История гусеничных тракторов. Первый советский трактор

В начале мая 1935 года было принято решение о перепрофилировании Харьковского завода на выпуск гусеничных тракторов. К очередной годовщине этого события мы решили вкратце вспомнить историю тракторной гусеницы.

Казалось бы, что общего может быть у гусеничного трактора и древнего полководца Ганнибала… Во время римской кампании карфагеняне нередко оказывались в тылу врага, преодолевая болота, казавшиеся непроходимыми. Ганнибалу приписывается изобретение «передвижной гати». Воины шли по собственным щитам, уложенным под ноги. Щиты, выполнившие свою функцию, постепенно передавались вперед. Собственно говоря, был реализован принцип гусеницы, в которой опоры сзади постепенно перемещаются вперед и снова укладываются под колеса.

А вот первая «гусеница», напоминающая современную, изобретена была, как считают, французом д’Эрманом. Она представляла собой бесконечную ленту из вращающихся катков, подвижно соединенных планками на торцах. Такая тележка была испытана в 1713 году. Основным ее недостатком оказалась неповоротливость. Кроме того, сама тележка прекрасно преодолевала даже тяжелое бездорожье, но «проходимость» приводивших ее в движение людей или животных оставалась прежней.

Изобретение д’Эрмана опередило время. Понятно, что все его преимущества могли быть реализованы лишь в самоходном экипаже. Нельзя сказать, что идея была забыта совсем. Так, в литературе встречаются рассказы о попытках создать такой «вездеход», приводимый в движение посредством рычагов, продеваемых между нижними и верхними катками. Но отсутствие каких-либо достоверных сведений об успешном (или провальном) использовании такого болотохода заставляет думать, что в данном случае речь идет о художественном вымысле, подхваченном другими авторами. Хотя, утверждать что-то со стопроцентной уверенностью трудно.

Практически одновременно с появлением первых железных дорог возникла идея создания рельсов, которые можно было бы «носить с собой». Вот тут-то и вспомнили о бесконечной ленте д’Эрмана. Ровно через сто лет его соотечественник Дюбоше впервые демонстрирует свой «бесконечный рельс», патент на который был получен в 1818 году. Практически можно говорить о создании гусеницы, очень похожей на современную. Наличие «бесконечного рельса» и паровой машины предопределило дальнейшее направление творчества десятков изобретателей. John Heathcoat широко известен как изобретатель промышленного ткацкого станка. Но, вероятно, именно ему принадлежит честь и создания в 1837 году первого в мире парового гусеничного трактора. Однако, проблемой оставалась управляемость таких машин.

Первой конструкцией, в которой удалось решить проблему управления, стал «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» бывшего крестьянина, а впоследствии механика и предпринимателя Фёдора Абрамовича Блинова, уроженца деревни Никольской Черкасской волости Вольского уезда Саратовской губернии. Для каждой гусеницы он использовал свою паровую машину, управляемую отдельно. Это позволяло изменять направление движения, регулируя скорость каждой гусеницы. Департаментом торговли и мануфактур 20 сентября 1879 был выдан патент («привилегия») на это изобретение. Сам же трактор был построен в 1877 году.

Принцип управления гусеничными машинами был придуман, но реализовать его на практике удалось не сразу. Поэтому многие разработки еще достаточно долго выполнялись по «полугусеничной» схеме. Таким был, например, запатентованный уже в феврале 1893 года трактор, который предложил американский изобретатель C. H. Stratton.

Все описанные выше конструкции оказались «мертворожденными» и не нашли практического применения. Пожалуй, первым успешно использовавшимся гусеничным тягачом стал трактор, разработанный английской фирмой «Ричард Хорнсби и сыновья» для доставки угля на электростанцию на Аляске. Железный монстр массой в 40 т оснащался восьмидесятисильной паровой машиной и мог одновременно транспортировать 8 прицепов массой по 12,5 т. За один рейс на электростанцию доставляли около 60 т угля. Кстати, на этом тракторе впервые на практике был использован и прототип современного механизма управления. Трактор успешно работал с 1910 до 1927 года.

