Как быстро побороть страх вождения автомобиля новичку женщине.

Автофобия: преодолеваем страх вождения автомобиля

Незначительный страх вождения автомобиля – естественное и нормальное явление для новичков, которые только вступили в ряды водителей и постигают на практике навыки езды. Природный страх помогает человеку собраться, сконцентрировать свое внимание на управлении транспортным средством, и в итоге выступает гарантом для соблюдения правил дорожного движения, оберегая от дорожно-транспортных происшествий. Такая естественная реакция возникает на начальных этапах вождения и исчезает по мере того, как водитель набирается практического опыта.


Многие автолюбители со стажем считают страх вождения автомобиля надуманной проблемой, от которой можно без труда избавиться. Действительно, тем, кто живет за рулем, регулярно покупает и продает машины, совершает на авто переезды на огромные расстояния, невозможно понять, что иррациональный, алогичный и навязчивый страх вождения берет под полный контроль мысли и поведение человека, страдающего фобией. Безумная неуправляемая тревога награждает водителя трясущимися руками и бешено бьющимся сердцем. Страх управления автомобилем в буквально смысле приковывает человека на одном месте, не давая возможности нажать на газ. Однако существует категория людей, для которых страх вождения автомобиля приобретает размеры фобии. У таких персон боязнь управления транспортным средством настолько сильна, что препятствует выполнению любых дел, так или иначе связанных с вождением.

Особы, страдающие автофобией, не в силах сесть за руль и покинуть на машине пределы гаража. Их охватывает панический ужас от мысли о том, что им придется выехать на дорогу и влиться в поток движущегося транспорта. Такие люди паникуют, оказавшись за рулем автомобиля, утрачивая возможность контролировать свои действия. Именно поэтому страх вождения автомобиля вынуждает их полностью отказаться от управления транспортным средством, что в результате делает невозможным своевременное выполнение профессиональных обязанностей и свершение личных дел.

Тем субъектам, которым героическими усилиями воли удается пересилить себя и сесть за руль, страх вождения автомобиля создает еще большие проблемы. Очутившись в салоне авто у автофоба возникают закономерные спутники страха вождения – неуверенность в себе, суетливость и хаотичность действий, несобранность и рассеянность, нервозность и раздражительность. Пребывание в таком взвинченном эмоциональном состоянии – прямой виновник нарушения правил дорожного движения, приводящий к фатальным последствиям – авариям с человеческими жертвами.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Почему возникает страх вождения: причины автофобии

Причин возникновения фобии существует очень много. Некоторые виновники страха очевидны и объяснимы. Очень часто возникает у людей, которые на личном опыте были свидетелями жуткой автомобильной аварии, когда они воочию наблюдали, как под колесами машины погибли пешеходы. Панический страх может быть следствием того, что человек сам лично стал участником или виновником дорожно-транспортного происшествия.

Нередко причины иррационального страха – косвенные явления. Провоцирующим обстоятельством для зарождения фобии может быть обилие негативной информации об авариях, которой пестрят телевизионные каналы. В таких случаях паническая тревога – результат постоянного «проживание» трагической ситуации, когда человек в своих мыслях ставит себя на место пострадавших в ДТП.

Водитель начинает страшиться всех аспектов, связанных с процессом езды: он боится сбить пешехода, въехать во впереди движущееся авто, пострадать от столкновения с фурой, едущей навстречу. Он опасается любых маневров, совершаемых другими водителями: непредсказуемого обгона, сумбурных переездов из ряда в ряд – любых нестандартных ситуаций и непрогнозируемых реакций. Человек с автофобией тревожится, что его железный конь неожиданно выйдет из строя: у машины откажут тормоза или возникнут серьезные неполадки в электронике. При этом часто особа, охваченная страхом, боится вовсе не за свою жизнь: человек опасается, что в результате его неумелого вождения пострадают пассажиры – его дети, близкие родственники.

У некоторых людей страх вождения автомобилем родом из детства. Возможно, такой человек, будучи ребенком, был свидетелем, как котенок погиб под колесами машины. Либо малыш попросту испугался проезжающего мимо грузовика. Такие моменты жизни были забыты, однако в подсознании субъекта была заложена почва для формирования фобии.

Причины страха вождения у многих людей непонятны и необъяснимы. Патологическая боязнь управления транспортным средством возникает вроде бы как на ровном месте после стрессов и потрясений, усталости и болезни. Нередко истинные виновники автофобии скрыты настолько глубоко в сфере подсознании, что никакими сознательными усилиями их установить и понять невозможно. Обнаружить причины аномального страха не удается ни путем самоанализа, ни с помощью усилий психолога.

Однако каковы бы ни были причины автофобии, страх вождения автомобиля лишает человека многих возможностей, прививает чувство неполноценности. Страх управления автомобилем приносит серьезные психологические муки от постоянного переживания тревоги и предвкушения несчастья. Такие люди ориентированы на печальный исход их пребывания за рулем.

Как преодолеть страх вождения автомобиля: избавляемся от автофобии

Как показывает практика, только единицам удается в результате посещения психотерапевтических сеансов избавиться от панического страха перед управлением транспортом. В подавляющем большинстве случаев советы чаще садиться за руль и практиковать езду за пределами города не работают. Постепенное «приучение» себя к объекту страха позволяет лишь устранить рациональные компоненты фобии. Заставляя себя садиться за руль, вопреки существующей тревоге, человек попросту принуждает себя закрыть глаза на существующее чувство неуверенности и беспомощности. Однако такая борьба с самим собой со временем еще больше ухудшает психологическое состояние личности, что в итоге может привести к громадной катастрофе.

