Газ 3302 бортовой технические характеристики. Автомобили газель: технические характеристики

Любой россиянин по-особенному относится к самому массовому ГАЗовскому грузовику. Мы часто ругаем их, критикуем конструкторов и производителей, сравниваем с импортными «одноклассниками». Слов нет, некоторые из них лучше, но все – гораздо дороже ГАЗели. Поэтому быстро окупиться и начать реально зарабатывать может именно ГАЗ-3302. К тому же, у ГАЗели есть преимущество перед всеми обрусевшими «китайцами», «японцами» и «европейцами». Это доступный повсюду огромный опыт тысяч и тысяч водителей, что уже долгие годы эксплуатируют ГАЗ-3302.

Горьковский завод использовал этот ценный ресурс при создании второго и третьего поколений своей самой массовой модели – автомобилей семейства ГАЗель с бортовой платформой или грузовым фургоном на шасси.

У ГАЗ-3302 есть точный день рождения: первый серийный экземпляр 1,5-тонного грузового автомобиля был собран 13 июля 1994. Впервые после 44-летнего перерыва ГАЗ запустил массовое производство грузовиков с грузоподъёмностью в полторы тонны.

Этот компактный малотоннажный автомобиль стал самым народным коммерческим автомобилем на отечественном рынке. Потребность в таких машинах диктовалась новыми экономическими отношениями, бурным развитием малого и среднего бизнеса в сфере торговли. Горьковский автозавод первым угадал эту новую растущую нишу рынка, оперативно выпустив семейство «ГАЗель», и конкретно ГАЗ-3302 довольно быстро завоевал пустующую нишу, превратившись в главного помощника для малого бизнеса.

К заводскому обозначению ГАЗ-3302 принадлежат ГАЗели бортовые и шасси с кабиной 1,5-тонного класса грузоподъёмности. ГАЗели – грузовые цельнометаллические фургоны обозначаются как .

В 2003-м и 2010 годах происходили параллельные обновления обеих этих вариантов ГАЗели. Третье поколение ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705, выпускающееся с 2010 года, получило название «Газель-Бизнес».

Каждому из этих обновлений предшествовали конструкторские работы, проведённые на основании конкретного опыта эксплуатации автомашин: исследований; информации, полученной от дилеров, автосервисов, владельцев грузовиков ГАЗ-3302, изучения спроса на запчасти.

Слабые места ГАЗелей таким образом были точно выявлены, и модернизации постарались их устранить. В конструкцию автомобиля были внесены десятки конструктивных и более сотни производственно-технологических изменений. В системах, агрегатах и узлах ГАЗ-3302 существенно возрос процент применяемых компонентов иностранного производства. Даже название «Бизнес» было выбрано голосованием в интернете.

Естественно, каждая модернизация вела к существенному удорожанию ГАЗ-3302 – на несколько десятков тысяч, но и продукт это был уже совершенно другого уровня, более высокого, качественного и надёжного.

Автомобиль ГАЗ-3302 принадлежит к категории Н1 (М1) с полной массой, не превышающей 3,5 тонн, что позволяет не относить его к разряду грузовиков, по классической интерпретации, и управлять ими водителям с правами «легковой» категории В.

  • 33021 : грузовик первого поколения, с карбюраторными двигателями семейства ЗМЗ-402 (ЗМЗ-4025.10 мощностью 90 л. с., ЗМЗ-4026.10 мощностью 100 л.с.) Производился в 1994-2006 годах. Некоторые машины были выпущены с карбюраторными моторами ЗМЗ-4061.10 и ЗМЗ-4063.10 (100 и 110 л.с. соответственно).
  • 3302-216 : двигатель УМЗ-4216, тентованная бортовая платформа.
  • 3302-404 : двигатель ЗМЗ-40524, тентованная бортовая платформа.
  • 3302-408 : двигатель ЗМЗ-40524, тентованная бортовая платформа, гидроусилитель руля.
  • 3302-531 : дизельный двигатель ГАЗ-5602, тентованная бортовая платформа.
  • 3302-748 : двигатель Chrysler 2.4L-DOHC, тентованная бортовая платформа.
  • 330200-0404
  • 330200-0748
  • 330200-1404 : двигатель ЗМЗ-40524, удлинённая тентованная бортовая платформа, кабина со спальником.
  • 330200-1748 : двигатель Chrysler 2.4L-DOHC, удлинённая тентованная бортовая платформа, кабина со спальником.
  • 330202-216 : двигатель УМЗ-4216, удлинённая тентованная бортовая платформа.
  • 330202-404 : двигатель ЗМЗ-40524, удлинённая тентованная бортовая платформа.
  • 330202-408 : двигатель ЗМЗ-40524, удлинённая тентованная бортовая платформа, гидроусилитель руля.
  • 330202-531 : дизельный двигатель ГАЗ-5602, удлинённая тентованная бортовая платформа, гидроусилитель руля.
  • 330202-748 : двигатель Chrysler 2.4L-DOHC, удлинённая тентованная бортовая платформа.
  • 33027-408 : двигатель ЗМЗ-40524, тентованная бортовая платформа, гидроусилитель руля, полный привод.
  • 33027-531 : дизельный двигатель ГАЗ-5602, тентованная бортовая платформа, гидроусилитель руля, полный привод.
  • 3302-210 : двигатель УМЗ-4216, бортовая платформа без тента, комплектация упрощённая.

Также ГАЗ-3302 стал основой для ГАЗ-33023 «ГАЗель-фермер» – семейства грузопассажирских автомобилей с двухрядной кабиной, для перевозки пяти пассажиров и до тысячи килограммов груза. И его удлинённой (), и полноприводной (ГАЗ-330273) версий.

