Аэропортный автобус. Новая техника в "Домодедово"

Еще в 1999 году минчане выпустили модификацию низкопольного МАЗ-103, приспособленную для перевозки пассажиров в аэропорту, но это была всего лишь адаптация привычного городского автобуса с уменьшенным числом мест для сидения.

Слухи о том, что на МАЗе идет разработка аэродромного автобуса, появились два года назад. Однако в то время заводу необходимо было реализовать несколько более важных автобусных проектов, в частности освоить серийное производство небольшого МАЗ-256 и готовить к демонстрации модель туристического «лайнера» МАЗ-251.

Сегодня в Европе производством настоящих перронных автобусов занимаются всего две фирмы – это Cobus и Neoplan. С выпуском нового низкопольного автобуса МАЗ-171075 Минский автомобильный завод стал первым предприятием на просторах бывшего Советского Союза, выпустившим транспорт для перевозки пассажиров в аэропорту. Главная задача этих машин – перевозка больших групп улетающих пассажиров от здания аэровокзала к трапу самолета, а также доставка прибывших пассажиров к терминалу. Авиапассажиры в салоне такого автобуса проводят самое большее десять минут, поэтому число сидений здесь минимально, при том что за счет непривычно большой ширины корпуса и солидных размеров накопительных площадок даже стоящие с вещами пассажиры не чувствуют себя стесненными. Широкие двери, расположенные по обеим сторонам, позволяют людям быстро выйти или зайти. Именно поэтому аэродромные автобусы шире, длиннее обычных городских машин, и число дверей у них больше.

МАЗ-171 – это настоящий перронный автобус, отвечающий всем требованиям, предъявляемым к машинам такого класса международной организацией ИКАО. К их числу относится пассажировместимость, соответствующая тому числу людей, что способен вместить крупный авиалайнер, отсутствие ступенек при входе, двери по обе стороны автобуса, определенная высота входной двери, высота прохода и ряд других параметров.

Автобус выполнен по традиционной схеме для перронных автобусов: это переднемоторная компоновка с передним приводом, четырехцилиндровый 170-сильный двигатель Deutz BF4M1013FC (E3) мощностью 170 л.с., соответствующий нормам Euro 3. Получается, что МАЗ-171 стал первым белорусским переднеприводным автобусом большой вместимости. Его комплектуют автоматической коробкой передач ZF 5HP502. Передний ведущий мост для автобуса – от фирмы Kessler. Подвески ведущего и заднего мостов – пневматические, что вкупе с длинной базой (7120 мм) и широкой колеей в 2142 мм обеспечивает МАЗ-171 великолепную плавность хода. В связи с тем, что силовой агрегат, коробка передач и ведущий мост находятся в передней части машины, пол пассажирского салона получился очень низким и абсолютно плоским на всем протяжении. Из технических подробностей добавлю, что автобус оборудован системой многоточечной централизованной смазки.

Номинальная вместимость МАЗ-171 составляет 122 человека (при средней загрузке 5 человек на квадратный метр). Поскольку в аэродромном пассажирском автотранспорте нет необходимости в местах для сидения, они предусмотрены только для пожилых людей и инвалидов.

Высота пола автобуса над уровнем дорожного полотна составляет 300 мм, поэтому посадка-высадка пассажиров проходит легко и непринужденно. Этому способствуют и шесть широких дверей (шириной 1200 мм), расположенных по три с каждой стороны машины. Для водителя и сопровождающего предусмотрены отдельные двери в передней части корпуса.

Дизайн белорусского перронного автобуса выдержан в том же стиле, что и дизайн недавнего городского автобуса второго поколения МАЗ-203, и у обоих модная округлая оптика фирмы Hella. Внешность получилась довольно привлекательная и запоминающаяся. Передняя и задняя панели выполнены из стеклопластика. Отдельно надо сказать о необычном широком цельном ветровом стекле. Подобного никто и никогда в СНГ не выпускал. Давний партнер минчан могилевская фирма УЧПП «КуВо» разработала и изготовила для автобуса специальное стекло. Единственная трудность состояла в том, чтобы найти для него подходящий, больший по размерам стеклоочиститель. Его закупили у испанской фирмы Doga.

