Что значит вин. Где находится номер кузова? Подробная инструкция

Автомобильный идентификационный номер или VIN (Vehicle Identification Number) представляет собой серийный номер, уникальный для каждого автомобиля. Во многих странах он используется производителями и всеми структурами, имеющими отношение к автомобилям: полицией, страховыми компаниями и продавцами, чтобы идентифицировать и отслеживать автомобиль.

В настоящее время общепринятым стандартом является VIN, введенный в 1981 году. Ранее они, в основном, использовались автопроизводителями, чтобы вести учет собственной продукции.

Современный стандарт VIN использует несколько систем, принятых в Европейском союзе, США и Японии. Основными считаются две системы: ISO 3779 и ISO 3780, подтвержденные Международной организацией по стандартизации ISO.

  1. Первые три символа называются «идентификатор производителя» (WMI) и используются для идентификации автопроизводителя и страны изготовления. Первый символ представляет страну, в которой находится производитель, второй показывает название производителя и третий свидетельствует о типе транспортного средства, а в некоторых случаях, о производственном подразделении.

    Коды стран:
    A–H - Африка (AA-AH - Южная Африка, BF-BK - Кения, DA-DE - Египет, FF-FK - Нигерия).
    J–R - Азия (JA-JT - Япония, KL-KR - Южная Корея, LA-L0 - Китай, PF-PK - Сингапур, RF-RK - Тайвань).
    S–Z - Европа (SA-SM - Великобритания, SN-ST, WA-W0 - Германия, SU-SZ - Польша, S1-S4 - Латвия, TA-TH - Швейцария, VF-VR - Франция, VS-VW - Испания).
    1–5 - Северная Америка (1A-10, 4A-40, 5A-50 - США, 2A-20 - Канада, 3A-3W - Мексика).
    6–7 - Океания (6A-6W - Австралия, 7A-7E - Новая Зеландия).
    8–9 - Южная Америка (8A-8E - Аргентина, 8F-8K - Чили, 8L-8R - Эквадор, 8S-8W - Перу, 8X-82 - Венесуэла, 9A-9E, 93–99 - Бразилия, 9F-9K - Колумбия, 9L-9R - Парагвай, 9S-9W - Уругвай).

  2. Символы с 4 по 8 называются «дескриптор автомобиля» (VDS). Они используются для определения типа транспортного средства. Эта часть VIN подлежит толкованию в зависимости от конкретного производителя. Эти четыре символа могут включать в себя тип используемой платформы для автомобиля, модель или тип кузова. Большинство производителей используют восьмой символ для определения типа двигателя в том случае, если данная модель комплектуется несколькими версиями двигателей.
  3. Девятый символ называется контрольной цифрой и является обязательным в американских VIN в качестве способа определить точность VIN. Этот символ позволяет определить другие литеры в VIN-коде, даже если они отсутствуют или сохранились лишь частично. Ее можно рассчитать, но делается это по сложной формуле. Значение контрольной цифры может быть от 1 до 9. Если же вместо цифры имеется символ Х, значит, контрольная цифра в VIN равна десяти.

    Для вычисления контрольной цифры, любой букве в VIN должно быть назначено числовое значение, в соответствии со следующей таблицей (номера в VIN сохраняют существующее значение): Обратите внимание, что буквы I, O, Q обычно не появляются в VIN, вероятно, потому, что их легко перепутать с нулем и единицей.

    После того как вы завершили этот шаг, вы должны присвоить «весовое значение» каждому из символов VIN, согласно следующей таблице:

    Числовое значение каждой позиции, полученное в первой таблице, должно быть умножено на весовое значение. В итоге мы получим количество автомобилей для каждой позиции. Результат необходимо разделить на 11.

    В качестве примера мы возьмем VIN: 1G1BN53E6NW128495

    Количество автомобилей равно 369 (сумма всех чисел последнего ряда). Разделив это число на 11, мы получаем 33,54. Удаляем знаки после запятой, а затем умножаем 33 на 11, получив результат 363. Разница между 369 и 363 равна 6, это число является контрольным значением VIN.

  4. Символ 10 определяет год изготовления автомобиля. Ниже приводится таблица, которая используется для определения года выпуска.
    A 1980 A 2010
    B 1981 B 2011
    C 1982 C 2012
    D 1983 D 2013
    E 1984 E 2014
    F 1985 F 2015
    G 1986 G 2016
    H 1987 H 2017
    J 1988 J 2018
    K 1989 K 2019
    L 1990 L 2020
    M 1991 M 2021
    N 1992 N 2022
    P 1993 P 2023
    R 1994 R 2024
    S 1995 S 2025
    T 1996 T 2026
    V 1997 V 2027
    W 1998 W 2028
    X 1999 X 2029
    Y 2000 Y 2030
    1 2001 1 2031
    2 2002 2 2032 3 2003 3 2033 4 2004 4 2034 5 2005 5 2035 6 2006 6 2036 7 2007 7 2037 8 2008 8 2038 9 2009 9 2039
  5. Символ 11 идентифицирует сборочный завод для транспортных средств и является обязательным для американских VIN-кодов.
  6. Символы с 12 по 17 называются «идентификатор автомобиля» (VIS). Этот набор символов, используется производителями для индивидуальной идентификации транспортных средств. Набор может включать в себя информацию о двигателе или трансмиссии, предлагаемых для автомобилей, комплектации и так далее. В США последние четыре символа должны быть числовыми. Они используются для идентификации последовательности производства того или иного транспортного средства.

У каждого человека есть паспорт – документ, который идентифицирует личность. Подобный «паспорт» есть и у каждого автомобиля. Роль однозначного идентификатора выполняет VIN код, который так и расшифровывается - Vehicle Identification Number или автомобильный идентификационный номер. С помощью этого кода можно определить кем, где и когда выла выпущена эта машина, а также определить законность эксплуатации транспортного средства, то есть не находится ли этот автомобиль в .