Газобаллонная модификация ГАЗ-33025 была разработана ещё в 1995 году, но в серийное производство она попала только лишь в 2010 году, уже в третьем поколении ГАЗели. До этого весь внушительный парк газифицированных ГАЗ-3302 оснащался газобаллонным оборудованием только стараниями мелких фирм, которые переводят автомобили на газ.


Автомобили ГАЗ-ЗЗО2 комплектовались пятиступенчатыми коробками переключения передач модели ГАЗ-3302-1700010 (для бензиновых моторов) и ГАЗ-330242-1700010 (для дизеля). Модернизации ГАЗели заметно улучшили работу трансмиссии ГАЗ-ЗЗО2. Педаль сцепления стала функционировать как на легковом автомобиле – с гораздо меньшим усилием, чем ГАЗели первого поколения. Если в цифрах – усилие снизилось с 18-ти до 10-ти килограммов. Передачи стали включаться намного чётче и легче. Трогание с места сделалось более плавным, без рывков и вибраций.

Поведение ГАЗ-ЗЗО2 изменили сцепление теперь от фирмы ZF Sachs (Германия); новые подшипники первичного и вторичных валов фирмы SKF (Германия) и синхронизаторы Hoerbiger (Германия), установленные в коробке передач. Для исключения течей через манжеты коробки передач, они тоже стали импортными – фирмы Rubena (Чехия). Всё это в совокупности и дало заметный результат.

То же самое – работа тормозной системы в новой ГАЗели, по сравнению с первым поколением. При торможении стало легче дозироваться усилие на педаль. Нога чётко ощущает, когда надо дожать педаль или припустить. В этом тоже была заслуга немецких комплектующих – вакуумных усилителей Бош. Сцепление с тормозами сделано через один бачок на двоих, что способствовало упрощению конструкции и эксплуатации. Тормозной путь обновлённой ГАЗ-ЗЗО2 сократился почти на восемь процентов (на З метра), а в некоторых комплектациях ГАЗели-Бизнес стали устанавливать антиблокировочную систему тормозов от компании Бош.

На передних колёсах установлены вентилируемые диски, а сзади – барабанные тормоза. При аккуратной езде передние колодки служат примерно 30 тысяч км, а задние – 50 — 60 тысяч км. Передних тормозных дисков хватает на пробег свыше ста тысяч километров.

Передняя и задняя подвески ГАЗ-3302 выполняются на продольных листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами. Применяются как малолистовые, так и многолистовые рессоры. Малолистовая состоит из двух листов, которые стянуты хомутом и центровым болтом. А рессора многолистовая рессора имеет 4 составляющих её листа. В полноприводной модификации ГАЗели каждая рессора составлена из пяти листов.

В передней подвеске над рессорой основной смонтирована также резиновая рессора сжатия, в подвеске задней над основной рессорой предусмотрена рессора дополнительная (в отличие от ГАЗелей микроавтобусов, где в задней подвеске автобусов вместо дополнительной рессоры установлена резиновая рессора сжатия).

Передние и задние рессоры автомашины являются несимметричными по своей длине (от центрового болта до ушка). В составе передней подвески ГАЗ-ЗЗО2 – штампованная балка двутаврового сечения, соединённая с поворотными кулаками посредством шкворней.
Размер колёс ГАЗ-33О2 – 185/75R16С, 175R16С. Диск 5.5Jx16 ET1О6.

Открыв дверь кабины рестайлинговой ГАЗели, легко было убедиться в том, что это действительно совершенно новый автомобиль, как и обещали производители. Салон не просто освежился, а кардинально изменился. По сравнению с машинами первого поколения, интерьер стал гораздо более стильным, современным, удобным, функциональным. Панель приборов была разработана немецкой компании EDAG, руль также стал совсем новый, а рулевая колонка – регулируемая.

В кабине ГАЗели первого поколения.

На панели появились три подстаканника и три бардачка, один из которых рассчитан на формат А4. В кабине был размещён дополнительный 12-вольтовый источник питания, улучшено освещение салона, усовершенствована система отопления. Модернизировали стеклоочистители, увеличив количество ходов щёток, их прижимное усилие, поставив мотор большей мощности и новые 2-х струйные форсунки.

После рестайлинга.

Прочие технические характеристики в цифрах

  • Габаритные размеры ГАЗ-3302: длина – 5,54 м (6,616 м – в удлинённой версии шасси), ширина – 2,066 м, высота – 2,12 м (по кабине), 2,57 м (по тенту).
  • Внутренние габаритные размеры кузова: длина 3,089 м х ширина 1,978 м в стандартном исполнении; 4,139 м – в удлинённой версии шасси.
  • Дорожный просвет (под картером заднего моста при полной массе) – 17 см.
  • Колёсная база – 2,9 м (3,5 м – в удлинённой версии шасси).
  • Ширина колеи: передней – 1,7 м, задней (между серединами сдвоенных шин) – 1,56 м.
  • Минимальный радиус разворота по колее наружного переднего колеса – 5,5 м (6,7 м – в удлинённой версии шасси).
  • Штатная грузоподъёмность ГАЗ-ЗЗО2 – 1500 кг.
  • Снаряжённая масса – 1960 кг.
  • Полная масса – 3500 кг.
  • Угол свеса с полной нагрузкой – по 24 градуса передний и задний (22 градуса передний и 17 градусов задний – в удлинённой версии шасси).
  • Максимальный преодолеваемый подъём на с полной нагрузкой – 24 процента (на газе – 20 процентов).
  • Погрузочная высота кузова – 975 мм или 1000 мм.
  • Объём штатного топливного бака ГАЗ-3302 – 64 литров.

В настоящее время выпускаемые Горьковским автозаводом ГАЗели Бизнес (ГАЗ-3302-750 и удлинённая версия шасси ГАЗ-330202-750) выпускаются с тремя типами двигателей.

