Как избежать лобового столкновения. Как избежать лобового столкновения с автомобилем

В последние годы все чаще отмечаются ДТП, причиной которых стала потеря управления и выезд на встречную полосу одного из транспортных средств - участников аварии. Это может произойти как в результате чрезмерной усталости водителя, так и по причине неправильной оценки расстояния, необходимого для благополучного завершения обгона. Что делать в ситуациях, когда на вашей полосе движения появляется транспортное средство? Как предотвратить лобовое столкновение?

Обгон

Согласно информации, предоставляемой службой ГИБДД, подавляющее количество лобовых столкновений на трассе возникает как результат излишней уверенности одного из водителей в возможности быстро обогнать медленно движущееся впереди транспортное средство. При этом водитель неправильно оценивает скорость движущегося по встречной полосе автомобиля, скорость попутного транспорта, оптические эффекты, возникающие в условиях недостаточной видимости (туман), дорожные условия. Все это приводит к страшным последствиям. Однако избежать аварии можно, если действия человека, сидящего за рулем второго автомобиля, окажутся достаточно грамотными.

Заметив движущийся навстречу автомобиль, необходимо максимально быстро оценить его скорость и возможность благополучного завершения обгона. В случае, когда возникают сомнения, рекомендуется снизить скорость, тем самым увеличивая расстояние, имеющееся у встречного авто для завершения маневра. Подобные действия, при всей простоте, часто помогают избежать аварии.

Помимо этого, не будет лишним и световое оповещение водителя автомобиля, выехавшего на обгон, о наличии на его встречной полосе других транспортных средств. Нередко, особенно в сумерках, авто визуально сливается с асфальтом, становясь практически невидимым. Необходимо на несколько секунд включить дальний свет, который сложно будет не заметить.

В случаях, когда расстояние до встречного автомобиля уже критически мало, и торможение не способно обеспечить необходимую дистанцию, оптимальным решением является съезд на обочину дороги. При этом важно учитывать тот факт, что водитель нарушающего автомобиля, заметив встречный транспорт, может повторить его маневр. Тогда столкновение произойдет уже на обочине. Во избежание подобного развития событий, несмотря на критический недостаток времени, необходимо включить сигнал правого поворота. Таким способом удастся скоординировать свои действия с действиями встречного автомобиля. Если же сигнал поворота включает нарушитель, съезжать на обочину не следует. В данном случае достаточно будет продолжать торможение, максимально снижая скорость.

Сон водителя встречного автомобиля

Несколько иная ситуация возникает в случаях, когда водитель встречного автомобиля засыпает вследствие переутомления. Такое нередко происходит с водителями тяжелых грузовиков - фур. Понять, что водитель спит, можно по динамике разгона авто на встречной полосе, а также по его траектории движения. Транспортное средство при этом не стремится быстро покинуть «встречку», может двигаться неровно, вилять по дороге.

При подобном развитии событий специалисты рекомендуют попытаться разбудить водителя, подавая звуковые и световые сигналы. Однако это не должно продолжаться долго. Если авто продолжает двигаться по встречной полосе, необходимо максимально быстро выехать на обочину, полностью остановить автомобиль и покинуть его. Все это должно выполняться с запасом времени, к моменту, когда автомобиль со спящим водителем еще не приблизился на критическое расстояние.

Не рекомендуется пытаться разойтись с неуправляемым грузовиком правыми боками, проехав по его полосе. Такой вариант возможен в крайних ситуациях, когда остановиться уже невозможно, но велик риск того, что водитель проснется в момент, когда ваше транспортное средство будет в его «мертвой» зоне справа. При этом проснувшийся человек попытается в короткие сроки вернуться на свою полосу, сталкивая или подминая под себя находящийся там автомобиль.

Потеря управления

Пожалуй, самой опасной ситуацией из рассмотренных в данной статье, является потеря встречным автомобилем управления (занос, блокировка руля), сопровождающаяся выездом на встречную полосу. Опасность заключается в том, что встречный водитель не способен предпринять никаких действий по предотвращению ДТП. Все зависит от грамотности и своевременности мер, предпринятых вторым водителем.

В подобной ситуации необходимо максимально быстро оценить примерную траекторию движения потерявшего управление авто. Дальнейшие действия напрямую зависят от этого.

Если автомобиль в заносе выезжает на полосу встречного движения достаточно далеко впереди, нет необходимости использовать экстренные способы торможения и ухода от удара. Достаточно просто снизить скорость, а в некоторых случаях полностью остановить свой автомобиль. Как правило, занос не продолжается на протяжении большого участка дороги. Аварийный транспорт либо вновь обретает управление, либо съезжает с дороги.

В случаях, если встречный автомобиль начало заносить прямо на вас, торможение уже не способно спасти ситуацию. Гораздо больше пользы принесет резкое ускорение, что позволяет выйти из зоны возможного удара, при этом оставляя потерявшему управление водителю пространство для маневра.