Но для триумфального прорыва «в мир» гусеничным (да и колесным тоже) тракторам пришлось дождаться появления относительно надежного двигателя внутреннего сгорания. Одной из первых дизельные трактора начала выпускать все та же «Ричард Хорнсби и сыновья». Но в продаже тракторов она не очень преуспела и основной доход ей принесла реализация патента на усовершенствованный ленточный движитель, который приобрел Бенджамин Холт (Benjamin Holt). Кстати, его трактора некоторое время тоже оставались полугусеничными.

Именно Холт первым заметил сходство «бесконечного рельса» с гусеницей. И компания, появившаяся в августе 1925 года в результате слияния «Holt Manufacturing Ко» с конкурирующей «CL Best Tractor gaz Ко» стала называться «Caterpillar Tractor Company» («Caterpillar» как раз и переводится как «гусеница»). Кстати, в Советском союзе «гусеничное тракторостроение» начиналось с машины С-60, точной копии Caterpillar Sixty.

Первым же украинским гусеничным трактором стал СХТЗ-НАТИ, разработанный на Харьковском тракторном заводе в тесном сотрудничестве со специалистами Научного автотракторного института. Почти полтора десятилетия он оставался основным гусеничным трактором в СССР.

А вершиной отечественного «гусеничного тракторостроения» стал обновленный ХТЗ-181.

Мы отдаем себе отчет в том, что за рамками нашего обзора остались десятки интересных конструкций. Нельзя объять необъятное. Поэтому для иллюстрации истории создания гусеничных тракторов мы выбрали машины, которые посчитали наиболее характерными.

Макет гусеничного трактора Блинова

Одно из жизненно необходимых изобретений человека является гусеничный трактор - мощный энергетический и достаточно мобильный вид транспорта. Посредством их тяговой силы перемещается разнообразное оборудование для сельскохозяйственных, трелевочных, мелиоративных и прочих видов работ. Большинство прицепных и навесных орудий работают от тракторного двигателя.

Прототипы современных тракторов

Первая модель трактора, оснащенного вместо колес гусеницами, была произведена более 2-х веков тому назад. Для привода ее в работу служил двигатель, работающий на пару. Эта машина была сконструирована английским инженером Джоном Гиткотом для осушения болот. Но это техническое изобретение имело ряд существенных недостатков. Оно было громоздким и шумным. Поэтому оказалось не востребованным.

В этот временной период, а точнее в 1837 году, российский инженер Дмитрий Загряжский, служивший штабс-капитаном на военном крейсере, затребовал патент на изобретение. В прошлом потомственный крестьянин, Загряжский изобрел и детально описал устройство экипажа на гусеницах, оснащенного паровым двигателем. Однако его изобретение осталось невостребованным.

Еще один гусеничный трактор, аналог устройства Гиткота, был построен в американском штате Калифорния примерно через двадцать лет после создания первых моделей. Это был 1857 год. Трактор предназначался для фермерских сельскохозяйственных работ. Его создатель - конструктор Миллер, за «оригинальность изобретения» был награжден специальной премией. Но и эта модель трактора оказалась не востребованной.

Прототип современного трактора в 1888 году спроектировал и воплотил проект в жизнь простой крестьянин из Саратовской губернии. Это был Блинов Ф.А. Его машина передвигалась на двух гусеницах. Их, посредством специального шестеренчатого механизма (движителя), приводил в движение двигатель, работающий от двух паровых котлов. Управление каждой гусеничной парой осуществлялось раздельно. Это выполняли два человека. Трактор развивал скорость чуть больше 3-х км/час (три версты). То есть трактор двигался со скоростью передвижения повозки, запряженной быками. К 1897 году Блинов усовершенствовал свое творение. Но трактор, из-за сложного управления и несовершенства работы двигателя, также оказался невостребованным.

Примерно в этот же временной отрезок (1897 год) в Германии Рудольфом Дизелем был сконструирован и запатентован первый ДВС, работающий на газолине. Он заметно отличался от парового экономичным расходом топлива и большей создаваемой мощностью. Немного позднее (1903 год) ДВС был сконструирован и в России. Авторство на изобретение принадлежит Мамину Я.В. и в отличие от немецкого двигателя, мотор Мамина работал на топливе из нефтепродуктов.

В 1911 году Мамин продемонстрировал трактор, оснащенный гусеницами и ДВС собственной конструкции. Но Россия еще была аграрной страной, не имеющей собственных машиностроительных заводов. Поэтому трактор Мамина также остался всего лишь прототипом.