В описании салона преобладают два прилагательных – просторный и широкий. Впечатляют размеры накопительных площадок. Пассажирских сидений в салоне всего шесть, и установлены они по одному возле каждой входной двери. Система поручней развитая и протяженная: они установлены как вдоль салона, так и поперек, а также в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. На каждом поручне по восемь петель-ремешков.

Кабина отделена от пассажирского салона прозрачной перегородкой, и в ней справа от водителя есть место для сопровождающего. Приборная панель заимствована от городской модели МАЗ-103, что само по себе странно, поскольку сам «аэродромник» выглядит вполне современно и модно. По-видимому, автобусостроители поторопились или решили сэкономить, так как интересные дизайнерские идеи новой приборной панели уже существуют, и мы их видели в автобусе МАЗ-203.

В кормовой части автобуса установлена видеокамера заднего обзора. Сбоку от приборной панели водителя поместили монитор, передающий изображение с этой камеры. Для машин таких размеров это оборудование – необходимость. Вопрос возник сам собой: почему в качестве монитора использован ящик, подобный тем, что выпускали много лет назад? Ответ оказался простым. Сначала хотели установить малогабаритный и плоский аналог, произведенный в Азии, но эта техника теплолюбива и отказывается работать при температуре ниже 0 °С. Поэтому и поставили емкий, но надежный монитор, созданный, как и вся система заднего видеонаблюдения, гродненским предприятием «Мираж». Теперь и при минус 45 °С водитель получит четкую картинку с «кормы».

Низкая посадка

В стандартный комплект оснащения кабины входит кондиционер. Для создания нормального микроклимата установлены шесть «крышных» вентиляторов, но по желанию заказчика кондиционер могут установить в салоне. Для соблюдения мер безопасности, предусмотренных в аэропортах, в крышу перронного автобуса встроены проблесковые маячки.

Габариты автобуса рассчитывались максимальные, однако с учетом его возможной доставки к месту эксплуатации по железной дороге. Длина машины 14 400 мм, ширина – 3150 мм, высота – 3170 мм. Полная масса – 22 000 кг, максимальная скорость – 50 км/ч. Размерность шин – 385/65 R22,5. Интересно, что индекс новинки МАЗ-171 начинается на единицу, но по всему видно, что машина относится к автобусам второго поколения. Как прокомментировал этот казус один из представителей конструкторского бюро автозавода, «перронный автобус был задуман еще в те времена, когда второе поколение таких машин существовало только на бумаге. Но это, в принципе, не главное. Мы уже видим пути модернизации этой машины, которые в не столь отдаленном будущем претворим в жизнь. МАЗ-171 – это наш первый перронник, так сказать, отправная точка, поэтому в индексе первой цифрой и оставили единицу, хотя, конечно, МАЗ-171 – это автобус самого что ни на есть второго поколения».

Специалисты по маркетингу Минского автомобильного завода провели исследование рынка перронных автобусов, поэтому их представления о потенциальных объемах возможных продаж таких машин в Белоруссии, России, Украине, странах СНГ и дальнего зарубежья вполне ясны. Например, в Белоруссии возможна реализация только двух таких автобусов. В России – несколько десятков.

Ожидаемый спрос могут сформировать аэропорты зарубежных стран, поскольку в Европе до сих пор было только два производителя подобной техники и цены на эту специфическую продукцию достаточно высокие. Вот почему минский перронный автобус вполне успешно сможет побороться за заказы на рынках европейских стран. В любом случае очевидно, что перронные автобусы станут выпускать только по заказам.

