Авто с цепным приводом на грм. Что лучше: цепь или ремень ГРМ? Установка новой детали на двигатель

В водительском сообществе есть несколько тем, на которые можно спорить бесконечно. Одна из таких тем - что лучше, цепной или ременный привод ГРМ? Попробуем разобраться во всех плюсах и минусах обоих вариантов.

Цепь лучше?

Очень многие водители уверены в том, что лучше цепи нет ничего, цепь - это надежность. При покупке автомобиля рекомендуется отдавать предпочтение машинам, у которых цепные моторы, как более долговечным и беспроблемным. В реальности же дела обстоят не так радужно и у цепи скорее больше минусов, чем плюсов.

Сама конструкция цепного мотора делает его значительно дороже и сложнее двигателей с ремнём. Так, цепь необходимо расположить внутри блока и обеспечить достаточную смазку. Для автовладельца содержание цепного мотора обходится дороже, чем ременного, ведь стоимость цепного комплекта ГРМ примерно в три раза выше, чем ременного. Получается, что к пробегу в условные 120 тысяч владелец мотора на ремешке хоть и поменяет комплект ГРМ уже два раза, но потратит при этом значительно меньше денег.

Далеко не все цепи такие уж и прочные. Достаточно много моторов, производители которых решили сэкономить и поставили в него «велосипедную» цепь. Такая цепочка растягивается и требует замены так же часто, как и простой и дешёвый ремень. Ещё один существенный минус цепных двигателей - это шумность. Нередко даже на небольших пробегах из моторного отсека начинает доноситься лязг цепи или натяжителя.

Но и ремень тоже не безгрешен. Резина плохо переносит попадание на неё масла, дубеет на морозе, растягивается на жаре. Ремень может проскальзывать или вообще порваться, оставив автовладельца со сломанным мотором.

Что лучше?

Если у цепного приводы были исключительно минусы производители моторов давно бы прекратили его устанавливать. К несомненным плюсам можно отнести то, что цепь надёжно защищена от внешней среды, на неё не влияет ни жара, ни холод, ни грязь. В цепных моторах можно гораздо точнее выставить фазы ГРМ, что положительно сказывается на работе двигателя, особенно на высоких оборотах.

Ремень, по сравнению с цепью, стоит копейки, как и работа по его замене. Для натяжения ремня используется простой ролик, без мудрёных и не всегда работающих гидронатяжителей.

Однозначно сказать, что одно надёжнее и предпочтительнее другого, невозможно, у всего есть свои плюсы и минусы. При покупке нового автомобиля для владельца нет никакой разницы, цепной на ней мотор или ременный. Покупая же подержанную машину, вы должны учитывать, что ременные двигатели намного дешевле в обслуживании.


Фото с интернет-ресурсов

Для многих опытных автолюбителей при покупке машины одним из важных факторов является тип привода газораспределительного механизма ГРМ — цепь или ремень. Что касается новичков, то они часто игнорируют столь важный момент, считая его не существенным. На самом же деле, это важный конструктивный момент, от которого зависит эксплуатация автомобиля в будущем. Давайте разберемся, что лучше и надежнее — ремень или цепь ГРМ. Но для этого стоит понимать особенности работы каждого из них, преимущества и недостатки.

Принцип действия

Основная задача ГРМ (газораспределительного механизма) — организовывать процесс подачи в двигатель готовой топливной смеси и устранение газов после ее сгорания. Подача смешанного с воздухом топлива осуществляется через специальные клапаны, открывающиеся и закрывающиеся в строго определенный промежуток времени. К слову, за последний процесс несут ответственность распределительные валы.

В большинстве моделей авто двигатель конструктивно имеет два распредвала, которые расположены в верхней части мотора и отвечают за процессы открытия (закрытия) клапанов. Такие двигатели часто называют «DOHC». Но как осуществляется вращение этих распределительных валов? Вот здесь как раз и подключается к работе цепь или ремень ГРМ, за состоянием которых автолюбитель должен следить с особым вниманием. Данный момент очень важен, ведь от этого зависит срок службы двигателя в целом.

К слову, повреждение цепи или ремня ГРМ является очень частой неисправностью в практике многих автолюбителей. В таком случае клапаны могут не успеть закрыться, а поршни всей силой по ним ударяют. Итог — дорогостоящий капитальный ремонт. Именно поэтому надежность данного элемента является одним из ключевых факторов.