Только после революции важность технического оснащения всех отраслей экономики была оценена в должной мере. Согласно принятому декрету, в 1918 году в городе Петербурге Обуховский машиностроительный завод начал производство первых тракторов, оснащенных гусеничным ходом. Первый трактор такого типа сошел с его конвейера в 1924 году. Он известен, как трактор «Большевик». За основу в его конструкции был использован закупленный в Америке трактор «Холт», конструкция которого имела ряд значительных недостатков. Все они в ходе разработки чертежей были устранены советскими инженерами. Видоизменилась и компоновка трактора. Его основные элементы впоследствии были взяты в качестве основы конструкции отечественных танков.

К массовому выпуску этой техники в Стране Советов приступили только в 1933 году. Первенцем стал трактор под названием «Сталинец» (С-60). Производство этих машин осуществлял ЧТЗ в Челябинске. А спустя четыре года к производству гусеничных тракторов приступили заводы ХТЗ (Харьков) и СТЗ (Сталинград). С их конвейеров сходили тракторы марки СХТЗ-НАТИ. К этому времени в стране производилось уже более 700 000 единиц техники, что составляло почти половину всех производимых в мире тракторов.

В военные годы молодая советская республика испытывала острую нехватку рабочих рук. Встал вопрос об увеличении производства технических средств улучшенной проходимости, в частности тракторов, оснащенных гусеницами. В начале 1942 года начинается строительство тракторного завода на Алтае (АТЗ). А уже осенью он выпускает первый гусеничный трактор марки АТЗ-НАТИ. Начиная с 1944 года завод перешел на производство тракторов ДТ-54, которые более 40 лет были востребованы в сельском хозяйстве и прочих отраслях промышленности.

Не менее знамениты и выпускаемые ленинградским заводом им. Кирова гусеничные тракторы марки КТ-12. В 1951 их сняли с производства, так как завод сделал упор на производство колесных тракторов знаменитой марки «Кировец».

Свой вклад в развитие тракторостроительной отрасли внесли Липецкий (модель КДП-35) и Владимирский (модели Т-38, Т-40) тракторные заводы.

Современное тракторостроение

Основное развитие российского тракторостроения проходило уже в послевоенные годы. Максимального расцвета эта отрасль достигла к середине 60-х годов минувшего столетия. В тот период появились самые мощные машины, отличающиеся улучшенными техническими характеристиками и повышенной проходимостью. Лидером по их производству считается ЧТЗ (Челябинск), который освоил выпуск универсального трактора С-100, востребованный на лесозаготовках, при проведении мелиоративных работ, в аграрном секторе и промышленности. Позднее эта модель прошла модернизацию. На ее основе стали производить гусеничные тракторы марки Т-100 и их модификацию Т-130. В 1988 году с конвейера ЧТЗ сошел один из лучших на сегодняшний день гусеничных тракторов - модель Т-170, отличительной особенностью которой являются превосходные эксплуатационные показатели при сравнительно низкой стоимости.

Другой самой известной маркой отечественных тракторов на гусеничном ходу является ДТ-75 , производство которого осуществляется в Волгограде. Это - вполне конкурентоспособный гусеничный трактор российского производства. Он наиболее востребован в фермерских хозяйствах и на многих промышленных предприятиях. Сегодня усовершенствованная модель этого трактора известна под названием Агромаш 90ТГ . У него отличные технические характеристики, соответствующие международным и российским стандартам качества, экономии топлива и экологической безопасности.

Среди производителей гусеничных тракторов для выполнения трелевочных работ необходимо отметить АТЗ (Алтайский тракторный). Начиная с 1969 года, на его площадях производится наиболее востребованная на лесозаготовках модель - трактор ТТ-4 и его модификация ЛХТ-4. ТТ-4 на сегодняшний день считается одним из лучших гусеничных тракторов этого класса.

По качеству продукции ему не уступает ОТЗ (Онежский тракторный). Впервые трелевочный трактор марки ТДТ-40 был выпущен заводом в начале 1956 года. К 1972 году завод отпраздновал выпуск 100 тысячной машины. Различные модификации трактора торгового бренда «Онежец-300» сегодня используются подразделениями МЧС и пожарных служб.