В ближайшие месяцы МАЗ-171 протестируют в одном из центров сертификации наземного транспорта гражданской авиации России. Перед этим в течение нескольких недель он будет демонстрировать свои возможно-сти в Национальном аэропорту Минск-2, а затем должен выдержать комплекс испытаний в реальных условиях эксплуатации в одном из крупных международных аэропортов Москвы.

По техническим параметрам новый автобус не уступает известным мировым аналогам, у него великолепный современный дизайн, серьезный технический уровень, и он сможет успешно работать в любом международном аэропорту мира.

На этой неделе в аэропорту Домодедово снимали передачу о спецтехнике для телеканала «Авто плюс». Давайте посмотрим, как снимают репортажи, а заодно поближе рассмотрим один из видов специальной техники, с которой чаще всего имеют дело пассажиры. Речь пойдет о перронных автобусах.

Перронный автобус Neoplan 9122L

Перронные автобусы мало похожи на те, что ездят по улицам городов. Их задача - перевозить пассажиров на небольшие расстояния и обеспечивать быструю посадку и высадку пассажиров. Поэтому у них большие широкие двери с обеих сторон, низкие полы и другие особенности, о которых мы и узнаем.

Чтобы посмотреть на автобус и при этом не мешать работе аэропорта, отправляемся на одну из дальних стоянок. По пути любуемся на работу всех видов спецтехники. Вот идет уборка рулежных дорожек.

Телевизионщики любят эффектные кадры. Вот они записывают стэнд-ап - подводку к сюжету. Для этого выбран свободный трап.

Мимо проезжает другой трап, другой конструкции.

Вот и автобус, о котором будут снимать сюжет. Кстати, обратите внимание на то, как расчищена поверхность стоянки.

В стороне выруливают самолеты, идущие на взлет. Мимо проезжают перронные автобусы разных моделей и конструкций.

Этот Neoplan - один из самых современных. С увеличением вместимости самолетов, растет и вместимость автобусов.

Технические характеристики:
Модель Neoplan Airliner N 9112 L
Габаритные размеры, длина / ширина / высота: 14720/2750/3000
Колёсная база: 8210 мм
Клиренс: 120 мм
Общая пассажировместимость: 136 человек
Двигатель: MAN D0836 LOH
Система контроля за выбросами, тип Евро-3
Мощность, кВт / л.с.: 162/220
Максимальная скорость: 125 км/ч

Тем временем, репортеры снимают автобус со всех ракурсов во всех деталей. Наблюдать за работой корреспондентов «Авто плюс» очень интересно: обычно журналисты уделяют внимание самолетам, сегодня работают истинные ценители автотехники. Каждая деталь изучается внимательнейшим образом, очень часто звучат восторженные возгласы. Взлетающие самолеты для автокорреспондентов не более чем антураж.

Ведущий программы Александр Добин занимает место водителя автобуса. Осматривает с неподдельным интересом. По словам Александра, управление очень понятное и простое. Через пару минут ведущий запросто открывал двери автобуса.

Детали: фары на автобусе, выглядят очень стильно.

Внутри салона никаких излишеств, но, в то же время комфортно, летом работает кондиционер, зимой отопление. Мест немного - для самых уставших пассажиров.

Автобусы оборудованы пандусами для пассажиров, передвигающихся на колясках. Интересный момент, выхлопные газы выводятся в сторону противоположную той, с которой открываются двери.

Табличка около колеса. У обычных легковушек давление в шинах в 4-5 раз меньше.

Логотип аэропорта Домодедово. На микроавтобусах можно увидеть логотипы авиакомпаний или служб, на перронных автобусах - только Домодедово.

Интересное оборудование у репортеров: камера на присоске. Когда автобус отправится в путь, за рулем будет сидеть не ведущий, а водитель. Но кадры «от первого лица» войдут в передачу.

Телеведущий явно не хочет покидать кресло водителя. Но надо снять всё и рассказать об этом зрителям.