Еще одним неэффективным методом избавления от фобий является прием психотропных средств. Употребление транквилизаторов, обладающих седативным, антифобическим действием, помогает лишь на короткий срок устранить эмоциональную напряженность и страхи. Однако прием анксиолитиков чреват не только развитием лекарственной зависимости: многие транквилизаторы вовсе запрещено употреблять лицам, работа которых требует повышенной концентрации внимания и быстрых реакций. Вывод прост: прятаться, игнорировать, убегать, бороться, приучать себя к объекту страха – бесполезное занятие, поскольку, не искоренив корень проблемы, невозможно обрести полное освобождение от страха.

Чтобы обнаружить подлинный источник страха вождения, требуется получить доступ к хранилищу личной истории – подсознанию. Такое возможно лишь при условии временного отключения «цензора» – сознания, что достигается путем погружения человека в состояние гипнотического транса. Пребывание между сном и бодрствованием дает возможность изучить трагические моменты жизни человека, повлекшие за собой формирование подсознательного сценария, в котором доминантой является иррациональный гипертрофированный страх. Обнаружение источника зла и последующая коррекция интерпретации психотравмирующего события позволяет искоренить из подсознания деструктивные элементы, тем самым полностью очищая мышление человека от страхов и тревог. Проводимое во время сеанса гипноза внушение формирует у пациента адекватную самооценку и помогает выработать уверенность в себе.

Психосоматика & гипноанализ: как образуются страхи и фобии в следствии психотравмы

Да, можно всю жизнь прокататься на пассажирском кресле или в душном салоне автобуса. Однако в ХХI веке главным средством передвижения успешного человека все-таки остается автомобиль. И если вы хотите им управлять, вам нужно побороть свой страх

Берегись автомобиля?

Стать «вечным пассажиром» или преодолеть страх вождения ? Теперь у вас есть выбор.

Она умоляла 19-летнего внука не садиться за руль нового мотоцикла - у того барахлило заднее колесо. Воображение рисовало ей всякие ужасы, а память как назло подкидывала картинки с разных ДТП, когда-то увиденных по ТВ. Сердце ныло, и она попросила внука проверить новый мотоцикл в сервисе, прежде чем обкатывать. Однако горячая кровь парня бурлила и требовала адреналина. Наскоро успокоив заботливую бабулю, он оседлал свою «обновку» и укатил в ночь. Эта ночь стоила ему ноги.

Бабушка - известная актриса Галина Польских - никогда не забудет то утро, когда ей сообщили, что внук в реанимации. И, наверное, никогда не простит себя за то, что не удержала его, несмотря на свои нехорошие предчувствия. Ее внук Филипп гонял на новом мотоцикле всю ночь, а под утро, уже возвращаясь домой, не справился с управлением и на большой скорости врезался в отбойник. Сейчас, два года спустя, он уже практически привык к протезу и заново осваивает мотоцикл. Смелости этому парню не занимать, чего не скажешь о людях, у которых один вид машины или мотоцикла вызывает неконтролируемый приступ ужаса - страха перед вождением.

Страх и ужас на колесах

Отцу моего друга когда-то в юности цыганка нагадала смерть от автомобиля. Страх водить машину победил, несмотря на то, что он вырос в семье профессионального шофера. За руль он так и не сел, до конца жизни проездив на велосипеде. До конца жизни в буквальном смысле: его сбил грузовик, когда он на своем велосипеде ехал в магазин за хлебом. Предсказание мистическим образом сбылось, однако эта трагическая гибель стала результатом рокового стечения обстоятельств, не имеющего никакого отношения к вождению.

Цыганки в наше время перепрофилировались и предсказывают лишь прибыль и удачу, за такие предсказания лучше «ручку золотят». И смертью от автомобиля уже никого не отпугивают от баранки. Однако, несмотря на ежегодно растущее количество автомобилистов, число тех, кто испытывает страх перед вождением автомобиля и не решается сесть в водительское кресло, не уменьшается.

Актриса Марина Александрова столкнулась со страхом вождения, сев за руль своего первого автомобиля. «Я до сих пор волнуюсь, когда сажусь за руль. Каждый день как экзамен», - сказала она в одном из интервью после покупки машины. Сейчас она довольно уверенно водит, но перестала ли она бояться? Избавилась ли от страха вождения автомобиля?

Звезда сериала «Универ» Мария Кожевникова вполне уверенно водила машину до тех пор, пока не попала в серьезную аварию. Сейчас актриса ездит с водителем, преодолеть страх вождения у нее пока не получается…

Сотни подобных историй о страхе перед вождением можно найти на сайтах автолюбителей из серии «за рулем», «автоледи», «автошкола онлайн» и т. д. «Муж называет женщин за рулем мартышками, а потом удивляется, почему я боюсь водить…», «Когда сажусь за руль, ноги становятся ватными, а во рту пересыхает; страшно, даже когда инструктор рядом», «Завожу двигатель, а сердце у самой бьется так, как будто сейчас из груди выскочит», «Права у меня уже несколько лет, но реального опыта вождения, может, с месяц наберется. Неудобно признаваться, но… просто тупо страшно», «Каждый урок вождения заканчивается истерикой, наверное, брошу это дело». Грустные истории побежденных страхом водить машину.

Да что там истории из Интернета, я сама из этой невидимой миру армии «боящихся»! Водить всегда было страшновато, а после аварии страх перед вождением стал просто неконтролируемым. И как тут побороть страх вождения автомобиля? В итоге машина осталась ржаветь в гараже, а я начала превозносить перед знакомыми автомобилистами преимущества общественного транспорта.

Попытки преодолеть себя были неудачными до тех пор, пока я не узнала психологию вождения, то есть откуда «растут ноги» у этого страха.