Гусеничные тракторы из стран СНГ

ХТЗ сегодня считается зарубежным производителем. А между тем его продукция - гусеничные тракторы Т-150 хорошо известна российским аграриям и промышленникам. Специально для этой модели заводским КБ был разработан двигатель с турбонаддувом. Его гусеницы выполнены с увеличенной контактной площадью, что предотвращает разрушение структуры почвы за счет значительного снижения давления на ее поверхность.

Продукция МТЗ (Минского тракторного) хорошо известна не только российским потребителям. Основанный в 1946 году, сегодня этот завод является лидером мирового тракторостроения. Выпускаемые им гусеничные тракторы «Беларус-1502» (сельскохозяйственная модель), «Беларус-1502-01» (промышленная модель) и универсальная модель «Беларус-2103» являются самыми востребованными на международном рынке.

Гусеничный трактор представляет собой машину, использующую для движения металлические или резиновые гусеницы. Тракторы подобного типа получили развитие в СССР в середине прошлого столетия. Машины обеспечивали, по сравнению с колесной техникой, повышенную проходимость и тяговое усилие. Тракторы применялись в сельском хозяйстве, при строительстве промышленных и энергетических объектов в отдаленных регионах, лишенных дорожной сети.

Область применения

Гусеничные тракторы делятся на ряд категорий. Для выполнения агротехнических работ используются пропашные машины. Особенностью техники является возможность смены навесного оборудования. Тракторы отличаются универсальностью, могут применяться в различных сферах, в т. ч. и в роли тягачей. К категории сельскохозяйственных относятся многие гусеничные машины класса мини.

Промышленные тракторы используются в качестве базового шасси для установки специального навесного оборудования. Самый большой промышленный бульдозер Komatsu D575A имеет длину 12,6 м и оснащен дизелем мощностью 1150 л. с. Отвал бульдозера вмещает 70 м³ грунта. Маленькие модели промышленной техники имеют длину 2,5-3 м и оснащены двигателем мощностью 30-50 л. с.

Применение специального оборудования снижает универсальность машин, которые применяются для выполнения узкого круга задач. Промышленные машины могут выпускаться в стандартном и болотном вариантах. Машина для работы на болотах обладает измененной ходовой частью с увеличенной площадью опорной части гусеницы.


Для заготовки и вывоза древесины используются , оборудованные платформой, на которую грузятся очищенные от веток стволы деревьев. Машины могут выпускаться в болотном или плавающем варианте. На базе трелевочных тракторов изготавливаются лесохозяйственные машины, используемые для работ, связанных с восстановлением леса, а также в качестве противопожарных.

Особенности конструкции

Первый гусеничный трактор был создан английским изобретателем Джоном Гиткотом в 1832 году. В качестве силовой установки применялась паровая машина. В середине XIX столетия опытный трактор на гусеничном ходу построил американец Уоррен Миллер. Изобретения были запатентованы, но дальнейшего развития не получили. В России опытный трактор с гусеницами был создан в 1879 году изобретателем Федором Блиновым. Практическое применение гусеничного трактора началось в начале ХХ века, когда был построен трактор Steam Log Hauler, созданный Алвином Ломбардом.

В устройство ходовой части трактора входит замкнутая рама с усилителями. Рама состоит из продольных лонжеронов и поперечных балок, установленных перпендикулярно или наискосок. На элементах рамы устанавливаются узлы силового агрегата и трансмиссии. Минитрактор на гусеницах строится по такой же рамной схеме.

Для управления используются педали и рычаги. Они управляют бортовыми муфтами и тормозами. Небольшие тракторы оснащаются рулевым колесом с гидравлическим распределителем, который управляет работой бортовых муфт.

Силовой агрегат

Ранние образцы гусеничных машин оснащались двигателями внутреннего сгорания, работавшими на тракторном керосине или бензине. Чисто бензиновые тракторы распространения не получили из-за низкого крутящего момента двигателя. К началу Второй мировой войны появились первые серийные гусеничные машины с дизельными двигателями. В СССР первой дизельной машиной стал С-65 «Сталинец», который производился в Челябинске с 1937 по 1941 год.


Дальнейшее развитие гусеничных машин шло по пути совершенствования конструкции двигателей. В 1949 году на конвейер встал трактор ДТ-54, укомплектованный вихрекамерным дизелем. Машина продержалась в производстве 30 лет и разошлась по многим государствам мира тиражом 960 тыс. шт.

