Договор аренды тс с экипажем. Договор аренды автомобиля с экипажем образец бланк

Договор аренды транспорта выделяют как отдельный обусловленный вид документа об аренде, при этом учитывая предмет, которым может стать любой вид транспорта по перевозке пассажиров, различных грузов или багажа, движущийся в пространстве.

Железнодорожный, водный, автомобильный и воздушный транспорт можно передавать согласно договору аренды.

Понятие договора аренды автомобиля с экипажем

На сегодня такой договор с экипажем не является самым распространенным видом передачи автомобильных средств. Это особый вид договора аренды, который предусмотрен ГК РФ.

Договор аренды ТС с экипажем является гражданско-правовым документом, по которому одна из сторон (арендодатель) должна предоставить второй стороне (арендатору) транспорт за плату в кратковременное пользование или владение.

Особенности договора аренды автотранспортного средства с экипажем:

    предмет договора (транспорт любого вида);

    техническая эксплуатация, а также управление средством осуществляет лишь арендодатель;

    машина передается арендатору в использование и владение.

Договор аренды автомобиля является возмездным, взаимным и консенсуальным.

Заключение договора аренды автомобиля с экипажем

Для заключения такого документа следует понимать, что именно подразумевается законодательством под определением «транспортное средство».

Согласно нормам ГК РФ под этим понимаются технические устройства, которые предназначены для перевозки грузов, пассажиров или багажа, обладающие свойствами повышенной опасности. Их использование регламентируется определенными нормативно-правовыми актами.

С таких позиций, например, аренда трубопроводного транспорта является арендой сооружения. Хотя, по второму признаку, например, конную повозку можно отнести к аренде движимой вещи, а не транспорта. По той же причине не нужно признавать предметом договора велосипед и мотоцикл.

В договоре аренды транспорта нужно выделить точное содержание и описание передаваемого в аренду соответствующего средства: вид транспорта, его марку, характеристики, идентификационный номер и модель.

Сторонами составляемого договора являются лишь арендатор и арендодатель. По законодательству РФ не требуется предъявление особых требований к субъектному составу данного документа.

Форма договора аренды авто с экипажем является достаточно простой, письменной. Данный договор целесообразно оформить в виде единственного документа, подписанного сторонами.

Ниже расположен типовой бланк и образец договора аренды автомобиля с экипажем, вариант которого можно скачать бесплатно.

Согласно ч.1 ст.632 ГК по договору аренды транспортного средства с экипажем (фрахтования на время) арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

В этом определении договора отражены три его специфические черты:

1) предмет договора - транспортное средство любого вида транспорта: железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, космического, способное к перемещению в пространстве;

2) управление и техническую эксплуатацию транспортного средства осуществляет арендодатель своими силами, при помощи экипажа, а именно работника (работников), состоящего с арендодателем в трудовых или иных отношениях, в рамках которых производится выполнение работ, например, основанных на договоре подряда.

3) транспортное средство передается арендатору во владение и пользование. Арендодатель владение предметом договора не сохраняет. Однако транспортным средством продолжают управлять работники арендодателя, через которых обычно и происходит владение соответствующим имуществом.

Анализируя определение договора аренды транспортного средства с экипажем возникает вопрос: можно ли отнести этот договор к так называемому смешанному договору. Специалисты отвечают на этот вопрос возможностью отнесения его к договору, который формирует обязательства. Входящие в состав двух и более урегулированных законом типичных договорных отношений, в данном случае - к договору, по которому обязательства, вытекающие из договора аренды тесно связаны с обязательствами, вытекающими из договора о предоставлении услу 55 . Однако рассматриваемый договор, едва ли, можно признать смешанными, то есть «договором, в котором содержаться элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами» (п.3 ст.421 ГК РФ), так как он специально урегулирован Гражданским кодексом.

Целью фрахтования на время является обеспечение арендатору возможности осуществлять коммерческую эксплуатацию транспорта транспортного средства, управление и техническое обслуживание которого производит арендодатель.

Форма договора аренды транспортного средства с экипажем является письменной независимо от срока аренды. К аренде транспортных средств с экипажем, как было отмечено, не применяются правила о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества.

Срок в договоре аренды транспортного средства с экипажем регламентируется общими нормами об аренде, за исключением того, что правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (ст.621 ГК) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются. Срок аренды транспортного средства может быть как определенным, так и неопределенным. Однако срок обязательно должен быть указан в тайм-чартере- договоре фрахтования судна на время (ст.200 КТМ).

На арендодателя по договору аренды транспортного средства с экипажем возложены следующие обязанности:

1) Арендодатель обязан передать арендатору транспортное средство в состоянии, пригодном для немедленного использования. Это предполагает надлежащее техническое состояние транспортного средства, его прочность, надежность систем, конструкций, механизмов и приспособлений.

В понятие коммерческой пригодности входит также наличие топлива (бункера), смазочных масел, обтирочных материалов, ветоши, в необходимых случаях - провизии и других запасов, вместительных и чистых пассажирских или грузовых помещений, нужных документов с соответствующим сроком годности и т.п. Конкретным содержанием требование пригодности транспортного средства наполняется в зависимости от целей и срока аренды. Так, в п. 1 ст.203 КТМ указано, что судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту передачи его фрахтователю: принять меря по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна. В течение срока действия договора арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК).

2) Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК). Указанная обязанность вытекает из сущности самого договора, по которому арендодатель принимает на себя все заботы по технической эксплуатации транспортного средства, что предполагает и поддержание его в надлежащем состоянии. Выполнение этой обязанности не предполагает, однако, что арендодатель должен нести расходы также и по содержанию арендованного имущества. Он освобождается от расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства (ст. 636 ГК).

3) Арендодатель обязан предоставлять арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства (п.1 ст.635 ГК). Объем таких услуг должен соответствовать целям аренды, указанным в договоре. Эти цели различны в зависимости от предназначения транспортного средства (перевозка пассажиров или грузов), срока пользования и т.п. В договоре может быть предусмотрено предоставление арендатору дополнительных услуг, выходящих за рамки технической эксплуатации транспортного средства, например, по организации питания и иного обслуживания пассажиров при сдаче судна в аренду для туристических целей 56 .