Это бензиновый инжекторный УМЗ-А274Evotech, рабочим объёмом 2,69 л, номинальной мощностью 106,8 л, с максимальным крутящим моментом 220,5 Н.м.

Это двигатель УМЗ-421647, работающий и на бензине, и на сжиженном газе (LPG, пропан/бутан) – в модификации ГАЗ-33025-750 (стандарт) и ГАЗ-330252-750 (удлинённая).

Это версия двигателя УМЗ-421647 с CNG (на сжатом природном газе, метане) – в модификации ГАЗ-33026-240 (стандарт) и ГАЗ-330262-240 (с удлинённым шасси).

Это двигатель Cummins ISF 2.8 - четырёхцилиндровый дизель с турбокомпрессором. Рабочий объём данного мотора – 2,781 литра, мощность – 120 л.с.

Рождение пятого поколения стало ответом на требования рыночной экономики, когда появилась острая потребность в легких развозных автомобилях. В небывало короткий срок была создана новая модель, и 13 июля 1994 г, после 44-летнего перерыва, ГАЗ вернулся к серийному производству 1,5-тонного семейства, получившего название "Газель". Базовый грузовик ГАЗ-3302 полной массой 3,5 т. оперативно заполнил давно пустующую нишу на внутреннем рынке.

Общее описание транспортного средства

Автомобиль бортовой. Кабина цельнометаллическая, трехместная, двухдверная. Оборудована отопителем, системой обдува ветрового стекла, системой вентиляции, термо-шумоизоляцией. Платформа металлическая с откидными боковыми и задним бортами, с дугами и тентом.

Двигатели

ГАЗ-560 (STEYR M14):
Тип — дизельный, рядный, 4-цилиндровый, с турбонаддувом и микропроцессорной системой управления подачей топлива.
Рабочий объём, л — 2,134
Степень сжатия — 20,5
Номинальная мощность при 3800 об/мин, л.с. (кВт) — 95
Максимальный крутящий момент при 2300 об/мин, кгс·м (Н·м) — 20,4
Топливо — дизельное

ЗМЗ-4025.10:
Рабочий объём, л — 2,445
Степень сжатия — 6,7
Номинальная мощность при 4500 об/мин, л.с. (кВт) — 90
Максимальный крутящий момент при 2500 об/мин, кгс·м (Н·м) — 17,6

ЗМЗ-4026.10:
Тип — бензиновый, карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, 4-тактный, 8-клапанный
Рабочий объём, л — 2,445
Система зажигания — электронная бесконтактная
Степень сжатия — 8,2
Максимальный крутящий момент при 2500 об/мин, кгс·м (Н·м) — 18,6

ЗМЗ-4061.10:
Рабочий объём, л — 2,3
Степень сжатия — 8
Номинальная мощность при 4500 об/мин, л.с. (кВт) — 100
Максимальный крутящий момент при 2500 об/мин, кгс·м (Н·м) — 18,5
Топливо — автомобильный бензин А-76

ЗМЗ-4063.10:
Тип — бензиновый, карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, 4-тактный, 16-клапанный
Рабочий объём, л — 2,3
Система зажигания — микропроцессорная
Степень сжатия — 9,5
Номинальная мощность при 4500 об/мин, л.с. (кВт) — 110
Максимальный крутящий момент при 2500 об/мин, кгс·м (Н·м) — 19,5
Топливо — автомобильный бензин А-92

Коробка передач:
Тип — механическая, пятиступенчатая, трёхвальная, полностью синхронизированная
Передаточные числа: I — 4,05; II — 2,34; III — 1,395; IV — 1,0; V — 0,849; 3X — 3,51

Сцепление:
Тип — однодисковое, сухое, фрикционное, привод — гидравлический
Главная передача
Тип — гипоидная
Передаточное число — 5,125

Эксплуатационные показатели:
Максимальная скорость, км/ч — 115
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км (по ГОСТ 20306-90) — 11,5
Время разгона до 60 км/ч, с — 17(14)*
Число мест (грузоподъемность) — 3 (1500)**
Колесная формула — 4x2

Размеры:
Минимальный радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса, м — 5,5
Размер колеи передних / задних колес — 1700 / 1560

Шины:
Размер — 175R16C или 185R16C

Внутренние размеры грузового отсека, мм:
Длина — 3056
Ширина — 1943
Высота — 380

Масса:
Масса снаряженного автомобиля, кг — 1850
на переднюю ось — 1050
на заднюю ось — 800
Полная масса автомобиля, кг — 3500
на переднюю ось — 1200
на заднюю ось — 2300

Подвеска колёс:
Передних — зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами.
Задних — зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными рессорами со стабилизатором поперечной устойчивости***, с гидравлическими телескопическими амортизаторами.

Тормозные системы:
Рабочая — Двухконтурная, с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем, передние — дисковые, задние — барабанные.
Запасная — каждый контур рабочей тормозной системы.
Стояночная — с торсовым приводом, действует на механизме задних тормозов.

Рулевое управление:
Тип — рулевой механизм типа "винт-шариковая гайка"

* В скобках приведены данные для двигателей ЗМЗ-4061.10 и ЗМЗ-4063.10.
** В микроавтобусах — число мест (при двойном/одинарном пассажирском месте в первом ряду сидений).
*** устанавливается по заказу. На автомобилях с колесной формулой 4x4 не устанавливается.

В начале девяностых, на рынке автотранспорта, пустующий сегмент малотоннажных автомобилей заполнила новая модель – автомобиль ГАЗ 3302, получившая название «Газель». Специалисты горьковского автозавода снова создали машину, которая стала второй легендарной «полуторкой».

Конструктивная схема ГаЗ 3302 позволила максимально компактно разместить силовые агрегаты и кабину водителя.

Это дало возможность установить большую грузовую платформу на, сравнительно небольшой, кузов ГАЗ 3302. В то же время автомобиль получился легкоуправляемым и маневренным.