Запах зрительного страха

Ведь что такое автомобиль? Как говорят на всех без исключения курсах вождения, «транспортное средство - это источник повышенной опасности». Напряженное движение, безбашенные мотоциклисты, скользкая дорога после дождя, наглые лихачи с купленными правами, перебегающие дорогу пешеходы, не знающие прав «гастарбайтеры» на старых «ГАЗельках», собственная неопытность и боязнь впасть в ступор в нештатной ситуации - тут есть от чего поддаться панике. А тут еще СМИ с завидной регулярностью тиражируют информацию о ДТП, часто страшных и кровавых. При этом журналисты и блогеры в погоне за читаемостью и рейтингами не брезгуют ничем, публикуя шокирующие фотографии с мест аварий. Как тут перебороть страх перед вождением автомобиля?

Впечатлительным и эмоциональным людям достаточно прочитать одну такую заметку, и воображение начинает услужливо рисовать страшные картинки, зачастую подначивая примерить ситуацию на себя и своих близких… Что говорит системно-векторная психология о страхе вождения автомобиля, кто ему больше подвержен? Подобная впечатлительность - удел людей , которым свойственна самая интенсивная эмоциональная амплитуда. Только способен практически мгновенно «упасть» из счастья в отчаяние или, например, скакнуть из меланхолии в эйфорию. Как говорила одна моя коллега: «Ты то плачешь, то смеешься - сходи щитовидку проверь».

В случае со зрительным вектором щитовидная железа ни при чем. Сам по себе эмоционально насыщенный вектор в случае стрессов, фрустрации или неразвитости способен сделать своего обладателя по-настоящему истеричным без каких-либо нарушений эндокринной системы.

Чтобы перебороть страх перед вождением автомобиля, как и проявления любого другого страха, нужно понимать особенности зрительного вектора. Страх - одна из самых сильных зрительных эмоций, в любом проблемном состоянии вектора может превратиться в навязчивое состояние. «Запах страха» инспирирован зрительниками. Когда они боятся, их состояние ощущается окружающими чуть ли не на физическом уровне.

Кстати, на эту тему немецкими учеными в 2009 году в Университете Генриха Гейне (Дюссельдорф) было проведено целое научное исследование. Основой исследования стал простой эксперимент: участникам давали понюхать специальные подушечки с образцами пота студентов, один комплект - с потом студентов, собранным перед сложным экзаменом, второй комплект - с потом студентов из спортзала. Добровольцы, рискнувшие понюхать, разницы между запахами не почувствовали, однако томограф, который в это время обследовал их мозг, зафиксировал, что «предэкзаменационные» подушечки вызвали повышенную активность участков мозга, отвечающих за эмоции, и в частности за сочувствие и сопереживание. Это реальный факт, зафиксированный документально.

В состоянии страха, в том числе страха перед вождением автомобиля, организм человека вырабатывает особые феромоны, которые транслируют его состояние в окружающий мир. У зрительника эти феромоны самые «кричащие». Такова природа зрительного вектора, обусловленная его архетипичной ролью - в древности люди со зрительным вектором охраняли человеческую стаю, раньше всех замечая опасность и своим сильным испугом передавая мгновенный сигнал опасности остальным.

И именно у зрительников самый сильный страх смерти, ведь даже успев предупредить стаю о надвигающейся опасности, большинство древних охранников не успевали спастись и погибали в пасти хищников или первыми попадали под смертельные удары врагов.

Глубоко укоренившийся в обладателях зрительного вектора страх смерти чаще всего проявляется через различные фобии и навязчивые страхи, в том числе через страх вождения автомобиля. Ведь за рулем постоянно существует риск сбить кого-то, попасть в аварию, погибнуть самому или ненамеренно погубить своих пассажиров. И даже если вероятность этого риска меньше тысячной доли процента, для многих зрительников страх вождения автомобиля вполне реален, практически осязаем.

Такая вот особая психология вождения: если, садясь за руль, вы чувствуете панику, у вас налицо один или несколько симптомов страха, которые вы не в силах преодолеть (влажные ладони, слабость в ногах, частое сердцебиение, усиленное потоотделение, холод в груди и прочее), то вас можно поздравить - скорее всего, вы обладатель зрительного вектора! Здесь есть чему порадоваться, ведь именно зрительники дают миру самых тонко чувствующих, эмоционально чувствительных людей, которых неумолимо тянет к прекрасному: артистов, ценителей искусства, людей с горячими сердцами, способными к сопереживанию, любви и милосердию.

Однако склонность к страхам, пугливость, склонность к панике - это, увы, тоже неотъемлемая сторона зрительного вектора, так сказать, ложка дегтя в бочке меда. Эмоциональная палитра зрительника начинается (но этим не заканчивается) с самой яркой краски, которой, безусловно, является страх. И чем менее развит вектор, чем больше стрессов и напряжения в жизни зрительника, чем сложнее и горше было его детство, тем больше у него шансов заполучить себе какой-нибудь навязчивый страх, а то и несколько…

Выпавшая на нашу долю фобия, заставляющая постоянно думать о том, как преодолеть страх вождения автомобиля, способна сильно осложнить жизнь. Особенно в тех случаях, когда автомобиль является важной составляющей этой жизни. Есть ли выход из этой ситуации? Как применить знания психологии для вождения автомобиля?

Как перестать беспокоиться и начать водить

На сайтах автолюбителей «матерые водилы» часто дают советы боязливым новичкам, которые испытывают «естественный» страх перед вождением. Все эти советы можно условно свести всего к нескольким стандартным рекомендациям, как побороть страх вождения автомобиля:

    Больше занятий с инструктором - рядом с опытным водителем (да еще и с дополнительным комплектом педалей у него под ногами) страх становится меньше.

    Купите машину побольше и помощнее с полным комплектом подушек безопасности и прочих прибамбасов, максимально гарантирующих выживание, «если, не дай бог, что».

