Инструкция по пользованию грузовым лифтом на предприятии. Инструкция по эксплуатации лифтов и подъемников

Грузовой лифт - это подъемник, предназначенный для перевозки грузов с сопровождающим персоналом или без него. Грузовые лифты отличаются от других типов лифтов повышенной грузоподъемностью. Они способны перевозить до 10 тонн груза и развивают скорость до 1,5 метров в секунду.

Устройство и правила пользования грузовым лифтом

Принцип работы грузового лифта не отличается от принципа работы других типов подъемников. Имеется грузовая кабина, размещенная в шахте. Ее перемещение обеспечивается действием приводного механизма и тяговых элементов (канатов, тросов и т.п.), перекинутых через канатоведущий шкив.

Основные правила пользования грузовыми лифтами:

  • масса перевозимого груза не должна превышать установленный инструкцией лимит грузоподъемности;
  • закладку груза необходимо производить равномерно по всей площади пола кабины;
  • в лифтах с внешней системой управления запрещена перевозка людей;
  • движение грузового лифта разрешено только при полностью закрытых дверях кабины;
  • запрещено пользоваться грузовым лифтом, у которого истек допустимый срок работы, указанный в паспорте;
  • грузовой подъемник нельзя оставлять включенным без присмотра обслуживающего персонала;
  • груз нельзя хранить в кабине грузового лифта.

Классификация грузовых лифтов

Грузовые лифты можно классифицировать по нескольким признакам.

По грузоподъемности и размерам грузовые лифты бывают:

  • Стандартные. Подразумевают возможность перевозки груза вместе с оператором или другим сопровождающим персоналом. Грузоподъемность такого лифта - от 250 до 6000 кг. Размеры стандартного грузового лифта (площадь платформы) составляют в среднем 1,5 квадратных метра.
  • Малые. Размеры малых грузовых лифтов позволяют использовать эти устройства исключительно для перевозки грузов - высота не превышает 1250 мм, а грузоподъемность составляет 5-250 кг.
  • Грузовые подъемники - автомобильные, стояночного или шахтного типа.

Каждый из выше перечисленных типов грузовых лифтов имеет разные области применения. Например, на складах используют стандартные грузовые лифты, чтобы тяжелые грузы могли сопровождать сотрудники. При этом в подвальных помещениях устанавливают тротуарные грузовые лифты - они выходят из шахты на поверхность, отличаются большими размерами и позволяют перемещать грузы вместе с транспортом.

Малые грузовые лифты устанавливают преимущественно в заведениях общепита для подъема продуктов питания. Их также используют в библиотеках и на небольших складах. Людей на малых грузовых лифтах транспортировать запрещено.

Грузовые подъемники предназначены для перемещения тяжелого оборудования и материалов, используются на подземных автомобильных стоянках и в шахтах.

Существует еще одна разновидность - грузопассажирские лифты. Их устанавливают в многоэтажные жилые дома. Грузопассажирские лифты отличаются большой площадью и широким проемом дверей кабины, позволяют транспортировать и людей, и грузы.

По скорости различают следующие виды грузовых лифтов:

  • тихоходные - до 1 метра в секунду;
  • быстроходные - 1-2 метра в секунду;
  • скоростные - 2-4 метра в секунду;
  • высокоскоростные - больше 4 метров в секунду.

По типу привода бывают:

  • Электрические грузовые лифты - привод работает от силы тока. Эти лифты не имеют ограничений в плане высоты подъема грузов.
  • Гидравлические грузовые лифты - работают благодаря давлению масла в гидроцилиндре. Гидравлические лифты используют в невысоких помещениях, например, в больницах, аэропортах, железнодорожных вокзалах, так как высота подъема таких устройств ограничена 30 метрами. Главный плюс гидравлических грузовых лифтов - они способны перемещать грузы не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости.

Выбор грузового лифта

Табличка в лифт. ЖК «Балтийский квартет»

Табличка «Правила пользования грузопассажирским лифтом». ООО ТСН «НОРД»

Табличка «Пассажирский лифт». ООО «Современные технологии»

Табличка в лифт. ООО «Лифтовые решения»

Табличка «Пожарный лифт»

Табличка в лифт. Размер 15 х 20 см.

Табличка «Пассажирский лифт»

Табличка «Правила пользования пассажирским лифтом». Размер 20 х 30 см.

Скругление углов R 5 мм.

Табличка «Правила пользования лифтом». ООО «РМ Билдинг»

Табличка в лифт. ООО «Парагон», Кипр.

Табличка в лифт. ООО «ЖК Корона»

Таблички в лифт. Управляющая компания «Жилсервис»

Табличка в лифт. МП «Инвест»

Табличка «Правила пользования пассажирским лифтом с автоматическим приводом дверей»

Табличка «Правила пользования пассажирским лифтом». ЖК «Корона»

Лифты КОНЕ. Табличка в лифт

Табличка «Пассажирский лифт». ООО «Квартал»

Табличка «Лифт пассажирский». ООО «Спектр»

Табличка «Грузовой подъемник»

Табличка «Лифт пассажирский». ООО БЦ «Снежная»

ООО «Модтфил»

Согласно п.4.4.1 ГОСТ Р 51617-2000 , на основном (погрузочном) этаже или в кабине лифта

исполнителем должны быть вывешены Правила пользования лифтом и табличка

с указанием наименования лифта, его грузоподъемности, регистрационного номера,

номера телефона для связи с обслуживающим персоналом или аварийной службой.

в кабине лифта и (или) на основном посадочном этаже вывешиваются правила пользования лифтом,

а также табличка с указанием номера телефона для связи с обслуживающим персоналом или аварийной службой.

Как вести себя в лифте

Так как же вести себя в лифте? С какими неприятностями можно столкнуться и на что следует обратить внимание? Чем вызвано то или иное требование к пассажиру и куда обращаться за помощью?

Первое, что необходимо знать, - это то, что в каждой кабине лифта и (или) на основном посадочном этаже должны быть вывешены Правила пользования лифтом, а также табличка с указанием номера телефона для связи с обслуживающим персоналом и аварийной службой. Запомните или занесите этот номер в свой мобильник. Если этих табличек нет, попробуйте узнать номер телефона у диспетчера, вызвав его нажатием кнопки «Звонок» на посту приказов в кабине лифта.

Что же написано в Правилах пользования лифтом?