Машина сразу же понравилась, как представителям авотранспортных компаний, промышленных предприятий, так и частным предпринимателям, фермерам и бизнесменам. Модель ГАЗ 3302, расход топлива которой (11,5 л. на 100 км) не превышает волговский, сразу стала незаменимым помощником в промышленности, торговле и сельском хозяйстве. «Газель» стала действительно народным автомобилем, так же, как в свое время была «полуторка» ГАЗ АА. Небольшие размеры ГАЗ 3302 и малый радиус поворота (м - 5,5) сделали ее востребованной для эксплуатации в условиях больших городов, портов, складов и приусадебных участков.

Характеристики и устройство автомобиля ГАЗ 3302


Благодаря качественной работе конструкторов горьковского автозавода, устройство ГаЗ 3302 получилось очень простым в обслуживании и ремонте. Изначально, машина получила силовой агрегат, соответствующий мировым стандартам. На первые машины устанавливался бензиновый двигатель ГАЗ 3302 (ЗМЗ-4025). Его рабочий объем (2,445) и степень сжатия (6,7) позволяли развивать мощность до 90 лошадиных сил. Позже «Газель» стала комплектоваться двигателем ЗМЗ-4026 (100 л.с.), а затем семейством двигателей ЗМЗ-406. На эту модель устанавливался и дизельный двигатель, но он так и не стал популярным, так как требовал доработки подвески, трансмиссии и тормозной системы. Сейчас выпускаются модели с дизельным мотором и модернизированной трансмиссией.

Коробка передач ГАЗ 3302 за годы выпуска не претерпела особых изменений, так как изначально была сконструирована очень удачно. Это трехвальная, пятиступенчатая и полностью синхронизированная конструкция с оптимальными, для данного типа машин, передаточными числами (I - 4,05; II - 2,34; III - 1,395; IV - 1,0; V - 0,849; 3X - 3,51). Главный редуктор ГАЗ 3302 гипоидного типа с передаточным числом 5,125. Такие величины передаточных чисел сделали «Газель» способной динамично разгоняться и преодолевать крутые подъемы даже с максимальной загрузкой (1500 кг).


Надежная тормозная система и мощная рама ГАЗ 3302 в сочетании с малой погрузочной высотой, сделали авто самым востребованным малотоннажным грузовиком. Для городской эксплуатации не нужно специальных разрешений, так как автомобиль может двигаться под знаки, запрещающие движение грузовиков. Максимальная скорость 115км/час дает возможность совершать, как короткие, так и длинные междугородние рейсы. Удобная и просторная кабина и эргономическое кресло водителя пришлись по душе всем, кто ездит на «Газели» на протяжении многих лет. Практичная панель приборов ГАЗ 3302 дает возможность максимально контролировать все параметры работы машины.

Основные преимущества автомобиля:

  • приемлемая цена;
  • простота конструкции;
  • отличная маневренность и динамика;
  • низкая погрузочная высота платформы;
  • доступность запасных частей и агрегатов;
  • надежность работы в любых климатических условиях.

Заслуженная популярность на рынке – результат невысокой цены и хорошего качества


Оптимальное соотношение цены и качества позволяет этой модели, на протяжении многих лет, удерживать первые позиции на рынке легких грузовиков на территории бывшего Советского Союза. Устойчивая популярность продиктована невысокой ценой самого автомобиля и доступностью запасных частей. К примеру, сцепление ГАЗ 3302 будет стоять в 2.5 раза дешевле, чем к аналогичной модели грузовика Мерседес, МАN или др. Сложившаяся в этом сегменте рынка ситуация, говорит о высокой конкурентоспособности российского грузовика. Кроме отечественных покупателей, модель очень популярна среди автомобилистов Украины, Молдовы, Белоруссии и других стран постсоветского прстранства.

Простота конструкции и свободный доступ к узлам автомобиля, позволяет поменять, катушку, трамблер или радиатор ГАЗ 3302 за 15-20 минут, даже в дорожных условиях. Доступно расположен и высокоэффективный отопитель ГАЗ 3302. Его работа удовлетворят пользователей даже в сильные морозы. Простая электросхема ГАЗ 3302 позволяет в считанные минуты определить любую неисправность в процессе эксплуатации электрооборудования. Приобрести запчасти на «Газель» можно быстро, как в реальных торговых точках, так и в интернет-магазинах автозапчастей.

Положительная характеристика ГАЗ 3302 среди автомобилистов, основана на ее высокой надежности и практичности. Трудолюбивая и быстрая «Газель» уже два десятка лет успешно эксплуатируется в самых различных климатических условиях РФ и стран СНГ. Это самый яркий представитель пятого поколения горьковских малотоннажных грузовиков.

Малотоннажный автомобиль «ГАЗель» ГАЗ-3302 – это самый народный коммерческий автомобиль на российском рынке, появившийся на свет в 1994 году и выпускавшийся до 2010 года (когда на смену пришло второе поколение). Потребность в такой машине тогда диктовали зарождающиеся рыночные отношения, развивавшиеся в стране в начале 90-х и требовавшие постоянного роста малогабаритных грузоперевозок. Группа «ГАЗ» первой отреагировала на новый растущий рынок, оперативно выпустив семейство «ГАЗель», и конкретно ГАЗ-3302 довольно быстро завоевал пустующую нишу, превратившись в главного помощника для малого бизнеса.