Ситуации, когда автомобиль выезжает на «встречку» в непосредственной близости от вас, требуют максимально быстрой оценки ситуации, грамотной реакции. Пожалуй, единственно возможным действием здесь является резкий уход от удара вправо, на обочину. Однако существует риск заноса в момент, когда правые колеса авто уже находятся на грунте, а левые все еще на асфальте.

Если объезд невозможен, уход от лобового столкновения осуществляется путем съезда в приобочечную канаву (кювет). При этом съезд, во избежание опрокидывания, осуществляют под максимально тупым углом.

Что должен делать водитель, чтобы избежать столкновение со встречной машиной?

Лобовое столкновение на большой скорости практически не оставляет шансов на выживание. Именно такие ДТП считаются самыми опасными. Ситуация усугубляется в зимний период, когда на дорогах гололедица и снег. Чтобы не растеряться и снизить риск столкновения со встречным автомобилем, нужно рассмотреть несколько способов решения данной проблемы.

Остановиться

Остановка транспортного средства предупредит столкновение, но только при соблюдении нескольких условий:

  • Встречная машина едет на небольшой скорости и начинает торможение.
  • Дорога сухая.
  • Сзади отсутствуют машины.

Резкое торможение актуально не всегда. Во-первых, можно спровоцировать занос и самому вылететь на встречку, во-вторых, избежав лобового столкновения, можно получить удар в кормовую часть.

Вильнуть вправо

Самый надежный способ уйти от лобового столкновения — прижаться к правой обочине или совсем сойти с дороги, если такая возможность есть. Если обочина занесена снегом, уходите в сторону аккуратно, чтобы машину не "засосало".

Итак, если есть возможность уйти вправо, включайте правый поворотник, чтобы водитель автомобиля со встречной полосы увидел ваши намерения, бросайте газ и максимально прижимайтесь к обочине. После этого начинайте снижать скорость. Обязательно контролируйте ситуацию — если встречный автомобиль упрямо движется на вас, постарайтесь рассчитать расстояние до него и возможность ухода от столкновения по обочине.

Вильнуть влево

Если уйти к правой обочине невозможно по определенной причине (например, полоса занята, стоит автомобиль и т.д.), можно вывернуть влево, на встречную полосу. Такое необходимо в ситуации, когда встречная машина упрямо движется на вас. Помните, что уходить влево можно при условии отсутствия машин на встречной полосе.

Уходя влево, не забудьте включить левый поворотник. Не бойтесь нарушить правила дорожного движения — жизнь намного важнее, да и наказания получится избежать, поскольку маневр был необходим для предупреждения ДТП.

Если на вас "летит" встречка, главное не паниковать. Здесь требуется спокойствие и хладнокровие. Ддействуйте уверенно и быстро, на раздумье отводится всего пара секунд. И еще несколько правил:

  • Крепко держите руль — при маневре легко потерять контроль над машиной.
  • Обратите внимание на траекторию движения встречного автомобиля и рассчитайте, в какую сторону он направляется, чтобы "объехать" его.
  • Если избежать столкновения не получается, постарайтесь сделать так, чтобы удар пришелся по касательной в бок, а не в лоб. Так меньше риска получить серьезные травмы.

Многие водители при плотном потоке на встречной полосе сразу прижимаются к правой обочине, чтобы в случае "вылета" автомобиля на встречку избежать столкновения.

Фууу-ххх… Привет… Заголовок можно продолжать и продолжать в разных вариациях. В конце поста я выложу автоаварию — видео о моей первой автодорожки из которой я вышел с наименьшими потерями, если брать в расчёт здоровье и жизнь в целом. Только сегодня более-менее отошёл от этого офигенного стресса. По прибытии домой – ныло сердце, пришлось немного выпить на ночь.

Хочется узнать ваше мнение по этому поводу. Вашу оценку тому, что вы увидите. Сам то я уже сделал для себя выводы. Стоит ли судиться с дорожниками, хотя изначально хотел предъявлять претензии не им? А может я сам во всём этом виноват из-за своей неопытности? Ну да ладно, всё по порядку…

В чём причина автоаварии?

Что же со мной произошло? В субботу я с другом возвращался на своей машине из небольшой поездки, из области. Наш город находится в 100 км от федеральной трассы. Эту трассу ремонтировали финны 2 года назад и пока она ещё находится в нормальном состоянии, что ни скажешь о нашей ветке. Нет, её состояние не назовёшь катастрофическим летом, её периодически латают. В Архангельской области можно сказать дорог вообще нет, по сравнению с нашими. В позапрошлом году мы с семьёй в отпуск ездили по этим “дорогам”. На обратном пути, так как были гружёные, погнули все диски. Кое-как до дома добрались тихим сапом, периодически подкачивая колёса.

В России 2 беды, но разве я дурак?