Цепной механизм ГРМ: плюсы и минусы

Теперь можно более подробно рассмотреть особенности цепи газораспределительного механизма. В чем преимущества? В принципе, оно одно, но очень существенное — долговечности. Цепи способны отходить без замены много больший километраж. Иногда можно отъездить до 350-400 тысяч километров без особых проблем в работе. Для людей, которые часто и много ездят на автомобиле это большой плюс, к примеру, тех же таксистов. Как следствие, потенциальные риски в один «прекрасный» день получить капитальный ремонт двигателя минимальны.

Но есть и недостатки — большая шумность цепи ГРМ. Конечно, в салоне с хорошей шумоизоляцией они не будут мешать, но здесь дело в другом. Многие специалисты способны вылавливать неисправности двигателя по звуку его работы. Но когда гремит цепь, сделать это практически невозможно. Кроме этого, если данный элемент все-таки выходит из строя или требует замена, то необходимо быть готовым к сложному и дорогостоящему процессу. Здесь уже сэкономить не получится.

Ремень ГРМ: плюсы и минусы

Основные преимущества данного вида привода — низкий уровень шума, в отличие от цепного механизма. Мотор с ремнем работает много тише, что позволяет опытному мастеру выявить малейшие сбои в работе. И еще, если возникает необходимость замены ремня, то сделать это намного дешевле. Именно поэтому хозяева авто с ременным приводом стараются не затягивать с заменой и делать ее каждые 40-50 тысяч километров.

Что касается недостатков, то их много больше. Как мы уже упомянули, ремни «ходят» сравнительно мало. Как показывает практика, на большинстве авто они рвутся не преодолевая 100-тысячный барьер. Именно этим и вызвана торопливость многих автолюбителей с заменой. Что касается самой процедуры, то сделать ее самостоятельно вряд ли получится — желательно ехать на специализированный сервис. Такая работа часто обходится в сумму около 25-30 тысяч рублей (единой тарифной ставки нет — много зависит от запросов СТО).

Необходимость периодичной замены ремня ГРМ дает автолюбителю много дополнительных проблем, к примеру, с поиска качественного автосервиса и магазина с оригинальными запчастями. Кроме этого, приходится постоянно следить за сроком замены ремня, дабы не пропустить момент. Если же покупается б/у авто с ремнем, то установку нового ремня лучше производить чуть ли не в первую очередь.

Так что же лучше?

После всего сказанного выше, можно делать определенные выводы. Если исходить из позиций надежности и экономии в перспективе, то цепной привод выглядит более привлекательно. Главное — при выборе автомобиля сразу интересоваться типом двигателя. Бывает, что у выбранной модели может быть только цепной или, наоборот, ременной привод.

Выводы

В любом случае наличие цепи или ремня ГРМ редко становится определяющим фактором при выборе автомобиля. Но совсем отбрасывать данный фактор также не нужно, ведь, как мы уже успели разобраться, он достаточно важен в плане дальнейшей эксплуатации. Удачи.

Какой привод ГРМ лучше? Этот вопрос входит в десятку самых философских автомобильных вопросов, вместе с левым и правым рулем, бензином или дизелем, механической или автоматической коробкой передач. Одни автолюбители будут отдавать свой голос за ременную передачу, а вторые будут отдавать предпочтение цепному механизму. Это же касается и всех вышеуказанных вопросов. Давайте вместе попытаемся разобраться какой газораспределительный механизм лучше, дешевле и в чем плюсы и минусы двух вариантов привода распределительного вала.

Сразу стоит отметить, на сегодняшний день все больше автопроизводителей переходят именно на ременную передачу и отказываются от цепи ГРМ. Но все равно у некоторых водителей остается не доверительное отношение к «эластичному» приводу. Большое количество автолюбителей, особенно старшего поколения, называют металлический вариант едва ли не вечным. Правы ли они?

Современная цепь ГРМ

Раньше цепи ГРМ были действительно беспроблемным элементом. Все дело в том, что ее как правило делали из двух, а порой из трех звеньев (рядов). Порвать такую металлическую дорожку было весьма проблематично. «Служили» они действительно сотни тысяч километров. Со временем цепь могла вытянуться и начать невыносимо звенеть, что приводило к перескоку на один-два зуба. Но даже в таком случае обрывы случались намного реже, нежели у ремней.