После того как вывешенные в лифте Правила, поставляемые заводом-изготовителем, уничтожаются жильцами, обслуживающая лифт организация вывешивает новые. В них, как правило, указывается название этой организации и номер контактного телефона. Обычно интерес вызывают следующие пункты правил.

1. «Не входите в лифт, пока не убедитесь, что кабина находится перед вами».
В народе говорят: на Бога надейся, а сам не плошай. Кроме призыва к очевидной предосторожности, этот пункт несет в себе и конкретный практический смысл. Двери шахты не имеют собственного привода и конструктивно устроены так, что их створки стремятся закрыться под действием собственного веса или веса специального груза. То есть открыться самостоятельно двери шахты не могут. Но они могут быть открыты с помощью специального ключа вручную и заблокированы в таком положении. Конечно, это нарушение правил безопасности, но такая ситуация может быть.

В другом случае в шахте могут проводиться ремонтные работы. Вы слышите, что лифт движется, нажимаете кнопку вызова и двери открываются, но кабина находится этажом ниже, по стечению обстоятельств электромеханики, работающие на крыше кабины, вручную открыли вашу дверь изнутри шахты. Согласитесь, стоит убедиться.

Еще одна ситуация: кабина действительно пришла, двери открылись, но вот точность остановки не была соблюдена. Чаще всего, такое происходит из-за износа тормозных накладок в механизме тормоза лебедки. Если кабина остановилась ниже этажа - вы рискуете удариться головой о потолок кабины или «провалиться» в нее. Если выше – споткнуться о порог кабины и упасть или удариться головой, но уже об портал дверей шахты.

2. «Войдите, не задерживаясь, в кабину. Первыми входят взрослые, а затем дети». Это правило вызвано тем, что выдержка времени, в течение которого двери остаются открытыми, не велика. Обычно 5–7 секунд. За это время желательно успеть войти в кабину. Первыми рекомендуется входить взрослым. Это вызвано тем, что большинство лифтов оборудовано грузовзвешивающим устройством (далее ГВУ), которое начинает действовать при загрузке от 15 кг и выше, при этом время выдержки дверей в открытом состоянии автоматически увеличивается.

Если вы пошлете вперед ребенка, то его веса может не хватить для срабатывания этого устройства - двери начнут закрываться, а это уже стрессовая ситуация для всех. Кроме того, ребенок, оставшийся один в закрытом пространстве кабины лифта, получит более сильный испуг, чем если он останется один на достаточно большой лестничной площадке.

Прежде чем пускать ребенка внутрь кабины, вам стоит убедиться, что там все в порядке. Та же ситуация и с выходом из кабины - выпустите сначала ребенка, а потом выходите сами.

Здесь надо помнить, что все это хорошо, когда лифт полностью исправен. Если же вы подошли к лифту в первый раз, не спешите сразу заходить в кабину - подождите пару секунд, пока двери откроются полностью и остановятся в этом положении. Может так случиться, что именно этот лифт электромеханики обошли своим вниманием и двери, не успев открыться, сразу начнут закрываться. Сообщите об этом по указанным на табличках телефонам и уже самостоятельно решайте, что вам делать дальше. Скорее всего, что и реверс дверей у этого лифта не сработает.

3. «При перевозке детских колясок детей нужно брать на руки. Сначала сами войдите в лифт, затем вкатывайте коляску. При выходе сначала выкатывайте коляску». Этот пункт во многом повторяет предыдущий по тем же причинам. Отличие - надо обязательно забрать ребенка из коляски на руки. Это надо сделать потому, что при возникновении какой либо аварийной ситуации достать ребенка из коляски у вас не будет ни времени, ни возможности. Страшные примеры таких ситуаций попадают в средства массовой информации с пугающей регулярностью.

4. «При остановке кабины между этажами не пытайтесь самостоятельно из нее выйти и не открывайте двери кабины и двери шахты». Это действительно опасно. Самостоятельно покидая кабину, находящуюся между этажами вы рискуете упасть в шахту лифта, получить травмы при ударе о конструкции лифта, которые в обычном режиме не доступны пассажиру, быть пораженными электротоком при касании проводки и аппаратов, находящихся под напряжением. Кроме того, кабина может прийти в движение и это по-настоящему неприятно. Помните, что лифтеры и электромеханики проходят специальное обучение по правилам безопасного извлечения пассажиров из кабины. Дождитесь их прихода.

5. У некоторых пассажиров вызывает улыбку запрещение курить в лифте, перевозить легковоспламеняющиеся и токсичные вещества. А зря. Кроме того, что курение в общественных местах запрещено, оно может стать причиной возгорания лифта со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кабина лифта представляет собой небольшое замкнутое пространство, часто только с естественной вентиляцией, она моментально наполняется запахом и дымом табака, в ней становится ощутимо жарче даже при выкуривании одной сигареты. Пожалейте себя и людей, которые воспользуются кабиной уже после вас.

Из-за тесноты и скованности вы можете случайно открыть, раздавить, уронить емкости с токсичными и легковоспламеняющимися веществами, воздух в кабине тут же наполнится ими, а немедленно покинуть ее у вас не будет возможности. В результате кабина может стать токсичной ловушкой не только для вас.

6. Почему запрещено пользоваться кабиной лифта детям дошкольного возраста без сопровождения родителей? Прежде всего потому, что ребенок еще не умеет читать и не может прочесть Правила
и тем более следовать им.

При нахождении ребенка в кабине из-за его малого веса может не сработать ГВУ, что приведет к закрытию дверей, а так как автоматика решит, что кабина пуста, будет выключен свет внутри кабины. Не стоит подвергать своего ребенка испытанию
в душной, темной, закрытой, тесной кабине.

Надо учесть любознательность детей в этом возрасте - попытка засунуть проволочку
в забитый электрическими устройствами пульт приказов может привести к поражению электрическим током. Попытка заглянуть
в шахту лифта также может закончиться очень плохо. Не заметив начало закрытия дверей шахты, даже при работоспособном реверсе, ребенок рискует быть сдавленным ими. При закрывании двери развивают усилие до 15 кг,
не всякий ребенок справится с этим. Кинетическая же энергия закрывающихся дверей сопоставима с энергией гири в 1 кг, падающей с высоты в 1 м. Если между створками окажется голова ребенка, ему не избежать очень сильного удара. Если же створки сомкнутся в области шеи, это может оказаться еще страшнее.