Федералку у нас зимой реагентами посыпают, поэтому она в это время чистая. Наша же районная дорога и дорога в самом городе живёт без химии, что для машин вроде как лучше – меньше гнить будет, но вот ледяной коркой она покрыта всю зиму. Колея зимой на ней – постоянная, что безопасности движения очень мешает. Кто знает что такое колея зимой и как от неё страдают автовладельцы – объяснять не нужно. Вот и мне теперь не нужно это объяснять, так как она зараза сыграла злую шутку со мной и моей ласточкой. Плюс конечно мой опыт вождения не слишком велик — всего 2 года с момента покупки, но всё же в отпуск то мы съездили без аварий.

Ну сейчас уже всё позади и уже думаешь что хорошо, что всё так закончилось. А могло произойти так, что этот пост был бы не опубликован. Догадываетесь почему?

Не буду утверждать, что я ехал без превышения скорости, но если она и была, то не более 10-20 км/ч. Но если бы ни эта чёртова колея, если бы ни этот, показавшийся мне помехой — встречный микроавтобус, то аварии бы не произошло. А в сложившейся ситуации я выбрал меньшее из зол и намеренно ушёл в кювет, дабы избежать лобового столкновения и с микриком или с грейдером.

Да, грейдеры чистят у нас дороги, но наледь и колею они не могут содрать с покрытия. Они счищают свежевыпавший снег и не дают дороге сужаться – подчищая обочину. Ну и посыпалки изредка выходят на трассу…

Было 14.25., судя по часам на видеорегистраторе. Выходя из поворота, сначала я увидел этот грейдер, который шёл, подчищая обочину противоположной стороны, затем микроавтобус, который начинал обходить грейдер. И тут я решил, что могу столкнуться с этим микриком, что мы не разъедемся… Знаете, нужно иметь железные нервы, чтобы предчувствуя столкновение лоб в лоб, не предпринять ничего, и ехать так, как ехал прежде, в надежде на то, что встречный сам уйдёт от столкновения с тобой.

И тогда я решил обезопасить своё положение на дороге. Я решил выйти из колеи и плотнее прижаться к краю дороги, что привело к заносу моего автомобиля…

Я знаю, что при заносе переднеприводного автомобиля, нужно поворачивать руль в ту же сторону и прибавлять газ, чтобы выровнять авто. Но у меня не было на это ни времени, ни пространства. Нужно было уходить от столкновения любым способом. И этим способом и местом был конечно же кювет.

Блин, просмотрел этот ролик уже наверное 500 раз… Всего 4 секунды прошло с момента начала заноса до столкновения со снежной обочиной и всего 2 секунды было у меня на принятие решения – куда уходить…

Ещё раз у вас спрошу – какими же непрошибаемыми нервами нужно обладать, чтобы в этой ситуации, оставаясь в колее, лишь сбросить газ и ждать, когда тебя объедут? Может быть вы увидите в моём ролике иной спасительный выход, которым должен был идти я?

Чтобы вы мне не советовали, а это всегда легко делать, и не говорили, я поступил так, как посчитал правильным. И в моей ситуации, когда меня уже занесло, – это был самый правильный выход. Если бы, если бы, если бы… Сколько этих если бы можно напридумывать. Но всё уже произошло.

Сейчас бы я поступил иначе в той ситуации. Но а кто-то вообще бы не смог вырулить в кювет и угодил бы под грейдер, или поцеловался с микриком. Сейчас думаешь: вот нужно было сбросить газ и не сходя с колеи немного притормаживать, ожидая, что тебя объедет встречная машина. А вдруг бы её занесло при манёвре? И тогда вам не помогло бы ничего… А я решил перестраховаться, прижавшись к краю дороги, но меня занесло из-за колейности, чтоб её…

Сейчас я понимаю, что в тот день мы с другом родились заново или господь дал нам отсрочку, или у нас с ним крутые ангелы-хранители. Потому что если бы мы вляпались, то я был бы виноват — 100%. Если бы в микроавтобус, а там ехало человек 6-7 (точно не помню. Они остановились и справились о нашем здоровье), то если бы я остался жив и были бы жертвы — получил бы срок однозначно… Если бы врезался в грейдер и погиб бы друг – тоже срок светит, трактору то нифига бы не было…

Как-то так вот я сейчас рассуждаю, а когда приехал домой и посмотрел автоаварию видео – думал, что виноват во всём водила микроавтобуса, который как мне изначально показалось – уж слишком выехал на мою сторону. Но пересмотрев много раз видео и выслушав мнения гаишников, друзей, посторонних и не только людей, теперь я думаю иначе… Теперь я благодарю бога, что мы все остались живы и что всё так благополучно закончилось…

Друзья, продолжение своей истории я бы хотел выложить в следующих постах – не обижайтесь… Просто слишком длинный получится пост, а это не очень любят поисковые системы, и к тому же я хочу немного разжечь интерес к своей истории…

Шутка друзья, но в ней есть и доля правды как вы догадываетесь – это насчёт розжига интереса. Да просто так будет логично. Первая часть – Как это было, вторая – . В третьей можно описать что было по приезду домой и что было на следующий день, когда люди давали оценку моей истории и т.д. Да можно и 4 и 5 и 6 часть написать, так как после будет ремонт машины или его не будет. Нет, будет. До отпуска нужно её отремонтировать, а то после него деньги кончаются…

Ну всё, вот автоавария видео … Оно короткое, около 20 секунд. То что было до заноса и момент удара. Кстати, может в следующих частях выложу видео о том, что было после удара в салоне, так как камера видеорегистратора повернулась и стала снимать салон… Но точно не знаю, стоит ли… Решу позже, так как это может повлиять на ход событий, не в мою пользу… А может и нет… Нужно хорошенько подумать…

Всё, смотрите, и жду ваших мнений на сей счёт… Не прощаюсь, Ваш

Понравилась статья - поделись с друзьями!