По сравнению с ремнем цепь шумная, вытягивается, но шумоизоляция современных силовых агрегатов позволяет убрать это недостаток быстро и качественно. В салоне «шелест» цепи практически не слышно. Стоит отметить, что старые цепные двигатели действительно надежнее, чем новые. Современные агрегаты аналогичной надежностью похвастаться не могут. Почему?

На то есть ряд причин. Сейчас двигатели очень сильно убавили в весе, стали короче и меньше в объемах. Это связано с так называемыми «нормами ЕВРО» – нужно чтобы автомобиль был легче, компактнее, соответственно потреблял мало топлива и выбрасывал меньше вредных веществ в атмосферу. Эти требования отразились и на ГРМ. Его привод также существенно облегчают.

Также сейчас все автопроизводители стараются увеличить объем салона, за счет уменьшения объема моторного отсека. Поэтому очень важно, чтобы силовой агрегат был максимально компактным. Первым от таких изменений начал страдать именно цепной привод, поэтому цепь максимально укоротили и облегчили. Сейчас она скорее похожа на велосипедную. За счет такого урезания, уменьшилась не только головка блока, но и сам блок. Поэтому отпала необходимость в большой масляной ванне (классическая цепь постоянно вращалась в масле).

На первый взгляд все отлично – цепь убавили, объемы и размеры уменьшились, масла нужно меньше, вес снизился. Отлично ведь? Но есть одно важное «НО»… такое тоненькое изделие начало рваться.
Правда, прежде чем окончательно выйти из строя, цепь начинает шуметь сильнее обычного. Многие водители не обращают на это внимание, списывают на погоду, или же попросту могут не слышать из-за хорошей «шумки» мотора. Все это приводит к обрыву цепи и дорогостоящему ремонту.

Таким образом цепь ГРМ стала таким же расходником, как и большая часть элементов двигателя. Сейчас крайне сложно встретить двигатель, в котором бы цепь менялась только при капитальном ремонте (как было раньше). Как правило, ее меняют как и ремень – от 100 000 км. Плюс ко всему, из-за сложности конструкции, диагностика цепи ГРМ сейчас очень дорогостоящая. Можно сделать вывод, что современный цепной механизм по надежности и ресурсу очень сильно приближается к ремню ГРМ.

У вас автомобиль на цепи? Не спешите расстраиваться. Да, минусов действительно много, но есть и плюсы:

  • она вращается в закрытом пространстве, практически не соприкасается с воздухом, а значит, нет мусора, пыли и влаги ускоряющей износ.
  • ей практически не важна температура. Она не боится ни холода, ни жары, в отличии от ремня.
  • точность регулировки. Цепь имеет более точный механизм регулировки, он не так сильно растягивается.
  • устойчивость к кратковременным перегрузкам.

Ремень ГРМ

Это абсолютно другая конструкция, несмотря на идентичность выполняемых функций. Выглядит ремень так – прорезиненная лента (может быть на тканевой основе или иного износостойкого материала) внутри которой есть зубцы. Эти зубцы входят в зацепления с шестернями, которые закреплены на распределительном вале.

Плюсы ременного механизма:

  • сухая конструкция. То есть, здесь нет масла. Находится за пределами силового агрегата, вращается в воздухе, хотя и закрыта специальным кожухом.
  • ремень эластичный. Он эффективно гасит колебания, которые во многоцилиндровых моторах могут влиять на ресурс валов.
  • практически отсутствует влияние температуры на работу мотора. Если масло холодное зимой, это не отражается на шумности двигателя (цепному механизму нужно разогреться для эффективного накачивания масла в гидронатяжитель).
  • тишина работы.
  • легкость диагностики и ремонта. Нет необходимости разбирать мотор, даже не нужно снимать крышку головки блока. Просто снимается защитная крышка.
  • цена ремонта. Он дешевле как в производстве, так и в замене. Сменить ремень вместе с механическими натяжителями стоит в разы дешевле, замены цепи.
  • компактность детали. Мотор с ремнями легче, короче и меньше по объему.