В определенном режиме двери автобуса можно открывать не только изнутри, но и снаружи. Для этого служит сенсорный датчик около двери.

После финальных слов, съемка сюжета подходит к концу. Остается снять эффектные кадры с движущимся автобусом.

На этом рассказ о перронном автобусе у нас и у репортеров «Авто плюс» подходит к концу. Передача выйдет в эфир через несколько недель, речь в ней пойдет не только о перронных автобусах.

К принимающему на борт пассажиров самолёту или, также, от высаживающего пассажиров самолета к аэровокзалу .

Применение

Для таких целей довольно часто используются обыкновенные городские автобусы, которые привозят пассажиров из аэровокзала (особенно с городского - удаленного от аэропорта) непосредственно к воздушному судну . Также во многих аэропортах есть собственные, созданные по специальному заказу, вагоны-автобусы. Они, как правило, имеют большу́ю вместимость, малую высоту пола и широкие двери - пассажирам с багажом за счёт этого легче входить в автобус и выходить из него .

Также многие аэропорты мира используют гибриды перронных автобусов и самоходных авиатрапов - автобусы-трапы.

Однако гораздо удобнее в использовании крытые переходы (телескопические трапы), к которым и выруливает воздушное судно, по которым пассажиры прямо из салона авиалайнера попадают в то или иное здание аэровокзала . В этому случае перронные автобусы аэропортом используются как дополнительное средства доставки пассажиров от аэровокзала к самолетам и от самолетов к аэровокзалу. Например, довольно часто наиболее быстрый способ снять пассажиров с самолета, совершившего в аэропорту внеплановую посадку - высадить пассажиров на стоянке на летном поле и далее доставить их на аэровокзал аэродромным перронным автобусом не дожидаясь освобождения одной из перронных гелереи-трапа. Также перронные автобусы нередко используются и современным крупными аэропортами для перевозки пассажиров между аэровокзалом и сравнительно маломестными (обычно не более 100 пассажиромест) бортами. А перрон (или перроны, если их несколько) в этому случае обслуживать только самолёты с большей пассажироемкостью.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Перро-Гирек (кантон)
  • Пэрротт, Тревис

Смотреть что такое "Перронный автобус" в других словарях:

    Автобус - У этого термина существуют и другие значения, см. Автобус (значения). Автобус Сочленённый городской автобус Ikarus 280 … Википедия

    Автобус дальнего следования - … Википедия

    Школьный автобус - Классический американский школьный автобус Blue Bird Conventional Школьный автобус автобус, предназначенный для организованной перевозки детей к учебным заведениям, а также к местам пров … Википедия

    Рельсовый автобус - … Википедия

    Направляемый автобус - (англ. guided bus), или шпурбус (нем. Spurbus), автобус, троллейбус, дуобус (используются комбинированные термины шпуртроллейбус или шпурдуобус), автоматически удерживаемый на траектории своего движения специальными направляющими… … Википедия

о новом перронном автобусе в нашем аэропорту. Но было бы неправильным оставить без внимания Neoplan N9012L, который трудиться тут уже очень давно, с рубежа веков) Лично мне, он очень нравиться и формой и содержанием. И я был рад увидеть его в новой ливрее "Саратовских авиалиний". "Новая" от слова "первая") До этого автобус имел заводскую окраску, с нанесёнными логотипами авиакомпании.

Автобус Neoplan N9012L выпускался с 1997 года по 2007 год. Наш экземпляр, примерно 2000 года. Он один из 4-х в своей линейке. Различались они шириной (9012 узкий, 9022 широкий) и длинной (L = длинный). Наш 9012L - длинный и узкий. У него, как и у МАЗа по 3 двери с каждой стороны. У коротких собратьев - по две. Автобусы этой серии очень популярны и их можно встретить в аэропортах по всему миру. Хотя, сейчас их заменяют на более новые Neoplan VISEON 9112L или другие из той же серии.