К записи "Как я ушёл от лобовухи, или спасибо господи за спасение, или особенности зимней дороги в Ковдорском районе" 24 комментария Самый активный комментатор в конце месяца получает денежный приз.

    Посмотрел. Резюмирую. Я не в коей мере не оправдываю того балбеса, который выперся на встречку в повороте. Но посмотрев видео раз пять, я не заметил снижения скорости Вашего автомобиля. А ведь в зимнее время, подъезжая к изгибу дороги, надо обязательно снижать скорость до тихой, ведь из машины не видно какая там ситуация, и всегда, я подчеркиваю — ВСЕГДА надо ожидать, при правом изгибе — меня может вынести, при левом — на меня может вынести. И если это всегда помнить, то многих проблем можно избежать. Я 35 лет за рулем, и последних лет 30, почти после такого-же случая, придерживаюсь этого правила. И вообще, если я вижу впереди что-то не понятное, не обязательно на повороте, первое что я делаю — это снижаю скорость до такой, что-бы при необходимости быстро остановиться. На видео видно, что Вы стали поворачивать слишком круто, надо было плавней (зима не любит резких движений, ускорений, торможений). И при более тихой скорости Вы могли-бы разъехаться, перескочив хотя-бы одну колею. Ну а как случилось, так случилось, и надо действительно радоваться, что всё так более менее счастливо закончилось. И помнить, что в России две беды — дороги и дураки на дорогах, и ездить держа это в уме. И самое главное — надо учиться себя за рулем контролировать. Первое время будет тяжеловато себя одергивать, но когда все будет делаться на автомате, ездить станет намного легче. И еще, первые годы, особенно от 1 года и до 3-4 лет, считаются самыми опасными. Кажется уже АС, а навыки не отработаны, вот народ и бьется. Ну вот коротенько и все. Желаю от всего сердца — больше не попадать в подобные ситуации. Удачи на дорогах.

    Я, конечно, в свои 16 не водила, и тем более не опытный, но, как я думаю, микроавтобус рано вышел на встречную полосу, не убедившись в отсутствии помех. Но, что лично меня удивило, Вы не сбросили скорость ни при повороте, ни при виде уборочной техники, и как то чересчур рано дали вправо, и не удивительно, что при приличной скорости и зимней дороге машину повело и вынесло на обочину. ИМХО.

    Нет Артем, не рано. Видеорегистратор снимает широкоугольным объективом и по этому кажется, что все далеко. На самом деле все было рядом и до грейдера Алексей не доехал метра 3-4 а то и меньше.

    Вот и я в последнее время говорю по этому поводу: «Живы и слава богу, а автомобиль — дело наживное. Что такое материальные ценности по сравнению с человеческой жизнью? — Ничто!» Набирайся водительского опыта и быстро не гоняй, особенно зимой.

    Колея, страшная штука. Тут стаж даже лет в 100 не поможет. Сделано все верно. Меня один раз колея на скорост 20 км в час просто выкинула к забору за долю секунды. А другой раз, на совершенно пустой улице (ехал в городе по частному сектору, его практически не чистят) ночью, меня за ту же долю секунды на совершенно черепашьей скорости развернуло на 180 град. и я поехал в обратном направлении. При чем рулем никаких движений не делал. Простоехал в одну сторону, потом в обратную. Два пассажира даже не поняли, что это было.

    А тут скорость всетаки приличная была. Однажды, В аналогичной ситуации, (У вас грейдер, а там был обгон автобуса), встречный жигуль выскочив из за автобуса, увидев мою машину прыгнул в кювет. Правда последствий никаких. Кувет пологий и снегу куча. Уперся как в подушку. Вытащили, даже царапины не было на машине.

    Алекс, привет. Не буду утомлять своими рассуждениями — есть целая наука о том, как выходить из колеи. И если натренироваться правильному выходу из колеи, то выйти не помешает ни скорость, ни поворот. Вот одна из моих старых статей . Посмотри видео как выходить из колеи. Главное — все живы.