Дело в том, что на полностью исправном лифте допускается отключение реверса
за 5 сантиметров до конца закрытия, еще порядка одного сантиметра допускается на зазор между створками при приложенном усилии в сторону их открывания. А теперь представьте шею дошкольника, на которую действует как кинетическая энергия створок, так и усилие на закрытие. Деформация может достичь предела отключения реверса, створки могут просто задушить ребенка.

Что еще необходимо помнить во время пользования лифтом? Прежде всего, подходя к лифту, надо помнить, что это объект повышенной опасности. Пожалуйста, перед входом в кабинупроснитесь и сосредоточьтесь на поездке. Двадцать секунд внимательности могут сохранить вам здоровье. Войдя в кабину, станьте ровно, слегка расставив ступни ног для большей устойчивости, колени слегка согните, жестко возьмитесь рукой за поручень.

Не надо вальяжно возлежать на стенке кабины, опираясь на одну ногу, при этом максимально ее выпрямив. Это может кончиться переломом ноги, ребер и сотрясением мозга. При этом речь идет не о какой то катастрофе, а о срабатывании устройств, призванных сохранить вам жизнь.

Речь идет о срабатывании ловителей и буферов. Согласно действующим нормам, вызванная срабатыванием этих устройств перегрузка достигает двукратной величины в качестве среднего значения и практически четырехкратной, на время не более 0,04 секунды. Это равноценно тому, что во время аварийной остановки лифта на ваши плечи вдруг неожиданно присаживаетесь еще один вы.

Именно отсюда рождаются легенды о падающих несколько этажей лифтах и чудом спасшихся пассажирах, взахлеб рассказывающих потом о пережитом в перерывах между демонстрацией забинтованных конечностей. Если бы эти люди направили хотя бы часть своей энергии на собственную безопасность, то самое страшное, что ждало бы их при такой аварии, - это сделать полный присед. Не каждому это доставит удовольствие, но это меньшее из зол.

Если двери начали закрываться, а вы не успели войти в кабину и все же намерены это сделать прямо сейчас, не пытайтесь остановить створки рукой - это достаточно тяжело. Поставьте на порог двери, перед самой створкой ногу и плотно прижмите подошву к полу. Обувь защитит ногу от удара, а плотно поставленная нога гораздо лучшее препятствие для створки. Не ставьте ногу в конце закрытия, а если вы обуты в открытые сандалии или шлепки, можно получить травму в виде ушиба или пореза.

Не толкайте створки в сторону открытия, часто это приводит к выходу механизма реверса за рабочие положения и лифт останавливается. Для нормальной работы механизма реверса необходимо наличие между створками двери именно препятствия, а не встречного действия. Не вставляйте между створками дверей пальцы. Их толщины может не хватить для предотвращения запирания замков дверей шахты и кабины, в результате цепь безопасности будет собрана, створки замкнуты, пальцы зажаты и лифт придет в движение.

Не перегружайте лифт, это ведет к его преждевременному износу, нарушению работы ГВУ, перепроходу точных остановок и крайних положений, может стать причиной посадки на ловители или буфер.

К такому же результату приводит борьба, возня, демонстрация элементов акробатики в кабине при движении лифта. Поверьте, посадка на ловители окажется для вас неожиданной, кроме этого, другие люди уже не смогут воспользоваться лифтом.

При уборке в лифте или на посадочной площадке не метите насухую, пользуйтесь пылесосом или влажной тряпкой. Шахта лифта работает как мощная вытяжка, в нее засасывает всю пыль и мусор с этажных площадок, особенно плохо дело, когда добропорядочные хозяйки начинают заметать мусор под двери лифта или прямо в кабину.
К сожалению, таких хозяюшек много.

К чему это приводит? В лифтах есть несколько «слабых» мест. Два из них - ГВУ и замки дверей шахты. ГВУ - это обычные весы. Как мы пользуемся своими домашними весами? Правильно - бережно. Почему же тогда мы прыгаем на весах лифта, сорим на них, перегружаем? Со временем мусор из кабины начинает ограничивать движение грузовой платформы, пыль из шахты препятствует нормальному ходу рычагов взвешивающего механизма под кабиной, в результате ГВУ перестает работать, а с ним перестает нормально работать и лифт.

Двери же шахты первыми принимают на себя мусорный удар жильцов, так как мусор, попавший в шахту с одного этажа, тут же оседает на нижележащих дверях. А если учесть что зазоры в механизмах дверей регулируются в пределах от 0,1 мм до нескольких миллиметров, в зависимости от типа узла, то обычный окурок может стать причиной блокировки двери и остановки лифта.

Если к этому прибавить огромное число циклов открытия-закрытия дверей, бесконечное число реверсов, большое количество самих дверей шахты, а также постоянные тычки со стороны пассажиров, то совсем не удивительно, что почти все рабочее время электромеханикам приходится тратить на регулировку дверей.
На обслуживание других узлов времени зачастую просто не остается.

Подсчитано, что обычный типовой лифт в девятиэтажке за год совершает 60 тысяч поездок, производит почти 70 тысяч циклов открытия-закрытия дверей, проходит до 10 тысяч километров, находясь в движении почти 1300 часов, и перевозит порядка
9 тысяч тонн грузов и пассажиров. Огромная нагрузка.

Садясь в лифт, будьте внимательны. Хотя бы через раз обращайте внимание на то, как он ведет себя, какими звуками сопровождается его работа. Обнаружив что-то подозрительное, сообщите по названным ранее телефонам. Проверяйте работу кнопки вызова диспетчера, это кнопка «Звонок» или «Вызов». Не стесняйтесь криков диспетчера - это ваша безопасность.

Проверяйте периодически работу кнопки «Отмена», «Реверс», «Двери» - в зависимости от того, какая из них присутствует в вашем лифте. Действие их во многом схоже. А кнопка «Отмена», кроме того, позволяет принудительно остановить лифт на ближайшем этаже и открыть двери. Если какие либо кнопки не работают - сообщайте об этом в обслуживающую организацию.

Двери должны открываться и закрываться без заеданий, рывки возможны, но возникновение заеданий, сопровождающееся хрустом или другими металлическими звуками - повод пригласить электромеханика. Если во время движения кабину начинает бросать из стороны в сторону, иногда слышны удары со стороны дверей, кабина иногда кратковременно останавливается, не дойдя до этажа назначения, - пришла пора менять вкладыши башмаков, проверять штихмас и регулировать механизмы дверей шахты.