Описание: что это такое

Чтобы идентифицировать машину, достаточно просто проверить наличие на ней идентификационного или VIN кода. Эту штуку придумали для того, чтобы отследить весь жизненный путь автомобиля – от момента сборки на заводе до момента начала эксплуатации и далее.

Как уже было сказано, по [VIN коду можно однозначно идентифицировать машину, так как комбинация символов в нем – уникальна. Во время изготовления автомобиля, каждое транспортное средство получает свой собственный код, который составляется согласно определенным дорожно-транспортным стандартам (в частности, по стандартам ISO 3779-1983 и ISO 3780). Структура у этих кодов для всех машин одинакова. Код состоит из 17ти символов, а эти символы нужны для того, чтобы поставить автомобиль на учет в дорожно-транспортной инспекции.


По коду можно определить, когда была выпущена машина, то есть год выпуска, марку и модель автомобиля, объем двигателя, тип коробки передач, которая установлена в машине, даже цвет кузова. Благодаря тому, что по коду можно определить достаточно много полезных и информативных фактов про машину, изменить, то есть «перебить» номер трудно, так как в структуре присутствует так называемый контрольный символ. Если номер «перебит», то легко можно определить правильность кода.

Машинам начали присваивать VIN код в конце 80х годов 20 века, причем первыми это начали делать американцы и канадцы. В Советском Союзе стандарт, по которому составляется идентификационный номер, был одобрен в 1982 году, но вплоть до 1985 года машинам присваивались номера , которые завод-изготовитель придумывал сам. Также производитель сам решал, какова будет структура кода и где его располагать.

Позже государством были составлены собственные стандарты, в которых указывался конкретный список транспортных средств, которые нужно маркировать, а также общие правила составления и нанесения кода. Полноценные коды современного образца появились на машинах только в начале 90х.

Расшифровка


VIN код состоит из 3 частей, в каждой из которых могут быть только арабские цифры от 1 до 9 и буквы латинского алфавита, кроме I,O,Q, так как эти буквы очень легко можно исправить на другие, что приведет у изменению всего номера. Иногда пользуются разделителями для того, чтобы поделить части кода. Разделители должны быть иными, нежели символы кода.

Первая часть VIN кода обозначает Всемирный Индекс Изготовителя или WMI (World Manufacturers Identification). По условиям стандарта ISO 3780, первый и второй символ обозначают цифры и буквы, которые отвечают конкретной стане. Контролируется использование этих символом Обществом автомобильных инженеров (SAE), которое, в свою очередь, является подобием подразделения Международной организации по стандартизации (ISO).

Географическую зону, а именно, ее код можно определить по первому символу. К примеру, цифры от 1 до 5 обозначают Северную Америку, буквы от S до Z обозначают Европу , Африку можно определить по буквам от A до H. Цифры 0, 8 и 9 обозначают Южную Америку, а номера 6 и 7 отвечают странам Океании, буквы от J до R отвечают Азии.

По второму символу первой части идентификационного кода можно определить страну из соответственной географической зоны. Часто, чтобы однозначно определить страну, могут использовать не один символ.


Третий символ отвечает конкретному производителю, которому дается этот номер или буква Национальной организацией. Если объем производства завода-изготовителя не превышает 500 единиц в год, то такому производителю будет дан общий номер 9. Такая общая идентификация мелких производителей делает более легкий процесс расшифровки номера кузова. Такая нумерация характерна для компаний, которые специализируются на выпуске единичных суперкаров, пожарных машин и крупной строительной техники.

Некоторые мелкие производители идентифицируются дополнительным колом на 12-14 позиции. К примеру, W09xxxxxxxxYYYxxx - VIN код мелкого немецкого производителя, годовой объем выпуска которого не превышает 500 единиц с кодовым номером YYY . Этот кодовый номер является индивидуальным, то есть обозначает конкретного производителя. Остальные символы заполняются производителем самостоятельно.

Итак, расшифровывать VIN код нужно, начиная с первых 3х символов, которые единственным образом определяют производителя. Иногда встречаются коды, у которых символы WMI разные, а выходит, что производитель один и тот же. Эта ситуация является нормальной. Обратной ситуации быть не может.

Вторая часть VIN кода – описательная часть - VDS (Vehicle Description Section). VDS – это 6 символов в позициях с 4й до 9ю . Изготовитель может использовать только 5 символов. Тогда же остальные позиции справа заполняются нулями. Эта часть VIN дает возможность идентифицировать модель машины и ее модификацию согласно конструкторским документам. Символ на 4й позиции определяет тип кузова, на 5й – тип двигателя, на 6й – модель.

Остальные 3 символа могут указывать на серию машины, допустимый максимальный вес, тип шасси, кабины, разновидность и другую информацию. Последний символ VDS-секции, расположенный на 9й позиции, выполняет роль контрольной суммы, то есть дает возможность .

Третья часть VIN кода – отличительная часть - VIS (Vehicle Identifier Section). Эта секция занимает позиции с 10й по 17ю. последние 4 символа – обязательно цифры. В этой части содержится информация о времени выпуска машины по номеру кузова (год выпуска, 10я позиция) и о заводе-сборщике (11я позиция). Но иногда производитель может не выполнять предписанных стандартов и не включать некоторые параметры в идентификационный код. Оставшиеся символы указывают серийный номер машины.

Где находится VIN код


VIN код указывается не только в техническом паспорте машины, но и на самом транспортном средстве. Наносится код на кузов, а точнее, на его неразъмные детали, также на специальные таблички для номеров (шильдиках) или на шасси.