Внешне «ГАЗель» — это компактный и маневренный «грузовичок», отлично адаптированный под российскую городскую среду с узкими подъездными путями к торговым точкам, складам и прочим объектам инфраструктуры. При этом ГАЗ-3302 с самого первого дня производства отличался аэродинамичным дизайном цельнометаллической кабины с большим панорамным остеклением и практичным бампером из прочного пластика. Первоначально «ГАЗель» снабжалась унылой решеткой радиатора и простенькими прямоугольными фарами, но впоследствии они были заменены на более современные элементы, в частности привлекательную каплевидную оптику. Также отметим, что «ГАЗ» выпускал и модификации с кабиной, оснащенной одним спальным местом. К ним относились версии ГАЗ-330200-1404 и ГАЗ-330200-1748.

Салон «ГАЗели» имеет трехместную компоновку. В начале своего славного пути ГАЗ-3302 получил весьма скромный в плане эргономики дизайн салона с прямоугольными и скучными формами передней панели, но несколько рестайлингов привнесли в интерьер более современную панель из качественным материалов с хорошо продуманной эргономикой размещения элементов управления, что сделало «ГАЗель» не только выгодным, но еще и удобным коммерческим автомобилем.

Малотоннажный ГАЗ-3302 комплектовался бортовой грузовой платформой, оснащаемой тентом с каркасом из металлических дуг. Сама платформа имела габариты 3056х1943 мм и оборудовалась откидными боковыми и задним бортами высотой 380 мм.
Часть грузовиков ГАЗ-3302 производитель выпускал в виде шасси, подготовленного для установки различного специализированного оборудования.
Кроме того, на рынке присутствовали и модификации с удлиненной грузовой платформой (ГАЗ-330200-0404, ГАЗ-330200-0748 и т.д.), длина которой была доведена до отметки 3,7 метра.

Что касается габаритов, то длина стандартного ГАЗ-3302 составляла 5440 мм, из которых 2900 мм приходилось на колесную базу, 990 мм на передний свес, а 1550 мм – на задний свес. Ширина кабины «ГАЗели» равна 1966 мм, ширина грузовика по бортам составляет 2098 мм, а общая габаритная ширина с учетом боковых зеркал достигает 2500 мм. Габаритная высота ГАЗ-3302 по верхней точке тента – 2570 мм. Высота кабины «ГАЗели» — 2120 мм. Колея передних и задних колес соответственно равны 1700 и 1560 мм. Дорожный просвет грузовика под картером заднего моста при полной массе — 170 мм.

Теперь о весовых характеристиках. Снаряженная масса автомобиля – 1850 кг. Полная масса «ГАЗели» составляет 3500 кг. При этом отметим, что допустимая нагрузка на переднюю ось равна 1200 кг, а на заднюю – 2300 кг. Грузоподъемность первого воплощения «ГАЗели-3302» — 1500 кг.

Технические характеристики. Семейство малотоннажных грузовиков ГАЗ-3302 комплектовалось довольно широким спектром моторов, некоторые из которых использовались в течение всего нескольких лет.

Изначально на «ГАЗели» использовались 4-цилиндровые рядные бензиновые агрегаты ЗМЗ-4025.10 с отдачей 90 л.с., а также ЗМЗ-4026.10 мощностью 100 л.с.

В дальнейшем все машины семейства «ГАЗель» получили новые моторы, среди которых наибольшую популярность имел бензиновый ЗМЗ-40524, использующийся на модификациях ГАЗ-3302-404, ГАЗ-3302-408, удлиненных ГАЗ-330202-404 и ГАЗ-330202-408, а также полноприводном ГАЗ-33027-408. Двигатель ЗМЗ-40524 соответствует экологическим нормам Евро-3 и располагает 4 цилиндрами рядного расположения с рабочим объемом 2,46 литра, а также системой распределенного впрыска топлива с электронным управлением. Его номинальная мощность составляет 133 л.с. при 4500 об/минуту, а пик крутящего момента приходится на отметку 214 Нм при 4000 об/минуту.

Вторым по популярности бензиновым мотором для грузовиков «ГАЗель» был двигатель УМЗ-4216, известный по модификациям ГАЗ-3302-216 и ГАЗ-330202-216 с удлиненной грузовой платформой. В его распоряжении также 4 цилиндра рядного расположения, но с общим рабочим объемом 2,89 литра и улучшенная система распределенного впрыска топлива. Максимальная отдача данного силового агрегата составляет 123 л.с. при 4000 об/минуту, а верхний предел крутящего момента равен 235 Нм в диапазоне от 2200 до 2500 об/минуту. Главная ценность мотора УМЗ-4216 – это возможность установки газобаллонного оборудования в специализированном сервисном центре.

Среди дизельных силовых установок большей популярностью пользовались моторы ГАЗ-5602, предназначенные для модификаций ГАЗ-3302-531, удлиненной версии ГАЗ-330202-531 и полноприводного грузовика ГАЗ-33027-531. Двигатель ГАЗ-5602, построенный на базе мотора STEYR M14, получил 4 цилиндра рядного расположения с рабочим объемом 2,13 литра и систему турбонаддува. Его максимальная отдача составляет 95 л.с. при 3800 об/минуту, а пик крутящего момента приходится на отметку 204 Нм, доступных уже при 2300 об/минуту.

Кроме того, часть «ГАЗелей», например модификации ГАЗ-3302-748 и ГАЗ-330202-748, комплектовались импортным бензиновым двигателем Chrysler 2.4L-DOHC. Данный силовой агрегат имеет 4 цилиндра рядного расположения, рабочий объем 2,43 литра, систему распределенного впрыска топлива и 16-клапанный ГРМ. Его мощность составляет 150 л.с. при 5500 об/минуту, а верхний предел крутящего момента упирается в отметку 224 Нм при 4200 об/минуту. Были в линейке бензиновых двигателей и 4-цилиндровые агрегаты ЗМЗ-406, в частности 2,3-литровые моторы ЗМЗ-4061.10 с отдачей 100 л.с. и ЗМЗ-4063.10 мощностью 110 л.с.