    Дополнение к вопросу.
    К сожалению, на выплату по ОСАГО нет надежд, так как нет виновника (кроме Вас самих) в Вашем ДТП. Ни грейдер, ни встречная машина не виновники ДТП. В правилах дорожного движения сказано, что завидев препятствие Вы должны снизить скорость вплоть до полной остановки, а не изменять направление движения.
    Про колейность на дороге в ГОСТе не говорится. Классифицировать ее как ямы — тоже не правильно. А к качеству дороги, в данном случае, трудно предъявить претензии — дорогу убирают.
    К сожалению Вы правы. Это и в России, и в Украине, и в других постсоветских странах — пока петух не клюнул…
    Все у нас делается с надеждой на авось пронесет.
    Никто у нас не интересуется ГОСТами. Никто не изучает, как быть в той или иной ситуации. В моде агрессивная манера езды без тормозов и ремней.
    У Вас все хорошо — все живы. А ко мне часто обращаются после летальных исходов за разъяснениями.
    Получить возмещение за плохие дороги тяжело и в Украине, а в Вашем случае — нет смысла что-то затевать.
    За плагин — спасибо.

    Да такой опыт — бесценная штука. Смотреть как это делают другие — это одно, но когда сам на себе испытаешь — это совсем другое, надолго запоминается. Но все таки такого опыта лучше набираться на полигоне, под руководством опытного инструктора. В другой раз, так может не повезти, поэтому осторожность, внимательность, а главное умение спрогнозировать ситуацию виртуально — заранее позволят ездить долго и успешно. Еще раз удачи на дороге.

    Reply:
    Март 28th, 2013 at 12:40 пп

    Совершенно верно, лучше на полигоне тренироваться… Теперь буду строго соблюдать скоростной режим, особенно зимой…

    Один мой знакомый, бывший сотрудник ГИБДД, говорил так: «Запомни и всегда выполняй Правило Три Д». Что это за правило? Дай Дорогу Дураку. Лучше уступить самому, чем ждать, надеяться и верить, что это сделает другой.

    Надо быть всегда начеку, и скорость на поворотах скидывать заранее тормозя двигателем. А вы даже не пытались притормозить. У меня на сайте подборка аварий за Март 2013 года и там подобных ситуаций через один. Правда результаты более плачевные.

    Просмотрел видео, я бы так не сделал. Уход на левую сторону с пересечением встречной полосы всегда САМЫЙ ОПАСНЫЙ маневр!
    На видео видно, что вы впали в истерику, начали вилять. Машину могло занести прямо на трактор. Чудо, что так не случилось. Уход в «свой», левый кювет намного безопаснее.

    Авария, на мой взгляд, не была неизбежной. На вашем месте я бы сбросил газ и максимально прижался к ЛЕВОЙ стороне, к сугробу. Сугроб задержал бы машину вплоть до полной остановки, встречной машине осталось бы место разъехаться, или максимум удариться вскользь. Это не так страшно, как фронтальный удар, вдобавок вы не остались бы виноватой.
    При уходе влево вы виноваты ВСЕГДА.

Тема, на которую мы сейчас будем говорить – жизненно важная и довольно таки печальная. Почему? Потому что речь пойдет о лобовых столкновениях – аварии, которые сегодня чаще всего уносят жизни невинных людей или одаривают человека инвалидностью. И, как обычно, вся вина ложится на плечи одного из участников дорожного движения – в редких случаях такие аварии случаются по причине «неведомой силы». В любом ДТП есть виновники. Но если говорить о мелких происшествиях на современных дорогах, то это полбеды, а вот лобовое столкновение – это настоящая катастрофа, трагедия, ужас, беда (для кого-то даже вселенского масштаба).

Поэтому, прежде чем вы продолжите чтение этой главы, хотелось бы попросить вас об одном маленьком одолжении: Прочтите все, что будет написано ниже, с особой внимательностью! Отнеситесь ко всему сказанному серьезно. Ведь если вы усвоите всю информацию из данной главы, то в дальнейшем вам удастся сохранить жизнь не только себе и своим близким, но и другим людям, которые тоже являются участниками дорожного движения и также как и вы не планируют преждевременно уйти в «мир иной».

«Прочтите все, что будет написано ниже, с особой внимательностью»

Чтобы осознать всю серьезность и актуальность проблемы, можете отвлечься от чтения и зайти на youtube. Введите на сайте в строку поиска «лобовое столкновение». Посмотрите, сколько видеороликов с ДТП хранится на этом сайте. Включите несколько из них. Готов заверить, что вы будете под впечатлением и вцепитесь в чтение этой главы, что не супруга, ни муж, не родители, ни дети не смогут вас оторвать от книги.

Всему виной…

Ну что? Просмотрели парочку видеороликов? Да? Как впечатления? Ужасно, правда? Да уж, и действительно зрелище не для слабонервных. И оказаться в подобной ситуации вам, наверняка, не хочется. Поэтому для начала, перед тем как перейти к основной части, в которой рассмотрим способы, как избежать лобового столкновения, стоит уделить внимание причинам аварии подобного рода.

Как и в большинстве ДТП, причиной лобового столкновения являются необдуманные действия водителя и нарушение правил дорожного движения. А нарушают сегодня немало автовладельцев, не смотря на то, что к нарушителям сейчас применяют серьезные наказания, вплоть до лишения водительских прав или тюремного заключения (при серьезных авариях с летальным исходом).