Современные производители изображают идентификационный код на верхней левой части инструментальной панели и на левую переднюю стойку кузова. На машинах, которые изготовляются в США, идентификатор наносится на торпеду с той стороны, где сидит водитель, на место, где сходятся лобовое стекло и капот. Код может быть продублированным на стикере в дверном проеме со стороны водителя. Это делается для того, чтобы .

Самым традиционным местом расположения VIN кода является блок цилиндров, стойки кузова, перегородка между движком и салоном, дверные пороги и головка блока. Если машина была изготовлена достаточно давно, то искать код лучше на . Часто можно увидеть код на моторе машины. Чтобы определить место нанесения кода, достаточно посмотреть в техническую документацию, которая прилагается к автомобилю.


Перед покупкой машины нужно обязательно сверять VIN код на машине и в тех. Паспорте. В том случае, если символы отличаются друг от друга, следует искать другую машину, а о самом случае находки такого автомобиля нужно сообщить в правоохранительные органы.

Подписывайтесь на наши ленты в

Основные положения и структура VIN-кода сформулированы в соответствии со стандартом ISO 3779-1983, принятым в феврале 1977 года и описывающим формат Vehicle Identification Number (идентификационный номер транспортного средства), сокращенно VIN,

VIN занимает первые семнадцать позиций номера кузова. В состав VIN входят три самостоятельные части:

World Manufacturers Identification (WMI ) -мировой индекс изготовителя
Vehicle Description Section (VDI ) - описательная часть
Vehicle Identification Section (VIS) - отличительная часть

· WMI представляет собой код, назначаемый изготовителю с целью его идентификации. Код состоит из трех знаков: первый означает географическую зону, второй - страну в этой зоне, третий - определенного изготовителя.
· VDS - это второй раздел VIN и состоит он из шести знаков, описывающих свойства автомобиля. Сами знаки, последовательность их расположения и их смысл определяет изготовитель. Неиспользованные позиции изготовитель вправе заполнить выбираемыми по собственному усмотрению знаками.
· VIS представляет собой состоящий из восьми знаков третий раздел VIN, причем последние четыре знака этого раздела обязательно должны быть цифрами. Если изготовитель пожелает включить в состав VIS обозначение модельного года или сборочного завода, рекомендуется помещать обозначение модельного года на первую позицию, а обозначение сборочного завода - на вторую.

За исключением последних четырех позиций VIN имеет алфавитно-цифровую структуру. Для его составления разрешается использовать следующие арабские цифры и латинские буквы:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z

Буквы I, O и Q не используются ввиду со схожестью с цифрами 0,1

В соответствии со стандартом ISO 3779, девятая позиция 17-значного номера отводится для проверочной цифры. Она получается путем арифметических манипуляций над остальными 16 цифрами VIN.

При составлении VIN правил вычисления проверочной цифры придерживаются все американские фирмы и все другие фирмы для автомобилей, поставляемых на рынок США. Однако, некоторые европейские фирмы, в частности BMW, придерживаются ISO и на европейских автомобилях.

Проверка правильности VIN позволяет в частности с большой степенью надежности определить перебитый номер, поскольку как правило подделываются "похожие" цифры и буквы, а в этом случае затруднительно подогнать новый VIN под проверочную цифру.

Что обозначают буквы и цифры VIN кода

Что такое VIN code ?

Любой автомобиль, сошедший с конвейера имеет свои регистрационные данные(технический паспорт и свидетельство о регистрации и т.д.)-- номера, выбитые на агрегатах. Документы легко подделать. Конечно, можно уничтожить и номера. Автомобильные регистрационные номера можно спилить, стереть, выбить новые, но, тем не менее, именно на их подделке чаще всего попадаются торговцы крадеными машинами.

Благому делу идентификации автомобиля могут служить лишь номера, нанесенные на те узлы, которые законодательно имеют статус идентификационных. До недавнего времени таковыми считались двигатель, кузов и шасси. Сейчас, как правило, только кузов, в номере которого закодирована вся информация об автомобиле и его отдельных агрегатах.

С начала 80-х годов большинство фирм предпочитает использовать общий для всего автомобиля 17-значный буквенно-цифровой индекс(до 80 годов 7-значный) - в странах СНГ он называется ИНА (идентификационный номер автомобиля), на Западе -- VIN (Vehicle Identification Number). Чтобы составить общее представление о том, по каким принципам строится VIN, подробно рассмотрим что означают цифры и буквы VIN кода.

До 80 годов почти все автомобили идентифицировались по 7-значному номеру шасси, состоявшему только из цифр. С начала 80-х автопроизводители, сочтя такую идентификацию не слишком информативной, перешли на 17-значный буквенно-цифровой индекс.

Пример 1.WBA 4711 000 7817 985

Первые 3 позиции - международный код производителя, где W-фирма производитель - Германия (WBA - собственно BMW; WBS - BMW-Motorsport).

Пример 2. WAUZZZ44ZEN096063

Первые 3 позиции - международный код производителя, W-Германия,AU-собственно AUDI

Позиции 4-6 указываются только на автомобилях, поставляемых на американский рынок. У европейских машин на этом месте пишут три литеры Z, которые недобросовестные продавцы иногда пытаются представить как обозначение тройной оцинковки кузова.

Пример 3. WVWDB4505LK234567

W-Германия, VW-собственно VW.

С 11-й по 17-ю в этих примерах - порядковый номер изделия.

Остальные порядковые номера во всех примерах означают тип транспортного средства, тип кузова, систему ремней безопасности, модель автомобиля, модельный год, место сборки, дату выпуска.

К примеру, идентификационный номер BMW подвергался переделке в 1980, 1983, 1989 годах. Порядковый номер изделия, бывший до этого 7-значным, сделали 5-значным, а перед ним, на 12-й позиции, стали писать букву, обозначающую партию изделий.