    Больше ездить самому, наматывая километры и накапливая опыт. Мол, все страхи от неопытности.

    И, наконец, самый гениальный совет: перестать бояться! Успокоиться, расслабиться, разложить по полочкам свои страхи, внушить себе уверенность, перестать бояться ошибок, а если что - останавливаться и включать аварийку, пока не наступит спокойствие, и прочее, и прочее.

Что ж, советы все разумные и дельные: и машина безопасная не помешает, и с инструктором надо заниматься, и километраж собственный накатывать. Никуда не годятся лишь советы из серии «перестаньте бояться». Это все равно что сказать икающему человеку: «Перестань икать!» или дрожащему от холода: «Не дрожи!». Можно миллион раз садиться за руль и все равно каждый раз трястись от страха и испытывать это отвратительное тянущее чувство пустоты где-то в районе желудка… Увы, зрительный страх смерти не поддается доводам логики.

Нам крепкое слово в пути помогает

Впрочем, кое-кто из испытывающих страх вождения все-таки садится за руль и иногда даже вполне сносно обуздывает свою фобию.

Вот, например, неувядающая звезда фильма «Москва слезам не верит» Вера Алентова знает, как преодолеть страх вождения. В одном из интервью она призналась, что за рулем «матерится как сапожник». И это в семьдесят-то лет! Интересно, что интеллигентная актриса никогда не была сторонницей матерщины в разговорной речи.

Она долго не решалась занять водительское кресло: боялась не справиться с управлением и врезаться в кого-нибудь, еще страшнее было, что врежутся в нее.

Как побороть страх перед вождением, ей посоветовала подруга. И всю жизнь изъяснявшаяся строго литературным языком Вера Алентова специально выучила (!) несколько ругательств, чтобы с их помощью победить страх - боязнь вождения автомобиля. Правда, ругается она исключительно шепотом.

В чем секрет этого способа? , звуковое воплощение либидо, выражение инстинкта продолжения рода, фактически самой жизни. По своему функциональному смыслу он прямо противоположен страху смерти, мортидо. И как прикладной сиюминутный способ отогнать от себя страх смерти мат иногда срабатывает. Достаточно вспомнить истории фронтовиков, . Вот только каждый раз садиться за руль под аккомпанемент «трехэтажных заклинаний» и сопровождать ими все свои поездки - удовольствие сомнительное.

У многих из нас есть знакомые, которые за рулем извергают из себя пулеметные очереди мата, но при этом в сложных ситуациях у них потеют ладошки и начинается учащенное сердцебиение. Боязнь вождения автомобиля, как и любой другой страх, бывает слишком сильным и глубоким, и его так просто не «уговорить» матерными словами. С ним вообще трудно договориться.

Кроме того, страх вождения может быть связан не только с нарушениями в зрительном векторе, другие векторы вносят в эту фобию свою лепту, порой делая ее настолько невыносимой, что человек даже и не пытается себя перебороть. «Берегись автомобиля» для него уже не название старой доброй комедии, а пожизненное кредо.

Так как же побороть страх вождения? Может, проще махнуть на него рукой и стать вечным пешеходом? И всю жизнь с завистью смотреть на тех, кто уверенно крутит руль и посмеивается над «нелепыми страхами»? Наверное, это был бы хороший совет для тех, у кого душа уходит в пятки, когда нога давит на педаль газа, если бы не было возможности победить этот страх. Но такая возможность есть, и есть люди, которым удалось избавиться от страха вождения благодаря знаниям системно-векторной психологии.

Жизнь, в которой есть открытые проявления страха - не дает возможности человеку испытать полноценное счастье. Да, можно всю жизнь прокататься на пассажирском кресле или в душном салоне автобуса. Однако в ХХI веке главным средством передвижения успешного человека все-таки остается автомобиль. И если вы хотите им управлять, вам нужно побороть свой страх.

Как побороть страх вождения автомобиля, подскажет системно-векторная психология, которая позволяет понять глубинные причины и механизмы возникновения страха. , вы сможете не только сохранять спокойствие за рулем, но и, наконец, начать получать удовольствие от вождения.

Сила этого знания действительно работает. Проверено на себе.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Водить машину — это весьма серьезное дело . Важно, чтобы водитель был уверенным в себе и своих силах.

Но бывает так, что легкий страх переходит в настоящую фобию .

Водитель саботирует любую поездку и наотрез отказывается садиться за руль. Как же тогда преодолеть страх вождения автомобиля?

Как называется фобия?

Амаксофобия — патологическая боязнь водить автомобиль.

Считается одной из самых распространенных фобий в мире.

По подсчетам специалистов, амаксофобией страдают более 25% населения .

Большинство опытных водителей признаются, что волнуются перед тем, как садятся за руль, а в процессе вождения испытывают стресс и ощущают панический страх.

Если опытный водитель боится садиться за руль, то что уже говорить о новичках ? К счастью, от страха вождения можно избавиться. Вы можете сделать это самостоятельно, а можете обратиться за помощью к психотерапевту.

Для начала нужно определить, чего вы именно боитесь, насколько силен ваш страх, может ли он нанести серьезный ущерб вам и окружающим людям.

В чем он проявляется?

Многие водители, пройдя автошколу и получив права, так ни разу и не применяют свои знания на практике . Страх настолько силен, что не дает человеку сесть в машину и просто ехать.

Симптомы фобии:


Как начинается страх вождения? Комментирует психолог:

Причины возникновения

Боязнь вождения кроется глубоко в причинах, которые этот страх и провоцируют . Чаще всего, человек не боится именно водить машину, а переживает по поводу того, к чему это может привести.