Если при остановке кабины она еще некоторое время продолжает прыгать вверх и вниз - есть повод беспокоиться. Правда, возможно, произошла неравномерная вытяжка тросов, что, однако, приводит к их преждевременному износу. Но возможен и неадекватный вариант - на вашем лифте уже не все тросы на месте.

Увидев электромеханика, расскажите ему
о замеченных недостатках,
он примет это к сведению. Не ждите от него благодарности - хотя, в отличие от врачей, среди электромехаников подавляющее большинство действительно высококлассных специалистов, до тонкостей знающих свою профессию, в остальном они очень похожи: очень не разговорчивы и слегка высокомерны.

В случае с электромеханиками это можно понять - они загружены с самого утра и до вечера. Понятно, что плохо всем. Но кто-то ведь должен сделать первый шаг навстречу друг другу в этом затянувшемся противостоянии. Давайте сделаем его мы, пассажиры. Начав следить за своими лифтами мы сможем потребовать соответствующего отношения к ним и от другихзаинтересованных сторон. И кто знает, может, наступит такой день, когда мы будем заходить в лифт с радостью!

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для лифтера грузового лифта.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе в качестве лифтера грузового лифта допускаются лица старше 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие обучение по охране труда, безопасным приемам выполнения работ и методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ.
1.2. Лифтеру необходимо соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка, график работы, режим труда и отдыха.
1.3. На лифтера грузового лифта могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— повышенное значение напряжения в электрической цепи;
— отсутствие естественного света;
— расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
— движущиеся части оборудования.
1.4. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации лифтера необходимо обеспечить специальной одеждой, предусмотренной типовыми отраслевыми нормами.
1.5. Лифтер грузового лифта должен извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.
1.6. Лифтеру, имеющему контакт с пищевыми продуктами, следует:
— оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;
— перед началом работы надевать чистую специальную (санитарную) одежду, менять ее по мере загрязнения;
— мыть руки с мылом перед приемом пищи, после посещения туалета и после соприкосновения с загрязненными предметами;
— не допускать прием пищи на рабочем месте.
1.7. Допуск посторонних лиц, а также употребление спиртных напитков на территории организации и на рабочих местах запрещается.
1.8. Лифтеру необходимо уметь оказывать первую помощь пострадавшему.
1.9. Лифтеру не разрешается приступать к выполнению разовых работ, не связанных с его прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.
1.10. Лифтеру необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.
1.11. Лифтеру во время работы следует быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.
1.12. В случае обнаружения неисправного оборудования, приспособлений, инструмента, других нарушений требований охраны труда, которые не могут быть устранены собственными силами, и возникновения угрозы здоровью, личной или коллективной безопасности лифтеру следует сообщить руководству. Не приступать к работе до устранения выявленных нарушений.
1.13. Лифтер обязан сообщать непосредственному руководителю обо всех случаях плохого самочувствия.
1.14. Работник, виновный в нарушении инструкций по охране труда, несет ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Застегнуть одежду на все пуговицы, не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор.
2.2. Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах острые и бьющиеся предметы.
2.3. Ознакомиться с записями в журнале приема-сдачи смен, включить главный рубильник, запереть дверь машинного помещения и проверить:
— наличие и достаточность освещенности шахты, кабины, этажных площадок, на которых останавливается кабина при работе лифта;
— точность остановки кабины на этажах;
— исправность действия кнопки «Стоп», светового сигнала «Занято», звуковой сигнализации, двухсторонней связи и сигналов на диспетчерский пульт;
— состояние ограждения шахты и кабины;
— наличие правил пользования лифтом, предупредительных и указательных надписей;
— исправность замков, запирающих двери шахты, и дверных контактов (если выполнение этой обязанности возложено на лифтера).
2.4. Сделать запись в журнале приема-сдачи смен о результатах проведенной проверки и расписаться в приеме смены.
2.5. При замеченных неисправностях в работе лифта следует его обесточить (выключить главный рубильник), вывесить плакаты «Лифт не работает» на всех дверях шахты.
2.6. Обо всех обнаруженных неполадках и принятых мерах сообщить руководству или электромеханику и до устранения неисправностей лифт не включать.
2.7. Пуск в работу лифта после устранения неисправностей производится только с разрешения работника (электромеханика, монтера), устранившего неисправность.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Постоянно находиться на основном погрузочном этаже или в кабине грузового лифта и следить за соблюдением правил пользования лифтом.
3.2. Направлять кабину лифта к месту вызова.
3.3. Не допускать перегрузку лифта, неправильную укладку груза, одновременную перевозку грузов и людей, кроме лиц, сопровождающих груз.
3.4. Не допускать посторонних лиц к управлению лифтом.
3.5. Следить, чтобы люди, сопровождающие груз в кабине лифта с раздвижными решетчатыми дверями, не подходили к дверям и не держались за них руками.
3.6. При остановке кабины между этажами предупреждать людей, сопровождающих груз, о недопустимости попыток самостоятельного выхода из кабины.
3.7. Своевременно отключать неисправный лифт и сообщать о поломке электромеханику.
3.8. Лифтеру необходимо прекратить пользование лифтом и обесточить его в случае обнаружения следующих неисправностей:
— неисправность автоматического затвора дверей шахты (дверь шахты открывается при отсутствии на этаже кабины);
— неисправность контакта дверей шахты — кабина приходит в движение с открытой дверью шахты;
— неисправность контакта двери кабины — кабина приходит в движение при пуске лифта с открытой дверью при наличии в кабине груза;
— замечены случаи самопроизвольного движения кабины;
— кабина вместо движения вверх идет вниз и наоборот;
— кабина останавливается выше или ниже уровня этажной площадки более чем на 50 мм, а у лифтов, загружаемых посредством тележек, — на 15 мм;
— не работает звуковая сигнализация на лифте с проводником (при нажатии на звонковые кнопки на этажах сигнальный вызов не поступает к проводнику);
— не освещена кабина или загрузочные площадки перед дверями шахты;
— перегорела сигнальная лампа;
— кабина (при кнопочном управлении) автоматически не останавливается на том этаже, на который была направлена;
— разбито стекло в смотровых окнах дверей шахты или повреждено ограждение шахты на высоте, доступной для человека;
— повреждено ограждение кабины;
— отсутствуют крышки на вызывных и кнопочных аппаратах, имеется доступ к токоведущим частям оборудования;
— наличие признаков плохого состояния электрической изоляции проводки или электрической аппаратуры лифта («бьет током» при прикосновении к металлическим частям лифта, ощущается запах горящей изоляции);
— появление необычного стука, шума, скрипа, неисправности кнопки «стоп», рывков, толчков во время движения кабины, обрыва каната, выхода противовеса из направляющих и других неисправностей, препятствующих нормальной эксплуатации лифта.
3.9. Во время работы лифта не допускается:
— оставлять включенный лифт без присмотра (уходить с рабочего места);
— производить пуск путем непосредственного воздействия на аппараты, подающие напряжение на электродвигатель;
— выводить из действия предохранительные и блокировочные устройства лифта;
— пользоваться переносными лампами на напряжение более 50 В;
— подключать к цепи управления лифтом электроинструмент, лампы освещения и др.;
— посещать шахту лифта, а также спускаться по канатам лифта;
— оставлять незапертой дверь машинного помещения;
— спускаться в приямок и вылезать на крышу кабины, хранить на ней или в приямке какие-либо вещи;
— оставлять кабину лифта под нагрузкой после окончания работы.
3.10. Курить на территории организации разрешается только в специально отведенных и оборудованных для этого местах.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При остановке кабины грузового лифта между этажами вследствие его неисправности вызвать электромеханика (монтера).
4.2. Если в процессе работы произошло загрязнение пола кабины лифта пролитыми лаками, красками, маслами или просыпанными порошкообразными веществами, прекратить работу до удаления загрязняющих веществ.
4.3. При возникновении пожара немедленно вызвать пожарную охрану по телефону 101, сообщить руководству организации и приступить к тушению огня имеющимися средствами.
4.4. При несчастном случае немедленно прекратить работу, обратиться за медицинской помощью, о происшедшем несчастном случае сообщить руководству.
4.5. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании необходимо оказать первую помощь и, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или организовать его доставку в учреждение здравоохранения, сообщить о произошедшем руководству, по возможности сохранить обстановку,если это не приведет к аварии или травмированию других людей.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. Опустить кабину на уровень площадки того этажа, с которого производится управление лифтом.
5.2. Убедиться, что кабина пустая и свет в ней выключен (если нет автоматического выключателя).
5.3. Запереть замок шахтной двери (если замок шахтной двери, напротив которой остановлена кабина, неавтоматический и отпирается ручкой).
5.4. Выключить лифт (вводное устройство) и свет в машинном помещении.
5.5. Обесточить диспетчерский пульт.
5.6. Запереть машинное помещение, сделать необходимые записи в журнале приема-сдачи смен и сдать ключи в установленном порядке.
5.7. Вымыть руки теплой водой с мылом, по возможности, принять душ.
5.8. Обо всех нарушениях требований охраны труда, обнаруженных во время работы, а также случаях травмирования работников на производстве доложить руководству организации.