Освободившуюся 11-ю позицию заняли под код завода-изготовителя и т.д.

Для достоверной идентификации автомобиля полиции и таможне достаточно 7 последних символов.

При большом желании (хотя это очень трудно) можно опознать машину и по другим номерам. Например, по номеру двигателя. До сентября 1984 года он, за редкими исключениями, совпадал с 7 последними символами VIN (потом количество знаков в номере мотора было увеличено до 8). При заводской замене двигателя старый номер, где бы он ни располагался, спиливается, а новый наносится на заднюю часть головки блока цилиндров. К нему добавляется буква A (что значит "для замены") или N ("новая деталь"), а также данные о количестве цилиндров и объеме. Таким образом, если при покупке машины выяснится, что номер двигателя не стыкуется с VIN, не спешите поднимать тревогу, а постарайтесь узнать, не меняли ли двигатель на заводе - это, кстати, должно быть отражено в документах на машину.

Многие фирмы метят автомобили не только идентификационными, но и специальными внутризаводскими номерами (как правило, это порядковый номер изделия и код даты выпуска машины по производственному календарю предприятия). Специальный внутризаводской номер архивируется в банке данных завода-изготовителя (и, по непроверенным данным, в Интерполе). Он, как и VIN, вполне пригоден для идентификации автомобиля, но воспользоваться им без содействия правоохранительных органов вы вряд ли сможете - для этого надо послать запрос в фирму, а, как показывает практика, очень немногие компании соглашаются открывать свои архивы частным лицам (Интерпол - тем более). Другое дело - официальный запрос. Тогда, может быть, помогут. Бумага с гербовой печатью, говорят, благотворно влияет на ход переговоров.

Каждая фирма строит VIN по-своему, соблюдая лишь самые общие каноны. Почти все ставят на 1-е место в индексе международный код производителя. А вот далее возможны варианты. Одни считают двигатель идентификационным узлом и стыкуют его номер с VIN, другие - нет (в США, например). Кто вводит в индекс данные о типе коробки передач, кто о наличии или отсутствии air bag, кто указывает материал и цвет обивки салона... Особой дотошностью отличаются американцы - Chrysler, например, у некоторых моделей оговаривает даже тип ремней безопасности, причем не где-нибудь в конце надписи, а на почетном 4-м месте, после страны изготовления, фирмы-производителя и типа транспортного средства.

Стоит добавить, что каждая фирма хотя бы раз в 3-5 лет вносит изменения в свой VIN , и можно представить себе, насколько трудно ориентироваться в автомобильных "татуировках".

Это и хорошо, и плохо. Плохо - потому что нормальному человеку жизни не хватит, пожелай он в этой казуистике разобраться. Хорошо - потому что те, кто машины ворует и перепродает, тоже люди. Им тоже времени не хватает. И они ошибаются, когда сочиняют краденым машинам новые "родословные". Причем часто.

Человеку, покупающему автомобиль, особенно с рук, полезно иметь с собой расшифровку VIN данной марки.

Конечно, криминальные "татуировщики" свое дело знают. Но поймать их можно. Как утверждают представители правоохранительных органов, сбытчики краденых машин делятся на две категории:

Первые делают ставку на покупателей-"лохов", которым можно подсунуть любую "липу" (расчет в большинстве случаев оказывается верным) - номера выбиваются "от балды", их содержание зачастую лишь слегка привязано к особенностям конкретного автомобиля. Марка, год выпуска, количество цилиндров и другие основополагающие данные совпадают, а всевозможные тонкости - нет.

Вторая группа - люди более серьезные. К их работе придраться трудно, поскольку номера не выдуманы, а взяты у других, реально существующих или существовавших машин, модификации которых аналогичны продаваемым. Может быть, те машины бегают где-нибудь в других странах (очень много сбываемых в Азербайджане, России и других странах СНГ с рук автомобилей оказываются двойниками тех, что зарегистрированы, например, в Польше), а может быть, уже давно разобраны на запчасти или покоятся на свалках металлолома - а номера их живут и кочуют. Одним словом - мертвые души. По запросам, понятно, здесь все чисто. Но даже в этих случаях есть шанс, хоть и маленький, обнаружить ошибку. Потому что абсолютных двойников не бывает. Какая-нибудь мелочь в номере, нет-нет, да и выдаст.

Допустим, покупаете вы Chrysler, оснащенный автоматическими ремнями безопасности. Читаете VIN: 1C3BC41... и так далее. Сравниваете с фирменным каталогом. Вроде все сходится - тип кузова, количество дверей, объем двигателя. Стоп! Литера B на 4-й позиции, если верить каталогу, означает, что на машине должны быть обычные ремни. А автоматическим положено кодироваться в VIN буквой C.

Другой пример. BMW. Берете с рук машину с номером, допустим, WBA HC12 014 H A12345, выпущенную после 1989 года. И, обратившись к специалистам обнаруживаете, что буквы H, I, O и Q на 11-й позиции VIN фирмой BMW не используются (не используются ввиду со схожестью с цифрой 0,1 и т.д.) Если, конечно, сделку еще не успели оформить.

Или, к примеру, Nissan. Предлагают вам Patrol, у которого VIN начинается с JN1 -- это международный код производителя (В данном случае Япония). А произведена машина, как следует из документов, в Испании. Patrol испанской сборки должен иметь другой, неяпонский код - VSK.

"Географические" неточности вообще очень часты: допустим, из расшифровки VIN следует, что автомобиль сделан в таком-то городе, а при детальном анализе вдруг выясняется, что модификация с данным типом кузова и с данной комплектацией там никогда не производилась.

