Сколько ходит двигатель на газу. Десять мифов о гбо

Установка на автомобили газобаллонного оборудования (ГБО), наряду с явными достоинствами имеет и ряд недостатков. Но в то же время далеко не все из достоинств и изъянов, приписываемых ГБО, являются таковыми на самом деле. В правдивости десяти наиболее распространенных мифов о ГБО разбирался Владимир ШЛЯХОВОЙ

Распространению в Украине автомобилей с ГБО мешают не только мифы, но и более узкая по сравнению с бензиновой сеть АЗС. Но на самом деле спрос рождает предложение - будет больше машин, появятся и заправки

1. Хороший мастер может отрегулировать ГБО так, что расход газа будет равен расходу бензина.

На самом деле это не так. Мощность, развиваемая двигателем внутреннего сгорания, зависит от количества тепла, выделенного при сгорании топлива. Удельная теплота сгорания бензина составляет порядка 10,5 Мкал/кг, а пропан-бутана - 11,9 Мкал/кг. Но так как их удельный вес составляет соответственно 0,75 и 0,55, то для того, чтобы выделилось такое же количество тепла, как при сгорании 1 л бензина, необходимо сжечь 1,2 л пропан-бутана. Таким образом, для выполнения той же работы (при движении в аналогичных условиях) двигателю потребуется пропан-бутана примерно на 20% больше, чем бензина.

2. Газ опаснее бензина, так как он легче возгорается, а баллон может взорваться.

Утечки газа менее пожароопасны, чем утечки бензина. Жидкое топливо испаряется медленнее и дольше создает взрывоопасную смесь с воздухом. К тому же смесь бензина с воздухом воспламеняется в большем диапазоне концентраций (как более низких, так и более высоких), чем газовоздушая смесь.

В случае же возгорания автомобиля огонь обычно очень быстро перекидывается на бензобак, имеющий пластиковые или резиновые соединения, тогда как баллон гораздо легче выдерживает высокую температуру. К тому же газ, вышедший из баллона после срабатывания клапана избыточного давления, поднимается вверх, тогда как бензин из бензобака стекает на дорогу, что только усугубляет ситуацию.

При этом автомобили, работающие на газе, менее пожароопасны при аварии, ведь газовые баллоны гораздо прочнее, чем бензобаки, а поэтому вероятность их разгерметизации существенно меньше.

3. При наличии ГБО в машине и возле нее всегда пахнет газом.

При правильной установке ГБО и использовании специальных шлангов запаха газа быть не должно ни в машине, ни возле нее. Если запах возник сразу же после монтажа ГБО, это может говорить о низкой квалификации установщиков, если в процессе эксплуатации - необходимо обратиться на специализированное СТО, где «обмылят» систему, найдут утечку и устранят ее. Если же запах газа исходит из выхлопной трубы, это может свидетельствовать о неправильной регулировке газобаллонного оборудования.

4. При работе на газе ресурс двигателя уменьшается, поскольку при использовании газа поршни движутся «на сухую», тогда как пары бензина смазывают стенки цилиндров.

Совсем наоборот! Смазку между стенками цилиндра и поршнем (кольцами) обеспечивает не бензин, а масляная пленка. Бензин же, поступающий в цилиндры (особенно на непрогретом двигателе) в виде капель, эту пленку смывает и разжижает масло в картере. Тогда как пропан-бутан всегда поступает в двигатель только в газообразной фазе, благодаря чему масляная пленка со стенок цилиндров не смывается, и обеспечивается скольжение трущихся частей по пленке масла. В результате при использовании газа уменьшается износ цилиндропоршневой группы, а также других трущихся пар, особенно при непрогретом двигателе.

Пропан-бутановая смесь имеет высокое октановое число, что исключает детонацию в двигателе при любых режимах работы. Кроме того, она горит медленнее бензина, благодаря чему снижается нагрузка на цилиндропоршневую группу и коленвал, вследствие чего двигатель работает мягче. Смесь не содержит вредных примесей (свинец, сера), твердых частиц и несгораемых веществ, которые присутствуют в бензине. Поэтому при использовании газа вместо бензина повышается срок службы моторного масла, каталитического нейтрализатора и лямбдазонда, а на поршнях, клапанах и свечах зажигания не образуются отложения нагара и смол.

