Как должен светить ближний свет. Общие требования к фарам ближнего света

Фары головного освещения - это важнейший элемент авто, без которого его эксплуатация категорически запрещена. Сохранять их в оптимальном состоянии должен каждый владелец транспортного средства, т.к. они непосредственным образом влияют на безопасность дорожного движения. Чтобы ответить на вопрос, как отрегулировать фары самостоятельно (ближний или дальний свет), ознакомьтесь с нижеописанной инструкцией, в противном случае отдайте свой автомобиль для коррекции в сервисный центр.

Когда требуется регулировка фар

Одним из показателей того, что вам необходима регулировка света фар, являются соответствующие сигналы со стороны авто встречного движения. Если водители стали часто сигналить вам без явных причин, значит пришло время обратить внимание на работу головного освещения. Кроме того, настроить фары придется в случае, если световое пятно освещает перед вами не дорогу, а пространство и бордюры . Проводить такую настройку желательно перед началом каждого сезона и после ремонта тех деталей, которые относятся к передней подвеске.

Как должны светить фары

Прежде чем откорректировать и отрегулировать ближний свет фар, чтобы световой пучок был устремлен в нужном направлении, узнайте, как вообще должны работать эти приборы. Фары, которые отрегулированы грамотно и правильно должны светить так, чтобы горизонтальная линия их свечения совпала с предварительно нанесенной на стену горизонтальной чертой. То есть точка, где пучок света устраняется вверх, должен находиться на пересечении черт, которые отмечены на стене.

Как отрегулировать фары

Будь то линзовые или ксеноновые лампы, они должны быть откорректированы так, чтобы во время езды у вас не возникало проблем с дальностью и точностью освещения. Если направление света будет некорректным, а обзор и видимость недостаточными, то это может привести к ДТП. Такой регулировочный процесс, как настройка фар автомобиля требует большой ответственности, и если вы не уверены в себе, то лучше обратитесь к мастеру. В сервисных центрах для этого есть специальные оптические стенды. Если регулировать свет авто вы решили самостоятельно, то ознакомьтесь с основными этапами:

  1. Выполнение разметки по определенным схемам на какой-либо стене.
  2. Осуществление разметки положения ламп.
  3. Произведение непосредственно самой настройки освещения.

Ближнего света

Отрегулировать направление и наклон пучка света, а также отражатель у ближних ламп ВАЗа, Газели и прочих машин несколько сложно, поэтому следуйте строго инструкции. При этом учтите, что правила регулировки таких приборов в России регламентированы ГОСТ 8769-75. Что касается самого процесса, то для начала установите машину в 5 метрах от стены. Если установлены ксеноновые лампы, то увеличьте расстояние до 10 м. Давление в шинах должно соответствовать параметрам, указанных в технических характеристиках авто. Затем:

  1. Откройте капот, посмотрите этикетку на корпусе фонаря. Там должно быть изображение в виде профиля фары, которая отклонена на определенный угол. Если наклейки нет, то возьмите данные из техдокументации машины.
  2. Нанесите на стену проекции центра вар, вертикальной оси транспортного средства. Можно воспользоваться мелом, клейкой лентой или лазерным уровнем.
  3. Отметки должны быть нанесены на том же расстоянии от земли, что расположены от нее и центры приборов. Соедините все точки линией, параллельной поверхности.
  4. Возьмите величину расстояния от стены до авто и умножьте ее на параметр уклона, который был указан на этикетке. К примеру, 500 (см)Х 0,01(один процент) = 5 см. Отступите на эту величину вниз от точек, которые спроектированы от центра ламп, поставьте новые отметки, после чего соедините линией.
  5. Включите ближний свет. Если левые края полукружий касаются нижней линии, а правые – верхней, то все в порядке, но если это не так, то откройте капот и отрегулируйте приборы при помощи винтов. Перемещайте лучи по вертикали и горизонтали, чтобы добиться результата.


Дальнего света

Ручная корректировка фар дальнего света может потребоваться только в случае, если приборы были установлены раздельно. Если лампы совмещенные, то настройку необходимо производить по ближнему свету. Что касается раздельных моделей, то процесс их регулировки тот же, что был описан в предыдущем разделе – начиная от обозначения соответствующих точек на стене и проведения параллельных разметок уже для этого вида фар.