На импортных гусеничных машинах применяются дизельные двигатели, оснащенные турбокомпрессором и электронным контролем работы насос-форсунок. Применение электроники позволяет оптимизировать процесс впрыска топлива в зависимости от нагрузки и температуры окружающей среды. За счет этого достигается снижение расхода топлива и улучшаются экологические показатели двигателей.

Отечественная техника оснащается дизелями с турбокомпрессорами и механическими топливными насосами. По отдельному заказу изготавливаются импортные силовые установки.

Мост

Трансмиссия гусеничного трактора предназначена для передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса, а также для поворота. Тракторы оснащаются диапазонными механическими коробками скоростей, имеющими до 24 передач переднего хода. Внутри диапазонов переключение производится без разрыва потока мощности. Для этого в конструкцию включены специальные муфты.


Импортная техника комплектуется автоматическими коробками, упрощающими работу оператора. Недостатком автоматической трансмиссии является ее сложность и необходимость проведения регулярного обслуживания.

Ведущий мост заднего расположения находится в одном картере с коробкой передач. Для передачи крутящего момента от вторичного вала коробки мосту используется редуктор с коническими шестернями. Системы блокировки редуктора не применяются, в роли блокирующих устройств выступают бортовые муфты сцепления и ленточные тормоза.

Гусеница

Гусеница может оснащаться шарнирами открытой и закрытой конструкции. При открытой схеме звенья соединяются между собой пальцами, вставленными в отверстия. Звенья не проходят механическую обработку, обладают малым весом. Палец термически обрабатывается и имеет повышенную твердость поверхности. С одной стороны он оснащен головкой, которая не дает ему провалиться в отверстие, выполненное в звене. Другая сторона оснащена проточкой или отверстием под установку фиксатора (пружинной шайбы или шплинта).

Гусеница открытого типа подвержена износу, особенно при работе на песчаных грунтах.

Альтернативным решением является гусеница с шарниром закрытого типа. Звенья такого устройства изготовлены методом литья с последующей механической обработкой. Возможно использование составных звеньев, собираемых из нескольких элементов. Закрытый шарнир обладает износоустойчивостью, но для разборки узла требуется специальная оснастка.

Зацепление гусеницы и ведущей звездочки осуществляется при помощи цевки, которой служит проушина или специальная втулка. При движении в них упирается зуб звездочки.


Стальные гусеницы разрушают дорожное покрытие, что способствует появлению резинометаллических конструкций. Прочность такой гусеницы ниже, поэтому они применяются для оснащения колесных тракторов.

Гибридные шасси

Под гибридным шасси понимается установка съемной резиновой гусеницы на колеса. Резиновая гусеница оснащается армирующими волокнами, увеличивающими ресурс изделия. Гусеница натягивается вокруг поверхности ведущего и дополнительного колес, установленных на шасси. Крутящий момент передается за счет силы трения между беговой дорожкой ведущего колеса и поверхностью гусеницы. Наружная сторона оснащена дополнительными грунтозацепами, увеличивающими проходимость.

Навесное оборудование

Применяется навесное оборудование с гидравлическим приводом, устанавливаемое на передней и задней частях рамы. Гидравлика работает от отдельного насоса, распределение потоков ведется из кабины оператора. Для привода оборудования может применяться отдельный вал отбора мощности, который обеспечивает 1 или 2 скорости вращения. Гусеничный минитрактор оснащается навесным оборудованием с гидравлическим и механическим приводом. Приводные валы встречаются редко.

Достоинства и недостатки

Применение гусениц обеспечивает ряд преимуществ:

  • гусеницы обеспечивают хорошее сцепление с грунтом и повышенные тяговые характеристики;
  • возможность работы на влажных грунтах и склонах;
  • повышенная маневренность, трактор может разворачиваться вокруг оси;
  • плавность движения при работе на неровных поверхностях;
  • не требуется проверка давления в шинах;
  • установка оборудования не нарушает равновесия машины;

Недостатки машин с гусеничным движителем:

  • жесткая подвеска;
  • разрушение поверхностного слоя почвы при движении;
  • невозможность движения по асфальтированным дорогам;
  • низкая максимальная скорость;

Минитрактор на гусеничном ходу лишен многих отрицательных сторон. Малый вес машины и применение резиновых гусениц позволяют двигаться по асфальтированному покрытию. Машины оборудованы амортизаторами в ходовой части, которые повышают комфорт при движении.