5. При работе двигателя на газе гарантировано быстрое прогорание клапанов.

Из-за того, что пропан-бутановая смесь горит медленнее бензина, в некоторых случаях процесс сгорания может продолжаться даже после открытия выпускного клапана. Из-за этого выпускные клапаны, их седла, лямбда-зонд и катализатор перегреваются и действительно могут прогореть.

Однако подобные проблемы могут возникнуть только при активной езде, когда мотор постоянно раскручивается выше 4500 об/мин. При этом от перегрева «уходят» тепловые зазоры клапанов и могут подгореть кромки клапанов и седел. Решить данную проблему позволяет модернизация головки блока цилиндров с заменой седел и клапанов на более жаропрочные, изготовленные специально для моторов, работающих на газе.

Минимизировать риск перегрева выпускных клапанов также поможет увеличение угла опережения зажигания на 5–7°.

6. ГБО неприемлемо для любителей агрессивной езды.

Некоторые производители ГБО (например, Zenit или King) предусматривают такой алгоритм работы ЭБУ, при котором в случае раскручивания мотора свыше 4000 об/мин он автоматически переключается на бензин. В результате полностью используются все преимущества и газа, и бензина без какого-либо вреда для двигателя и без потери мощности.

7. Конденсат образуется не только в редукторе, но и в баллоне, где за год его может накопиться 10 л и даже больше, поэтому сливать конденсат нужно как из редуктора, так и из баллона с газом, а это дело сложное и грязное.

Поскольку отбор газа из баллона производится снизу, конденсат там образоваться не может в принципе. И даже если предположить, что в баллоне образуется какое-то количество конденсата, он сразу же поступит в редуктор, откуда его можно будет легко слить.

8. Если двигатель нормально работает на бензине, при правильно отрегулированном ГБО никакие дополнительные регулировки или доработки не нужны.

Как уже упоминалось, во избежание прогорания клапанов и снижения максимальной мощности необходимо увеличить угол опережения зажигания. В инжекторных системах питания для этого существует несколько способов: чиптюнинг (нежелателен, так как при работе на бензине ухудшаются характеристики и повышается склонность к детонации), установка специального устройства - вариатора (электронный блок под конкретный двигатель) либо установка двухпрограммного (для газа и для бензина) блока управления двигателя.

Кроме того, газовоздушная смесь отличается более высоким электрическим сопротивлением, чем бензовоздушная, поэтому при установке ГБО желательно установить и более «холодные» свечи зажигания с уменьшенным на 10–15% межэлектродным зазором.

9. Расход газа больше, чем расход бензина, а поэтому экономия от его использования обманчива.

Расход газа примерно на 20% больше, чем расход бензина. В то же время стоит газ существенно дешевле. Так, в европейских странах стоимость пропан-бутановой смеси составляет в среднем 60% от стоимости бензина, а в Украине в настоящее время - порядка 50%.

Так что даже с учетом большего расхода газа при установке ГБО расходы на топливо в целом могут снижаться примерно на 40%. Не говоря уже об уменьшении расходов на масло и продлении ресурса двигателя.

10. Установку ГБО нужно регистрировать в ГАИ.

Ни один нормативно-правовой акт прямо не обязывает автовладельцев регистрировать ГБО. Попытки же ГАИ назвать установку ГБО переоборудованием не выдерживают никакой критики, так как переоборудование - это изменение типа, марки, модели, назначения или параметров конструкции транспортного средства путем установки кабины, кузова или их деталей, специального оборудования или номерных агрегатов, не предусмотренных нормативно-технической документацией на данное транспортное средство. Понятно, что при установке ГБО не меняется ни тип, ни марка, ни модель, ни назначение транспортного средства. Что же касается «параметров конструкции», то в отечественном законодательстве отсутствует расшифровка данного термина, а изменить то, что не определено, невозможно.



В зависимости от модели авто и типа двигателя стоимость установки ГБО 4-го поколения в Киеве может колебаться в диапазоне от 4 до 17 тыс. грн.

От противников установки ГБО можно часто услышать, что газобаллонное оборудование отрицательно влияет на ресурс двигателя: прогорают клапана, падает компрессия и т.д. Поверьте, такое влияние возможно в лучшем случае при установке ГБО на карбюраторный двигатель 2-го поколения. Современные системы 4-го поколения оснащены профессиональной защитой от работы двигателя на обедненной смеси (из-за чего и могли прогорать клапана при увеличении температуры).