Противотуманные

Чтобы при движении держать руль уверенно, приступите к настройке «противотуманок». Их основное предназначение заключается в освещении дороги перед машиной на расстоянии 15 м и обочины. Как и в описанной инструкции отметьте проекционные точки середины этих ламп на стене, соедините параллельными полу линиями. Затем начертите вторую разметку, включите фары. Если верхний край обоих световых пятен будет касаться второй (нижней) линии, а их центры находиться друг от друга на 120 мм, то все нормально.


Схема регулировки фар

Чтобы решить задачу, как отрегулировать автомобильные фары, расположите ненагруженную машину на ровную горизонтальную площадку перед стеной/невысоким забором. Нанесите на своеобразный экран вертикальную линию «0», после чего проведите от нее еще две линии (симметричные) «Л» и «П» - они должны совпадать с центрами обеих фар. Для дальнейшего решения задачи, как отрегулировать обе фары, воспользуйтесь следующей схемой:

  1. Если вы выполнили предыдущие шаги, то нанесите на высоте, которая соответствует расстоянию центров ламп от земли, горизонтальную линию «1», а на 5 см ниже нее – вторую такую же.
  2. Закрывайте каждую лампу, проверяя расположение границы света относительно схемы на экране.
  3. Световая граница должна проходить по горизонтальной линии «2», а наклонные отрезки начинаться в точках «Е» на пересечении линии «2» с «Л» и «П».

Цена на регулировку фар

Чтобы узнать, сколько стоит отрегулировать фары, ознакомьтесь с предложениями 3-4 и более сервисных центров, т.к. стоимость процесса может сильно разниться. Такой подход поможет сэкономить. Цена может складываться от опыта, профессионализма работников, местонахождения сервиса. Планируя сравнить цены в Москве, воспользуйтесь следующей таблицей:

Видео

Езда в ночное время небезопасна, об этом известно всем, кто водит машину. В темноте значительно возрастает количество факторов, которые могут стать причиной дорожно-транспортного происшествия. Поэтому водителю необходимо принять все меры для того, чтобы обеспечить полноценный обзор дороги. Это поможет избежать неприятных ситуаций во время движения.

Фары на автомобиле – один из важнейших факторов, влияющих на качество видимости, от них ночью зависит очень многое. Поэтому каждый владелец автомобиля должен следить за исправностью сигнальных фонарей и регулярно проводить проверки, чтобы убедиться в том, что они в порядке. При этом следует обращать внимание на исправность каждой из ламп, на чистоту и прозрачность оптики, а также на такую немаловажную деталь, как правильная настройка света фар.

Если фары автомобиля настроены неправильно, то это создает проблемы и для самого водителя и для встречных машин

Если вы имеете даже небольшой водительский стаж, очевидно, знаете, что источникам освещения на машине необходима корректировка, так как сами по себе они не обеспечивают правильное формирование луча. Чтобы освещение дороги в близком и дальнем режиме осуществлялось корректно, необходима регулировка ближнего света и регулировка дальнего света фар. Кроме того, нужно настроить фары противотуманного освещения, если они есть на автомобиле. Настройка фар может быть выполнена на станции техобслуживания автомобилей или самостоятельно владельцем машины.

В этой статье мы разберём, как правильно отрегулировать фары – эта информация будет полезна тем, кто предпочитает заботиться об авто без посторонней помощи или желающим избежать лишних финансовых расходов.

Виды источников освещения на транспортном средстве

Перед началом разговора о том, как осуществляется регулировка фар, стоит разобраться, какие фонари устанавливаются на машине. Различают три вида источников освещения:

  • близкое;
  • дальнее;
  • противотуманное.

Назначение фар ближнего света – освещать дорогу перед машиной на расстоянии 30 – 40 метров. При этом настраивание ближнего света фар осуществляется таким образом, чтобы они не слепили водителей, которые находятся за рулём встречного транспорта. Ближний свет используется чаще других, поскольку в пределах населённых пунктов использование дальнего освещения не допускается правилами дорожного движения.

Дальнее освещение используется водителями для того, чтобы обеспечить видимость объектов на расстоянии 130–150 метров. Как правило, оно применяется, чтобы рассмотреть издалека дорожные знаки и разметку. Учитывая повышенную яркость этого вида освещения, оно запрещено к использованию в населённых пунктах и тогда, когда водитель замечает появление встречного транспорта. Ослепление дальним светом часто становится причиной дорожно-транспортных происшествий.



