно смело назвать их одноразовыми.

И снимаются они только с помощью инструмента

Но при этом в ETKA найти их, как отдельную деталь, не предоставляется возможным. Смело можно ставить кольца из аналогичного узла, применяемые в отечественных автомобилях. Разве что перед установкой слегка подвигать взад и вперёд на мелкой шкурке

Перед сборкой продуть штуцер

И очистить привалочную плоскость на шланге

И на корпусе

Теперь можно собирать

*35 Nm

Откручиваем штуцер прокачки, и освобождаем тормозной шланг

Обычно после такой работы прокачивать контур нет нужды, достаточно дождаться, когда из штуцера польётся жидкость, ровно и без пузырьков

Для любителей экологии можно подвесить бутыль, и контролировать воздух через прозрачный шланг

Затянуть шутцер (30Nm), сесть за руль и несколькими качками педали свести колодки.

Смыть остатки тормозной жидкости и прочие и следы деятельности

Особенно обратите внимание на пыльник ШРУСа, чехлы шаровой опоры и рулевого наконечника

Если таковых не наблюдается, прикручиваем колесо, опускаем домкрат. Открываем капот и проверяем уровень тормозной жидкости в бачке. При необходимости – долить.

Сделать пробную поездку. Если педаль при первом нажатии проваливается, а после пары качков становится выше, повторить процедуру по удалению воздуха.

Так же есть вероятность, что из-за разной эластичности манжет в старом и перебранном суппорте появится разница в скорости срабатывания тормозов. Поэтому желательно переборку производить сразу с обеих сторон.

Ну а теперь можно радоваться исправным тормозам.
Таким образом теперь вы узнали, как выполняется ремонт переднего и заднего тормозного суппорта

Суппорт тормозной – это одна из наиважнейших деталей тормозной системы. От исправности данной детали зависит безопасность езды в машине. Суппорт представляет собой относительно небольшое устройство, которое прижимает тормозные колодки к диску во время торможения авто.

Фактически только эта деталь является подвижной частью тормозной системы авто, поэтому работоспособность системы в огромной степени зависит от исправности этого элемента.

В процессе улучшения дисковых тормозов были выявлены два отдельных пути развития тормозных суппортов: с фиксированной конструкции и с «плавающей скобой».

Тормозной суппорт – это узел, который прижимает тормозные колодки к диску во время торможения машины, когда вы нажимаете педаль тормоза. Это единственная часть, которая движется в тормозной системе. Она устанавливается именно на дисковые варианты тормозов, барабанная система работает по-другому.

Это очень важный узел, если честно, то суппорт нужно рассматривать вместе с тормозными колодками, именно они берут на себя основную нагрузку при торможении системы. Так стоит отметить, что 90% поломок передних «тормозов», связанны именно с суппортами

Тормозные суппорты бывают двух типов - фиксированные и плавающие.

В суппортах плавающего типа при торможении поршень, под действием давления жидкости, прижимает внутреннюю колодку к тормозному диску колеса. Суппорт перемещается на направляющих пальцах в обратную сторону, тем самым выравнивая силу прижатия внутренней и наружной колодок к диску. Направляющие пальцы суппорта смазаны консистентной смазкой и защищены от влаги и других источников воздействия резиновыми чехлами. В суппортах обоих типов поршни отводятся от тормозных колодок на небольшое расстояние за счет упругости уплотнительных колец, в результате чего между дисками и колодками образуется небольшой зазор.

Фиксированные суппорта – более ранняя разработка автопроизводителей. Чаще всего суппорт такого типа включает в себя металлический корпус с расположенными симметрично двумя рабочими цилиндрами. Корпус жестко закреплен на кронштейнах автомобиля (обычно на кулаке передней или задней подвески). В механизме используется гидравлическое давление для поджатия колодок к тормозным дискам одновременно с двух сторон обоими поршнями. За счет отсутствия потерь времени и сил на движение скобы и регулирование сил прижатия тормозных колодок, такой тип тормозного механизма скорее включается в работу и более информативен для водителя. Колодки удерживаются в системе специальными пружинами. Поршни в таких суппортах связаны между собой системой трубок или внутренними каналами тормозного суппорта. Жесткозакрепленные суппорта, в свою очередь, делятся на разделяемые и цельные. Для того чтобы извлечь поршни в неразделяемых суппортах достаточно подать давление воздуха через отверстие тормозного шланга и поршни выйдут из цилиндров. В разделяемом типе расстояния между стенками корпуса суппорта недостаточно чтобы вытащить одновременно оба поршня - поэтому корпус сделан разборным. Две половинки корпуса обычно стягиваются между собой болтами или винтами.