В каждой кабинке подъемного устройства должны быть таблички, где прописаны правила пользования лифтом. Но бывает, что информации нет или ее недостаточно. Как пользоваться пассажирским и грузовым лифтом? Что делать если вы застряли в лифте? Эти и другие рекомендации и советы для экстремальных ситуаций вы найдете дальше в статье.

Лифты пассажирские и грузовые состоят из самой кабины, машинного помещения и шахты. Машинное помещение, в свою очередь, включает в себя станцию управления, устройства безопасности, лебедку и ограничитель скорости.

Шахта состоит из противовеса, направляющей для кабины, тросов, электоразводки, кабеля и нижнего уровня - приямка.

Он расположен внизу посадочной площадки на первом или цокольном этаже. В этой секции размещены различные устройства по обслуживанию лифта и системы безопасности. Самым интересным элементом является буфер, служащий для амортизации и аварийной остановки кабины. Обычно их устанавливают по два на один лифт. Один для самого помещения грузоподъемника, а другой - для противовеса. Ошибочно предполагать, что в случае поломки кабинка подпрыгивает на буферах до верхних этажей. Его цель смягчить удар при падении - не больше.

Система безопасности в современных лифтах

Лифты нового поколения оборудованы практически всем необходимым для того, чтобы обеспечить комфорт и безопасность пассажирам во время передвижения. Это такие устройства как:

  • видеокамеры снаружи кабины и внутри;
  • сигнализация на случай пожара;
  • кнопка для вызова помощи при непредвиденных ситуациях.

Общие правила пользования

Несмотря на все меры по безопасности, предусмотренные заводом изготовителем и установщиками подъемных конструкций, нужно соблюдать правила пользования лифтом.

Какие же постулаты прописаны на табличках в кабинках и подъезде? Попробуем дать пояснение каждому пункту.

  • «Не следует входить в лифт, пока нет точного убеждения, что кабина находится напротив». Казалось бы, а зачем писать такие очевидные вещи? Но бывают случаи, когда двери шахты лифта открыты, а сама кабинка еще не подъехала или ведутся ремонтные работы. Если есть неполадки в тормозной системе, то кабинка останавливается выше или ниже необходимого уровня. По невнимательности можно или удариться головой о верхнюю часть или споткнуться о нижнюю часть кабины.
  • «При остановке кабины в случае неисправности между этажами, не пытайтесь открыть двери и выбраться самостоятельно». Это может привести к удару током или к падению в шахту лифта. Обязательно нужно связаться с диспетчером и дождаться электромеханика.
  • «Нельзя курить в кабине лифта, а также перевозить легковоспламеняющиеся и ядовитые летучие вещества». При курении кабинка быстро заполняется дымом, воздух нагревается, условия пребывания становятся невыносимыми, особенно если рядом некурящие пассажиры. Токсические вещества, перевозимые в лифте, могут нечаянно разлиться, и человек окажется в смертельной ловушке.
  • Правила пользования лифтами в жилых домах дополнены указаниями по пользованию кнопки «Вызов», кнопки «Стоп» и кнопок с номерами этажей. Также на табличке обязательно должна содержаться информации об организации, обслуживающей лифт, и ее номер телефона.

    Правила пользования лифтом для детей

    Не менее важны и следующие правила.

    1. «Входите в кабину сразу. Дети в сопровождении взрослых заходят в последнюю очередь».

    С первым предложением понятно, ведь двери могут закрыться, особенно если установлено небольшое время задержки. По нормам оно не должно быть ниже 5-7 секунд. Почему же родители должны проходить первыми? Дело в том, что лифты пассажирские оснащены системой ГВУ (грузовзвешивающее устройство). Оно приходит в действие при загрузке от 15 кг и выше и служит для задержки лифта на некоторое время. Если пустить первым ребенка весом меньше 15 кг, то двери лифта могут закрыться, прежде чем туда войдет взрослый. Выходить из кабины нужно сначала ребенку, а потом взрослому.