Хочется отметить, что в ночное время, лобовое столкновение происходит по причине усталости и сонливости водителей. Многие автомобилисты любят ездить по ночным дорогам, но вот толком поспать они почему-то не удосуживаются. Конечно, если человек работает дальнобойщиком, то против начальства не попрешь – его не интересует: выспался ты сегодня или нет, – и в ночной рейс придется выйти. Но ведь многие водители-любители по собственному желанию отправляются в ночные поездки. И тут то и происходят трагедии на ночной дороге.

«…причиной лобового столкновения являются необдуманные действия водителя и нарушение правил дорожного движения»

В качестве примера, можно привести стандартную ситуацию, которая повторяется на дорогах изо дня в день. Водитель, естественно, толком не поспав днем, едет по своим делам по ночной дороге. Он устал за день, ужасно хочет спать, но у него есть дело, которое не терпит отлагательств и ему его нужно решить, мало того что утром, так и еще сделать это в другом городе – конференция, собрание предпринимателей или просто сходка автомобилистов. В общем, причины такой поездки нас совершенно не интересуют. Основное внимание на дороге и усталости водителя.

И так, водитель спокойно движется по дороге, иногда подбавляет газку, чтобы доехать до места назначения пораньше и успеть «дремануть» хоть пару минут, но сонливость берет верх. Глаза сами по себе закрываются, руки расслабляются, и автомобиль постепенно выезжает на встречную полосу. А там, как назло, навстречу, едет фура, да еще и груженая. Водитель грузовика сигналит движущемуся в лоб авто и даже не догадывается, что человек управлявший этой машиной уснул. В результате происходит лобовое столкновение.

Сразу хотелось бы пояснить, почему «управлявший». Потому что, когда водитель уснул за рулем, он одновременно перестал управлять автомобилем. Человек просто спит. О каком осознанном управлении может идти речь?

Однако не стоит думать, что «уснул за рулем» единственная причина лобовых столкновений. Встретиться лоб в лоб можно и по причине элементарного заноса на скользкой дороге. И это не обязательно должна быть заснеженная или обледенелая дорога. Достаточно небольшого ливня, чтобы значительно намочить проезжую часть. Но если занос и становиться причиной лобового столкновения, то только по другой причине – нарушение скоростного режима на определенном участке дороги. Именно превышение скорости становится основным виновником любого серьезного ДТП. К примеру, на скользкой дороге может занести, если водитель едет по закругленной дороге с большой скоростью или совершает необдуманный обгон или объезд препятствия.

«Именно превышение скорости становится основным виновником любого серьезного ДТП»

Еще одна распространенная причина лобового столкновения – это ослепление дальним светом. С данной проблемой сталкивался, наверное, каждый опытный водитель. Согласитесь, что первое время, как только были получены права и куплена собственная машина, вы иногда забывали переключить свет. Было, было и не стоит отрицать. Себя не обманете. Как в таких ситуациях происходит лобовое столкновение, наверняка, объяснять не нужно, так как представить себе это не трудно – то же самое, что ехать за рулем машины с закрытыми глазами (образно говоря).

Следующая причина – маневрирование в условиях ограниченной видимости. Под ограниченной видимостью можно понимать густой туман, мощный ливень или снегопад, задымление дороги от пожаров на торфяниках и т.д. По этому поводу, можете еще раз пересмотреть главу о вождении в туман, где все подробно описано о том, как себя вести на дороге при плохой видимости.

Необдуманный обгон – еще одна причина «лобовух». Кстати, именно эта причина сегодня относится к одной из главных виновниц лобовых столкновений. А рождение данной причины начинается с распущенности и неопытности современных водителей (в особенности новичков).

Гибнут не все

Хотя лобовое столкновение относится к самому тяжелому виду ДТП, страдают при происшествии не все. Больше всего достается водителю и пассажиру спереди. Пассажиры сзади могут отделаться ушибами, ссадинами, переломами или сотрясением мозга – однако жить они будут, однозначно. А вот сидящие спереди люди, при лобовом столкновении обычно либо гибнут сразу, либо в больнице из-за полученных травм. И это даже не смотря на то, что инженеры современных автопроизводителей всячески пытаются увеличить показатели безопасности новых авто. Но пока никому не удалось придумать полностью безопасную по всем параметрам машину.

Особую опасность для водителя и пассажира спереди представляют пассажиры сзади. Так уж принято во многих странах, что человеку, сидящему на заднем сидении автомобиля не обязательно пристегиваться ремнем безопасности. И в случае лобового столкновения, сидящие сзади пассажиры наваливаются всем своим весом на водителя и пассажира спереди. Стоит отметить, что при ударе, тело человека движется по инерции вперед (т.е. в том направлении в котором двигалась машина). И в момент столкновения масса тела пассажиров сидящих сзади увеличивается в несколько раз. На эту тему шведы придумали что-то вроде шутливого предупреждения: вы водите за спиной слона! Конечно, «слона» не стоит понимать буквально.