Страшные истории знакомых, рассказы о ДТП в самых ярких красках обычно приводят к тому, что водитель вообще может отказаться садиться за руль.

Итак, причины:

Амаксофобия у новичков — это нормально?

Для новичка испытывать страх вождения — это вполне естественно . На неопытные водителей накатывает перед обгоном машин на дороге, пробками, загруженными автомагистралями и многим другим. Что же делать новичку, чтобы пересилить свой страх?

Страх вождения проходит с опытом. Поэтому нужно как можно больше практиковаться. Выбирайте для этого уже знакомые вам маршруты и дороги, на которых вы будете чувствовать себя уверенно.

Можно попросить о помощи уже опытного водителя или инструктора . Чтобы он ездил с вами в паре и подсказывал, когда вы что-то делаете не так. Обязательно выучите ПДД, зная все знаки, разметки и сигналы, вы будете чувствовать себя более уверено.

Помните о том, что делать что-то впервые всегда страшно. Если вы действительно хотите водить машину, то не стоит отлаживать на потом решение вашей проблемы. Передвигаясь с помощью такси или общественного транспорта, вы не избавитесь от своей фобии, а только на время убежите от нее.

10 советов как перебороть страх вождения:

Боязнь вождения у женщин

Страх вождения может возникнуть как у женщины, так и у мужчины.

Не важно, новичок она или опытный водитель. По статистике, женщины действительно более подвержены этой фобии, чем мужчины.

Женской половине водителей тяжелее преодолеть свой страх, чем мужской. Это связано с тем, что женщины более эмоциональны. Мужчины хладнокровней, рассудительней и внимательней — это дает им преимущество на дорогах.

Зачастую, женщины боятся того же, что и мужчины: ДТП, неисправности машины, навредить пассажирам и т. д. Но есть еще несколько страхов, присущих в основном девушкам :

  • страх сбить на дороге какое-нибудь животное: если вы этого боитесь, то тогда стоит ездить максимально аккуратно и внимательно смотреть на дорогу;
  • страх быть осмеянной : ни для кого не секрет, что водители-мужчины очень часто насмехаются над водителями-женщинами. Инструктор-мужчина или даже собственный муж может посеять в девушке огромные сомнения в себе, которые могут перерасти в фобию. Не стоит переживать по этому поводу, помните о том, что все когда-то начинали, что ничего сразу не получается.

    И кстати, доказано, что девушки в силу своей натуры, водят намного аккуратней и осторожней.

Чтобы избавиться от страха вождения, девушкам стоит как можно больше практиковаться . Еще важно, изучить всю техническую сторону вопроса. Чтобы быть уверенным в себе водителем, нужно знать, как устроена машина, как называются хотя бы основные ее детали.

Ведь в этом вопросе, женщины всегда надеются на мужчин. Но, чтобы ни о чем не беспокоиться, нужно знать, что и как устроено.

Хочу водить машину, но боюсь. Как победить страх вождения автомобиля? Советы от авто-леди :

Как избавиться от страха?

Как и от любого другого страха, от амаксофобии можно избавиться.

Если вы чувствуете, что это испытываете не просто легкое волнение перед тем как садиться за руль, а настоящий парализующий страх, то стоит обратиться за помощью.

Первое, что нужно сделать — прийти на консультацию к психотерапевту. Он выяснит причины вашего страха и назначит вам необходимый курс. Далее нужно четко следовать всем инструкциям.

Вспомните для чего вы захотели стать водителем, насколько это важно для вас. Ведь с амаксофобией довольно легко жить: не нужно садиться за руль, используйте только общественный транспорт.

Но если такой вариант не подходит и водить машину вам действительно нужно, приложите все свои усилия для того, чтобы избавиться от этого навязчивого страха.

Психология


Практика


Боюсь водить машину в городе, что делать?

Водить машину в городе намного сложнее, чем за его пределами. Огромное количество машин и людей, знаков и светофоров, все разъяренно сигналят — это приводит в панику новичков , а иногда даже и опытных водителей.

Очень сложно в таких условиях сосредоточиться на вождении. Но нужно учиться, ведь если вы сдали на права, приобрели машину и живете в городе, вы просто обязаны преодолеть свой страх.

Начинать нужно с осваивания маленьких маршрутов , они могут уже быть для вас знакомыми, например, раньше вы так добирались до работы на общественном транспорте. Но сидя в автобусе, вы не обращаете внимания на дорожные знаки, а сейчас их нужно изучить.

Отправьтесь в путь с утра пораньше, когда машин еще мало и нет пробок. Так будет лучше, чем в час пик. Хорошо продумайте свой маршрут, заранее изучите все знаки и светофоры по карте.

Старайтесь не обращать внимания на тех, кто яростно сигналит. Люди бывают разные, а вы еще неопытный водитель, не стоит портить себе настроение, ведь это может сбить вас с толку.

Можно попросить кого-то более опытного поездить с вами первое время. Но не стоит слишком злоупотреблять этим способом.

Вы можете слишком привыкнуть к тому, что рядом кто-то есть, а это значит, что всегда можно переложить ответственность на более опытного. Но когда придет время ездить самому, вы можете запаниковать от того, что никого нет рядом и никто не поможет.

Помните, чувство страха присуще каждому человеку . Нет ничего странного в том, что вы боитесь такого ответственного дела, как вождение автомобиля.

Если вы осознаете, что страх вождения мешает вам жить, тогда стоит обратиться за помощью . От любой фобии можно избавиться, нужно только по-настоящему этого захотеть.

Как научиться водить машину без страха? Девушка за рулем — обучаем уверенной езде в городе:

Многие будущие водители испытывают чувство страха перед автомобилем. Каждая поездка им представляется опасным, чуть ли не на грани жизни и смерти мероприятием. Разумеется, в таком психологическом состоянии очень трудно осваивать премудрости вождения.