Отрицательные моменты:

  • загрязнение. Поскольку ремень вращается в воздухе и защищен только кожухом, на него могут попадать пыль, грязь, вода и даже масло. Все это отрицательно сказывается на его ресурсе.
  • старение и трескание. Ремень меняется не только по километражу, но и по годам. К примеру, если авто стояло длительное время без эксплуатации, а пробег всего несколько десятков километров, ремень все равно нужно менять. Его материал имеет склонность к старению и от времени он попросту трескается.
  • склонность к проскальзыванию. Во время превышения максимальной нагрузки (при резком старте с места) ремень может проскальзывать. Иногда ломаются даже зубья, которые входят в зацепление.

Итак, что же все-таки лучше: ремень или цепь? Однозначный ответ дать крайне сложно. Необходимо смотреть конкретную модель двигателя, а также условия его эксплуатации.

"Собираюсь приобрести автомобиль с цепным ГРМ. До этого сталкивался только с ремнем, большого опыта в обслуживании нет. О цепи ходит много "страшилок" о стоимости ремонта и дорогих последствиях, если его не произвести вовремя. Стоит ли брать двигатель с цепным ГРМ, или ремень все же лучше?"

На вопрос, что лучше, цепь или ремень, нельзя ответить однозначно. У обоих приводов есть как свои плюсы, так и минусы.

Начнем с "разбора" ремня. Одни из основных факторов, выступающих в его пользу, - относительная дешевизна комплекта ГРМ и простота замены. Учитывая это, работы можно проводить раньше сроков, оговоренных регламентом, что означает уменьшение шансов возникновения каких-либо проблем. Установленный срок службы ремня в зависимости от производителя может составлять до 150.000 км, но в наших условиях принято менять ГРМ каждые 60.000 км, то есть примерно раз в три года.

Ресурс ремня ГРМ в целом лучше не считать только в пройденных километрах. На него негативно воздействуют низкие температуры и загрязнения, но он также и не зависит, к примеру, от давления масла. При несвоевременной замене ремня существует риск его обрыва, что грозит встречей поршней с клапанами. Если двигатель не эксплуатируется на высоких оборотах, то бояться ремня не стоит. В противном случае все же лучше сделать выбор в пользу цепи.

В отличие от ремня цепь порвать крайне трудно - главной ее проблемой становится растягивание и перескакивание на зуб. В таком случае клапаны и поршни перестают работать синхронно, результат их "встречи" может быть плачевным для кошелька.

Главное, что отпугивает автомобилистов в цепных ГРМ, - их дороговизна. В среднем замена комплекта обходится примерно в три раза дороже, чем в случае с ремнем. Максимальная стоимость может и вовсе превышать все разумные пределы, особенно это касается V-образных двигателей. Многие автомобилисты сетуют на лязг цепного ГРМ уже после 120.000 км, в то время как другие благополучно не вспоминают о нем и после 200.000 км. В целом необходимо рассматривать отдельно взятый автомобиль индивидуально: во многих случаях ресурс цепного ГРМ рассчитан на весь срок службы двигателя, что в наших условиях означает до капитального ремонта.

При покупке автомобиля с цепным ГРМ этому узлу следует уделить особое внимание, заранее узнать цены. При осмотре авто обращайте внимание на характерный треск, лязг или цокот в подкапотном пространстве, особенно это заметно при заводке "на холодную".

А что думают сервисмены?

Андрей: "Цепь "ходит" дольше ремня в среднем в два раза независимо от модели двигателя. Соответственно и с ременными ГРМ в сервис обращаются чаще. До критических ситуаций с загибанием клапанов доходит крайне редко, это единичные случаи. Быстрее стираются звездочки, нарушается процесс газораспределения, двигатель начинает троить. Я езжу с цепью уже десятый год, никаких проблем не возникало".

Владимир: современных авто чаще всего применяются цепи. К примеру, на BMW и Mercedes ставятся только они. Но так как автопарк у нас не самый богатый, выходит, что половина автомобилей - с ременным ГРМ, половина - с цепным. В личной Audi с 60.000 километрами пробега цепь уже дает о себе знать - необходима замена. Это даже для меня был сюрприз. Регламент замены цепного ГРМ у каждого производителя свой, у кого-то он даже рассчитан на весь срок службы двигателя. К минусам, конечно же, относится стоимость замены комплекта. На один комплект цепного ГРМ приходится три замены ременного, поэтому принципиальной разницы в цене в конечном итоге нет. Своевременное обслуживание закрывает все вопросы, поэтому при выборе авто на этот параметр не советую в принципе обращать внимание".