Еще несколько советов:

1. Большинство современных автомобилей помимо "главного" ключа - так называемого master-key, годного для всех замков (зажигание, двери, багажник и бардачок), - имеет еще и "малый" ключ. Им можно только открыть двери и включить зажигание. Это - для работников автосервиса и гостиничной обслуги, чтобы при отгоне вашей машины на стоянку и при ремонте персонал не шарил по багажнику и бардачку. Один из характерных признаков "нечистой" машины: "главный" ключ не подходит к замку бардачка. Как правило, это значит, что все замки сменили, а на бардачке - то ли забыли, то ли не стали возиться. Очень распространенная оплошность.
И еще учтите, что к машине должно прилагаться как минимум 2 комплекта ключей (есть марки, к которым дают и 3 комплекта). Если Вам предлагают только один, это верный признак того, что второй остался либо у продавцов, которые могут им воспользоваться в будущем, либо у ограбленного законного владельца автомобиля.

2. Старайтесь критически оценивать все, что продавец рассказывает о предлагаемом автомобиле. Например, если он уверяет вас, что машина привезена с Дальнего Востока, и даже подтверждает это какими-то справками - есть повод насторожиться. В наше время гнать или, тем более, везти машину по железной дороге из такой дали в Европу нет никакого коммерческого смысла. Скорее всего, это попытка скрыть ее истинную "родословную". При проверках таких автомобилей часто выясняется, что они угнаны в соседних странах или в Баку, в Баку и продаются.

3. Если продавец - не Ваш знакомый, ни в коем случае не покупайте автомобиль по генеральной доверенности. Это хотя и самый дешевый способ (никому не надо платить комиссионные), но и самый ненадежный. Если машина окажется краденой, следов сбытчика уже не найдешь.

Наиболее безопасные пути покупки подержанной машины: либо через комиссионный магазин, либо по договору о купле-продаже через ГАИ. Если продавец наотрез отказывается придерживаться официальных каналов продажи, лучше не соглашайтесь на сделку (можно сделать вид, что Вы собираетесь её оформлять в ГАИ).

4. Не гоняйтесь за дешевизной. Явно заниженная цена свидетельствует о том, что вам подсовывают либо загримированную развалюху, либо - краденый автомобиль. А может, и то, и другое сразу.

Где выбит VIN code на Вашем автомобиле.

Традиционными местами нанесения VIN являются блок и головка блока цилиндров, стойки кузова, дверные пороги, перегородка между двигателем и салоном, а у машин с рамной конструкцией (в основном это внедорожники) - еще и лонжероны.

Естественно, номера на легко доступных для обозрения местах перебивают очень аккуратно. А вот на скрытых - не всегда. Иногда, даже вообще этого не делают. В правоохранительных органах считают, что это не небрежность, а, скорее, расчет на нормальную человеческую лень (как показывает практика, достаточно верный).

Техника перебивки номеров, как правило, филигранная. Но встречаются, хоть и очень редко, грубые подделки: новые символы выбивают поверх старых, если их графика похожа. Например, 0 меняют на 6 или 9, P на R, 1 на 4 , W выбита двумя V.

Фирмы-производители иногда сами облегчают работу дельцам теневого автобизнеса, меняя технологию нанесения регистрационных номеров. К примеру, в салонах старых Ford Scorpio (на полу, рядом с порогом двери) номер не выбивался, а выдавливался штампом. Надпись получалась рельефной, и подделать ее было практически невозможно. А на новых Scorpio номер стали выбивать общепринятым способом, не деформируя стальной лист. Счистить заводскую надпись и набить на ее месте новую - полчаса работы. Угонщики по достоинству оценили столь роскошный подарок фирмы.

Идентификационный номер автомобиля выбивается не только на кузове, шасси и двигателе, но и на специальной маркировочной табличке - она либо привинчивается, либо приклепывается где-нибудь на видном месте в моторном отсеке. Если табличка на винтах (некоторые модели Mercedes), определить, меняли ее или нет, невозможно. Это, видимо, тоже подарок угонщикам. А вот к заклепкам имеет смысл присмотреться повнимательнее, лучше через лупу (на Москвиче 2141). Они должны быть маленькие и аккуратные. И вокруг заклепок - на кузовном листе и на табличке - не должно быть царапин и вмятин.

(Использованы материалы WMI Pages и FGI Ltd)

Введение

Основные положения Стандарта ISO 3779-1983

Vehicle Identification Number (VIN), в соответствии со Стандартом ISO 3779-1983, занимает первые семнадцать позиций номера кузова. В состав VIN входят три самостоятельные части: World Manufacturers Identification (WMI) - мировой индекс изготовителя, Vehicle Description Section (VDI) - описательная часть, Vehicle Identification Section (VIS) - отличительная часть

WMI представляет собой код, назначаемый изготовителю с целью его идентификации. Код состоит из трех знаков: первый означает географическую зону, второй - страну в этой зоне, третий - определенного изготовителя.

VDS - это второй раздел VIN и состоит он из шести знаков, описывающих свойства автомобиля. Сами знаки, последовательность их расположения и их смысл определяет изготовитель. Неиспользованные позиции изготовитель вправе заполнить выбираемыми по собственному усмотрению знаками.

VIS представляет собой состоящий из восьми знаков третий раздел VIN, причем последние четыре знака этого раздела обязательно должны быть цифрами. Если изготовитель пожелает включить в состав VIS обозначение модельного года или сборочного завода, рекомендуется помещать обозначение модельного года на первую позицию, а обозначение сборочного завода - на вторую.