Все моторы для семейства ГАЗ-3302 агрегируются с безальтернативной 5-ступенчатой трехвальной синхронизированной «механикой» с передаточным числом гипоидной главной передачи равным 5,125. С двигателем КПП взаимодействует посредством фрикционного однодискового сухого сцепления, имеющего гидравлический привод.

Все модификации ГАЗ-3302 построены на рамном шасси с зависимой рессорной подвеской спереди и сзади, дополненной гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости на задней оси.

Колесная формула большинства модификаций «ГАЗели» — 4х2 с приводом на заднюю ось, но мелкосерийные ГАЗ-33027-408 и ГАЗ-33027-531 получили полноприводную трансмиссию 4х4 с постоянно подключенным через межосевой дифференциал передним мостом и увеличенным до 190 мм дорожным просветом.

Тормозная система ГАЗ-3302 двухконтурная, имеет гидравлический привод и вакуумный усилитель. На передних колесах используются дисковые тормозные механизмы, задние колеса «ГАЗели» оборудованы простыми барабанными тормозами. Стояночный тормоз ГАЗ-3302 оснащен тросовым приводом. Рулевой механизм автомобиля построен по принципу «винт-шариковая гайка» и в некоторых модификациях (3302-408, 330202-408, 330202-531, 33027-408 и 33027-531) дополнен гидроусилителем.

В настоящий момент выпуск «оригинального» ГАЗ-3302 прекращен (на вторичном рынке в 2017 году его можно приобрести за 80~200 тыс. рублей), ему на смену в 2010 году пришел автомобиль с тем же индексом, но уже «ГАЗель-Бизнес».

ГАЗ 3302, 2007 г

Машину покупал с фирмы, правда, через знакомых. Повезло, водитель был «рукастый», за машиной следил, первые месяцы проблем не было, хотя я езжу мало, по городу в основном, за год около 20 тыс. проехал (всего пробег 150 тыс. км). По ощущениям машина не шустрая, но это все-таки грузовик. 405-й мотор побыстрей, помощней, но насмотрелся я, как с новыми машинами народ мучается. Тише едешь, как говорится. А так, нормальная машина для недалеких перевозок (сильно устаешь, долго сидеть, как сиденье не крутил, куда подушки не подкладывал). Да не иномарка, шумно, жестко и холодно зимой (зато за рулем не уснешь, разок пришлось проверить, не дай бог повторить), а летом надоедает ручки стеклоподъемника крутить (плюнул и разорился на электро, сразу жить захотелось). Да, дверь открывается отверткой, хотя как-то прикрыли меня на стоянке «Соболем». Он на передаче и ручнике, а мне срочно выехать надо, очень удобно: открыл, снял, откатили, выехал. Да, зимой ГАЗ 3302 заводится отвратительно. Понравилось: доступные по цене запчасти на каждом углу (правда по качеству лотерея ещё та), не хитрое устройство позволяет кое-что, если прижмет и самому поковырять (оговорюсь 406-й, карбюратор). Мне очень нравится внешность ГАЗ 3302 «ГАЗель», наверно я и есть тот самый пресловутый «любитель», помоешь, бывало, посмотришь так искоса, погладить хочется (Ван Гог тоже не всем нравится, кстати). Не понравилось: ломается регулярно, но верите, нет, все равно её люблю, но это уже черта характера. И тормозит «ГАЗель» груженая мягко скажем не очень хорошо. Одно время редуктор шалил - глохла, если с «повышенной» на «нейтралку» катишься, либо пониженную включай, либо перед светофором в панике жмешь на педаль - она «дубовая». Пока заведешь, главное рулем не дернуть, адреналин. Самая большая проблема у нас в городе (Иваново) найти сервис приличный, либо браться не хотят, либо халтурят. Двигатель как-то делал на автобазе, так машину выгнали с территории без тосола, даже не предупредили, хорошо сразу на температуру посмотрел, чуть было количество механиков не уменьшил на земле.

Достоинства : запчасти везде и недорого. Подлезть под нее можно без домкрата. Отечественный (то есть родной).

Недостатки : болеет часто, а докторов хороших мало, и медицина платная.

Павел, Иваново

ГАЗ 3302, 2001 г

Итак, ГАЗ 3302 «Газель», 2001 год, карбюратор, белая кабина, синий тент (стандартный, 1.56), пробег 159 тыс. км (последние 20 тыс. км со слов бывшего хозяина на новом 402-м двигателе). Машина была куплена у единственного хозяина. Следов окраски после ремонта не имела. Всю свою жизнь «ГАЗель» возила на установку железные двери (по 2 штуки), дополнительными рессорами не оборудована, зато «антикор» везде присутствовал. Стояло газобаллонное оборудование. Ко всему прочему хозяин жил в соседнем доме. Сторговались на 132 тыс. руб. и ударили по рукам. Были небольшие трудности с переоформлением, т.к. баллон газовый перекрывает номер на раме, но справились. Сразу пришлось поменять: аккумулятор, мотор печки, задние тормозные цилиндры, колодки, трос ручника, фильтры. Пришлось полностью перебирать проводку в задних фонарях (проводка частично окислилась, а кое-где сгнила). Была отрегулирована топливная аппаратура, а так же переделана нижняя часть карбюратора. Так же увеличил высоту тента до 2.20 с полной переделкой каркаса. Ну а для себя лично была установлена магнитола с колонками. Всё это (материалы плюс работа) вылилось примерно в 30 тыс. руб. Причём большая часть денег ушла на увеличение высоты тента. А потом просто началась эксплуатация ГАЗ 3302. С сентября прошлого года машина пробежала около 20 тыс. км. Ездит по Москве - ближайшему Подмосковью, возит деревянные поддоны. Средняя скорость 80 - 90 км/ч. Под грузом (1.5 - 2 тонны) мощности явно не хватает, иногда даже перед незаметной горочкой приходится включать 3-ю передачу и «ползти» со скоростью 60 - 70 км/ч, быстрее не хочет. «Пустая» не едет быстрее 100. В кабине ГАЗ 3302 очень тепло. Масло («полусинтетика») не течёт и не уходит. Подлил за весь пробег примерно 3 литра антифриза. Конечно, автомобиль не идет ни в какое сравнение с иномарками. Даже с китайскими. Понятно, что ГАЗ 3302 не создан для дальних пробегов и не хочет заводиться после -20. Ясно, что это «вчерашний день», а карбюратор и отсутствие ГУРа - вообще анахронизм. Но «ГАЗель» просто возит грузы туда - сюда и не мучает ремонтами.