Принцип работы тормозного суппорта

Схема суппорта не является сложной и одинакова в большинстве моделей автомобилей. Нажатие на педаль тормоза приводит к появлению давления в тормозной магистрали, воздействующего на поршни суппортов. Данное давление приводит к сдвижению поршней суппортов, которые в свою очередь подталкивают тормозные колодки к закрепленному на колесе тормозному диску, прижимая их к нему с обеих сторон. Возникающее в результате этого трение и вызывает эффект торможения автомобиля. Кроме того задачей суппорта является постоянное удерживание колодок в строго параллельном положении относительно тормозного диска.

Устройство суппорта не отличается сложностью. Фактически он состоит из подключенных к гидравлической системе поршней, к которым крепятся тормозные колодки. Расположение и количество тормозных колодок, а также способ крепления суппорта к ступице могут различаться и зависят от модели автомобиля. Наиболее распространенная схема – две колодки на колесо и двухточечное крепление к ступице.

Устройство тормозного суппорта

ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗНОГО СУППОРТА

Имеется несколько наиболее распространенных свидетельств:

  1. увеличенное усилие – именно его требуется прикладывать для полной остановки машины;
  2. автомобиль тянет в сторону в процессе торможения;
  3. педаль становится «мягкой» – для нажатия на нее нужно достаточно слабого усилия;
  4. пульсация педали тормоза;
  5. небольшое сопротивление в перемещении педали до пола;
  6. прихватывание тормозов;
  7. блокировка задних тормозов при большом усилии и т. д.

Как определить, что суппорт неисправен?

Обязательное условие для соблюдения безопасности – это исправность суппорта, поэтому он обязан быть качественным. Важно помнить, что из-за возникающего в процессе торможения трения колодки и суппорт нагреваются. Это является причиной серьезных требований к качеству детали: она должна быть не только механически прочной, но и теплостойкой, а также обладать достаточно высокой скоростью теплоотдачи.

Благодаря этому можно избежать заклинивания поршней и/или деформации частей тормозной системы. Для примера пыльник направляющей – очень неприметная и незначительная, на первый взгляд, деталь, но ее дефект может стать причиной заклинивания суппорта.

Кроме тех ситуаций, когда тормозная система авто уже не работает явственно, о том, что суппорт тормозной в скором времени перестанет работать могут «говорить» и другие признаки. Такими признаками могут быть и скрип, и стук в зоне суппортов.

Появление характерного скрипа говорит об значительном усилении процессов трения в механизме, что постепенно его разрушает. Проблемы, которые могут стать причиной этого, разнообразны. Это и перекос тормозных колодок и/или их неправильная установка, это и чрезмерно изношенные тормозные диски (может появиться даже биение в руль).

Замена суппорта может стать необходимой даже в том случае, если на нем разорван пыльник поршня. Явление чревато тем, что внутренности суппорта, а именно его цилиндр, становится беззащитными перед проникновением грязи, которая способна повышать трение между поршнем и цилиндром, и провоцирующей образование ржавчины. Ржавчина в ближайшем будущем приведет к неизбежному заклиниванию поршня.

СУППОРТ ТОРМОЗНОЙ – СПОСОБЫ РЕМОНТА

Неисправности суппорта могут быть разными. Однако можно выделить наиболее частые случаи, а также рекомендации по их устранению.

ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ ПОДКЛИНИВАЮТ В СУППОРТЕ

Это заметно, когда при демонтированном суппорте колодки не перемещаются в свободном ходе. Обычно причина в ржавчине на неподвижных колодках суппорта, которая и мешает перемещению колодок.

Для ликвидации проблемы стоит вооружиться наждачной бумагой, щеткой по металлу и напильником (но только мелким). Затем нужно счистить коррозию с металла, после чего смазать поверхность смазкой высокотемпературного типа. Однако на суппорте не должно быть выработки – ямок от коррозии. При их наличии зачистка не поможет – колодка будет недостаточно плотно прижиматься либо недостаточно быстро отходить от поверхности тормозного диска.