Как же побороть страх? Об этом мы и поговорим в данной статье.
Выраженное нервно-психическое напряжение водителя во многом обусловлено осознанием того, что автомобиль сам по себе представляет собой средство повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.

На самом первом этапе овладения водительским мастерством самой большой (по сути, основной) психологической проблемой является то, что учащийся автошколы постоянно, с первого дня обучения и до последнего дня - дня сдачи экзамена в ГИБДД - находится в состоянии стресса. Это вызвано целым рядом причин:
1. Получение удостоверения на право управления транспортным средством очень важно для повышения уровня жизни (продвижения по карьерной лестнице, повышения социального статуса, облегчения решения бытовых вопросов) - вследствие этого пугает сама мысль, что окончить автошколу, получить права и научиться водить автомобиль по каким-либо причинам не удастся;
2. Каждый из учащихся неоднократно видел на дороге (по телевизору, в газетах, на плакатах) последствия ДТП, в т.ч. тяжелые, с человеческими жертвами. Осознание того, что он сам может явиться участником, жертвой, а еще страшнее — виновником ДТП является само по себе сильнейшим стрессором. Ситуация усугубляется в тех случаях, когда в силу своей социальной незрелости человек не может в полной мере осознать и принять на себя груз ответственности за совершаемые им поступки.
3. Многие автошколы не имеют достаточно средств на обновление материальной базы, экономят на тренажерах и автомобилях. Учащиеся садятся за руль автомобиля и выезжают на дорогу без тренажерной подготовки, на старых автомобилях — вследствие этого с первых же практических занятий за рулем автомобиля им приходиться решать сразу несколько сложных задач, опыта решения которых они не имеют.
4. Недостатки в методиках обучения приводят к тому, что учащийся остается один на один со своими проблемами - преподаватели и инструкторы, имеющие большой опыт вождения автомобиля, просто забыли, какие чувства они сами испытывали, обучаясь водить автомобиль, не понимают и не учитывают в процессе обучения страхов и других психологических проблем учащегося.

И если на теоретических занятиях в классе учащиеся чувствуют себя более-менее спокойно, то выезд в город после двух-трех занятий на площадке становится для многих из них настоящим стрессом. Необходимость согласованных действий сразу несколькими механизмами - рулевым колесом, рычагом переключения передач, указателем поворотов, педалями сцепления, тормоза и газа, наблюдения при этом за быстро меняющейся дорожной обстановкой, за светофорами, за дорожными знаками и разметкой, за автомобилями других участников дорожного движения, движущимися в различных направлениях, за показаниями приборов на приборной панели (причем иногда в сложных погодных условиях, на скользкой дороге, в дождь и в снегопад, и т.п.) — для психики новичка все это становится тяжелым испытанием. И пока не наработается достаточная степень автоматизма в действиях учащегося, пока он не начнет чувствовать габариты автомобиля, не научится более-менее уверенно перестраиваться и совершать другие маневры - каждая посадка за руль автомобиля будет оставаться для него стрессовой ситуацией.

Инструктор, сидящий рядом, конечно же, знает о том, какие чувства испытывает новичок - он наблюдает проявления этих чувств практически у каждого. Но, не являясь психологом, не умеет, да и не считает нужным выводить учащегося из этого состояния. Действия наставника сводятся, по сути, к подсказкам и подстраховке, к готовности в случае кризисной ситуации взять управление автомобилем на себя. Присутствие рядом инструктора оказывает некоторое успокаивающее воздействие на учащегося, уверенность в опытном человеке рядом помогает ему более адекватно оценивать дорожную обстановку и действовать соответственно.

Но у этого явления есть и обратная сторона. Очень часто в автошколах сталкиваются с тем, что учащийся, у которого на последних занятиях начинает получаться практически все, который чувствует себя за рулем довольно уверенно и спокойно, экзамен в ГИБДД с треском проваливает. Причиной этого являются тревога, волнение и страх, от которых он, казалось бы, уже совершенно избавился. Объяснить причину того, что с ним происходит, учащийся не может, у него пропадает вера в себя, падает самооценка, он испытывает сильный стресс.
Объясняется это тем, что состояние уверенности, которое начинает испытывать учащийся, и которое помогает ему грамотно действовать за рулем, пока еще основывается не на личном опыте, а ассоциируется с присутствием рядом человека, который поможет справиться с трудной ситуацией. Даже если этот человек просто сидит и молчит, одно его присутствие действует успокаивающе. Когда теряется связь с этим человеком, теряется и состояние уверенности и спокойствия. Психологам хорошо известен этот эффект, являющийся своего рода условным рефлексом, существуют методики устранения его негативных проявлений.

Вот несколько приемов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса:

1. Ауторегуляция дыхания.
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем лишь следующие выводы:
- С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
- При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
- Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
- Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
- Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм.
- От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.
- Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

2. Противострессовое дыхание.
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

3. Минутная релаксация.
Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

Далее рассмотрим технику, которая часто применяется для устранения последствий психотравмы, вызванной дорожно-транспортным происшествием. Желательно выполнять ее под руководством психолога, владеющего данным методом (НЛП-практика), но можно попробовать делать ее и самостоятельно.
1. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Постарайтесь увидеть себя в черно-белом изображении на экране за каким-то нейтральным занятием.
2. Постарайтесь как бы «отделиться» от себя и увидеть себя, смотрящего на экpан.
3. Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое хотите «нейтрализовать».
4. Закончив наблюдение за собой как за героем фильма, когда все снова уладится, «остановите» фильм, «войдите» назад в свое «изображение на экране», представьте его в цвете и очень быстро «прокрутите» фильм назад. В результате у вас сложится впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном напpавлении.
5. Проверьте полученный резyльтат: для этого вспомните о случившемся и обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно.
Если можете, то вы добились желаемого эффекта. Если нет — повторите процесс или обратитесь за помощью к специалисту.