Оказание указанных услуг возлагается на экипаж. Возникает закономерный вопрос о количественном составе экипажа и есть ли необходимость определять его сторонами рассматриваемого договора. Гражданский кодекс РФ не дает определения экипажу транспортного средства, соответственно это вопрос регулируют транспортные кодексы и уставы.

Например, в соответствии с пунктом 1 статьи 56 Воздушного кодекса РФ экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа и кабинного экипажа (обслуживающего персонала). Летный экипаж выполняет наиболее сложные и ответственные функции: самолетовождение и эксплуатацию воздушного судна, а обслуживающий персонал таких функций не выполняет. Исходя из этого, законодатель по-разному подходит к установлению окончательно сформированного состава экипажа. В частности, количество членов летного экипажа в полете не должно быть меньше минимально установленного состава (п.1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ). Значит, минимальное количество членов экипажа, в обязанность которых входит непосредственно управлять транспортным средством, устанавливается в императивной форме (примером может служить Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов (с изменениями и дополнениями от 14 апреля 2003г.) 57 . Состав обслуживающего персонал, исходя из анализа соответствующих норм транспортных кодексов и уставов, определяется в окончательном варианте уже на локальном уровне.

Безопасность эксплуатации транспортного средства во многом зависит от квалификации и опыта лиц, управляющих им. Пункт 2 ст.635 ГК обязывает арендодателя укомплектовывать экипаж соответствующими специалистами. Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора.

Лица, управляющие воздушными судами должны соответствовать требованиям, предусмотренным гл.VII («авиационный персонал») и гл.VIII («экипаж воздушного судна») ВК РФ. Статья 52 названного Кодекса определяет, что к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов и других работ по обслуживанию воздушного движения. При отсутствии сертификата авиационный персонал к указанной деятельности не допускается (ст. 55 ВК).

Конкретные требования, предъявляемые к соответствующим лицам, устанавливаются федеральными авиационными правилами. За деятельностью авиационного персонала осуществляется государственный контроль. В главе, посвященной экипажу воздушного судна, особое внимание уделяется правам и обязанностям его командира, несущего ответственность за надежную эксплуатацию судна безопасность полета (ст.58 ВК).

Подробно урегулированы требования к экипажу судна Кодексом торгового мореплавания (КТМ). Согласно ст. 54 КТМ к занятию должностей членов экипажа допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, соответствующие положению о дипломировании. Указанные документы выдаются лицам намеренным стать членами экипажа, если они отвечают установленным требованиям по стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке.

Регламентированы требования к экипажу судна гл.V КВВТ и рядом других правовых актов.

Таким образом, состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора, а если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора. Например, лица, управляющее автомобилем, должно иметь водительское удостоверение, подтверждающее, что оно имеет право управлять транспортным средством данной категории. В то же время договором может быть предусмотрено, что водитель должен иметь навыки для перевозки, например, замороженных продуктов

Важное правовое значение имеет абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК, предусматривающий, что члены экипажа, обслуживающего транспортное средство, сданное в аренду с предоставлением названных услуг, являются работниками арендодателя, т.е. находятся с последним в трудовых отношениях. В связи с этим по вопросам, относящимся к управлению и технической эксплуатации, члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя. В части коммерческой эксплуатации транспортного средства экипаж должен выполнять распоряжения арендатора.

По общему правилу расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель, с которым они состоят в трудовых отношениях. Арендатор возмещает их в составе арендных платежей (они должны учитываться при определении размера арендной платы). Норма об оплате услуг и расходов по содержанию экипажа носит диспозитивный характер, и в договоре аренды стороны могут по-иному решить этот вопрос 58 .

4) Арендодатель обязан страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им (транспортным средством) или в связи с его эксплуатацией, но лишь тогда, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК). В данном случае речь идет о страховании транспортного средства как определенного имущества или о страховании ответственности за ущерб, причиненный транспортным средством имуществу или личности арендатора или третьих лиц. Обязанность страховать возникает у арендодателя только в случае, если страхование признано обязательным в силу закона или договора, в том числе и самого договора аренды. Но даже если закон вводит обязательное страхование, договор аренды может освободить арендодателя от обязанности заключить договор страхования. В этом случае в роли страхователя должен выступать арендатор.

5) Риск случайной гибели или повреждения арендованного транспортного средства лежит на арендодателе, на арендатора может быть возложена обязанность по возмещению арендодателю причиненных убытков, вызванных гибелью или повреждением арендованного транспортного средства, если арендодатель докажет, что они произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды.

На арендатора по договору аренды транспортного средства с экипажем возлагаются следующие обязанности:

1) Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату (на морском транспорте - фрахт). Арендная плата обычно исчисляется из суточной или месячной ставки за соответствующее транспортное средство (на водном транспорте иногда из ставки за одну тонну водоизмещения судна в месяц). Степень эффективности и рентабельности его эксплуатации, в частности, число выполненных в обусловленный период рейсов, количество перевезенных грузов и т.д., не отражается на размере арендной платы.

2) Арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе и расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов (ст. 636 ГК). Коммерческая эксплуатация транспортного средства относится к сфере деятельности арендатора, и поэтомку расходы, связанные с ее осуществлением, относятся на него. В их состав входят затраты по оплате топлива и других материалов, используемых в процессе, и внесению различных сборов. Следует отметить, что данная норма носит диспозитивный характер и применяется в случае, когда договором аренды не предусмотрено иное распределение расходов. Что же касается дополнительного возложения на арендатора обязанностей по содержанию транспортного средства, текущему или капитальному ремонту, то это исключено в силу императивности нормы ст. 634 ГК.

По общему правилу, относящемуся ко всем иным видам аренда, заключение арендатором договора субаренды возможно с согласия арендодателя. Но при аренде транспортного средства с экипажем арендатор, если договором не предусмотрено иное, вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду (п.1 ст. 638 ГК). Условия субаренды транспортного средства предопределены договором его аренды. Срок субаренды не может превышать срока аренды. Субарендатор может пользоваться транспортным средством только в соответствии с его назначением, определенным в договоре аренды. Если по договору аренды транспортное средство может быть использовано лишь в определенном регионе, то и субарендатор не вправе вывести его за пределы этого региона 59 .