Достоинства : надёжность. Малый расход газа. Низкая стоимость запчастей. Ликвидность на рынке.

Недостатки : малая мощность двигателя. Тяжело заводится после -20. Отсутствие ГУРа. Маленький бачок для «незамерзайки». Очень слабый мотор у "дворников".

Владимир, Санкт-Петербург

ГАЗ 3302, 2011 г

Закупали машины для компании. Выбирали между «Фиат Дукато», китайскими «Фотонами» и, собственно, «ГАЗелями». Выбирали придирчиво: у «Дукато» оказались очень слабыми кузова и подвеска - машины буквально рассыпались на плохих дорогах, про «китайцев» вообще молчу - при такой завышенной цене соотношение надежности и качества ниже некуда. В итоге, закупили ГАЗ 3302 «ГАЗель» с разными кузовами. Дизельный мотор «Камминс» – отличнейший. Водители хвалят тяговитость и низкий расход топлива. Те, кто говорят, что у этого мотора (его собирают в Китае) низкая надежность, ничего не знают ни про фирму «Камминс», ни про ее двигатели. Не верьте тем, кто на каждом углу кричит про «нашу солярку». На «нашей солярке» машины ездят и не вызывают никаких нареканий. Вообще никаких. На новых машинах кабины из оцинковки - пока ни одной желтой точки. Новый салон ГАЗ 3302 на версии «Бизнес» очень хорош. В общем, были удивлены, что завод реально работает над машиной - думали, что сейчас с конвейера сходят такие же «ГАЗели», как 10 лет назад и рады, что ошибались. Бортовые машины брали с разными надстройками - их качество сильно зависит от фирмы, строившей будку. Но это не вина завода, просто внимательно выбирайте производителя будки. В остальном, только мелочи, которых было не так много, и которые дилер устранял по гарантии.

Достоинства : двигатель Cummins. Надежность. Неприхотливость. Приятный салон в версии «Бизнес».

Недостатки : мелочные в принципе.

Алексей, Москва

ГАЗ 3302, 2008 г

Машина 2008 года, покупалась новой в салоне и находится в одних руках. ГАЗ 3302 - практически стандартная машина. Его отличие от основной серой массы заключается в том, что тент поднят до 2-х метров (дуги наращивались самостоятельно, а тент перешивали в ателье), установлено ГБО, сзади вездеходная резина, фаркоп с розеткой, добавлены листы рессор. За время эксплуатации ГАЗ 3302, а это повторюсь всего 4 года, несколько раз выходила из строя дроссельная заслонка. Меняли электронную педаль газа, особо не помогло, периодически «глючит». Лопался и, следовательно, отвалился прямо на ходу чулок заднего моста. Доски в кузове сгнили и рассохлись, пришлось перестилать, обрабатывать и зашивать металлом 2 мм. Меняли рулевую. Крестовины на рулевой трапеции, но тоже особо не помогло. Новые крестовины тоже люфтят, хороших найти не смогли, хотя меняли эти крестовины несколько раз. Короче говоря, поломок за время эксплуатации было достаточно и большинство поломок просто не допустимы для авто 2008 года. Ресурс комплектующих и запчастей очень мал, покраска и тем более подготовка просто отвратительные. Сборка плохая. Шторки воздуходувов (направление воздуха) все без исключения сорваны с направляющих и не только на нашей машине, а практически у всех ГАЗелей. А какое было у меня удивление когда я в авто магазине нашел рем комплект этих самых шторок. То есть производитель это знал, но устранять неисправность не желал аж целых 4 года. Сейчас на «ГАЗель Бизнес» сварганили новую торпеду, про нее пока особо ничего не знаю, говорят, что значительно лучше, посмотрим, а там время покажет.

Плюсы - цена вопроса. Если нужен малотоннажный грузовик, то дешевле ГАЗели ГАЗ 3302, по-моему, пока еще ничего не придумали. Но если покупать машину для езды на «дальняк», то лучше взять 5-7 летнюю иномарку и кататься, ухаживая и следя за ней. А по городу и в область в принципе подойдет и ГАЗель. Работы печки (на 3 местную кабину) хватает с запасом, как на фургоне не знаю. Сиденья не плохие, но если взять уже избитый «Террано» двадцатилетней давности, то тут выбор падет опять не в сторону ГАЗели. Руль классный удобный, мягкий, даже смотрится приятно. На газу расход, по деньгам, очень впечатляет. Динамика разгона для утилитарного городского грузовичка у ГАЗ 3302 очень даже приличная, даже при полной загрузке урчит, ворчит, но едет. Тут надо сделать добавление, я пишу про инжекторную ГАЗель, карбюратор это отдельная тема.

Достоинства : цена. Расход газа. Дешевые запчасти.

Недостатки : качество сборки и комплектующих.