От того, как правильно или нет настроены Ваши фары, будет зависеть, степень ослепления встречного автотранспорта и эфективность работы фар

Противотуманные огни используются для того, чтобы обеспечить видимость в темноте во время дождя или тумана. Обычное освещение здесь помогает мало – луч отражается от частичек влаги, взвешенных в воздухе, и слепит того, кто за рулём. Поэтому используются фонари, расположенные ниже границы тумана и луч которых находится в жёлтой части спектра. Установка фар противотуманного типа даёт возможность обеспечить полноценный обзор дороги в непогоду.

Этап подготовки

Перед тем как отрегулировать сигнальные фонари на машине, нужно позаботиться о том, чтобы подготовиться к работе должным образом. Настройка света фар должна обеспечить требуемую точность, в противном случае эта процедура не будет иметь никакого смысла, вы только зря потратите время и силы.

Чтобы отрегулировать сигнальные фонари на машине, вам понадобится найти горизонтальную площадку длиной около 10 метров, она должна примыкать к чистой вертикальной стене. Убедитесь, что на поверхности площадки отсутствуют впадины и выступы – из-за них настройка света может оказаться недостаточно точной.

Чтобы отрегулировать свет фар, вам придётся делать на стене пометки и чертить линии. Для этого запаситесь кусочком мела или скотчем, хотя мел в данной ситуации будет предпочтительней.



Для качественной регулировки фар необходимо найти ровную горизонтальную площадку

Перед тем как отрегулировать фары, убедитесь, что они расположены на рабочей высоте.

  • Уровень давления воздуха в колёсах;
  • Равномерность давления воздуха в колёсах;
  • Исправность подвески;
  • Распределение всей нагрузки на колёса должно быть равномерным;
  • До отказа заправьте бак горючим.

На этом подготовительная фаза завершается и может начинаться настройка света фонарей. Это процедура, которая для всех марок автомобилей одинакова, и неважно, что имеется в виду – регулировка фар Форд Фокус 2 или регулировка фар ВАЗ 2110.

Есть машины, в которых ближний свет фар совмещён с дальним, и есть марки, где эти системы разделены. Разница заключается только в том, что в машинах с раздельной системой придётся каждый фонарь настраивать отдельно, в то время, как в совмещённой системе достаточно настроить ближний свет, дальний – автоматически становится на своё место.

Корректировка световых источников может осуществляться двумя способами. Их мы рассмотрим по порядку. Вы можете для решения своих задач выбрать тот метод, который покажется вам проще и удобнее.

Первый метод

Все работы по корректировке освещения, независимо от способа, начинаем с настройки ближнего света. Пошагово этот процесс выглядит следующим образом:

  1. Устанавливаем машину на горизонтальной площадке, где мы решили осуществить процедуру корректировки фонарей.
  2. Подъезжаем вплотную к стене и останавливаем авто прямо возле неё.
  3. Мелом на стене отмечаем места, которые соответствуют центру машины и фонарей.
  4. Отмечаем расстояние от пола до каждого фонаря.
  5. Отмечаем расстояние от каждого фонаря до центра автомобиля.
  6. Проводим ниже на 5 сантиметров ещё одну линию.
  7. Отъезжаем на машине от стены, чтобы расстояние составляло 7,5 м.
  8. На стене проводим черту, которая соединит центры обоих световых источников.
  9. Через них вертикально проводим две прямые.
  10. Через центральную точку авто чертим горизонтальную прямую.
  11. После того как мы закончили с разметкой, начинается регулировка ближнего света – включаем его.
  12. Угол наклона фонарей будет соответствовать горизонтальной черте. А начало подъёма световой границы будет там, где пересекаются начерченные линии.
  13. Настройка выполняется при помощи двух винтов – они находятся под капотом на задней части каждого фонаря. Луч располагаем таким образом, чтобы он был чуть ниже метки центра светового источника на стене.
  14. Дальний луч настраивается, чтобы центр луча попадал в центр начерченной на стене разметки.

Расположение регулировочных винтов вы можете увидеть на рисунке 1.