Иногда такой дефект можно устранить напильником (при условии незначительной выработки), но обычно приходится покупать новую часть суппорта (неподвижную).

МЕХАНИЗМ ЗАДНЕЙ ОСИ

Разобрать задний суппорт будет гораздо сложнее. Объясняется данный факт тем, что задний элемент имеет многосложное строение, так как дополняется, в отличие от переднего, еще и механизмом стояночного тормоза.

В остальном характер функционирования элемента схож с передним. ТЖ способствует выталкиванию поршня, который прижимает колодки к колесному диску.

Пошаговый алгоритм по снятию заднего суппорта (подготовительные операции те же, что и у переднего).

  1. Демонтируется защита элемента.
  2. Шплинт, который соединяет трос стояночного тормоза с суппортным механизмом, извлекается.
  3. Отсоединяется трубка жидкости, как и в случае выше, закупоривается.
    1. Извлекаются стопоры.
    2. Вытаскивается фюзеляж.

    Остальные манипуляции аналогичны вышеописанным. Надо все хорошенько проверить, зачистить или поменять. Рекомендуется поршень суппорта, который частенько со временем ржавеет, обработать специальной пастой на основе абразивов. Можно также пройтись шкуркой, но очень мелкой.

Смазка направляющих тормозного суппорта

При потере подвижности в узлах суппорта первое, на что необходимо обратить внимание – направляющие. Именно они, наиболее часто доставляют хлопоты владельцам автомобилей. Закисшие направляющие могу служить причиной для проявления всех неисправностей, связанных с потерей подвижности между узлами суппорта.

Направляющие должны свободно двигаться вдоль своей оси. Если этого не наблюдается, необходимо разобрать суппорт, вытащить из скобы направляющие, очистить их от старой смазки и оценить их состояние, также необходимо очистить посадочное место направляющей в скобе.

Рабочая поверхность направляющих должна быть без коррозии, без сильных следов износа. Если на поверхности направляющей появилась небольшая коррозия, то ее необходимо зачистить очень тонкой наждачной бумагой, после этого направляющую необходимо смазать специальной смазкой и установить назад в скобу суппорта. После этого необходимо проверить свободный ход направляющей вдоль своей оси. Вы не должны прилагать каких-либо больших усилий для перемещения направляющей. Направляющая должна свободно перемещаться в теле скобы при захвате двумя пальцами руки.

Если этого не происходит, то возможно, вы плохо очистили направляющую, либо она имеет большой износ и клинит в посадочном отверстии скобы, в этом случае направляющую необходимо заменить.

Важное замечание – для смазки направляющих необходимо использовать специальную смазку. Недопустимо использовать солидол, литол, графитную и прочие смазки.

Замена ремкомплекта суппорта

Наиболее сложной и ответственной операцией при ремонте суппортов является замена ремкомплекта суппорта. В ходе этой операции меняются все уплотнения и резинотехнические изделия суппорта.

Для начала, вы должны приобрести ремкомлект для суппорта вашего автомобиля. Для этого в автомагазине вы должны будете сообщить продавцу марку и модель вашего автомобиля, год его выпуска и прочие данные, которые спросит продавец.

Для проведения ремонта при помощи ремкомплекта, для начала необходимо демонтировать суппорт. После этого перенести его на верстак и полностью разобрать. Очень важное замечание – место, в котором разбирается суппорт, должно быть максимально чистым. Попадание даже самой маленькой песчинки внутрь суппорта грозит скорым выходом его из строя.

В большинстве своем вам необходимо будет заменить следующие резиновые изделия:

  • Уплотнение тормозного цилиндра;
  • Пыльник тормозного поршня;
  • Пыльники направляющих;
  • Уплотнения направляющих;
  • Уплотнительное кольцо штуцера прокачки.

Если на рабочей поверхности тормозного поршня присутствует глубокая коррозия (с образованием каверн), то поршень также необходимо заменить.

Сборку суппорта производить в порядке обратном разборке. После этого суппорт необходимо установить на автомобиль, смазать направляющие и прокачать тормоза. Как вы уже знаете, для этого вам потребуется помощник или специальное устройство.