Замена комплекта ГРМ для Infiniti FX35 обошлась владельцу в 3,5 млн рублей за запчасти и $200 за саму работу

Поэтому рекомендовать цепь или ремень нельзя, поскольку этот выбор находится на уровне противостояния "механики" и "автомата", бензиновых и дизельных двигателей. И, как правильно замечают и автовладельцы, и сервисмены, вопрос заключается не в "лучшести" привода, а в его своевременном обслуживании.

Андрей ГОРЕЛИК
Фото из открытых источников
сайт

У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы - результат вы увидите на сайте сайт..

Разбирая причины, по которым в современных двигателях , мы определили, что это происходит, когда выходит из строя привод газораспределительного механизма (ГРМ). А точнее — рвется ремень или растягивается цепь ГРМ, в зависимости от того, какой привод у этого механизма, ременной или цепной. В нашей сегодняшней статье мы обсудим, какой же из указанных приводов ГРМ надежнее.

Что было раньше – ремень или цепь?

Прежде чем рассказать, какой из типов приводов начали применять на двигателях внутреннего сгорания первым, остановимся вкратце на устройстве и значении газораспределительного механизма для мотора. ГРМ состоит из трех основных компонентов:

  • Клапаны (впускают в камеры сгорания мотора топливовоздушную смесь и выпускают оттуда продукты ее сгорания, расположены в головке блока цилиндров);
  • Распределительный вал (отвечает за периодичность фаз газораспределения, заставляя клапаны открываться и закрываться, находится в головке цилиндров);
  • Привод распределительного вала (передает крутящий момент с коленвала на распредвал, расположен между коленчатым и распределительным валом).

Привод распределительного вала появился в моторах с верхним расположением клапанов в середине 20-го века. В наиболее распространенных до этого времени нижнеклапанных двигателях вращательное усилие от коленчатого вала к распределительному передавалось через шестеренчатый механизм. Устройство верхнеклапанного двигателя с распределительным валом, который получал от коленвала через привод, позволило сделать моторы более мощными.

В первых ДВС с верхним расположением клапанов для передачи момента применялась металлическая цепь. Она была двух или трехрядной – для повышения надежности, и «ходила» при помощи роликового механизма, в составе которого были натяжители, успокоители и ограничительный палец, которые не давали цепи «играть» во время работы. Впоследствии роликовый механизм уступил место зубчатому, который обладал рядом преимуществ, одно из которых – тихая работа при высоких нагрузках. Преобразилась и сама цепь – вместо прежних двух или трех рядов использовалась однорядная цепь.

Первое применение в конструкции ГРМ ременного привода датируется 1956 годом – именно тогда цепь уступила место ремню в двигателе внутреннего сгорания, установленного на американском гоночном автомобиле Devin Sports Car.

Devin Sports Car — один из первых авто с ременным приводом ГРМ.

На то время ременные приводы ГРМ в основном использовались на , что позволяло инженерам добиться от моторов повышенного крутящего момента и мощности.

Массовый приход ремня ГРМ в автомобильную отрасль случился через три десятка лет. Сегодня большинство моделей автомобилей имеют трех и четырехцилиндровые двигатели с ременным приводом ГРМ, а цепной механизм в конструкции шести и восьмицилиндровых силовых агрегатов использует ограниченное число производителей (BMW, Toyota, Mitsubishi и прочие).

Есть еще так называемый гибридный привод ГРМ, в котором нашлось место цепи и ремню. Но широкого распространения этот тип механизма передачи крутящего момента от коленвала к распредвалу не получил.

Особенностью цепного привода является не только наличие у него системы сдержек и противовесов в «лице» натяжителей и успокоителей. Цепь нуждается в постоянной смазке и потому проходит через так называемую масляную ванну силовой установки. Ремню смазка не нужна – и это уже упрощает эксплуатацию данного механизма, в составе которого есть натяжной ролик, шкивы и каркас, ответственные за удержание ремня в «узде». В настоящее время массово используются зубчатые ремни, которые благодаря определенной форме зубцов (трапециевидные или округлые) надежно сцепляются с поверхностью ролика и шкивов, обеспечивая передачу вращательного усилия без рывков.

Разобравшись в основных отличительных особенностях цепного и ременного привода газораспределительного механизма, приступим к рассмотрению главного вопроса – положительных и отрицательных сторон каждого из них. Начнем с «пионера» — цепного привода ГРМ.