Рис. 1 Задняя панель и регулировочные винты

Второй метод

Настройка ближнего света вторым методом происходит на такой же горизонтальной площадке, упирающейся в вертикальную стену. Перед тем как отрегулировать ближний луч, убедитесь в том, что высота фонаря соответствует среднему положению. Для этого проверьте следующие факторы:

  • Одинаковое давление воздуха в шинах;
  • Состояние подвески;
  • Равномерность распределения нагрузки;
  • Полную заправку бака горючим.

Следующий процесс настройки можно изобразить в виде отдельных шагов, чтобы было понятней:

  1. Отмечаем на стене точки, которые будут отвечать центрам лампочек.
  2. Через них проводим горизонтальную ось.
  3. На 12 сантиметров ниже оси проводим параллельную ей прямую.
  4. На 22 сантиметра выше оси проводим вторую параллельную прямую.
  5. Регулятор освещения устанавливаем на нулевое положение.
  6. Оперируя регулировочными винтами, добиваемся такого положения, чтобы луч верхней границей касался нижней горизонтальной линии.
  7. Боковая часть светового пучка идёт из точки пересечения нижней линии и вертикальной оси лампы. Если это не так, корректируем положение при помощи регулировочного винта.
  8. Для дальнего освещения также отмечаем центры фонарей и проводим через них вертикальные прямые, которые пересекутся с линией на 5 см выше. Луч корректируем под начерченную на стене разметку.

Настройка ПТФ

Противотуманки регулируются похожим образом. Предварительно машину следует нагрузить до 70 кг и до отказа заправить бак горючим. Устанавливаем машину на расстоянии 5 – 10 метров от стены.

Проводим на стене горизонтальную прямую, которая по высоте соответствует положению противотуманок. Выше неё чертим ещё одну, её высота будет в два раза большей.

Отмечаем точкой центр автомобиля и от него указываем расстояние до центров противотуманок. Дальше при помощи регулировочных винтов устанавливаем луч каждого светового источника в положение, указанное на рисунке 2.



Рис. 2 Корректировка луча ПТФ

Заключение

Самостоятельная корректировка световых источников автомобиля – задача интересная, однако не совсем простая. Эта процедура требует предельной внимательности и аккуратности, поскольку от неё зависит ваша безопасность на дороге. При этом важно понимать, что настройка в автосервисе с применением профессионального оборудования даст больше гарантий правильного результата.

Для обеспечения безопасности движения большое значение имеет правильная регулировка фар автомобиля. Регулировка фар ближнего света с европейской асимметричной системой светораспределения может проводиться с помощью специаль­ного экрана, перед которым на определенном расстоянии устанавливается автомобиль.­

Разметка регулировочного экрана представлена на рис. 3.

Рисунок 3 - Разметка экрана для регулировки фар:

l - расстояние между центрами фар, м;

h - высота центра фар над уровнем дороги, м;

е - смещение светового пучка фар, м.

Все данные занесены в таблицу 1.1.

9.1 Определение дальности видимости в свете фар ближнего света

Для определения параметров регулирования фар ближнего света воспользуемся следующей схемой (рис. 4).


Рисунок 4 - Схема параметров регулирования фар ближнего света

S B - дальность видимости в свете фар ближнего света, м;

S B 1 - расстояние до регулировочного экрана, примем 5м;

S B 2 - расстояние до водителя встречного автомобиля, м, (S B 2 = 50м);

S B П - дальность видимости пешехода в свете фар, м;

h - минимальная высота освещения фарами ног пешехода, при которой он будет замечен водителем м, ( h = 0,2 м);

Н - высота расположения глаз водителя встречного авто­мобиля над дорогой, м, (Н= 1,25 м);

а - угол падения светового пучка фар на поверхность доро­ги, рад;

- угол подъема светового пучка фар, при котором ослеп­ляется водитель встречного автомобиля, рад;

- угол между горизонтальной линией, проходящей через центр фар, и световым пучком фар, направленным в глаза во­дителя встречного автомобиля, рад.