    2. «При наличии детской коляски нужно взять ребенка на руки. Коляску следует завозить после того, как родитель зашел в лифт, при выходе коляска должна быть впереди».

    Этот пункт после прочтения предыдущего с системой ГВУ уже понятен. Но нужно обязательно забрать ребенка из коляски на руки. Это просто необходимо, ведь в случае непредвиденной ситуации не будет времени, а может, и возможности вытащить ребенка из коляски.

    Прежде всего, это из-за того, что ребенок часто не умеет читать в этом возрасте и не сможет прочесть инструкции и правила. При попадании внутрь кабины, он может остаться там, да еще и без света, потому что система лифта из-за маленького веса не определит, что в кабине кто-то есть.

    Дополнительные меры безопасности при пользовании пассажирским лифтом

    Если в вашем доме установлен лифт, то надо всегда помнить, что это устройство повышенной опасности. Перед входом в кабину следует быть максимально внимательным и помнить правила пользования лифтом с автоматическими дверями. Как вести себя внутри кабины? Что может случиться при аварийной остановке?

    Следующие правила пользования лифтом помогут сохранить здоровье:

  • Встать ровно ноги расставить немного для устойчивости, колени можно немного согнуть.
  • Рукой держаться за поручень.
  • Нельзя, облокотившись на стенку кабины, опираться на одну ногу. Это может нанести вред в виде перелома конечностей и ребер. Во время аварийной остановки происходит большая нагрузка на организм. Если же соблюсти все меры по безопасности, то максимум что грозит человеку, - это совершение полного приседа.
  • Правила помогающие сохранить срок службы лифта

    Нельзя препятствовать закрывающимся дверцам рукой. Это происходит при опоздании захода в лифт. В крайнем случае, можно поставить ногу в ботинке перед створками. Подошву нужно плотно прижать к полу. Если же человек обут в сандалии, то это может привести к ушибам и порезам.

  • Перед уходом из гостей не нужно продолжать общение у шахты лифта, придерживая дверцы. Это может привести к остановке конструкции.
  • Не стоит перегружать лифт.
  • Не сметайте мусор в шахту лифта.
  • Правила пользования лифтом грузовым

    Грузовой лифт предусматривает свои правила пользования. Каждая кабинка имеет свои таблички с информацией примерно следующего содержания:

  • Допустимая норма груза для перевозки (для каждой модели грузового лифта она своя).
  • Номера телефонов ремонтных служб.
  • Там же могут находиться и основные требования к использованию:

    • не совершать перегрузку лифта;
    • груз по возможности лучше распределить по всей кабине равномерно;
    • если в лифте нет системы внутреннего управления, то перевозка пассажиров запрещена;
    • перевозка пассажиров и груза должна осуществляться отдельно;
    • если грузовой лифт во время транспортировки был испачкан легковоспламеняющимися веществами, его немедленно останавливают и промывают;
    • после использования, нельзя оставлять кабинку загруженной.

    Правила пользования лифтами не таят в себе никаких сложностей. Нужно просто помнить о них и проявлять внимательность при переезде, чтобы избежать различных неприятностей и урона здоровью.

    Назад Вперед

    Грузовой подъемник в городе Бирск.

    Установлен грузовой подъемник в Бирске. Теперь крупный розничный магазин, расположенный на втором этаже здания. Доставляет товар в торговый зал легко и с комфортом. Все электрооборудование подъемника защищено по IP54 температурный...

    Казанский проект.

    Завершен проект в городе Казань. Разработали, изготовили и установили уникальный подъемник для складского комплекса. Грузоподъемность 2000 килограмм. Загружать кабину можно с трех сторон одновременно.

    Перегрузочный подъемник в магазине.

    Закончен монтаж грузового подъемника для перегрузочных работ и для доставки товаров в торговый зал. Подъемник спроектирован таким образом, чтобы не оказывать давление на перекрытие этажа.

    Замена грузового лифта на подъемник

    Закончен очередной проект в городе Уфа по замене старого грузового лифта на новый подъемник. Решение заменить лифт на грузовой подъемник, позволило заказчику значительно сократить затраты на покупку и монтаж оборудования...

    Повысится безопасность лифтов.

    Татьяна Голикова, участвуя в комиссии по регулированию трудовых отношений сообщила, что безопасность лифтов должна повыситься за счет внедрения более строгих требований к квалификации работников лифтовой отрасли.

    Маркировка лифтов.

    Вероятно, в Российской федерации скоро введут обязательную маркировку лифтов и лифтовых деталей. Реализацию этого нововведения готов взять на себя Минпромторг. Таким методом министерство планирует бороться с контрафактными деталями и подделкой...

    На заседании Общественного совета при Министерстве строительства Российской Федерации, состоявшегося господин Степашин С.В, председатель наблюдательного совета Фонда

    Лифты. Спрос превышает предложение.

    Спрос на лифты в России продолжает расти в связи с ростом жилищного строительства. Между тем, в первые за последние годы производство лифтов сократилось, а цены на лифты выросли.

    Лифты и эскалаторы. КОАП.

    Вчера, шестого марта 2019года, президент Российской Федерации подписал Федеральный закон о внесении изменений в КОАП. (Данный закон принят Думой 21 февраля 2019г, одобрен Советом Федерации 27 февраля 2019г.)

    Правила организации эксплуатации грузовых подъемников.

    Еще совсем недавно, для организации правильной эксплуатации грузовых подъемников в магазине, на складе или производстве, достаточно было обратится к "Правилам устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников" N 37 от 25 июня 2002 г.

    Но с вводом в действие "Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" № 533, приказ от 12 ноября 2013 г. ситуация изменилась.

    С одной стороны появились достаточно жесткие правила, которые регламентируют монтаж, ремонт и эксплуатацию грузовых подъемников установленных на опасных производственных объектах, таких, как заводы, фабрики и любые, другие производственные помещения признанные опасными производственными объектами. С другой стороны, на объектах, не являющимися опасными производственными объектами, такими, как магазины, склады и т.д., организация эксплуатации грузовых подъемников никак не регламентирована.

    По нашему мнению, в отсутствии явного правового регулирования данного вопроса, необходимо руководствоваться основными положениями изложенными в "Правилах безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" и инструкциями производителей.