Андрей, Рязань

ГАЗ 3302, 2012 г

Приобрел по объявлению ГАЗ 3302 2012 года выпуска с большим пробегом. Автомобиль интересовал как рабочий инструмент, важна была в первую очередь его грузоподъемность – 1,5 тонны. Выбирал 3-местный вариант, чтобы ездить с напарником. Доработал машину гидроусилителем руля, обновил панель. ГАЗ-3302 - тентованный грузовик, оснащенный 4-х цилиндровым двигателем УМЗ 4216. Работаю на машине полтора года, в целом всем доволен. Конечно, приходилось ремонтировать, зачастую делать это вынужден был самостоятельно. Автомобиль доступен для гаражного ремонта, исключение двигатель, в него лучше без специальных знаний не лезть. Как вы сами понимаете, автомобиль уже немало намотал пробега. Первым что пришлось заменить - потекшие патрубки радиатора, купил копеечные, продержались они меньше года, когда резина высохла и растрескалась, вероятной причиной такого быстрого износа была покупка неоригинальной запасной части. Пришлось менять опять, но в этот раз приобрел родные заводские детали. Почему новые запчасти так быстро приходят в негодность? Причину вижу в том, что в стремлении сэкономить брал подделки, скорее всего китайские. Когда перешел на оригиналы, то проблема исчезла. Электромотор пришлось заменить. После этого появилась проблема завоздушивания системы охлаждения, подсказку нашел в интернете: из-за некачественного тосола, забивался канал штуцера к расширительному бачку. Потом пропала зарядка аккумулятора, вышел из строя генератор, благо менять не пришлось, помогла замена шкива и щеток. Почему то новые детали ломаются намного чаще, похоже, попадаются мне подделки. Ну что говорить, покупал раньше запчасти на авто рынке, а там всякое продают. В последнее время стараюсь приобретать детали в официальном магазине, где продают запчасти с завода ГАЗ. Они по качеству лучше и служат дольше. Не так давно подвело зажигание, пропала искра, накрылась катушка. Но я сразу оригинальную купил, теперь с этим проблем нет.

Достоинства : хороший надежный грузовик.

Недостатки : качество запчастей хромает.

Сергей, Нижний Новгород

ГАЗ 3302, 2001 г

Итак, масло менял раз в 10-11 тыс. км, покупал 2 по 5 л лукойл 15w40 минералку. Пробовал Сибнефть - не пошло. От замены до замены, как раз 5 литров доливал плюс 5 при замене. Шкворня шприцевал раза два, то забывал, то забивал. Подшипники колесные не регулировал, сначала не знал, потом забил. Ощущения от вождения ГАЗ 3302 - кабина просторная, можно спать в полный рост. Посадка удобная, высокая, про боли в пояснице я не знал никогда. Эргономика не очень, есть решения со времен второй мировой (переключатель света), пластик деревянный, панель не гремит. Шума в кабине не очень много, на уровне той же Волги. Двигатель: мой любил покушать, но не любил ехать. На бензине ехал хорошо, на газу не очень. ГБО, конечно, нужно было настроить, но это не ко мне. КПП: включалась четко, ремонты были. Кардан: один раз менял подвесной подшипник. Задний мост: вообще ничего не делал. Подвеска: амортизаторы менялись до меня, поменял один лист на рессоре, больше там нет ничего. Рулевое: была убита крестовина на рулевом карданчике, руки не дошли. Тормоза: они, как бы, есть, предпочитал думать, что их нет. Когда ГАЗ 3302 едет - ехать приятно, когда начинает мозг пудрить - хочется с обрыва сбросить.

Достоинства : цена. Недорогие запчасти и обслуживание.

Недостатки : много мелких поломок.

Илья, Екатеринбург

ГАЗ 3302, 2012 г

Автомобиль покупал новым из салона в 2012 году. У меня имеется своя фирма, ориентир на металлоконструкции и поликарбонат, собственно для нужд которой и покупался ГАЗ 3302. Внутри ничего не скрипит, не гремит, не звенит. Порой даже не верится, что это русская машина, при закрытых окнах шумов с улицы почти не слышно. Стоит только приоткрыть окно, как кайф пропадает от бряка на кочках металлических бортов, шума ветра и всего остального. ГУР приятный легкий, ощущения управления не грузовиком, а легковушкой. Приятная зеленая подсветка комбинации приборов и кнопок управления на панели. Блок управления климатом тоже понравился, нигде еще не встречал систему выбора направления обдува и его силы как в ГАЗели. Теперь о самом больном месте ГАЗели Бизнес – это ее двигатель. Не специалист в техчасти, не скажу точную модель, вроде УМЗ-4216, если не ошибаюсь, 102 л.с., УАЗовский мотор в общем. Для двухтонной машины с потенциальным грузом еще плюс тонна - это просто ни о чем. Даже пустая с горки эта машина больше 130 не поедет. Средняя крейсерская скорость пустой машины – 90-100 км/ч. С грузом, если 80 - это уже хорошо. Двигателя очень не хватает. Спасает одно, что 90% машина крутиться по городу и его окраинам, редко ходит на «дальняк». Второе, наёмные водители не гоняют, меньше шанс подставиться под ДТП. Но где те старые ЗМЗ-шные 150-сильные моторы, вот те ГАЗели бегали хорошо, хоть и без ГУРа на них работать было одно мученье. И как бы смешно это не казалось, главный повод гордости стал главной болячкой – в системе ремня генератора и помпы добавился ролик компрессора кондиционера и самый нижний переходной ролик, который и стал этой болячкой. В остальном по техчасти ГАЗ 3302 не сказать, что надежная, но и не сказать, что ведро. Через год после покупки был поменян по гарантии стартер. Гарантию кстати обслуживались только до 40 тыс. км пробега, потом перешли на самостоятельное обслуживание. Меняли генератор, поставили на 120А. Меняли масло в КПП, потому что заводское зимой уже в -15 превращалось в кисель и машина заводилась только с выжатой педалью сцепления. Масло меняем каждые 10000 км.

Достоинства : хорошая рабочая машина. Удобная кабина. Надежная, если следить.

Недостатки : незначительные.

Вячеслав, Тюмень