За исключением последних четырех позиций VIN имеет алфавитно-цифровую структуру. Для его составления разрешается использовать следующие арабские цифры и латинские буквы:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z

ЗАПРЕЩЕНО использовать буквы: I, O, Q

Определение даты выпуска автомобиля

Установление даты выпуска автомобиля возможно следующими способами: по данным, зашифрованным в VIN-коде, по обозначениям на деталях, по серийным номерам кузова и двигателя и по комплектации.

по VIN коду

У большинства производителей автомобилей год выпуска указывается в системе VIN в виде букв или цифр, расположенной на 10 позиции в VIN-коде. Исключение составляет фирма FORD (европейское отделение) у которой знак года выпуска находится на 11 позиции, а на 12 - месяц выпуска.

Ниже приведена таблица знаков служащих для обозначения года выпуска.

Год

Знак

Год

Знак

Год

Знак

Год

Знак

1971

1981

1991

2001

1972

1982

1992

2002

1973

1983

1993

2003

1974

1984

1994

2004

1975

1985

1995

2005

1976

1986

1996

2006

1977

1987

1997

2007

1978

1988

1998

2008

1979

1989

1999

2009

1980

1990

2000

2010

Год различают календарный и модельный. Календарный год - год, в котором произведен автомобиль. Модельный год определяется самим изготовителем и может отличаться от календарного. Начало модельного года определяется началом выпуска новой модели автомобиля, а поэтому модельный год может существенно опережать календарный. При этом в VIN-коде указывается знак, соответствующий не текущему, а следующему календарному году (например , модельный год 1998 у фирмы Audi/VW начался в августе 1997 года).

Но точную дату можно узнать из «подстрочного» номера, т.е. последних 6-10 цифр. У разных производителей может быть разное количество символов VIN кода, т.н. номер изделия. Дату выпуска можно узнать несколькими способами: послать запрос в представительство фирмы или воспользоваться специальными программами.

… другими способами

Существует большое количество деталей автомобиля маркируемых при изготовлении специальными обозначениями времени изготовления. При решении о времени выпуска автомобиля по деталям, необходимо учитывать, что между датой изготовления детали и сборкой автомобиля может пройти срок от трех до шести месяцев.

Наиболее доступными для осмотра деталями, на которых указывается дата их изготовления следующие: двигатель, ремни безопасности, стойки амортизаторов капота и багажника, оконные стекла и некоторые пластмассовые детали.

Двигатель . Многие производители указывают дату изготовления на двигателе. Данные обозначения производятся одновременно с отливкой блока цилиндров и имеют вид выпуклых знаков. Порядок маркировки рассматривается по-каждому производителю отдельно.

Ремни безопасности . На нижней части ремня безопасности в большинстве случаев имеется ярлык, пристроченный у одного из двух краев, на котором, как правило, с помощью штампа, нанесена дата изготовления ремня. Обозначения дат бывают двух видов, например:

Аналогично содержание дат, указываемых на фиксаторах ремней безопасности, однако они имеют вид вдавленных знаков и располагаются со стороны сидений, для которых они предназначены.

Стекла . Большинство стекол имеют обозначения года и месяца изготовления. Год изготовления обозначается только одной цифрой, поэтому цифра «2» может соответствовать как 1992, так и 1982 году. Как правило, каждый производитель использует свою систему обозначений времени изготовления стекол, которые время от времени меняются.

SPLINTEX (dot 24) - Бельгия

При обозначении года используются цифры, а для обозначения месяцев - буквы, например:
F GH 7 - июнь 87
7 A BC - январь 87
январь обозначается буквой «А», далее по алфавиту до декабря, который обозначается - «М»

ВНИМАНИЕ! Стекла, поставляемые фирме «FIAT», маркируются таким образом, что январю соответствует буква «В», а декабрю - «N».

Определение изготовителя

Определить изготовителя автомобиля необходимо для: проверки соответствия времени выпуска автомобиля периоду изготовления автомобилей определенной модели; установления страны происхождения автомобиля. Существуют два способа определения изготовителя: по первым трем знакам VIN кода (WMI) или по международному коду завода-изготовителя (Herstellerschlussel - KBA).

Код завода-изготовителя можно посмотреть на заводской табличке или на оригинале документов придающихся с автомобилем, поставляющимся из-за границы.

Зная «Код изготовителя» (Herstellerschlussel - KBA) и «Код модели» (Typschlussel (TSN)) вы можете более точно определить модель автомобиля и его отдельные показатели. Следует помнить, что данные коды не являются уникальными для каждой модели и могут распространяться на несколько модификаций

Проверка контрольной цифры (9 символ VIN)

Контрольная цифра вводится специально производителем, как дополнительная защита от фальсификации VIN кода. К сожалению, не все производители используют данный символ.

Ниже, приводится алгоритм проверки контрольной цифры:

1. Берем VIN, например WBAGB330402182616, разобьем его по знакам так
W B A G B 3 3 0 4 0 2 1 8 2 6 1 6
1 2 3 4 5 6 7 8 CHK 10 11 12 13 14 15 16 17

9-ый символ - CHK - контрольная цифра.

2. Меняем буквы на цифры в соответствии с таблицей:
A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z
1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 7 9 2 3 4 5 6 7 8 9

обращаем внимание, что буквы I,O,Q не используются из-за схожести начертания с цифрами, соответственно, есть и смещение цифр.

Получится:
6 2 1 7 2 3 3 0 ? 0 2 1 8 2 6 1 6

3. Умножаем каждую цифру VIN на каждую цифру этого магического числа.
8 7 6 5 4 3 2 10 ? 9 8 7 6 5 4 3 2
CHK пропускаем.
Произведения складываем.
6*8+ 2*7+ ... +6*2 =246

4. Делим нацело полученное число на 11.
246/11 = 22, и остаток=4.

5. Остаток равен цифре в 9-ой позиции (CHK). 4=4 следовательно, VIN корректен (не перебит).
Если остаток 10, то CHK должен быть "X".