Арендатор может без согласия арендодателя заключать иные договоры, касающиеся коммерческой эксплуатации транспортного средства (договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа, буксировки тех или иных объектов, спасания на море и др.), если они не противоречат целям использования, указанным в договоре аренды транспортного средства, а если такие цели не установлены, - его назначению (п.2 ст.638 ГК). Это право арендатора, в отличие от права сдачи предмета договора в субаренду, не может быть отменено соглашением сторон.

Под иными договорами понимаются такие, которые направлены на коммерческую эксплуатацию транспортного средства и не выходят за рамки данного договора аренды, например, арендатор не вправе заключать договоры, в рамках которых происходит распоряжение транспортным средством или правами по договору аренды. Арендатору без согласования с арендодателем запрещено передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу, передавать транспортное средство в безвозмездное пользование, арендные права - в залог или в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ (обществ) либо паевого взноса в производственный кооператив.

Таким образом,содержание договора аренды транспортного средства с экипажем по сравнению с общими правилами об аренде изменено в сторону расширения круга обязанностей арендодателя.

Практика передачи в аренду, т.е. в прокат, различных транспортных средств в настоящее время распространена достаточно широко. Она является достаточно выгодным вариантом решения проблем для физических и юридических лиц, которые либо связаны с работой на транспортных средствах, но не имеют таковых в собственности, либо нуждаются в краткосрочной аренде определенного транспорта.

При отсутствии у заказчика (арендатора) своего водителя на данный транспорт используется практика аренды ТС (транспортного средства) вместе с экипажем, даже если экипаж состоит из одного человека - водителя. Особенно широко такой вид аренды распространен в области железнодорожного, воздушного транспорта, а также плавательных средств.

Следует отличать аренду транспортного средства от лизинга, который фактически является покупкой этого ТС в длительную рассрочку. Юридическая разница состоит в том, что при лизинге лизингополучатель принимает на себя почти все права (за исключением права собственности), а в равной мере и ответственность за ТС, тогда как при аренде они остаются за арендодателем - собственником имущества.

С точки зрения законодательства, а именно Гражданского кодекса РФ, предметом договора аренды транспортного средства, вне зависимости, с экипажем или без, являются объекты, удовлетворяющие следующим условиям :

  • это техническое устройство, способное перемещаться в пространстве, основным назначением которого является перевозка или буксировка пассажиров, их багажа и иного груза;
  • это объект, являющийся источником повышенной опасности;
  • это объект, использование которого возможно только в соответствии с регламентом транспортного законодательства.

Таким образом, под понятие аренды ТС попадают только:

  1. Автомобили - грузовые и легковые.
  2. Речные и морские суда, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов.
  3. Железнодорожные вагоны и/или составы.
  4. Воздушные суда (самолеты) транспортного или пассажирского назначения.

Аренда специальной техники , такой как строительная (экскаваторы, бульдозеры, краны), дорожная (комбинированные дорожные машины), лесная (харвестеры) и т.д. оформляется по отдельным договорам на аренду . Спецтехника под категорию не подпадает, т.к. перевозка людей и грузов - не основное назначение этих машин, а сопутствующая возможность. Хотя многое будет зависеть от того, смонтировано ли специальное устройство на базе автомобиля или имеет отдельно сконструированную базу.

Гужевой транспорт (конная повозка) может быть арендован только как движимое имущество, т.к. не считается источником повышенной опасности.

Велосипед или механическое транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания объемом менее 50 куб. см. (например, мопед) также не может быть предметом договора аренды транспортного средства, т.к. на его вождение не нужны права (кстати, этот пункт дополнительно можно отнести и к гужевому транспорту).

Предмет договора аренды должен быть, согласно ГК РФ, исчерпывающе описан, то есть в договоре в соответствующей графе должны быть указаны все существенные характеристики, позволяющие идентифицировать объект. К ним относятся:

  1. Тип ТС и характеристики, например «легковой автомобиль с бензиновым двигателем мощностью 100 л.с.».
  2. Марка и/или модель.
  3. Все идентификационные номера, включая номер госрегистрации, номер VIN и другие, если есть.
  4. Цвет.
  5. Другие существенные условия, например, имеющиеся внешние и внутренние дефекты, установленное специальное оборудование (если есть) и т.д.

Кроме того, в этой же графе необходимо отразить, есть ли какие-то ограничения и обременения, связанные с ТС, цели его использования (во избежание нецелевого), комплект передающихся одновременно с ним документов и другие данные, позволяющие максимально подробно описать предмет договора и все связанные с ним обязательства.

Особенности

В юридических аспектах аренды транспортного средства вместе с экипажем есть ряд особенностей . Во-первых, в нем фактически объединяются два вида обязательств: обязательства по неодушевленному объекту, который является предметом договора (транспортом), и обязательства по оплате услуг экипажа.

Общая плата за аренду ТС называется фрахтом, само явление - фрахтованием. Плата складывается из стоимости самой аренды и оплаты услуг экипажа, с учетом налогообложения. При этом транспортное средство может находиться в собственности у одного или нескольких членов экипажа, чаще всего это относится к автомобилям.

Практика аренды автомобиля с экипажем у физического лица позволяет многим компаниям вывести водителя за рамки штата, если его услуги требуются нерегулярно либо краткосрочно - например, развозка сотрудников по домам после работы. В этом случае часто выгоднее заключить контракт, по которому лицо - владелец ТС - передает арендатору на условиях возмездного владения, на оговоренный срок, свое транспортное средство и оказывает услуги по управлению им.

При этом, согласно ст.645 ГК РФ , обязанности по технической эксплуатации (а не только по управлению) также переходят к экипажу «в комплекте».

На срок аренды (должен быть прописан в договоре) владельцем ТС становится арендатор, но некоторые связанные с этим обязанности несет арендодатель. Например, по возмещению ущерба в случае происшествия, которое произошло по вине экипажа.