В соответствии со схемой из подобия прямоугольных тре­угольников ОАВ и ОСК можно записать

Отсюда следует, что дальность видимости в свете фар ближнего света будет равна

Для автомобиля ГАЗ-3309 дальность видимости в свете фар ближнего света равно:

9.2 Определение максимальной скорости движения по условиям видимости пешехода

Расстояние видимости пешехода в свете фар ближнего света определим из подобия прямоугольных треугольников OLC и О ID :

Отсюда дальность видимости пешехода

В темное время суток водитель может предотвратить наезд на пешехода, если дальность видимости в свете фар будет больше, чем остановочный путь автомобиля, т.е. S вп S o .

Остановочный путь автомобиля рассчитывается по формуле

Если в эту формулу подставить S вп вместо S o , то ее можно записать в следующем виде:

В полученной формуле примем следующие обозначения:

С учетом принятых обозначений получаем aV 2 + bV - с = 0.

Решив полученное уравнение второго порядка относитель­но V, определим максимальную скорость автомобиля по усло­виям видимости пешехода:

Произведем расчеты для ГАЗ-3309:

Дальность видимости пешехода:

Максимальная скорость автомобиля по усло­виям видимости пешехода:

Для автомобиля с полной нагрузкой при =0,6.

Для автомобиля без нагрузки при =0,6.

9.3 Определение возможности ослепления светом фар водителя встречного автомобиля

При загрузке автомобиля прогибаются упругие элементы его подвески и шины. Прогиб шин по сравнению с прогибом подвески невелик, и им можно пренебречь. Прогиб элементов задней подвески, как правило, больше, чем передней и про­дольная ось автомобиля наклоняется назад на некоторый угол, вследствие чего изменяется направление светового пучка фар и возможно ослепление водителя встречного автомобиля.

Для определения возможности ослепления водителя встреч­ного автомобиля необходимо найти фактический угол подъема светового пучка фар, связанный с наклоном про­дольной оси автомобиля, и сравнить его с теоретическим уг­лом который находится по схеме, приведенной на рис. 4.

На рис. 5 показана схема изменения положения продольной оси автомобиля при его загрузке.


Рисунок 5 - Схема изменения положения продольной оси автомобиля

На схеме приняты следующие обозначения:

L - база автомобиля, м;

l z 1 - величина прогиба элементов передней подвески, м;

l z 2 - величина прогиба элементов задней подвески, м;

l z - разность величин прогиба элементов передней из задней подвески, м.

Величины прогиба элементов передней и задней подвески определяются по следующим выражениям:

где и- вес автомобиля с полной нагрузкой, приходя­щийся на переднюю и заднюю ось, Н;

Правильная регулировка передних фар оказывает большое влияние на безопасность и комфорт на дорогах. Неправильно отрегулированный ближний свет фар может ослепить водителей встречных автомобилей, а также уменьшить зону видимости. Чтобы избежать этих проблем, нужно знать, как правильно должна осуществляться регулировка ближнего света фар.

Есть несколько способов это сделать:

Обратиться к специалистам автосервиса,

Использовать специальное оборудование,

Отрегулировать фары самостоятельно.

Некоторые автолюбители считают, что самостоятельная регулировка фар не может быть точной. Но для тех, кому не по карману приобрести дорогое оборудование, либо прибегнуть к помощи специалистов, в этой статье будут приведены советы по регулировке и настройке фар.

Нужно знать, что лампы бывают двух видов. В одних лампах дальний и ближний свет совмещен, в других – раздельный. В совмещенных лампах настройка производится по ближнему свету. В раздельных необходимо настраивать и дальний и ближний свет.

Прежде, чем начать регулировку, нужно проверить автомобиль на исправность. Ведь на направление света фар оказывают влияние такие факторы, как состояние пружин подвески, распределение нагрузки на шины, давление в шинах, разница размеров шин и др.

Перед регулировкой необходимо качнуть автомобиль, чтобы подвеска установилась.

Фары легкового автомобиля регулируются при его частичной загруженности и наполовину заправленном топливом баке.

Регулировка угла наклона фар

Ставим автомобиль на ровную площадку перед стеной на расстоянии 1 - 10 метров. Чем больше расстояние до стены, тем выше точность регулировки. На стену строго вертикально устанавливается экран, который имеет светлую и шероховатую поверхность. Регулировку лучше производить в темное время суток либо в затемненном помещении. Для этого может подойти обычный гараж, но в этом случае расстояние до экрана будет небольшим, поэтому регулировка будет примерной.