Как влияет ГБО на отдельные части двигателя автомобиля

Рассмотрим несколько мифов о влиянии ГБО на двигатель и выскажем свое мнение по этому поводу.

1. Температура горения газа выше, чем у бензина, что приводит к выгоранию клапанов.

Как показывают опыты, температура выхлопных газов пропана в коллекторе пусть и выше, но это не имеет существенного значения. Датчики температуры двигателя и выхлопного коллектора считываются электронным блоком управления, который корректирует работу ГБО двигателя . В случае перегрева ЭБУ автоматически добавляет в смесь больше бензина, корректирую оптимальную пропорцию топлива и воздуха для горения.

Аналогичным образом работает и защита двигателя от работы на бедной смеси (например, если вы только что заправились газом низкого качества или забились фильтры редуктора). Если все-таки аппаратура уверенно говорит об ошибке ("Check"), то можно пройти диагностику авто на стенде - возможно, есть проблемы с отдельно взятым узлом.

2. Октановое число горения газа более высокое - 95-110, что влечет проблемы с катализатором, седлами клапанов.

Здесь мы снова возвращаемся к понятию "бедная и богатая" смесь. Богатая смесь выводит из строя катализаторы и клапана, бедная смесь утянет за собой еще и свечи, что приведет к характерным хлопкам системы отвода отработанных газов. ГБО 4 поколения на инжектор имеет несколько степеней защиты, которые следят за составом смеси.

3. Ускоренный износ поршневых колец.

К износу приводит нагар, который образовывается от топлива низкого качества. Если речь идет о ГБО на дизельный двигатель , то здесь эта проблема и вовсе не уместна, поскольку замещается только 50% топлива.

И несколько слов об отзывах ГБО от тех, кто уже не первый год ездит с ГБО:

  • в составе газа нет серы и свинца, которые уничтожают катализатор;
  • газ меньше загрязняет моторное масло;
  • газ образует в результате сгорания меньше нагара, что отчасти сказывается на моторе с благоприятной стороны.
Забудьте о проблемах с двигателем - ставьте оригинальные комплекты на профильных СТО!

ГБО в профильном СТО KOSTA GAS

Хотите, чтобы ваш двигатель отработал столько, сколько это предусмотрено производителем? Покупайте профессиональные системы PRIDE и Prins, которые на порядок надежнее сборных комплектов. Производители ГБО этих систем уже давно позаботились о системах защиты двигателя от возможных нежелательных ситуаций. Приобретая эти комплекты, вы не только получаете гарантию стабильной работы двигателя, но и гарантию того, что мотор не потеряет ни одной лошадиной силы своей мощности.

Преимущества покупки систем PRIDE в KOSTA GAS:

  • это ВИП ГБО по ценам от итальянского производителя AEB, которое мы предлагаем на 10-15% дешевле за счет тесного партнерства с производителем;
  • это гарантия 3 года от СТО и производителя с мировым именем AEB, гарантийное (регламентное) и постгарантийное обслуживание, техническая и консультационная поддержка;
  • приятный сервис: кредит на ГБО, помощь в оформлении документов и многое другое.
KOSTA GAS - автосервис Харькова и Киева, который действительно необходим вашему автомобилю!

Газ не причиняет двигателю никакого вреда. Для того чтобы развеять этот миф, попробуем разобраться в причинах его возникновения. Он берёт своё начало в 1980-е, когда в Советском Союзе приняли программу по энергосбережению. Построили множество заправок для сжатого и сжиженного газа, вследствие чего была произведена принудительная установка газа во всех автобусных парках, таксопарках, а также крупных автобазах. Именно тогда впервые заговорили о том, что «двигатели от газа портятся».

Двигатели газифицированных автомобилей стали повсеместно ломаться. Водители не соглашались садиться за руль машин с установленным ГБО. В чём же причина? Ведь новая программа по энергосбережению совсем не была плоха, а аппаратура рязанского завода газовой аппаратуры была новейшей на тот момент и очень надёжной. Почему же большинство предприятий сняло с автомобилей газовое оборудование спустя всего полгода после его установки?