С этим чувством сталкиваются многие люди - как новички, так и опытные водители, перенесшие психологическую травму, водители после длительного перерыва в управлении транспортным средством.

Сегодня речь пойдет о страхе перед самим автомобилем, перед его управлением, дорогой и уверенностью в собственных силах.

Первое что нужно сделать - это побороть его. А как это сделать, как преодолеть страх вождения - мы расскажем в этой статье.

  • новички,
  • водители после ДТП,
  • водители после длительного перерыва.

Как преодолеть страх вождения новичку

Новички - самая непопулярная и в тоже время "забитая" каста на наших дорогах. Нервное, непредсказуемое, часто заторможенное поведение нередко провоцирует остальных водителей на агрессию, создает пробки и аварийные ситуации. Однако, непрерывные сигналы и моргания фарами не помогут новичку. А наша задача, как более опытных и сознательных водителей помочь ему быстрее адаптироваться в потоке движения и не создавать излишней нервозности. Ведь каждый из нас прошел через это. Вспомните себя, прежде чем сигналить и отнеситесь с пониманием.

О своем страхе перед дорогой, автомобилем и движением новичок знает и сам. Исток любого страха это неизвестность, Перед новичком, выезжающим в город впервые без инструктора, встает задача сразу с несколькими неизвестными:

Как поведет себя автомобиль, не сломается ли?

Справлюсь ли я с управлением?

Не забуду ли я значение того или иного знака или дорожной разметки?

Не нарушу ли я по невнимательности ПДД?

У каждого новичка подобные вопросы крутятся в голове постоянно. С наработкой опыта, уверенности в своих силах, синхронизации работы сознательного и бессознательного (например, анализ дорожной ситуации и переключение передач) постепенно убираются эти вопросы один за другим, в разной последовательности. По оценке специалистов, страх вождения почти невозможно преодолеть с помощью тренингов и психологических приемов – они решаются только практическим опытом. Чтобы перестать бояться ездить – нужно больше ездить!

В некоторой степени подготовить человека психологически, рассказать ему с какими ситуациями и с какими "вежливыми" водителями он столкнется при первой своей самостоятельной поездке, как реагировать на такое отношение - первейшая задача инструктора-наставника. К сожалению, в школах этому уделяется очень мало внимания, а порой - вообще не учат.

Все страхи индивидуальны, зависят от множества факторов, от пола до возраста. Чаще всего возникновение страха обуславливается наиболее распространенными дорожными ситуациями. Которые, впрочем, сами новички по неопытности, зачастую и провоцируют. Например, две распространенные ситуации:

1. Нерешительность, нерасторопность на дороге. В настоящее время наша дорожная сеть, за редчайшим исключением, далека до идеала. Дороги и улицы, проектировавшиеся 30-40, а где и все 100 лет назад, не в состоянии вместить весь автотранспорт. Часто на дороге требуется чтобы не попасть в пробку или не застрять в «мертвом» ряду. Как не кстати будет замешкавшийся на светофоре новичок. Он получает порцию криков, недовольных клаксонов. В результате начинает нервничать еще больше, неумело трогается, глохнет, заводится не выжав сцепления… Загорается красный. Поток продолжает стоять до нового «зеленого». Знакомая ситуация?

2. Непредсказуемые маневры. Интернет полон видео с новичками, которые маневрируют на дороге, как по собственному домашнему коридору. Правила приоритета, перестроения, разметка – как будто не для них. Совершая маневр, они частенько тормозят в самый последний момент, забывают включить «поворотник» и делают еще множество грубейших ошибок.

Опять же, дорогие опытные водители,отнеситесь с пониманием и не нагнетайте напряженность. Лучше проявить осторожность. Из за того что вы будете сигналить,спровоцируете новичка на более резкие маневры и возможное ДТП.

Некоторые советы новичкам:

При отсутствии или малом опыте выбирайте не оживленные и непопулярные маршруты с максимально низким потоком движения! . Зато вы, что называется, убьете сразу двух зайцев. Во-первых, наработаете опыт за рулем, причем именно реальной езды, а не стояния в пробках в центре города. Во-вторых, без всякой нервозности научитесь правильно и оперативно оценивать дорожную обстановку. Поверьте, буквально через несколько месяцев страх уйдет, как перед автомобилем, так и перед дорожными маневрами и сложными ситуациями.

Обязательно разместите на автомобиле соответствующий знак, чтобы следующий за вами водитель понимал, что за рулем новичок и, соответственно, проявлял терпение и осторожность. Согласно исследованиям нескольких авторитетных автомобильных журналов, данные знаки более чем в 10% случаев спасали новичка от ДТП! Ведь увидев знак «У» или пресловутую «Туфельку», опытный водитель, как минимум увеличивает дистанцию до автомобиля и предвидит возможные нелогичные маневры и торможение «колом».

Не нервничайте! Полностью отключиться, конечно, не получится, но минимизируйте нервозность! Пусть вы неудачно тронулись, пусть заблокировали две полосы, или заглохни на светофоре. Это бывает со всеми. Пусть кричат, ругаются и сигналят – это же не ДТП и никто не пострадал. Много хуже, если вы, испугавшись реакции окружающих, резко вылетите на перекресток под «желтый» свет и будете протаранены лихачом!

Ничего страшного нет, если вы успокоившись, спокойно заведетесь и переждете еще один цикл светофора. Зато потом, спокойно трогайтесь с места и поезжайте. Не принимайте все на свой счет. Крики и сигналы относятся и к опытным водителям, это отнюдь не прерогатива новичков. «Дудят» все и всем – это дорога, а, точнее – Тем более, если вы не постеснялись разместить знак новичка на заднее стекло – это железный аргумент. Для любого опытного водителя это читается как: «А я тебя предупреждал!».