VIN-коды скоро закончатся

Мировые производители скоро исчерпают запасы свободных идентификационных номеров.
Мировые потребности в новых машинах растут столь быстро, что скоро производители исчерпают свободные идентификационные номера автомобилей (VIN).

Теоретически существует астрономическое количество уникальных комбинаций VIN, но они разбиты на блоки между странами, производителями и моделями. Поэтому количество возможных кодов для каждой страны ограничено.

Общество автомобильных инженеров (SAE - организация, ответственная за распределение кодов), хочет изменить систему, действовавшую 21 год, но это может вызвать серьезные проблемы для автопроизводителей. Добавление в VIN всего одного дополнительного знака может повести за собой многомиллионные траты на перенастройку заводских компьютерных баз данных, которые используются, в том числе, в случае отзыва автомобилей.

Есть и несколько других путей решения этой проблемы. В частности можно было бы использовать старые VIN, что может привести к еще большей путанице, или передавать часть кодов внутри каждой страны от мелких производителей крупным.

Основные данные о создании автомобиля хранятся зашифрованными в VIN-коде. Обычно данные символы прописаны в ПТС.

Что такое код ВИН? VIN- код – это идентификационный номер автомобиля.

Основные отличительные особенности идентификационного кода.

  • Имеет 17 знаков.
  • Символами, из которых состоит код, являются латинские буквы и арабские цифры (кроме I, Q, O).
  • Находится на специальных табличках в несъемных частях кузова или же просто набитым поверх детали.
  • Регламентируется стандартом ISO 3779-1983.
  • Код, идентичный расположенному на автомобиле, должен быть указан и в ПТС.
  • Обозначает основные технические характеристики автотранспорта и данные об изготовителе.

ВИН-код делится на три части:

  1. расположение завода изготовителя (три первых знака);
  2. описание основных технических данных (+6 знаков);
  3. отличительные черты (+8 знаков).

9-я цифра в коде является проверочной. Производитель вычисляет ее по особому алгоритму, исходя из существующих ранее цифр. Последние четыре символа – только цифры. В основном это порядковый номер автомобиля.

В отличительных знаках указывается модельный год изготовления. Не следует путать год изготовления автомобиля и модельный год – это разные вещи. Производитель может указывать год запуска определенной модели, который получится ранее того времени, определенного в ПТС.

Полную расшифровку кода можно узнать на специальных онлайн-сервисах. Данные порталы созданы не только для расшифровки кода, чтобы автовладелец не изучал огромную информацию по всем знакам. В автоматическом режиме можно узнать не только зашифрованные данные, но и основную информацию о нескольких важных факторах:

ВАЖНО. Желательно использовать данные сервисы при покупке автомобиля, чтобы в будущем не возникли проблемы при оформлении, в полиции, при ремонте.

Два идентификатора в техпаспорте

Все переживания по поводу наличия идентификационного кода порой бывают необоснованными. Если в ПТС VIN указан дважды, причем второй раз в графе «Особые отметки», то не стоит беспокоиться. Другой, дополнительный ВИН-кода появляется в документе по причине сборки автомобиля несколько раз:

  • Автомобиль собирается на заводе изготовителя в Европе (указывается код в «Особых отметках»).
  • Перед отправкой в Россию снимаются некоторые элементы, в том числе и двигатель.
  • В нашей стране авто собирается окончательно (присваивается основной идентификационный код).

ВНИМАНИЕ. Никаких ограничений при регистрации автомобиля два кода не имеют.

Возможно ли узнать серию документа автомобиля?

Полную информацию ПТС (серию и номер) только по VIN автомобиля узнать невозможно. Необходимо знать дополнительные данные:

  1. гос.номер;
  2. номер кузова.

На официальном сайте ГИБДД можно получить всю необходимую информацию о ПТС,а также проверить данный документ на подлинность. Для этого потребуется:


Все онлайн-сервисы ГИБДД работают бесплатно.

VIN-код – не просто случайный набор цифр. Это зашифрованная информация, которая содержит в себе основные данные об автомобиле. Без идентификационных знаков зарегистрировать транспортное средство не так-то просто. Поэтому при покупке авто следует внимательно отнестись к проверке кода, чтобы в будущем не возникло более сложных проблем.

VIN (Vehicle Identification Number) -: идентификационный номер (код ) транспортного средства это структурная комбинация из 17 знаков, присваиваемая транспортному средству изготовителем с целью его идентификации.

Первая часть кода VIN, первые три знака - это международный идентификационный код изготовителя , WMI (World Manufacturer Identifier), обозначающая изготовителя транспортного средства, которая присваивается с целью идентификации изготовителя и при использовании совместно с остальными частями кода VIN обеспечивает уникальность последнего для всех произведенных в течение 30 лет транспортных средств во всех государствах мира.

Вторая часть кода VIN - последующие 6 знаков - это описательная часть кода VIN , VDS (Vehicle Description Section , содержащая информацию, описывающую основные признаки транспортного средства.

В этой части кода VIN могут быть обозначены тип транспортного средства, варианты типа и версии.

Последняя часть кода VIN - последние 8 знаков - это указательная часть кода VIN, VIS (Vehicle Indicator Section):, состоящая из комбинации знаков, присваиваемых изготовителем для того, чтобы отличить одно транспортное средство от другого, которая совместно с VDS обеспечивает однозначную идентификацию всех транспортных средств, произведенных каждым изготовителем за период 30 лет.

Код VIN состоит из трех частей:

  • первой - международного идентификационного кода изготовителя (WMI);
  • второй - описательной части (VDS);
  • последней -указательной части (VIS).

Общая структура кода VIN схематически приведена ниже:

Примеры построения VIN приведены ниже.