Обозначение на рисунке:

О - вертикальная ось автомобиля;

h - высота расположения центра светового пятна на экране;

H - расстояние от центра автомобильной фары до пола;

L - расстояние между экраном и фарой.

Формула для расчета величины h:

h = H - (14 * L * H) / 1000000 . Единица измерения - мм.

Пример расчета величины h:

L = 5000 мм (5 м);

H = 470 мм (0,47 м);

h = 470 - (14 * 5000 * 470) / 1000000 = 437 (мм) = 43,7 см.

Как отрегулировать ближний свет фар?

Для регулировки света фар на стене наносится разметка для настройки.

Разметка производится следующим образом:

1. Автомобиль устанавливается к стене, на которой отмечается центр авто – О, а также центральные оси ламп (A и B).

2. Затем необходимо разместить авто на расстояние L от стены.

3. Провести линию 1, которая находится на расстоянии H пола.

4. Провести линию 2. Она находится на расстоянии H - h от пола. Величина h рассчитывается по формуле.

5. Настроить ближний свет (в вертикальной плоскости) по линии 2. Верхняя граница светового пятна ближнего света фар на экране должна совпасть с линией 2.

6. При необходимости произвести настройку фар в горизонтальной плоскости.

Что крутить

Renault Symbol

Само регулирование фар производится следующим образом: подкручиваются регулировочные винты, расположенные под капотом на задней стенке фар. Так настраиваются лампы с совмещенным светом, настройка дальнего света происходит автоматически.

Если же на передних фарах система ближнего и дальнего света раздельна, то регулировка проводится отдельно для каждой лампы. Разметка регулировочного экрана тоже нужна другая.

При соблюдении всех пунктов статьи можно правильно настроить фары автомобиля. Но для более точной настройки все же лучше обратиться к специалистам.

Когда нужно включать ближний свет фар?

Новые правила обязали водителей включать ближний свет или дневные ходовые огни не только за городом, но и в населенном пункте, как днем, так и ночью.

Согласно ПДД ближний свет фар должен быть включен в следующих случаях:

В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях, на всех движущихся механических транспортных средствах и мопедах должны быть включены фары дальнего или ближнего света.

При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости, на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

При движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Езда без включенного ближнего света. Штраф

Ст. 12.20 КОАП РФ:

Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

Наказание: предупреждение или штраф 500 рублей.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ФАРЫ ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО СВЕТА АВТОМОБИЛЕЙ

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 20 мая 1975 г. № 1350 срок введения установлен

в части разд. 2, 3, 4, 5

Проверен в 1983 г. Постановлением Госстандарта срок действия продлен

с 01.07.76 от 19.12.63 № 6340

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на фары дальнего и ближнего света с круглыми оптическими элементами, устанавлиг ваемые на автомобилях.

В стандарте учтены требования Правил № 1, 5, 37 ЕЭК ООН.

Стандарт соответствует СТ СЭВ 3045-81 в части основных и присоединительных размеров оптических элементов фар (см. справочное приложение 1).

Стандарт соответствует СТ СЭВ 3822-82 в части технических требований и методов испытаний (см. справочное приложение 2).

(Измененная редакция, Изм. № 2 ,3, 4).

1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. В соответствии с излучаемым светом и видом ламп фары подразделяются на следующие типы:

Издание официальное Перепечатка воспрещена

* Переиздание (август 1985 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4 % 5, утвержденными в январе 1977 г., феврале 1981 г., ноябре 1982 г., декабре 1983 г., декабре 1984 г.

(МУС 2-77, 5-81, 2-83, 4-84, 3-85).

© Издательство стандартов, 1985

Продолжение табл. 4

(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

3.2. Периодические испытания следует проводить раз в год в объеме, указанном в табл. 4. Испытания на гарантийную наработку следует проводить раз в два года.

Каждому виду испытаний следует подвергать не менее трех образцов фар. При этом допускается проведение нескольких видов испытаний на одних и тех же образцах.

(Измененная редакция, Изм. № 3, 4, 5).

3.3. Типовые испытания следует проводить по полной или сокращенной программе, указанной в табл. 4, в зависимости от внесенных изменений.

3.4. Приемо-сдаточные испытания следует проводить в объеме, указанном в табл. 4. Внешнему осмотру и контролю включения (горения) подвергают каждую фару.