«...пока никому не удалось придумать полностью безопасную по всем параметрам машину»

Наверное, вы подумали, что при лобовухе в основном страдает водитель, а пассажиры, сидящие позади, получают только легкие и совместимые с жизнью травмы? На самом деле нет. Не пристегнутый человек, сидящий на заднем сидении, при ДТП может вылететь через любое разбитое окно автомобиля. Не редко при лобовом столкновении пассажир с заднего сидения оказывался на капоте автомобиля/ей.

Как избежать лобового столкновения?

И так, с основными причинами аварии мы разобрались. Также поговорили по поводу того, кто больше всего страдает при лобовухе. Теперь стоит перейти к решению основного вопроса, который интересует миллионы, а может и миллиарды водителей по всему земному шару. Каждый водитель желает владеть ситуацией. И хотя на первый взгляд все кажется таким трудным и невыносимо сложным, однако научиться избегать лобового столкновения не так уж и трудно. Тем более что методы настолько просты, а решение проблемы банально, что по окончанию чтения данной части главы вы будете крайне удивлены. Вы обязательно задумаетесь над тем: «Почему же я всего этого не делаю и даже не вспоминаю о таких простых правилах? А ведь все это я знал, когда-то.»

Проблема современного человека, в нашем случае водителя, заключается в том, что за день он получат огромное, порой даже излишнее количество информации, которая «перебивает» память – забываются действительно нужные вещи. Поэтому сейчас, перед тем как продолжить читать, возьмите листик, ручку или откройте на компьютере «Блокнот» и записывайте все, что вы посчитаете нужным. Смысла тыкать вам пальцам и говорить: «Запишите это…и это…и вот это», смысла никакого нет. Поэтому сами решите, что для вас действительно важно и отметьте это удобным для себя способом.

И так, чтобы избежать лобового столкновения вы должны первым делом соблюдать скоростной режим. Отдельно хочется уделить внимание загородным дорогам и скоростным автомагистралям. Дело в том, что именно на таких участках дороги лобовуха наиболее опасна. Опасность выражается в высокой скорости движения потоков автомобилей. Чем выше скорость, тем тяжелее последствия лобового столкновения. Поэтому от лихачества желательно избавиться навсегда, и двигаться по дорогам только с той скоростью, которая разрешена дорожными знаками и ПДД.

Всегда учитывайте погодные условия. Не идите на обгон при густом тумане, когда видимость ограничивается всего несколькими метрами, при обильных снегопадах, сильном гололеде или при «стене» проливного дождя. Не спешите. Лучше двигайтесь спокойно и дождитесь пока погодные условия и видимость на дороге стабилизируются. Только тогда можете совершать обгон – не забывайте убедиться в том, что маневр безопасен для всех участников дорожного движения.

«Чем выше скорость, тем тяжелее последствия лобового столкновения»

Также не стоит при обгоне рассчитывать на везение. Как было сказано в одной из предыдущих глав, мысли на подобии «Успею! Проскачу!» должны навсегда покинуть ваш мозг. Даже думать об этом забудьте. А если такая мысль только появляется в голове, тресните себе ладошкой по лбу – айда и вылетит из мозга. Если видите, что явно не успеваете, то даже не пытайтесь идти на обгон – дождитесь подходящего момента. Ну и, конечно же, помните знаменитую фразу: «НЕ УВЕРЕН, НЕ ОБГОНЯЙ!!!».

Перед поворотом, на закруглении дороги всегда сбрасывайте скорость. Проходите любое закругление придерживаясь обочины справа. Никогда не пытайтесь пройти такой участок дороги прижавшись к разделительно полосе. Запомните: «Любой поворот, закругление проезжей части требует снижения скорости!».

Обращайте внимание на поведение других участников дорожного движения. Например, если водитель встречного автомобиля уснул за рулем, то вы сразу это заметите – встречка начнет плавно медленно пересекать разделительную полосу или съезжать в кювет. Если вы заранее это заметите, то от лобового столкновения вы себя сможете спасти путем остановки или ухода от удара. Кроме того, можно нервно «по-бибикать» - вдруг уснувший водитель проснется и сможет предотвратить аварию.

Не стоит садиться за руль сильно уставшим и сонным. В противном случае есть вероятность, что виновником жуткой аварии станете именно вы – хорошо, если еще живы останетесь. Выспитесь и только тогда отправляйтесь в путь.

Это было неизбежно

Как бы это печально не было, но избежать лобового столкновения удается не всегда. Поэтому, каждый водитель должен быть заранее подготовлен к удару и знать как вести себя в случае если вот-вот случится ужасная авария.

Первым делом нужно постараться как можно быстрее затормозить. Делать это можно и педалью и ручником и вообще всем сразу. Главное здесь быстро остановиться. Чем меньше будет ваша скорость, тем легче будет удар. Но все действия в данной ситуации нужно принимать только тогда, когда до встречного автомобиля еще достаточно расстояния.