Фёдор Абрамович Блинов - русский изобретатель-самоучка конца XIX столетия, сделавший прорыв в области тяжелой рабочей техники. Блинов является изобретателем первого в мире гусеничного трактора и самого гусеничного движителя, без коего невозможно было бы создание танка, первый прототип которого - Вездеход Пороховщикова - также был создан русскими.

Родился Фёдор Абрамович Блинов в 1827 году в селе Никольское Вольского уезда Саратовской губернии в семье крепостных крестьян. Фёдор был первым членом семьи, получившим «вольную», что позволило ему войти в число вольнонаемных рабочих и оказать домочадцам существенную денежную поддержку. Однако работа, выбранная Фёдором, оказалась не самой «чистой» и легкой: сначала он пошел в бурлаки, а затем кочегаром и помощником машиниста на пароходе. Обе этих специальности сыграли огромную роль в становлении изобретательского таланта Блинова.

Труд бурлака, помимо своей монотонности, являлся еще и крайне тяжелым, изматывающим. Многое зависело и от природных условий: ширины береговой линии, скорости течения, наличия попутного или встречного ветра. Кроме того, немаловажным условием была и степень проходимости берега: по болотному или сухому песчаному берегу передвигаться даже без груза было намного тяжелее, нежели по утоптанному глиняному или земляному участку пути.

И тогда Фёдор Блинов начал разработку универсального и полезного для бурлацкого дела устройства.

Фёдор Абрамович Блинов

Впервые гениальная мысль использовать гусеницу в качестве движителя для повозки и таким образом во много раз уменьшить удельное давление на грунт, пришла Блинову в 1878 году. Уже в 1879 году он построил платформу на двух гусеницах. Эта повозка демонстрировалась в городе Вольске при огромном стечении народа. Описание этого события имеется в саратовской губернской тазете. В 1879 году Блинов получил «привилегию» (патент) на сконструированный им «вагон особого устройства с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» - механизм, являющийся первым действующим аналогом современного гусеничного трактора.

Вагон имел 4 опорных колеса и 4 ведущих звездочки - наиболее важных узла машины. В движение агрегат приводился конной тягой и на момент создания представлял собой гусеничный прицеп.


Подлинный чертеж парового трактора Фёдора Блинова , приложенный к его патентной заявке: 1 - направляющее колесо; 2 - опорные катки; 3- ведущее колесо; 4- гусеница; 5 - звенья гусеницы; 6- паровой котел; 7 - манометр; 8 - свисток; 9 - паровая машина; 10 - первая пара шестерен; 11 - вторая пара шестерен; 12 - рычаг управления; 13 - сиденье машиниста; 14 - будка управления.

Уже через 4 года после создания опытного образца и первого его полевого испытания Блинов наладил собственное машиностроительное предприятие, производящее, помимо своего первого изобретения, различные приборы, полезные не только в сельскохозяйственном деле, но и в любой другой промышленной отрасли.

В 1881 году Блинов приступил к разработке «самохода» на гусеничном ходу, который приобрел окончательный вид лишь семь лет спустя. Устройство было сконструировано по типу вагона с установленной на нем паровой машиной мощностью 12 лошадиных сил. Машина могла развивать скорость в три версты в час.
Именно «самоход» в итоге и обессмертил имя Блинова в веках: он принял участие в русской промышленной выставке в 1896 году - на Нижегородской ярмарке, где «самоход» был представлен в работе.

Как это часто случалось в дореволюционное время, нашелся один предприимчивый немецкий фабрикант, предложивший Блинову продать свое изобретение. Блинов отказался. По свидетельству дочери изобретателя Устиньи Федоровны, он ответил так: «Я-русский мужик, и думал, и делал для своей родины. А русские мужики не продаются».

Дело Фёдора Блинова продолжил его ученик, Яков Мамин, став первым изобретателем, использовавшим в своих разработках тракторные дизель-моторы.

Сын Блинова, Порфирий Фёдорович, благодаря помощи своего отца смог открыть «Фабрику нефтяных двигателей и пожарных насосов П. Ф. Блинова», где продолжал дело отца. Фабрика стала градообразующей для села Никольское: по данным 1900 года количество работников на фабрике достигло 150 человек - рекордное количество рабочих для небольшого учреждения.
Великий изобретатель дожил до 70 лет. Он скончался от паралича 24 июня 1902 года, его похоронили рядом с заводом.