Проверке присоединительных размеров и испытаниям на электрическую прочность изоляции подвергают не менее 5 фар одного типоразмера от месячного выпуска.

Проверке световых характеристик подвергают не менее трех фар от указанного объема партии.

Результаты выборочной проверки распространяются на всю партию.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Методы испытаний - по настоящему стандарту и ГОСТ 3940-84.

4.2. Проверку основных и присоединительных размеров фар (п. 1.5) следует производить универсальным измерительным инструментом или специальными калибрами.

С - ближнего света и дополнительного дальнего;

R-‘Дальнего света;

CR- ближнего и дальнего света;

НС- ближнего света с галогенной лампой;

HR- дальнего света с галогенной лампой;

HCR- ближнего и дальнего света с галогенной лампой.

Фары типов С, CR, НС и HCR допускается изготовлять с габаритным огнем.

1.2-1.3. (Исключены, Изм. № 2).

1.4. Условное обозначение фар должно состоять из: обозначения типа фары;

номинального диаметра оптического элемента; обозначения исполнения; обозначения настоящего стандарта.

Пример условного обозначения фары ближнего света с галогенной лампой с номинальным диаметром оптического элемента 136 мм, в исполнении 3:

1.5. Основные и присоединительные размеры фар должны соответствовать указанным в табл. 1а и на черт. 1а.

Таблица 1а

Размеры в мм

Номинальный диаметр d.

Расположение установочных отверстий

* Размер h измеряют от опорной плоскости корпуса.

** Размер d 2 для фар без наружного обода определяет максимальный размер корпуса фары.

1-оптический элемент; ^наружный обод; 3- корпус Черт. 1а

1.4, 1.5. (Измененная редакция, Изм. № 2).

1.6. (Исключен, Изм. № 2).

Черт. 1-7. (Исключены, Изм. № 2).

1.7. Основные и присоединительные размеры оптических эле-: ментов должны соответствовать указанным на черт. 8 и в табл. 16.

Таблица 16

* Для оптических элементов фар дальнего света.

Примечание. Размеры, указанные в скобках, при новом проектировании не применять.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

1.8. Световые характеристики фар с эталонными лампами должны удовлетворять требованиям, указанным ниже.

1.8.1. Световые характеристики фар должны оцениваться по освещенности в контрольных точках на вертикальном измерительном экране, расположенном на расстоянии 25 м от их светового центра (точка пересечения оси отражателя с внешней поверхностью рассеивателя). Контрольные точки ближнего света показаны на черт. 11, дальнего света - на черт. 12.

Примечание. Размеры на черт. 11 даны в сантиметрах.

Примечание. Размеры на черт. 12 даны в сантиметрах. (Измененная редакция, Изм. № 3).

* Черт. 9, 10 исключены, Изм. № 3.

1.8.2. Освещенность в крнтрольных точках измерительного экрана при включении нити ближнего света должна соответствовать указанной в табл. 2, а при включении нити дальнего света - в табл. 3.

Таблица 2

Условные обозначения зон и точек измерительного экрана

Направления измерения

Освещенность при ближнем свете для типа, лк

CR номинальным диаметром 170 мм

С, CR номинальным диаметром 136 мм

Продолжение табл. 2

Примечания:

1. Освещенность под углами от 25 до 90° измеряют на расстоянии 5 м от светового центра фары.

Таблица 3

Условные обозначения точек измерительного экрана

Направления

измерения

Освещенность при дальнем свете для типов, лк

CR номинальным диаметром

номинальным диаметром 136 м м

О) &) £ <ц О К S

Примечания:

1. Отношение фактической освещенности в точке И к максимальной освещенности, найденной на экране, должно быть не менее 0,9.

2. Световые характеристики фар с галогенными лампами - по техническим условиям на конкретный тип фар.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 4).

1.8.3. Свет, излучаемый фарами, должен быть белым. Координаты цветности должны соответствовать указанным в табл. За.

Таблица За

1.9. (Исключен, Изм.i№ 3).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Фары дальнего и ближнего света должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ГОСТ 3940-84.

2.2. Степень защиты фар от проникновения посторонних тел и воды - IP04 по ГОСТ 14254-80 , кроме того фары должны быть пылезащищенными.