Кроме того, составляя контракт на аренду ТС с экипажем, необходимо тщательно детализировать все текущие расходы, в том числе на ГСМ.

Необходимость

Самый распространенный на практике случай - это аренда крайне дорогостоящего транспортного средства , временные услуги которого предоставляет компания-собственник, например, морского или воздушного судна.

Управление таким ТС требует высокой и узкой квалификации, поэтому оно фрахтуется вместе с экипажем, который фактически оказывается в двойном подчинении - у арендатора (в оговоренных пределах, на время фрахта) и у арендодателя, у которого оформлен постоянно.

Также подобным договором часто оформляются услуги развозки сотрудников для предприятия, не имеющего своего автопарка. На основе подобного договора может быть реализовано заключение соглашения с личным водителем для директора, оказывающим услуги на своем автомобиле.

Кроме того, аренда ТС с экипажем может быть выходом для службы такси, которым, согласно вводимым в действие законам, необходимо работать только с водителями, имеющими . При этом лицензию таксисту можно получить только будучи официально трудоустроенным в таксопарк, либо быть зарегистрированным как индивидуальный предприниматель.

Налогообложение

Аренда транспортного средства с экипажем может сказаться на налогообложении различным образом. Арендатор не уплачивает транспортный налог, если ТС зарегистрировано на арендодателя, даже если ставит ТС на учет в ГИБДД или иных контролирующих органах (для разных видов ТС соответственно).

По налогу на добавленную стоимость () к вычету принимается НДС, указанный в счет-фактуре, которая сопровождает передачу транспортного средства с экипажем.

Налог на прибыль при работе на арендованной технике уплачивается в уменьшенном на величину арендной платы объеме. При этом арендная плата относится к «прочим» расходам.

Налоги, связанные с заработной платой экипажа, юридическое или физическое лицо, выступающее арендатором, не платит. Зарплату экипажу/водителю выплачивает его непосредственный работодатель - арендодатель, которому арендатор перечисляет фиксированную плату за фрахт.

Арендодатель же и несет сопутствующее этому налоговое бремя. Но если арендодателем-собственником выступает физическое лицо, то НДФЛ с этих доходов однозначно подлежит уплате и перечисляется в бюджет по месту регистрации арендатора.

Никакие взносы во внебюджетные фонды уплате не подлежат, за исключением страхового сбора в ФСС «на травматизм». Он может перечисляться с арендной платы в местное отделение ФСС, но только если это предусмотрено самим договором аренды.

Образец

Договор аренды транспортного средства с экипажем относится к числу стандартных. Специальных бланков для него не предусмотрено, арендодатель может составить его сам в свободной форме, обычной для любых договоров аренды. Главное - учесть некоторые важные нюансы.

  1. Транспортное средство должно быть максимально подробно описано с целью его дальнейшей идентификации. В случае технически особенно сложных средств рекомендуется отдельно упомянуть модели, серийные номера и технические характеристики основных узлов устройства, во избежание мошенничества, связанного с их заменой на более дешевые. Арендатору же следует обратить внимание на дефекты, с которыми транспорт сдается в аренду. Если таковые есть - они должны быть отмечены в договоре, например «ТС имеет потертость по правому крылу длиной 10 см и шириной 2». Это позволит избежать обвинений в повреждении ТС при его возвращении.
  2. Все дополнительное оборудование ТС, например навигатор, рация, GPS-датчик, таксометр и тахометр, должно быть упомянуто в договоре отдельно.
  3. Нужно указать цель, для которого ТС сдается в аренду: фрахт морского судна для перевозки груза из точки А в точку Б, аренда автомобиля для вечерней развозки сотрудников и т.д. Для иных целей арендованное ТС использовать уже не смогут, таким образом арендодатель избежит расходов, связанных с излишней выработкой моторесурса.
  4. Указать срок аренды. При этом он указывается одновременно и для проката самого ТС, и для работы обслуживающего экипажа. Если будет указан более короткий срок работы экипажа, чем срок самой аренды, суд может расценить это как два разных договора.
  5. Если не указывать срок, то договор будет считаться бессрочным. При этом арендатор имеет право пользоваться ТС, пока стабильно вносит арендную плату, не использует его нецелевым методом и не допускает его порчи (выработка моторесурса не в счет).
  6. В договоре следует упомянуть условия работы экипажа, которые будет фактически обеспечивать арендатор, если эти условия существенны.
  7. Оговорить, что оплата услуг арендодателя по управлению ТС включена в арендную плату, или предусмотреть разделение сумм на плату за собственно прокат ТС и плату за услуги по управлению им. Четко указать размер платы, сроки внесения либо приложить формулу расчета платы, если характер работ будет заключаться в том, что она «плавающая».
  8. Предусмотреть условия страховки. По умолчанию она лежит на арендодателе, но может быть полностью или частично переложена на арендатора.

Срок и порядок передачи

Срок в данном случае существенным условием не считается. Если не установлена конкретная дата, то договор будет считаться бессрочным - закон это допускает. Но необходимо знать, что, согласно ст.610 ГК РФ , любая из сторон может его расторгнуть в любой момент, предупредив другую сторону не позднее, чем за месяц.

В разделе «Порядок передачи» необходимо прописать, в каком месте имущество будет передано арендатору (по месту его хранения, по месту нахождения какой-либо из сторон и т. д.), предусмотреть документ, подтверждающий факт передачи - либо это акт приема-передачи, либо сам договор аренды. Аналогичные условия должны быть прописаны для процедуры возврата имущества.

Особенности составления договора аренды транспортного средства с экипажем подробно рассмотрены в данном видео.

Бланк документа «Договор аренды транспортного средства с экипажем» относится к рубрике «Договор аренды транспортного средства». Сохраните ссылку на документ в социальных сетях или скачайте его себе на компьютер.