Цепь в ГРМ: достоинства и недостатки

Несмотря на то, что сегодня в большинстве случаев в конструкции данного привода ГРМ используется однорядная цепь, его считают более предпочтительным, чем ременной привод. Перечислим основные достоинства цепи ГРМ – это долговечность и надежность. Изготовленная из прочных сталей цепь практически не подвержена механическим повреждениям, она стойко переносит перепады температур и прочие погодные катаклизмы. Для двигателя с цепным приводом ГРМ такая поломка, как загиб клапанов, не характерна, хотя иногда и случается, когда автовладелец не реагирует на тревожные сигналы со стороны растянутой цепи – дребезжание, которое нельзя не расслышать даже при очень громкой работе двигателя. Ресурс работы цепи в приводе газораспределительного механизма исчисляется 100 или 200 тысячами километров. При приближении к таким значениям пробега автомобиля настоятельно рекомендуется проверить состояние цепи, натяжителей и успокоителей, а если выявится, что цепь растянулась или ролики износились – потребуется замена.

Цепь ГРМ в двигателе

А теперь остановимся на недостатках цепного привода ГРМ. Их больше, чем преимуществ, но они не перевешивают главных достоинств механизма такого типа.

Сложность конструкции – состояние цепи сложно оценить визуально, просто открыв капот, так как она находится в головке блока цилиндров и в самом блоке. Когда наступает срок проверки степени изношенности звеньев цепи или натяжителей, успокоителей или ограничительного пальца, приходится совершать ряд трудоемких операций по разборке и последующей сборке головки блока и блока цилиндра — только этот способ диагностики считается самым достоверным.

Большая масса – металлическая цепь добавляет лишние килограммы к весу двигателя, что напрямую влияет не только на динамику автомобиля, но и на такой важный показатель, как расход топлива.

Шумность – даже новая, хорошо натянутая цепь издает при работе ощутимый шум, который (особенно на дизельных двигателях) можно заглушить, применив довольно плотные шумоизоляционные материалы моторного отсека.

Дорогое обслуживание – стоимость цепи и других деталей привода довольно высока, а работа по их замене тоже обойдется владельцу машины с двигателем с цепным приводом ГРМ в копеечку.

Ремень в ГРМ: плюсы и минусы

В противовес цепному приводу газораспределительного механизма, ременной привод обладает рядом положительных свойств, благодаря которым он и получил столь широкое распространение в современном двигателестроении.

Ремень ГРМ

К его очевидным плюсам относятся:

Простота конструкции – ременной привод не нуждается в смазке, его механизм состоит из деталей, которые легко заменить, не прибегая к помощи специалистов.

Легкий вес – ремень изготавливается из стекловолокна и неопрена, которые обладают небольшой массой. Вкупе с легковесными роликами и шкивами ременной привод ГРМ позволяет снизить массу двигателя, что положительно сказывается на динамике автомобиля и топливном «аппетите» его силового агрегата.

Тихая работа – эластичный ремень не издает шума, характерного для металлической цепи, благодаря чему обеспечивается акустический комфорт в салоне автомобиля.

Дешевизна обслуживания – стоимость ремня и других деталей такого привода намного ниже, чем цепи и других элементов такого механизма ГРМ. Простая конструкция привода обеспечивает доступ ко всем его элементам, что снижает затраты на обслуживание ГРМ.

Наряду с такими положительными качествами, у ремня ГРМ имеется одно отрицательное свойство – несмотря на кажущуюся прочность конструкции, он подвержен разрывам в самое неподходящее время. Как правило, это происходит по причине скорого износа ремня или деталей привода под воздействием высоких или низких температур, загрязнения его поверхности, работе двигателя с повышенной нагрузкой. Ресурс работы ремня по регламенту многих автопроизводителей не превышает 50 – 60 тысяч километров: на таком пробеге рекомендуется заменить все движущиеся части механизма. Кроме того рекомендуется периодическая (раз на 10 тысяч километров пробега) проверка состояния ремня. Если этого не сделать, то в результате обрыва ремня у двигателя могут погнуться клапана, а это, в свою очередь, чревато дорогостоящим ремонтом.

Напоследок, совет: какому бы типу привода ГРМ вы не отдавали предпочтение, периодически проводите проверку состояния цепи или ремня и при необходимости заменяйте изношенные детали этого узла на новые.