Если столкновения будет быстрым, то первым делом быстро уберите ноги с педалей и придвиньте их ближе к сидению. Таким образом, вы исключите возможность серьезных травм и переломов нижних конечностей.

«Чем меньше будет ваша скорость, тем легче будет удар»

При возможности пригнитесь в сторону пассажирского сидения спереди, таким образом, чтобы вы лицом смотрели вниз и были ниже уровня лобового стекла. Это необходимо для того, чтобы осколки и детали автомобиля, которые влетят через разбитое окно, не повредили вас. Большинство водителей погибают при лобовом столкновении именно из-за травм полученных обломком авто или осколками стекол.

Обязательно будьте пристегнуты ремнем безопасности. Если вы видите что авария неизбежна и вы забыли пристегнуться, то незамедлительно это сделайте и как можно быстрее, чтобы у вас было время сделать действия, описанные выше.

Есть и еще один совет, который помогает уйти от лобового удара, которого казалось бы избежать нельзя. Однако данный способ не поможет полностью избежать ДТП. Сам по себе метод включает следующие действия:

При неизбежном лобовом столкновении, необходимо попытаться вывернуть руль вправо, таким образом, чтобы встречный автомобиль ударился в вас по касательной в боковину авто. То есть, проще говоря, вы должны подставить свой бок, но при этом не допустить прямого удара в него, а только скользящий (касательный).

И в завершении хотелось бы сказать, что если уж вы и решили увернуться от лобового удара, то выкручивайте руль всегда вправо. Запомните: При возможности столкновения лоб в лоб выворачивайте руль только вправо! Ведь водитель встречки может очухаться в самый последний момент. И как вы думаете, куда он будет поворачивать? Естественно на свою полосу, которая по отношению к вам находится с левой стороны.

Как видите, все рекомендации по предотвращению лобового столкновения просты и выполнимы. Главное все запомнить, записать и изредка вспоминать или читать свои пометки – вы же пометили у себя в «Блокноте» или на листе бумаги важные моменты? Будем надеяться что ДА!

Данную книгу ЗАПРЕЩЕНО перепечатывать на другие ресурсы даже с указанием первоисточника. По всем интересующим вопросам обращайтесь к

Не дай вам Бог на полном ходу врезаться в дерево или стену. И уж совсем страшные последствия влечет за собой лобовое столкновение: ведь к вашей скорости фактически добавляется скорость встречной машины. А энергия, как учат в школе, пропорциональна квадрату скорости - в общем, о последствиях жутко думать.

Между тем, если все-таки подумать и вспомнить школьную физику, то... получается неожиданный вывод. Складывать скорости вовсе не нужно! И если, к примеру, на трассе сталкиваются лоб в лоб две одинаковые легковушки, двигавшиеся с равными скоростями, то энергия удара для каждой из них будет определяться только ее скоростью и массой. Иными словами, последствия для нее окажутся примерно такими же, как от удара в неподвижную стену! А вовсе не удвоенной и не учетверенной.

Непонятно? Между тем все просто - ситуацию описывал еще Яков Исидорович Перельман в своей «Занимательной механике». Действительно, если предположить, что в момент удара одна из машин стояла на месте, то очевидно, что последствия такой аварии будут куда менее страшными, чем при ударе в массивную неподвижную стену. Два столкнувшихся таким образом автомобиля продолжат движение и будут отброшены довольно далеко от точки столкновения; при этом энергия деформации поделится между ними, грубо говоря, пополам. А вот если тупо вмазаться в стену, то никакой траты энергии на перемещение уже не будет: вся накопленная энергия израсходуется на . Если же теперь предположить, что вторая машина в момент столкновения тоже обладала скоростью, то по мере ее увеличения перемещение скомканных кузовов от точки удара будет сокращаться и, наконец, при равенстве скоростей, машины останутся после аварии в точке удара. При этом последствия такой аварии будут аналогичны удару в стену.

Таким образом, столкновение двух машин равной массы на скорости, к примеру, 100 км/ч будет аналогично удару об стену на тех же 100 км/ч, а вовсе не на 200 км/ч. Примерно об этом и говорил Перельман, описывая знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. Напоминаю - их пытались разъединить две упряжки по 8 лошадей, тянувших в противоположные стороны. Но того же эффекта можно было бы добиться, обойдясь всего одной восьмеркой лошадей и прицепив одно из полушарий к неподвижной массивной стене…

Само собой, что если массы автомобилей значительно различаются, то и последствия такого столкновения будут как при контакте слона с Моськой. Во всех случаях тяжеленный «слон» заведомо меньше, чем крошечная «Моська».

Выводы довольно мрачные, но все-таки озвучу их. Для тяжелого автомобиля лобовуха с легкой машинкой может быть безопаснее наезда на неподвижное препятствие типа стены или опоры моста. Для маленькой машинки подобная «встреча» опаснее. Для машин равной массы разницы нет.

А совет в итоге простой: не гоните лошадей, друзья. Все-таки энергия до сих пор пропорциональна квадрату скорости…