Договор аренды транспортного средства с экипажем

г. [место заключения договора] [дата заключения договора]

[Сведения об арендодателе - Ф. И. О. и паспортные данные для физического лица; полное наименование и сведения о лице, подписавшем договор - для юридического лица], именуемый(ое) в дальнейшем "Арендодатель", с одной стороны и

[сведения об арендаторе - Ф. И. О. и паспортные данные для физического лица; полное наименование и сведения о лице, подписавшем договор - для юридического лица], именуемый(ое) в дальнейшем "Арендатор", с другой стороны, а вместе именуемые "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По настоящему договору Арендодатель обязуется предоставить Арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

1.2. Предоставляемые Арендатору Арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в настоящем договоре.

1.3. Передаваемое в аренду транспортное средство - [вид, наименование, государственный регистрационный номер и другие идентифицирующие данные] находится в исправном состоянии, отвечающем требованиям, предъявляемым к эксплуатации транспортных средств.

1.4. Цель использования транспортного средства - [вписать нужное].

2. Срок действия договора

2.1. Договор аренды заключается на срок [вписать нужное].

3. Права и обязанности Сторон

3.1. Арендодатель обязан:

3.1.1. в течение всего срока действия договора поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей;

3.1.2. страховать транспортное средство и ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией.

3.2. Арендатор обязан:

3.2.1. нести расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов, и на оплату сборов.

3.2.2. своевременно вносить арендную плату;

3.2.3. при прекращении договора аренды вернуть Арендодателю транспортное средство в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа;

3.3. Арендатор вправе без согласия Арендодателя:

3.3.1. сдавать арендованное транспортное средство в субаренду;

3.3.2. в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в настоящем договоре аренды.

4. Арендная плата

4.1. Арендная плата составляет [сумма цифрами и прописью] рублей в месяц.

4.2. Арендная плата за первый и последний платежные месяцы, если они являются не полными, рассчитывается пропорционально числу дней в конкретном календарном месяце.

4.3. Арендатор вносит плату за пользование транспортным средством каждый месяц авансом в первый день каждого месяца в размере, указанном в пункте 4.1. настоящего Договора.

4.4. Арендатор освобождается от уплаты арендной платы за время, в течение которого транспортное средство было непригодно к эксплуатации вследствие неисправности, если только непригодность транспортного средства не наступила по вине Арендатора.

5. Ответственность Сторон

5.1. Арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду транспортного средства, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения настоящего договора он не знал об этих недостатках.

5.2. Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду транспортного средства, которые были им оговорены при заключении настоящего договора или были заранее известны Арендатору либо должны были быть обнаружены Арендатором во время осмотра транспортного средства или проверки его исправности при заключении договора или передаче транспортного средства в аренду.

5.3. В случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства Арендатор обязан возместить Арендодателю причиненные убытки, в случае если указанные обстоятельства произошли по вине Арендатора.

5.4. Ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет Арендодатель.

5.5. Арендодатель вправе предъявить Арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине Арендатора.

6. Досрочное расторжение договора аренды

6.1. По требованию Арендодателя настоящий договор может быть досрочно расторгнут в случаях, если Арендатор:

6.1.1. пользуется транспортным средством с существенным нарушением условий настоящего договора или назначения транспортного средства либо с неоднократными нарушениями;

6.1.2. существенно ухудшает транспортное средство;

6.1.3. более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.

6.2. По требованию Арендатора настоящий договор может быть досрочно расторгнут судом в случаях, если:

6.2.1. Арендодатель не предоставляет транспортное средство в пользование Арендатору либо создает препятствия пользованию им в соответствии с условиями настоящего договора или назначением транспортного средства;

6.2.2. переданное Арендатору транспортное средство имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены Арендодателем при заключении договора, не были заранее известны Арендатору и не должны были быть обнаружены Арендатором во время осмотра транспортного средства или проверки его исправности при заключении договора;

6.2.3. транспортное средство в силу обстоятельств, за которые Арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящий договор составлен в 2-х аутентичных экземплярах - по одному для каждой из Сторон.

7.2. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до [число, месяц, год].

7.3. Любые споры, возникающие из настоящего договора или в связи с ним, Стороны буду стараться урегулировать путем переговоров, а в случае недостижения согласия - в судебном порядке.

8. Реквизиты и подписи Сторон

Арендодатель Арендатор

[вписать нужное] [вписать нужное]



  • Не секрет, что офисный труд негативно сказывается и на физическом, и на психическом состоянии работника. Фактов, подтверждающих и то и то, существует довольно много.

  • На работе каждый человек проводит значительную часть своей жизни, поэтому очень важно не только то, чем он занимается, но и то, с кем ему приходиться общаться.

Аренда транспортного средства с экипажем подразумевает, что арендодатель не просто передает арендатору транспортное средство (далее по тексту - ТС) во временное владение и пользование за плату. Термин «экипаж» означает, что помимо самой передачи ТС арендодатель своими силами оказывает арендатору услуги по управлению ТС и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

Несмотря на то что арендатор находится в более выгодном положении, чем арендодатель, при заключении договора важно соблюсти определенные правила.

Какие особенности договора аренды ТС с экипажем предусмотрены в законе

При составлении договора аренды ТС с экипажем арендатору необходимо пользоваться общими правилами об аренде, однако нужно учитывать и индивидуальные особенности данного вида договора.

Прежде всего, к нему не применяются некоторые общие правила договора аренды, предусмотренные статьей 621 Гражданского кодекса РФ (ст. 632 ГК РФ), а именно:

  • правило о возобновлении договора аренды на неопределенный срок;
  • правило о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок.

Это освобождает арендодателя от обязанности (при соблюдении определенных условий) заключить с арендатором договор на новый срок. В данном случае общее правило о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок не действует.

Кроме того, договор аренды ТС с экипажем не может быть пролонгирован автоматически. Таким образом, после истечения срока, на который был заключен договор аренды, он считается прекращенным и сторонам вновь необходимо выразить свою волю на заключение нового договора на новый срок.

Совет : Поэтому если арендатор желает продолжить арендные правоотношения, то за некоторое время до прекращения договора стоит направить в адрес арендодателя письмо о желании заключить договор на новый срок.

Вопрос: Договор аренды транспортного средства с экипажем прекратил действие, стороны не подписали дополнительное соглашение о пролонгации, арендатор продолжает пользоваться ТС, но не вносит арендную плату. Есть ли риск, что с арендатора могут взыскать неустойку за фактическое пользование ТС после прекращения договора?