После смерти Блинова в 1902 году совершенствованием трактора занялся его ученик Яков Мамин, построивший в 1903 году первый бескомпрессорный двигатель с воспламенением от сжатия. Спустя семь лет на базе этого двигателя он создал транспортный образец и в 1910 году впервые установил его на своем «русском тракторе». Ещё двенадцатилетним пацаном ученик Блинова Яшка Мамин выпиливал шарниры для гусеничных звеньев, потом участвовал в обработке «пальцев», скреплявших одно звено с другим, еще позже помогал в литейной формовать и отливать ведущие колеса-зубчатки и опорные колеса-катки. Первым советским заводом, начавшим выпуск тракторов, был Балаковский, а его техническим руководителем Яков Васильевич Мамин. Первые советские тракторы были заново сконструированы Маминым и названы «Карликом» и «Гномом». Это были не только самые легкие в мире тракторы, но и самые простые в сборке, управлении и ремонте. Вместо 1 200-1 500 деталей в «Карлике» было только около 300 деталей. В начале 1918 года Ленин вызвал Мамина в Москву, пригласил в Кремль и вскоре дал задание закупить за границей на 100 тысяч рублей золотом совершенных станков для нового завода тракторов и двигателей в городе Марксе Саратовской области. Мамин выполнил задание и завод «Возрождение» под егоруководством начал выпуск пяти «Карликов» в день и такого же количества двигателей «Русский дизель».

Изобретатель : Уильям Говард
Страна : Англия
Время изобретения : 1850 г.

Трактор - это универсальная машина, предназначенная перемещать и приводить в действие прицепляемые к ней разнообразные сельскохозяйственные механизмы. Из этого видно, что функции трактора двоякие: он, во-первых, работает как тягач, а во-вторых, как привод, что позволяет использовать его при выполнении самых разнообразных сельскохозяйственных работ.

Выгоды трактора очевидны - скорость, экономия времени, производительность. Поэтому появление его составило революцию в сельском хозяйстве, быть может, самую важную со времен появления . С этого времени механическая тяга стала постепенно вытеснять из сельскохозяйственного производства мускульную силу животных.

Первые тракторы были паровыми. Еще в 1850 году английский изобретатель Уильям Говард применял для пахоты паровой автомобиль (локомобиль). Изобретение получило распространение, и паровые плуги широко использовались во второй половине XIX века в некоторых европейских странах (особенно в Англии, где их насчитывалось более 2 тысяч).

Первые тракторы с двигателями внутреннего сгорания, сконструированные инженерами Чарльзом В. Хартом и Чарльз Парром, были собраны в США в 1901 году. Их появление было встречено с восторгом, и американские фермеры возлагали на них большие надежды. Но быстро наступило разочарование, так как тракторы из-за своего огромного веса больше разрушали почву, чем помогали обрабатывать ее. К тому же они были чрезмерно велики для средней фермы. В ходе их использования обнаружилось множество конструкционных недостатков. Тракторы часто ломались, ремонт их требовал массу времени и больших затрат.

Однако постепенно эти машины совершенствовались. В 1907 году на рынок поступили уже вполне работоспособные тракторы. Их вес, размеры и мощность уменьшились, зато повысилась надежность, что сделало применение трактора удобным в среднем по величине хозяйстве. Была создана сеть ремонтных мастерских, налажен выпуск запчастей, благодаря чему отрицательное отношение фермеров к этой машине было преодолено за несколько лет, и в Америке начался рост тракторной промышленности. В 1920 году в США было продано уже около 200 тысяч тракторов различных конструкций. В 1912 году фирма «Холт» впервые начала выпуск гусеничных тракторов.

Вскоре трактор взял на себя приблизительно 80-90% всех пахотных работ на ферме. Помимо этого тракторный двигатель использовался для приведения в действие различных сельскохозяйственных машин (для этого он снабжался специальным шкивом). К нему могли подключаться молотилки, косилки, лесопилки, маслобойки, соломорезки и другие вспомогательные механизмы. Трактор также брал на себя около половины работ, связанных с уборкой урожая. В дальнейшем благодаря созданию различных прицепных машин сфера применения трактора расширилась в несколько раз.