Степень защиты от проникновения посторонних тел и воды металлостеклянного полуразборного оптического элемента IP44, а цельностеклянного - IPX7.

(Измененная редакция, Изм. № 4).

2.3. Место соединения отражателя с приклеенным рассеивателем должно быть герметичным.

2.4. Конструкция корпуса фары должна обеспечивать возхмож-ность плавной регулировки направления света отдельно в горизонтальной и вертикальной плоскостях в пределах углов не менее ±4 о 30".

Допускается изготовление фар с предельными углами регулировки не менее ±3°.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.4Л. Самоконтрящиеся гайки регулировочных винтов должны выдерживать не менее 25 полных регулировок на каждый винт.

2.5. Рассеиватели из силикатного стекла должны соответствовать ГОСТ 5635-80 .

2.6. Лампы накаливания в фарах дальнего и ближнего света - по ГОСТ 2023-75 или по техническим условиям на лампы накаливания.

2.7. Детали фар из пластмассы и резины должны быть устойчивыми к воздействию топлива и смазочных материалов.

2.6, 2.7. (Измененная редакция, Изм. № 2, 4).

2.8. Посадочное место под лампу в отражателе и ее крепление должны исключать возможность смещения лампы относительно отражателя при вибрациях и тряске, предусмотренных ГОСТ 3940-84.

2.8а. Оптические элементы и детали их крепления должны иметь устройства, предотвращающие возможность самопроизвольного изменения положения оптического элемента.

При установке лампы накаливания в оптический элемент должно быть обеспечено ее однозначное положение.

2.86. Монтаж лампы в оптический элемент и оптического элемента в фару должен быть возможен в темноте.

2.8а, 2.86. (Введены дополнительно, Изм. № 4).

2.9. Падение напряжения в цепи фары, включая предусмотренные на фаре присоединительные провода, не должно превышать 150 мВ при номинальном токе каждой нити лампы в отдельности.

2.10. Окраска видовых поверхностей фар (поверхность, видимая при внешнем осмотре фары, установленной в рабочем положении на автомобиле) - по ГОСТ 9.032-74 .

На видовой поверхности допускаются следы вытяжных переходов от штампов. На остальных поверхностях деталей допускаются следы от подвесок, наплывы и подтеки лака или эмали.

Внешний вид фар должен соответствовать утвержденному образцу, согласованному в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.11. Ресурс фар должен быть не менее ресурса до первого капитального ремонта транспортного средства. Критерием предельного состояния фары (кроме оптического элемента) является невозможность регулирования направления светового пучка и сквозное разрешение корпуса фары.

(Измененная редакция, Изм. 1№ 5).

2.11.1. Ресурс полуразборного металлостеклянного оптического элемента должен быть не менее 100 тыс. км пробега автомобиля или 2000 моточасов работы транспортного средства; ресурс полуразборного оптического элемента с антикоррозионной защитной пленкой - не менее 200 тыс. км пробега автомобиля или 4000 моточасов работы транспортного средства.

Срок службы оптического элемента - не менее двух лет, а оптического элемента с антикоррозионной пленкой - не менее четырех лет, при этом снижение максимальной силы дальнего света, измеренной с новой лампой, не должно превышать 20% от величины, указанной в табл. 3.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 5).

2.11.2. Требования к ресурсу и сроку службы не распространяются на лампы накаливания и цельностеклянные оптические элементы.

(Измененная редакция, Изм. № 5).

2.12. Фары должны выдерживать без видимых повреждений включение на время до 12 ч при температуре окружающей среды (23±5) °С.

(Введен дополнительно, Изм. № 4).

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Для проверки соответствия фар требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 3940-84 предприятие-изготовитель должно проводить типовые, периодические и приемо-сдаточные испытания. Объем испытаний должен соответствовать указанному в табл. 4.

Таблица 4

Наименования проверок и испытаний

Пункты настоящего стандарта и ГОСТ 39-40-84

Внешний осмотр и проверка присоединительных размеров Контроль включения

2.9, 2.8а, 2.86

Проверка световых характеристик

Проверка углов регулировки

Испытания на вибро- й ударопрочность

Проверка падения напряжения

Испытания электрической прочности изоляции

Проверка гальванических покрытий

Испытания на долговечность