Ответ: Нет, такую неустойку арендодатель взыскать не сможет.

Особенностью договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что такой договор по истечении срока аренды не считается продленным на неопределенный срок (абз. 2 ст. 632 ГК РФ). Таким образом, к обязательствам, возникшим после прекращения договоров, не могут применяться договорные условия о неустойке (ст. 622 ГК РФ).

Пример из практики: суд удовлетворил требование арендодателя о взыскании с арендатора суммы договорной неустойки, но отказал в удовлетворении требования о взыскании суммы неустойки, начисленной арендодателем за период после расторжения договора аренды транспортного средства с экипажем

Стороны заключили договор аренды транспортного средства с экипажем, в соответствии с которым арендодатель обязался предоставить арендатору во временное владение и пользование буксир-толкач.

Впоследствии договор был расторгнут.

Арендодатель обратился в суд с иском к арендатору о взыскании задолженности по договору аренды в виде суммы основного долга, неустойки, расходов на навигационные услуги, топливо и процентов за пользование чужими денежными средствами. Неустойку арендодатель начислил, в том числе и за период после расторжения договора.

Суд отказал арендодателю во взыскании части неустойки, начисленной за период после расторжения договора, указав следующее. Договорная неустойка может быть начислена арендатору только за период до дня расторжения договора.

Суд отметил, что «после расторжения договора аренды арендодатель вправе предъявить требование об уплате договорной неустойки за просрочку внесения арендной платы лишь за период до дня прекращения договора, так как в дальнейшем предусмотренное договором соглашение сторон о начислении неустойки не действовало в силу пунктов 2, 3 статьи 453 Гражданского кодекса РФ, а из самого договора и соглашения о его расторжении иного не вытекало» (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2012 г. по делу № А72-10870/2011; постановлением ФАС Поволжского округа от 11 февраля 2013 г. по делу № А72-10870/2011 данное постановление отменено в части взыскания задолженности и расходов на топливо, но оставлено в силе в остальной части, в т. ч. по вопросу о размере неустойки).

Вопрос: Договор аренды транспортного средства с экипажем прекратил действие, а арендатор продолжает пользоваться транспортным средством и не вносит арендную плату. Какие меры ответственности могут грозить арендатору?

В таком случае арендатор должен иметь в виду, что арендодатель может потребовать с него:

  • арендную плату за период фактического использования ТС после прекращения договора. Особенность аренды ТС с экипажем заключается в том, что арендная плата зачастую зависит от времени фактического использования ТС. В таком случае арендодатель должен будет представить в суд документы, подтверждающие время фактического использования. Если такие документы (например, рапорты о работе крана) он не представит, суд откажет во взыскании арендной платы (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 5 апреля 2010 г. по делу № А43-2616/2009);
  • проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса РФ, которые будут начислены на не уплаченную в срок арендную оплату после прекращения договора;

Пример из практики: суд взыскал с арендатора сумму задолженности по договору аренды транспортного средства с экипажем, прекратившему свое действие, вместе с процентами за пользование чужими денежными средствами

Арендодатель и арендатор заключили договор аренды транспортного средства с экипажем. Незадолго до окончания срока договора арендодатель направил арендатору претензии, в которых известил арендатора о наличии задолженности. Арендодатель предложил в связи с окончанием договора аренды и несоблюдением условий договора вернуть технику на базу дислокации, указав, что в случае невозврата техники арендодатель имеет право требовать внесения арендной платы за все время просрочки.

Поскольку арендатор не ответил на данные претензии, арендодатель обратился в суд с иском о взыскании с него суммы задолженности по арендной плате, оказанным услугам и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Суд удовлетворил иск, взыскав с арендатора в том числе проценты за пользование чужими денежными средствами, рассчитав их с учетом подлежавшей взысканию суммы задолженности (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2012 г. по делу № А29-1769/2012).

  • возмещение затрат по перевозке арендованного имущества (по перебазировке) (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2012 г. по делу № А75-4069/2011);
  • возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины, судебных издержек (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 августа 2011 г. по делу № А75-7222/2010).

Также необходимо учитывать, что есть отдельные виды договора аренды ТС с экипажем, которые регулируются специальными транспортными кодексами:

  • договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) (ст. 198 Кодекса торгового мореплавания РФ);
  • договор аренды судна с экипажем на внутреннем водном транспорте (гл. X Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

Арендатору, заключившему какой-либо из указанных договоров, тем не менее важно знать общие правила аренды ТС с экипажем, предусмотренные гражданским законодательством, поскольку установленные транспортными кодексами особенности лишь дополняют либо уточняют их (ст. 641 ГК РФ).

Наконец, к договору аренды ТС с экипажем не применяется правило о регистрации договоров аренды, установленное в пункте 2 статьи 609 Гражданского кодекса РФ. Это исключение предусмотрено в статье 633 Гражданского кодекса РФ.

Какая форма предусмотрена для договора аренды ТС с экипажем

Договор аренды ТС заключается строго в письменной форме независимо от срока аренды (ст. 633 ГК РФ).

Это отличает его от других договоров аренды (по общему правилу письменная форма договора аренды обязательна независимо от срока, только когда хотя бы одной из сторон является юридическое лицо; в прочих случаях для договора аренды имущества на срок не более года письменная форма необязательна).

Если сторонами не будет соблюдена письменная форма договора, суд может признать его незаключенным по иску заинтересованной стороны.

Договор в письменной форме - это не только один документ, подписанный сторонами. Он может быть заключен также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами (в т. ч. электронными документами, передаваемыми по каналам связи), позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Часто на практике получается так, что стороны заключают договор аренды ТС с экипажем не в форме подписания единого документа. Заключение договора происходит путем обмена документами, например, стороны пересылают друг другу путевые листы, счета-фактуры и т. д. Строго говоря, в такой ситуации письменная форма договора должна считаться соблюденной (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Однако, с учетом сложившейся практики, суд может признать договор незаключенным исходя только из того, что стороны не подписали отдельного письменного договора.