В России первая заявка на «экипаж с подвижными колеями», то есть на гусеничный ход, была сделана в 1837 году русским крестьянином, впоследствии штабс-капитаном русской армии, Дмитрием Загряжским. Вот как он описал своё изобретение: «Около каждого обыкновенного колеса, на котором катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колёсами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колёс равняются звеньям цепи; цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность» (из привилегии, выданной в марте 1837 года).

Первый русский паровой гусеничный трактор был построен уроженцем села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии крестьянином Фёдором Абрамовичем Блиновым, в 1879 году он получил патент («привилегию») на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Постройка прототипа была закончена Блиновым в 1888 году. Готовой паровой машины малых габаритов ещё не существовало, и Фёдор Абрамович сам соорудил её из листового железа и труб сгоревшего вблизи Балаково . Затем он изготовил такую же вторую машину. Обе они делали по сорок оборотов в минуту. Каждая из них управлялась раздельно.

Скорость движения трактора соответствовала скорости движения быков - три версты в час. Таким образом, устройство приводилось в действие двумя паровыми машинами (по одной на каждую «гусеницу») мощностью в 10-12 лошадиных сил каждая. Ф.А. Блинов продемонстрировал его в 1889 г. в Саратове и в 1897 г. на Нижегородской ярмарке. Однако этот трактор так и не стал востребованным ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве и дальше прототипа тракторов в России дело не пошло.

В России оценило важность тракторов для страны только Советское правительство после 1917 года, выделив деньги на постройку тракторов в трудные для страны годы интервенции. Начиная с 1918 г. по указанию В.И. Ленина осуществляется подготовка производства для выпуска тракторов. В 1919 г. изобретатель Я.В. Мамин создал трактор «Гном» с нефтяным двигателем мощностью 11,8 кВт.

Производство тракторов было настолько важным, что был издан Декрет Совета Народных Комиссаров от 1 апреля 1921 г. о признании сельскохозяйственного машиностроения делом чрезвычайной государственной важности. В 1922 г. начинают выпускаться тракторы «Коломенец-1» конструкции Е.Д. Львова. В 1922-1923 годах создается трактор «Запорожец» под руководством инженера Л. А. Унгера. В 1924 году начал выпускаться трактор «Коммунар» (копия германского трактора Hanomag WD Z 50) на Харьковском паровозостроительном заводе.

В 1924 г. также налаживается производство тракторов «Карлик» конструкции Я.В. Мамина с двигателем мощностью 8,8 кВт (12 л. с), в двух вариантах: трактор «Карлик-1» (трехколесный, с одной передачей вперед, со скоростью движения 3-4 км/ч) и «Карлик-2» (четырехколесный, с одной передачей и реверсом). С 1924 по 1932 г. Ленинградский завод «Красный путиловец» освоил и выпустил около 50 тыс. тракторов «Фордзон-Путиловец», а затем с 1934 г. на этом заводе стал выпускаться трактор «Универсал» с керосиновым двигателем и металлическими колесами. «Универсал» был первым отечественным трактором, экспортируемым за границу.

Первые советские тракторы «Гном», «Коломенец-1», «Карлик», «Запорожец», «Коммунар» выпускались относительно небольшими партиями, но они многому научили, воспитали первые кадры тракторостроителей и по праву вошли в историю отечественного тракторостроения. Дальнейшее развитие страны требовало строительства крупных специализированных тракторных заводов.

Используя полученную от продажи зерна валюту, с помощью американских и европейских инженеров и поставок оборудования нескольких сотен иностранных компаний, были построены: Сталинградский тракторный завод в 1930 г. (выпускал тракторы СТЗ-15/30), Харьковский тракторный завод в 1931 г. (выпускал тракторы ХТЗ, подобные тракторам СТЗ), Челябинский тракторный завод в 1933 г., выпускавший гусеничные тракторы С-60.

За десять предвоенных лет отечественная промышленность произвела для сельского хозяйства порядка 700 тыс. тракторов. Общий выпуск отечественных тракторов составил 40 % их мирового производства. Благодаря этим успехам планового развития экономики - отсталое, раздробленное сельское хозяйство дореволюционной России превратилось в крупное механизированное.

В годы Великой Отечественной войны был построен Алтайский тракторный завод, а в послевоенные годы - заводы в Минске, Владимире, Липецке, Кишинёве, Ташкенте, Павлодаре.