В качестве символов, составляющих код VIN, используют:

  • арабские цифры - 1, 2, 3, 4, 5. 6, 7, 8, 9, 0;
  • латинские буквы - А, В, С, D, Е, F, G, Н, J, К, L, М, N, Р, R, S, Т, U, V, W, X, Y, Z.

Буквы I, O и Q не используют.

Коды WMI учитываются и контролируются Международным агентством, уполномоченным Международной организацией по стандартизации (ИСО): SAE - Обществом автомобильных инженеров .

Коды WMI присваивает компетентный орган страны, в которой находится головное предприятие изготовителя. Каждому изготовителю может быть присвоено несколько кодов WMI. Изготовитель может передать полномочия выпуска ТС дочерней компании.

Код WMI, присвоенный изготовителю, не должен быть повторно присвоен другому изготовителю по крайней мере в течение 30 лет после последнего года, когда этот код был использован.

Код WMI состоит из трех символов.

Символ первой позиции кода WMI может быть буквой или цифрой. Он обозначает географическую зону. Одной и той же географической зоне могут соответствовать несколько символов.

Символ второй позиции кода WMI может быть буквой или цифрой. Он обозначает страну, находящуюся в вышеуказанной географической зоне. Одной и той же стране могут соответствовать несколько символов. Для однозначной идентификации страны используют сочетание первого и второго символов. Комбинацию (и) первого и второго символов каждой стране присваивает Международным агентством, уполномоченным Международной организацией по стандартизации (ИСО): SAE

Символ третьей позиции кода WMI может быть буквой или цифрой. Каждому конкретному изготовителю его присваивает компетентный орган страны. Однозначную идентификацию конкретного изготовителя обеспечивают комбинацией первого, второго и третьего символов кода WMI. Для обозначения изготовителя, производящего менее 500 транспортных средств в год, на третьей позиции кода WMI используют цифру 9. Для такого изготовителя комбинацию символов, идентифицирующую конкретного изготовителя, проставляют на третьей, четвертой и пятой позициях VIS. Эту комбинацию присваивает компетентный орган страны.

Описательная часть VDS кода VIN состоит из символов (букв или цифр), размещаемых на шести позициях. Выбор символов для кодирования и их последовательность определяются изготовителем.

Если для кодирования VDS не используют одну или более позиций, на их место помещают буквы или цифры по выбору изготовителя.

В качестве описательной части идентификационного номера рекомендуется применять индекс изделия по конструкторской документации.

Указательная часть VIS кода VIN состоит из восьми символов, последние четыре из них должны быть цифрами.

По выбору изготовителя в этой части кода VIN допускается обозначать год и (или) завод сборки. При этом рекомендуется год размещать на первой позиции VIS, а завод сборки изделия - на второй. Коды для обозначения года приведены в таблица В. Если в VIS обозначен модельный год, то в документах, содержащих описание кода VIN, это следует указывать.

Год

Код года

Год

Код года

Год

Код года

Год

Код года

1971

1986

2001

2016

1972

1987

2002

2017

1973

1988

2003

2018

1974

1989

2004

2019

1975

1990

2005

2020

1976

1991

2006

2021

1977

1992

2007

2022

1978

1993

2008

2023

1979

1994

2009

2024

1980

1995

2010

2025

1981

1996

2011

2026

1982

1997

2012

2027

1983

1998

2013

2028

1984

1999

2014

2029

1985

2000

2015

2030

В случае, если изготовитель выпускает менее 500 ТС в год, третья, четвертая и пятая позиции VIS задаются национальным органом и определяют изготовителя.

Делители выбирают по усмотрению изготовителя. В качестве делителей нельзя использовать буквы и цифры, служащие для составления кода VIN, а также любые символы, которые можно было бы ошибочно принять за эти буквы и цифры. Делители применяют на границах каждой строки кода VIN.

Допускается также применять делители для разграничения частей идентификационного номера. В документах делители не используют.

Требования к нанесению кода VIN

Код VIN присваивается каждому ТС и каждому шасси его изготовителем.

Изготовитель, использующий для производства ТС покупные шасси иного изготовителя, присваивает таким ТС новый VIN, отличный от VIN покупных шасси, по крайней мере в отношении позиций VIN с первой по третью включительно. Ранее присвоенный VIN шасси должен быть сохранен на транспортном средстве.

Код VIN, указываемый в документах, должен быть расположен в одной строке без пробелов.

Код VIN на табличку, а также непосредственно на необработанную поверхность изделия (раму, шасси или часть кузова, не являющиеся легкосъемными) наносят в одну строку без пробелов или, как исключение (по техническим причинам), в две строки.

При нанесении кода VIN в две строки ни одну из трех частей номера нельзя разделить между строками. Начало и конец каждой строки должен быть обозначен делителем.

При нанесении кода VIN на табличке изготовителя в одну строку применение делителей не обязательно.

Код VIN, наносимый на транспортное средство или шасси, по возможности располагают с правой стороны в передней части транспортного средства или шасси в легкодоступном для считывания месте.

Знаки кода VIN должны наноситься ударным либо другим методом, обеспечивающим их четкость, долговечность, защищенность от изменения и исключающим их стирание.

Высота букв и цифр кода VIN следующая:

  • не менее 7 мм при нанесении на шасси, раму, кузов и другие части транспортного средства;
  • не менее 4 мм на табличке изготовителя.

Допускается дополнительно наносить на составные части транспортного средства видимую и (или) невидимую маркировку, содержащую либо код VIN, либо его описательную (VDS), и указательную (VIS) части.

Для поиска автомобилей прошедших официальное таможенное оформление в России, Белоруссии и Казахстане вы можете воспользоваться прошедших таможенное оформление в странах таможенного союза.