С одной стороны, это создает риск признания договора аренды ТС незаключенным по иску арендодателя. В таком случае арендатор не получит ТС, на аренду которого рассчитывал, или же будет вынужден вернуть его раньше, чем предполагал.

С другой стороны, это дает определенную свободу действий самому арендатору.

Как арендатору признать договор незаключенным

Для арендатора признание договора незаключенным может быть выгодным в ситуации, когда арендодатель в отсутствие оформленного письменного договора требует сумму арендной платы большую, чем было оговорено между сторонами устно. Если договор будет признан незаключенным и при этом иных доказательств размера арендной платы у арендодателя не будет (например, подписанного арендатором путевого листа, рапорта и т. д.), арендодатель не сможет взыскать с арендатора арендную плату.

Пример из практики: суд отказал арендодателю в иске о взыскании задолженности за аренду автопогрузчика, поскольку отдельного письменного договора стороны не заключали, а из содержания представленных сменных рапортов невозможно определить цену аренды

Арендодатель обратился в суд с иском к арендатору о взыскании задолженности по договору аренды за аренду автопогрузчика.

Суд установил, что договор аренды, на который ссылался арендодатель, отсутствовал, пришел к выводу о том, что форма договора аренды не была соблюдена, и признал договор в силу статьи 633 Гражданского кодекса РФ незаключенным.

Арендодатель представил в качестве доказательств сложившихся отношений с арендатором и установленной арендной платы пять сменных рапортов, часть из которых подписана руководителем административно-хозяйственного отдела арендатора.

Поскольку из содержания сменных рапортов невозможно было установить цену аренды автопогрузчика, а иных доказательств, подтверждающих обоснованность расчета размера арендной платы арендодатель не представил, суд отказал ему в иске (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 марта 2012 г. по делу № А56-29840/2011, определением ВАС РФ от 30 мая 2012 г. № ВАС-6273/12 отказано в передаче дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора).

Если арендодатель укажет суду на косвенные доказательства, подтверждающие, что между сторонами сложились фактические договорные отношения (например, подписанный арендатором путевой лист, рапорт и т. д.), суд может либо признать договор заключенным, либо просто признать сложившиеся между сторонами фактические отношения, но в любом случае суд взыщет арендную плату с арендатора согласно данным косвенным доказательствам. Ведь они свидетельствуют о фактической задолженности арендатора перед арендодателем.

Пример из практики: суд удовлетворил требование арендодателя о взыскании с арендатора задолженности за аренду ТС с экипажем на основании путевых листов с отметками арендатора, актов сверок, счетов-фактур

Арендодатель обратился в суд к арендатору о взыскании долга за предоставленные услуги по договору аренды транспортных средств с экипажем. Арендатор отрицал наличие какого-либо письменного или устного договора с арендодателем.

Арендодатель представил суду путевые листы с отметками на них арендатора, счета-фактуры, акты сверок, подписанные от имени арендатора главным бухгалтером, то есть работником, в полномочия которого входит совершение таких действий. Акты сверок содержали указания на счета-фактуры, выставленные арендодателем для оплаты.

При таких обстоятельствах суд удовлетворил иск арендодателя, признав договор заключенным и установив наличие фактической задолженности ответчика по договору аренды (постановление ФАС Дальневосточного округа от 11 марта 2008 г. № Ф03-А73/08-1/443 по делу № А73-3018/2007-17; см. также постановление ФАС Уральского округа от 18 августа 2009 г. № Ф09-5911/09-С5 по делу № А50-1740/2009, определением ВАС РФ от 7 декабря 2009 г. № ВАС-16114/09 отказано в передаче дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора).

В случае аренды ТС с экипажем споры могут возникнуть не только о размере арендной платы как таковом, но и об объеме услуг, которые должен был оказать арендодатель.

Совет : Арендатор вправе отказаться от оплаты услуг, которые не были указаны в договоре аренды, в дополнительном соглашении или ином письменном документе.

Если в процессе исполнения договора аренды ТС с экипажем арендодатель будет оказывать арендатору услуги, о которых арендатор с ним не договаривался (а именно: они не были указаны в договоре аренды, в дополнительном соглашении или ином письменном документе), то арендатор вправе не оплачивать такие дополнительные объемы аренды.

Арендодатель сможет взыскать с арендатора их стоимость, только если был какой-либо письменный документ, из содержания которого можно понять, что стороны договорились о дополнительных услугах (акты выполненных работ, гарантийные письма, акты сверки).

Пример из практики: суд удовлетворил требования арендодателя о взыскании долга по договору, несмотря на то что долг образовался в результате работы техники, которая не включена в договор

Стороны заключили договор аренды автомобиля с экипажем. По факту выполненных услуг были составлены и подписаны акты выполненных услуг, в которые была включена работа техники, не оговоренная в договоре.

Поскольку арендатор не оплатил долг, арендодатель обратился в суд с требованием о взыскании задолженности по договору аренды автомобиля с экипажем в размере 771 848 руб.

Суд удовлетворил требование арендодателя в части суммы долга в размере 693 940 руб. Данная сумма подтверждена актом сверки, подписанным без замечаний, гарантийными письмами, фактом частичной оплаты работ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 декабря 2011 г. по делу № А02-61/2011).

Как описать предмет договора аренды ТС с экипажем

Условие о предмете договора аренды - это подробное описание, позволяющее определенно установить движимое имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды во временное владение и пользование или только во временное пользование (абз. 1 ст. 606, п. 3 ст. 607 ГК РФ).

Поэтому в договоре необходимо указать, какое именно ТС передается арендатору во временное владение и пользование с экипажем и какие услуги оказываются. Если транспортных средств или услуг много, лучше сделать ссылку на приложение к договору с перечнем ТС и услуг. Сведения о ТС указываются в соответствии с правоустанавливающими и иными документами, имеющимися у арендодателя (например, свидетельство о регистрации ТС, паспорт ТС).