Ответ: потому что газ невозможно слить. Установка ГБО сделала невозможным для водителей присвоение казённого топлива. Самыми ярыми неприятелями газа стали тогда таксисты. Зато сегодня таксист - первый защитник автомобильного газового оборудования. Если автомобиль не дизельный, значит он газифицирован, и владелец убеждён, что его «ласточка» прослужит ему на газе ещё целый век. Причина тут в экономической целесообразности: современному таксисту, работающему на себя, необходимо экономить на топливе, и установка газа отвечает этой его потребности. По той же причине, что и таксисты 1980-х, в настоящее время предпочитают не переходить на газ водители предприятий.

Но, разумеется, дискредитация автомобильного газового оборудования таксистами и водителями предприятий не является единственной причиной широкого распространения заблуждения о том, что установка ГБО вредна для двигателя. Репутацию газу часто портят слабое знание автомобилистами правил использования ГБО и непрофессионализм работников СТО.
Приводя аргументы в пользу пресловутого убеждения, что установка газового оборудования грозит поломкой двигателя, неприятели альтернативного топлива часто говорят о более высоком октановом числе газа - 112, считая, что из-за этого двигатель работает в режимах, не предусмотренных для него, в результате чего прогорают клапаны.

На самом же деле такая незначительная разница в октановом числе и характеристиках горения газа и бензина не может повлиять на состояние двигателя и клапанов. Однако стоит учесть одно обстоятельство: в двигатель подается правильно приготовленная - стехиометрическая - смесь: 1 к 14,7 для бензина и 1 к 14 - для газа (на одну часть топлива приходится 14,7 и 14 частей воздуха соответственно). В том случае, если пропорции в смеси соблюдены неправильно, могут возникнуть проблемы.

Регулировка подачи топлива в газовом оборудовании первого (второго) поколения выглядит следующим образом: обыкновенный винт, который для ограничения подачи газа нужно зажать, а для увеличения - открутить. Первые методики регулировки ГБО часто оказывались очень грубыми и, действительно, могли привести к проблемам с двигателем. Позднее сервисы оборудовали сложными многокомпонентными газоанализаторами, в результате чего качество регулировочных работ существенно возросло.

Но оставалась ещё одна проблема: желание некоторых автомобилистов сэкономить, покрутив регулировочный болт, обернулось для них пригоревшими клапанами двигателя. К аналогичным результатам привело бы обеднение смеси на бензине, но, как регулировать карбюратор, простой автовладелец не знает, а регулировочный болт подачи газа находится на виду. И обыкновенно автослесари, особо не думая, заявляли: клапаны прогорели из-за газа.

Навредили репутации газа как топлива и обратные хлопки. Обратный хлопок - это самопроизвольное возгорание топливной смеси во впускном коллекторе автомобиля, которое может возникать и на бензине. Однако очень большой проблемой обратные хлопки стали именно в газифицированных автомобилях при использовании традиционного ГБО - 1-3 поколений на инжекторных автомобилях. Обратный хлопок возникает как следствие неисправностей в системе зажигания, неверной установки УОЗ, неверной установки ремня ГРМ, прогорания клапанов и массы иных причин. Обратные хлопки, являясь следствиями неисправностей в автомобиле, обернулись серьёзными проблемами для автовладельцев, большинство из которых впоследствии решило отказаться от использования ГБО, ассоциируя его лишь с неприятностями, не ощутив его положительных качеств.

К счастью, после возникновения впрыскового оборудования, ГБО 4-го поколения, проблема обратных хлопков утратила свою актуальность, а следовательно, ещё одним аргументом в пользу того, что установка газа губительна для двигателя, стало меньше.

Ещё не так давно существовала проблема отказа в обслуживании газифицированных автомобилей. Сейчас она теряет актуальность: газом в автомобиле уже никого не удивишь. Однако то, что многие автослесари из-за недостатка знаний и боязни работать с газом были противниками установки ГБО, не хотели ремонтировать автомобили на газе, объясняя это тем, что двигатель от газа портится, - факт.

Таким образом, все проблемы, ошибки и заблуждения возникают от незнания. А истина в том, что газ предохраняет двигатель автомобиля от возможных поломок. Газовоздушная смесь обладает более плавными характеристиками горения, в результате чего двигатель на газе работает мягче, чем на бензине. Отсутствуют ударные нагрузки при резком возрастании оборотов. Газ поступает в цилиндр в испаренном состоянии, а следовательно, большая часть примесей и вредных веществ не попадает в двигатель. В газифицированных автомобилях моторное масло не разжижается, в результате чего оно дольше сохраняет свои свойства.