1. Вот так вот он выглядел раньше.


2. Вот такой он яркий теперь.


3.

4. Длина Неоплана 14 330 мм, ширина 2 650 мм. Для сравнения, габариты МАЗа: длина 14 400 мм., ширина 3 150 мм.. Кстати, в широкой версии эта модель Неоплана была бы сопоставима по ширине с МАЗом (3 160 мм)

5. Вот тут можно хорошо заметить эту разницу в полметра по ширине. Оба автобуса выровнены по левому борту.

6. Дизайн, конечно, свойственный концу 90-х, но, есть в нём что-то привлекательное. Особенно, скруглённые борта.

Колёса не закрыты "юбками", опять же у этой, узкой, модели. (Я так понимаю, что "юбки" призваны сгладить перепад ширины, так как колёса у широких моделей оказываются глубоко посажены внутрь корпуса, что выглядит не очень.) Двигатель расположен спереди, снизу перед колесом видны решётки для охлаждения. Интересно выполнено остекление водительской кабины. Да и в целом внешний вид, говорит о вдумчивой работе дизайнеров. Кстати, несмотря на размеры лобового стекала, его очищает всего один "дворник".


7. Окна пассажирского салона слегка тонированы и имеют узкие форточки.


8. Как и положено перронному автобусу - Неоплан низкопольный по всей площади салона. Клиренс порядка 28 см (на 2 сантиметра меньше чем у МАЗа) позволяет легко и быстро заходить внутрь.

9. Салон рассчитан на 132 стоячих пассажира. Это, кстати, на 10 человек больше, чем заявлено у МАЗа. И тут нет отдельных сидячих мест. Те же 6 человек могут разместиться на длинном диване. На крыше установлены порядка 8 вентиляторов. Они скрыты под облицовкой потолка, но время их выдало)

И главная особенность Неоплана - огромные окна. Можно заметить, что они тут от пола до потолка.


10. А это заднее окно - one love!


11. Удобные ручки на поручнях.


12. Прозрачные люки.


13. Заглянем в кабину.


14. Рабочее место водителя. Хочется отметить, что тут панель выполнена единым целым, и больше похожа на панель легкового автомобиля, нежели на панель автобуса или грузовика. Кабина, кстати, одноместная, в отличие, от кабины МАЗа. Сопровождающий едет вместе с пассажирами в салоне.


15. Спидометр.


16. По правую руку управление освещением и прочими удобствами. Шесть кнопок открывания дверей, далее селектор коробки передач. Ниже, с часами, блок управления предпусковым подогревателем Webasto. В самый суровый мороз водитель будет садиться в уже прогретый автобус с обогретой кабиной. И всё это без запуска двигателя и по таймеру. Сверху расположились магнитола Blaupunkt Coach CRD 41 и блок управления источниками видео и звука для салона Blaupunkt Coach Control Amplifier CCA 41. В отличие от более современного МАЗа тут нет камеры заднего вида и связи "пассажир-водитель".


17. Персональный вентилятор)


18. Тигра)


19. Вид на пассажирский салон из кабины водителя.


20.


21.

Вот такой вот Neoplan 9012L. Несмотря на возраст, этот автобус, надеюсь, ещё долго будет работать в аэропорту. Красивый снаружи и удобный внутри.Обновлённый внешний вид пошёл ему на пользу. Ливрея удачно легла на корпус и сделала его более запоминающимся. Интересно, а МАЗ так нарядят? Думаю, пассажиры могут теперь делать селфи не только на фоне оранжевых самолётов)

Спасибо "Саратовским авиалиниям" за помощь в проведении съёмки.