Примеры формулировок предмета договора аренды ТС с экипажем

Вариант 1. «Арендодатель обязуется передать Арендатору во временное владение и пользование транспортное средство: ГАЗ-21102; регистрационный знак - Т543НЕ99; идентификационный номер (VIN) - ХТА211020Х0325409; тип - седан; категория - В; год выпуска - 2000; двигатель - № Х02395409; цвет - белый; мощность двигателя (кВт/л. с.) - 51/70; паспорт ТС - серия 62АС № 776059; свидетельство о регистрации ТС - серия 45 ЕХ № 062540.

Одновременно с передачей Арендатору транспортного средства Арендодатель принимает на себя обязательства по оказанию силами Арендодателя Арендатору услуг в сфере управления и технической эксплуатации указанного транспортного средства (экипаж)».

Вариант 2. «Арендодатель обязуется предоставить Арендатору во временное владение и пользование за плату транспортные средства, а также оказывать услуги по управлению указанными транспортными средствами и их технической эксплуатации. Перечень подлежащих передаче транспортных средств и услуг Арендодателя указан в Приложении № 1 к настоящему договору».

Какие условия имеет смысл включить в договор, чтобы минимизировать риски арендатора

Специфику договора аренды ТС с экипажем необходимо учитывать и при формулировании условий об обязанностях и ответственности арендатора. Чтобы минимизировать риски арендатора, стоит предусмотреть в договоре следующие положения.

1. Условие об ограничении предельного размера неустойки

Имеет смысл ограничить в договоре предельный размер неустойки при нарушении арендатором своих обязанностей. То есть установить максимальную сумму, которую арендодатель сможет взыскать с него в случае нарушения тех или иных положений договора, за которые такая ответственность установлена. Важнее всего установить такой предел для случаев задержки арендной платы.

Такое положение не противоречит закону и применяется на практике.

Пример из практики: суд удовлетворил требование арендодателя о взыскании неустойки, однако уменьшил ее размер, поскольку договор предусматривал правило о ее предельном размере

ООО «С.» (арендатор) и предприниматель (арендодатель) заключили договор аренды, в соответствии с которым арендодатель обязался предоставить в аренду арендатору для коммерческой эксплуатации два гусеничных транспортера с экипажем, а арендатор - оплатить стоимость аренды.

Поскольку арендатор не исполнил обязательства по оплате арендной платы и стоимости услуг по управлению транспортными средствами и по их технической эксплуатации, арендодатель обратился в суд с иском о взыскании задолженности по договору, транспортных расходов, а также неустойки в размере 121 640 руб. 10 коп. Суд иск удовлетворил, однако уменьшил сумму неустойки до 120 480 руб. 10 коп. в связи с тем, что, согласно условиям договора, в случае нарушения арендатором сроков оплаты аренды арендодатель вправе был предъявить требование о взыскании неустойки в размере 0,1 процента от неоплаченной стоимости аренды за каждый день просрочки, но не более 2 процентов от задолженности (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2012 г. по делу № А67-407/2012, постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 30 октября 2012 г. оставлено без изменения).

Пример формулировки условия договора аренды ТС с экипажем о пределе ответственности арендатора

«В случае нарушения срока внесения арендной платы Арендатор уплачивает Арендодателю пени в размере ___ (указывается размер предельного процента) от суммы долга за каждый день просрочки. Общая сумма указанной неустойки не может превышать суммы месячной арендной платы, установленной в пункте ___ настоящего договора».

2. Условие об освобождении от выплаты арендной платы (при определенных обстоятельствах)

Прежде всего, сам размер арендной платы в договоре аренды ТС с экипажем имеет смысл определить в зависимости от периода фактического использования ТС. Однако этого может оказаться недостаточно, чтобы исключить все риски. В дополнение к этому арендатору стоит прямо предусмотреть в договоре условия, при которых он освобождается от выплаты арендной платы. Например, если арендатор из-за поломки ТС не имел возможности его эксплуатировать.

Пример формулировки условия договора аренды транспортного средства с экипажем об освобождении арендатора от уплаты арендной платы

«В случае поломки механизмов Транспортного средства, его агрегатов и других деталей, устранение которых превышает более __ суток, что не позволяет Арендатору его использовать по назначению, Арендатор освобождается от арендной платы за весь период до устранения таких поломок. Основанием для исключения времени устранения поломок является акт, подписанный Сторонами».

Такое условие договора аренды ТС с экипажем может позволить арендатору вернуть через суд излишне выплаченную арендодателю арендную плату.

Пример из практики: суд удовлетворил иск арендатора о взыскании с арендодателя убытков в виде выплаченных ему авансом арендных платежей, поскольку арендатор был освобожден от их уплаты ввиду поломки арендованного транспортного средства

Стороны заключили договор аренды пассажирского теплохода с экипажем.

При стоянке арендованного теплохода произошла аварийная остановка, ремонт был возможен только в заводских условиях.

Арендатор обратился в суд с иском к арендодателю о взыскании с него убытков в виде уплаченных авансом арендных платежей, так как из-за поломки судна он не имел возможности его эксплуатировать.

Из представленных в материалы дела судового журнала, актов вывода судна из эксплуатации усматривалось, что судно находилось в ремонте и не эксплуатировалось арендатором на протяжении 12 дней до расторжения договора.

В договоре стороны предусмотрели, что в случае поломки механизмов судна, агрегатов и других деталей, если ее устранение превышает более двух суток, арендатор освобождается от арендной платы на весь период устранения поломки. Анализируя договор, суд сделал вывод, что «освобождение арендатора от арендной платы на период поломки механизмов судна не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия вины арендатора в возникновении подобной поломки». Освобождение от арендной платы в период поломки осуществляется по факту поломки судна, зафиксированного в установленном порядке.

Представитель арендодателя не захотел подписывать акт вывода судна из эксплуатации по технической причине и акт об исключении времени устранения поломок. Суд указал, что отсутствие этих актов не может быть расценено как несоблюдение требований договора в части необходимости двустороннего составления актов, поскольку арендодатель факт простоя судна не отрицает.

Суд удовлетворил требования арендатора, посчитав «доказанным факт причинения арендатору убытков вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком возложенных на него условиями договора обязательств по поддержанию в исправном техническом состоянии переданного арендатору в аренду имущества» (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2009 г. по делу № А75-639/2009).