Так что установка газового оборудования - дело выгодное.

Каждый раз при очередном подорожании бензина многие автовладельцы задумываются о переходе на газ в качестве топлива. Основным аргументом служит вдвое более низкая цена на литр газа в сравнении с литром бензина, при том, что литровый расход газа всего на 20% выше литрового расхода бензина, т.е. экономия получается весьма значительной. Некоторой потерей мощности в большинстве случаев можно пренебречь, а владельцы мощных автомобилей, с двигателями от 3 литров и более, вовсе могут ее не заметить. Также цены на самое дешевое газобаллонное оборудование вместе с установкой кажутся более чем привлекательными – от 20 тысяч рублей, что способно окупиться в крайне короткие сроки.

Однако, вместе с тем, можно найти множество мнений, что газ вреден для двигателя, вызывает повышенный износ, прогорание клапанов. Часто можно услышать такое выражение что газ «сушит» двигатель, оставляя его без смазки, в то время, как бензин сам обладает смазывающими свойствами. Интернет-форумы при этом полны самых противоречивых мнений, а сайты производителей и установщиков ГБО в один голос обещают вашему автомобилю долгую и счастливую жизнь.

Попытаемся внимательно подумать, что происходит с двигателем при использовании в качестве топлива газа. Всем известно, что такое октановое число топлива и все знают, что нельзя заправлять автомобиль бензином с октановым числом ниже, чем положено инструкцией. Но что будет если заправить авто бензином с большим октановым числом? Об этом информации очень мало. При этом оказывается, у газа тоже есть октановое число, и его значение примерно равно 120 – это значительно больше 95 бензина.

Октановое число бензина показывает стойкость топливовоздушной смеси к детонации, т.е. неконтролируемому воспламенению, с этой стороны газ несравнимо лучше любого бензина. Однако большее октановое число означает и другое – дольше время горения. Топливо не взрывается в цилиндрах, как многие думают, оно именно сгорает, будучи воспламененным свечой зажигания. Момент этого поджига очень важен – смесь, конечно, горит быстро, но и двигатель вращается с огромной скоростью. Чтобы смесь успела хорошо разгореться в цилиндре, полностью сгореть и выделить максимум энергии, ее поджигают немного раньше, чем поршень дойдет до верхней мертвой точки – это называется опережением зажигания. Для газа момент зажигания необходимо выставлять значительно раньше, чем для бензина, и дело не только в потере мощности от неполного сгорания – может так получиться, что при открытии выпускных клапанов смесь будет еще продолжать горение и иметь высокую температуру – именно это и вызывает перегрев и последующее прогорание клапанов, и выжигание масляной пленки на стенках цилиндров.

Проблема в том, что если выставить идеальный момент зажигания для газа, на бензине вовсе можно не запустить двигатель. А запуск на бензине необходим – двигатель необходимо прогреть, чтобы от его системы охлаждения нагрелся испаритель газа. Пренебречь этим можно разве что в жаркий летний день, в иных случаях двигатель необходимо прогреть на бензине минимум до 50 градусов. Поэтому при установке ГБО 2 и 3 поколений зажигание выставляется компромиссно – чтобы и на бензине можно было запустить, и на газе стабильно работало. Такой компромисс и вызывает многим известные проблемы.

Между тем, ГБО 4 поколения лишено этого недостатка. Предназначенное для современных двигателей с распределенным впрыском топлива и полностью электронным управлением зажиганием, оборудование имеет свой собственный электронный блок управления, который связывается с основным блоком и программируется индивидуально под каждый двигатель. В результате электроника самостоятельно выбирает оптимальный момент зажигания для газа или бензина, устраняя негативные эффекты длительного горения газа и уменьшая потерю мощности, при этом работа двигателя на бензине остается такой же, как обычно.

Но у всего есть свои недостатки и для ГБО 4 поколения это – цена. Но только вам решать, что вам дороже и что дешевле – тратиться на бензин, ремонтировать двигатель после устаревшего ГБО или потратиться на установку современного.