    Перечислим основные и по нашему мнению важные требования, которые необходимо выполнять для обеспечения безопасной эксплуатации грузовых подъемников.

    Требования к организациями работникам, осуществляющим эксплуатацию грузового подъемника.

    Организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая грузовой подъемник (без выполнения собственными службами работ по ремонту, реконструкции или модернизации) (далее - эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии и выполнять следующие требования:

    1. Поддерживать эксплуатируемые грузовые подъемники в работоспособном состоянии, соблюдая графики выполнения технических освидетельствований, технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов, а также не превышать срок службы (период безопасной эксплуатации), заявленный изготовителем в паспорте подъемника, без наличия результатов проведенного освидетельствования с заключением о возможности его продления;

    2. Не превышать характеристики и не нарушать требования, изложенные в паспорте и руководстве (инструкции) по эксплуатации грузового подъемника (грузоподъемность, группу классификации режима и другие паспортные режимы эксплуатации);

    3. Разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за безопасность эксплуатации грузового подъемника в организации из числа ее специалистов:

    а) специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации грузового подъемника;

    б) специалиста, ответственного за содержание грузового подъемника в работоспособном состоянии;

    с) специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением грузового подъемника.

    Указанные специалисты должны быть ознакомлены с инструкциями по эксплуатации грузового подъемника.

    В организациях, где производство работ с применением выполняется на одном участке (помещении), разрешается одному специалисту совмещать обязанности ответственного за содержание грузового подъемника в работоспособном состоянии и за безопасное производство работ;

    Устанавливать порядок допуска к самостоятельной работе персонала в соответствии с разработанными инструкциями и контролировать его соблюдение;

    Обеспечить соблюдение технологических процессов, исключающих нахождение работников и третьих лиц под транспортируемым грузом и в опасных зонах.

    не допускать транспортировку грузовыми подъемниками работников, кроме случаев, монтажа или ремонта.

    Иметь в наличии грузы для выполнения испытаний подъемника.

    Если эксплуатирующая организация дополнительно декларирует обеспечение выполнения работ по ремонту, реконструкции грузовых подъемников, находящихся у нее в эксплуатации, она должна иметь в своем составе специалистов, с достаточной квалификацией для проведения этих работ.

    При эксплуатации грузовых подъемников эксплуатирующая организация обязана:

    1. Устанавливать порядок обучения и периодической проверки знаний правил и инструкций специалистами и персоналом, работающих с грузовым подъемником, а также документально подтверждать соблюдение инструкций и правил с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации;

    2. Обеспечивать соблюдение технологического процесса транспортировки грузов и приостановку работы подъемника в случае возникновения угрозы аварийной ситуации;

    3. При выявлении нарушений требований к эксплуатации подъемника, принимать меры по их устранению и предупреждению, в том числе проводить внеочередную проверку знаний работников, допустивших такие нарушения.

    Работники, непосредственно занимающиеся эксплуатацией грузового подъемника, должны соответствовать следующим требованиям:

    а) быть обученными инструкциям по эксплуатации и техники безопасности по работе на грузовом подъемнике, для подтверждения самостоятельной работы по соответствующим видам деятельности;

    б) знать критерии работоспособности применяемых грузовых подъемников, в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации применяемых грузовых подъемников, технологический процесс транспортировки грузов;

    в) в случае возникновения угрозы аварийной ситуации информировать об этом своего непосредственного руководителя;

    г) знать порядок действий по инструкциям эксплуатирующей организации, в случаях возникновения аварий и инцидентов при эксплуатации грузового подъемника, а также выполнять данные инструкции;

    д) пройти в установленном порядке проверку на знание инструкций по эксплуатации и инструкций по техники безопасности и не нарушать их в процессе выполнения работ.

    Эксплуатация грузового подъемника.

    Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов с применением грузовых подъемников на базах, складах, открытых площадках, должны выполняться по инструкциям, разработанным в соответствии с требованиями инструкция по эксплуатации изготовителя и инструкции по техники безопасности

    Эксплуатация грузовых подъемников с отступлениями от требований инструкций не допускается. Внесение изменений в инструкции на погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов с применением грузовых подъемников осуществляется разработчиком данных инструкций.

    Эксплуатирующая организация должна обеспечить выполнение следующих требований безопасности:

    Обеспечить соблюдение требований промышленной безопасности смонтированных грузовых подъемников, находящихся в нерабочем состоянии, при этом грузовые подъемники должен быть обесточены.

    Обеспечить проведение проверок работоспособности приборов безопасности грузовых подъемников в сроки, установленные их руководствами (инструкциями) по эксплуатации;

    Установить порядок опломбирования и запирания замком шкафа управления грузовыми подъемниками;

    Разработать и выдать на места ведения работ инструкции и схемы складирования грузов, схемы погрузки и разгрузки транспортных средств.

    Ознакомить (под роспись) с инструкциями специалистов, ответственных за безопасное производство работ на грузовых подъемниках, грузчиков, операторов.

    Обеспечить грузчиков испытанными и маркированными тележками приспособлениями и тарой, соответствующими массе и характеру перемещаемых грузов;

    Определить стационарные площадки и места складирования грузов, предусмотренные инструкциями, оборудовать их необходимыми технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.);

    Установить порядок приведения грузовых подъемников в безопасное положение в нерабочее состояние, а также определить порядок действия работников (в том числе покидания опасной зоны) при возникновении аварийных ситуаций на объекте с установленным грузовыми подъемниками.

    Работы на грузовых подъемниках, установленном на открытом воздухе, необходимо прекращать при температуре окружающей среды, ниже предельно допустимой температуры, указанной в паспорте грузового подъемника.

    Пуск грузового подъемника в работу и постановка на учет

    Решение о пуске в работу грузового подъемника, выдается специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации грузового подъемника, на основании положительных результатов технического освидетельствования.

    а) перед пуском в работу;

    б) после монтажа, на новом месте,

    в) после реконструкции;

    г) после ремонта расчетных элементов или узлов металлоконструкций с применением сварки.

    Специалистом, выдавшим разрешение на пуск в работу грузового подъемника, должна быть сделана соответствующая запись в его паспорте.

    Эксплуатирующая организация обеспечивает работу комиссии в составе:

    1. Специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации грузового подъемника;

    2. Специалиста, ответственного за содержание грузового подъемника в работоспособном состоянии;

    3. Специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением грузового подъемника.