A феврале этого года, в аэропорту "Саратов-Центральный" появился новый перронный автобус. Я его сам тогда не видел, но по слухам это было что-то большое и белое. Не скажу, что я за ним охотился, но посмотреть хотелось, а на глаза он мне не попадался. И вот вчера, состоялась наша с ним первая встреча

1. Вот он какой мордатый) Он шире своего напарника Неоплана. И, в целом, производит солидное впечатление. В аэропорту уже есть один МАЗ, но он маленький и городского типа. Его иногда пускают на обслуживание небольших рейсов, но в основном, он используется для сотрудников.

2. Клиренс очень низкий. На обычных российских дорогах ему делать нечего, а на перроне самое то. Позволяет быстро войти и выйти, а так же чемоданчик легко переставить внутрь.

За чистотой лобового стекла водителю помогают следить три больших "дворника". Оптика современная. Примерно такая же, как на городских моделях.


3. Автобус имеет 6 двустворчатых дверей для пассажиров, по три с каждой стороны. Такое расположение является стандартом для аэродромного "шатла". Можно подъезжать к самолёту любым боком. А вот "юбки" скрывающие колёса, есть не у всех. МАЗ с ними замечательно выглядит. При движении, не смотря на габариты (14400 / 3150 / 3200 мм) он выглядит парящим над асфальтом перрона.


4. В отличие от городских собратьев, у МАЗ-171 мотор расположен спереди, и ведущие колёса, кстати, тоже, поэтому сзади нет привычной крышки капота. Вся задняя площадка отдана в распоряжение пассажиров.


5. Камера с функцией ночной подсветки. Водитель видит всё что происходит позади автобуса.


6. Заглянем внутрь.


7. Тут минимум сидений. Их всего 6. По-сути они такому автобусу и не нужны. Зачастую, люди после полёта наоборот хотят ноги размять. Да и поездка по перрону занимает минимум времени. Зато много места для ручной клади. Автобус вмещает порядка 120 пассажиров, что сопоставимо с вместимостью обслуживаемых у нас судов. По центру потолка можно заметить 6 крышных вентиляторов. Стёкла имеют коричневую тонировку. От солнца хорошо спасает, а вот любителям поснимать самолёты на ходу, придётся потом долго баланс белого корректировать)


8. Вот такой вид открывается пассажирам, когда они подъезжают к своему самолёту.

9. А вот такой вид открывается непосредственно у воздушного судна)

Пойдём, посмотрим, что там у водителя в кабине делается.


10. Водительская кабина двухместная. По центру расположен моторный отсек. Автобус комплектуется двигателем Deutz на 170 л.с. и автоматической коробкой ZF 5HP 502-C. В целом, кабина оставляет приятное впечатление, тут всё на местах и качество подгонки деталей вполне приличное.


11. Панель приборов схожа с панелью городского МАЗ-103 и несёт на себе кучу индикаторов в верхней части. Слева расположены переключатели, отвечающие за освящение и вентиляцию. В правой части, можно увидеть кнопки переключателя автоматической коробки.


12. Спидометр и тахометр.


13.


14. В правой части расположены кнопки изменения клиренса, включение мигалки и какие то кнопки для звуковой трансляции. Интересный момент. Кнопки открывания и закрывания дверей находятся по обе стороны от руля. И управляют дверями с соответствующих сторон. Их 4 на сторону, так как одна из них управляет сразу всеми тремя дверями.


15. Связь пассажиров с водителем.


16. Стояночный тормоз.


17. А это экран задней камеры. Угол достаточно большой, что бы увидить прпятствие.


18. И микрофон.


19. Вот такой вид открывается водителю, когда он решает окинуть взглядом салон.


20. Вроде, всё посмотрели. Пора на выход.


21. А автобус покатил по делам. Вот он привёз пассажиров, вылетающих в Москву, к самолёту.
Мне автобус понравился. Аккуратный, вместительный, современный. Думаю, пассажирам будет в нём удобно и зимой и летом.


22. А это - то о чём я расскажу в следующем посте. Да, это трудяга Neoplan, только теперь он в новой ливрее!

Спасибо "Саратовским авиалиниям" за помощь в проведении съёмки.