Чувствуете, что начали нервничать - сделайте два-три глубоких вдоха и выдоха. Это в значительной мере поможет снять напряжение.

Чаще улыбайтесь себе в зеркало. Это подсознательно стимулирует мозг на создание благожелательного настроя.

Если вы боитесь ДТП – мысленно создайте его образ. Вам тут же придет картинка тех опасных моментов, которые стоит избегать – превышения скорости, обгон и т.д.

Совсем новичку, а также при покупке нового автомобиля все специалисты рекомендуют минимум полчаса, что называется, «подергать все рычаги», стоя на месте. Приобретается мышечная память, запоминаются органы управления, их функциональность, расстояние. Соответственно, при выезде на дорогу вы уже не будете отвлекаться на поиск рычага КПП или других кнопок.

Часто помогает присутствие рядом опытного водителя (друга, знакомого). В большинстве случаев это придает уверенности новичку. Весьма здорово если это будет спокойный и хладнокровный человек, который, к тому же, может изредка комментировать дорожную обстановку.Кроме того, он сможет помочь вам в приобретении навыков вождения, как описано в статье:

Если вам не повезло и вы попали в плотный поток, при первой же возможности остановитесь. Не важно, съезд это во двор, проселок, автозаправка, стоянка. Сделайте перерыв, откиньтесь в кресло и отдышитесь. Или просто пройдите до прилавка и купите себе шоколадный батончик – вы это заслужили.

Как преодолеть страх вождения после ДТП

Специфика проблемы – преодоление психологического барьера первого выезда на дорогу. Это очень тяжело перешагнуть из-за сразу нескольких психологических блоков. Например, страх покалечить кого-то или самому еще раз пережить боль и кровь. Особенно это важно, если ДТП было достаточно тяжелое, или, хуже – с летальным исходом. Требуется очень много психологических усилий и будет здорово, если рядом окажется опытный и понимающий товарищ.

В результате опросов водителей, побывавших в ДТП, практически все отметили такой факт – страх уходит после первых нескольких километров. Самое сложное – переломить себя и сесть за руль. Прислушайтесь к себе. Проехали десяток километров, а уверенности так и нет – сделайте перерыв на пару дней! Насиловать себя в этом плане – бессмысленно и неэффективно. Следующий раз будет значительно легче.

Страх вождения после ДТП, несмотря на парадоксальность – весьма полезен. От него не стоит избавляться, стоит трансформировать его в нечто полезное. Например, в постоянную небольшую перестраховку на дороге. Снизьте скорость на пару километров в час, отстаньте от впереди идущего автомобиля на лишние несколько метров, чуть чаще смотрите в зеркало… Таким образом, страх, переработанный в осторожность – станет очень полезным.

Не стоит забывать и о наличии автошкол с индивидуальными, так называемыми «реабилитирующими» программами. Если справиться со страхом после ДТП не удается – имеет смысл пройти такой курс в школе. Специалисты выяснят источники страхов и сделают необходимую коррекцию. Как правило, возвращение к нормальному вождению после мелкого ДТП происходит сразу. После средней тяжести – через месяц после полного выздоровления. После тяжелых ДТП – строго индивидуально, но только после ясного и четко определенного желания вернуться за руль.

Самые сложные в плане прогноза ситуации – когда по вине водителя гибнут люди, а, тем более, его родные и близкие. Кроме стресса от самого факта аварии, здесь вплетается сильнейшее чувство вины. Реабилитационный процесс такого водителя очень индивидуален и четкого прогноза о перспективах возвращения за руль ни даст никто.

Между тем автоинструкторы не советуют затягивать с возвращением к вождению! В этом случае, кроме аварийного стресса, перед вами постепенно будет вырисовываться проблема долгого перерыва в вождении. Это и дополнительная неоправданная нагрузка на психику, и больший срок реабилитации.

Женщины легче возвращаются к вождению, так как имеют природную склонность проговаривать проблему (как в слезах, так и в криках или истерике). Таким образом, напряжение сбрасывается быстро и эффективно. Мужчины же почти всегда держат стресс внутри, что совершенно не способствует скорому возвращению к норме и плохо сказывается на здоровье.

Страх вождения после длительного перерыва

«Отлучение» от автомобиля может быть обусловлено разными причинами, от необходимых (например, автомобиль продан из-за нехватки денег) до весьма постыдных (например – лишение прав за пьянку за рулем). Однако во всех случаях ваш враг один – время. Если человек долго чем-то не занимается – его опыт и умения притупляются и постепенно стираются.

Это происходит из-за постепенного замещения их постоянными повседневными занятиями. Чем больше этот срок, тем большее количество навыков придется восстановить. Возвращение после перерыва диктует необходимость восстановить навыки управления транспортным средством и знание правил дорожного движения. Что первое, что второе потребует от вас определенной работы. Что нужно сделать?

Обязательно освежите в памяти ПДД. Не поленитесь перечитать все основные положения, ознакомиться с нововведениями.

Садитесь за руль на второстепенных дорогах с малым трафиком.

Считайте себя неопытным водителем минимум один месяц, после возвращения за руль.

Неуверенность не уходит? Рассмотрите возможность пройти индивидуальный реабилитирующий курс в ближайшей автошколе.

Соблюдая несложные правила изложенные выше, начать карьеру водителя, или просто вернуться к управлению автомобилем, будет намного проще.

Если Вы сталкивались раньше с такой проблемой - как страх перед вождением,то какой выход нашли для себя, что Вам помогло, поделитесь в комментариях с читателями блога.