    Результаты работы комиссии отражаются в акте пуска грузового подъемникав работу.

    До пуска в работу грузового подъемника комиссией рассматривается следующий комплект документов:

    а) паспорт грузового подъемника;

    б) сертификат (сертификаты соответствия);

    в) руководство (инструкция) по эксплуатации грузового подъемника;

    г) акт выполнения монтажных работ в соответствии с эксплуатационной документацией;

    д) заключение экспертизы промышленной безопасности в случае отсутствия сертификата соответствия, например, на грузовых подъемниках, бывших в употреблении или изготовленных для собственных нужд;

    Грузовые подъемники не подлежат учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Грузовые подъемники ставятся на учет в организации являющейся собственником грузового подъемника с присвоением регистрационного номера.

    Организация безопасной эксплуатации грузового подъемника.

    Эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание грузовых подъемников в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта.

    В этих целях должны быть:

    а) установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание грузовых подъемников в работоспособном состоянии;

    б) обеспечен установленный порядок обучения (специалисты) и допуска к самостоятельной работе (персонал)

    в) разработаны должностные инструкции для специалистов и производственные инструкции для персонала, журналы, программы выполнения планово-предупредительных ремонтов схемы транспортировки грузов, складирования;

    г) обеспечено наличие у специалистов, должностных инструкций и руководящих указаний по безопасной эксплуатации грузовых подъемников, а у персонала - производственных инструкций;

    д) созданы условия неукоснительного выполнения специалистами должностных инструкций, а персоналом - производственных инструкций.

    Численность специалистов эксплуатирующей организации должна определяться распорядительным актом эксплуатирующей организации, с учетом количества и фактических условий эксплуатации грузовых подъемников.

    На время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия ответственных специалистов выполнение их обязанностей возлагается распорядительным актом эксплуатирующей организации на работников, замещающих их по должности, имеющих соответствующую квалификацию, прошедших обучение.

    Периодическая проверка знаний должностных инструкций у специалистов, ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации грузовых подъемников, специалистов, ответственных за содержание грузовых подъемников в работоспособном состоянии, и специалистов, ответственных за безопасное производство работ, должна осуществляться в соответствии с распорядительным актом эксплуатирующей организации и проводиться ее комиссией.

    В целях обеспечения требований техники безопасности эксплуатирующая организация обязана обеспечить персонал производственными инструкциями, определяющими их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность. Производственные инструкции персоналу должны выдаваться под расписку перед допуском их к работе.

    Обслуживание и ремонт грузовых подъемников выполняться с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации грузовых подъемников. Эксплуатирующая организация обязана обеспечить своевременное устранение выявленных неисправностей (дефектов и повреждений).

    Требования к процессу эксплуатации, браковке и замене стальных канатов и цепей

    Стальные канаты, устанавливаемые на грузовых подъемниках при замене ранее установленных, должны соответствовать по марке, диаметру и разрывному усилию, указанным в паспорте грузового подъемника, иметь сертификат предприятия - изготовителя каната. Стальные канаты, не имеющие указанных документов, к использованию не допускаются.

    Разрешается применение канатов, изготовленных по международным стандартам, если они по своему назначению соответствуют технологии использования грузового подъемника, имеют диаметр, равный диаметру заменяемого каната, и разрывное усилие - не ниже указанного в паспорте грузового подъемника для заменяемого каната.

    Заменять стальные канаты крестовой свивки на канаты односторонней свивки запрещается.

    Нарушения требований техники безопасности, при которых эксплуатация грузовых подъемников должна быть запрещена.

    Эксплуатирующая организация не должна допускать грузовые подъемники в работу, если при проверке установлено, что:

    а) обслуживание грузовых подъемников ведется не обученным персоналом;

    б) не назначены специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации грузовых подъемников, специалист, ответственный за содержание грузовых подъемников в работоспособном состоянии; специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением грузовых подъемников;

    в) истек срок технического освидетельствования грузовых подъемников.

    г) на грузовых подъемниках выявлены технические неисправности: трещины или остаточные деформации металлоконструкций (последние выше допустимых пределов), ослабление креплений в соединениях металлоконструкций, неработоспособность заземления гидро- или электрооборудования, указателей, системы управления, недопустимый износ крюков, канатов, цепей, элементов механизмов и тормозов;

    д) не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ и требования, изложенные в производственных инструкциях;

    и) отсутствуют либо утеряны паспорт грузового подъемника

    к) работы с применением грузовых подъемников ведутся с нарушениями производственных инструкций, инструкций по эксплуатации, что может привести к аварии или угрозе жизни людей.

    Действия в аварийных ситуациях работников, эксплуатирующих грузовые подъемники.

    На каждом предприятии, эксплуатирующем грузовые подъемники, должны быть разработаны и доведены под роспись до каждого работника инструкции, определяющие действия работников в аварийных ситуациях.

    В инструкциях, должны быть указаны следующие сведения для работников, занятых эксплуатацией грузовых подъемников:

    а) оперативные действия по предотвращению и локализации аварий;

    б) способы и методы ликвидации аварий;

    в) схемы эвакуации в случае возникновения взрыва, пожара, выброса токсичных веществ в помещении или на площадке, обслуживаемой грузовым подъемником, если аварийная ситуация не может быть локализована или ликвидирована;

    г) порядок использования системы пожаротушения в случае локальных возгораний оборудования в непосредственной близости от грузового подъемника;

    д) порядок приведения грузового подъемника в безопасное и порядок эвакуации оператора, покидающего пост управления грузовым подъемником;

    ж) места отключения вводов электропитания грузовых подъемников;

    з) места расположения медицинских аптечек первой помощи;

    и) методы оказания первой помощи работникам, попавшим под электрическое напряжение, получившим ожоги, отравившимся продуктами горения;

    Ответственность за наличие указанных инструкций лежит на руководстве предприятия, эксплуатирующем грузовые подъемники, а их исполнение в аварийных ситуациях - на каждом работнике предприятия.

    Утилизация (ликвидация) грузовых подъемников.

    Утилизация (ликвидация) грузовых подъемников должна выполняться с учетом требований, изложенных в соответствующем разделе Технического регламента ТР ТС 010/2011, а также требований, изложенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации грузового подъемника.

    Грузовые подъемники , подлежащие утилизации (ликвидации), должны быть демонтированы и сняты с учета.